Культы древнего египта кратко

Обновлено: 02.07.2024

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела — тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение спящего. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших гробницах. Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу.

Погребальный культ(тут короче много но вы там говорите бла бла бла мы фильм же смотрели=)))

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.




Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Культ предков

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни.

Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела — тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение спящего. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших гробницах. Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу.

Погребальный культ(тут короче много но вы там говорите бла бла бла мы фильм же смотрели=)))

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Как и у многих древних народов, мировоззрение древних Египтян было религиозно-мифологическим. Религия проникала во все сферы жизни и определяла своеобразие древнеегипетской культуры и искусства.

Египтяне верили во множество богов, то есть были политеи́стами (язычниками) . Каждый бог имел определенную функцию и отождествлялся с каким-либо природным или жизненным явлением. Боги Древнего Египта были зоомо́рфны, то есть обладали чертами животных и, чаще всего, их изображали с телом человека, а головой зверя или птицы, являющихся священным воплощением этого божества.

На изображениях боги Египта часто держат в руках особый предмет – анх крест с петлей в верхней его части. Это символ жизненной силы богов, делающей их бессмертными.

Верховным богом Древнего Египта считался бог Солнца , имевший разные имена и разные воплощения. Например, утреннее солнце звалось Хепри (его символом был жук-скарабей), в зените оно было Ра (изображался как человек с головой сокола), а на закате именовалось Атумом (иногда изображался с головой барана).

Его детьми считались почти все остальные боги Египта. Приведём таблицу с именами, функциями и священными животными наиболее популярных из них.

Для объяснения важных природных явлений и картины мира в целом, египтянами была разработана сложная мифологическая система. Особенно популярными были мифы солярного (солнечного) цикла объясняющие смену времени суток и сезонов года.

Важнейшее значение для египетской культуры имел следующий миф этого цикла: бог Солнца - Ра на своей ладье днём плывет по небесному Нилу (небосводу), а вечером, уже в виде Атума , спускается в Нил подземный – загробное царство Дуат (поэтому наступает темнота), где он пребывает 12 часов до рассвета.

В этом путешествии по загробному миру его ждут тяжелые испытания - он попадает в царство ужасного змея Апо́па , который проглатывает воду подземного Нила, чтобы помешать восхождению Ра на утренний небосвод. Великий Бог начинает битву, в которой побеждает страшного змея. В положенный срок на небе вновь виден солнечный диск бога Хепри.

Ежедневный уход солнца в загробный мир, по мнению египтян, был подобен смерти, а его восход, воспринимался как акт воскрешения. Именно это определило особенность египетской культуры – неприятие смерти, как полного исчезновения, но восприятие её, как возможности перерождения для лучшей - вечной жизни.

Особое отношение к смерти, как переходу от земной жизни к вечной, породило заупоко́йный культ и мифологию, связанную с ним.

Для того чтобы понять, зачем нужно было сохранять телесную оболочку, надо знать, о представлениях древних египтян о душе.

Согласно древнеегипетским верованиям душа человека представляла собой несколько самостоятельных субстанций (частей). Обычно исследователи этой темы выделяют главные из них:

Ба – собственно душа, изображаемая зачастую в виде птицы с головой человека; сердце (его амулетом был скарабей); тень ; воля; собственное имя - Рен; дыхание - Шу; и, наконец, Ка – жизненная сила человека, его двойник-призрак.

Ка и Ба являлись главными действующими героями заупокойного культа.

Когда человек умирал, Ка продолжала жить, но возможность её дальнейшего существования зависела от сохранности тела умершего хозяина. Если тело по каким-либо причинам не было сохранено, Ка , не найдя своего пристанища, становилась вечно скитающимся призраком, не знающим покоя. В этом случае Ба умершего - не могла достигнуть Загробного Мира и попасть в страну блаженства.

Если же тело оставалось нетленным, Ка могла (при определенных условиях) вернутся в него, а это было залогом счастливого существования души Ба в загробном мире, и возможного воскрешения усопшего для земной жизни.

Таким образом, в Древнем Египте появился обряд мумифика́ции .

Такое необычное отношение к смерти и вера в возможное воскрешение поддерживались самым, пожалуй, важным для всей египетской культуры мифом - о боге Оси́рисе .

Согласно этой легенде, Осирис (иногда произносят Озирис ), первый царь Египта, был умерщвлён своим братом Сетом , и тело его было сокрыто. Жена Осириса – Иси́́да (Изида) - после долгих поисков нашла тело умершего супруга и с помощью магии оживила его.

Сын Осириса и Исиды – Гор (Хор) , пожертвовал для обряда воскрешения своим Оком. Затем он сверг своего дядю – Сета с незаконно занятого им престола. Сам Гор после этого становится Царем Мира Живых и воплощается в бога Солнца. Осирис занимает престол в Царстве Мертвых.

Отметим, что верховные правители Египта – фараоны , при жизни считались детьми Гора и воплощением бога Солнца на земле, а после смерти они отождествлялись с Осирисом , и продолжали царствовать в вечности.

Итак, как только человек умирал, его тело мумифицировали (существовало несколько способов мумификации, соответственно социальному положению и материальному достатку умершего). Обряд мумификации проводил жрец, надевавший маску бога Ану́биса – проводника души в Загробный Мир.

Сама же душа усопшего, в сопровождении этого бога, отправлялась на Суд Осириса.

Труден был путь, везде подстерегали опасности, поэтому умерший, должен был знать большое количество молитв и заговоров, призванных помочь ему преодолеть все преграды. Эти заклинания записывались многократно на стенах гробницы и на специальных свитках, которые клались в саркофаг умершего. (Эти тексты получили название "Книги мертвых", "Тексты саркофагов", "Тексты пирамид", "Тексты гробниц")

Преодолев все препятствия, душа умершего попадала на Суд. Здесь её ждал сам Осирис и ещё 42 бога.

Каждое его слово записывалось богом знаний То́том.

Праведников ожидало блаженство на райских полях Иа́лу (Илу, Иару). Грешников же пожирало чудовище Амт – гибридное существо с мордой крокодила, передней частью туловища льва и задней частью тела бегемота. Это было страшным наказанием – грешник, таким образом, лишался вечности, к которой так стремился при жизни.

Как уже было сказано раньше, такая своеобразная религиозная традиция древних египтян повлияла на все, без исключения, стороны их жизни и культуры.

Каким образом? Я расскажу об этом в следующий раз.

Кстати, если вам интересна тема, то вы можете посмотреть этот сюжет моего канала на ютубе. И не забудьте подписаться и поставить лайк. :)))

Об особенностях древнеегипетской культуры и искусства читайте в следующих моих статьях, посвящённых этой теме:

Кстати, такие же краткие сведения о различных мировых религиях, вы можете найти в моих публикациях:

Сегодня мы рассмотрим культуру Древнего Египта — кратко. Сначала, что такое цивилизация? Цивилизация — это совокупность взаимодействующих между собой различных частей жизни общества в целом (религия, культура, искусство и пр.). Если говорить о культуре древнего Египта кратко, то можно сказать, что эту древнюю культуру мы ощущаем до сих пор. Это и различные памятки архитектуры которые сохранились в хорошем состоянии и через тысячи лет, и большие труды астронавтов, и очень очень многое другое.
Неоценим вклад Египта в развитие математики, медицины, астрономии.

Культура древнего Египта - кратко

Язык и письменность древнего Египта

Одним из величайших достижений культуры Египта является письменность. До нас дошли очень много документов записанных на старинных папирусах и вытесанных в камне.

Нам не повезло застать в наше время носителя языка того времени, поэтому в 1822 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон очень профессионально справился с задачей расшифровки языка.

Культура древнего Египта - кратко

Язык древнего Египта является самым древним языком в мире. Он получил письменность — самые древние тексты датируются 4-3 тысячелетия до нашей эры. Египтяне были очень культурно развитыми людьми. Они хорошо ориентировались в арифметике, использовали в своих расчетах числа 5,6 и даже 7 порядка. Благодаря их письменности родилась и литература. Литература древнего Египта включала в себя и стихи, поэмы, религиозные гимны, биографии фараонов. Множество известных философов подарил нам Египет.

Искусство древнего Египта

Изобразительное искусство появилось в самом начале развития египетской цивилизации. Тогда уже были разработаны принципы изображения, а также технологии по которым наносились изображения. Принципом изображения была — простота рисунка в двумерном виде. Именно благодаря простоте создается ощущение порядка и баланса рисунка. Картины, фрески были нанесены на стены храмов, гробниц, дворцов некоторые изображения сохранились и до наших времен и, практически, без потери цветов.

Культура древнего Египта - кратко

Религия древнего Египта

В культуре Египта не наблюдалось какой-то одной единой религии. Существовало большое количество культов, что посвящались каким-то одним богам. Но в это же время, во времена правления фараона Эхнатона, была проведена реформа религии, по которой была определена идея единобожия. Божества, как правило, являлись покровителями природных сил и божественных явлений.

Говоря о наследии древнего Египта самым важным нужно отнести десятичную систему исчисления, которой мы пользуемся и по сей день.

Религия Древнего Египта – одна из самых древних религиозных систем в истории человечества. Одной из самых известных цивилизаций древних времен была египетская цивилизация. В своём развитии она прошла долгий путь от примитивных верований до чрезвычайно сложного и многообразного учения, содержащего элементы философии и морали. Уже в самом раннем периоде своего развития, который начался примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, египтяне имели проработанную оригинальную систему верований.


Благодаря многочисленным литературным, иконографическим и иероглифическим источникам мы узнаем много информации не только о религиозной системе Египта, но и о функции священников в этой системе, культе фараонов и, наконец, мы знаем о существовании пантеона богов и их значении. Однако, величественные пирамиды и сфинксы, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого.

Религия древнего Египта, как и любая другая религия, была не чем иным, как отражением в умах людей внешних сил и природных явлений, которые не могут быть ими объяснены. Племена древних египтян поклонялись таинственным силам природы, небесным телам, животным, а самыми ранними формами древнеегипетской религии были фетишизм (почитание предметов и вещей, которым приписывали сверхъестественные способности) и тотемизм (обожествление животных). Тотемизм с течением времени переродился в культ животных. Происходило обожествление либо самого животного, либо антропоморфного божества (получеловека-полуживотного) с частью тела животного.

Жрецы Древнего Египта

Фараон занимался организацией религиозного культа, но не лично, а с помощью особой социальной группы жрецов. В то же время они были важным фактором в осуществлении сакрализации власти, а также были интеллектуальной элитой в государстве.

Жрецы обладали знанием природных явлений, и одним из достижений египетских жрецов стало введение годового деления на 12 месяцев и 365 дней. Обладая высокими медицинскими познаниями, они довели до совершенства технологию бальзамирования тел. Жрецы занимали привилегированное положение в государстве, что выражалось, в частности, в налоговых льготах и освобождении от общественных работ. Некоторые храмы, благодаря своей собственности и влиянию, приобрели очень важное экономическое положение в государстве, были случаи, когда священники конкурировали друг с другом, чтобы получить право служить важному божеству. Наибольшее влияние жрецов было достигнуто во времена правления девятнадцатой и двадцатой династий Египта.

Верования египтян уделяют большое внимание культу мертвых, поэтому система верований в загробную жизнь весьма развита. Согласно их вере, смерть — это не конец существования, а лишь его трансформация; считалось, что жизнь после смерти может быть счастливее, чем земное существование. Исследователи получили много информации на тему верований в загробную жизнь, изучая древнеегипетскую Книгу мертвых.

Мумификация умерших

Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.

Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:

  1. Трупы тщательно мылись,
  2. Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
  3. Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
  4. Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
  5. Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.

Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.

Боги Древнего Египта

Важное место в представлениях жителей Египта занимают силы природы, особенно Нил и Солнце, неудивительно, что важнейшими были боги, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и боги, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис).

Считалось, что некоторые животные являются воплощением богов, и поэтому они должны быть окружены поклонением, например: описание — черный бык, птицы, например: ястребы и ибисы и даже кошки и крокодилы. Некоторым богам было дано человеческое изображение с головами животных, например: самый известный хранитель фараонов — Хорус появляется с головой сокола, Анубис, который был божеством-хранителем умерших, изображался с головой шакала.

Бог Ра


Осирис

Вторым по значимости был Осирис, считающийся богом плодородия, возрождающейся природы и правителем подземного мира (он был воплощением мертвых фараонов). Основные центры поклонения находились в Абидосе и Бусирисе. В иконографических источниках мы часто видим Осириса в компанией Исиды.

Осирис — бог возрождения, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра-Атума, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов.


Одна из версий мифа об Осирисе представлена в следующем виде: «…царь Египта Осирис был убит своим братом Сетхом. Убийство произошло в местности Недит (или Гехести), близ Бусириса. Исида вместе с другой сестрой Осириса, Нефтидой, нашла его тело. О насильственной смерти Осириса говорится во многих мифах. Заметим, что в египетских текстах Осирис являлся символом умершего фараона, а символом живого и правящего фараона был Хор, сын Осириса, отомстивший за смерть отца и наследовавший его престол.

Гор был богом небес и хранителем фараонов. У него не было одного центра поклонения, ему поклонялись по всему Египту. Он выступал в образе сокола или человека с головой сокола.

Птах был первоначально защитником столицы в Мемфисе, покровителем ремесла и искусства. Главный центр поклонения находился в Мемфисе, а затем (после объединения Египта) по всей стране. Птах является одним из трех, следующим за Ра (Амон-Ра) и Осирисом, самых важных богов Египта.

Амон был хранителем столицы Фив, олицетворением природы, воздуха и ветра. Однако он был вскоре связан с богом Рае, поэтому было создано одно божество Амон-Ре. В то время их культы также слились. Центром поклонения Амону рядом с Фивами была деревня Карнак. Амона представляли в виде царя в короне с перьями, а также в виде барана или гуся.

Исида

Исида часто появляется в компании Осириса, Иштар и Деметры, была богиней любви, покровителем магии. У нее было несколько важных центров поклонения, например, в Абидосе, Коптоме или на острове Файл. Изображалась в виде женщины с иероглифом на голове.

Джехути

Джехути был покровителем луны, науки, священных текстов. Основным центром поклонения был Гермополис, этот бог представлен на изображениях с головой павиана. Голова Джехути была увенчана символами писателей, серпом и диском.

Сет, признанный покровителем пустынь и чужих земель, его часто считали покровителем королевской власти. Центром поклонения были: Аварис и Омбос. На изображениях был с головой фантастического зверя.

Атон встречается на изображениях как солнечный диск, лучи которого заканчиваются ладонями. В периоды Аменхотепа IV и Эхнатона жрецы пытались ликвидировать многобожие, и ввести монотеизм, одним из кандидатов на роль единственного бога был Атон, но попытка оказалась неудачной.

Читайте также: