Публичная речь оратор и его аудитория средства установления и поддержания контакта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Введение
1. Понятие об ораторском искусстве
2. Типы ораторов
3. Установление контакта с аудиторией
4. Техника речи при выступлении оратора
Заключение
Список использованных источников

Введение

Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: какие типы ораторов существуют; как установить эффективный контакт с аудиторией; как должна звучать речь оратора при его выступлении;

1. Понятие об ораторском искусстве

Термин ораторское искусство античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.

Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Таким образом, в красноречии искусство и научность составляют сложный сплав относительно самостоятельных способов воздействия на людей. Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

2. Типы ораторов

4) Лирический, или художественный — образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характер утонченный, меланхолический Меланхолик — ранимый, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи..

3. Установление контакта с аудиторией

Контакт с аудиторией — важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей. Контакт с аудиторией необходим:

а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы, собственно, и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Одна из важных составляющих успешного выступления — умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.

Зрительный контакт — это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории — насколько аудитория поняла сказанное (может нужно что-то повторить). Не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории мы (или пора сменить оратора).

А если зал большой? А софиты? Тогда зрительный контакт нужно имитировать. Вспомните, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое движение… Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Установите зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Дождитесь, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора, — установите зрительный контакт с ними. Дождитесь, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Вообразите, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

В установлении и поддержании зрительного контакта самыми пренебрегаемыми частями зала являются последние ряды и крайние места слева и справа. Именно оттуда раздаются самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного — 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими в центре людьми сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления вы будете перемещаться по сцене — подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание уделяйте тем местам, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращенных к правому краю. Задавая вопросы, жестом и взглядом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, мы держим в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Вы можете переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если вы сбились, забыли текст, ваш бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если вы будете продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что вы скажете после паузы, даже возрастет.

Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1)Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2)Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

4)Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

5)Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

6)Показ практической значимости информации.

7)Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

10) Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

11) Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

4. Техника речи при выступлении оратора

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Говорящему важно уметь менять темп: если требуется что-то подчеркнуть, выделить, сделать акцент, темп нужно замедлить; если же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп можно ускорить.

С помощью интонации выражаются основные коммуникативные значения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.Часто интонации, с которой произнесена фраза, доверяют больше, чем словам, т.е. прямому смыслу фразы. И это уникальное явление в русском языке. Оратор должен владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками.

5. Голос имеет для оратора большое значение. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как отпечатки пальцев.

6. Тон звука является важнейшим компонентом речевой интонации. Монотонность — когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи — считается большим недостатком. Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большого напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне, Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Существуют следующие виды пауз: паузы хезитации, т.е. паузы обдумывания, размышления; интонационно-логические и психологические, интонационно-синтаксические, ситуативные и физиологические.

Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной речи и различаются длительностью.

Самая короткая пауза — на месте запятой, а самую длительную требует точка. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Пауза необходима, если следует подчеркнуть какую-либо фразу. Внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук — оно привлекает внимание. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд.

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало.Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Заключение

Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен хорошо разбираться в том, что происходит с тоном его голоса, правильно ли работает его дикция, каков интонационный рисунок при произнесении предложений.

Также важно отметить тот аспект, что нельзя стать хорошим оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанный материал, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.

Список использованных источников

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. — М: Логос, 2012. — 432 с.
2. Бариев О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М.: Полюс, 2002. — 147 с.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2008.
4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Астрель , 1999.
5. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 2007. — 342 с.
6. Медведев А.В. Основы риторики. М., 2000. 213с.

Постоянный контакт с аудиторией - проблема публичного выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Значимо и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакции.

Т.о. контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления и зависит он от коммуникативного состояния говорящего, под которым понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

· Запретить себе думать о посторонних вещах.

· Сосредоточить свое внимание на слушателях.

· Внимательно следить за их реакцией,

· Убедить себя в том, что в данный момент нет, ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

· Иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

· Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Следует запланировать использование специальных речевых действий, цель которых – установление и поддержание контакта: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст –это те слова и предложения речи, в которых выступающий говорит о том, как она построена, о чем и в какой последовательности он собирается говорить, т. е. метатекст – это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления В.И. Максимов уподобляет разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на. ; повторим еще раз. ; теперь перейдем к вопросу о. ; во-первых. ; во-вторых. ; в-третьих...; в заключение хотелось бы сказать о том, что….




Начиная с приветствия и кончая заключительной фразой, оратор должен проявлять внимание к аудитории, доверительно обращаться к ней, используя фразы: Позвольте напомнить Вам; Вы, конечно, согласитесь со мной, что…; Я хочу напомнить Вам, как начиналась наша деятельность; Мы с Вами не должны забывать тех, кто стоял у истоков нашей компании;

При этом нельзя дать аудитории возможность потерять основную мысль, необходимо повторять её, варьируя и развивая за счет иллюстраций, ярких деталей. В конце выступления следует отвести взгляд от аудитории, чтобы слушатели не усомнились в достоверности информации, только что изложенной спикером. Это послужит знаком уверенности в своей правоте и положительном эффекте, произведенном выступлением.

3. Хорошая композиция речи. Устное PR-обращение должно иметь следующую структуру:

· Центральная часть.Здесь выступающий в четко построенной логической последовательности доказывает необходимость определенных действий в соответствии с предложенным планом; принятия новой стратегии развития; реструктурирования организации и др. При этом приводятся факты, доказывающие правильность изложенной идеи. Если информация слишком сложна для восприятия, она подается в виде визуальных материалов. Однако следует помнить, что они отвлекают внимание слушателей от персоны выступающего, поэтому пользоваться ими нужно с вы­веренной точностью и мерой.

· Заключительная часть.Здесь обязательно должны содержаться выводы, повторяющие основные тезисы выступления. Уйдите под аплодисменты! Как этого добиться? Придумайте красивую фразу, в которой будет выражена надежда на процветание фирмы, а лучше – уверенность; пожелание встретиться в этом же или расширенном составе через некоторое (реально намеченное) время; удовлетворение от полученных результатов деятельности организации и т.п.

4. Юмор.Он оживляет речь, но выступление не должно задеть или обидеть какую-либо часть слушающей его аудитории. Пользоваться этим приемом надо осторожно, т. к. юмор носит личностный характер.

Для западной политической культуры характерно активное использование юмора при произнесении речей. Но чтобы совсем уж не прослыть комиком, Фрейзер Зейтель предлагает следующие три правила, касающиеся юмора:

1. Он должен быть релевантным;

2. Он должен быть хорошего вкуса (следует избегать таких тем, как вес, рост, возраст, религия и раса);

3. Он должен быть свежим.

Мы видим, что выступления как бы формируют коммуникативную среду вокруг организации, привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.

Роль юмора в создании хороших речей подчеркивает работа Марка Каца, который уже семь лет пишет речи для президента США. Он привлек к себе особое внимание, когда на экранах появился фильм, где Клинтон сыграл сам себя, уходящего в отставку. Он там моет президентский автомобиль, играет в "морской бой" и т.д. Сам М. Кац о своей работе с Клинтоном говорит следующее:

"Клинтон действительно невероятно талантлив. Он талантлив во всем, что делает, в том числе и в том, как он выражает свои эмоции. Понимаете, я еще не слышал от людей, что президент должен быть смешным. Но, тем не менее, все без исключения признают, что, когда Клинтон хочет рассмешить, он может это сделать не хуже любого профессионального комика. А это, согласитесь, немало. К тому же есть один достаточно простой психологический момент: люди смеются над его шутками во многом потому, что их со сцены произносит президент Соединенных Штатов. Если бы эту же фразу перед микрофоном произнесли вы или я, то, уверяю вас, такой реакции не последовало бы. А президент, который легко шутит, становится ближе и понятнее людям. И, поверьте мне, это сразу же сказывается на президентском рейтинге" ("Новые известия", 2000, 15 авг.).

Итак, следует подчеркнуть важность знания психолингвистических характеристик личности спикера и учитывания их в деятельности спичрайтера. Тонкость и деликатность подобного подхода позволят сделать его работу эффективной и высокопрофессиональной. Совершенно необходимым представляется использование разнообразных ресурсов стилистики и законов построения успешной речи в соответствии с риторическим каноном.

Анализ индивидуального стиля позволит спичрайтеру в дальнейшем легче настроиться на волну оратора. Чем лучше проведен анализ, тем больше гарантия, что написанный текст будет звучать, как естественное выступление именно данного человека.

В установочном интервью необходимо вместе с клиентом ответить на следующие вопросы:

Какую информацию следует донести до аудитории;

К каким выводам подтолкнуть слушателей;

Какими аргументами следует подкрепить (проиллюстрировать) его позицию;

Как это поможет компании в достижении ее целей?

Итак, по окончании интервью спичрайтер должен точно знать:

Постоянный контакт с аудиторией - проблема публичного выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Значимо и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакции.

Т.о. контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления и зависит он от коммуникативного состояния говорящего, под которым понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

· Запретить себе думать о посторонних вещах.

· Сосредоточить свое внимание на слушателях.

· Внимательно следить за их реакцией,

· Убедить себя в том, что в данный момент нет, ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.

· Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

· Иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

· Понимать, что публичное выступление — это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Следует запланировать использование специальных речевых действий, цель которых – установление и поддержание контакта: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст –это те слова и предложения речи, в которых выступающий говорит о том, как она построена, о чем и в какой последовательности он собирается говорить, т. е. метатекст – это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления В.И. Максимов уподобляет разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на. ; повторим еще раз. ; теперь перейдем к вопросу о. ; во-первых. ; во-вторых. ; в-третьих...; в заключение хотелось бы сказать о том, что….

Начиная с приветствия и кончая заключительной фразой, оратор должен проявлять внимание к аудитории, доверительно обращаться к ней, используя фразы: Позвольте напомнить Вам; Вы, конечно, согласитесь со мной, что…; Я хочу напомнить Вам, как начиналась наша деятельность; Мы с Вами не должны забывать тех, кто стоял у истоков нашей компании;

При этом нельзя дать аудитории возможность потерять основную мысль, необходимо повторять её, варьируя и развивая за счет иллюстраций, ярких деталей. В конце выступления следует отвести взгляд от аудитории, чтобы слушатели не усомнились в достоверности информации, только что изложенной спикером. Это послужит знаком уверенности в своей правоте и положительном эффекте, произведенном выступлением.

3. Хорошая композиция речи. Устное PR-обращение должно иметь следующую структуру:

· Центральная часть.Здесь выступающий в четко построенной логической последовательности доказывает необходимость определенных действий в соответствии с предложенным планом; принятия новой стратегии развития; реструктурирования организации и др. При этом приводятся факты, доказывающие правильность изложенной идеи. Если информация слишком сложна для восприятия, она подается в виде визуальных материалов. Однако следует помнить, что они отвлекают внимание слушателей от персоны выступающего, поэтому пользоваться ими нужно с вы­веренной точностью и мерой.

· Заключительная часть.Здесь обязательно должны содержаться выводы, повторяющие основные тезисы выступления. Уйдите под аплодисменты! Как этого добиться? Придумайте красивую фразу, в которой будет выражена надежда на процветание фирмы, а лучше – уверенность; пожелание встретиться в этом же или расширенном составе через некоторое (реально намеченное) время; удовлетворение от полученных результатов деятельности организации и т.п.

4. Юмор.Он оживляет речь, но выступление не должно задеть или обидеть какую-либо часть слушающей его аудитории. Пользоваться этим приемом надо осторожно, т. к. юмор носит личностный характер.

Для западной политической культуры характерно активное использование юмора при произнесении речей. Но чтобы совсем уж не прослыть комиком, Фрейзер Зейтель предлагает следующие три правила, касающиеся юмора:

1. Он должен быть релевантным;

2. Он должен быть хорошего вкуса (следует избегать таких тем, как вес, рост, возраст, религия и раса);

3. Он должен быть свежим.

Мы видим, что выступления как бы формируют коммуникативную среду вокруг организации, привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.

Роль юмора в создании хороших речей подчеркивает работа Марка Каца, который уже семь лет пишет речи для президента США. Он привлек к себе особое внимание, когда на экранах появился фильм, где Клинтон сыграл сам себя, уходящего в отставку. Он там моет президентский автомобиль, играет в "морской бой" и т.д. Сам М. Кац о своей работе с Клинтоном говорит следующее:

"Клинтон действительно невероятно талантлив. Он талантлив во всем, что делает, в том числе и в том, как он выражает свои эмоции. Понимаете, я еще не слышал от людей, что президент должен быть смешным. Но, тем не менее, все без исключения признают, что, когда Клинтон хочет рассмешить, он может это сделать не хуже любого профессионального комика. А это, согласитесь, немало. К тому же есть один достаточно простой психологический момент: люди смеются над его шутками во многом потому, что их со сцены произносит президент Соединенных Штатов. Если бы эту же фразу перед микрофоном произнесли вы или я, то, уверяю вас, такой реакции не последовало бы. А президент, который легко шутит, становится ближе и понятнее людям. И, поверьте мне, это сразу же сказывается на президентском рейтинге" ("Новые известия", 2000, 15 авг.).

Итак, следует подчеркнуть важность знания психолингвистических характеристик личности спикера и учитывания их в деятельности спичрайтера. Тонкость и деликатность подобного подхода позволят сделать его работу эффективной и высокопрофессиональной. Совершенно необходимым представляется использование разнообразных ресурсов стилистики и законов построения успешной речи в соответствии с риторическим каноном.

Анализ индивидуального стиля позволит спичрайтеру в дальнейшем легче настроиться на волну оратора. Чем лучше проведен анализ, тем больше гарантия, что написанный текст будет звучать, как естественное выступление именно данного человека.

В установочном интервью необходимо вместе с клиентом ответить на следующие вопросы:

Какую информацию следует донести до аудитории;

К каким выводам подтолкнуть слушателей;

Какими аргументами следует подкрепить (проиллюстрировать) его позицию;

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

А) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

Б) морального плана (требуется присутствие человека);

В) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

21. Оратор и его аудитория

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство .

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой – слушатель, или аудитория .

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность) , т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей . Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

Читайте также: