Культурные традиции челябинска кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культура и искусство Челябинской области. Культура — специфич. способ че-ловеч. деят-сти и возникающая в результате этой деят-сти совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеч. об-вом и характеризующих уровень его развития, систему существующих социальных норм и отношений. Помимо общечеловеч. существуют культуры отд. народов. Выделяют материальную и духовную культуру. Исторически происходит эволюционная смена форм культуры: от первонач. сел. (нар.) через ряд промежуточных и смешанных форм к гор., включающей различные субкультуры (молодежную, андеграундную, поп-культуру, маргинальную и т. д.). В узком значении выделяются частные виды культуры, связ. с конкретными формами ее реализации,— устная, книжная, художеств., бытовая, виртуальная и др. Иск-во — неотъемлемая часть культуры, особая форма общест. сознания, отражения и воспроизведения действительности в различных художеств. формах (изобразит., муз., театр., киноискусство и др.).

Челябинская область – обладает огромным культурным потенциалом. В Челябинской области работают 16 профессиональных театров, 45 музеев, 807 учреждений культурно-досугового типа, 77 киноустановок и 819 библиотек.

Трудно представить себе палитру отечественного искусства без имен земляков: писателей, поэтов, литературоведов – Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, Л. Шмакова, Л. Гальцевой, К. Скворцова, Р. Дышаленковой; скульпто­ров – Л. Головницкого, М. Цепелева, Егоровых Бориса и Валентины; художников – Н. Аникина, В. Дьякова, Б. Чернышова, А. Кудрявцева, фотохудожника С. Васильева; композиторов и исполнителей – М. Смирнова, Е. Гудкова, А. Кривошея, Т. Шкербиной, В. Лебедева, Г. Зайцевой; театральных деятелей – Н. Орлова, В. Милосердова, Г. Миллера и многих других. Это лишь малая часть имен, поистине составляющих гор­дость русской культуры.

В настоящее время в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации включено 777 объектов культурного наследия Челябинской области – это историко-культурное наследие региона, представляющее уникальную значимость для России и являющееся составной частью Российского культурного наследия. По категории значимости – 278 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) имеют статус федерального значения, 491 – регионального значения и 8 – муниципального. 2212 – выявленные объекты культурного наследия, представляющие историческую и культурную ценность.

Театры

Театр драмы

Челябинский театр драмы имени Наума Орлова

театр оперы и балета

Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки

Театр кукол

Челябинский государственный театр кукол

Тюз

Челябинский государственный драматический молодежный театр

Видное место в театральной жизни города принадлежит Челябинскому государственному академическому театру оперы и балета имени М. И. Глинки. За свою многолетнюю историю (открыт в 1956 г.) оперный театр воспитал не одно поколение талантливых артистов. Больше 20 мастеров театра имеют звание народных и заслуженных артистов России. Многие постановки театра получали призы, награды и звания. Труппа посетила с гастролями более 70 городов России, побывала в Австрии, Голландии, Франции, Германии, Испании, Италии, Сирии, Иордании, Кувейте, Турции, Китае, нескольких городах США. Челябинский оперный театр обладает столь обширным репертуаром, что здесь всегда можно найти ту музыкальную постановку, которая по вкусу именно Вам. Выступления гастролирующих артистов, благотворительные концерты и премьеры.

Манекен

Новый художественный театр

Новый художественный театр

Камерный театр

Государственный драматический камерный театр

Магнитогорский драматический театр

Магнитогорский драматический театр имени А. С. Пушкина

Магнитогорский театр оперы и балета

Магнитогорский театр оперы и балета

Буратино

Магнитогорский театр куклы и актера "Буратино"

Омнибус

Наш дом

Озерский театр драмы и комедии "Наш дом"

Концертные организации

Филармония

Челябинское государственное концертное объединение

Музеи

Исторический музей

Государственный исторический музей Южного Урала

Музей искусств

Челябинский государственный музей искусств

Уникальная сокровищница историко-культурного и духовного наследия края – Челябинский государственный краеведческий музей. Его фонды насчитывают около 300 тысяч единиц хранения, среди которых немало предметов, имеющих общероссийское значение. Музей собирает, хранит и показывает исторические, художественные и естественно-научные коллекции. Это один из старейших и самый крупный музей в регионе. Здание музея расположено на том месте, где в первой половине XVIII в. находилась Челябинская крепость, поэтому внешне его очертания напоминают крепостные башни и стены.

Еще один музей – Челябинский государственный музей изобразительных искусств – создан в 2005 г. в результате объединения Челябинской областной картинной галереи и Музея декоративно-прикладного искусства Урала. Его собрание насчитывает более 11 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, в том числе и домовой архитектурной деревянной резьбы старого Челябинска. Это коллекции искусства Европы и Востока, отечественного искусства средневековья, нового и новейшего времени, современного искусства. Своеобразие собрания представляют коллекции иконописи, старопечатных и рукописных книг, меднолитой пластики и деревянной скульптуры, в основном собранные на Урале, отражающие многообразие традиций Древней Руси: псковской, новгородской и северных школ, Украины, Поволжья, Урала и Сибири, и конечно, столичного искусства рублевской традиции, начиная с XVI по XX вв.

Музей-квартира Леонида Леонидовича Оболенского открыт в 1999 г. в Челябинске. Музей находится в квартире знаменитого актёра, где он прожил большую часть жизни. Здесь собрана уникальная экспозиция, которая состоит из личных вещей Оболенского, фотографий и предметов интерьера. Посетители смогут погрузиться в атмосферу быта Леонида Леонидовича, узнать интересные факты его жизни от детства до вершины творчества.

Музей-квартира Бориса Ручьева является мемориальным музеем магнитогорского поэта. Этот музей считается литературным отделом магнитогорского краеведческого музея. В фондах музея хранится около 12 тысяч экспонатов, среди которых — предметы из кабинета Ручьева, его рукописи, личная библиотека, дневники, записные книжки. Также помимо его вещей, в музее хранятся личные вещи, рукописи и книги писателей Магнитогорска и других литературных деятелей, связанных с городом металлургов.

В 2004 году в с. Кундравы Челябинской области был открыт музей имени кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова. Музей состоит из зала и комнаты, расположенных на втором этаже. В большом зале главное место принадлежит работам Герасимова. Здесь представлены кадры из фильмов, которые он снял. Есть и большая экспозиция личных вещей мастера - от мелких бытовых вещей до наград, среди которых имеется трость, подаренная великим Чарли Чаплином, а также призы с разных кинофестивалей, полученные им за созданные фильмы.

Библиотеки

Челябинская областная юношеская библиотека была открыта в 1968 г. и является специализированной библиотекой для молодежи. Ее фонды и услуги рассчитаны, в первую очередь, на тех, кто учится – старшеклассников и студентов. Библиотека осуществляет информационную поддержку образования, методическое сопровождение работы с молодежью библиотек Челябинской области; занимается культурно-досуговой и просветительской деятельностью, организует чтение подростков и молодежи.

Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского формирует, хранит и предоставляет пользователям наиболее полное собрание отечественной и зарубежной литературы для детей; является исследовательским, научно-методическим и информационным центром по проблемам детского чтения и библиотечного обслуживания детей в Челябинской области. Основана в 1919 г., а в 1954 г. она получила статус областной детской библиотеки.

Челябинская областная специальная библиотека для слабовидящих и слепых была открыта в 1954 г. Библиотека организует бесплатное библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание на территории Челябинской области инвалидов по зрению всех возрастных групп, членов их семей, инвалидов, заболевание которых препятствует пользованию общедоступными библиотеками и чтению печатных документов, физических и юридических лиц, профессионально занимающихся проблемами инвалидов и инвалидности.

Другие организации

Парк Гагарина

Центральный парк культуры и отдыха имени Ю. А. Гагарина

Городской сад имени А. С. Пушкина – один из старейших парков культуры и отдыха на Южном Урале. Расположен в центре Челябинска и занимает территорию 20 га. Идея устроить парк появилась в среде купечества и чиновничьей интеллигенции. В 1908 при строительстве шоссе между городом и железнодорожной станцией начала благоустраиваться берёзовая роща. В 1937 г., в 100-летнюю годовщину гибели великого поэта, парку было присвоено имя А. С. Пушкина. Удобное месторасположение, возможность хорошо провести время всей семьей, привлекают сюда ежедневно сотни челябинцев и гостей города.

Цирк в Челябинске был основан еще в начале двадцатого века. За это время он повидал многое, и снос, и переезд, и пожар, и длительный ремонт. Но, не смотря ни на что, цирк продолжает работать и сегодня, удивляя и радуя своих посетителей все новыми и новыми программами, которые интересны как детям, так и взрослым. Челябинский государственный цирк принадлежит Российской государственной цирковой компании. Ежегодно в цирке проходят гастроли многих известнейших цирковых артистов, как России, так и других стран мира.

Национально-культурные центры

В Челябинске живут люди разных национальностей. Чтобы сохранить свою культуру и язык, национальные общины создают культурные центры. Их двери открыты для всех желающих.

Жители Челябинской области рассказывают о том, какое культурное богатство передали им предки

Наступивший 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России— для Южного Урала тема актуальная, ведь унас живут представители не менее 40 национальностей.

Под понятием нематериального культурного наследия понимаются народные обычаи, традиции, обряды, легенды, сказки, песни, ремесла, атакже связанные сними инструменты, предметы, артефакты икультурные пространства. Народное искусство помогает людям сохранить национальную идентичность идуховные ценности предков, формирует упредставителей разных народов чувство самобытности ипреемственности.

Казачьи песни для студентов


В2018 году песни Ольги Дементьевой стали настоящей находкой для участников фольклорно-этнографической Санкт-Петербургской государственной консерваторииим. Н.А.Римского-Корсакова. Благодаря таким хранительницам культуры, студенты учатся аутентичному исполнению народных песен.

Татарское многоцветье


Втатарской вышивке используется многоцветная палитра нитей. Чаще всего вышивки представляют собой стилизованные растительные орнаменты сизображением листьев, цветов иплодов.

Мраморное дерево

—Что для меня дерево? Это, прежде всего, живой, теплый, дышащий материал,— рассуждает Владимир Кильдюшов. —Сегодня породу дерева, его фактуру, текстуру могу разглядеть всамой маленькой дощечке даже наощупь. Нравятся береза ибук, носамой красивой древесиной лично ясчитаю дуб. Люблю его затвердую необычайно красивую текстуру, хотя икапризную вобработке. Аеще прекрасен вработе кап— нарост наберезе. Текстура капа больше похожа накамень, чем надревесину. Разводы унего, как умрамора или малахита.

Из-под руки резчика выходят как утилитарные вещи (кухонные доски, шкатулки, ларцы, рамы для картин изеркал), так ипроизведения искусства, например барельефы.

Вкус хлеба из детства

Вдревности славянские племена имели особый обычай: считалось, что люди, разделившие между собой хлеб, становятся друзьями навсю жизнь. Чебаркульские пекари пекут хлеб постаринным русским рецептам.

Корзинка из газеты

Как рассказывает Луиза Новикова, лозоплетением она заинтересовалась, когда получила вподарок короб, сделанный избумажных трубочек. Винтернете она стала знакомиться сработой мастеров иучиться плести самостоятельно.

—Первые трубочки уменя никак неполучались,— признается мастерица. —Нужно четко знать, какой ширины отрезать полоску газеты, потом еенужно накрутить навязальную спицу. Нужно было добиться, чтобы все заготовки были одинаковой длины итолщины.

Все свои поделки Луиза дарит родным идрузьям.

Врамках Года народного искусства инематериального культурного наследия народов России вЧелябинской области ивдругих регионах страны пройдут фестивали, ярмарки, тематические выставки, лекции, мастер-классы, атакже концерты творческих коллективов.

Состояние системы массового образования и уровень грамотности населения были следующими: наблюдался устойчивый рост грамотных жителей города, с 39,75 % в 1897 до ок. 50 % к 1917 – результат развития системы образования в начале века, включавшей в себя все типы начальной и средней школ. Современники и ведомственные источники информации свидетельствовали о большой тяге к знаниям во всех слоях населения, особенно непривилегированных. Динамично развивалась и библиотечная сеть Челябинска. Появлялись новые интеллектуальные запросы и занятия, наряду с традиционными формами увеселений и развлечений, присущими крестьянской и мещанско-купеческой среде.

В быту горожан формировались европеоизированные художественно-эстетические ценности и вкусы, приоритеты науки и просвещения, мода, здоровый образ жизни. Большой привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, акробатов, атлетов-борцов, клоунов и танцоров. Современники называли главным культурно-увеселительным заведением 60-х гг. 19 в. балаган с марионетками, напоминающий современный кукольный театр. Скорее всего, что до начала 20 в. эти формы массовой культуры вполне удовлетворяли потребности невзыскательной мещанской и крестьянской публики.

Состоятельные жители и гости города могли наслаждаться музыкой в ресторанах. Еще в 70-е гг. 19 в. в Челябинском саду-острове сложился соответствующий духу и эстетическим нормам времени культурный комплекс, способный удовлетворить вкусы поклонников русской и цыганской песни, гитары, мандолины и балалайки. В концу XIX в. сад-остров был передан городскому пожарному обществу, которое впоследствии курировало работу всех увеселительных заведений. Челябинцы любили посещать летний театр на острове, прогуливаться под звуки духового оркестра, организованного пожарниками. Неизменной любовью горожан пользовались цирковые представления гастрольных трупп. Деревянное здание цирка располагалось на пл. Южной около Народного дома[142].

В свидетельствах очевидцев отмечался большой интерес жителей к клубным собраниям, где можно было поиграть в азартные игры, потанцевать под аккомпанемент оркестра или рояля. Там же после 1905 появилась такая политизированная форма развлечения, как маскарады. Рушились старые уклады, на их место заступал новый двигатель жизни – торговый и промышленный капитал. Это привлекало в город великое множество людей и привносило новые запросы.

Экскурсия по старым улицам города оживляет и дополняет наше восприятие дореволюционного Челябинска, помогает осмыслить своеобразие культуры того времени. Первым общественно-культурным учреждением города стало железнодорожное собрание, основанное на системе членства и взносах. Собрание располагало зрительным залом, помещением для бильярда и карточной игры, буфетами.

Проблемы культурного развития Челябинска, как и всей российской провинции, находили разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы, культурно-просветительских начинаний снизу, из рядов интеллигенции, которая задавала определенный тон и ритм общественной жизни, вырабатывала ценностные установки и реализовывала их. В Челябинске конца 19 в. проживали 88 специалистов с высшим образованием и 733 со средним. Официально значились на юридической службе 10 человек, в учебно-воспитательной сфере – 65, в медицинско-санитарной – 82, к науке и литературе имели отношение 17.

К началу XX в. город окончательно превратился в многонациональный и многоконфессионный, что определило его облик и духовную жизнь на будущее. Православие оставалось основной конфессией – увеличивалось количество церквей, было учреждено викариатство (1908), создавались новые приходские школы и епархиальное женское училище. Действовали 3 общины старообрядцев и 1 – евангельских христиан-баптистов, имевшие свои молитвенные дома. Католическая община открыла костёл, при котором действовало народное училище; протестанты намеревались строить кирху. Еврейская община возвела синагогу, мусульмане – каменную мечеть. Все эти культовые сооружения украшали город, придавая ему оригинальный евроазиатский колорит.

Происходили радикальные изменения в светском образовании – фактически был решен вопрос о введении обязательного начального образования (5 мужских, 5 женских, 2 смешанных училища). В начале 20 в. появились первые профессиональные учебные заведения и средние специальные. При городской управе был создан комитет по народному образованию, при Народном доме – музей наглядных пособий; городская дума около 20 % бюджета выделяла на народное образование[144].

В конце XIX в. более 40% горожан (из них 1/3 – женщины) были грамотны (в ср. по России 17,4%). Средние учебные заведения становились подлинными очагами культуры – так, в реальном училище имелась богатая библиотека, спортивный зал, ученический хор, преподавалась музыка, изобразительное искусство. Преподаватели: выпускники ведущих российских университетов, Сорбонны, Московской консерватории, Строгановского художественного училища – составляли цвет общества. Широкое распространение получила просветительская работа – народные чтения, лекции и беседы на научные и популярные темы, собиравшие сотни слушателей. Эта атмосфера породила традиционное для развивающейся культуры явление – дети купцов шли в науку, в сферу умственного труда. Так, И. М. Крашенинников (сын чел. купца), будучи студентом Московского ун-та, пытался создать в Челябинске научное общество и естественноисторический музей, в чем ему помогали преподаватели реального училища. Числ. лиц, занятых умственным и интеллектуальным трудом в Челябинске, в начале века росло, умножая творческий потенциал города. Именно из этой социокультурной среды рекрутировались энтузиасты-общественники, утверждавшие основы культурных традиций и удовлетворявшие во многом эстетические и духовные потребности населения. Особую значимость приобрела эта самодеятельность в регионах, где отсутствовали земские структуры.

Распространенным явлением начала XX в. стало создание всевозможных просветительских и благотворительных обществ, куда входили представители местной интеллигенции с намерением оживить жизнь города, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Инициатором многих культурных начинаний в Челябинске было Общество попечения о начальном образовании (Н. Л. Лебединский, А. Г. Туркин, В. А. Михайловский, Н. П. Нестерович и др.)[145]. Оно старалось привлечь внимание челябинцев к таким крупным событиям в культурной жизни России, как юбилеи А. С. Пушкина (1899), Л. Н. Толстого (1908), Н. В. Гоголя (1909), М. В. Ломоносова (1911), а также рядом мероприятий почтить смерть Толстого (1910) и отметить 50-летие со дня смерти поэта И. С. Никитина (1911). Общество в рамках просветительских функций организовывало публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, воскресные школы, создавало передвижные музеи, проводило выставки.

С начала века в качестве развлекательной сферы появился кинематограф в виде частных предприятий коммерческого типа, количество которых в Челябинске возрастало. Современники наблюдали рост популярности кино среди всех слоев челябинского общества и отмечали, что электротеатр (к/т) властно вошел в сознание обывателя. Особый интерес к кинематографу проявила молодежь, получившая возможность расширить свой кругозор и обрести новую сферу общения.

В начале XX в. в Челябинске появилась частная периодическая печать. Выходили как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Значительный потенциал культурно-просветительской деятельности имели челябинские газеты: “Голос Приуралья” (1906-16), “Приуралье” (1907-09), “Приуральский край” (1906-07), “Приуральское слово” (1912), “Жизнь Приуралья” (1915), которые кроме информации о текущих событиях помещали на своих страницах материал по истории литературы и поэзии, публиковали рецензии на спектакли местных театралов-любителей и гастролеров-профессионалов, знакомили читателей с творчеством местных литераторов, представляли литературно-критические обзоры о тенденциях развития отечественной и зарубежной литературы и драматургии. Особо следует выделить содержание литературно-художественной части “Голоса Приуралья”, который прочно придерживался реалистических позиций и отторгал декадентские новации в искусстве.

Частная периодика стала вовлекать горожан в орбиту влияния рекламы, как бы открывавшей новые горизонты жизни и мира вещей и призывавшей к иным стандартам потребления и оформления внешнего облика человека, его досуга и быта[147]. С 1912 начали выходить “Известия Челябинского общества потребителей рабочих и служащих” и “Наш союз” – издание местных кооператоров и потребителей. С появлением в 1913 в Челябинске земских учреждений возможности культурно-просветительской работы расширились: новые органы активно занимались вопросами внешкольного образования, устройства библиотек-читален, народных чтений, воскресных школ. В 1916 челябинцы впервые наслаждались классическим балетом. В цирке выступали известные артисты. Появился 1-й местный профессиональный писатель А. Г. Туркин, чье творчество высоко оценил В. Г. Короленко. Среди предпринимателей процветали благотворительность и меценатство (семья Покровских). Культурная инициатива наряду с традиционными сферами проявлялась в области не вполне органичной торгово-транспортному центру – в науке, причем на стыке с краеведением: Н. К. Минко на собств. средства проводил первые профессиональные археологические изыскания, участвовал в организации Челябинске филиала УОЛЕ.

Заключение

Интенсивно стали развиваться промышленность и образование. Открылись духовное училище (1830, в 1873-78 построено новое здание), женская гимназия, реальное училище, торговая школа. Был возведен Народный дом и Клуб железнодорожного собрания. Челябинск быстро смог войти во всероссийский и даже на мировой рынок. В городе действовало приблизительно 1500 торгово-промышленных заведений с годовым оборотом до 30 млн. рублей. Открывались торговые конторы, агентства, представительства иностранных компаний по продаже оборудования и машин. В 1919г. в городе были окончательно восстановлены органы власти, был создан Революционный комитет, а также проведены выборы в партийные комитеты. Челябинск стал центром в 1919г., был создан по решению ВЦИК самостоятельной Челябинской губернии. В 1934г. город стал считаться областным центром Челябинской области. В период первых советских пятилеток Челябинск превратился в один из крупных в стране промышленных центров. К 1919г. в городе действовало лишь два предприятия, то с начала 1930-х начали свою работу тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы.

В первой трети XIX в. в Челябинске начали свою работу школы и для городских сословий. Согласно Уставу учебных заведений, под ведомых университетам, в каждом уездном и губернском городе должно было быть хотя бы одно уездное училище к 1804., а в больших городах по два и более. Они организовывались для того, чтобы приготовить юношество для гимназий, если родители пожелают дать детям своим лучшее воспитание. Торжественное открытие уездного училища было 27 июля 1833г. Главным смотрителем нового учебного заведения стал Н. В. Жуковский, его заместителем П. Просвирин. Уездное училище существовало ещё до революции, но в свою очередь оставалось одним из наиболее престижных учебных заведений. Через время за уездным в Челябинске открылись и другие учебные заведения в 1839г.

Челябинск в настоящее время — один из крупных промышленных мегаполисов. Челябинск - это деловой, научный и культурный центр Южного Урала. По индустриальной мощи он находится в первой пятерке городов страны.

Развитие города не стоит на месте, и постоянно Челябинск становится более удобным и благоустроенным, сохраняя при этом свое историческое своеобразие и уникальный природный ландшафт. В его современном облике есть заслуга всех поколений горожан, начиная с казаков и крестьян, купцов и ремесленников, врачей и педагогов старой Челябы. Свой вклад оставили и строители промышленных заводов-гигантов, которые начали расти в 30-е годы, и труженики легендарного Танкограда в годы войны, когда город днем и ночью производил боевые машины, давал стране уголь и продовольствие. Наши земляки знамениты своими научными открытиями, спортивными победами, достижениями в сфере культуры и искусства. Челябинцы по праву могут гордиться своими традициями.

Можно смело утверждать, что основа тех колоссальных изменений, которые произошли на протяжение XX и начала XXI столетия в жизни Челябинска, была заложена в конце 19-начале 20 веков.

Литература

Андреева Т. А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократическими революциями (1907–1916) // Народное образование на Урале в 18 – нач. 20 вв. Свердловск, 1990.

Боже В. Челябинское общество попечения о начальном образовании // Календарь знаменательных и памятных дат, 1998. Челябинская область. Ч., 1998.

Весновский В. Весь Челябинск и его окрестности (1909) // Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов. Ч., 1997.

Дореволюционный Челябинск в слове современников: Собр. текстов / Сост. В. С. Боже. Ч., 1997.

Из челябинского фольклора / Публ. В. С. Боже // Городской романс. Ч., 1996.

Протасов В. Записки челябинского старожила // Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Ч., 1996. Вып. 1;

Рушанина Н. П. Воскресные школы на Урале в начале XX века // Одиннадцатые Бирюковские чтения: Тез. докл. Ч., 1994.

Смирнов Д. Любимый город спал спокойно: Штрихи к портр. староуезд. Челябинска // Деловой Урал (Ч.). 1999. 15 янв., 14 мая, 18 июня, 16 июля, 6 авг.

Туркин А. Челябинская жизнь // Там же; Исторические чтения. Вып. 5. Материалы науч. конф. “Культура Челябинска: поиски и находки” (1998) / Ред. - сост. Э. Б. Дружинина. Ч., 2000.

Чернавский Н. М. Материалы к истории Челябинска. Ч., 1993.

Юсупов М. Р. Культурно-просветительная деятельность Челябинского земства // Исторические чтения: Материалы науч. конф. … Ч., 2000. Вып. 5.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Читайте также: