Культурное пространство войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко. " (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 - 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине "Фашист пролетел" (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину "Жатва" (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом "Сенокос", где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому - картина К.Ф. Юона "Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года" (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение - и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию "Оборона Севастополя" (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г." (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности - Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли ("Бегство фашистов из Новгорода", 1944 - 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих "Александр Невский" (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением "Нерукотворного Спаса". В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию "Полтавская битва" (1942).

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).

2. Советские писатели, композиторы, художники в условиях войны.

3. Фронтовые корреспонденты.

4. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор.

5. Кино военных лет.

6. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (И.Н. Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий.

Героико-патриотическое направление – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду знаменательных героических дат истории.

Местоблюститель – в православии епископ, временно исполняющий обязанности Патриарха как предстоятеля поместной Церкви.

Митрополит - первый по древности епископский титул в христианской Церкви.

Кирха – лютеранская церковь.

Фронтовые бригады - профессиональные театральные коллективы в годы Великой Отечественной войны, обслуживавшие части РККА и РККФ на фронте и в прифронтовых районах, военизированные учреждения в тылу (эвакопункты, госпитали и др.)

Синагога - еврейский молитвенный дом, молельня.

Основная и дополнительная литература

Теоретический материал.

На оккупированных территориях открывались православные храмы, костёлы, кирхи. На территории Кавказа и Крыма появились новые мечети, в то же время повсеместно уничтожались синагоги. Фашистское руководство надеялось на подъём антисоветских настроений, однако возрождение религии привело к росту национального самосознания и сплочённости в борьбе с захватчиками. В сентябре 1943 года на встрече И.В.Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви. На патриарший престол был избран митрополит Сергий, а после его кончины - митрополит Ленинградский и Новгородский, Алексий (С.В.Симанский).

Разбор заданий:

1. Ответьте на вопросы:

1. В каком году было принято решение о созыве Архиерейского собора для избрания патриарха Русской православной церкви?

Правильные варианты:

2. Ответьте на вопросы:

1. В каком году в армейских газетах начали печатать рассказы о В.Тёркине?

2. В каком году был созван Архиерейский собор для избрания патриарха Русской православной церкви?

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Культурное пространство в годы Великой Отечественной войны. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

3. Искусство Главные темы всех произведений искусства: - сюжеты из героического прошлого России - факты, свидетельствовавшие о мужестве и преданности Родине советских людей, боровшихся с врагом Задачи искусства: - поднимать моральный дух советских граждан, укреплять у них уверенность в победе, - развивать чувства национальной гордости и патриотизма.

Во второй мировой наиболее тяжкие испытания выпали на долю нашей страны. Советско-германский фронт отвлекал на себя более 2/3 вооруженных сил Германии. Экономические потери составили около 30% всего достояния страны. Война унесла 26,5 млн. жизней советских людей. Резко снижается численность рабочих, трудоспособное население деревни.

Война потребовала от людей максимального напряжения сил. На предприятия, в колхозы были мобилизованы не только взрослые, но и дети, работавшие без выходных и о т пусков. На оккупированной территории были организованы массовые подпольное и партизанское движения. Война как никогда сплотила народы всех национальностей СССР.

В экстремальных условиях проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Доктор военных наук генерал-лейтенант инженерных войск проф. Д. М. Карбышев отказался работать на врага. Ученого замучили в лагере смерти Маутхаузен , на морозе его обливали ледяной водой. В блокадном Ленинграде умирающие от голода сотрудники не съели госфонд образцов зерна. Не смотря на трудности военного времени, ни одна семья не отказалась принять беженцев. Многочисленные подвиги советских людей на фронтах и в тылу золотыми буквами вписаны в историю нашей многонациональной страны.

В военные годы как нельзя лучше подошли уже апробированные методы управления, построенные на страхе и лжи. Продолжились репрессии. Чтобы отвести вину от себя за неудачи на первом этапе, когда враг оккупировал значительную часть территории Советского Союза, войска противника подошли к Москве на расстоянии 25–30 км., правительство организовало суд над большой группой генералов, во главе с командующим войсками Западного фронта генерал-полковником Д.Т. Павловым. Их обвинили в измене и казнили.

С начала войны еще более лояльной становится государственная политика по отношению к церкви, которая активно включилась в па т риотическое движение. В сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем. Вскоре после нее была восстановлена патриархия. Власти разрешили со з вать Архиерейский собор для выбора патри а рха , со з дать Священный синод, открыть бого с ловские академии и семинарии, и з давать религиозную литературу, органи з овать работу свечных з аводов .

По всей стране в централизованном порядке открываются тысячи православных храмов. Священнослужителей выпускают из заключений и ссылок, при их согласии демобилизуют из армии. В правительстве для свя з и с церковью создается Совет по делам Русско й православной церкви. Впоследс т вии были урегулированы отношения государства и с дру г ими религиозными конфессиями.

В дни блокады в городе Ленинграде работали старейшая русская актриса В. Мичурина-Самойлова, певица С. Преображенская, композитор Б. Асафьев, писатели В. Инбер, В. Шишков, поэты Н. Тихонов, О. Бергольц.

Сотни писателей всех республик СССР стали военными корреспондентами, бойцами, командирами и политработниками (М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, А. Сурков, Б. Полевой, В. Василевская, А. Гайдар). Не раз на передовую линию фронта выезжал 80-летний А. Серафимович. Многие не вернулись с поля боя, погибли от голода, артиллерийского обстрела, бомбежек.

Правительство всемерно старалось сохранить отечественные культурные ценности и, прежде всего, самих деятелей культуры. Уже в августе 1941 г. из Москвы и Ленинграда в глубь страны были эвакуированы ученые, писатели, актеры. На периферии образовалось несколько культурных центров. Так например, в Нальчик приехали композиторы и профессора Московской консерватории (С.С. Прокофьев, Ю.А. Шапорин, В.В. Нечаев), артисты Московского Художественного театра во главе с В.И. Немировичем-Данченко, коллектив Малого театра, литераторы, художник И.Э. Грабарь, архитекторы братья Веснины.

В сложных условиях они продолжали работать. Все усилия были направлены на пропаганду патриотизма, в ерности долгу, прис я ге, н енависти к врагу. В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

Образование . В военные годы, система образования переживает очень трудные времена. Многие вузы и школы ока­зались на оккупированной территории. Сотни учебных заведений эвакуировали на восток. В 2,5 раза сокращается число студентов, уменьшается общее количество вузов. В 1942 г. университеты были временно переведены на сокращенный, 3–4-летний срок обучения.

Был свернут взятый перед войной курс на всеобщее среднее образование. В тоже время, война заставила задуматься о качестве образования. В 1943 г., начиная с 5-го класса, с целью улучшения воен­но-физкультурной подготовки вводится раздельное обучение мальчиков и девочек. В 1944 г. были введены экзамены в 4-х и 7-х классах, а также экзамены на аттестат зрелости, зо­лотые и серебряные медали. В вузах наряду с госэкзаменами стала обязательной защита дипломной работы. В последние годы войны было открыто 56 новых высших учебных заведений, в т.ч. Институт международных отношений.

В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, заменивших своих отцов и старших братьев, государство уделяло особое внимание расширению сети вечерних семилетних и средних школ для обучения молодежи без отрыва от производства. В фабрично-заводских школах и ремесленных училищах с 1941 по 1945 г. было подготовлено более 2250 тыс. молодых рабочих. За эти же годы вузы и техникумы дали стране 842 тыс. молодых специалистов. В дни войны школьники и студенты оказали большую помощь Красной Армии своим трудом в госпиталях, на за­водах и колхозных полях.

Наука . Работа Академии наук СССР, исследовательских институтов и вузов была полностью перестроена применительно к требова­ниям военного времени. В сентябре 1941 г. ученые СССР создали комиссию под председательством президента АН СССР академика В.Л. Комарова, в которую вошло свыше 800 специалистов. Научные работники сосредоточились в основном на трех задачах: разработке военно-технических проблем; научной помощи промышленности в улучшении и освоении но­вого военного производства; мобилизации сырьевых ресурсов страны на нужды обороны, замене дефицитных материалов мест­ным сырьем.

Основные силы советской науки были переведены в глубокий тыл – за Волгу, на Урал, в Сибирь. Невзирая на трудности и лишения, которые принесла война, в целях развертывания научной деятельности были созданы академии медицинских и педагогических наук, академии Узбекской, Азербайджанской и Армянской ССР, филиал АН СССР в Западной Сибири.

Восемь самолетов Туполева участвовало в Великой Отечеств е нной войне. Ни у кого из конструкторов не было такого количества боеспособных машин. Т У –2 был признан лучшим фронтовым бомбардировщи к ом второй м и ровой войны. Созданию самолетов А.Н. Туполев посвятил всю жизнь. Под его руководством создано более 50 оригинальных машин различных модификаций. На них установлено 78 мировых рекордов грузоподъемности, дальности и скорости полета.

В 1943 г. начались работы по созданию советской атомной бомбы, которыми занималась специальная лаборатория по рас­щеплению ядра урана во главе с академиком И.В. Курчатовым. Под его руководством работало около двух десятков ученых. Институт под наименованием лаборатории №2 построили на окраине Москвы у бывшего Ходынского поля, служившего много десятилетий артиллерийским и пулеметным полигоном. Здесь в начале 1945 г. заработал циклотрон, построенный всего за один год.

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Киноискусство . Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

Читайте также: