Гусевский хрусталь народный промысел кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первое упоминание о стеклянных изделиях в России относится к царствованию Алексея Михайловича Тишайшего (1629–1676). В 1635 г. близ Можайска шведом Елисеем Коэтом был построен первый в России стекольный завод, в 1668 г. – Измайловский завод под Москвой. При Петре I на Воробьевых горах построили государственный стекольный завод. В 1748 г. М. В. Ломоносов организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, там он варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики. В 1753 г. была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика под Петербургом.

Однако история искусственного хрусталя в России начинается с истории Гусевского хрустального завода, основателем которого был представитель славной плеяды российских промышленников Мальцовых – Аким Васильевич Мальцов (династия Мальцовых, насчитывала несколько поколений купцов и промышленников, крупнейших землевладельцев, хозяев фабрик и заводов, внёсших огромный вклад в развитии промышленности в Центральной России).

Аким Васильевич Мальцов

Для предотвращения хищнического уничтожения лесов в Центральной России Правительством был принят Указ о закрытии ряда предприятий, расположенных ближе 100 верст от Москвы. Среди закрываемых предприятий числился и стекольный завод купца Акима Мальцова в Можайском уезде. Вот тогда Мальцов и построил новый завод в Мещёрском крае, куда были переведены и промышленные рабочие с прежнего предприятия.

Памятник Акиму Мальцову в г. Гусь-Хрустальный

В народе с большим уважением относились к стеклодувам. Они уподоблялись кудесникам, колдующим с огненными шарами. Эти шары, напоминающие солнце, выдувались через трубку из раскалённого стекла.

Слава об изделиях гусевского завода, которые отличались высоким качеством и красотой, разлеталась по всей округе. Расширяя производство, Аким Мальцов построил в соседних сёлах еще несколько заводов.

С 1811 года всеми заводами Акима Мальцова стал управлять его сын – Сергей Акимович Мальцов (1771–1823). Он построил ещё несколько заводов в Рязанской губернии. Готовая продукция доставлялась по гужевым дорогам во Владимир, Касимов и Рязань, а оттуда речным путем в Москву, Нижний Новгород, Муром и другие города.

В начале XIX в. на заводе начинается выпуск свинцового хрусталя, не уступающего по качеству английскому. С новыми материалами меняется и техника украшения. Вместо гравировки и росписи на первое место выдвигается гранение, дающее возможность выявить ценные свойства хрусталя, его блеск и радужную игру.

Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался медалей за качество продукции, за что получил право на использование Государственного герба России на своих изделиях, а в 1856 г. государственной символики от Министерства финансов.

Кальяны. Стекло цветное, выдувание, шлифование, роспись серебром, алмазная грань. 2-я пол. XIX в.

С 1830 года хозяином Мальцовской хрустальной империи становится сын Сергея Акимовича Мальцова – Иван Сергеевич Мальцов (1807–1880). Иван Сергеевич был известным дипломатом, побывал во многих странах Европы и Азии. Во время заграничных поездок И. С. Мальцов интересовался достижениями стекольной промышленности в других странах, привозил образцы изделий иноземных мастеров.

Иван Сергеевич Мальцов (1807–1880)

Иван Сергеевич провел реконструкцию на своих заводах. При нём гусевский хрусталь продолжал участвовать во всех художественно-промышленных выставках. Мальцов построил в посёлке Гусь кирпичные дома для проживания рабочих, больницу, открыл церковно-приходское училище для детей. После своей смерти, так как у Ивана Сергеевича не было собственных детей, свое состояние он завещал племяннику – Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову (1834–1913), который был не только выдающимся предпринимателем, благотворителем и меценатом, но и человеком, беззаветно любящим искусство.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Худ. Крамской И. Н. (1885)

Юрий Степанович усовершенствовал и механизировал производство на стекольных заводах, а гусевский хрусталь получил высокую оценку на выставках в Чикаго (1893 г.) и в Париже (1900 г.). Изделия в восточном стиле были приобретены европейскими музеями.

Георгиевский собор. Фотография нач. XX в.

К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигли на гусевском заводе совершенства. Отличительная особенность гусевского хрусталя состояла в том, что при сравнительно невысокой стоимости изделий их качество и культура исполнения оставались на самом высоком уровне. По разнообразию методов и приёмов украшения стекла завод не знал себе равных. Производство быстро реагировало на все новые достижения в области стеклоделия, внедряя разработки самых передовых стеклоделов мира. Завод удовлетворял потребности обеих столиц Российской империи, его продукция поставлялась во многие её города и за рубеж.

В 1913 году владение всеми стекольными фабриками перешло к дальнему родственнику Ю. С. Нечаева-Мальцова – Павлу Николаевичу Игнатьеву (1870–1946). Тогда же, в 1913 г., на заводе была изготовлена оригинальная серия винных приборов, состоящих из штофов со стопками, украшенных гербом династии Романовых и монограммами разных монархов. Их выпуск был приурочен к празднованию 300-летия Дома Романовых.

Штоф. Эскиз Ф. О. Шехтеля, 1913 г.

В 1939 г. началась реконструкция предприятия с учётом выпуска, в последующие годы, высокохудожественных изделий. К этому времени впервые была введена штатная единица художника, начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов, затем на автоматах было налажено производство блюдец, сахарниц, маслёнок, также выпускались стеклянные пуговицы, которые покрывали краской и наносили на них рисунок.

В годы Великой Отечественной войны выпускалась продукция для нужд фронта: медицинские ампулы, светотехническое стекло, термосы, фляги, шары для горючей смеси, а удельный вес сортовой стеклянной посуды сократился до минимума. Только к началу 50-х годов XX в. началась массовая выработка хрусталя.

С 1975 по 1981 гг. было освоено 130 новых видов изделий. Завод становится передовым предприятием в отрасли по выпуску сортовой посуды, и снова начинает принимать участие в международных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе его продукция была отмечена бронзовой медалью. В 1976 г. она получила две золотые медали на выставке в Братиславе, в 1979 г. – Большую золотую медаль на Лейпцигской ярмарке.

Музей хрусталя имени Мальцовых. Георгиевский собор сегодня

Основу музейного собрания составила коллекция хрустальных и стеклянных изделий промышленников Мальцовых. Она хранилась в деревянных ящиках, в которых хранили экспонаты. Это чудо, что они сохранились и пережили разрушительные революционные, военные и другие годы.

Приборы для крюшона. Стекло цветное, выдувание, роспись золотом и эмалями, 1880-е гг.

Когда мальцовскую коллекцию привезли в музей и стали распаковывать, то без конца раздавались восторженные возгласы членов комиссии – это были прекрасные уникальные образцы. Сегодня, расположенные на огромном подиуме с подсветкой в центральной части зала, экспонаты отражают историю развития стекольного дела в России.

Есть в музее и экспонат, с которым связана старинная легенда. Жил в Гусь-Хрустальном мастер – Разумей Васильев. И был он большим умельцем в стеклянном деле. Рассказывали, что мог он сделать петушка, посадить его в графин и непонятно было, как он туда попал. Была у Разумея дочка. Заболела она в лютые морозы, металась в жару и вспоминала лето, цветочки на лугу. В одну ночь сделал Разумей Васильев стеклянный букет. Принес его домой, поставил перед больной дочерью и…засверкали огненными искорками лепестки и листья цветов. И дочка поправилась. Чудесный букет попал через некоторое время в коллекцию И. С. Мальцова. Так сохранился он до наших дней.

Современные заводские мастера продолжают сохранять лучшие традиции русского стеклоделия, развивая их с учетом современных направлений моды и зарубежного опыта. Не удивительно, что постоянными заказчиками эксклюзивных изделий являются Совет Федерации, Государственная Дума, оргкомитеты различных фестивалей, конкурсов и соревнований.

гусевский хрусталь

Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, - город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.

Истоки возникновения народного промысла

Гусевский хрустальный завод эмблема

История промысла – это история семьи, поскольку основателем мальцовского стекольного района является Аким Мальцов, построивший первый завод. После уже его дети и внуки продолжили строительство, создавая новые заводы и фабрики, каждая со своей специализацией.

общий вид фабрики Нечаева-Мальцева

(Общий вид фабрики фабрика Нечаева-Мальцева)

В то время лидерство на мировой арене по выпуску цветного стекла и изделий из хрусталя оставалось за чешскими мануфактурами, славившимися богемским стеклом. Когда Николай I, в эскорте которого состоял Иван Мальцов, побывал в Чехии с монаршим визитом, промышленник не упустил возможности купить рецепт изготовления богемского стекла, немедленно внедренный на заводах в Гусе Хрустальном.

фабрика Нечаева-Мальцева

(Виды фабрики Нечаева-Мальцева)

Из-за непростой экономической обстановки с 90-х голдов в Гусе Хрустальном, завод так и не был полностью запущен. В декабре 2013 года удалось запустить только один – 4-ый цех, который работает и сейчас, выпуская художественные произведения стекольного искусства.

Какой он – гусевский хрусталь

изделия из стекла и хрусталя

(Изделия из стекла и хрусталя)

хрустальный лебедь

Гусевский хрусталь содержит 24% оксида свинца, дающие изумительные оптические свойства готовым изделиям и плотность. Помимо окислов свинца в расплав входят соединения мышьяка и сурьмы, борная кислота. Цвет зависит от других добавок: синий – кобальт, красный – кадмий, розовый – кремний, зеленый – окись меди, фиолетовый – окислы марганца.

хрустальная лошадка

При Мальцевых окрашивание хрусталя выполнялось коллоидным золотом и урановыми окислами. Стоили такие произведения очень дорого, но обладали уникальной красотой. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Отшлифованные грани резного хрусталя создают те самые узнаваемые радужные отблески, так хорошо знакомые нам с детства. В советские годы в доме непременно должны были быть рюмочки или бокалы их гусевского хрусталя, вазы и блюда, и другие изделия, без которых не могло обойтись праздничное застолье.

Гусевский хрустальный завод цех

(Цех по производству хрусталя)

Сегодня Гусь Хрустальный предлагает ценителям не только огромный ассортимент всевозможных изделий из цветного и прозрачного хрусталя, но и изготовление на заказ эксклюзивных работ, а также авторский хрусталь. Скульптуры, вазы, наборы бокалов, украшения интерьера – все это по эскизу заказчика мастера воссоздадут и вложат в работу частицу своей души.

Сувенирный гусевский хрусталь

(Сувенирный Гусевский хрусталь, музейный экспонат)

В последние годы изюминкой ассортимента завода стала сувенирная продукция, особенного новогодние елочные игрушки. Их изготавливают вручную. Расплавленная хрустальная капля режется на части ножницами, мастер создает уникальное произведение, которое после закаляется в печи при температуре 1200 градусов. Использование в работе нескольких оттенков стекла и точно выверенные движения рук мастера рождают на свет необыкновенно красивые изделия, каждое из которых – неповторимо.

Каждый предмет как будто сделан из тонких льдинок. Узоры на поверхности причудливо сверкают и переливаются. Однако это особенный лёд – он не тает даже жарким летом. Стекло – удивительно тонкое и хрупкое чудо. Изделия, созданные руками мастеров из города Гусь-Хрустальный, не устают изумлять своеобразием и великолепием. Уникальное производство имеет давнюю и славную историю.


Легенда с берегов речки Гусь

Всё началось в далёком 1756 году – именно тогда купец Аким Мальцов основал на территории нынешней Владимирской области хрустальный завод. Постоянно осваивались передовые технологии, шлифовалась техника производства, и к началу XIX века продукция уже могла составить конкуренцию иностранным изделиям. Чтобы хрусталь проявил весь свой блеск, прибегали к эксклюзивным техникам его обработки.

Заказы поступали даже от императора. Гусевский завод получил право использовать при маркировке своих изделий герб России, что было знаком особой чести и одновременно налагало большую ответственность. Мастера осваивали опыт не только своих соотечественников, но и активно постигали наработки итальянских, французских, английских, австрийских стеклодувов.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже продукция гусевского завода была удостоена высшей награды – гран-при. За семь лет до этого, в 1893 году, изделия были отмечены бронзовой медалью в Чикаго. Многие музеи мира стали считать за честь иметь в своих коллекциях работы мастеров из города Гусь-Хрустальный. Некоторые предметы были преподнесены в дар иранскому шаху.

Были в истории завода и нелёгкие периоды, особенно в начале XX века. Однако уникальное производство продолжало существовать вопреки трудностям. По сей день старейший хрустальный завод России сохраняет традиции, которые обогащаются новыми чертами. На нём трудятся мастера высочайшего уровня. Современные технологии помогают воплотить самые причудливые идеи.

Изделия могут быть бесцветными, что помогает подчеркнуть удивительную чистоту и прозрачность хрусталя. Когда же работы выполнены в цвете, то они изумляют богатством оттенков. Активно используется накладное стекло, когда из цветной и бесцветной стекломассы одновременно вытягивается двухслойная лента. Поверхность изделий украшается гранёными узорами. По форме хрустальная посуда часто похожа на старинные гончарные изделия.

Богатая фантазия художников проявляется в создании сувениров и предметов декора для интерьеров. Шлемы древних витязей, царские короны, морские раковины, часы, подсвечники – все это сделано из хрусталя. Подчас создаются абстрактные композиции, наполненные философским смыслом. Гусевский хрусталь – уникальное явление русской и всей мировой культуры. Важно сохранить традиции и развивать их дальше. Тогда многие поколения смогут приобщиться к волшебному искусству.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.

Кавалерские и обычные столы в пригородных дворцах императора, купеческие, мещанские, помещичьи столы-где только не было мальцовского хрусталя. В середине 19 века Гусевскому заводу было разрешено изображать на своих изделиях герб России. Завод выполнял крупные заказы императорского двора, создавал уникальные изделия для шаха Ирана.


Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Мастерство гусевских умельцев - это искусство глубоко национальное, уходящее своими корнями в далекое прошлое. Оно впитало в себя многие народные декоративные мотивы, узорчатое убранство резьбы, простоту форм старинных гончарных изделий, изящество и законченность памятников архитектуры, талант многочисленных народных мастеров, из поколения в поколение передающих секреты волшебного мастерства. К их числу относятся потомственные династии алмазчиков Зубановых, граверов Травкиных, но творцом художественного стекла является художник. Высокими международными наградами отмечено творчество художников Е.И. Рогова, В.А. Филатова, В.С. Муратова, В.В. Корнеева и многих других.

Новое направление в развитии стекла Гусь-Хрустального резко обозначилось в начале шестидесятых годов. В это время на завод приехали работать выпускники училища им. В.И. Мухиной Б. Бычков, С. Пивоваров, В. Филатов, Г. Черноскутов. В стекло они принесли с собой новые художественные веяния, которые в этот период коренной ломки эстетических критериев охватывали и другие виды и жанры искусства. Пришло, наконец, осознание важной роли художественных бытовых изделий в формировании не только внутреннего мира человека, но и всей внешней среды его обитания.

В центр внимания они поставили повышение художественного уровня. Начали с работы над гладким стеклом, как наиболее массовым и более всего потерявшим привлекательность. Вскоре вышли первые тиражи, сразу получившие высокую оценку у покупателей. Это были фужеры, приборы для воды и другие комплекты, заметно отличавшиеся выразительностью форм и декора. Обогатившись голубым, зеленым, золотистым, розовым, фиолетовым цветами и различными их полутонами, изделия стали выглядеть значительно интереснее. Художники активно работали также над повышением цветности стекла за счет его толщины и пластических свойств.

Другим важным направлением в творчестве художников Гусь-Хрустального в шестидесятые годы стали их работы над хрустальными изделиями с алмазной гранью. К тому времени хрусталь выполнялся все еще в тяжелых старомодных формах, насыщенных сложным, многословным декором, инертным в переливах света и блеска.

Шестидесятые годы художники Гусь-Хрустального сделали переломными и в области дешевого и массового прессованного стекла. Художественную выразительность необходимо было придать изделиям машинной техники исполнения. В этих условиях в основу изделий художники заложили формы декора, рассчитанные на сугубо механизированное воспроизведение.

Многолетние эксперименты и поиски дали к концу шестидесятых годов значительные результаты. Стекло не только поднялось на более высокую с тупень художественного развития, но и приобрело черты определенной стилевой чистоты, свойственной этому виду материала. Об этом наглядно свидетельствовала первая большая выставка "Стекло Гусь-Хрустального", организованная в Москве в 1967 году. На ней было представлено творчество всех художников завода. Наряду с массовыми образцами, Е. Егоров, В. Филатов, С. Пивоваров, В. Корнеев, В. Муратов, С. Верин, О. Козлова, Ф. Ибрагимов показали также свои уникальные произведения.

В начале семидесятых годов коллектив достиг творческой зрелости, стал стабильным. В него влились молодые художники В. Касаткин, Р. Аксенов. Вскоре все они были приняты в члены Союза художников.

Вместе с обретением единого художественного стиля перед мастерами Гусь-Хрустального открылся путь для широкого проявления индивидуальных художественных устремлений каждого. Стало возможным обобщить большой этап в развитии творческого коллектива и опыт его работы как крупного центра художественной промышленности России.

Творческий потенциал художников Гусь-Хрустального и сегодня продолжает оставаться очень высоким. Плодотворно работают все художники. Через осмысление современности постоянно идет поиск новых художественных решений изделий из стекла. Последние годы отмечены большим увлечением цветным хрусталем в сочетании с гутной техникой.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 1

Изделия Гусевского хрустального завода – коллекционная ценность
Старинные изделия Гусевского хрустального завода известны практически каждому коллекционеру и ценителю старины. Такой антиквариат ведет свою историю с 1756-го года, когда купец А. Мальцов открыл при речке Гусь хрустальный завод. Изначально на заводе работало всего шестьдесят человек, однако со временем Мальцов начал уделять внимание не только качеству изготавливаемой посуды, но и совершенствованию и расширению производства.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 2

История Гусевского хрустального завода!, фото № 3

На завод помимо отечественных материалов в большом количестве доставлялись привозные. Производство было оснащено самыми современными на те времена инструментами. При заводе была создана специализированная школа мастеров, позволявшая совершенствовать качество выпускаемой продукции.
На Гусевском хрустальном заводе изготавливался достаточно широкий ассортимент продукции, однако главным изделием производства был бесцветный хрусталь, украшенный гравировкой и шлифовкой. Со временем старинные изделия из стекла на Гусевском заводе стали расписывать эмалью. Продукция производства, изготавливавшаяся в конце восемнадцатого столетия, использовалась для удовлетворения запросов среднего и мелкого купечества, чиновников и духовенства. Такой особенностью заказов объяснялся и выбор сюжетов при создании гравировки.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 4

В период с начала до середины девятнадцатого столетия на производстве был налажен выпуск свинцового хрусталя, ничем не уступавшего английскому. С появлением новых материалов изменилась и техника украшения изделий. На первое место вместо росписи и гравировки стало выдвигаться гранение, позволявшее сделать акцент на неповторимой радужной игре и блеске хрусталя.
В это время на заводе выпускалась не только старинная посуда, но и бутылочные изделия, листовое стекло и разнообразная хрустальная продукция. Со второй четверти девятнадцатого столетия большое внимание уделялось цветному стеклу. Старинные изделия Гусевского завода неоднократно принимали участие в мануфактурных выставках, удостаиваясь за качество продукции золотых медалей. Производство нередко получало заказы от Придворного ведомства на изготовление сервизов для императорских дворцов.

История Гусевского хрустального завода!, фото № 5

Изделия завода пользовались популярностью не только в губернии, но и во всех городах России. На производстве изготавливались хрустальные предметы для разных кругов покупателей. С 1856 года Гусевской завод начал специализироваться на выпуске самой простой посуды – стопок, графинов, солонок, рюмок, стаканов, доступных по цене для всего народа. Предприятие всегда откликалось на веяния эпохи, быстро принимало и воплощало технические и стилистические новшества, появлявшиеся в разных странах мира. Многие изделия Гусевского завода приобретались для музеев и часто экспортировались на территорию Европы. На рубеже девятнадцатого и прошлого столетия по разнообразию приемов и методов украшения хрустальных изделий завод не знал равных.
В начале двадцатого столетия отечественное стеклоделие пережило глубокий кризис, однако Гусевской завод, пережив промышленные трудности, все же сумел остаться на плаву.

Читайте также: