Модель 7p маркетинг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Давайте поговорим про открытие первого бизнеса. Кто-то из вас созрел, кого-то подтолкнули, а кто-то сейчас об этом думает. На самом деле рынок, несмотря на карантин, благоприятный. Да он стал сложнее, но все что вы можете дать рынку – он проглотит, вопрос только насколько вам это выгодно.

Но давайте вернемся к основам: когда вы открываете бизнес, многие начинают вспоминать концепцию 4P, которая давно устарела. И будем разбирать на примере ресторанного бизнеса, просто это самое наглядное, но концепция применима ко всему.

Базовая история:

Product - сам продукт (еда)

Price - цена продажи

Place- место продажи

Promotion- продвижение продукта

Это все знают, это скучно, поэтому идем дальше. Скажем лишь, что какой-то период это было настолько популярно, что это просто словами не описать.

Но как только, эта концепция стала слишком популярной, новому бизнесу нужно было как-то отстраиваться и добавилось еще 3 пункта:

Process - процесс

Physical appearance - физическая привлекательность

People - люди

Так как об этом уже не все могут быть в курсе, обратимся к нашему выдуманному ресторану:

1. Продукт – еда. Но прибыль мы делаем на напитках, допах и соусах – секрета тут нет.

2. Цена – ну она зависит от политики, вложений, а иногда наглости. Давайте у нас будет чуть выше среднего.

3. Место – желательно место с большой проходимостью нашей аудитории и низкой аренды, но таких почти нет, поэтому просто берем любое место, где есть наша ЦА, главное добиться высокой оборачиваемости столиков.

4. Продвижение – у нас неплохое место, интересный интерьер, витрины и окна. Нам хватит. Да, так было можно.

5. Процесс – чтобы как-то завлечь и удержать нашу аудиторию, попутно продавая им напитки и вкусняхи, мы делаем открытую кухню. Это всегда интересней, чем закрытая кухня, и вот у нас вовлечение аудитории.

6. Физическая привлекательность – тут все просто, чистые тарелки и мебель, персонал у нас вежлив, да и ремонт привлекательный. Все ок.

7. Люди – и вот изначально имелось в виду сарафанное радио: но мы пошли на всем известную хитрость — стали приглашать моделей по пятницам и субботам, за наш счет. Все знают, как это называется, но это не самая древняя профессия – у нас приличное заведение.

Девушки довольны, мужики с ними знакомятся, кто-то кого-то угощает. Люди о нас говорят, аудитория растет и все бы ничего, кроме того, что мы сделали почти клуб знакомств.

Продавая еду – продавайте еду, но не надо делать из этого клуб по интересам, это другой бизнес, и выберете верный формат – прибыли будет больше, а рутины меньше.

У нас есть прибыльный и популярный ресторан. Но рано или поздно, рядом с нами появится конкурент на нашу аудиторию и вот мы уже делим покупательский трафик между собой.

Мы звали мужчин женщинами, а наши конкуренты звали этих же мужчин вкусной едой с прикольной фишкой, а желающих удачно выйти замуж всегда хватало, и они сами пошли конкурентам, только за свой счет (другой вопрос, что они могут пить только чай с чабрецом, но они за него платят сами). Вот так появились рестораны одной фишки, и как вы понимаете, это никак не отменяет качество блюд.

А концепт одного преимущества – выгоден и оправдан, потому что следить и совершенствовать одно направление всегда проще (и дешевле) чем 4 или 7. И очень здорово, если вы стараетесь угодить клиенту со всех сторон, но вот когда вас сравнивают с конкурентами, решающий фактор всего один, и у каждой группы клиентов он свой.

И вот для того, чтобы это определить – вам нужен маркетолог. И именно поэтому новое всегда интересно – потому что в старом, мы уже были и новых эмоций уже не получим.

Да, нашу конкуренты тоже использовали нашу модель, но частично, открылись рядом с нами и переманивают наших гостей, цена исходила от аудитории, а продвижения вообще не было. Но это было решение, а не модель бизнеса. Мы теперь сосредоточены на всех наших параметрах, а конкуренты на качестве блюд, физической привлекательности и фишке — это значительно проще и дешевле, а значит, их модель много выгоднее нашей.

Недавно мы рассказывали про микс-маркетинг 4Р, но данная форма является только основой, и со временем претерпела много изменений, расширившись до модели комплексного маркетинга 7Р.

Главные составляющие маркетинг-микс 4Р: Product (продукт), Price (цена), Place (место реализации), Promotional (продвижение) можно использовать для любой компании. В модель 7P были добавлены следующие элементы: Process (процесс) People (люди) и Physical Evidence (физическое окружение) больше подходят для рынка b2b и для рынка услуг.


Давайте рассмотрим подробнее каждую из новых 3P.

1.Люди

Данные потребители могут оказывать важное воздействие на восприятие вашего продукта или услуги в глазах других клиентов, поэтому важно учитывать следующие факторы:

2. Процесс

Данный элемент демонстрирует процесс взаимодействия между потребителем и компанией. Ему уделяется повышенное внимание, потому что оно является основой для совершения покупки на рынке и формированию лояльности клиента.

Степень вовлеченности потребителей в процессы производства и оказания услуг значительно выше, чем при производстве материально-вещественных благ. Кроме того, оказание услуг и их потребление, по сравнению со сферами материального производства, происходят одновременно. При существующей неразрывной взаимосвязи процессов предоставления и потребления услуг степень контакта между производителем и потребителем может быть различной. Таким образом, этот элемент призван уделять особое внимание процедурам взаимодействия между потребителями услуг и организациями, их предоставляющими.

3. Физическое окружение

Включает в себя все те материально-вещественные объекты и визуальные образы, которые позволяют потенциальному потребителю оценить и спрогнозировать качество будущей услуги. Применение на практике этого элемента позволяет организациям формировать собственный устойчивый и позитивный имидж в глазах клиентов. Для достижения поставленной цели компаниям необходимо предпринимать меры по улучшению уровня сервиса и качества обслуживания своих клиентов.

Именно данная маркетинговая модель в большей степени соответствует сфере услуг и может служить основой при формировании комплексной маркетинговой политики.

Читайте также: