Кобо абэ биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание

Жизнь и творчество

Детские годы будущий писатель провёл в Манчжурии, где в 1940 году окончил среднюю ступень школы. После возвращения в Японию, завершив среднее образование в школе Сэйдзё (яп. 成城高等学校 ? ), в 1943 году поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета. Будучи ещё студентом, в 1947 году женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль, в частности, в оформлении книг Абэ и декораций к его театральным постановкам. В 1948 Абэ закончил университет, однако неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен, фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом.

Около 1981 года внимание Абэ привлекло творчество немецкого мыслителя Элиаса Канетти, совпав с присуждением тому Нобелевской премии по литературе. Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина, Абэ познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению, Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество, способствовав существенному увеличению читательской аудитории этих авторов в Японии.

Поздно ночью 25 декабря 1992 года после кровоизлияния в мозг, Абэ был госпитализирован. Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, начиная с 20 января 1993 года, состояние здоровья начало резко ухудшаться, в результате чего рано утром 22 января писатель скоропостижно скончался от остановки сердца в возрасте 68 лет.

Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не удостоенный её в 1994 году сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.

Разные факты из жизни

Абэ был первым японским писателем, который стал сочинять свои произведения, набирая их в текстовом процессоре (начиная с 1984 года). Абэ пользовался продуктами фирмы яп. 文豪 ? ).

Японский писатель Кобо Абэ прославился метафорическими романами “Женщина в песках”, “Человек-ящик” и “Чужое лицо”. Произведения автора, творившего во второй половине ХХ века, открыли западному читателю специфический мир литературы Страны восходящего солнца. Тексты японца нельзя назвать развлекательными: они обращены к ценителям интеллектуальной прозы и поднимают философские вопросы бытия человека в мире, поиска смысла существования и понимания самого себя.

Детство и юность

Классик японской литературы родился в 1924 году на севере Токио, в районе Кита. На родном языке имя писателя звучит как Кимифуса, а Кобо – это произношение на китайский лад. Детство Абэ прошло в Поднебесной: в Мукдене провинции Манчжурия мальчик до 1940 года учился в школе. Отец ребенка занимался медициной в университете этого города. К японской культуре юноша по-настоящему стал приобщаться, когда вернулся в Токио, чтобы окончить среднюю школу Сэйдзё. Затем выпускник решает пойти по стопам отца и получить профессию врача в университете.

Кобо Абэ в молодости

Кобо Абэ в молодости / Википедия

Можно сказать, что парень рос в мультикультурном пространстве: непосредственное влияние Китая, где он проживал, дополнялось воздействием мировой литературы, интерес к которой Кобо сохранил на всю жизнь. Наибольшее впечатление производила русская классика с ее “проклятыми вопросами” бытия и поисками смысла жизни. Критики неоднократно отмечали влияние, которое оказали на творчество японского автора Федор Достоевский и Николай Гоголь.

Книги

Взявшись писать философские стихи-воспоминания еще в юности, писатель чуть позже обращается к прозе. Причем берется не за рассказы, как большинство начинающих авторов, а сразу за роман. В 1947 году Кобо заканчивает книгу “Глиняные стены” – историю героя, который решается порвать все связи с обществом, однако в процессе странствия оказывается в плену. Уже здесь начинающий литератор поднимает сложные вопросы о том, что есть подлинная свобода и возможна ли она вообще.

Рукопись Абэ передал учителю из школы Сэйдзё, и тот, будучи глубоко впечатлен, способствовал публикации текста в литературных журналах. Позднее произведение опубликуют отдельным изданием под названием “Указатель в конце дороги”. Получив первую порцию известности, молодой автор вступает в творческое объединение “Ночь”, а в 1950-м создает собственное – “Век”.

Кобо Абэ

Писатель Кобо Абэ / Фото из журнала The Mainichi Graphic, Википедия

В 1950-е годы Кобо Абэ пишет повести и пьесы, некоторые из них становятся театральными постановками и фильмами. По произведениям японца поставлен десяток кинолент, и самыми яркими считаются экранизации режиссера Хироси Тэсигахары. Постановщик берется за романы “Сожженная карта”, “Чужое лицо”, “Женщина в песках”, последняя работа приносит 2 номинации на “Оскар”.

Абэ Кобо (настоящее имя Кимифуса) - знаковая фигура для послевоенной Японии. Его популярность была и остаётся очень большой. В центре творчества Абэ — темы одиночества и отчуждения, свободы и долга, индивидуума и общества. Когда в послевоенное время прежний уклад жизни оказался сломан, многие писатели пытались говорить об этих, ставших такими важными, проблемах. Абэ Кобо удалось это сделать с высокой степенью убедительности. Основным мотивом его книг становится конфликт между человеком и обществом. Герои романов Абэ — аутсайдеры, которые сделались таковыми либо волею обстоятельств, либо по собственной воле. Большинство его произведений написаны от первого лица.

Абэ Кобо

Многие литературоведы находят, что творчество Абэ лишено национального колорита, — действие его романов могло бы происходить в любой стране земного шара. А потому, утверждают специалисты, и переводить его легко. Но вряд ли это утверждение стоит принимать как окончательную истину.

Песок, среди которого живут обитатели деревни, — мелкий, сыпучий, податливый и непреодолимый — главный символ произведения. Как и всякий символ, он поддаётся различным трактовкам. Одни, социально ориентированные литературоведы видят в нём застойность и косность японской политической жизни, другие, более озабоченные общечеловеческим, полагают, что песок символизирует враждебность любой среды человеку.

В этом смысле Абэ Кобо нарушает столь привычный и непререкаемый постулат японской культуры об изначальной гармонии человека с природой. Песок не вызывает у главного героя ни ностальгических воспоминаний, ни поэтических настроений. Отношение героя к песку — вполне в духе европейского рационализма — предполагает’ не столько слияние человека и природы, сколько их строгое разграничение. Дзюмпэй — естествоиспытатель, он сначала исследует природу, а потом покоряет её, заставляет работать на себя.

Киносикэ Эбихара. Дождливый день. 1963 г.

Это заключительные слова романа. По-видимому, Дзюмпэй нашёл (или может найти) своё предназначение в жизни среди людей и для людей. То есть гармония всё-таки обретена, но на основаниях скорее рационалистических и социальных, нежели мистико-поэтических, как свойственно классической японской традиции.

Таласигэ Омо. Птичья дорога. 1960 г.

Краткая биография Кобо Абэ (7 марта 1924 - 22 января 1993).

Кобо Абэ (настоящее имя Абэ Кимифуса, 1924-1993гг.) – японский писатель, драматург, сценарист.

Семья, детские годы, юность

Абэ Кимифуса родился 7 марта 1924г. в одном из районов Токио, местечке Кита. Детство будущего писателя прошло в Манчжурии, здесь же он учился до 1940г. в средней школе. Позднее он переехал в Японию, чтобы закончить среднюю школу Сэйдзё.

1943г. – дата поступления Абэ в Токийский императорский университет на факультет медицины. В 1947г. – женитьба на Мати Абэ. Супруга по профессии была художницей, поэтому именно она в дальнейшем занималась подготовкой иллюстраций книг мужа и декораций к его пьесам. В 1948г. Абэ окончил университет, однако практикующим врачом не стал, поскольку не сдал экзамен на квалификацию.

Начало творческого пути

1950-ее гг. ознаменованы вступлением писателя в Коммунистическую партию Японии, откуда в 1961г. он был исключен за публичную критику.

Большое влияние на творческое мировоззрение Кобо Абэ оказали произведения Элиасса Каннети и Габриэля Гарсии (примерно 1981г). В своем творчестве и выступлениях на телевидении японский писатель начал популяризировать работы собственных кумиров.

Последние годы жизни

Кобо Абэ – человек, который с удовольствием использовал первейшие технические изобретения. Так, он был первым, кто купил синтезатор до его распространения в Японии, а свои произведения набирал в аппаратном текстовом процессоре. Более того, писатель и сам являлся изобретателем: Абу принадлежит патент на цепь противоскольжения. Простое и эффективное устройство, что надевалось на шины автомобиля без применения домкрата.

Читайте также: