Культурное наследие аккад кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первые обитатели появились в Месопотамии примерно 40 тыс. лет до н. э. Небольшие группы людей жили в пещерах и охотились на горных козлов и баранов. Так продолжалось десятки тысяч лет, в течение которых повседневный образ жизни их почти не менялся — время как будто стояло на месте. Только в Х тыс. до н. э. стали заметны существенные перемены — люди начали заниматься земледелием и перешли к оседлости; они научились строить хижины из травы и прутьев и дома из необожженного кирпича (кирпичи изготовлялись из глины, в которую добавлялась рубленая солома). Так, к VII тыс. до н. э. на территории Месопотамии возникли первые поселения ранних земледельцев. С этого времени развитие общества пошло быстрее. К концу V тыс. до н. э. уже вся долина Тигра и Евфрата была плотно заселена, а в середине IV тыс. до н. э. среди бесчисленных деревушек и поселков появляются первые настоящие города. Во главе города стоял или верховный жрец главного городского храма, или предводитель городского ополчения.

Город с расположенными вокруг него деревнями представлял собой независимое государство. Таких городов-государств в IV — III тыс. до н. э. на территории Месопотамии насчитывалось около двух десятков. Наиболее крупными были Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Его политическое и культурное значение неуклонно возрастало — особенно это будет заметно со II тыс. до н. э. Именно Вавилону выпадет судьба сыграть исключительно важную роль в истории Двуречья.

Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть Шумерской. Время существования этой культуры — приблизительно все IV тыс. и первая половина III тыс. до н. э. Затем, в XXIV —XX вв. до н. э. усиливаются мощь и влияние города Аккада, народ которого, много заимствовал у шумеров и воспринял их культурное наследие.

Язык. Письменность

В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Аккадский язык ученые относят к семитской ветви афразийских языков. Аккадская письменность представлена словесно-слоговой клинописью. Древнейшие памятники аккадской письменности, выполненные на глиняных табличках, относятся к XXV в. до н. э.

Шумерская письменность намного старше. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли — завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. Со временем рисуночное письмо видоизменялось и совершенствовалось: от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению. Это шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба — звезду и символ воды — рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным1. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали утлом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. до н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц.

Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых или мертвых языков, и поэтому вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка все еще не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится к семито-хамитской языковой группе.

Именно шумеры, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой Вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму — «Золотой веку, написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры — авторы первых и древнейших в мире медицинских книг — сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

Раннешумерские божества IV — III тыс. до н. э. выступали прежде всего как податели

жизненных благ и изобилия—именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу богов составляли покровители крупных городов — они были более могущественны, чем местные боги, но почитались только в своих городах. Наконец, были боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских городах.

Божество с переполненным -сосудом. Печать шумерского царя. 3000 г. до н, э.

Самыми могущественными из всех богов были ан, Энлиль и Энки. ан (в аккадской транскрипции Ану) считался богом неба и отцом других богов, которые, так же как и люди, в случае необходимости просили его о помощи. Впрочем, он был известен своим пренебрежительным к ним отношением и злыми выходками. ан считался покровителем города Урук.

Энлиль — бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба,-также относился к людям и низшим божествам с известным пренебрежением, однако он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству и почитался как покровитель земли и плодородия. Его главный храм находился в городе Ниппур.

Энки (аккад. Эа), защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод. Культ воды вообще играл огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья. Отношение к воде не было однозначным. Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, символом плодородия. С другой стороны, являясь причиной разрушений и страшных бед, вода выступала как мощная и недобрая стихия.

На протяжении III тыс. до н. э. отношение к богам постепенно менялось:

им приписывались новые качества. Так, Ан стал более четко олицетворять идею власти. Энки — воплощенная хитрость— стал почитаться как бог мудрости и знаний: сам он в совершенстве знал все ремесла и искусства и некоторые из них передал людям; кроме того, он был объявлен покровителем предсказателей и заклинателей. Уту стал верховным судьей, защитником притесняемых и убогих. Энлиль олицетворял идею силы.

Сохранилось много памятников древней шумеро-аккадской литературы, записанных на глиняных табличках, и почти все из них ученым удалось прочесть. Приоритет в расшифровке надписей принадлежит западноевропейским ученым, а наиболее значительные открытия были сделаны в XIX в.

К настоящему времени установлено, что большинство текстов — это гимны богам, молитвы, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того, в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур.

Гильгамеш. VIII в. до н. э.

Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в XXVIII в. до н. э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное воздействие на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей

Исключительно сильное воздействие на мировую литературу имели также предания о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели — благочестивый Зиусудра, который по совету богов заранее построил корабль. Легенда гласит, что боги спорили между собой, стоит ли уничтожать все человечество: некоторые полагали, что наказывать людей за грехи и сократить их численность можно и другими способами, в частности голодом, пожарами, а также наслав на них диких зверей.

Для Аккадского периода (XXIV–XXII вв. до н. э.) более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.

В целом, аккадское искусство – более передовое, развитое и смелое, чем шумерское. Наиболее ярким его памятником может служить стела царя Нарам-Суэна, внука Саргона Аккадского, сделанная из красного песчаника по случаю победы над горцами-луллубеями.

Обожествленные аккадские цари представлены и в глиптике – на цилиндрических печатях. Обычно это могучий герой с кудрявой бородой и длинными волосами. Он сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося зверя, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал в загривок хищнику.


Илл. 98. Голова статуи правителя. Известняк.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Возвышение Аккада. Саргон I (2369–2314 гг. до н. э.)

Возвышение Аккада. Саргон I (2369–2314 гг. до н. э.) Между семитскими племенами, которые со времён глубокой древности населяли среднюю Месопотамию, так называемый Аккад, и шумериискими племенами юга шла в течение веков длительная и упорная борьба за преобладание и господство

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Хронологическая таблица II ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДИНАСТИИ АККАДА ДО ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ УРА

Хронологическая таблица II ОТ ВОЗВЫШЕНИЯ ДИНАСТИИ АККАДА ДО ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕЙ ДИНАСТИИ

Пантеон богов Шумера и Аккада

Пантеон богов Шумера и Аккада В представлении древнего жителя Месопотамии мир был населен добрыми и злыми духами, а также могущественными божествами, управляющими всеми силами природы. Каждый род, община, город-государство в Шумере имели своих богов-покровителей, иногда

Искусство Шумера и Аккада

Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Глава 5. Двуречье в период господства Аккада и Ура

Глава 5. Двуречье в период господства Аккада и Ура Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в

Возвышение Аккада

Возвышение Аккада Было, по крайней мере, несколько причин необходимости политического объединения Двуречья.Потребность в более эффективном использовании уже существовавших местных ирригационных систем, а также в дальнейшем развитии искусственного орошения являлась

Расцвет Аккада

Расцвет Аккада Расцвет Аккада наступил во время длительного царствования Нарамсина (2290–2254 гг. до н. э.), сына Маништусу. Он затмил двоих своих предшественников и в поздневавилонской традиции считался не внуком, а прямым наследником — сыном Саргона.Центром государства

Падение государства Аккада

Падение государства Аккада Наличие масс рабов и поденщиков, вопреки ожиданиям царя, стало серьезной опасностью для богатого рабовладельческого государства Аккада. Воинственные племена гор на востоке и степей на западе давно уже хотели завоевать эту страну, видя в войне

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА

МЕСОПОТАМИЯ В ЭПОХУ ГОСПОДСТВА АККАДА И УРА Начиная с XXVII в. до н. э. северная часть Месопотамии была заселена аккадцами. Самым древним городом, основанным семитами в Месопотамии, был Аккад, позднее столица государства с тем же названием. Он был расположен на левом берегу

Крах Ура и закат Шумера и Аккада

Крах Ура и закат Шумера и Аккада Держава Ура включала (с разной степенью подчинения) Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, Сирию и часть Финикии с Библом, горы Загроса, Элам и даже некоторые районы, лежавшие к востоку от Загроса по направлению к Каспийскому морю (здесь подданными

Первые деспотии Месопотамии. Державы Аккада и Ура

Первые деспотии Месопотамии. Державы Аккада и Ура Мелкий придворный убитого Лугальзагеси царя Киша, по происхождению аккадец-простолюдин (по позднейшему преданию, он был подкидышем: мать пустила его, новорожденного, по Евфрату в тростниковой корзинке, его подобрали и

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Тема 21 Изобразительное искусство республиканского Рима (скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство) Эпоха республики в Риме (конец VI в. до н. э. – последняя треть I в. до н. э.) и особенности развития культуры и искусства в эту эпоху (медленное развитие в

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э

Тема 16 Архитектура и изобразительное искусство хеттов и хурритов. Архитектура и искусство Северной Месопотамии в конце II – начале I тысячелетия до н. э Особенности хеттской архитектуры, типы сооружений, строительная техника. Архитектура Хатуссы и проблемы

Эпоха Среднего Палеолита.

Датировка: 38—22 вв . до н.э.

Культура развивалась на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат. Это была культура древних шумерийцев и аккадцев (жителей Месопотамии).

Семиты жили в северной части Месопотамии начиная с первой половины III тыс. до н.э. Они были скотоводческими племенами древней Передней Азии и Сирийской степи. Язык семитских племен, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, — на ассирийском диалекте аккадского языка.

Характерная особенность Аккадкой цивилизации - создание первого крупного государства с монархической формой правления и первым монархом-деспотом стал Саргон.

Сами шумеры и аккадцы, видимо, не разделяли своих этносов, несмотря на очевидные языковые различия, и именовали себя "черноголовыми". Этнические названия даны современными учеными.

Искусство аккадского времени характеризуется центральной идеей обожествляемого царя, который появляется сначала в исторической действительности, а затем в идеологии и в искусстве.

Если в истории и в легендах он предстает человеком нецарского рода, который сумел достичь власти, собрал огромную армию и впервые за все время существования государств-номов в Нижней Месопотамии подчинил себе весь Шумер и Аккад, то в искусстве это мужественный человек с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой — портрет идеализированный, возможно, обобщенный, но достаточно точно передающий этнический тип; этот портрет вполне соответствует сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Сар гоне Аккадском (такова, например, медная портретная голова из Ниневии — предполагаемое изображение Саргона).

В других случаях обожествленный царь изображен совершающим победоносный поход во главе своего войска. Он карабкается по кручам впереди воинов, фигура его дана крупнее, чем фигуры остальных, над его головой сияют символы-знаки его божественности — Солнце и Луна (стела Нарам-Суэна в честь его победы над горцами). Он выступает также в виде могучего героя в локонах и с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок (излюбленный мотив аккадской глиптики).

События времени Аккадской династии расшатали сложившиеся жреческие шумерские традиции; соответственно процессы, происходящие в искусстве, впервые отразили интерес к отдельной личности.

Влияние аккадского искусства сказывалось в течение столетий. Его можно обнаружить и в памятниках последнего периода шумерской истории — III династии Ура и династии Иссина. Но в целом памятники этого позднейшего времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности.

Это соответствует действительности: например, над печатями трудились мастера-гуруши огромных царских ремесленных мастерских III династии Ура, набившие себе руку на четком воспроизведении одной и той же предписанной темы — поклонения божеству.

В IV тысячелетии до н.э. из горных областей востока на юг Междуречья пришли шумеры, которые основали первые города-государства, получившие названия Шумер и Аккад. Однако до сих пор еще происхождение этого народа покрыто тайной. К примеру, даже у их языка отсутствуют исторические аналоги. Они сумели создать высокоразвитую культуру земледелия, а также систему мелиорации, позволяющую осушать болота и сохранять воду во времена засухи. Все это говорит о том, что шумеры были высокоразвитым народом. Также именно представителям этой цивилизации принадлежит первое использование колеса, парусных лодок, гончарного круга. Они владели мастерством литья из бронзы и меди, а также создали свою собственную систему письменности.

Еще в начале III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии были образованы такие города-государства как:

Семитский народ, аккадцы, появились в середине III тысячелетия до н.э. немного севернее от шумерских городов. Однако данное соседство позволило жителям Аккада перенять шумерские навыки – культуру, религию, письменность.

В XXIV в. до н.э. аккадский царь Саргон Древний подчинил себе шумерские города и сформировал единое государство, для которого была характерна единая культура – шумеро-аккадская.

Религия

Религиозные верования шумеров сумели повлиять не только на весь регион за время своего существования, но и на цивилизации, последовавшие за ними. Пантеон шумерских богов включал в себя около 3000 божеств.

Такое большое количество богов объяснялось тем, что у каждого из них была своя детальная и четко определенная зона ответственности. Каждый город или община обладали своим божеством.

Со временем сложилась и иерархия богов. Посредниками между богами и людьми были жрецы, которые, как и повсюду, были влиятельной и закрытой кастой. Так же как и во многих других культурах, внешним своим обликом боги походили на людей.

Художественная культура

В основном шумеры обращались к глине, которая лежала в основе практически всего – от табличек для письма до жилья. Из глины делались и заостренные палочки, с помощью которых шумеры занимались клинописью – рисовали сочетания вертикальных, горизонтальных и косых клиньев. Впоследствии клинописью начали пользоваться многие народы Ближнего Востока. Так, финикийцы переработали ее, и в результате клинопись послужила основой для греческого алфавита, который, в свою очередь, дал начало многим современным алфавитам.

Литература шумеро-аккадского народа тесно переплеталась с религией и мифологией. Основными жанрами были гимны и песни.

Также шумеры оставили после себя множество архитектурных памятников, однако, до нашего времени дошло очень небольшое количество. Ученые полагают, что это связано с тем, что шумеры строили из необожженного кирпича, которые недостаточно долговечен. Так, до наших времен дошли некоторые фрагменты Белого храма и Красного здания в Уруке (XXXII - XXX вв. до н.э.). Из-за большого количества наводнений, шумеры строили храмы на утрамбованной платформе, и возводили их в виде прямоугольного здания, в котором предполагался внутренний двор. Стены зданий красились или же выкладывались мозаикой.

Шумеры также первыми стали использовать такие виды украшения, как инкрустация, резьба по камню, гравировка, мозаика. Также они первыми начали строить здания, обладавшие такими архитектурными элементами как купол и фриз.

Следующим образом, превосходство царства Аккад приводит к формированию официального искусства и творчества. Принимая традиции старинных династий, искусство вносит свои коррективы. Властвование Саргона Аккадского, можно отметить безгласными и дробными событиями. Все стелы тех времён изучены лишь в некоторой мере, поэтому Саргон с художественной позиции считается малоизвестным. Данные воздвижения родственны с такими архаическими стелами, как стела грифов правителя Эанатума из Лагаша. Вероятно, исходником таковых является художественное наследие, традиционное для территории Киша. Изображение героев становится более живым и реалистичным, по сравнению с трудами более ранней эпохи, несмотря на то, что современные работы кажутся более стилизованными. Стилизованность подчеркивает детали показанных людей (добавление волос, увеличение мускулов). Для лучшего понимания картины, некоторые надевают специфические украшения, а также костюмы. Сцены боевых действий становятся излюбленным предметом барельефов.

Одно из известных сооружений – Стела Победы, было воздвигнуто во времена правления Нарам-Сина. Собственно, она была посвящена победе в завоевательном походе этого правителя против луллуби, народа Загроса. Частично, заметно возвеличивание царя. Устраняя побежденных врагов, он внимательно смотрит на астральные знаки, которые видны на самой вершине стелы, тем самым, как бы вызывая присутствие бога. Данная вертикальная система выделяется на фоне горизонтальных рисунков. Стоит отметить, что изображенный король весьма идеализирован. К примеру, тело совершенно, что вызывает чувство силы и энергии.

Читайте также: