История конституции башкортостана кратко

Обновлено: 03.07.2024

Сегодня отмечается 15-летие принятия Конституции Республики Башкортостан. Агентство "Башинформ" публикует статью председателя Конституционного суда Республики Башкортостан Ильдуса Адигамова, посвященную этой знаменательной дате:

"В этом году исполняется пятнадцать лет со дня принятия Конституции Республики Башкортостан 1993 года.

Ее подготовка проходила в острой общественно-политической ситуации, сложившейся тогда в стране, - октябрьский кризис 1993 года, роспуск Верховного Совета Российской Федерации, обстрел и штурм "Белого дома" в Москве. Но этот неблагоприятный исторический фон не остановил работу и не помешал принятию Конституции республики. Почти одновременно с Россией, с разницей всего в две недели, 24 декабря 1993 года депутаты Верховного Совета приняли новую Конституцию, в которой республика была провозглашена суверенным демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа.

С высоты сегодняшних дней стали очевидными фундаментальность норм Конституции Республики Башкортостан и большой, рассчитанный на длительное время, ее потенциал. Не будет преувеличением сказать, что политическая стабильность и межнациональное согласие в Башкортостане, позитивные сдвиги в промышленности и сельском хозяйстве - все это результат реализации положений Основного закона республики. Конституция закрепила международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина, принципы правового государства, установила новую систему республиканских органов власти, в основу которой положен принцип разделения властей.

Как известно, стабильность Конституции - основа стабильности политического и государственного строя особенно в переходные периоды, связанные с коренными преобразованиями в политической системе и экономической инфраструктуре. Во всей мировой практике принципиальные изменения Конституции - явления чрезвычайные. Например, в Конституцию США за 200 лет ее существования внесено лишь 27 поправок. И это не случайность, так как в этом главном для страны законе содержатся основополагающие для общества "правила игры", рассчитанные на десятилетия.

Вместе с тем, жизнь не стоит на месте, общество развивается, меняется реальность. Появляется необходимость корректировки и конституционных норм. Наглядным примером тому служат инициированные Президентом страны Д.А.Медведевым недавние поправки в главу 9 Конституции Российской Федерации, касающиеся, в частности, увеличения срока полномочий Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы России.

Сказанное в полной мере относится и к Конституции Республики Башкортостан. К концу 90-х годов стало очевидно, что некоторые положения нашей Конституции требуют уточнения и развития. В частности, требовал решения вопрос о различиях между текстами Конституции и подписанного в 1994 году Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан.

В феврале 2000 года в Башкортостане по инициативе Президента Республики Башкортостан, задолго до начала "кампании" по приведению норм конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, была создана согласительная комиссия, которая начала работу по поиску "точек соприкосновения" в законодательной сфере. В мае того же года Президент России Владимир Путин в письме, направленном Государственному Собранию республики, сформулировал свои рекомендации по совершенствованию Конституции Башкортостана. С их учетом комиссия разработала изменения и дополнения в Основной закон Республики Башкортостан. 3 ноября 2000 года этот законопроект был единогласно принят депутатами республиканского парламента в виде новой редакции Конституции Республики Башкортостан.

Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов тогда отметил: "У нас принята не новая Конституция, а внесены изменения и дополнения в Основной закон Республики Башкортостан 1993 года. Внося изменения в Конституцию, мы исходили из того, что в условиях динамичного реформирования всех сфер общественной жизни, включая обновление федеративных отношений, устаревшие положения Конституции могут стать тормозом в осуществлении преобразований. А с учетом наметившейся в последнее время тенденции укрепления вертикали власти в стране такие положения могут привести к ничем не оправданному нарастанию напряженности во взаимоотношениях с центром. Так что необходимость обновления Конституции подсказана самой жизнью, интересами республики и ее граждан".

Принципиально важным является то, что в Конституцию новой редакции в качестве части I был включен Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан", названный в письме Президента Российской Федерации В.В. Путина главным документом, характеризующим взаимоотношения России и Башкортостана. Более четко были очерчены права Башкортостана во внешнеэкономической деятельности, подверглись корректировке статьи, касающиеся вопросов гражданства, судебной системы, местного самоуправления, прав и свобод граждан. При этом были сохранены основные положения, затрагивающие интересы многонационального народа Башкортостана. Всего в текст Конституции Республики Башкортостан было внесено более ста поправок.

Следующий этап в обновлении Конституции Республики Башкортостан приходится на 2002 год. Необходимость пересмотра конституционных норм в этот период была вызвана дальнейшим развитием федерального законодательства, процессом укрепления государственной власти, изменением принципов формирования органов государственной власти, совершенствованием системы местного самоуправления. Жизнь потребовала глубокого осмысления новых реалий в развитии как Российского федеративного государства, так и Республики Башкортостан, учета положительного опыта государственного и правового строительства. Это означало, что необходимо не просто вносить отдельные изменения и корректировки в наше законодательство, а провести конституционную реформу. Главными ее приоритетами стали: преемственность в развитии Конституции при условии сохранения всех важнейших достижений государственно-правового развития; комплексный, системный характер Основного закона республики; укрепление единого правового пространства страны; повышение эффективности деятельности органов государственной власти, роли парламента, создание новой схемы исполнительной власти республики.

В ходе конституционной реформы были учтены и пожелания федерального центра по основным положениям, касающимся государственно-правового статуса республики, и всем спорным вопросам о предметах ведения Российской Федерации и ее субъектов. В частности, это вопрос о суверенитете. Несмотря на отказ от употребления самого этого термина, была введена конституционная формулировка о том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения России и Республики Башкортостан, связанное с новым понятием - "государственность Республики Башкортостан". Как государство в составе Российской Федерации Башкортостан имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и символы.

Был изменен также ряд формулировок о высшей юридической силе Конституции республики, государственной собственности, порядке управления и распоряжения природными ресурсами. Из текста Конституции были исключены нормы, не совпадающие с принципами единого гражданства России, уточнены нормы, регулирующие вопросы, отнесенные к предметам ведения Российской Федерации в области кредитного и таможенного регулирования.

В итоге удалось выработать такие формулировки Основного закона, которые отвечали интересам как республики, так и федерального центра. Многие нормы Конституции Республики Башкортостан стали образцом для других субъектов Федерации при внесении изменений в свои конституции (уставы). Наша Конституция была признана соответствующей всем современным правовым стандартам, стала надежной правовой основой для дальнейшего развития республики.

Очень большую роль в процессе совершенствования Конституциии сыграла правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 18 июля 2003 года, согласно которой конституционность Основного закона субъекта Российской Федерации устанавливается посредством только конституционного судопроизводства.

Определенные изменения были внесены в Конституцию Республики Башкортостан в 2006 году. Они связаны с реализацией инициатив по укреплению вертикали исполнительной власти в стране, изменением порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, проведением муниципальной реформы. И, наконец, в 2008 году в связи с подготовкой текста Государственного гимна Республики Башкортостан была уточнена статья 122 Конституции Республики Башкортостан.

Как видим, изменения в нашу Конституцию вносились уже четыре раза. В то же время хотелось бы отметить, что в Конституцию Республики Татарстан - уже 13, в Конституцию Республики Саха (Якутия) - 15, в Конституцию Удмуртской Республики - 9 раз. Так же обстоит дело и с изменениями и дополнениями текстов уставов иных субъектов Российской Федерации.

Говоря в целом, вышеизложенные конституционные изменения было бы неправильным оценивать как отход от ранее принятых конституционных положений, как изменение концептуальных основ Конституции Республики Башкортостан 1993 года, как пересмотр прежних ценностей и ориентиров. Наоборот, основополагающие, фундаментальные положения действующей Конституции республики в результате конституционных поправок были не только сохранены, но и получили дальнейшее развитие и современное звучание. Более совершенная Конституция Республики Башкортостан обеспечила преемственность заложенных в ее основу идей, сохранение базовых принципов построения нашей правовой системы.

Нельзя не отметить и то, что как принятие самой Конституции Республики Башкортостан, так и внесение в нее изменений осуществлялись на демократической основе. Так, в ходе подготовки Конституции Республики Башкортостан специально созданной для этого Конституционной комиссией одновременно рассматривались несколько альтернативных проектов Основного закона. Внесенный в Государственное Собрание Республики Башкортостан для принятия в первом чтении проект дважды публиковался в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.

Высокий уровень демократизма также был обеспечен и при подготовке конституционных поправок в текст Конституции республики. Например, в 2000 году указом Президента Республики Башкортостан была образована специальная Государственная комиссия, состоявшая из депутатов федерального и республиканского уровней, государственных деятелей, известных ученых. А в обсуждении поправок приняли участие десятки тысяч граждан республики. В 2002 же году для разработки предложений по совершенствованию Конституции был созван еще более представительный форум - Конституционное совещание, за время работы которого было рассмотрено более 900 предложений ее участников, подготовлено около 400 поправок в 103 статьи Основного закона.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что за время действия Конституции Республики Башкортостан утвердился стабильный конституционный правопорядок, на основе которого обеспечивается эффективное регулирование общественных отношений в республике. В экономической сфере - на основе равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства; в сфере организации публичной власти - действия сформированных институтов в пределах их конституционных полномочий и компетенций; в сфере взаимоотношений гражданского общества и государства - в условиях отсутствия конфликта их интересов, ответственности власти за обеспечение непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина.

По своему содержанию и с точки зрения защиты прав человека и гражданина конституционное поле является наиболее важным достижением современной России. Конституция Республики Башкортостан в этой правовой конструкции является одним из важнейших составляющих ее элементов".

от 24 декабря 1993 года N ВС-22/15

(с изменениями на 1 октября 2021 года)

Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан,

соединенные общей судьбой на своей земле,

исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления,

принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России, в 1919 году на основе Соглашения Центральной Советской Власти России с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии в результате реализации права башкирской нации на самоопределение была образована Башкирская автономная республика в составе РСФСР, преобразованная в 1990 году в Республику Башкортостан в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан,

основываясь на Конституции Российской Федерации и Договоре Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан",

свидетельствуя уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов,

сознавая ответственность за свою республику перед нынешним и будущими поколениями,

стремясь обеспечить достойную жизнь, гражданский мир и межнациональное согласие,

принимаем в лице своих полномочных представителей Конституцию Республики Башкортостан.


Глава 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


Статья 1

Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Наименования "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны.

Государственность Республики Башкортостан выражается в том, что Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан, имеет свою территорию, население, систему органов государственной власти, свою Конституцию и законодательство, а также государственные языки и государственные символы Республики Башкортостан.

Статус Республики Башкортостан и границы ее территории могут быть изменены только с согласия Республики Башкортостан.

Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства.

В Республике Башкортостан действует конституционная система власти народа.

Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.

Республика Башкортостан является равноправным субъектом Российской Федерации.

Отношения между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерации определяются настоящей Конституцией, Конституцией Российской Федерации и Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, иными договорами и соглашениями.

Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Земля и другие природные ресурсы используются и защищаются в Республике Башкортостан как основа жизни и деятельности ее многонационального народа.

Порядок управления и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, находящимися в соответствии с федеральным законом и соглашениями между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан в государственной собственности Республики Башкортостан, регулируется законом Республики Башкортостан.

Государственная собственность Республики Башкортостан является достоянием ее многонационального народа.

В государственной собственности Республики Башкортостан находятся имущество государственных организаций, культурные и исторические ценности, средства бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и иное имущество, необходимое для осуществления задач и функций Республики Башкортостан.

Порядок управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан регулируется в соответствии с федеральным законом, законодательством Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Республике Башкортостан охраняются труд и здоровье людей; обеспечивается гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются республиканские пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В Республике Башкортостан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Республике Башкортостан обеспечивается многопартийность.

Не допускается деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации и конституционного строя Республики Башкортостан, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Республика Башкортостан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция Республики Башкортостан принимается Государственным Собранием Республики Башкортостан или путем референдума.

Конституция Республики Башкортостан обладает высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению Республики Башкортостан, имеет прямое действие и применяется на всей территории Республики Башкортостан. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить настоящей Конституции.

Органы государственной власти, другие государственные органы и государственные учреждения, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, должностные лица и граждане, находящиеся на территории Республики Башкортостан, обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан, законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан.

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Республика Башкортостан в пределах своих полномочий осуществляет международные и внешнеэкономические связи.

Республика Башкортостан в соответствии с федеральным законодательством может участвовать в деятельности международных организаций, заключать договоры и соглашения с административно-территориальными образованиями иностранных государств, с субъектами иностранных федеративных государств, с органами государственной власти иностранных государств.

Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Республики Башкортостан и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Башкортостан.

После принятия в 1990 году Декларации о государственном суверенитете в политическом развитии Республики Башкортостан произошли существенные изменения.

В Башкортостане к осени 1991 г. прекратила свою деятельность КПСС. Члены Рескома партии во главе с И. Горбуновым были вынуждены оставить свои посты. Однако подавляющее большинство бывших первых секретарей райкомов и горкомов, возглавив районные и городские Советы, осталось у власти.

Распад СССР и конец всевластия коммунистической партии способствовали дальнейшему развитию борьбы за суверенные права Республики Башкортостан. Значительным шагом в этом направлении было подписание 31 марта 1992 года между руководством России и Республики Башкортостан Федеративного Договора и Приложения к нему. Федеративный Договор укреплял договорные отношения республики с Российской Федерацией. В Приложении к нему было зафиксировано обоюдное зафиксированное право республики иметь самостоятельную систему законодательства, суда и прокуратуры.

К 1993 году был подготовлен Верховным Советом республики проект новой Конституции РБ. 24 декабря 1993 года она была принята на очередной сессии Верховного Совета РБ. Она зафиксировала достигнутый уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 7 новой Конституции РБ 1993 года,государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

Конституция Республики Башкортостан 1993 года

  1. Подготовка и принятие конституции Республики Башкортостан 1993 года.
  2. Основные положения Конституции 1993 года.
  3. Соотношение конституции Республики Башкортостан и Российской Федерации
  4. Органы власти и управления по Конституции 1993 года.

Подготовка и принятие Конституции Республики Башкортостан 1993 года.

Для работы по учету предложений, замечаний и дополнений по проекту Конституции, обеспечению деятельности Конституционной комиссии Секретариату Верховного Совета Башкирской ССР было поручено образовать организационно-аналитическую группу по следующей структуре:

а) организационного обеспечения - 3 человека;

б) первичной обработки поступающих предложений - 3 человека.

Секретариату с участием Министерства юстиции республики было поручено создать группу юридической и стилистической обработки проекта Конституции Башкирской ССР. Однако названные группы не были созданы и работу над текстом Конституции провели члены Общей рабочей группы Конституционной комиссии, а также специалисты Отдела по вопросам законодательства и правопорядка Секретариата Верховного Совета Башкирской ССР.

28 ноября 1990 года состоялось организационное заседание Конституционной комиссии, на котором были утверждены концепция, структура проекта Конституции, план работы Конституционной комиссии и ее рабочих групп. Был избран Ответственный секретарь Конституционной комиссии Республики Башкортостан, который был наделен правом ведения заседаний Конституционной комиссии Башкирской ССР в период отсутствия Председателя.

Работу над текстом проекта Конституции условно можно разделить на следующие этапы.

В октябре 1991 года были получены отзывы на проект от субъектов законодательной инициативы. Министерства и ведомства представили свои замечания и пожелания. Министерство юстиции Республики Башкортостан представило подробный сравнительный анализ проекта Конституции Республики Башкортостан с проектом Конституции Российской Федерации.

На втором этапе подготовки Конституции производились доработки с учетом замечаний и пожеланий. Распад союзного государства в результате реализации Беловежских соглашений существенно повлиял на Концепцию проекта Конституции.

В марте 1992 года переработанный вариант был одобрен Конституционной комиссией и внесен на рассмотрение Верховного Совета Республики Башкортостан

Верховный Совет Республики Башкортостан 3 апреля 1992 года принял к сведению, что Конституционной комиссией подготовлен проект Конституции Республики Башкортостан. Конституционной комиссии было предложено доработать проект Конституции, после чего опубликовать его в республиканской печати для всенародного обсуждения. В мае 1992 года на заседаниях Конституционной комиссии народные депутаты Республики Башкортостан обсудили проект с учетом замечаний и предложений, после чего 9 июня 1992 года его опубликовали на страницах республиканской печати. 15 июня 1992 года проект Конституции был принят в первом чтении.

Проект состоял из следующих разделов и глав:

I. Основы конституционного строя Республики Башкортостан

1. Общие положения

3. Гражданские и политические права граждан

4. Экономические, социальные и культурные права и свободы

5. Гарантии прав и свобод

Ill. Структуры гражданского общества в Республике Башкортостан:

7. Собственность, труд, предпринимательство

8. Общественные объединения

9. Религия и религиозные объединения

10. Воспитание, образование, наука, культура

12. Средства массовой информации.

IV. Предмет ведения Республики Башкортостан

V. Система государственной власти и местного самоуправления:

13. Верховный Совет.

14. Депутат Верховного Совета Республики Башкортостан

15. Президент Республики Башкортостан

16. Система республиканской исполнительной власти

17. Судебная власть

18. Прокуратура, адвокатура, нотариат

19. Основы и пределы местного самоуправления

20. Финансы и бюджет

21. Оборона и безопасность

22. Государственная служба

23. Чрезвычайное положение.

VI. Административно-территориальное устройство Республики Башкор­тостан

VII. Заключительные положения:

24. Атрибуты государственного суверенитета в Республике Башкор­тостан;

25. Вступление в силу и порядок изменения Конституции Республи­ки Башкортостан.

Существенно была переработана глава о системе республиканской исполнительной власти. В частности, исключили статью, где речь шла об учреждении Государственного Совета Республики Башкортостан. Государственный Совет был призван вырабатывать рекомендации для Прези­дента Республики Башкортостан по основным направлениям внутренней и внешней политики Республики Башкортостан, обеспечивать взаимодействие Президента Республики Башкортостан с государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, Российской Федерацией, другими республиками и государствами.

В целом проект Конституции подвергся существенной переработке с учетом положений Федеративного договора и Приложения к нему от Республики Башкортостан.

Интересная дискуссия велась на страницах республиканских газет, было опубликовано более 300 различных статей. Эта тема звучала в программах телевидения и радио. Для выявления общественного мнения о проекте новой Конституции Республики Башкортостан научные сотрудники Академии наук Республики Башкортостан провели социологические исследования.

Наряду с конкретными письмами, заявлениями и обращениями частных лиц и коллективов, отзывами экспертов-юристов в Конституционную комиссию поступили также альтернативные проекты Конституции республики, подготовленные Татарским общественным центром, Союзом башкирской молодежи Республики Башкортостан, творческой группой ученых юристов.

На заседаниях Конституционной комиссии, ее рабочих групп наибо­лее острые дискуссии вызвали положения об основах конституционного строя; правах, свободах и обязанностях граждан; высшем законодательном органе власти республики; о статусе Президента республики; о местном самоуправлении.

В процессе работы была сделана попытка увязать Конституцию с международно-правовыми нормами, четко закрепить международные стандарты в области прав и свобод человека и гражданина. При этом Конституционная комиссия, ее рабочая группа руководствовалась Всеобщей Декларацией прав человека и гражданина.

Много предложений было высказано по разделу, касающемуся прав человека. В частности, они относились к гарантируемым Конституцией правам на труд, образование и охрану здоровья. Учитывая поступившие предложения, статьи Конституции, закрепляющие право граждан на бесплатное пользование широкой сетью государственных учреждений здравоохранения и бесплатное школьное и профессиональное образование, были существенно доработаны.

При рассмотрении проекта Конституции во втором чтении депутатами и другими субъектами законодательной инициативы было внесено 59 поправок. 31 из них была отклонена, 24 приняты.

24 декабря 1993 года на XXII сессии Верховного Совета Республики Башкортостан двенадцатого созыва Конституция Республики Башкортостан была принята. За нее проголосовали 206 депутатов, против - два, воздержались - три. Основной текст Конституции Башкортостана состоял из преамбулы, 164 статей, сведенных в 12 глав и 6 разделов. С этого момента можно говорить о начале нового этапа в истории республики, уже постсоветского.

Выступая на сессии с докладом о проекте Конституции, М. Г. Рахимов подчеркнул, что ее принятие позволит не только осуществить реформирование органов государственной власти, но и обеспечить суверенное развитие республики. Роль Конституции должна заключаться в том, что она предназначена явиться основой создания полноценной государственности Башкортостана, уже не декоративной, а реальной. М. Г. Рахимов видел в ней основу для создания в республике собственной нормативной базы, а также полноценной системы органов государственной власти. Он неоднократно подчеркивал в своих статьях и выступлениях, что Конституция Башкортостана ни в коей мере не нарушает государственного суверенитета Российской Федерации, не посягает на федеральные внутриполитические и внешнеполитические приоритеты. Вместе с тем, основное значение ее принятия заключается в том, что она способствует укреплению государственного суверенитета республики, создает благоприятный конституционно-правовой режим для развития ее государственности в правовых рамках российского федерализма.

Конституция создала благоприятные условия для дальнейшего развития договорных отношений с Россией. Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий от 3 августа 1994 года стал важным шагом в деле дальнейшего укрепления и развития Российской Федерации, увеличения позитивного потенциала, заложенного в федеративных отношениях, зафиксировал в правовом плане факт взаимного признания Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.

Таков путь подготовки Конституции Республики Башкортостан, принятой 24 декабря 1993 года.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление в СДК перед населением села

" День Конституции Республики Башкортостан "

Сегодня мы торжественно отмечаем День Конституции Республики Башкортостан.

Каждому из нас близко и понятно слово " Родина ". Родина - это место, где мы родились, где жили наши родители и наши далекие предки. Здесь нам все близко и знакомо - язык, быт, традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди. Живя на родине, мы являемся равноправными гражданами государства. основным законом которого является Конституция.

Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют - Основной Закон, но чаще Конституция.

Конституция ( от лат. - устанавливаю ) - это основной закон государства, определяющей, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица.

Основным законом Конституция называется потому. что этот закон имеет высшую юридическую силу, это значит что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.

Знание и соблюдение Конституции своего государства - не только юридическая обязанность, но и нравственный долг человека. Соблюдая Конституцию, гражданин тем самым способствует утверждению в обществе порядка и стабильности, становлению демократии и гуманистических принципов, провозглашенных в Конституции.

Как учитель истории хочу обратиться к историческому опыту конституционного развития России и Башкортостана.

Стремление утвердить в России конституционный порядок ярко проявилось в начале Х1Х века в движении декабристов. были созданы проекты конституции, авторами которых являлись Н.Муравьев и П.Пестель. Поражение восстания декабристов стало и поражением идей конституционализма, отодвинутых затем на многие десятилетия. Идеи принятия в России конституции вновь зазвучали лишь во второй половине Х1Х века в ближайшем окружении императора Александра 2-го в связи с проводимыми им реформами.

Следующим шагом могла стать Конституция. Но трагическая кончина Александра 2-го в марте 1881 года надолго прервала процесс реформирования государства. начался период контрреформ Александра 3-го. Его сын, Николай 2, прилагал немалые усилия для того, чтобы оставить существовавшие порядки, самодержавную власть неизменными. Лишь под влиянием революционных событий осени 1905 года Николай 2-ой согласился на провозглашение Манифеста 17 октября 1905 года, несомненно содержавшего положения конституционного характера ( создание Государственной Думы, провозглашение демократических свобод)

С падением монархии в России исчезли препятствия на пути создания в стране конституционного строя. Актом конституционного характера явилось провозглашение России в сентябре 1917 года республикой. Первые декреты советской власти, Декларация прав трудящегося ( январь 1918 г. ) составили первый Конституции РСФСР.

Вопрос о самоопределении башкир в форме национально-территориальной автономии впервые был поднят башкирской делегацией на Всероссийском мусульманском съезде в Москве ( май 1917 г.).

Следующим шагом на пути строительства самостоятельного Башкортостана было подписание в марте 1919 г. " Соглашение Центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии башкирии ". Прежде всего потому, что башкирский народ в новых условиях обрел широкие права. Соглашение обновило договорные отношения с Россией, открыло путь к созданию на нашей древней земле нового государства. К сожелению, надежды нашего народа не оправдались. 19 мая 1920 года за подписью Калинина и Ленина приняли декрет, который превратил Башкирскую Республику в Башкирскую Автономную Советскую Республику, превратив ее в обычную административно-территориальную единицу страны, разновидность областной автономии.

Конституция Башкирской АССР 1925 года осталась не утвержденной. В 1936 году Сталиным было отвергнуто предложение о преобразовании Башкортостана в союзную республику. Так на долгие годы были потеряны надежды на изменение государственно-правового статуса Башкортостана. последующие Конституции 1937 г., 1978 г. являлись в первую очередь идеологическими и политическими документами.

Уже с начала 90-х годов стала ясна необходимость создания новой Конституции. Настоящим прорывом в политическом развитии республики Башкортостан стало принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете. Историческим событием явилось подписание руководством России и республики 31 марта 1992 года Федеративного Договора и Приложения к Федеративному Договору от республики Башкортостан. Сегодня для всех очевидно, что значение этих документов для республики трудно переоценить.

Событием большой важности на пути укрепления суверенных прав республики были выборы 12 декабря 1993 года президента Башкортостана. набрав 64 % голосов избирателей. первым президентом республики стал Муртаза Губайдуллович Рахимов.

Крупным шагом вперед явилось принятие в 24 декабря 1993 года новой демократической конституции Республики Башкортостан, закрепивший то новое. что было наработано за последние годы в государственно-правовом развитии. Эта Конституция, впервые самостоятельно разработанная и принятая Верховным Советом, зафиксировала высокий уровень самостоятельности республики, создала надежную правовую базу для демократизации всех сторон жизни Республики Башкортостан.

Конституция гласила: " Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики ". Конституция Республики Башкортостан состояла из 6 разделов, 12 глав и 164 статей, в которых были изложены основы конституционного строя Республики Башкортостан, права, свободы, обязанности человека и гражданина, государственное устройство Республики Башкортостан, были узаконены государственные символы и столица республики. Конституция РБ признавала и гарантировала права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

В соответствии с новой Конституцией РБ в республике был создан двухпалатный парламент - Государственное Собрание - Курултай. В республике стали функционировать различные политические партии, общественные движения. центры, играющие определенную роль по выражению населением республики своих интересов и взглядов.

Каждая суверенная республика имеет свои символы. выражающие ее суверенитет.

Государственный флаг РБ представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос зеленого. белого, синего цветов. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, в центре которого находится цветок курая с семью лепестками - символ дружбы символизирует единство башкирских племен и народов Башкортостана. Синий цвет означает ясность и чистоту помыслов народов республики; белый - их открытость миру, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни.

Государственный Герб РБ представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву - символ мужества народа, на фоне восходящего солнца и его лучей ( стремление народа к свободе ). Автор герба РБ Фазлетдин Ислахов.

Государственным гимном РБ является торжественная мелодия " Республика ". Автор музыки Фарит Идрисов. Государственный Гимн РБ является символом, выражающим суверенитет РБ, единство и дружбу ее народов.

На любой карте наша республика похожа своими очертаниями на человеческое сердце. Про хорошего человека говорят " У него доброе сердце ", а что можно сказать о нашей республике?! Очень многое. Нам есть чем гордиться - прекрасна природа нашего края, красивы наши города и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Если взять листок бумаги в сто клеток и отметить на ней одну клеточку, то вы получите представление о том, какую часть территории великой России занимает наша республика - чуть меньше одной клетки. Но недаром говорят " Мал золотник, а дорог ". В РФ входят 89 субъектов. Среди 89 субъектов Федерации наша республика на восьмом месте по объему промышленности, на третьем - по объему сельскохозяйственного производства и по строительству жилых домов.

Современный Башкортостан крупный научно-культурный центр. В республике более 100 научно-исследовательских и проектных институтов, 11 государственных вузов. Далеко за пределами республики известны Башкирский государственный театр оперы и балета. Наиболее яркие драматические театры - башкирский театр драмы имени Мажита Гафури, Русский драматический театр, татарский театр " Нур ".

Республика - крупный центр химической и нефтехимической промышленности. Башкортостан располагает благоприятными условиями для развития черной и цветной металлургии. Развита лесная и деревообрабатывающая промышленность, развита сельское хозяйство. Выращиваются зерновые культуры, технические культуры. Башкортостан - крупный производитель животноводческой продукции. Основными отраслями являются скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. В последние годы развиваются гусеводство, рыболовство и звероводство.

В Башкортостане в мире и дружбе живут люди самых разных национальностей. Дружба, уважение к культуре и обычаям каждой национальности стали нормами жизни в нашей республике. " Гора с горой не сходится, народ с народом сходится " - так говорится в башкирской пословице. И всегда башкирский народ следовал этой пословице, поэтому так мирно и покойно живется в Башкортостане людям самых разных национальностей.

Уходит 2013-й. Этот год был годом 95-летия начала Гражданской войны, расстрела Николая II и его семьи, последнего царя дома Романовых, 400-летие которого тоже отмечалось в уходящем году. История трагична, не следует нам забывать ее, при этом необходимо объективно относиться к ней, например, к событиям 96-летней давности.

ТРЕБУЕТСЯ ВНЕСТИ ЯСНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ

ОБЪЯВЛЕНИЕ АВТОНОМИИ

1917-й год стал годом рождения автономии Башкортостана, что явилось непосредственным следствием революции. Но все ли знают, когда именно была провозглашена автономия и когда появилась Башкирская республика?

В современной историографии новейшей истории Республики Башкортостан и в публицистике, особенно в журналистских материалах, сталкиваешься с вольностями в отношении даты провозглашения как автономии, так и республики. Строго говоря, надо отделить эти два события, два исторических факта — факт провозглашения автономии и факт провозглашения республики. Однако в истории Башкортостана эти два факта по ряду причин оказались слиты воедино.

Обратите внимание, как указывает дату Валиди. Он прямо считает датой провозглашения автономии день опубликования документа. А в публикациях наших историков и публицистов фигурируют то дата принятия решения (15 ноября), то дата опубликования данного решения (16 ноября). Кстати, в пятом томе семитомной истории башкирского народа указана явно ошибочная дата (История башкирского народа. В 7 т. Том V. Уфа, 2010. С. 124).

ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ

Как известно, большевики, как наиболее верные последователи учения К. Маркса и Ф. Энгельса, были противниками принципа федерализма в государственном строительстве. Но объективный ход истории заставил их принять точку зрения наиболее искренних сторонников федерации — эсеров. (Как известно, точно так же обстояло дело с вопросом о земле: Декрет о земле, принятый Всероссийским съездом Советов в ходе Октябрьской революции, был списан с программы ПСР)

Рияз МАСАЛИМОВ

1. Первый, основной, вывод этого краткого экскурса в начало новейшей истории Республики Башкортостан состоит в том, что нельзя допускать неточности в определении политически важных дат. Но если в документах и словах действующих лиц рассматриваемого исторического действа есть неясности, то это надо открыто, публично, аргументированно обсудить, посоветоваться с широким кругом историков и постараться прийти к взаимоприемлемому решению. И ни в коем случае к таким вопросам не подпускать дилетантов и политиканов! Иначе, как видим, фальсификации истории не миновать.

2. Второй: нам предстоит выбор даты Дня республики: 28 или 29 ноября, или, может быть, 2 января. Две прежние даты — 23 марта и 11 октября — точно отпадают. Я в свое время склонялся к дате 29 ноября (См.: Башкортостан. 2007. 29 ноября. № 230. С. 3), потому что деятели башдвиже-ния, в первую очередь сам Валидов, считали именно эту дату Днем провозглашения автономии и автономной республики.

Читайте также: