Культура западной европы во второй половине 20 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. События XX века в истории Западной Европы
2. Западная культура в первой половине XX века
3. Западный авангард
4. Западная культура второй половины XX века
5. Западная массовая культура
6. Культура постмодернизма
Список используемой литературы

1. События XX века в истории Западной Европы

В первой половине XX века завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.
Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929-1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторений капитализм был подвергнут серьёзному реформированию.
Осуществлённые реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.
К числу важнейших событий первой половины XX века относятся две мировые войны, принесшие десятки миллионов убитых, неисчислимые бедствия, разрушения и утраты. Эти войны вызвали глубокий кризис гуманизма и других просветительских идеалов и ценностей, составлявших фундамент западной цивилизации и культуры. После Второй мировой войны мир раскололся на две противоположные системы – капитализм и социализм, — противостояние которых осложняло существование мировой культуры как единого целого.

2. Западная культура в первой половине XX века

3. Западный авангард

4. Западная культура второй половины XX века.

Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:
 переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
 общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
 культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).
Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).

Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
 разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
 трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.

При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями.

5. Западная массовая культура

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.
Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:
 книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;
 появляются газеты и журналы (с XVII века);
 изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;
 появляются радио и кинематограф (1895);
 изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
 возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.
Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.
В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

6. Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.
В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:
 в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
 экономический кризис 30-х годов;
 экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.
Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.
Важные черты постсовременности:
 широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
 господство моды;
 театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.
Наука перестает быть привилегированным способом познания.
В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
 в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
 структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Список используемой литературы

1. Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. М.; 2004 г.
2. Роберт Стюарт. Идеи и наш мир. Великие концепции прошлого и настоящего. Перевод с английского. М.; 1998 г.

Культура - это творческое отражение и преобразование природы в человеческой деятельности, ступень общественного сознания, это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
Культура - это жизнь. Жить без культуры нельзя. Это именно то, что дает нам силу, то, что делает нас людьми!
И несмотря на то, что тема моего реферата звучит как- Культура Западной Европы второй половины XX века, я хотела бы уделить большое внимание и рассмотреть тему Музыки второй половины XX века

Содержание

Введение
1.Западная культура второй половины XX века.…. ……………. ….…3

2. Западная массовая культура ……………………………………………..5
2.1 Отличительные черты массовой культуры ………………………. 6
2.2 Виды и формы………………………………………………………. 7
2.3 Основные жанры……………………………………………………. 7

3. Музыка второй половины XX века………………………………………8
3.1 Авангардное русло в музыке………………………………………. 9

4. Культура постмодернизма………………………………………………12
4.1 Архитектура, живопись, кино постмодернизма ………………….14

Прикрепленные файлы: 1 файл

ЕВРОпа 20 век.docx

К концу 20 в. авангардизм исчерпывает себя, оказывая влияния на другие виды музыкальной культуры – на джаз, рок, киномузыку. Его итогом можно считать выработанное у современников новое представление о музыке и новое отношение к материалу, из которого она делается и который включает теперь самый широкий спектр всех известных исторических и географических стилей и инструментально-звуковых технологий.

Будучи, как и высокое музыкальное искусство Европы, явлением элитарным, авангард теряется в культуре повседневности, которая торжествует по сей день. Свойственные ей новые музыкальные формы создания музыки с помощью компьютерных программ и высоких звуковых технологий порождают новый тип неакадемической музыкальной деятельности, доступной музыканту-любителю, осваивающему законы построения музыкального произведения вне стен традиционных музыкально-профессиональных институтов.

4. Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

  • в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
  • экономический кризис 30-х годов;
  • экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные черты постсовременности:

  • широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
  • господство моды;
  • театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.

Наука перестает быть привилегированным способом познания.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

  • в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
  • структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино.

К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии.

Рәсе булган биткә күчүФ.Клементе “Повстанцы из отряда сапаты.”

Художница Бэрил Кук

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

В культуре Западной Европы второй половины XX века сильны акценты духовности культуры, и потому все ее концепции заинтересованно относятся к личности, творе­ния ее как незаурядной, непохожей на другие. Культура должна стремиться к идеалу — одному из проявлений ее духовности. Наличие духовности — это непременное условие саморазвития, самосо­вершенствования личности.

Главная же идея, к которой приходит культура Западной Европы второй половины XX века, и ко­торая, вероятно, будет доминировать в культурной парадигме XXI века — это ценность всякой культуры, равноправность существования и раз­вития этих культур, если они несут в себе гуманистические ориентиры.

Культура Западной Европы второй половины XX века подвела человечество к осознанию необхо­димости преодоления евроцентристских подходов, колониальных по су­ти принципов отношения к культурам разных народов. На повестку дня встал вопрос осознания многоцентричности культуры, представляющей широчайший спектр разных культур. Многоцветие культур — это величайшая ценность человечества.

Общекультурные ориентиры не могли не повлиять на состояние художественной жизни бурного переходного периода в истории человече­ства, именуемого XX век.

Художественно-эстетическая система Западной Европы второй половины XX века вобрала в себя всю полноту духовных исканий общества. Художественная картина мира — отражение экспериментаторства человека в сфере искусства. Открытая, неравновесная и незавершенная, быстро меняющаяся, подвижная систе­ма объединяет множество относительно самостоятельных художествен­ных направлений: от реализма до модернизма, включающего в себя экс­прессионизм, супрематизм и авангардизм, сюрреализм и формотворчество в начале века до постмодерна со второй половины и до конца XX века.

Каждое из направлений имеет свою художественно-культурную специфику, свои цели и ценностные критерии. Но есть некая принципиальная общность этого художественного калейдоскопа XX века: поиски новых ценностей, переоценка традиционных художественных систем.

Список используемой литературы.

  1. Силичев Д.А. Культурология. Конспект лекций. М.; 2004 г.

3. Западное искусство : 20 век, под ред Бартошевича А. В. и др. – М.:1991 г.

6. Культурология: Учебное пособие для студ. техн. Вузов. Колл. авторов под ред. Н.Г. Багдасарян. — М.: Высш шк… 1998.

Читайте также: