Культура в эпоху мезолита и неолита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха мезолита — это своеобразный расцвет и прогресс в эволюции человечества. Именно в это время усовершенствовались быт человека, появлялись новые орудия труда, менялся образ жизни и духовная жизнь первобытных людей.

Что такое мезолит

Мезолит – это эпоха, которая была между палеолитом и неолитом. Кроме своего термина эпоха имеет другие названия: среднекаменный век, эпипалеолит и голоценовый палеолит.

Эпохи человечества

Если взглянуть на таблицу различных эпох, можно заметить, что относительно других эпох, мезолит – не длительная эра. Длился около 14-ти тысяч лет.

Хронологические рамки эры: от XX до VI тысячелетия до н. э.

Общая характеристика и основные черты мезолита

Мезолит – эра, которая была после ледникового периода, а точнее после наступления глобального потепления и таяния льдов. Климат в этот период был уже теплым.

Из-за растаявших льдов количество воды увеличилось, вместе с этим изменилась поверхность Земли первобытного мира.

Природные условия

Одомашнивание волка

Во время мезолита произошли следующие изменения в природе:

Сформировались новые зоны в природе: тундра на севере, в южных широтах образовались широколиственные и хвойные леса.

Появились новые виды растений.

Произошли знакомые всем современным людям очертания рек, озер и морей.

Вымерли холодолюбивые животные: мамонты, овцебыки и шерстистые носороги. Однако появилось множество других разнообразных животных: волки, олени, медведи, зайцы, бобры, лисы, лоси.

Холодные территории России тоже меняют свой вид. Территории, охватывающие юг России, меняют свою скудную растительность на более пышную и разнообразную.

Хозяйство и быт человека

В поздний ледниковый период, который пришелся на эру мезолита, люди стали заселять освободившиеся от растаявшего льда территории. Именно в этот период человек заселил территории Кольского полуострова и Дальнего Востока.

Карта памятников мезолита

Люди стали собираться в более крупные племена, называемые родовой общиной. Это помогало более успешно отбиваться от врагов и добывать пищу.

Появление новых видов растительности, животных и рыб поспособствовало распространению у людей охоты, рыболовства и собирательства. Именно в этот период зародились новые виды ремесел, изменилась вся культура ведения хозяйства людей.

Охота

Человек усовершенствовал тактику ведения охоты. Теперь ее проводили с помощью метательных орудий: дротиков, стрел и копьев.

Многочисленные археологические находки, обнаруженные на стоянке первобытных плен и датируемые эпохой мезолита, подтверждают это.

Родовая община

Люди стали жить в шалашах, так как вели кочевой образ жизни и часто передвигались. Для упрощения рыболовства были придуманы сооружения наподобие лодок, которые делались из цельных стволов деревьев.

Орудия труда в эпоху мезолита

Так как основными занятиями в эпоху мезолита были рыболовство и охота, необходимо было усовершенствовать орудия труда. Многочисленные фото орудий труда эпох палеолита и мезолита, найденные при раскопках, показывают, как усовершенствовалась техника создания и обработки материалов.

Орудия труда мезолита

После палеолита и в эру мезолита люди продолжали создавать орудия труда из камня. Однако именно в период мезолита техника создания орудий из камней достигла наивысшего уровня.

Орудия стали более тонкими и острыми. Острые пластины прикреплялись на наконечники копий и стрел, чтобы улучшить охоту.

Мезолит

В эту эру были придуманы специальные орудия для обработки дерева: топор, струг, долото и тесло. Для обработки земли использовались первые мотыги. Все орудия создавались не только с помощью ретуширования, как в эпоху палеолита.

Кроме дерева обрабатывались кости и рога животных, из них тоже делались наконечники для стрел. Для изготовления орудий, материалы и ресурсы пилились, сверлились, шлифовались и полировались.

Искусство и культура среднего каменного века

В эту эпоху начала развиваться духовная жизнь людей, изменились погребальные ритуалы. Найдено множество археологических памятников, подтверждающих это.

Наскальные рисунки эпохи мезолита

Развивалось изобразительное искусство – наскальные рисунки, на которых обычно изображались сцены охоты. Рисунки стали более красочными, применялись различные узоры.

Люди теперь изображались с копьями и луками со стрелами. Наскальные рисунки рисовались и в своеобразных могилах-погребальных.

Скульптура мезолита

Для мезолита характерен такой вид искусства, как мелкая пластика. Маленькие фигурки фантастических существ люди создавали из костей, рогов, дерева, зубов и различных ярких камней, среди которых были и драгоценные камни. Эти фигурки крепились на деревьях и других возвышениях.

Погребения создавались недалеко от стоянок родовых общин. Могила могла быть одиночной и парной. Погребения обкладывались камнями и в них клались фигурки и формы, созданные из различных ресурсов.

Чуть позже в эпоху мезолита хоронить людей стали в специальных могильниках, где хоронили всех умерших из определенной родовой общины. Такое явление показывает, что связи в племени среди родственников стали укрепляться, появился культ предков.


В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.

Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. В то же время, завоевание композиции и сюжета обернулось и некоторыми потерями – из живописи практически уходит объем, изображения уплощаются, схематизируются. Фигуры охотников, наделенные большой экспрессией, остаются условными и схематичными – художник стремился не столько показать движение, сколько выразить его идею. Эстетическое требование единства стиля заставляет первобытных мастеров скорректировать образы животных в сторону большей стилизации. Различие в степени проработанности между фигурами людей и животных сохраняется, но оно уже не столь заметно, как в произведениях предшествующей эпохи.

Близким по стилистике к испанским фрескам является искусство Северной Африки. Особый интерес представляет живописный ансамбль, сохранившийся на плато Тассили в Сахаре. Композиции, датируемые 6-м и 5-м тысячелетиями, так же изображают сцены охоты. Оригинальным сюжетным направлением, характерным для искусства Африки, является изображение ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного размежевания живописи и магизма. Около 4-го тысячелетия до н. э. охотничьи сцены сменяются сценами пастушеской жизни – композиции становятся менее динамичными и более проработанными. Напряжение, существовавшее ранее между человеком и зверем сглаживается, мирное сосуществование приходит на смену конфронтации. Меняется и образ человека – лица пастухов не скрыты масками, как лица колдунов, их движения спокойны и естественны.

Пережив неожиданный блестящий расцвет, живопись африканских пастухов встает на путь упрощения и ко 2-му тысячелетию до н. э. стиль ее становится схематическим.

К эпохе неолита относятся памятники мегалитической архитектуры– древнейшие из дошедших до нас каменных сооружений. По своему назначению мегалитические объекты, по всей видимости, относятся к культовому зодчеству, хотя, говорить о назначении некоторых из них достаточно сложно. Простейшим мегалитическим сооружением является менгир – вертикально поставленная неотесанная глыба, каменный столб неправильной формы. Иногда эти столбы, вес которых достигает порою трех тонн, образуют целые аллеи, иногда стоят особняком. Более сложную конструкцию представляет собой дольмен – образец простейшей стоечно-балочной конструкции: два каменных столба, соединенные перекладиной. Настоящей вершиной первобытного зодчества являются кромлехи – круги или, скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных элементов. Наиболее известным сооружением этого типа является Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.) – грандиозный мегалитический комплекс, расположенный недалеко от города Солсбери в Англии. На его сооружение ушло 120 каменных глыб весом до семи тонн каждая, диаметр кромлеха составляет тридцать метров. До сих пор остается загадкой – каким образом далеким предкам британцев удалось доставить эти огромные камни с ближайших гор, находящихся на расстоянии двухсот восьмидесяти километров от Стоунхенджа. Стоунхедж не был ни жилищем не укрытием, он не имел практического назначения, большинство историков связывают его, как и другие кромлехи, с солярным культом. И мегалитическая архитектура и грандиозные пещерные росписи, созданные в тяжелейших условиях оледенения, заставляют нас почувствовать сколь значимыми и существенными были для первобытного человека духовные потребности.




В эпоху мезолита происходит смена климатических условий, а вместе с ними меняется образ жизни и характер деятельности первобытного человека. В этот промежуточный период старые культурные традиции уходят в прошлое, а новые находятся в стадии формирования. Вероятно, в связи с этим наследие мезолитической эпохи оказывается менее богатым и разнообразным.

Мезолитическая наскальная живопись, сохранившаяся на юго-востоке Иберийского полуострова, представляет собою едва ли не единственный памятник такого рода. Главная тема иберийских фресок – сцены охоты. Развернутые композиции изобилуют человеческими фигурами; люди и животные связаны единым динамичным действием. В то же время, завоевание композиции и сюжета обернулось и некоторыми потерями – из живописи практически уходит объем, изображения уплощаются, схематизируются. Фигуры охотников, наделенные большой экспрессией, остаются условными и схематичными – художник стремился не столько показать движение, сколько выразить его идею. Эстетическое требование единства стиля заставляет первобытных мастеров скорректировать образы животных в сторону большей стилизации. Различие в степени проработанности между фигурами людей и животных сохраняется, но оно уже не столь заметно, как в произведениях предшествующей эпохи.

Близким по стилистике к испанским фрескам является искусство Северной Африки. Особый интерес представляет живописный ансамбль, сохранившийся на плато Тассили в Сахаре. Композиции, датируемые 6-м и 5-м тысячелетиями, так же изображают сцены охоты. Оригинальным сюжетным направлением, характерным для искусства Африки, является изображение ритуальных сцен и действий, что говорит о процессе постепенного размежевания живописи и магизма. Около 4-го тысячелетия до н. э. охотничьи сцены сменяются сценами пастушеской жизни – композиции становятся менее динамичными и более проработанными. Напряжение, существовавшее ранее между человеком и зверем сглаживается, мирное сосуществование приходит на смену конфронтации. Меняется и образ человека – лица пастухов не скрыты масками, как лица колдунов, их движения спокойны и естественны.

Пережив неожиданный блестящий расцвет, живопись африканских пастухов встает на путь упрощения и ко 2-му тысячелетию до н. э. стиль ее становится схематическим.

К эпохе неолита относятся памятники мегалитической архитектуры– древнейшие из дошедших до нас каменных сооружений. По своему назначению мегалитические объекты, по всей видимости, относятся к культовому зодчеству, хотя, говорить о назначении некоторых из них достаточно сложно. Простейшим мегалитическим сооружением является менгир – вертикально поставленная неотесанная глыба, каменный столб неправильной формы. Иногда эти столбы, вес которых достигает порою трех тонн, образуют целые аллеи, иногда стоят особняком. Более сложную конструкцию представляет собой дольмен – образец простейшей стоечно-балочной конструкции: два каменных столба, соединенные перекладиной. Настоящей вершиной первобытного зодчества являются кромлехи – круги или, скорее, кольца, составленные из стоечно-балочных элементов. Наиболее известным сооружением этого типа является Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.) – грандиозный мегалитический комплекс, расположенный недалеко от города Солсбери в Англии. На его сооружение ушло 120 каменных глыб весом до семи тонн каждая, диаметр кромлеха составляет тридцать метров. До сих пор остается загадкой – каким образом далеким предкам британцев удалось доставить эти огромные камни с ближайших гор, находящихся на расстоянии двухсот восьмидесяти километров от Стоунхенджа. Стоунхедж не был ни жилищем не укрытием, он не имел практического назначения, большинство историков связывают его, как и другие кромлехи, с солярным культом. И мегалитическая архитектура и грандиозные пещерные росписи, созданные в тяжелейших условиях оледенения, заставляют нас почувствовать сколь значимыми и существенными были для первобытного человека духовные потребности.

Этапы в изобразительном искусстве палеолита следующие:

1) натуральнее творчество. Этот этап основан на создании натуральных макетов. В основном это различные изобразительные композиции из туш убитых животных, их костей и т. д.;

2) искусственно-изобразительная форма. Натуральные макеты уступают место другим природным материалам, в основном это глина. Здесь встречаются скульптуры, профильные контуры, барельефы и другие композиции;

3) верхнепалеолитическое изобразительное творчество. Это различные росписи на стенах пещер, гравировки на костях и т. д.

Натуральное творчество чаще всего сопровождалось совокупностью обрядовых действий. Они проводились с тушей и шкурой убитого животного. Потом делался натуральный макет, когда на природный холмик накидывалась шкура животного, а сверху одевалась звериная голова.

Постепенное накопление творческого опыта привело к тому, что люди начинают использовать искусственные материалы. Это выразилось на следующем этапе, в искусственно-изобразительной форме, когда стали создаваться объемные скульптуры, постепенно упростившиеся до барельефного изображения, когда выпуклое объемное изображение выступает над плоским фоном.

Яркие образы в объемном изображении, уже цветные, появляются на третьем этапе – в верхне палеолитическом изобразительном творчестве.

Главными образцами изобразительного искусства этого периода являются пещерные росписи. Одни из первых таких росписей относятся к позднему палеолиту.

Но изобразительное творчество – это еще не все искусство эпохи палеолита. Одним из ярких примеров служит развитие музыкального искусства.

Здесь также выделяют три основных этапа:

1) имитация звуков природы, когда голосом подражают услышанным мотивам;

2) искусственная интонационная форма, когда исполняются мотивы, при этом высота звука, положение тона остаются зафиксированными;

3) интонационное творчество – многозвучные мотивы (в два или три голоса).

Следует отметить одну важную особенность искусства палеолита. Все культурные памятники этого периода выполняли не только эстетические функции искусства, но и использовались в религиозных и магических обрядах, были для человека неким ориентиром в природе.

В мезолите человек переходит от присваивающего способа добычи средств пропитания к производящему. Он начинает осваивать земледелие и скотоводство. Этому способствовало и появление первых металлических орудий.

Еще одним достижением мезолита является получение огнеупорной глины. Появляются новые виды изобразительного искусства – украшения поверхностей глиняных сосудов. В основном этим стали заниматься земледельцы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Масоны неолита

Категории поэтики в смене литературных эпох

Категории поэтики в смене литературных эпох Текст воспроизводится по изданию: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сб. статей. М.: Наследие, 1994. С. 3-38. Задачу исторической поэтики А.Н.Веселовский видел в том, чтобы "отвлечь законы

На рубеже эпох

На рубеже эпох Omnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с осознанием того, что на наших глазах наступает

3. Объяснение заката мифа и следующих за ним трех эпох: христианства поздней античности, христианского средневековья и научного Просвещения Нового времени

3. Объяснение заката мифа и следующих за ним трех эпох: христианства поздней античности, христианского средневековья и научного Просвещения Нового времени Для существования каждой из эпох Гёльдерлин выдвигает собственные причины, которые обозначены следующим образом.

Глава 5 Между двух эпох


Медный век (4000–3000 гг. до н.э.)
Медный век
Медный век приблизительно охватывает период IV—III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существовал и дольше, а на некоторых отсутствовал вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.


Бронзовый век
Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э., но у разных культур они различаются.

Желе́зный век

Читайте также: