Культура советского периода кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Культура советского общества

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

Культура советского общества.
Этапы развития

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

Физика

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

Культура советского общества

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Культура советского общества

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Живопись

Театр

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

— художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

Развитие советской культуры во второй половине XX века

После победы в Великой Отечественной войне сформировалось поколение граждан, умеющих брать на себя ответственность, имеющих свое мнение, и умеющих самостоятельно принимать решения. Такие граждане представляли угрозу для советского правительства. Выход был найден в системе тоталитарного контроля.

Особенности развития культуры

После прихода к власти Хрущева наблюдается изменение ситуации в лучшую сторону. Этот период назывался эпохой Оттепели. Характеризовался он относительной свободой в культурной сфере. Ослабление контроля правительства было существенным. Это оживило культуру и творчество в стране. Но это оживление носило временный характер.

В середине 1970-х годов правительство снова вернулось к прошлым мерам. Для этого была введена система госзаказов, цензура возросла. Также правительство ограничивало возможность советских граждан ознакомиться с зарубежной культурой.

Выделяемые финансовые средства на развитие культуры в этот период постоянно увеличивались. Но высоких достижений не было.

Наука

Одним из главных научных достижений периода является создание ядерного оружия в 1949 году Курчатовым и Капицей.

Были достижения и в сфере программирования. Например, Конторовичем были созданы основы линейного программирования.

Получили Нобелевскую премию:

  1. В 1956 году Семёнов за исследование химических цепных реакций.
  2. В 1962 году Ландау – теория жидкого гелия.
  3. В 1964 году Басов и Прохоров за труды по радиоэлектронике и создание лазера.

Нельзя забыть про главное достижение в космонавтике. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос.

Литература

Развитие литературы происходило в следующих направлениях:

Также популярны были и другие писатели:

Интересно, что именно литература раньше других областей в эпоху оттепели отреагировала на изменения в стране. У граждан появился массовый интерес к поэзии. Стали популярные поэты-шестидесятники:

  • Рождественский;
  • Ахмадулина;
  • Вознесенский;
  • Евтушенко.

В политехническом музее Москвы проходили поэтические вечера.

Советская власть против литературы

В его защиту выступали многие поэты и писатели:

  • Чуковский;
  • Паустовский;
  • Маршак;
  • Ахматова;
  • Твардовский.

В 1972 году после ссылки Бродский эмигрировал в Америку. В 1987 году он получил Нобелевскую премию уже как гражданин США.

Также из-за вынужденной миграции пострадали:

Иммиграция коснулась не только поэтов и писателей. Также пришлось уехать из страны деятелем и других сфер культуры.

Писатели, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у правительства:

  • Трифонов;
  • Распутин;
  • Белов;
  • Астафьев.

Произведения этих авторов касаются нравственной тематики.

Театр и кино

Во второй половине XX века развитие получило и эстрадное искусство. Значимые достижения театра:

Военная тематика нашла отражение и в кино. В тот период это была самая популярная тема в киноискусстве:

Помимо театра и кино эстрадное искусство развивалось и других направлениях:

  1. Музыкальный театр. Самые знаменитые оперные певцы – Образцова, Нестеренко, Вишневская.
  2. Балет – Плисецкая, Уланова, Лиепа.
  3. Эстрадная песня – Ротару, Кобзон, Магомаев, Пугачёва.

Также появляется бардовская песня и вокально-инструментальные ансамбли.

Живопись

В целом в искусстве существовало чередование запретов по непонятным причинам и временных послаблений.

Социализм в живописи привел к тому, что советские зрители уже не воспринимали никакие картины кроме тех, на которых копировалась окружающая действительность.

Образование

Положения школьной реформы:

В результате принятия реформы наблюдалось снижение качества получаемых знаний, и впоследствии преобразования были отменены. Из-за того, что образовательная реформа не дала положительных результатов, в системе образования стал нарастать кризис.

Архитектура и скульптура

Среди скульпторов тоже были авангардисты, против которых был Хрущёв.

Также в то время скульпторы создали знаменитые здания и сооружения. В скульптуре тоже нашла свое выражение Великая Отечественная война:

  1. В 1960-е годы на Мамаевом Кургане был возведен памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы, скульптор – Вучетич.
  2. В 1960 году в Петербурге был возведен мемориал на Пискарёвском кладбище, скульпторы – Таурит и Исаева.

Относительно другой тематики было построено здание МГУ на Воробьёвых горах и Министерство иностранных дел на Смоленской площади.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить особенности развития советской культуры в 1945 - 1991 гг.; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014.

Прочитайте текст (§98, С. 280-286).

Заполните таблицу "Развитие советской культуры в 1945 - 1991 гг."

Развитие культуры в послевоенные годы

Развитие культуры в период "оттепели"

Развитие культуры в годы застоя

Развитие культуры в годы перестройки

Ответьте на вопросы:

Кто такие "шестидесятники"?

Назовите важнейшие достижения советской науки.

Практическое занятие № 35

Развитие советской культуры (1945—1991 годы)

Прочитайте текст (§98, С. 280-286).

Заполните таблицу "Развитие советской культуры в 1945 - 1991 гг."

Развитие культуры в послевоенные годы

А. Т. Твардовский

Э.Г. Казакевич

Олесь Гончар

П.П. Вершигора

Д.Н. Медведев

Б.А. Лавренев

В.П. Некрасов

"Повесть о настоящем человеке"

"Молодая гвардия"

"Я убит подо Ржевом" (стихи)

"Звезда", "Весна на Одере"

"Зеленый луч"

"Люди с чистой совестью"

"Сильные духом"

"За тех, кто в море"

"В окопах Сталинграда"

А.Е. Корнейчук

Б.А. Лавренев

С.В. Михалков

"Великая сила"

"Кандидат партии"

"Калиновая роща"

"Голос Америки"

"Русский вопрос"

"Заговор обреченных"

"Я хочу домой"

Сергей Герасимов

Борис Барнет

Иван Пырьев

Григорий Александров

Надежда Кошеварова и Михаил Шапиро

"Молодая гвардия"

"Подвиг разведчика"

"Кубанский казаки"

"Весна", "Встреча на Эльбе"

А.И. Лактионов

В.Н. Костецкий

"Письмо с фронта"

"Возвращение"

Развитие культуры в период "оттепели"

А.Т. Твардовский

А.И. Солженицын

Б.Л. Пастернак

ЮВ. Бондарев

Г.Я. Бакланов

"Не хлебом единым"

"Братья и сестры"

"Судьба человека"

"За далью - даль" (поэма)

"Один день Ивана Денисовича"

"Доктор Живаго"

"Батальоны просят огня", "Тишина"

"Навеки девятнадцатилетние"

А.И. Хачатурян

А.Н. Пахмутова

"Спартак" (балет)

"Песня о тревожной молодости" (на стихи Н.А. Добронравова)

М.К. Калатозов

А.А. Тарковский

"Летят журавли"

"Иваново детство"

Развитие культуры в годы застоя

Чингиз Айтматов

Ю.В. Бондарев

Б.Л. Васильев

Василь Быков

П.Л. Проскурин

В.П. Астафьев

В.Г. Распутин

"И дольше века длится день"("Буранный полустанок")

"Горячий снег", "Берег"

"В списках не значился", "А зори здесь тихие"

"Сотников", "Обелиск", "Знак беды"

"Цена хлеба", "Любовь человеческая"

"Живи и помни", "Прощание с Матёрой"

"Я пришел дать вам волю", "Калина красная"

С.Ф. Бондарчук

С.И. Ростоцкий

А.А. Тарковский

Т.М. Лиознова

В.И. Усков и В.А. Кранопольский

С.С. Говорухин

"Война и мир", "Они сражались за Родину"

"Освобождение", "Солдаты свободы"

"Доживем до понедельника", "Белый Бим Черное ухо", "А зори здесь тихие"

"Андрей Рублев", Солярис", "Сталкер", "Зеркало"

"Ирония судьбы", "Гараж", "Служебный роман"

""Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука",

"Иван Васильевич меняет профессию"

""Семнадцать мгновений весны"

"Тени исчезают в полночь", "Вечный зов"

"Место встречи изменить нельзя"

Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха,

Эдуард Хиль, Алла Пугачева, София Ротару, ансамбль "Самоцветы",

ансамбль "Песняры"

Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Юлий Ким, Булат Окуджава,

Александр Галич

Развитие культуры в годы перестройки

В.Д. Дудинцев

В.С. Гроссман

В.Г. Распутин

В.П. Астафьев

"Дети Арбата"

"Белые одежды"

"Новое назначение"

"Жизнь и судьба"

"Печальный детектив"

Ранее запрещенные

А.П. Платонов

А.И. Солженицин

"Повесть непогашенной луны"

"Чевенгур", "Котлован"

"Архипелаг ГУЛАГ"

Т.Е. Абуладзе

АВ.А. Прошкин

С.С. Говорухин

"Завтра была война"

"Холодное лето пятьдесят третьего"

"Собачье сердце"

"Так жить нельзя", "Россия, которую мы потеряли"

Ранее не показываемые

А.Я. Аскольдов

Виктор Цой, Игорь Тальков, рок-группа "Машина времени",

рок-группа "Аквариум"

3. Ответьте на вопросы:

Кто такие "шестидесятники"?

"Большинство из нас не было революционерами, не собиралось коммунистический режим уничтожать. Я, например, даже подумать не мог, что это возможно. Задача была очеловечить его". (Булат Окуджава)

Назовите важнейшие достижения советской науки.

4 октября 1957 - запуск первого в мире искусственного спутника Земли

12 апреля 1961- первый в истории полет человека в космос (Ю.А. Гагарин)

1966 - автоматическая межпланетная станция "Луна-9" впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне

1970 - "Луна-16" доставила образцы лунного грунта на Землю

- начал работу первый автоматический самоходный аппарат "Луноход-1"

1974 - спущен на воду самый большой атомный ледокол "Арктика"

1975 - совместный советско-американский космический полет на кораблях "Союз" и "Аполлон"

Ссср 1945 1953

Общие тенденции развития культуры

Период в СССР с 1945–1953 гг. называют послевоенным сталинизмом. Это время можно кратко охарактеризовать усилением тоталитарной власти и контролем всех сфер жизни общества. Развитие культуры и науки в государстве контролировал А. А. Жданов.

Сразу после войны правящая партия взяла курс на распространение социалистического реализма. Это направление искусства имеет несколько особенностей:

Советская культура в 1945 1953

  • народность;
  • правдивость;
  • историческая конкретность.
  1. В литературе – А. Ахматову, М. Зощенко, А. Белого, З. Гиппиус.
  2. В кинематографе – С. Эйзенштейна.
  3. В музыке – Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна.

В таблице представлены основные документы правительства СССР, направленные на развитие культурной сферы.

Духовная жизнь советского общества

Музыкальные и литературные произведения

В послевоенные годы начинается интенсивное восстановление музыкальных учреждений. Ведётся строительство новых концертных площадок и консерваторий. Произведения опальных композиторов запрещают исполнять. Их заменяют лёгкие пьесы или песни, в которых восхваляется деятельность И. В. Сталина.

Несмотря на введённые ограничения, в период послевоенного сталинизма появилось новое поколение выдающихся музыкантов:

  1. Дирижёры Г. Рождественский и Е. Светланов.
  2. Пианист С. Рихтер.
  3. Певцы И. Петров, Г. Отс.

Главной темой литературных произведений становится жизнь человека в годы войны. А. Жданов поощрял, когда авторы писали о переживаниях героев, их индивидуальной ответственности за судьбу государства.

На эту тему были созданы многие известные произведения:

Все печатные издания государства находились под контролем партии Сталина. Многие независимые журналы и газеты были закрыты. Это привело к застою в отечественной литературе.

Театр и кинематограф

Майя плисецкая

Например, нельзя было идеализировать жизнь царей и вельмож. Излишний романтизм и сентиментализм также не приветствовались. Заказные пьесы должны были прославлять борьбу за коммунизм и демонстрировать прекрасную жизнь простого советского человека. Балетные постановки подверглись изменениям в меньшей мере. В этот период на сценах выступают М. Плисецкая и Г. Уланова. Во время правления И. В. Сталина появляется большое количество фильмов на военную тематику.

Историческое кино, показывающее быт простых людей, было недостоверным. Нередко создатели картин руководствовались не собственными идеями, а рекомендациями партийных лидеров.

Научные исследования

Шквал партийной критики обрушился на ученых-генетиков. Ещё до войны был арестован знаменитый биолог Н. Вавилов. А в период 1945–1953 гг. генетики, работающие при научных центрах, были уволены. Их исследовательская деятельность находилась под запретом.

Проводились дискуссии по вопросам истории. Деятельность многих исторических фигур была пересмотрена. Члены партии пытались сопоставить личностей, применявших политику террора и геноцида населения, со Сталиным. Например, Иван Грозный был признан самым прогрессивным правителем государства, оправданы жестокие действия опричников, якобинцев и руководителей революционных движений.

Культурная сфера контролировалась правящей партией до 1991 года. С одной стороны, это повлекло застой в развитии литературы, музыки и живописи. С другой - такие условия способствовали формированию самобытной советской культуры.

Читайте также: