Виды и структура общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общение – это средство связи между людьми, в ходе которого возникает психологический контакт, проявляющийся во взаимном влиянии, обмене информацией, взаимопонимании и взаимопереживании.

В рамках психологического подхода общение рассматривается в качестве специфической формы деятельности и самостоятельного процесса взаимодействия, необходимого для успешной реализации иных видов деятельности человека. В психологических исследованиях общение представляется как одна из потребностей личности и как фактор ее самоформирования.

Содержание общения весьма разнообразно:

  • Обмен информацией.
  • Восприятие друг друга.
  • Осуществление взаимооценки.
  • Оказание взаимного влияния.
  • Взаимодействие.
  • Управление различными видами деятельности.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения:

  1. Коммуникативная функция – направлена на осуществление взаимосвязи между людьми, на общественном, индивидуальном и групповом уровне.
  2. Информационная функция – выполняет обмен информацией между людьми.
  3. Когнитивная функция – направлена вербальное выражение и осмысление своих мыслей, идей, фантазий и т.д.
  4. Эмотивная функция – осуществление эмоциональной взаимосвязи человека и окружающей действительности.
  5. Конативная функция – направлена на управление и коррекцию взаимных позиций.
  6. Креативная функция – направлена на осуществление всестороннего развития людей, формирования различных взаимоотношений между ними.

К дополнительным функциям общения относятся:

  1. Экспрессивная функция – направлена на осуществление взаимопонимания между людьми, обмен своими переживаниями и эмоциональными состояниями.
  2. Функция социального контроля – предполагает регламентацию деятельности и поведения людей.
  3. Функция социализации – направлена на формирование навыков необходимых для успешного взаимодействия с окружающим социумом и людьми, в соответствии с общепризнанными нормами и правилами.

Готовые работы на аналогичную тему

В случае, если хотя бы одна из функций нарушена или отсутствие общение страдает.

Структура общения и его виды

  • коммуникативная,
  • интерактивная,
  • перцептивная.

Коммуникативная сторона общения заключается в том, что люди используют общение с целью обмена информацией. В зависимости от тех требований, которые человек предъявляет к общению в данный момент, на первое место выходят различные источники информации и их содержание.

Перцептивная сторона общения представляет собой процесс взаимодействия между людьми, основанный на естественном общении и протекающий в форме понимания и восприятия собеседниками друг друга.

Интерактивная сторона общения включает в себя ряд компонентов общения, которые связаны с взаимодействием между людьми, а также непосредственной организацией их совместной деятельности.

Основным средством общения выступает язык.

Язык – это система знаков, которые служат в качества основного средства общения людей.

Знаком в общении выступает любой предмет, объект, действие или явление. Процесс усвоения знаков (слов) одновременно является и процессом овладения речью.

К видам общения относятся:

Примитивное общение – общение, основанное на оценке другого человека, который выступает в качестве нужного или, напротив, мешающего объекта. В том случае, если человек является нужным, то с ним активно вступают в контакт, стремятся как можно больше и чаще общаться и взаимодействовать. Если же он мешает, то его отталкивают, избегают общения, зачастую не скрывая этого.

Формально-ролевое общение – это вид общения, который по своей структуре строго регламентирован, его содержание упорядоченно, а средства общения тщательно подобраны. В основе данного вида общения заложена не личность собеседника, а его социальная роль. Именно исходя из социальной роли собеседника, выстраивается структура общение, подбираются его средства.

Деловое общение – основано на учете индивидуальных особенностей личности собеседника, его интересы и характер выступают наиболее значимыми факторами.

Духовное общение – возникает только в том случае, если собеседники знают об личностных и духовных особенностях друг друга, способны предвидеть реакции и поведение. Общение строится на основании учета интересов и убеждений собеседников, в связи с чем, оно легкое и непринужденное. Собеседники могут легко общаться на разные темы.

Манипулятивное общение – собеседники или один из собеседников вступают в общение с целью извлечения определенной выгоды от общения с конкретным человеком. В рамках данного общения используются разнообразные приемы, в зависимости от личности собеседника и той цели, которая преследуется собеседниками (обман, лесть, демонстрация заботы и доброты и т.д.).

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, основными темами являются нейтральные и отвлеченные темы). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций. Зачастую светское общение ведется на раутах и приемах, где люди собираются, с целью отдохнуть и не обсуждать глобальных вопросов, которые могут вызвать споры и противоречия.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.

Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.

В общении существует три взаимосвязанные составляющие:

  • коммуникативная сторона отвечает за обмен информацией между людьми;
  • интерактивная сторона отвечает за организацию взаимодействия между людьми, например, необходимо повлиять на настроение человека;
  • перцептивная сторона отвечает за включение процесса восприятия и взаимопонимания друг друга.

Общение выполняет ряд функций:

  1. Личностную.
  2. Коммуникативную.
  3. Инструментальную.
  4. Экспрессивную.
  5. Психотерапевтическую.
  6. Интегративную.
  7. Социализирующую.
  8. Самовыражения.

Рассмотрим каждую из них.

Средства общения

Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.

Средства общения бывают двух видов:

К вербальным средствам относят:

Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.

Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.

К невербальным средствам относят:

  • мимику, позу, взгляд, которые либо усиливают, либо дополняют, либо опровергают смысл высказывания;
  • жесты (бывают 2типов:
  • общепринятые;
  • экспрессивные то, что придает речи большую выразительность);
  • дистанцию между людьми, которая зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия.

Классификация дистанции

Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:

  1. Интимная. Расстояние между партнерами от 15 до 45 см. Эта дистанция допустима с близкими людьми. Характерные черты интимной зоны:
    • доверие;
    • негромкий голос;
    • такесика.

При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.

  1. Личная, или персональная. Расстояние между партнерами от 45 до 120 см. Данный тип дистанции присущ повседневным беседам с друзьями и т.п. Она включает в себя только визуально-зрительный контакт.
  2. Социальная. Расстояние между партнерами от 120 до 400 см. Такую дистанцию можно наблюдать на различны деловых встречах.
  3. Публичная. Расстояние между партнерами больше 400 см. Такая дистанция используется при взаимодействии с большой группой людей, например, лекция в университете, митинг и т.д.

Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Коммуникация — важнейший компонент жизни каждого человека. Именно процесс коммуницирования помогает выстроить отношения между людьми из разных социальных групп и сообществ. Благодаря разговорам, возникает психологический контакт между людьми, происходит обмен сведениями, опытом и результатами работы.

Характерные черты и аспекты человеческого общения

Понятие общения, его виды и типы

С позиции обществознания, общение — это не что иное, как способ передачи данных от одного человека другому. Но с точки зрения психологии, коммуникация является главным условием для эффективного развития общества в целом и личности в частности. Коммуникация может быть:

Понятие общения

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.

Обмен знаниями,

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Монологическая форма общения

В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.

Цели и функции коммуникации

  • помогать тому, кто в этом нуждается;
  • получить помощь;
  • самовыразиться;
  • приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
  • изменить мнение, намерение другого человека;
  • получить эмоциональный отклик;
  • получить выгоду или блага;
  • научиться чему-то.

Цели и функции коммуникации

Только посредством правильно выстроенного разговора можно достигнуть поставленной цели. Таким образом, выделяют следующие функции общения:

Социальная функция общения

  • Информационная — заключается в обмене данными.
  • Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
  • Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
  • Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
  • Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
  • Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.

Если между людьми завязывается беседа, значит, на то есть причины. Чёткое осознание целей и мотивов, побудивших к общению, помогает правильно выстроить диалог, вычленить важное и второстепенное и даже предугадать возможный результат.

Средства общения

Если говорить о средствах общения, то их классифицируют на вербальные и невербальные. Коммуникативная сторона общения с использованием вербальных средств имеет высокую ценность, поэтому важно, чтобы ребёнок своевременно овладел речью. В структуру вербального общения входят устно произнесённые или написанные слова и фразы. Если что-то требуется донести до собеседника, то очень важно правильно использовать слова и чётко формулировать предложения, следить, чтобы собеседник понимал смысл сказанного, говорить кратко или развёрнуто в зависимости от ситуации. Только при помощи грамотного вербального общения можно выстроить эффективную коммуникацию. Несмотря на всю важность вербальной составляющей, нельзя не принимать во внимание роль невербальной человеческой коммуникации, к которой относятся:

Мимика — движение мышц лица.

  • Мимика — движение мышц лица.
  • Жесты — движения руками, головой, ногами.
  • Визуальный контакт — взгляд собеседника.
  • Пантомимика — моторика тела (поза, осанка, походка).
  • Такесика — прикосновения.
  • Проксемика — зона (дистанция) во время разговора.
  • Просодика — высота, громкость, тембр голоса.

Основные стили

Стиль общения — это устойчивые характеристики, которые выбирает человек во время разговора в зависимости от конкретной ситуации. Учёные выделяют следующие стили:

Желание одного человека подчинить себе другого,

Уровни общения

Люди могут общаться на разных уровнях. Их классификация и систематизация была сделана в 1996 году психиатром Добровичем А. Б. Специалист выделил 7 основных уровней:

Читайте также: