Права священнослужителей в византии кратко

Обновлено: 05.07.2024

In this article considered church authorities of Byzantine and all-Russian Emperors. Priesthood was displeased with central place that Emperor take in authority system in orthodox church. This displeasure was the reason of confrontation between priesthood and Emperor.

Ключевые слова / Keywords

Василевсы издавали постановления об открытии новых епархий, назначали епископов на вакантные церковные кафедры. Они награждали архиереев высшими церковными наградами: среди прочего – саном митрополита и правом носить саккос. При этом назначение константинопольских патриархов являлось исключительной прерогативой императоров.

Людей, умерших в государевой опале, хоронили вне кладбищ как умерших нехристианской смертью, т.е. преступление против царя считалось преступлением против Бога. Вместе с тем повиновение василевсу было тождественно религиозному послушанию Богу .

Помазанники Божьи (или христы Господни – так именовались цари во Священном Писании ) принимали определенное участие в церковном богослужении. Таинство миропомазания, совершаемое над императорами и уподоблявшее их Христу, открывало перед ними определенные церковные преимущества. В дни венчания на царство они входили в алтарь через открытые царские врата, называемые так (согласно русской традиции) потому, что во время богослужения через них исходит Царь славы, т.е. Христос. (В определенные моменты богослужения царскими врата могли, кроме василевсов, входить лишь священнослужители – архиереи, священники и дьяконы; церковнослужители же не пересекали их). Во время литургии цари причащались в алтаре, в одно время со священнослужителями и, как и те – отдельно телу и крови Христовой, и непосредственно из св. Чаши . Следовательно, по церковным полномочиям цари занимали особое место: выше низшего клира и даже монашества, и почти в одном ряду со священнослужителями.

Особенно широким участие императоров было в византийской богослужебной традиции . В частности, василевсы принимали участие в малом входе литургии, начинали в середине храма великий вход, совершали в алтаре каждение Св. Престола и Распятия, благословляли народ трикириями, говорили с амвонов проповеди. В первый понедельник Великого поста императоры делали наставления сановникам и представителям народа о том, как надо проводить св. пост-четыредесятницу, поучали их содержать себя в страхе Божием и чистоте. По окончании церемонии василевсы трижды осеняли слушающих крестным знамением .

Таким образом, церковная власть царя распространялась на область церковно-правительственного управления (юрисдикции), на охрану вероучения и соблюдение церковного благочиния. Она также давала право самодержцу, как имеющему сакральный статус, принимать определенное участие в православном богослужении.

Вместе с тем власть императора в Церкви не была неограниченной, как у папы Римского. Она была ограничена Священным Писанием, Священным Преданием, церковными канонами, Соборами и другими факторами .

В своде законов империи (Основных законах 1906 г.) церковные полномочия царя формулировались следующим образом:

«Ст. 64: Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

Как в Византии, так и в России православные василевсы, сосредотачивая в своих руках светскую и духовную власть, обладали высшим сакральным авторитетом. Они занимали особое место в самом центре церковной власти и первое – в иерархии посредников между царством земным и Царством Небесным. Патриархи же играли второстепенные по сравнению с царями роли .

Успенский Б.А. Царь и император. Помазание на царство и семантика монарших титулов. М.: Изд. Языки русской культуры, 2000.

Асмус В.В., протоиерей. Святитель Григорий Палама и императорская власть // Богословский сборник. М.: ПСТБИ, 2003. Вып. XI.

Величко А.М. Церковь и император в византийской и русской традиции (историко-правовые очерки). СПб.: Изд. Юридического института, 2006.

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М.: Изд. Карцева, 1913.

Ильин И.А. О монархии. Исследование // Собрание сочинений / Сост. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1994. Т. 4.

Андреева Л.А. Сакрализация власти в истории христианской цивилизации. Латинский Запад и православный Восток. М.: Ладомир, 2007.

Ч-н. П. Обожествление государства в Древнем Риме // Странник. СПб., 1914. № 12. С. 520–539.

Щедрина К.А. Царское счастье (архетипы и символы монархической государственности). М.: Форум, 2006.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.

Византийское государство, возникшее в IV в., просущество­вало более тысячи лет и оставило после себя богатейшее поли­тико-правовое наследие. Огромная империя, расположенная на границе между Европой и Азией, в течение, по крайней мере, семи столетий (с VI до начала XIII) играла важную поли­тическую и экономическую роль в жизни народов средневеко­вой Европы и стран Ближнего Востока. От политики империи зависели судьбы многих народов, как ближних, так и дальних. Союза с империей искали почти все европейские страны и му­сульманские правители. Духовное и политическое влияние империи простиралось от Балтийского моря до Красного, от Сирии и Армении до Атлантики.

Вопрос о характере взаимоотношений между государством и церковью в Византии чрезвычайно важен для понимания сущности и характера влияния религии на общественные и по­литические процессы, происходящие в государстве.

Функция общественной стабильности христианства способ­ствовала устойчивости общества тем, что сакрализировала его нормы и ценности. Христианство выполняло легитимизиру­ющую функцию, устанавливая нормы, которые были полезны для данной социальной структуры, и создавало предпосылки того, чтобы человек выполнял свои моральные и государствен­ные обязательства.

В Византийской империи Церковь стала одним из главных оплотов власти, и государство стремилось создать ей все не­обходимые условия для деятельности.

В Византии существовало развитое учение о праве и госу­дарстве, имевшее в качестве своей фундаментальной основы принципы римского права. Развитие византийского права представляет собой сложный процесс, неразрывно связанный с историей самой империи. Он сочетает в себе эволюцию ин­ститутов римского права под влиянием нового этапа развития общественных отношений, христианства как государственной религии и правовых традиций множества народов, входив­ших в состав или соприкосновение с империей и оказывавших воздействие на ее развитие. В отличие от большинства стран средневековой Европы, в Византии сохранялось единое, коди­фицированное, распространяющее свое действие на всей тер­ритории Империи законодательство. Вместе с тем право Ви­зантийской империи представляет собой уникальное явление в истории человеческой цивилизации. Многие его институты являются не только творческим развитием правовых традиций Рима, но и вновь созданы в результате многовекового развития общества второго Рима.

Преемственность византийского права от римского на­ходила свое отражение в использовании императорского за­конодательства в качестве основного закона государства. От­носительная устойчивость политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь произошли первые попытки кодификации императорских постановлений, а за­тем и всего корпуса права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов стал составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus).

Византийские юристы были не просто хранителями антич­ных правовых норм, они смогли применить римское право к новым потребностям византийского общества, внося при этом изменения и добавления в оригинальные тексты римских юристов. Таким образом, подготавливалась почва для про­ведения масштабных кодификационных работ. Именно в Ви­зантийской империи под началом выдающегося юриста Тро- биниана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юсти­ниана. Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего византийского права, но и стала тем фундаментом, на котором окончательно сфор­мировалась ее правовая система.

Но необходимо отметить, что Византия была христианским государством, в котором важнейшими источниками права при­знавались положения Священного писания и канонические постановления. Основная идея политико-правовой системы Византийской империи заключалась в тесном взаимодействии канонического права и государственного законодательства. Именно в Византии, как нигде, церковь стремилась отожде­ствить закон церкви с законом государства.

Противопоставление Церкви и государства, всякая мысль об иноприродности этих двух институтов совершенно чужды не только Юстиниану, но, пожалуй, и всей этой эпохе. Импе­ратор толковал свои полномочия во внутренних делах церкви очень широко. Царству принадлежит попечение о чести свя­щенников, более того, Царство заботится об истинных Божиих догматах, в то время как Священству надлежит молиться за весь мир и за самих царей. Конечно, молитва здесь понимается предельно широко, как вся богослужебная и сакральная жизнь Церкви.

В своей совокупности эти принципы получили название симфонии Церкви и государства. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответствен­ность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от представителя государственной власти. Точно так же и представитель государственной власти повинуется епископу как член Церкви, ищущий в ней спасения, а не по­тому, что власть его происходит от власти епископа. Государ­ство при благоприятных отношениях с Церковью ищет у нее духовной поддержки, направленной на достижение целей, слу­жащих благополучию государства и его граждан. Церковь же получает от государства помощь в создании условий, благо­приятных для миссионерства и духовного воспитания своей паствы, являющихся одновременно гражданами государства.

Но в Византийской империи в период ее расцвета все было иначе. Нормы канонического права служили непосредствен­ным регулятором некоторых аспектов общественных отноше­ний, некоторые из доктрин стали фундаментальной основой правовых институтов, закрепленных в нормах светского зако­нодательства. В Византии действовало сложное соотношение принципов римского права, догматов религии и правовых традиций (иногда достаточно развитых) входивших в состав империи народов. Особенностью византийского законодатель­ства было нормативное закрепление общих принципов права как средство нормативного регулирования.

В древности право изучалось в высших школах энцикло­педического характера: в Афинах, Александрии, Антиохии, Бейруте, Риме, позже в Константинополе. В этих своеобраз­ных университетах, где и после издания Миланского эдикта преобладали профессора-язычники, получили хорошее юри­дическое образование Тертуллиан, святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В 534 г. Юстиниан запре­тил язычникам вести преподавание, часть прежних школ после этого стали закрываться. Университеты остались лишь в Риме, Константинополе и Бейруте.

Временная регистрация на территории Москвы необходима иностранцам и гражданам Российской Федерации, которые прибыли в столицу из других регионов РФ. В соответствии с действующим законодательством (а именно — статьей 5 закона N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"), временная или постоянная регистрация граждан России проводится в срок до 90 дней с момента прибытия. Для граждан других стран максимальный срок проживания без предварительной регистрации составляет 7 дней с момента прибытия.

Тема взаимоотношений Церкви и государства привлекательна для многих ученых и остается одной из самых актуальных на постсоветском пространстве. История знает различные примеры взаимодействия этих институтов, однако наиболее гармоничным представляется модель, созданная в Византии. Почему в этом государстве сложился симфонический тип церковно-государственных отношений, а не цезарепапизм или папоцезаризм? Любовь Юрьевна Костогрызова видит ответ в конституциях императоров, анализу которых и посвящена статья.

До появления христианства проблемы взаимодействия государства с религиозными объединениями не стояло, т. к. в большинстве стран господствовало язычество, глава государства являлся верховным жрецом, и в деле культа граждане должны были подчиняться государству. Христианская религия отличается наличием особого института – Церкви, которая, как духовная организация, должна была заниматься вопросами вероучения, нравоучения, богопочитания, внутренней церковной дисциплины. При этом государство от решения этих вопросов отторгалось. Т.е. возникла ситуация, когда в общественной жизни появилась сфера, не контролируемая государством. Однако власти по-прежнему считали своей обязанностью заниматься данными вопросами, и столкновение интересов в области контроля над духовной жизнью общества должно было привести к поискам выхода из назревающего конфликта. Церковь также была заинтересована как в налаживании отношений с государством, так и в решении возникшей проблемы.

Отношения, сложившиеся между государством и Церковью, как правило, делятся на три типа. Первый – цезарепапизм, когда Церковь ставится под контроль государственной власти, глава государства является одновременно и главой Церкви, государственная власть вмешивается в вопросы вероучения. Второй тип – папоцезаризм – являет собой подчинение государства религиозным организациям и предполагает наличие всей верховной власти у религиозного учреждения с предоставлением главе государства только функции управления. Наконец, третий тип церковно-государственных отношений известен как симфония властей или такой союз Церкви и государства, в основу которого положена не идея их противопоставления, а идея гармонии и согласия, сосуществования, а не стремления к подчинению друг друга. В Византии возникла именно симфоническая модель отношений между государством и Церковью, но произошло это далеко не сразу. В течение длительного времени стороны искали и выстраивали такую систему отношений, которая бы устраивала всех. Собственно законодательство императоров и позволяет проследить ту эволюцию, которую претерпевали отношения между государством и Церковью на протяжении византийской истории с IV по Х века.

Так в законодательстве Константина I (306-337) чётко прослеживаются два момента: веротерпимость по отношению ко всем исповеданиям, обозначенная Миланским эдиктом 313 г., и выделение особым образом христианства и христианской Церкви. Церковь получила права юридического лица, христиане стали пользоваться определенными привилегиями, даже некоторые внутрицерковные вопросы стали решаться с участием правителя. Но император не участвовал в назначении священнослужителей, церковная организация не выполняла функции регистрации браков, рождения и смерти, не было и финансирования христианской Церкви со стороны государства, поэтому de jure государственной религией христианство не стало. В целом, религиозная политика Константина Великого носила практический характер – для пользы империи почитать всех богов, в том числе и Иисуса Христа, не случайно император принял крещение только перед смертью. Вера Константина I в какой-то степени была синкретичной, он не делил богов на своих и чужих и стремился умилостивить их всех. Это обстоятельство объясняет и его политику веротерпимости, и то, что христианство при нём и de facto не стало государственной и господствующей религией.

Преемники Константина Великого (Констанций (337-361), Иовиан (363-364), Валентиниан I (364-375), Валент (364-378), Грациан (375-383) и Валентиниан II (375-392)) в своей законодательной деятельности продолжали возвеличивать христианство, более активно ведя борьбу с язычеством. Исключением в этой цепочке был Юлиан Отступник (361-363), который ради выгод империи и своего величия решил прибегнуть к помощи языческих богов. Но его реформы были обречены на неудачу, поскольку, во-первых, большая часть населения уже обратилась в христианство, во-вторых, консолидирующаяся вокруг единого императора империя нуждалась в соответствующей идеологической поддержке, то есть в религии, сплачивающей адептов вокруг одного, а не нескольких богов. При Феодосии Великом (379-395) христианство стало государственной религией благодаря закону 380 г., определявшему, кто является истинным христианином, и предусматривающему государственные санкции против еретиков и язычников. Христианство объявлялось единственной официальной религией Римской империи. Но предпринятые Феодосием I попытки поставить Церковь на службу государству и установить цезарепапизм были пресечены епископом Амвросием Медиоланским (340-397), и это продемонстрировало силу и самостоятельность церковной организации.

Забота о единстве империи усложнялась тем, что многим императорам их положение на троне представлялось ненадёжным. При отсутствии закона о престолонаследии и формальном утверждении сенатом и войском требовалась дополнительная легитимация. Лев I (457-474) свой приход к власти подкрепил церковным обрядом венчания на царство, получив при этом не только поддержку большинства жителей империи (христиан), но и право вмешиваться в решение религиозных вопросов не в качестве pontifex maximus, а в качестве лица, получившего от Бога право заботиться о благополучии подданных.

На протяжении VI–VII вв. византийским императорам пришлось столкнуться с множеством проблем, главным образом внешнеполитических, оказавшихся тесно связанными с религиозными. Особо серьёзную проблему представляло монофизитское население восточных областей империи, которые и подвергались вражеским нашествиям. Чтобы привлечь на свою сторону население этих территорий, императорам пришлось особое внимание уделить религиозным вопросам, найти способ примирения проживающих в восточных провинциях монофизитов и православных (халкидонитов), к которым относилось большинство населения. Ненадолго религиозный мир в империи восстановить удалось, но уже в VII в. монофизитские провинции были завоеваны арабами, и примирительная политика потеряла свою актуальность. Непростые отношения сложились у Византийской империи и с западными провинциями, а именно с Римом. Виной тому стали и религиозные разногласия с папским престолом по тем или иным вопросам. Недальновидная, зачастую чрезмерно жестокая политика императоров по отношению к римскому папе, который оставался едва ли не единственным институтом, сплачивающим собственно Romanitas в единое целое, приводила к постепенному отделению Рима от Византийской империи (Константинополя). При этом папы, не желая попасть под влияние василевса, нередко сами шли на конфликт. В целом же церковная политика преемников Юстиниана I, как и его самого, служила в первую очередь интересам империи и строилась в основном на принципе симфонии. Подтверждением является тот факт, что в большинстве своём догматические споры решались на церковных соборах, авторами вероучительных концепций являлись, как правило, первоиерархи Церкви. Попытки навязывания кем-либо из императоров (например, Ираклием (610-641)) своей воли приводили к плачевным для них самих и для империи последствиям и пресекались либо константинопольским патриархом, реально ставшим вторым лицом в стране, либо римским папой, либо самим населением.

Источник: Болховiтiновський щорiчник 2009. – Нацiональний Києво-Печерський iсторико-культурний заповiдник – Київ, 2010. 424 с.
С. 302 – 307


Освещение сопровождая chrysobulla в императора Трапезунда Алексея III в пользу монастыря Дионисия ( Афон ). Император изображен со своей женой Теодорой Кантакузен .

Резюме

Эволюция византийского права

Византийское право высокой византийской эпохи ( IV - го до VIII - го века)

От Константина до Юстиниана

Когда центр империи переехал в восточной части греческого в IV - го века , многие правовые понятия греческого происхождения появилось в официальном римском законодательстве. Влияние заметно даже в личном и семейном праве, который традиционно является наименее изменяющейся частью закона. Например, Константин I первым начал налагать ограничения на древнеримскую концепцию patria potestas , предполагая, что люди в потестате могут иметь права собственника. Он явно делает уступки гораздо более строгой концепции отцовской власти в соответствии с греко-эллинистическим законом. Кодекс Феодосия (на латинском языке Кодекс Феодосия ) принят в 438 в Константинополе , является кодификация Constantinian законов . Последние императоры пошли еще дальше, пока Юстиниан, наконец, не приказал, чтобы ребенок в потестате стал владельцем всего, что он приобретает, кроме тех случаев, когда он получает что-то от своего отца.

Работа Юстиниана

Закон реформы в мезо-византийского периода ( VIII - й - XII - го века)

Политический упадок империи после правления Юстиниана, частично из-за потери половины империи арабами (включая Бейрутскую юридическую школу ), также способствует значительному ослаблению правовых стандартов. юриспруденция. Юридическая практика стала более прагматичной, и по мере того, как знание латыни в империи сократилось, от прямого использования Corpus Juris civilis отказались в пользу резюме, комментариев и новых компиляций, написанных на средневековом греческом языке .

Ecloga из Leo III Исавр


Правовая реформа Василия I ул.


Василий I - й и его сын Леон (будущий Лев VI ), как промоторы основных правовых реформ IX - го века (Скилицы освещения рукописи).

Продолжение при Льве VI и базиликах

Византийское право в конце периода ( XII - го - XV - го века)

Один из этих универсальных судей, Константин Харменопулос , завершил в 1345–1346 гг. Сборник законов, названный Шестигранной ( Πρόχειρον νόμων ἢ ξάβιβλος , что также называлось на латыни Promptuarium juris civilis ). Hexabible представляет собой сборник византийского светского права ( на основе , в частности , на базилике , и предназначен для улучшения Procheiron императора Лев VI ) с обычными стандартами, разделенное на шесть книг (I. общих принципов;. II закон собственности; III. Международное право; IV. Обязательственное право; V. Семейное и наследственное право; VI. Уголовное право). Существует увеличенная версия ( Hexabiblos aucta ), созданная около 1400 г. архидьяконом и великим хартофилаксом Жаном Холоболосом (в рукописях Vatic. Gr. 851 и Paris. Gr. 1355 ).

Hexabible служил гражданского кодекса для православных христиан в Османской империи , под властью Константинопольского Патриархата , и был сохранен в качестве гражданского кодекса в момент Греции независимости , до вступления в силу нового кодекса в 1947 году .

Наследство

Римское право, сохраненное в кодексах Юстиниана, оказало большое влияние на Запад. С другой стороны, более поздние византийские юридические труды, особенно базилики , отдалили византийское право от римского. Византийский закон, действовавший до конца империи в 1453 году, продолжал оказывать сильное влияние. Он остается основой судебной процедуры в Греции и в судах Православной церкви , а также является важным элементом законодательства нескольких балканских стран. Он также лег в основу большей части Fetha Negest , которая применялась в Эфиопии до 1931 года .

Читайте также: