Культура советского общества 1922 1991 гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура советского общества

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

Культура советского общества.
Этапы развития

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

Физика

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

Культура советского общества

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Культура советского общества

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Живопись

Театр

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

— художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

Повествование

Советская культура и искусство в СССР — (30.12.1922 — 25.12.1991)

Советская культура и искусство — это неразрывно связана с развитием советского общественного строя, с жизнью страны, с политикой Коммунистической партии, постоянно и глубоко влиявшей на мировоззрение художественной интеллигенции. По отношению к прошлому Советская культура представляет собою совершенно новое явление. Новыми оказались не только ее социалистическое содержание и многонациональный характер, но так же формы творчества, художественные средства и приемы выражения, видоизменяющиеся художественные стили.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Кинематограф СССР — киноискусство и киноиндустрия в СССР. Официальная история советского кино началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России, впоследствии этот день стал отмечаться как День кино

В 1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всем мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х гг. были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССРде-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

Советское изобразительное искусство СССР

Советское изобразительное искусство СССР — характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии.

Культурная революция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

Идеологическая гегемония в проведении культурно революции всегда оставалась за партией. Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда.

Советская архитектура — охватывает ряд мировых архитектурных стилей — конструктивизм, рационализм, арт-деко, являющаяся смесью ар-деко, ампира и эклектики сталинская архитектура.

Сатира в СССР — проявления сатиры в Союзе Советских Социалистических Республик.

Социалистический реализм (соцреализм) — художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.

Горький в торжественной обстановке вернулся из эмиграции и возглавил специально созданный Союз писателей СССР.

Впервые официальное определение социалистического реализма дано в Уставе Союза Писателей СССР, принятом на Первом съезде СП:
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма.
Это определение и стало исходным пунктом для всех дальнейших интерпретаций вплоть до 1980-х годов.

Музыка СССР — этот вид искусства состоял из самых разнообразных жанров и периодов.

В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.

Принципы соцреализма

  1. Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
  2. Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
  3. Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).


Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Белорусский Советский писатель Василь Быков называл социалистический реализм самым передовым и испытанным методом.

Так что же можем мы, литераторы, мастера слова, гуманисты, избравшие методом своего творчества самый передовой и испытанный метод социалистического реализма?
Василь Быков. Публицистика


В СССР к социалистическим реалистам относили также таких зарубежных авторов, как Анри Барбюс, Луи Арагон, Мартин Андерсен-Нексе, Бертольт Брехт, Иоганнес Бехер, Анна Зегерс, Мария Пуйманова, Пабло Неруда, Жоржи Амаду и другие.

В 1930-е продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалось реконструировать много старых городов. Новые задачи времени — сооружения для сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канал им. Москвы, московский Метрополитен. Задачи обычного жилищного строительства сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромные пассажиропотоки.

Литература Советского Союза — совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других союзных республик после установления там Советской власти. Она включала в себя, помимо русской, литературу других народов на 88 языках СССР (по данным 1987 года), хотя литература на русском языке была преобладающей. Литература СССР включала в себя и старописьменные литературы (такие как армянская, которая старше русской), но многие национальные литературы создавались на языках, не имевших до революции письменности.

Пролетарская литература превратилась в широкое общественное движение; вокруг неё кипят страсти, полные ненависти, страха, злобы, презрения — с одной стороны, и любви, преданности, восторга, дружбы — с другой. Пролетарской литературе не страшны самые могущественные удары, она имеет уже целый ряд завоеваний и на подмогу к ней подходят свежие силы нашего молодняка.

С началом Великой Отечественной войны Советское сатирическое творческое общество объединилось в направлении высмеивания фашизма и поддержки духа Советской армии. Необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий вылилась в расцвет в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход пошли плакаты, звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы.

Образуется творческое объединение художников Кукрыниксы, которые рисуют и острыми стихами подписывают карикатуры. Самуил Маршак пишет сатирические стихи в адрес фашизма.

Великая Отечественная война очевидно стала важнейшим фактором, повлиявшим на развитие искусства 1940-х годов. Советские художники и скульпторы, как и другие граждане, были активно привлечены к делу защиты страны, а по причине специфики своей профессии они (как и литераторы) оказались привлеченными к агитационным задачам, определяемым правительством, которым в этот период отдавалась колоссальная роль.

Средства массовой информации СССР

  1. Информационные агентства СССР
  2. Советская печать
  3. Радиовещание СССР
  4. Телевидение СССР

Изучение и восприятие культуры СССР

  1. Институт по изучению истории и культуры СССР
  2. Культурология в СССР

Религия в СССР — положение религии и конфессиональных групп в РСФСР и СССР (Отделена от Государства СССР).

К середине 1930-х была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т. д.). На протяжении 1930-х было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, затем – неполное (семилетнее) среднее образование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 1970-х было введено всеобщее обязательное среднее десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной академией наук сложились республиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев – производство синтетического каучука; Н. И. Вавилов – генетика; И. В. Мичурин – биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. И. Королев – атомное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Советский период 1917–1991

Советский период 1917–1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде Мятеж 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. не был похож на настоящую революцию с уличными боями, баррикадами, параличом городской жизни, как это случилось в 1905 г. При полной бездеятельности

6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1917-1991 гг.)

6. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1917-1991 гг.) Придя к власти, большевики первоначально ограничились лишь претворением в жизнь лозунгов буржуазно-демократической революции. Это отчетливо можно видеть на примере декретов II Всероссийского съезда советов. Большевики вначале не ставили

Россия советская (1917–1991)

Россия советская (1917–1991) Ведущие тенденции исторического развития 1. Установление монополии, диктатуры Коммунистической партии в политической жизни общества, осуществляемой номенклатурным управленческим слоем.2. Всеохватывающее обобществление всех ресурсов,

Территория и внешняя политика СССР (1917–1991)

Территория и внешняя политика СССР (1917–1991) Большевики, критикуя национальную политику самодержавия, провозглашали право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Ленин не видел проблемы в распаде имперской России, которую

Советская эпоха (1917–1991): главные события

Советская эпоха (1917–1991): главные события Советский период в истории нашей страны составил 74 года можно подразделить на меньшие отрезки времени. При всех различиях в подходах и оценках того, что произошло за эти три четверти века, факты позволяют выделить именно данные

Политическая история СССР (1917–1991)

Политическая история СССР (1917–1991) В советском социалистическом государстве, как и в дореволюционном монархическом, многое зависело от первого лица, в руках которого сосредоточивалась огромная официальная и неофициальная власть. Лидер единственной политической партии,

Социально-экономическая история СССР (1917–1991)

Социально-экономическая история СССР (1917–1991) Советская эпоха стала временем строительства нового общества. Появлялись новые слова, новые термины.В экономической сфере после национализации, конфискаций, реквизиций, индустриализации и особенно коллективизации с 1930-х

Культура постсоветской России (1991–2011)

Культура постсоветской России (1991–2011) В сфере образования наряду с традиционными формами получили распространение специализированные учебные заведения, гимназии, лицеи. Стали внедряться платные начала, особенно при получении высшего образования.Наибольшее

8. Новейшее время (1917-1991 гг.)

8. Новейшее время (1917-1991 гг.) Октябрьская революция 1917 г., которую возглавила партия большевиков, победила. В результате зависимость России от Запада была уничтожена и она вырвалась из периферии. В стране был ликвидирован периферийный капитализм, а тем самым и капитализм

ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991–2003 гг

ЛЕКЦИЯ № 14. Культура России 1991–2003 гг 1. Общая характеристика периода Культура изучаемого периода характеризуется следующими особенностями:1) большим разнообразием стилей, жанров и направлений;2) государство перестает диктовать каноны, стиль и сюжеты в

Советское государство и право (октябрь 1917—1991 гг.)

Власть и церковь в годы перестройки регулярно конфликтовали. Периодические гонения вызывали недовольство в православном мире. Основная причина недопонимания заключалась в радикальном экономическом, политическом реформировании. Они старались изменить консервативные взгляды жителей СССР, прервать застой, изменить мировоззрение людей.

Духовная жизнь в годы перестройки практически не изменилась, однако культурный, экономический, социальный сектора потерпели колоссальные перемены. Одной из главных задач стала адаптация фундаментальных, социалистических принципов к ценностным ориентирам человека. Однако власти действовали непоследовательно, неуверенно. Это положило начало распаду КПСС. Советский Союз как крупнейший государственный синдикат прекратил свое существование в августе 1991 года.

Культура в годы перестройки – кратко

Молодой политический активист, деятель – Горбачев – первым заложил идею обновить социализм. Культура во время перестройки сильно изменилась. Люди настолько привыкли к ограничениям, цензуре и запретам, что исчезновение жестких рамок стало для них шагом в новое будущее. Советское общество стало активно развивать разнообразные формы культурного самовыражения – искусство, литературу, музыку, танцы и другое. Россия – страна талантов, для которой гласность стала еще одним значимым аспектом.

Государственные учреждения стали открытыми для народа, система из работы – прозрачная и понятная для каждого гражданина. Информация появилась в открытом доступе, люди смогли делиться мнениями, дискутировать, не опасаясь наказания. В СССР на протяжении долгих лет была запрещена критика власти, при Горбачеве жители страны могли высказывать свой взгляд на государство. Ключевые моменты культурных изменений:

  • Значительное сокращение материальной поддержки культурного направления со стороны государства. Переход к самостоятельному финансированию;
  • Смягчение идеологической диктатуры. Это сопровождалось печатью множества произведений, запрещенных при Союзе за осуждение социализма или руководства. Первые годы перестройки большое внимание уделялось публицистике, шестидесятники выпускали статьи, опусы, остро критиковавшие сталинский режим. Со временем они стали выказывать свое отношение к коммунизму;
  • Прикладная и фундаментальная наука столкнулась с кризисом. Государство сократило финансирование отраслей, практически перестало давать заказы. Особенно сократился военный сектор, направление конструкторских разработок. Научные учреждения СССР не имели современных технологий, поэтому не могли соответствовать уровню западной науки;
  • Писатели активно занялись развитием темы личности, духовного мира. Они изучали, как человеческая душа меняется под давлением социальных сложностей;
  • В театре появилось множество новых пьес, некоторые из них можно отнести к резонансным произведениям;
  • Появился первый русский рок, талантливые музыканты смогли выйти из тени, открыто выступать, собирать концертные залы. В 1980 году им не приходилось бояться осуждения, гонений или тюрьмы за свои выступления.

Духовная жизнь общества в период перестройки – перемены

В духовной сфере произошли разительные перемены. Что касается религии и веры, война с церковью более не велась столь ожесточенно, как это было еще десять лет назад. Люди вольны были выбирать самостоятельно свои религиозные предпочтения, читать Библию, посещать храмы и церкви. Другие важные перемены:

Читайте также: