Матренин двор история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ “Матренин двор” написан в 1959 году, а опубликован в 1964 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”, найти “тихий уголок России подальше от железных дорог”. После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать.

Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Известно, что в 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А. Т. Твардовский изменил название- мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХХ века.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена “простого человека”, носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.


Краткий анализ

Год написания – 1959 г.

Тема – Главной темой этого произведения является жизнь и быт русской глубинки, отношения простого человека с властью, нравственные проблемы.

Композиция – Повествование идёт последовательно от имени рассказчика, который наблюдал и осмысливал события. Особенности композиции позволяют понять самую суть рассказа, чтобы читатель пришёл к осознанию, что смысл жизни не в обогащении, материальных ценностях, а в ценностях нравственных.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ писателя автобиографичен, он действительно после ссылки учительствовал в деревушке Мильцево Владимирской области, которая в рассказе названа Тальново, и снимал комнату у Захаровой Матрёны Васильевны. В своём небольшом произведении писатель отобразил судьбу одного героя и судьбу страны.

Рассказ был написан в 1959 году и напечатан благодаря Александру Твардовскому в журнале “Новый мир” в начале 1963 года.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

В нём глубоко освещены жизнь и труд русского народа, его отношения с властью. Человек трудится с детства до старости, ему приходится мириться с потерями в личной жизни, забывать о своих интересах. Тяжёлый труд отнимает здоровье, а человек взамен не получает ничего. Матрёна трудилась всю свою жизнь, но, не подтверждённые документально, стаж и трудовые подвиги не имеют никакого значения для власти. Она не заработала даже пенсию.

Все последние месяцы её существования ушли на то, чтобы собирать разные справки, и часто за одной и той же бумажкой приходится ходить несколько раз. Равнодушные чиновники, сидящие за столами в конторах, могут легко поставить не ту печать, подпись, штамп, их не волнуют проблемы людей. Вот и Матрёна, чтобы добиться пенсии, не единожды обходит все инстанции, с трудом добиваясь результата.

Жители деревни думают лишь о собственном обогащении. Фаддей Миронович, брат её мужа, заставил Матрёну при жизни отдать наследство – обещанную часть дома – её приемной дочери Кире. Матрёна согласилась, и, когда из жадности двое саней прицепили к одному трактору, повозка попала под поезд. Матрёна погибла. Алчность людская превыше всего: в тот же вечер единственная её подруга, тетя Маша, пришла к ней в дом забрать обещанную ей вещицу, пока всё не растащили родные сёстры Матрёны.

И Фаддей Миронович, у которого в доме тоже стоял гроб с покойным сыном, до похорон всё-таки успел забрать брёвна, брошенные на переезде. Он не пришёл даже отдать дань памяти женщине, погибшей страшной смертью из-за его неуёмной жадности. Родные сёстры Матрёны первым делом забрали её похоронные деньги и начали делить остатки дома, поплакав над гробом сестры не от горя и сочувствия, а по традиции.

По-человечески, искренне никто не пожалел Матрёну. Стремление не упустить наследство ослепило односельчанам глаза. И люди никогда не поймут Матрёну – того, что по своему духовному развитию женщина стоит по сравнению с ними на недосягаемой высоте. Она – настоящая праведница.

Композиция

События того времени описаны от лица постороннего человека, квартиранта, жившего в доме Матрены.

Рассказчик начинает повествование с того времени, как он искал работу учителя, стараясь найти для жительства деревушку в глубине России. По воле судьбы попал он в деревню, где жила Матрёна, и определился к ней на постой.

Во второй части рассказчик описывает нелёгкую судьбу Матрёны, с самой юности не видевший счастья. Тяжёлой была её жизнь, подчинённая повседневным трудам и заботам. Всех своих шестерых детей ей пришлось схоронить. Много мук и горя вытерпела Матрёна, но не озлобилась и не очерствела её душа. Она всё так же трудолюбива и бескорыстна, доброжелательна и миролюбива. Она никогда и никого не осуждает, ко всем относится ровно и с добром, по-прежнему трудится на своём подворье и помогает соседям. Погибла, стараясь помочь родственникам перевезти к ним принадлежащую ей собственность.

В третьей части рассказчик описывает события после смерти Матрёны – бездушие людей, близких и родных женщины, которые налетели как вороны на остатки её двора, стараясь побыстрее всё растащить, осуждая Матрёну за её праведную жизнь.

Главные герои

Матренин двор - второй рассказ автора, который впервые был издан в журнале “Новый мир” Солженициным. Сам автор назвал его “Не стоит село без праведника”, но из-за цензуры название было изменено. Также в связи с этим было изменено и время действия в рассказе на 1956 год.

Солженицын начал работу над рассказом летом 1959 года в поселке Черноморском, куда прибыл по приглашению своих друзей. Закончен рассказ был уже в декабре того же года. После чего он был передан Твардовскому для опубликования. Но цензура вырезала многие моменты из рассказа, после чего Твардовский повторно решил опубликовать это произведение. На этот раз успешно.

Солженицын много раз отмечал, что произведение основано на реальных событиях. Он был хорошо знаком с Матреной Васильевной Захаровой, которая впоследствии стала реальным прототипом главной героини рассказа. Жизнь и смерть этой женщины положили основу произведения. Рассказ отчетливо рисует картину жизни в небольшой деревне в 60-е годы прошлого столетия. Матрена всю жизнь работала на “палочки”, поэтому в старости не получает пенсии. Ей не удается получить денег за погибшего на войне мужа. Также образ рассказчика очень сильно похож на Солженицына. Оба они бывшие зеки, которые ищут свое призвание в обучении детей в школе.

Многие моменты из жизни Солженицына нашли свое отражение в этом произведении. Более подробно с комментариями самого автора об этом изложено в его “Собрании сочинений в 30 томах”. Солженицын после войны задержался с возвращением в Россию на 11 лет в Восточной Пруссии. В рассказе также упоминается Мильцево - деревня в которой жила Матрена. Правда в рассказе она упоминается как Тальново.

Рассказ был высоко оценен различными критиками. Твардовский писал, что рассказ не оставляет читателя равнодушным перед трагической судьбой простой русской крестьянки, которая всю жизнь трудилась, но умерла все де в бедности. Высоко оценил “Матренин двор” и Андрей Синявский назвав произведение “основополагающим во всей деревенской литературе”.

Вариант 2

В своем произведении он решил рассказать всю правду, которая творилась в то время, а также ему хочется, чтобы все узнали про жизнь крестьян, и как им тяжело было жить в таких условиях.

Все события произведения происходят в деревне. Здесь каждый человек старается помочь другому и никогда не пройдут мимо тех, кому действительно нужна помощь или требуется совет. Именно здесь Солженицину и пришлось немного пожить после того как он освободился из ссылки. Она зарабатывает себе на жизнь тем, что каждый день с самого утра до позднего вечера проводит в колхозе.

В свое время ей не удалось даже закончить школу, а про колледж и говорить нечего. Именно поэтому она и не может отыскать нормальную работу, где хорошо платили. Порой ее обманывают, но что либо доказать она не может, ведь все подправлено согласно закону. Вот только у Матрены имеются очень хорошие качества, которые имеются мало, у кого и поэтому только благодаря этому она может помогать и выручать людей и получать от этого удовольствие. Она умеет помогать, сострадать, а также любить всем сердцем. Хоть порой и ей самой требуется помощь, но от других людей она ничего лишнего не просит. Но зато может выслушать и дать нужный и дельный совет. Кроме этого она уже давно является инвалидом и ей положена пенсия, но государство не торопиться, ей все это выплачивать и постоянно оттягивают и тянут время. А тем временем женщина ходит и обивает разные пороги для того чтобы собрать все необходимые документы и справки, которые потребуются для выплаты пенсии. Ее муж отправился на войну для того чтобы защитить свою родину и там был убит.

Именно ей удалось помочь нашему главному герою добиться всего, чего ему хочется, а также научиться тому, что он пропустил, пока находился в ссылке. Иногда она жертвовала собой для того чтобы помочь Солженицину и он это замечал и старался отплатить этим же. Кроме этого здесь же автор рассказывает историю этой самой женщины и как она выжила в таких условиях и смогла подняться с самых низов. И не растеряла добрые и положительные качества. У нее огромное и доброе сердце, а также интересный внутренний мир. Автор сравнивает ее с Анной Карениной.

Сначала это произведение было запрещено выпускать в типографию, но автор не отчаялся, и вскоре ему удалось выпустить и показать людям свое произведение.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания рассказа Солженицына Матренин двор

Популярные сегодня темы

Семья - слово, состоящее всего из семи букв, но скрывающее в себе огромный смысл и духовную силу. Для того, чтобы сохранить семейный очаг, мы всегда должны помогать друг другу и поровну распределять ежедневные дела для всех членов семьи

Пожалуй, читателю крайне легко и понятно была донесена та мысль, что доброта и понимание являются самыми большими движущими силами в этом мире. Также, хочется отметить и то

Иван Денисович Шухов — главный герой рассказа А. И. Солженицына — отбывает наказание в одном из лагерей огромной страны ГУЛАГ. Минута за минутой автор описывает день Шухова

Первоначальное название рассказа "Матрёнин двор" звучало так: "Не стоит село без праведника". Окончательное заглавие предложил на редакционном обсуждении 26 ноября 1962 г. Александр Твардовский.

Твардовский аргументировал это так: "Название не должно быть таким назидательным". Солженицын отозвался, впрочем довольно добродушно: "Да, не везёт мне у вас с названиями".

Работа над рассказом была начата Солженицыным в конце июля-начале августа 1959 г. в посёлке Черноморском на северо-западе Крыма. Закончен рассказ в декабре того же года.

26 декабря 1961 г. Солженицын передал рассказ Твардовскому. 2 января 1962 г. состоялось его первое обсуждение в журнале. Почти три часа Твардовский кружил над рассказом, говорил и говорил, пытаясь объяснить автору, а заодно и себе, почему "Эта вещь не может быть напечатана". Однако рукопись попросил оставить в редакции.

Публикация рассказа "Матренин двор"


В августе 1963 г. на сессии Руководящего совета Европейского сообщества писателей в Ленинграде Твардовский говорит:

Комментарии к рассказу "Матренин двор": прототипы и интересные факты

Ниже представлены комментарии к рассказу "Матренин двор" из "Собрания сочинений А. Солженицына в 30 томах", том 1 (2007 год).

Арестованный в Восточной Пруссии 9 февраля 1945 г., Солженицын провёл в тюрьмах, лагерях и ссылке больше одиннадцати лет.

Александр Солженицын в своих произведениях раскрывал правду того времени, в которое жил и творил, показывал во всей наготе и безобразии нищету крестьянской русской деревни.

В связи со сложившейся ситуацией люди потеряли человечность. Они пользуются друг другом, забывая об элементарных словах благодарности, а во главу угла ставят эгоизм и личную выгоду. Религия отходит на второй план, многие церкви закрыты. Люди теряют свой человеческий облик. А тут еще и жизнь праведницы обрывается так нелепо и жестоко. Ее саму и дом, в котором она прожила 40 лет, будто приносят в жертву.

Александр Солженицын высоко оценил такие речи Твардовского, ведь в них действительно отражена сила и глубина этого произведения. Не колхозы хотел сравнить автор, а показать силу и чистоту души простой крестьянки, которая живет во благо других, забывая о себе.

И это ему удалось с неизменным мастерством. Произведение, спустя года, трогает и волнует читателя.

Читайте также: