Культура раннего возрождения в италии кратко по главам

Обновлено: 08.07.2024

Ответ. Любителями мудрости были люди из разных слоёв общества, но все хорошо образованными, которые не просто изучали знания античности, как делала схоластика, а преклонялись перед античностью и мечтали её полностью возродить. Они открывали новые литературные произведения. Не то, что до этого они были скрыты, но схоластика ими не интересовалась, изучая лишь философское и научное наследие. Любители мудрости списывали доступные им надписи на камне, оставшиеся от древних римлян. До того люди средневековья не обращали на них внимания, потому что по сути каждая из них не несла в себе ничего важного. Но любители мудрости ценили уже то, что её создали древние римляне. Именно эти люди утверждали, что они создают Новое время, а между ними и Древним миром – варварские Средние века.

Вопрос 2. Как гуманисты представляли роль и значение человека?

Ответ. Именно гуманисты поставили человека в центр своего внимания, стали проявлять интерес не только к спасению его души, но и к земной его жизни. В то время как средневековая церковь осуждала греховность человека, его пороки, гуманисты восхищались его достоинством, его совершенством.

Вопрос 3. Чем отличались представления о благородстве, распространённые в феодальном обществе и у гуманистов?

Ответ. Потому что они возрождали античность. Не просто восхищались ею, а именно хотели восстановить то, что разрушили варвары.

Вопрос 5. Что нового привнесли в архитектуру, скульптуру и живопись деятели искусства Возрождения?

1) в живописи создана игра светотени, изображение стало объёмным;

2) созданы новые типы зданий, теперь архитектура ориентирована не вверх, как готическая, а по горизонтали;

3) архитектура стала реалистичной, как в античности.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура раннего возрождения в Италии"

Середина XIV века стала переломным моментом в развитии культуры Италии. Именно в это время в итальянских городах развивается новая культура – культура Возрождѐния. В дальнейшем ей были охвачены все страны Европы.

Возрождение (или Ренесса̀нс) продлилось до середины XVII века.

Раннее Возрождение охватывает время с 1420 по 1500 годы.

Эпоха Возрождения

Возрождение началось не случайно. Было достаточно много причин его появления.

В городах Италии развивались ремесло и торговля, банковское дело.

Города богатели, а вместе с ними богатели и их жители. При помощи богатства они делали свою жизнь комфортнее.

Эти люди уже не мечтали о лучшей жизни в загробном мире, которую обещала церковь. Они хотели жить здесь и сейчас.

Италия была наследницей Римской империи и её культуры, почти отвергнутой в Средние Века. У людей, стремившихся комфортно прожить земную жизнь, возникает интерес к античной культуре.

люди стали изучать латинский и греческий языки, произведения античных авторов, создавать объединения, находившиеся вне контроля церкви.

Эпоха Возрождения

В обществе начался процесс духовного обновления. Вместе с ним – подъём культуры и общественной мысли.

На эти темы появляются сочинения. Главное в них – интерес к человеку, его земной жизни.

Стать таким человеком было можно при помощи разума – бесценного дара природы и Бога, который отличал человека от всего сущего и делал его богоподобным.

Гуманисты утверждали, что человек – хозяин своей судьбы. Только от него самого зависит, что будет дальше. Только упорно работая над собой можно прийти к величию и славе.

Гуманисты отвергали средневековые представления о знатности и благородстве, согласно которым лучшими людьми считались те, у кого были знатные предки.

Они утверждали, что только тот, кто сам воспитал в себе благородство неустанными трудами, образованием, размышлениями, достоин называться лучшим человеком.

Гуманисты стремились создать новые научные труды, произведения литературы и искусства.

Великим деятелем Раннего Возрождения был итальянский поэт Франчѐско Петра̀рка (1304–1374 годы).

В них автор открывает читателю свои чувства, рассказывает о переживаниях. В его стихах ярко проявляется интерес к внутренней жизни человека.

Петрарка первым предположил, что реальные эмоции поэта могут быть интересны другим людям, за это его нередко называют первым гуманистом.

Они сочетают в себе идеи гуманизма и свободомыслия, юмор, критику церкви, итальянского общества и старой морали.

Творчество Петрарки, Боккаччо и их последователей заслужило известность по всей Италии, а после – в остальной Европе.

Авторитет гуманистов сильно возрос. К их советам стали прислушиваться правители многих стран.

Центрами культуры Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.

Центры Возрождения

В период Раннего Возрождения начинается расцвет итальянского искусства.

В живописи художники стали стремиться передать реальный образ человека. Картины стали более реалистичными.

Популярным стал жанр портрета. Эти изображения сохранили до наших дней облик многих известных людей той эпохи.

Самым заметным живописцем Раннего Возрождения был Са̀ндро Боттичѐлли (1445–1510 годы).

Они стали примером и идеалом для многих художников.

В архитектуре происходит возврат к формам античного искусства.

Множество новых зданий: дворцы, больницы, университеты, дома горожан были построены с учётом потребностей человека. Они были удобны для жизни. Их внешний вид часто напоминал постройки времён Римской империи.

Художники, архитекторы, писатели и поэты Возрождения пользовались огромным уважением. Их часто приглашали ко двору правители, Римские Папы и влиятельные люди.

Подведём итоги.

Эпоха Раннего Возрождения принесла много нового в жизнь Европы.

В центре теперь находился человек.

Изменилась литература и искусство. Оно стало более реалистичным и приближенным к мирскому.

Изменилось отношение к жизни – теперь человек стремился прожить её на земле – и мировоззрение людей.

В чём состояло своеобразие политической жизни средневековой Италии?

В середине XIV века в Италии зарождается новая культура — культура Возрождения, которая в раннее Новое время распространилась по всей Западной Европе. Это была городская культура, расцвет которой был связан с развитием городов-государств и античным наследием. Эпоха Возрождения, когда развивалась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора её столетия называют ранним Возрождением.


Донателло. Конная статуя военачальника Гаттамелаты. XV в.


Собор Святой Девы Марии во Флоренции — шедевр архитектуры Возрождения.

Какие элементы здания напоминают готику, а какие относятся к архитектуре Возрождения?


Франческо Петрарка

3. Воспитание нового человека. Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям свободу выбора пути и помощь, и только от человека зависит, возвысится он до существа почти божественного или упадёт ниже скотов.


Джованни Боккаччо

В феодальном обществе благородными (то есть лучшими) людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.

4. Первые гуманисты. Первым гуманистом называют итальянского поэта Франческо Петрарку (1304—1374).

Творчество Петрарки

Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.

Однажды Петрарка увидел в церкви молодую женщину. Он полюбил её сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы в 1348 году, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей возлюбленной имя Лаура и посвятил ей множество стихов, которые стали одной из вершин европейской любовной лирики.

Для Петрарки мыслители древности не абсолютные авторитеты, а любимые учителя и собеседники. Он восхищается ими, но часто с ними спорит. Он ни за что не согласен отказаться от свободы размышлять и от собственного мнения.

Письма и книги Петрарки читала вся образованная Европа. Он не был ни богат, ни знатен, но и папы, и могущественные государи Италии выслушивали советы Петрарки и даже его суровые упрёки. В 1341 году на торжественной церемонии в Риме Петрарка был увенчан лавровым венком и титулом короля поэтов.


Палаццо Питти был резиденцией Медичи. Флоренция. 1487 г.

Какие черты античной архитектуры можно найти в этом здании?

Благодаря Петрарке, Боккаччо и их последователям авторитет гуманистов необыкновенно возрос. Знатоков античной словесности приглашали читать лекции в университеты, назначали на высокие должности. Гуманиста Томмазо Перетунелли, сына сапожника, избрали папой римским.

В XV веке центрами культуры раннего Возрождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Позднее из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.

В Средние века каждый человек должен был занимать своё место в зависимости от знатности, богатства, занятий. Теперь же в центре внимания оказалась личность человека, его индивидуальные, неповторимые свойства и переживания.

Франческо Петрарка

Из сонетов на жизнь мадонны Лауры

Вздыхаю, словно шелестит листвой

печальный ветер, слёзы льются градом,

когда смотрю на Вас влюблённым взглядом,

из-за которой в мире я чужой.

Улыбки Вашей видя свет благой,

я не тоскую по иным усладам,

и жизнь уже не кажется мне адом,

когда любуюсь Вашей красотой.

Но стынет кровь, как только Вы уйдёте,

когда, покинут Вашими лучами,

улыбки роковой не вижу я.

И грудь открыв любовными ключами.

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за Вами, жизнь моя.

(Перевод Е. Солоновича) Какие чувства вызывает у вас данный сонет?

5. Искусство раннего Возрождения. Уже с раннего Возрождения в Европе начался расцвет искусства. Живопись, скульптура и архитектура Возрождения проникнуты идеалами гуманизма.

Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет — индивидуальный или семейный. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени.

Используя светотень, художники достигают в изображении фигур и предметов ощущения объёма, разрабатывают перспективу. Их внимание привлекают яркие характеры, глубина и сила человеческих переживаний.


Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. Около 1484 г.


Сандро Боттичелли. Весна. Около 1482 г.

Идеал красоты какой эпохи воплощен в обеих картинах?

Начиная с раннего Возрождения художники и архитекторы стали пользоваться огромным уважением. Честь приглашения итальянских художников к своему двору оспаривали папы римские, короли и правители городов Италии.

Итак,Возрождение делят на 5 этапов:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (1410/1425 года XV века — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
  5. Северное Возрождение — XVI век

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Проторенессанс

Джотто .Оплакивание. Ок. 1305—1308

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 1

Джотто.Бегство в Египет.1304-1306

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 2

Джотто. Воскрешение лазаря.1304-1306.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 3

Раннее Возрождение

Мазаччо ."Чудо со статиром", около 1427-1428 года.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 4

Фра Филиппо Липпи. Мадонна дель Росси (прибл.1465)

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 5

Фра Анжелико . Ангелы подают пищу монахам.Работал во Флоренции с 1417 — Рим, 1455

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 6

Учелло. Портрет молодого человека. 1450 г.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 7

Сандро Ботичелли. Рождение Венеры.1482-1486.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 8

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 9

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 10

Микеланджело Буаноротти.Сотворение Адама.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 11

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)1514 - 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 12

Леонардо да Винчи. Автопортрет.После 1515

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 13

Леонардо да Винчи.Фрагмент полотна "Благовещение", 1497

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 14

Леонардо да Винчи.Портрет Джиневры де Бенчи. 1474.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 15

Леонардо да Винчи.Дама с горностаем. 1483-1490

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 16

Фрагмент полотна Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 17

Леонардо да Винчи.Рисунки.Голова женщины.1500?

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 18

Леонардо да Винчи.Мадонна Литта.1490-1491

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 19

Эскиз драпировки для сидящей фигуры

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 20

Рисунок Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 21

Из рисунков Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 22

Механизмы Леонардо да Винчи

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 23

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 24

Рафаэль Санти . Сикстинская мадонна. 1512-1515.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 25

Рафаэль Санти.Дама с покрывалом.1516г

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 26

Рафаэль Санти.Портрет кардинала. 1510-1512

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 27

Рафаэль Санти. Автопортрет.Фрагмент.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 28

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 29

Рафаэль Санти. Мадонна в кресле.1514год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 30

Тициан.Динарий кесаря.1516год

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 31

Тициан.Юноша с перчаткой.1520год.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 32

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности.

Паоло Веронезе . Муза лирой.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 33

Паоло Веронезе.Марс и Венера с купидоном и лошадью.1570-е гг.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 34

Паоло Веронезе.Сатурн(время) и История.1560-1561

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 35

Бронзино. Элеонора Толедская с сыном.Ок.1545

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 36

Бронзино.Портрет Биа Медичи, дочери Козимо I, 1542

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 37

Бронзино.Элеонора Толедская. ок. 1545.

Период Возрождения в Италии Ренессанс, фото № 38

Северное Возрождение

Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.

Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть "Северное Возрождение".

Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.

Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший,Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Читайте также: