Идейные искания л н толстого кратко

Обновлено: 04.07.2024

По яркости и силе личности Толстого, по творческой напряженности его духа можно было бы ожидать, что его мысль будет развиваться в сторону персонализма, то есть принципиального поставления в основу мировоззрения идеи личности и обоснования самого принципа личности. Персонализм не отвергает, конечно, того, что человек включен в природу, во многом зависит от нее, но он подчеркивает и то, что человек возвышается над природой, оценивает и судит ее. Это значит, что есть в человеке сторона, которая подымает его над природой, — и это ведет нашу мысль к построению той или иной метафизики человека, что и образует ядро персонализма.

Весьма любопытно это сказалось в педагогических исканиях Толстого, оказавших огромное влияние на педагогическую мысль во всем мире. Толстой признает за родителями право давать детям только образование, но решительно отвергает право их воспитывать, то есть вмешиваться в духовный мир детей, влиять на развитие личности в детях. Под влиянием замечательных идей Толстого создалось как в России, так и на Западе и в Америке целое течение в педагогике с ярко выраженными идеями персонализма. Под конец жизни Толстой, правда, несколько смягчил свое требование не вмешиваться в духовную жизнь детей, но яркий персонализм в педагогических взглядах Толстого оставил глубокий след в мировой педагогике.

Войдем в более подробный анализ всего, что дало новое направление идейной жизни Толстого.

Вопрос о смысле жизни, о смысле смерти вырастает, бесспорно, из самой глубины персоналистических переживаний. Мы не можем помириться со смертью потому, что ищем утвердить себя в вечности, и только в благовестии о грядущем воскресении стихает эта метафизическая тоска, которая рождается от созерцания смерти.

Не жизни жаль,
А жаль того огня,
Что в тьму уходит
И плачет, уходя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода. Миров.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода. Миров.

Тема урока Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого



Противоречивость общественной и литературной позиции Толстого, разрыв его с С.

Противоречивость общественной и литературной позиции Толстого, разрыв его с Современником, с одной стороны, разочарование в либеральных иллюзиях, с другой стороны - все это вызвало глубокий кризис в сознании писателя и привело его к временному отказу от литературной деятельности. Во второй половине 50-х годов творческая активность писателя ослабевает. В 1857 году Толстой впервые совершил заграничное путешествие во Францию, Швейцарию, Италию, Германию. Впечатления, полученные за рубежом, вызвали у него разочарование в буржуазной демократии, морали, цивилизации . В швейцарском городе Люцерне Толстой видел, как перед отелем, в котором останавливаются самые богатые люди, странствующий нищий певец в продолжение получаса пел песни и играл на гитаре. Около ста человек слушали его. Певец три раза просил всех дать ему что-нибудь. Ни один человек не дал ему ничего, и многие смеялись над ним.

Но обличительной силе рассказа противоречит обращение Толстого к непогрешимом.

Но обличительной силе рассказа противоречит обращение Толстого к непогрешимому руководителю - всемирному духу, к тому, кто все видит, все знает и, быть может, сделал нищего певца без гроша в кармане счастливее его богатых оскорбителей. Толстой не анализирует конкретные исторические причины общественного зла и говорит о нем с точки зрения вечных начал нравственности. В. И. Ленин считал это самой уязвимой стороной толстовского учения. Произведения Толстого конца 50-х годов - рассказы Альберт, Три смерти, роман Семейное счастье-были довольно холодно встречены. Они не свидетельствовали об упадке таланта писателя, но ясно указывали на то, что он находился на перепутье. Толстой сомневается, ищет, он готов перечеркнуть все, что вышло из-под его пера.

Усомнившись в общественной значимости своего литературного труда, Толстой не.

Усомнившись в общественной значимости своего литературного труда, Толстой не мог не искать иных форм общественной деятельности. В течение 1859-1862 годов Толстой открывает в Ясной Поляне и ее окрестностях 21 школу для крестьянских детей. Педагогической работой он занимается увлеченно. Я чувствую себя таким довольным и счастливым, как никогда,- пишет он,- и только оттого, что работаю с утра до вечера, и работа та самая, которую я люблю. Народное образование, находящееся не в руках правительства, а в руках честных, просвещенных людей, писатель считает важнейшим средством совершенствования общественного устройства. Стремясь глубоко овладеть школьным делом, Толстой изучал его постановку в России и за границей.

Во время второй заграничной поездки он познакомился и сблизился с Герценом. В.

Во время второй заграничной поездки он познакомился и сблизился с Герценом. Взгляды двух великих писателей во многом были различны, и прежде всего в отношении к главному вопросу эпохи - к крестьянской революции. Но их связывало глубокое взаимное уважение и, более того, любовь друг к другу, горячий патриотизм, непримиримое отношение к буржуазной цивилизации, к существовавшему в России общественному строю, вера в будущее России. Из-за границы Лев Николаевич вернулся вскоре после освобождения крестьян. Как и революционные демократы, он резко отрицательно оценил реформу, видя, что она не удовлетворила народных чаяний. Это совершенно напрасная болтовня,- писал он Герцену. Однако Толстой и теперь остался противником революционных методов борьбы.

Осуществление реформы на местах во многом зависело, по словам Толстого, от пр.

Осуществление реформы на местах во многом зависело, по словам Толстого, от произвола ужасного, грубого и жестокого дворянства. Писатель согласился стать мировым посредником , чтобы защищать интересы народа. На этом поприще Толстой заслужил любовь крестьян и вызвал негодование дворян. Помещики грозили ему расправой, жаловались властям, требовали отстранения его от дела. Царское правительство установило за Толстым тайное наблюдение. В Ясной Поляне был произведен обыск, что вызвало гневный протест писателя против произвола, насилия и несправедливости.

Обязанности посредника дали возможность Толстому еще ближе познакомиться с жи.

Обязанности посредника дали возможность Толстому еще ближе познакомиться с жизнью народа в одну из самых тяжких годин его истории. Может быть, это помогло Толстому вновь обратиться к художественному творчеству. Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал,- признавался он в одном из писем. Подъему творческих сил способствовали и счастливые личные обстоятельства: в 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Вере, дочери известного московского врача, которую горячо полюбил.

2. Обзор творчества позднего периода. К концу 70-х — началу 80-х годов XIX ве.

2. Обзор творчества позднего периода. К концу 70-х — началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений начинает оказывать пре имущественное влияние драматическая сторона жизни, крушение старого общественного строя вместе с его привычками, традициями, верованиями. Отсюда повышенный интерес писателя к отрицательным явлениям тогдашней действительности, необычная социальная острота изображения глубинных процессов жизни и психологии личности, стремление в немногом (в небольших по объему произведениях) сказать о многом.

Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени.

Защищая естественное право простых людей на жизнь, Толстой выступал от имени стомиллионного русского крестьянства и подвергал беспощадной критике собственность, государство, мораль эксплуататорского общества. "Всем существом" своим он понял, что в "преступлении, уже не один раз совершенном, но постоянно совершающемся", виноваты "те, которые живут во дворцах и ездят в каретах", и что теперь в отношении к ним он находится "не в положении заблуждающегося или отклоняющегося", а "в положении обличителя". В то же время со свойственной патриархальному крестьянину слабостью Толстой обращается к Богу и со ссылками на него убеждает господ отказаться от своих привилегий.

Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие.

Посещение ночлежных домов, тюрем, московского Хитрова рынка, а также участие в очередной переписи населения приводят его к убеждению, что зло, пропитавшее все вокруг, можно устранить в том случае, если все люди, и бедные и богатые, забудут о личном благе и направят все свои усилия на нравственное самоусовершенствование. Настойчивые призывы "проникнуться истиной Христа" и "самоусовершенствоваться" проходят у Толстого через все его публицистические и художественные произведения этого периода ("Исповедь", "В чем моя вера", "Так что же нам делать?", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Власть тьмы", "Плоды просвещения").

С огромной силой разоблачающего реализма осуждает в них Толстой жизнь богатых.

Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том.

Особенность произведений позднего периода творчества Толстого состоит в том, что в них в своеобразной форме нашли отражение характерные черты исторической деятельности. Лучшие устремления Толстого идут в них не от религии, а от жизни. Проповедь Толстым новой веры, очищенной религии, соединенной в его публицистических и художественных произведениях с критикой казенной церкви, суда, правительственных насилий, воспринималась в официальных кругах как "пропаганда самого крайнего, самого разнузданного социализма". Высказывалось мнение о необходимости заточения Толстого в тюрьму, определения его в дом умалишенных и т. п. Особенно ополчилась реакция против писателя после выхода в свет романа "Воскресение". В 1901 году святейший синод отлучил Толстого от церкви.

3. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого Этому удивительному человеку судь.

3. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого Этому удивительному человеку судьба подарила долгую, трудную и прекрасную жизнь. Родившись через три года после восстания декабристов и более чем за тридцать лет до падения крепостного права, был свидетелем первой народной революции в России. Время не властно над его бессмертными творениями, в которых запечатлена неповторимая личность гениального художника и великого мыслителя. Толстой принадлежит к числу самых читаемых и почитаемых классиков не только на родине, но и во всем мире. В наше время произведения Толстого переведены на 98 языков народов нашей страны и зарубежных стран (далее предлагается просмотр презентации Толстой Л.Н. в изображении русских художников). Жизненное кредо Л.Н. Толстого: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

Лев Николаевич Толстой — необыкновенный и удивительный писатель, творчество к.

Лев Николаевич Толстой — необыкновенный и удивительный писатель, творчество которого неразрывно связано с Россией. В его произведениях каждый человек может найти что-то свое, увидеть свою душу, свои проблемы, свою боль. Именно поэтому его книги читают и уважают не только у нас, но и имеют широкое распространения заграницей. Он писал о действительно важных вещах, которые остаются актуальными и по сей день. Я считаю, что необходимо прилагать титанические усилия для того, чтобы творения признавали и любили после стольких лет после смерти по всему миру. Безусловно, творчество Л. Н. Толстого обладает огромным значением. Огромным мировым значением. Его книги уникальны и блещут гениальностью.

Мир у Толстого как вращающийся шар. Человек захвачен водоворотом, вихрем мира.

Мир у Толстого как вращающийся шар. Человек захвачен водоворотом, вихрем мира. Он сам – капля в этом водовороте. Мир втягивает человека в свою орбиту, заставляет его кружиться, не давая ответа о смысле и цели этого кружения, смешивая вместе смерть и жизнь, отличая их общим знаком круга. Толстой был свидетелем и участником многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого.

 Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, нрав.

Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле, нравственную силу которого он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. За пять лет до смерти, в октябре 1905 года, он записал: “ Во мне все пороки, и в высшей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь.” На 83 году жизни Толстой ушел из Ясной Поляны. Этим он осуществил свою давнюю мечту - гармонизировать внутреннюю духовную жизнь и быт.

Литература. 11 класс.

Литература. 11 класс.

Литература. 11 класс. запись закреплена

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека.

После отмены крепостного права Толстой активно участвует в решении споров между помещиками и крестьянами, выступая мировым посредником. За свою деятельность Лев Николаевич получает репутацию неблагонадёжного человека, в результате чего в Ясной Поляне произвели обыск с целью найти тайную типографию. Школа Толстого закрывается, продолжение педагогической деятельности становится почти невозможным. К этому времени Лев Николаевич уже написал знаменитую трилогию "Детство. Отрочество. Юность.", повесть "Казаки", а также множество рассказов и статей. Особое место в его творчестве заняли "Севастопольские рассказы", в которых автор передал свои впечатления от Крымской войны.

15. Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово. В конце концов 10 ноября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умирает 23 ноября.
Итог урока. Разговор о личности Л. Н. Толстого должен помочь увидеть его как писателя, жизнь которого наполнена творческим трудом, и как человека, глубоко переживающего за свой народ и за свою страну. Этими переживаниями наполнены его произведения и страницы дневника.

В 1862 году Лев Николаевич женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом и помощником. Софья Андреевна взяла на себя все заботы по хозяйству, а кроме того она стала редактором своего мужа и первым его читателем. Жена Толстого вручную переписывала все его романы перед отправлением в редакции. Достаточно представить, сколь сложно было подготовить для печати "Войну и мир", чтобы оценить самоотверженность этой женщины.
В конце жизни Лев Николаевич окончательно решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своём имении, давая свободу крестьянам. Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. Софья Андреевна переживала за будущее своих детей, была против неразумных, с её точки зрения трат Льва Николаевича. Ссоры становились всё серьёзнее, Толстой не раз предпринимал попытку уйти из дома навсегда, дети переживали конфликты очень тяжело. Былое взаимопонимание в семье исчезло. Софья Андреевна пыталась остановить мужа, но потом конфликты переросли в попытки раздела имущества, а также прав собственности на произведения Льва Николаевича.

Л. Н. Толстой (1828–1910) – выдающийся деятель русской и мировой культуры, гениальный писатель-гуманист, мыслитель-моралист, оказавший и оказывающий влияние на умы и сердца людей.

Л. Толстому, кроме художественных произведений, принадлежит ряд трудов, содержащих философские, религиозно-философские, этические и эстетические проблемы, характеризующие его мировоззрение.

Мысль писателя о необходимости превращения земли в общенародное достояние была отражением нужд и потребностей миллионов малоземельных и безземельных крестьян, означала осуждение частного крупного помещичьего и капиталистического землевладения и имела революционную направленность.

Анализируя новейшие явления культуры, обращаясь к богатствам человеческого знания, ко всей накопленной тысячелетиями человеческой мудрости, писатель искал ответы на волновавшие его социальные вопросы. Он искал ответы и разрешение тревоживших его вопросов в трудах философов, ученых прошлого и настоящего. Будучи европейски образованным человеком, организатором народного просвещения, он хорошо понимал значение и роль научных открытий и технических изобретений, видя в этом важное и необходимое для людей дело. Именно науку и искусство он рассматривал как одно из важнейших средств создания лучшего общественного строя и воспитания гармонической, нравственно развитой человеческой личности. Однако для того, чтобы наука и искусство служили истинному своему предназначению, они должны быть направлены на благо людей труда, а не на самих себя или на удовлетворение искусственных, а порой и извращенных потребностей паразитических классов. В знании, разуме людей, служащих общему благу, видел писатель надежное средство и путь решения самых трудных и сложных вопросов материального положения и духовной жизни людей.

Приведенные суждения писателя генеалогически связаны с опытом социального поведения, как он выработался в народной среде, где труд и человек труда, его деятельность выступают как высшая ценность. Так делается жизнь: люди своими усилиями создают все многообразие и красоту жизни. И в этой деятельности смысл жизни людей – эта идея пронизывает многие страницы его творческого наследия. Человек в произведениях Толстого предстает во всей противоречивости своего социального бытия. Писатель страстно обличал собственнический мир, мир насилия и тупого самодовлеющего мещанства, противопоставляя этому миру свое гуманистическое представление о человеке как созидателе материальной жизни и высокого духа. Он должен быть всегда в движении, не останавливаться в духовном росте, в совершенствовании способности понимать и сочувствовать, действовать и призывать других. Человек должен заниматься созидательной деятельностью для достижения наибольшего процветания всего человечества.

[1] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 46. С. 30. Далее ссылки на 90-томное издание сочинений Толстого (1926–1958) даются в тексте.

Читайте также: