История профессии официант кратко

Обновлено: 02.07.2024

Официант — это работник кафе или ресторана, обслуживающий посетителей. Работа незамысловатая, нужно просто на должном уровне принять заказ от посетителей заведения, убрать стол перед приходом клиентов и после их ухода, также рассчитать пришедших согласно выбранным яствам в меню.

История профессии

В XIX веке в России появились трактиры и рестораны, а с ними и официанты во фраках, белых жилетках, перчатках. Жаль, такая галантная униформа не прижилась в наше время. В трактирах клиентов обслуживали половые. Претендовали на эту должность мальчишки-крестьяне. Но вначале они некоторое время должны были поработать помощниками полового — мыть посуду, убирать, овладевать наукой подачи блюд.

Самым счастливым днём в жизни крестьянина можно считать тот, когда он сам становился половым и мог надеть белую рубашку — униформу. Самое интересное, что чаевые сдавались в буфет и делились поровну между всем персоналом трактира или ресторана.

Социальная значимость профессии в обществе

Сейчас каждый день как грибы появляются новые заведения, где можно провести досуг. Кафе, бары, рестораны принимают в своих стенах людей из разных социальных групп, соответственно и требования к работникам и обслуживанию разные. Бесспорно, официанты востребованы. Как в каждой фирме есть бухгалтерия, так в каждом заведении общепита должен быть обслуживающий персонал.

Массовость и уникальность профессии

Риски профессии

Среди официантов много студентов, которые хотят заработать на карманные расходы. Есть необходимость в деньгах — идут устраиваться на работу, нет — увольняются. Отсюда и проблема этой отрасли — текучка кадров. Работу официанта многие рассматривают как временную, поэтому обслуживать клиентов в кафе соглашаются обычно люди без образования.

Где получить профессию

Многие заведения не требуют соответствующего опыта работы от потенциального официанта. Но элитные заведения, рестораны высокого класса заинтересованы в том, чтобы их персонал был квалифицированным. Поэтому претенденты на работу в таком заведении проходят курсы официантов при ресторане, где научат всем необходимым навыкам для работы.


От качества обслуживания официанта во многом зависит настроение клиента. Возможно, поэтому в Европе официантами идут работать только умудренные жизненным опытом люди от 30 лет. Хорошее место может стоить до 200 тысяч евро. Обычно его продают официанты старше 60 лет, уходя на заслуженный отдых. Молодой и талантливый официант может окупить вложения в течение ближайших полутора лет и прекрасно работать до старости, а затем снова продать место новичку.

В нашей стране, напротив, работа официанта считается временной – на нее идут в основном студенты и приезжие в крупных городах, чтобы с чего-то начать свою карьеру. Но при большом рвении и желании такая карьера может привести к должности администратора и даже директора ресторана.

Несмотря на кажущуюся простоту профессии, в ней есть масса нюансов, которые зависят от личных качеств, полезных привычек, интуитивных способностей и даже здоровья представителя профессии. Так, официант должен быть внимательным и аккуратным, знать все правила сервировки и подбора напитков к блюдам, быть вежливым и обходительным, а уместное остроумие может добавить несколько полезных баллов в карму и гарантировать хорошие чаевые. А вот если имеется плохая координация движений или склонность к варикозу, такая профессия будет противопоказана навсегда.

Copyrigth © 2016 Мебельресторан

Он может быть просто подавальщиком блюд, а может – радушным хозяином, потчующим дорогих гостей. Именно общением с ним запоминается ресторан. И если общение нам не понравилось, никакое искусство поваров не заставит нас снова переступить порог этого заведения.

Официант – это сотрудник ресторана, бара, кафе или другого заведения общественного питания, который принимает заказы и обслуживает посетителей.

История профессии

Исследователи считают, что профессия официант зародилась более 6 тысяч лет назад в Древнем Египте. На фресках в пирамидах есть изображения людей в одежде, похожей на униформу, подающих фараонам блюда. Скорее всего, это были особые рабы, занятые исключительно прислуживанием за столом.

Впрочем, вряд ли первенство может принадлежать какой-то одной стране: в любом заведении, которое сейчас назвали бы точкой общественного питания, всегда были люди, подававшие посетителям еду и напитки. Долгое время они сочетали и функции кухонных рабочих, уборщиков, пока в XIX веке, с развитием ресторанного дела, обязанности официанта не свелись только к обслуживанию столиков.

В России в середине XIX века был открыт первый публичный ресторан "Славянский базар", рассчитанный на изысканную публику. Здесь работали первые "официальные" официанты страны, одетые с иголочки и обученные манерам на западный лад. В обычных трактирах обслуживание клиентов осуществляли половые, на должность которых брали крестьянских сыновей. Кроме подачи блюд, они занимались уборкой зала и мытьем посуды.

Описание и характеристика профессии

Вопреки распространенному мнению, работа официанта вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Без умений и определенной доли таланта работать в заведении общественного питания не получится. Условно всех официантов можно поделить на две категории:

  • Молодыелюди, часто студенты, которые хотят подзаработать. Опыта и знаний у них еще нет, большинство из них в профессии надолго не задерживаются.
  • Профессиональные официанты. Это люди, которые сделали свой выбор осознанно. Они стремятся повышать свое мастерство, дополнительно учатся и нередко идут на повышение.

Каждый хороший ресторан, паб или кафе имеет свои фишки, поэтому стиль работы обслуживающего персонала может существенно отличаться. Соответственно, отличаются и требования к официантам, об этом им сообщают при приеме на работу. Официант – это профессия во многом творческая. От того, как он обслужит клиента, найдет к нему подход, правильно расставит акценты при описании меню, зависит прибыль заведения и размер чаевых самого работника.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Во многие кафе и бары часто берут молодежь без образования, непосредственно на рабочем месте обучают азам профессии и выпускают в зал к посетителям. Чаще всего такие сотрудники долго не работают, поэтому возникает текучка кадров, которую пытаются ликвидировать приемом новых неопытных работников. Обслуживание в таких заведениях обычно посредственное. Поэтому более респектабельные рестораны предпочитают принимать на работу людей, которые уже получили необходимые теоретические знания и прошли практику в заведениях общепита.

Необходимое образование дают в училищах и колледжах. Наиболее подходящие специальности – "организация обслуживания в общественном питании" и "официант, бармен".

Средние специальные учебные заведения, имеющие в своей программе направления сервиса в общепите, есть практически во всех крупных городах России. Остановимся на некоторых из них:

  1. Люберецкий техникум им. Ю.А. Гагарина. На базе этого ссуза можно за 2 года 10 месяцев получить специальность бармена или официанта после 9 класса.
  2. Московский образовательный колледж "Запад" не только учит обслуживающий персонал для ресторанов и баров. Здесь еще работает центр трудоустройства и сопровождения профессиональной карьеры выпускников.
  3. Сестрорецкий лицей им. С.И. Мосина. Ребята и девушки, окончившие 9 классов, могут продолжить свое образование здесь. Они изучают особенности международного сервиса, этики и психологии, гигиены и санитарии.
  4. Нижегородский колледж малого бизнеса. Учащиеся узнают здесь, как работают официанты, получают качественные теоретические знания и практические навыки на предприятиях общественного питания города.
  5. Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна присваивает выпускникам данной специальности квалификацию "Менеджер" Практика проходит в санаториях "Надежда" (г. Анапа) и "Фрунзенец".

Профессиональные обязанности

Функции, выполняемые официантом на рабочем месте, прописываются в его должностной инструкции. Она формируется в зависимости от размера ресторана, особенностей заведения и разряда сотрудника. Основные обязанности официанта заключаются в следующем:

  • оперативный прием заказов от посетителей и передача его в бар или на кухню;
  • консультирование гостей относительно напитков и блюд, использованных в них ингредиентов и времени, необходимого для приготовления;
  • подача на стол готовых блюд;
  • уборка использованных столовых приборов и посуды перед подачей следующего блюда и после ухода клиентов;
  • расчет посетителей, прием от них денег и выдача сдачи, при необходимости расчет через банковский терминал.

Кроме того, работа официанта заключается в том, чтобы своевременно менять скатерти, сервировать столы перед приходом гостей, помогать оформлять зал перед торжественным мероприятием.

Для выполнения этих функций официант должен знать:

  1. Правила сервировки столов в зависимости от мероприятия (дружеский ужин, банкет, табльдот, кофе-пауза и др.).
  2. Состав меню и винную карту. Делая заказ, клиент часто прислушивается к советам официанта относительно тех или иных блюд. Кроме того, знание назубок всех используемых в приготовлении ингредиентов необходимо, если у гостя есть аллергия на какие-либо продукты.
  3. Наилучшее сочетание продуктов, в частности, напитков и блюд.
  4. Принципы ценообразования в заведении. Цены на некоторые блюда устанавливаются в зависимости от веса, другие же оцениваются порционно. Посетитель не должен попасть в неудобное положение, и в этом его помощник – официант.

Обычно за официантом в заведении закрепляется несколько столиков, хотя в маленьком кафе он может обслуживать всех посетителей в одиночку. Если в ресторане планируется банкет или другое торжество с большим количеством гостей, то его могут обслуживать несколько сотрудников, между которыми распределяются обязанности.

Кому подходит

Поскольку данная работа предполагает постоянное общение с разными людьми, можно обозначить основные личные качества официанта, на которые всегда обращает внимание работодатель:

  • доброжелательность, вежливость и улыбчивость, чувство юмора;
  • коммуникабельность и умение расположить к себе человека;
  • понимание психологии клиента, способность найти к каждому свой подход;
  • стрессоустойчивость и умение решать конфликтные вопросы без негативных эмоций;
  • умение трудиться в составе команды;
  • ответственность за порученный участок работы и исполнительность;
  • честность и порядочность.

Кроме того, к необходимым профессиональным качествам хорошего официанта следует отнести:

  • Хорошую память. Сотрудник должен помнить нюансы всех заказов с закрепленных за ним столиков и правильно передавать их на кухню. К тому же, нужно не забыть последовательность подачи блюд, которую озвучили гости.
  • Быстроту обслуживания. Если посетители долго ждут, когда к ним соизволит подойти официант, а следующий раз видят его, когда им приносят счет, то в этом заведении плохой сервис.
  • Красноречие. Работодатель оценит мастерство, с каким сотрудник опишет фирменное блюдо ресторана. Кроме того, официанту необходимо избегать отрицательных интонаций и слова "нет".
  • Доскональное знание этикета. Как правильно налить вино, расставить посуду и разложить столовые приборы, кому в первую очередь подать меню – это основы хорошего обслуживания.

Хороший официант может сделать время, проведенное клиентом в ресторане, незабываемым, а плохой – просто испортить людям вечер.

Заработная плата

Обычно работодатели устанавливают для официантов невысокую заработную плату (в пределах 15-25 тысяч рублей). Однако важной статьей дохода обслуживающего персонала в заведениях общественного питания являются чаевые, которые могут значительно (иногда в разы) превышать официальную зарплату. Здесь все полностью зависит от самого работника: чем лучше он обслужит гостей, тем больше получит чаевых. Хозяев заведения такая практика тоже устраивает, поскольку довольные клиенты снова посетят их рестораны.

Как построить карьеру

Положительная характеристика официанта с места работы открывает ему двери в респектабельные заведения более высокого уровня. Работник может начать свою трудовую деятельность с подносом в руках, а затем получить высшее образование и перейти на менеджерскую должность, если у него есть к этому способности. Если сотрудник не считает работу официантом вершиной своих достижений, то, дополнительно обучаясь и проявляя свои лучшие качества, он может дослужиться до должности старшего официанта, метрдотеля, менеджера зала или управляющего. В крупных компаниях можно стать и директором заведения.

Перспективы профессии

Несмотря на любые экономические кризисы, сфера обслуживания продолжает бурно развиваться. Следовательно, профессия официанта всегда будет актуальной.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия официант подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Кто такой официант: описание профессии, требования к специалисту, основные функции и обязанности, трудоустройство

Официант занимается обслуживанием ресторанов.

Официант – это сотрудник, который занимается обслуживанием посетителей ресторанов, кафе, баров и прочих гастрономических заведений. Он приветствует гостей, предлагает им меню, приносит заказанные блюда и следит за тем, чтобы клиенты всем были довольны. Кому-то работа официанта может показаться несложной, но это не так. Как и любая профессия, связанная с тесным общением с людьми, она требует от человека эмоциональной устойчивости, коммуникабельности, высокого уровня культуры и прочих важных навыков и качеств.

Официант занимается обслуживанием ресторанов.

История профессии

Первые официанты, по мнению историков, появились в Древнем Египте более 6 тыс. лет назад. Ими были рабы, которые занимались обслуживанием фараонов во время застолий.

В Европе официанты долгое время выполняли множество функций. Они не только подносили посетителям еду и напитки, но и мыли посуду, убирали кухню и делали другую грязную работу.

Образ современного официанта, деятельность которого сводится к непосредственному обслуживанию клиентов, сформировался лишь в XIX в., когда ресторанное дело начало стремительно развиваться и приносить владельцам большие доходы.

Описание профессии официанта

Официант – универсальная профессия, которая подходит и женщинам, и мужчинам. Поскольку многие заведения общественного питания открываются ближе к обеду и работают до позднего вечера или ночи, она пользуется популярностью у студентов и тех, кто ищет дополнительный заработок в свободное время.

Официант является лицом заведения, в котором работает, ведь на протяжении смены он находится в зале, занимаясь обслуживанием клиентов. От того, насколько качественно он выполняет свои обязанности, зависит доход ресторана. Если посетителям не понравилось обслуживание, то, какими бы изысканными ни были блюда, в следующий раз они предпочтут пообедать или поужинать в другом месте. И наоборот, приятное общение с официантом поможет стереть плохое впечатление от неудачно приготовленной еды.

Официант на протяжении смены находится в зале.

Официант на протяжении смены находится в зале.

Востребованность

Популярность ресторанов и прочих точек общественного питания постоянно растет, ведь количество людей, которые едят вне дома, увеличивается в геометрической прогрессии. Такие заведения есть и в крупных городах, и в небольших населенных пунктах. Если где-то закрывается кафе, недалеко от него обязательно открывается новое.

Заведения общепита, независимо от того, на какой кошелек они рассчитаны, объединяет большая текучесть кадров. Официантами часто работают студенты, которых интересует временный заработок.

Получив диплом, они устраиваются по специальности, а их места освобождаются. По этой причине кафе и ресторанам постоянно нужны официанты.

Преимущества

  • отсутствие необходимости получать специальное образование;
  • большой выбор вакансий;
  • возможность трудоустройства без опыта;
  • бесплатные обеды для персонала (предусмотрены не во всех заведениях);
  • возможность совмещать работу с учебой или другой деятельностью;
  • высокий уровень дохода.

Чтобы стать официантом, не обязательно иметь опыт работы.

Чтобы стать официантом, не обязательно иметь опыт работы.

Требования к специалисту

Чтобы стать профессионалом в своей сфере, официанту понадобится овладеть знаниями и навыками, которые помогут ему добросовестно выполнять свои обязанности. Кроме того, важно развивать в себе необходимые в профессии качества.

Знания и навыки

  • меню и винную карту;
  • списки ингредиентов и технологию приготовления всех блюд, подаваемых в заведении;
  • особенности сочетания алкогольных напитков и блюд, чтобы, например, подсказать посетителю, какое вино подойдет к заказанному им десерту;
  • правила сервировки стола и подачи разных блюд;
  • этические нормы при общении с клиентами.

В дорогих ресторанах может понадобиться знание иностранных языков.

В дорогих ресторанах может понадобиться знание иностранных языков.

  • хорошо ориентироваться в заполненном людьми зале;
  • работать в условиях цейтнота;
  • всегда улыбаться и быть приветливым;
  • сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • грамотно и четко говорить;
  • работать с терминалом и кассовым аппаратом.

Опытные работники залов запоминают заказанные клиентами блюда и напитки, экономя тем самым и свое, и их время.

Важные личные и профессиональные качества

  • коммуникабельность;
  • открытость;
  • чистоплотность;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • стрессоустойчивость;
  • находчивость;
  • тактичность;
  • терпение.

Официанту важно быть коммуникабельным и открытым.

Официанту важно быть коммуникабельным и открытым.

Устроиться работать официантом без опыта не проблема. В небольших ресторанах, барах и кафе готовы закрыть глаза на его отсутствие, если претендент соответствует необходимым требованиям. Всем навыкам его обучат на месте.

Тем, кто хочет работать в сетевых точках общепита, желательно иметь опыт не меньше года.

Для трудоустройства в престижных ресторанах нужно отработать по специальности в других местах хотя бы 3 года.

Основные функции и обязанности официанта

Главной задачей официанта является подача заказанных посетителями блюд и напитков к их столикам. Но этим его обязанности не ограничиваются.

  • встречать клиентов и сопровождать их к столикам;
  • подавать меню и винную карту;
  • предоставлять информацию о блюдах, которые заинтересовали гостей;
  • по просьбе посетителей рекомендовать им блюда и спиртные напитки;
  • принимать заказы и передавать их на кухню;
  • подавать заказанную пищу и напитки, следуя правилам этикета;
  • следить за чистотой посуды и столовых приборов, качеством приготовленных блюд;
  • интересоваться, все ли устраивается посетителей;
  • своевременно убирать ненужные блюда, посуду и приборы со стола;
  • выставлять посетителям счет, принимать оплату и выдавать сдачу;
  • вежливо прощаться с гостями и приглашать их посетить заведение снова;
  • убирать столы после ухода клиентов и сервировать их к приходу новых посетителей.

Сотрудник, обслуживающий зал, подает меню и винную карту.

Сотрудник, обслуживающий зал, подает меню и винную карту.

Если официант обслуживает банкеты или вечеринки, тогда ему нужно разносить по залу закуски и напитки, следить за тем, чтобы блюда, которые подаются на стол, имели правильную температуру.

В некоторых заведениях на сотрудников дополнительно возлагаются обязанности по уборке зала после окончания рабочего дня.

Где получить образование

Чтобы стать официантом, не нужно поступать в университет. Бары и кафе принимают на работу девушек и парней с любым уровнем образования, если те обладают приятной внешностью и необходимыми качествами. С ними проводят инструктаж, на котором знакомят с нюансами профессии, после чего допускают к работе с посетителями.

Но если человек хочет обслуживать клиентов в дорогих ресторанах, тогда ему стоит позаботиться о получении соответствующего образования. Освоить профессию можно в средних специальных заведениях (техникумах и колледжах), а также на курсах.

Учебные заведения

  • Московский образовательный комплекс ЗАПАД;
  • Нижегородский колледж малого бизнеса;
  • Колледж кулинарного мастерства (Санкт-Петербург);
  • Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли;
  • Хабаровский технологический колледж;
  • Люберецкий техникум им. Гагарина;
  • Самарский торгово-экономический колледж;
  • Краснодарский политехнический техникум и т. д.

Сотрудников ресторанного бизнеса готовят в учебных заведениях России.

Сотрудников ресторанного бизнеса готовят в учебных заведениях России.

Чтобы поступить в колледж или техникум, необходимо окончить 9 или 11 классов средней школы. Продолжительность обучения составляет не меньше 2 лет 10 месяцев.

Курсы

Люди, не желающие тратить несколько лет на освоение профессии, выбирают специализированные курсы официантов. Обучение здесь продолжается от нескольких дней до нескольких месяцев, нередко его можно пройти дистанционно.

После завершения курсов учащемуся выдают сертификат, подтверждающий, что он прошел базовую подготовку по специальности. Иногда после прохождения обучения выпускникам предоставляется трудоустройство.

Нюансы трудоустройства

Искать работу официанта следует в заведениях, занимающихся подачей готовых блюд. Сюда относятся рестораны, бары, пиццерии, пабы, ночные клубы, дискотеки, кафе и кофейни. К этой категории стоит причислить и кейтеринговые компании, которые специализируются на выездном ресторанном обслуживании.

Искать работу официанта можно в ресторанах, кафе.

Искать работу официанта можно в ресторанах, кафе.

Читайте также: