Введение в новейшую историю кратко

Обновлено: 02.07.2024

Период Новейшего времени в советской историографии было принято отсчитывать от большевистской революции в октябре 1917 г. Но есть основания рассматривать в качестве такого события начало I Мировая войны в августе 1914 г. У части историков распространён взгляд на обе мировые войны, как на один и тот же геополитический конфликт, разделённый мирной передышкой в 20 лет.

Историю новейшего времени можно разделить на четыре основных периода:

1. От начала I Мировой войны до начала II Мировой войны (1914-1939);

2. Период II Мировой войны (1939-1945);

4. Настоящее время (от распада СССР до наших дней).

Причины, ход и итоги I Мировой войны

По вопросу о главных причинах I Мировой войны между историками не выработано общепризнанной концепции. Долгое время было принято считать главным инициатором войны Германию. Однако в последнее время распространение получила и иная точка зрения, рассматривающая в качестве главного инициатора войны английские правящие круги. Одной из очевидных причин войны было то, что к этому времени весь земной шар был в основном уже поделён между главными империалистическими державами. Территорий для дальнейшей колониальной экспансии не оставалось, и это порождало стремление агрессивных кругов начать борьбу за передел мира. Поводом для военных действий стало убийство сербскими террористами в боснийском городе Сараево наследника Австро-Венгерского престола Фердинанда.

В Европе военные действия за исключением начального периода войны носили преимущественно позиционный характер, что определялось состоянием военных технологий того времени, создававших благоприятные возможности для ведения обороны и затруднявших наступательную тактику. Война велась в невиданных ранее масштабах, сопровождалась огромными людскими и материальными потерями. Приняв в итоге позиционный характер, она стала вестись на истощение экономики.

В феврале 1917 г. из-за трудностей военного времени началась революция в России. В октябре 1917 г. к власти в ней пришла партия большевиков, которая начала мирные переговоры в Бресте, закончившиеся в начале 1918 г. сепаратным мирным договором, по которому Россия выплачивала значительную контрибуцию и уступала большие территории.

Осенью 1918 г. революция началась и в Германии. Её новое социал-демократическое правительство признало поражение в войне, заключив перемирие. После чего в Версале началась мирная конференция, вырабатывавшая условия послевоенного устройства. В России к этому времени разгорелась гражданская война, и её представители к участию в этой конференции допущены не были.

Наибольшую выгоду от участия в войне получили Англия и США. Франция, хотя и числилась в победителях, получила слишком большой материальный и демографический урон. Россия не стала победителем из-за сепаратного Брестского договора. Австро-Венгерская и Османская империи распались. Германия, потеряла часть своих территорий, стала республикой и по Версальскому мирному договору была обязана выплачивать странам победительницам огромную контрибуцию, что привело к подрыву её финансовой системы, серьёзным экономическим трудностям, обнищанию населения в послевоенный период. Как отмечали многие современники, такие жёсткие условия мирного договора, делали неизбежным стремление Германии вернуть утраченное и ради этого начать новую войну.

Гражданская война в России, нанёсшая ей ущерб сопоставимый с I Мировой, на большей части территории страны к 1921 г. завершилась окончательной победой большевиков. В декабре 1922 г. из советских республик, образовавшихся в ходе гражданской войны, было образовано союзное государство СССР. В нём объединились почти все территории бывшей Российской империи, кроме Польши, Финляндии, трёх стран Прибалтики и Бессарабии, оккупированной Румынией.

Межвоенный период. Великая депрессия

Обострившиеся в ходе затянувшегося мирового кризиса противоречия между правящими кругами великих держав подталкивали мир к новой большой войне. В числе таких противоречий помимо стремления Германии к реваншу, были экспансионистские устремления милитаристской Японии, которая остро нуждалась в доступе к нефти и другому сырью. Существовали противоречия и между американским и английским капиталом из-за доступа к экономическому потенциалу британских колоний. А коммунисты, укрепившиеся у власти в СССР, открыто стремились содействовать установлению коммунистических режимов во всём мире.

Германия, Италия и Япония заключили т. н. Антикоминтерновский пакт, официальной целью которого было противодействие устремлениям управлявшегося из Москвы III Коммунистического интернационала к мировой революции. Япония начала агрессию в Китае, в котором не утихала гражданская война между сторонниками националистической партии Гоминьдан и коммунистами. Италия попыталась захватить Эфиопию, последнюю независимую страну в Африке, но встретила достойное сопротивление. Германия оккупировала Австрию, население которой на плебисците поддержало объединение этих двух стран.

Прелюдией ко II Мировой войне стал ряд локальных вооружённых конфликтов. В их числе столкновения между СССР и Японией у о. Хасан в Приморье и на р. Халхин-Гол, а также гражданская война в Испании, в которой вспыхнул мятеж против республиканского правительства, поддержанный Германией и Италией. В борьбе против мятежников законному правительству оказывал помощь СССР и добровольцы из разных стран мира.

Перед лицом агрессивных устремлений стран Антикоминтерновского пакта СССР пытался создать систему международной безопасности в Европе. Но Англия и Франция отказались заключать договоры, которые обязывали бы их начать военные действия против Германии и Италии, в случае их нападения на СССР. В 1938 г. был заключён Мюнхенский пакт между Англией, Францией, Германией и Италией, предоставлявший Германии право присоединить к себе часть территории Чехословакии, населённой преимущественно немцами. Германия в итоге оккупировала всю Чехословакию. Чехия получила статус протектората, а Словакия формально стала независимым государством.

II Мировая война и её итоги

Франция признала своё поражение. В ней было сформировано коллаборационистское правительство со столицей в курортном городке Виши. Париж, северные и прибрежные её провинции были оккупированы немецкими войсками.

Весной 1941 г. Германия вместе со своими союзниками оккупировала Югославию, Албанию и Грецию. К этому времени союзниками Германии в Европе кроме Италии стали Венгрия, Румыния и Болгария. Европейскими странами, сохранившими нейтралитет в войне, остались в итоге лишь Швеция и Швейцария.

22июня1941 г. Германия и её европейские союзники кроме Болгарии начали войну против СССР. На первом этапе военные действия протекали очень успешно для агрессоров. Значительные силы Красной армии были разгромлены или окружены. Многие массово сдавались в плен, но там их ждали невыносимые условия. По отношению к советским военнопленным в Германии был применён настоящий геноцид, они не получали медицинской помощи и полноценного питания, принуждались к непосильному труду, что приводило к массовой смертности.

К осени 1941 г. Ленинград оказался в блокаде, продолжавшейся до 1944 г. и сопровождавшейся массовым голодом среди его жителей. Немецкие войска вплотную приблизились к Москве. Но в декабре 1941 г. под Москвой Красной армии удалось перейти в контрнаступление и нанести противнику серьёзное поражение.

В декабре 1941 г. японская авиация нанесла удар по военно-морской базе США в Пёрл-Харборе. После чего США вступили в войну и против Японии и против Германии и её союзников. В 1942 г. англо-американские войска высадились в Северной Африке, а после успеха там в военных действиях против немецко-итальянских войск в 1943 г. совершили успешную десантную операцию в Сицилии, а затем в Южной Италии.

В ходе войны в СССР удалось эвакуировать значительную часть оборонных предприятий из западных районов страны за Урал и в Среднюю Азию и в 1942-1943 гг. значительно увеличить производство вооружений и боеприпасов. Огромную помощь вооружением и продовольствием СССР оказывали США и Великобритания.

В 1942 г. немцам удалось нанести ещё ряд крупных поражений Красной армии. Но после окружения и уничтожения огромной армии Паулюса в Сталинграде в начале 1943 г. и победы в битве на Курской дуге летом 1943 г. инициатива в военных действиях перешла к Красной армии, и началось постепенное освобождение занятых немецко-фашистскими войсками территорий, завершившееся взятием Берлина и Праги.

В июне 1944 г. англо-американские войска успешно высадились в Нормандии и к началу 1945 г. освободили Францию, Бельгию, Голландию и заняли значительную часть территории Западной Германии до р. Эльбы, на которой произошла эпохальная встреча союзников.

9мая1945 г. Германия подписала капитуляцию.

6августа1945 г. СССР, выполняя свои союзнические обязательства, начал военные действия против Японии. В этот же день американцы подвергли атомной бомбардировке японский г. Хиросиму, а 9августа г. Нагасаки. 2сентября1945 г. Япония признала своё поражение, II Мировая война завершилась.

Наибольшую выгоду из войны извлекли США. Была создана Организация Объединённых наций со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В Бреттон-Вудсе заключены экономическо-финансовые соглашения, узаконившие верховенство доллара США в системе международных экономических расчётов. Британская империя после войны постепенно распалась, и роль Англии в мировой политике снизилась. Уже в 1947 г. независимость получила Индия. СССР, хотя и получил контроль над странами Восточной Европы, понёс в ходе войны такой значительный урон, что вынужден был долгое время заниматься восстановлением экономики. А последствия неисчислимых демографических потерь сказываются и до сих пор.

В Китае в гражданской войне к 1949 г. победили коммунисты. Под контролем Гоминьдана остался лишь о. Тайвань.

Холодная война

После окончания II Мировой войны развернулось геополитическое соперничество между США и СССР, сложилась т. н. двуполярная система мироустройства. Имеются веские основания для того, чтобы Китай рассматривать в качестве третьего полюса в этой системе. В послевоенный период, получив в 40-50-е гг . значительную поддержку от СССР, по мере роста его экономического и военного могущества, он занимал всё более независимую позицию и от СССР и от США.

В ходе соперничества между США и СССР развернулась гонка вооружений. СССР овладел технологиями производства ядерного и иного оружия массового поражения, добился больших успехов в освоении космоса. Т. н. ядерный паритет останавливал правящие круги обоих сверхдержав от принятия решений, способных привести к прямому вооружённому столкновению.

Холодная война сопровождалась локальными горячими вооружёнными конфликтами. Наиболее масштабными в их числе были войны в Корее, во Вьетнаме и в Афганистане.

Руководство СССР после смерти Сталина неоднократно предпринимало усилия для нормализации отношений с США, предлагая ограничить соперничество между сверхдержавами исключительно экономически сферой. Реализовать это стремление в некоторой степени удалось лишь в начале 70-х гг. после поражения США во Вьетнаме. Был заключён ряд договоров об ограничении стратегических вооружений, расширялось сотрудничество между странами противоборствующих лагерей в сфере экономики, культуры, науки и освоения космоса. Но после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. политику разрядки международной напряжённости не удалось продолжить, Холодная война фактически возобновилась.

Перестройка в СССР и окончание Холодной войны

В 80-е гг. в странах советского блока нарастали кризисные явления. Им не удавалось убедительно продемонстрировать превосходство своей системы в сфере экономики. Отставание этих стран от Запада по уровню жизни становилось всё нагляднее и безнадёжнее. Это неоднократно приводило и к политическим кризисам. В 1956 г. в Венгрии, в 1968 г. в Чехословакии, в начале 80-х гг. в Польше. Витрина благополучия потребительского общества на Западе вызывала у граждан стран советского блока зависть и отторжение коммунистической идеологии.

В 1980 г. начались экономические реформы в Китае, которые достаточно быстро начали приносить убедительные результаты.

В апреле 1985 г. пришедший к власти в СССР Михаил Горбачёв, провозгласил политику Перестройки советского общества с целью его совершенствования и решения накопившихся экономических проблем. Но политика Перестройки привела не к выполнению заявленных целей, а к ещё большему обострению кризисных явлений в советском обществе. Уже к 1989 г. значительно оскудел потребительский рынок, межнациональные конфликты неоднократно перерастали в беспорядки и вооружённые столкновения. В Карабахе между Арменией и Азербайджаном разгорелась полномасштабная война. Литва объявила о своём выходе из СССР. Разгорелось противоборство между властями СССР и РСФСР. В Москве, в Ленинграде и в других городах происходили массовые митинги, участники которых выступали против монополии КПСС на власть.

В августе 1991 г. ряд высших должностных лиц СССР сформировали госкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались отстранить от власти Михаила Горбачёва под предлогом его мнимой болезни. Однако попытка переворота не удалась. Сотни тысяч людей в Москве и в других городах выступили против переворота, а его инициаторы не решились применить против них военную силу и были отданы под суд.

В результате события августа1991 г. лишь ускорили дезинтеграционные процессы. В декабре 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Беловежские соглашения, в последствии утверждённые республиканскими парламентами. По этим соглашениям договор 1922 г. о создании СССР считался утратившим силу. Все бывшие республики СССР кроме трёх стран Прибалтики вступили в Содружество независимых государств (СНГ), однако оно ни в коей мере не было новым аналогом СССР, а скорее механизмом по сглаживанию неизбежных негативных последствий от его распада. Правопреемницей СССР была объявлена Россия.

Одной из главных причин распада СССР было поражение в Холодной войне, к концу которой от коммунистических идей отказалось очень много людей, в том числе и в правящих кругах. В 90-е гг. в странах бывшего социалистического лагеря проводились экономические реформы, приведшие к переходу к рыночной экономике и реставрации капиталистических отношений.

Современный период мировой истории. Политика глобализма и её кризис

США, фактически став победителями в Холодной войне, установили своё единоличное господство в мире. Они проводили политику глобализации, целью которой провозглашалось открытие экономик всех стран для международного капитала и создание условий для устойчивого экономического роста. Однако США и их союзникам не удавалось контролировать все процессы в мире. Это выразилось в затяжном вооружённом конфликте на территории стран бывшей Югославии, в войне в Афганистане и в двух войнах в Ираке.

Это событие порой склонны считать началом IV Мировой войны. (Если Холодную войну нумеровать как третью). Противником США в этой войне был объявлен международный терроризм. Под предлогом борьбы с ним в 2001 г. страны Западной коалиции начали войну с талибами в Афганистане. В 2003 г. антииракская коалиция начала вторую войну в Ираке. Однако Франция и Германия не поддержали в этом своих союзников. США проводили политику в целях сохранения своего глобального доминирования.

В 2011 г. во многих арабских странах прокатилась волна революций, т. н. Арабская весна. В Ливии, в Сирии и в Йемене разгорелись разрушительные гражданские войны, в которых активное участие приняли и внешние силы. Политические и экономические проблемы в странах Азии и Африки привели к массовому потоку беженцев в Европу. Это приводит к значительным этническим изменениям на всём континенте.

Зимой 2013-2014 г. произошла революция в Украине, в ходе которой был свергнут её президент Янукович, обвинённый противниками в коррупции. Он бежал в Россию. В ходе этих событий 14марта2014 г. в Крыму прошёл референдум, в ходе которого большинство граждан Крыма высказались за выход из состава Украины и присоединение к России. Россия согласилась включить Крым в свой состав. Попытки инициировать подобные процессы происходили и в других регионах Украины, значительную часть населения которых составляют этнические русские. В Донецке и в Луганске эти попытки удалось реализовать. Однако, образовавшиеся там республики не признала ни одна страна мира. Украина пытается восстановить свою власть в этих регионах, и там до настоящего времени продолжается вооружённый конфликт.

США и многие их союзники обвинили Россию в нарушении ею дипломатических договорённостей и незаконности присоединения Крыма, а также в поддержке сепаратизма в Украине. Против России введён ряд экономических и иных санкций.

С 2014 г. тем самым обстановка в мире обострилась настолько, что это сравнивают с эпохой Холодной войны. После референдума в Великобритании в 2016 г., на котором с незначительным преимуществом победили сторонники выхода этой страны из Европейского союза, и победы на выборах в США в том же году Дональда Трампа всё более очевидным становится кризис политики глобализма. В самых разных странах мира усиливаются круги, добивающиеся усиления роли национального суверенитета. США постепенно утрачивают роль единственной сверхдержавы, мир становится многополярным.

Периодизация Новейшей истории

Наиболее распространённый подход к периодизации Новейшей истории разделяет её на четыре основных этапа развития. Все они имеют свои особенности и характерные черты, во многом определившие дальнейшее развитие всего мира. Существуют разные временные рамки определения даты начала этого периода истории и его хронологии в целом, и ниже кратко приведена основная точка зрения на этот вопрос.

Периодизация истории

Периодизация Новейшей истории кратко

Основные события Новейшей истории определили её разделение на этапы

ДатыЭтап развития истории
1917 – 1939Межвоенный период (первый этап)
1939 – 1945Вторая мировая война (второй этап)
1945 – 1991Послевоенный период (третий этап)
1991 – настоящее времяТекущий период (четвёртый этап)

Первый этап (1917-1939)

Периодизация Новейшей истории. 1 этап.

Первый этап Новейшей истории отсчитывается с 1917 или 1918 года (Первая мировая война закончилась в 1918, но её исход был предопределён уже после вступления в неё США в 1917 году)

Межвоенный этап Новейшей истории – это период между двумя мировыми войнами, который иногда называют Интербеллумом. Он оказал огромное влияние на весь мир, потрясённый Великой войной, как тогда называли Первую мировую. Вот список основных событий межвоенного периода:

  • Крах старых империй. По итогам Первой мировой войны развалилось сразу четыре империи – Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская. По Европе прокатилась волна революций, да и не только по Европе – они затронули и другие страны, например, Египет, Бухарский эмират и Хивинское ханство.
  • Образование СССР. Это событие имело огромное значение для всего мира, так как СССР постепенно окреп и стал силой, с которой нельзя не считаться. При этом в Советском Союзе установился социалистический строй, из-за чего от него отвернулись бывшие союзники по Первой мировой войне, и это положило начало противостоянию социалистических и капиталистических идеологий на глобальном уровне.
  • Великая депрессия в США. Началась она в 1929 году и затронула не только США, но и страны Европы, продлившись около 11 лет. Экономики разных государств были взаимосвязаны, и экономический кризис в Штатах просто не мог не наложить отпечаток на весь остальной мир.
  • Становление фашистских режимов. Партии со схожей идеологией пришли к власти в Германии, Италии, Португалии и Испании, что заложило предпосылки для Второй мировой войны.

Вторая мировая война (1939-1945)

Периодизация Новейшей истории. 2 этап.

Вторая мировая война стала самым кровавым периодом Новейшей истории

Вторая мировая война началась в 1939 году (в отличие от Великой Отечественной, начавшейся в 1941 году) и стала самым разрушительным и глобальным конфликтом в истории человечества. Так или иначе в ней приняло участие около 80% всех стран мира – 62 из 74 существовавших тогда на Земле независимых государств. Началась она 1 сентября 1939 года, когда Германия оккупировала Польшу, развязав тем самым войну, которая унесла, по разным оценкам, жизни примерно 70 млн человек. На этом этапе Новейшей истории мир разделился на два противоборствующих лагеря:

  • Страны Оси (нацистский блок). Основу этого военно-политического альянса составляли Германия, Япония и Италия. Также их поддерживали Румыния, Болгария, Венгрия и несколько других государств.
  • Антигитлеровская коалиция. В 1939 году, после нападения Германии на Польшу, антигитлеровскую коалицию образовали Великобритания, Франция и, собственно, Польша. Позднее к антигитлеровской коалиции присоединились десятки других государств, но самыми сильными из них были СССР и США.

Послевоенное время (1945-1991)

Периодизация Новейшей истории. 3 этап.

На третьем этапе Новейшей истории мир оказался поделён на сферы влияния двух сверхдержав – СССР и США

После Второй мировой войны мир был потрясён, и в нём произошло множество изменений – политических, социальных, экономических. Вот краткий список основных событий этого этапа Новейшей истории:

Основные понятия: новейшая история, 2 периода новейшей истории,модернизация

Личностные: (личностные УУД)

- формирование положительной мотивации к обучению, понимание важности получения образования;

- осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений, оценивают собственную учебную деятельность, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

Метапредметные: (познавательные)

- уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель цель.

- формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

- ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

Образовательная технология Проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии

Источники информации 1. Новейшая история зарубежных стран 20-21 век (уч. пособие под редакцией А. М. Родригиса)

Ресурсы (оснащение) • Введение учебника (автор Сороко-Цупа)

• Политическая карта мира 20в

Ход УРОКА

Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/

аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат

I этап: Начало образовательного мероприятия

Организационный момент (5 мин.)

Позитивный настрой на учебный процесс Приветствие

Информирование по организации учебного процесса по предмету на новый учебный год. Требования к подготовке Записывают необходимую информацию УУД:

Уметь услышать и зафиксировать необходимую информацию

- Коммуникативные: умение формулировать вопросы

Позитивный настрой на учебу.

Включение в учебный процесс

Постановка цели и задач урока (5 мин.)

формулировка темы и цели урока Лента времени

Что представлено на доске?

Предлагает выйти 1 обучающемуся и заполнить условные обозначения

Что предстоит нам сделать?

1 учащийся заполняет ленту времени

Учащиеся формулируют ответ самостоятельно.

Записывают тему. УУД:

- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, - Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.

- Личностные: определение своей позиции к заданной теме урока.

Формулировка учащимися темы и цели урока.

Появление цели урока.

Обобщение имеющихся знаний.

II этап: Работа над темой урока

Проработка содержания темы урока (30 мин.)

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.

На доске вы уже видите деление Новейшей истории на 2 периода, даже указаны хронологические рамки.

Какой вопрос возникает у вас по поводу данного деления?

По каким же признакам определяют

Уровень развития общества?

Давайте подумаем и зафиксируем в таблице

Работа по рядам

Первые 12 парт – попробуйте, используя свои знания и учебник 9 ст. 4-6 найти характеристики по признакам для 1 периода, оставшиеся обучающиеся для 2 периода

А одинаково ли будут переходить от одного к другому этапу государства мира? Почему? Назовите страны которые раньше войдут на стадию индустриального развития?

Это -страны 1 эшелона К какому типу общества они все относились?

Какие же страны в конце 19 века будут относится ко 2 эшелону? Что для них будет характерно? А все остальные страны куда их мы отнесем? Какой тип общества характерен для них?

Каковы будут цели всех стран в зависимости от эшелона?

А что общего у них всех?

Все они включились в исторический процесс,направленный на усовершенствование, переход к более высокому уровню развития

Попробуйте подобрать слово,которое может обозначить данный процесс

За 20 век практически все страны включились в процесс модернизации, но не все находятся на 1 уровне. Каким же образом происходит переход от одного этапа к другому?

Назовите государство традиционного общества, которое находилось в конце 19 века во втором эшелоне, а на настоящий момент уже давно находится на этапе постиндустриального развития

В ходе каких событий произошел скачок в развитии? Назовите 1-2 черты данного события. Но что это было по своей сути? Реформы

Наше госудрство так же перешло на новый этап, слышали ли вы о какой либо революции в нашем государстве в 20 веке? в начале 21века? Каким же образом происходил переход в нашем государстве?

Как же происходит модернизация?

Почему именно такое деление?

Записывают схему в тетрадь.

Должны быть выделены:

Работают в парах.

После обсуждения кратко их фиксируют в тетради

Отвечают на вопросы и фиксируют в схемах.

И путем революции и путем реформирования. - Познавательные:

знание ключевых исторических понятий по теме урока

- Личностные: формирование собственной точки зрения

- Знаково-символические: составление схем и таблиц

организация учащимися своей учебной деятельности

Отдых. смена статичных поз Получение обучающимися новых знаний и повторение имеющихся

Формирование навыков поисковой деятельности.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.

Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.

Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта

III этап: Завершение образовательного мероприятия

Рефлексия. Подведение итогов (4 мин.)

проверка усвоения учащимися учебного материала.

Наш урок подошёл к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу.

1)Я четко помню периодизацию истории

2) Я знаю хронологические рамки новейшей истории

3)Я смогу рассказать своими словами о 3 эшелонах стран

4)Я своей паре был самым активным

5)Я смогу объяснить одноклассникам,что такое модернизация

6) Я успел заполнить все таблицы и схемы аккуратно

7)Мне не понятно…

8) За урок я сегодня поставил бы себе …

Учитель называет оценки,которые поставил сам

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Активное самооценивание своей деятельности и сдают листы

- Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет. Самооценка ученика Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Домашнее задание: (1 минута)

Общее и индивидуальное домашнее задание Прочитать ст 4-6, выучить термины с урока и ленту времени

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление о периодизации периода новейшая история. Сформировать представление о политической карты мира и положения России на этой карте.

Основные понятия: новейшее время, Великая депрессия.

Оборудование: учебник, тетрадь, мел, доска.

Тип урока: Комбинированный урок

Ход занятия.

Организационный момент. (3 минуты)

Изучение нового материала. (45минут)

1. Периодизация новейшей истории. Общая характеристика основных этапов новейшей истории.

2. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

3. Информационное общество. Основные черты.


№1. Периодизация новейшей истории. Новейшее время — период в истории человечества с 1918 года по нынешнее время.

1. 1918—1938 гг. – период между мировыми войнами. Основные события:

ряд капиталистических и социалистических революций в России и других странах, создание СССР, построение социализма, Великая депрессия в США и ряде Европейских стран (Англия, Франция).

Основные изобретения: Полиграф (1921), Тепловоз (1923), Телевидение (1925).

2. 1939 – 1945 гг. - Основные события: Вторая мировая война, Великая Отечественная война в СССР, унесшая, по разным подсчетам, жизни от 50 до 72 млн человек. Создание ООН.

Основные изобретения: Турбореактивный двигатель (1939), ставший основой современной авиации, Антибиотики (1940), активно применяющиеся и по сей день, Компьютер (1941), ставший впоследствии неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей, Атомная бомба (1945) - несмотря на свою мощь, стало одним из залогов стабильности в мире и гарантией отсутствия новых Мировых войн (Ядерный паритет).

Основные изобретения: Транзистор (1947) Голография (1948) Водородная бомба (1953) Атомная электростанция (1954), Калькулятор (1954) Спутник (1957) Интегральная схема (1958) Лазер (1960) Томограф (1972) Персональный компьютер (1975) Компакт-диск (1979) Мобильный телефон (1983) Высокотемпературная сверхпроводимость (1986)

4. 1991 – наше время. - Основные события: Введение Евро. Иракская война. Клонирование (биотехнология).

Основные изобретения: Открытие углеродных нанотрубок (1991), Создание квантового компьютера (2008—2009), Большой адронный коллайдер,

№2. Ускорение научно-технического развития и его последствия.

Крупнейшее из открытий XX века, овладение ядерной энергией, в большей мере использовалось в военных целях. Лишь в 1956 г. в Великобритании был построен ядерный реактор, который был признан годным для коммерческой эксплуатации. На данный момент ядерная энергетика обеспечивает не более 8% мирового производства энергии, большая часть производится за счёт сжигания нефти (40%), угля (25%), газа (18%). ГЭС и иные источники обеспечивают 7% её производства. Геотермальные (использующие внутреннее тепло Земли), приливные (энергия морских приливов), солнечные, ветряные электростанции остаются редкостью (Вывод?).

Продолжалось развитие средств транспорта. В 90-е годы в мире насчитывалось свыше 500 млн. автомобилей, их ежегодный выпуск достиг 30 млн. штук.

Водный транспорт - увеличение грузоподъёмности судов – появление танкеров водоизмещением более 500 т.Увеличение быстроходности судов, появление кораблей и подводных лодок с атомными силовыми установками.

Воздушный транспорт – создание реактивных самолётов, освоение военной, и пассажирской авиацией сверхзвуковых скоростей.

Развитие ракетной техники, освоение космоса – возникновение перспективы орбитальных комплексов, где в условиях невесомости будут создаваться новые биологически активные вещества для медицины, биохимии, электроники.

Биохимия, генетика, медицина. Клонирование – искусственное выращивание из одной клетки точного биологического подобия организма донора. Борьба с эпидемиями, трансплантация органов, лазерный скальпель, кардиостимулятор.

Электроника и робототехника. Огромное влияние на облик мировой цивилизации оказали достижения в области электроники. Повсеместное распространение компьютеров, создание в фирмах, организациях банков данных компьютеризированной информации - привело к созданию локальных и глобальных сетей.

Развитие компьютерных технологий способствовало созданию промышленных роботов, а это открывает огромные возможности совершенствования производственного процесса.

№3. Информационное общество. Основные черты. В 70-е гг. индустриальные страны вступили в этап развития, ведущий к созданию нового типа общества, которое чаще всего определяют как информационное. Существуют и иные определения – новое индустриальное, технотронное, постиндустриальное. При этом происходящие перемены знаменуют переход всей мировой цивилизации к новой ступени развития.

Информационное общество - историческая фаза эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве, а главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.

Отличительные черты:

1)увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

3) нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей,

б) их доступ к мировым информационным ресурсам

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

5) развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

6) признание главной роли личности в управлении социальными и экономическими отношениями;

7) новые способы производства, основанные на знании. Превращение информации в экономико-хозяйственную категорию;

Общество, в котором главную ценность составляет информация, знания, материализующиеся в постоянно обновляющихся технологических достижениях, обладает огромным потенциалом развития.

Вытеснение живого труда – на какое то время вызывает безработицу, но потом возникает спрос на труд инженеров, техников, программистов. Большое значение начинают играть центры производства знаний – университеты, лаборатории. Возрастает роль мелкого бизнеса.

Важнейшим ресурсом информационного общества становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал, в развитии которого оказываются, заинтересованы и государство и корпорации.

Развитость системы информационных коммуникаций, транспорта, повышение уровня жизни создают условия расширения кругозора людей, контактов между ними, облегчают выбор места проживания, оборудования жилья сообразно индивидуальным вкусам и потребностям. Возникают условия обеспечения равенства возможностей и прав мужчин и женщин. Это было недостижимо в аграрном и в индустриальном обществах, где многие виды работ требовали большой физической силы, ненужной там, где преобладают высокие технологии.

Закрепление изученного материала.

1. Какие новые возможности открывает информационное общество перед личностью?

2. Какие требования предъявляет НТП к развитию сферы образования?

3. Охарактеризуйте основные направления развития новых технологий.

4. Приведите примеры воздействия достижений в одной из областей науки и техники на их развитие в других областях.

5. Обоснуйте значение внедрения компьютерных технологий для современного общества.

Читайте также: