Личность руководителя в организационных структурах кратко

Обновлено: 04.07.2024

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.
Основные свойства руководителя:
1. Социальная направленность деятельности
Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций.
2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.)
3. Организаторские способности
Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей.
4. Высокие моральные качества: справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность.
5. Эмоционально-волевые черты характера: целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой.
6. Интеллектуальные способности: наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания.
7. Умение поддерживать свой авторитет.
Настоящим авторитетом пользуется руководитель — лидер, так как в его поведении присутствуют оба свойства.
8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций.

Руководитель – это человек, обладающий определенными полномочиями. Он принимает важные решения и осуществляет контроль над их выполнением.

Обобщенно все роли руководителя разделены на три группы:

  1. Межличностная роль руководителя. Начальник выполняет набор, подготовку и обучение персонала, формирует его мотивацию. Он выполняет также функцию связующего звена между сотрудниками.
  2. Информационная роль руководителя. Руководитель постоянно получает, обрабатывает информацию и использует ее в целях своего предприятия.
  3. Также он распространяет всю необходимую информацию среди персонала. Эта роль включает в себя также представительскую функцию – передачу информации о предприятии при внешних контактах.
  4. Принятие решений. Это самая важная и ответственная роль руководителя. Следуя ей, он предпринимает различные шаги, постоянно совершенствуя деятельность своей организации.

Методы, используемые руководителем в своей работе.

Анализ практики управления персоналом органов правопорядка позволяет выделить 5 основных методов влияния руководителя на подчиненных.

1. Метод властного принуждения. Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на нерадивых и недобросовестных подчиненных, работников нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем, принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда.

2. Метод вознаграждения (поощрения). Сущность данного метода заключается в положительном подкреплении поведения работника, основанном на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности.

3.Метод примера (харизмы). Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание стилю деятельности и признание его авторитета как лидера. Авторитет руководителя обладает определенными элементами внушающего воздействия и заставляет подчиненных неосознанно подражать манерам поведения своего непосредственного начальника.

4. Метод влияния через участие подчиненных в управлении. Привлечение работников к участию в управлении, в том числе к подготовке вариантов и принятию управленческих решений, оказывает позитивный эффект. Меняется мотивация деятельности, растет управленческая подготовленность работников, они все чаще идентифицируют себя с организацией, в которой проходит их служба.




5. Метод убеждения. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения руководителем. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При этом очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях и всячески их развивать.

Организация труда руководителя.

По мере усложнения производства роль руководителя на предприятии возрастает. Главным содержанием труда руководителя является организация кооперации производственного процесса в условиях разделения
труда.
Работников системы руководства следует разделять на три группы:
- руководители, наделенные правом принимать решения по организации труда других людей;
- специалисты, призванные выполнять сложные, требующие особой подготовленности виды работ;
-технические исполнители, осуществляющие вспомогательную работу по реализации функций управления.

Руководство это - особый вид деятельности, предполагающий сочетание нескольких целей, переплетение явных и неявных интересов. По структуре затрат труда он реализуется в многообразных процессах и операциях, основой которых является творчество и аналитика. Специфика содержания труда практически не поддается наблюдению, измерению, следовательно, и нормированию. Важнейшим усложняющим моментом труда руководителя является особая ответственность за других людей, их труд и условия жизни. Нельзя не выделить и такого ее требования как информационная обеспеченность.

Руководство – одно из сложнейших видов человеческой деятельности. Его основу составляет творчески-аналитическая умственная работа, построенная на тесных и постоянных коммуникационных связях как по горизонтали (с коллегами, партнерами), так и по вертикали (с вышестоящим руководством и подчиненными). Она сопряжена со множеством навыков психологического характера, включая имение концентрироваться на результат, поддерживать свой имидж привлекательности и строгости, доверительности и ответственности. Она отражает разнообразие интересов руководителя, воплощенных в сочетании явных и латентных функций и технологий, им используемых.

Стили работы руководителя.

Стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным с целью повлиять на них или побудить к действию (выполнению заданий).
Существует три стиля руководства: авторитарный; демократический; либеральный.

Сущность стилей руководства.
1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления необходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированы, что значительно затрудняется в условиях коллективной деятельности по разработке решений.
Положительные моменты:

  1. не требует особых материальных затрат:
  2. позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.
  1. подавляет инициативу;
  2. требует громоздкой системы контроля за работой персонала;
  3. повышает степень бюрократизма.

2. Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.
Положительные моменты:

  1. стимулирует творческую деятельность;
  2. снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно;
  3. повышает мотивацию труда;
  4. улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы.
  1. не осуществляется жесткого централизованного контроля;
  2. ответственность за выполнение может долго перекладываться;
  3. затягивается процесс принятия решений и их выполнения.


3. Либеральный стиль представляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплинированность.

Особенности. 1. Данный стиль управления возможно использовать при высокой квалификации работников и низком уровне подготовки руководителя.
2. Подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.
Несмотря на существенную разницу в данных стилях управления, нельзя выделить среди них абсолютно эффективный или неэффективный, так как все зависит от ситуации, в которой они применяются.

Личность руководителя в организационных структурах. Руководитель — это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. В ряде работ отечественных авторов функции субъекта управления рассматриваются в соответствии с этапами управленческого цикла. Так, в один из наиболее обстоятельных перечней этих функций входят: выработка и принятие управленческого решения; организация; регулирование и коррегирование; учет и контроль; организация управляющей системы; выбор целей; прогнозирование; планирование; информация; решение; организационная и массовая деятельность; контроль; оценка эффективности управления.

Похожие презентации

Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Характеристика личности руководителя…………………………………..5
Основы профессионально-важных качеств руководителя………………10
Изменение функций руководителя в новых условиях…………………. 14
Роли руководителя по Г. Минцбергу……………………………………..20
Практика…………………………………………………………………….23
Заключение ………………………………………………………………. 29
Список использованной литературы……………………………………. 32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Kursovik.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Выполнил студент гр. 204 Б ГМУ
Акопян Л.Х.

Подпись ____________
Проверил Теплов С.В.

г. Н. Новгород, 2012

Характеристика личности руководителя…………………………………..5

Основы профессионально-важных качеств руководителя………………10

Изменение функций руководителя в новых условиях…………………. 14

Роли руководителя по Г. Минцбергу……………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………. 32

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучет человеческих факторов обычно приводит к тому, что на предприятии увеличивается число конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе.

Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности и предполагает использование разнообразных знаний, гибкости человеческого ума, памяти, волевых качеств. Для эффективного управления в сложных социальных образованиях необходимо четко определить конечную цель, наметить возможные пути достижения, предвидеть (прогнозировать) поведение управляемой системы при различных управляющих воздействиях и изменении внешних ситуаций.

Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не только ему нравилось, что он ими руководит. Так, управленческая деятельность опирается на универсальный набор личностных и профессиональных качеств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью состоятся как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не войти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчиненными, вышестоящими и нижестоящими организациями, а также создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. Итак, эффективность работы любого предприятия, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные и профессиональные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы предприятия, необходимо обратится к личности руководителя. Успешное функционирование группы в целом, как успешность деятельности каждого из её членов, требует значительных усилий по их организации, определению целевой направленности, координации действий индивидов и группы, т.е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективах является деление людей на руководителей и руководимых.

Характеристика личности руководителя

Основы профессионально-важных качеств руководителя.

Для успешного руководства тем или иным коллективом руководителю, необходима профессиональная подготовка. Что это значит – профессиональная подготовка руководителя? В профессиональную подготовку включаются, таким образом, те качества руководителя, которые связаны со спецификой данного производства или другой – учебной, научной, правовой или общественно-политической - деятельности. Вот почему руководитель должен иметь специальные знания, которые характеризуют основные действия данного коллектива. Руководитель должен уметь прислушиваться к мнению специалистов и проникать в сущность вопросов. Требования к качествам современной подготовки обязывают иметь соответствующий уровень знания специфики деятельности, которой они руководят. В рамках профессиональной подготовки следует учитывать и практический опыт. Личный опыт руководителя как исполнителя, как руководителя более низкого уровня служит исключительно важным условием для проверки его знаний и их пополнения. Наряду с профессионально-важными качествами личности руководителя необходимо изучать современного руководителя как объект. Социальная активность руководителя, как и каждого человека, разнотипна по своим целям, мотивам, способам действий, результатам действий, а также по потребностям, выступающим в качестве исходной побудительной силы. Цели, мотивы и другие образующие социальной активности руководителя не только охватывают сферу системы управления, но выходят далеко за её рамки. Все многообразие качеств руководителя можно свести в три группы: политические, профессиональные и организаторские. Если рассматривать современного руководителя и его профессионально-важные качества неотделимо друг от друга, то можно прийти к выводу, что профессиональные качества имеют зависимость от социально-психологических и социально-демографических характеристик. Все многообразие психики так или иначе проявляется в трудовой деятельности человека. В работе руководителя много привлекательного. Она предоставляет широкие возможности для развития личности, престижна, придает человеку достоинство, приносит уважение окружающих, наконец, просто захватывающа и увлекательна, так как предполагает решение сложных проблем часто в неопределенных или критических ситуациях и в самые сжатые сроки.

Индивидуальные и профессионально важные качества личности, которые должен развивать руководитель, чтобы эффективно влиять на подчиненных.

Нестеров А.К. Личность руководителя // Энциклопедия Нестеровых

Индивидуальные качества личности руководителя

Традиционно, личностные качества хорошего руководителя должны включать в себя следующий обязательный набор:

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • четкие личные цели и упор на постоянный личный рост;
  • навык в решении проблем;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • высокая способность влиять на окружающих;
  • знание современных управленческих подходов;
  • способность руководить;
  • умение обучать подчиненных;
  • способность формировать эффективные рабочие группы.

Поскольку руководитель является профессиональным управляющим, он должен область специальными способностями и навыками, чтобы организовать работу подчиненных для достижения поставленных целей организации. В целом руководитель характеризуется уровнем компетентности и уровнем компетенций. В первом случае речь идет о том, что он умеет, во втором – о том, что должен уметь. И если они соответствуют друг другу, то свои функции руководитель выполняет на должном уровне.

Руководитель должен обладать лидерскими качествами и уметь убеждать людей. При этом важна справедливость – неправильно, когда принципы применяются выборочно.

На первый план ставится умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих прямых подчиненных, особенно их возможности выполнять порученное дело.

Чтобы эффективно реализовывать возложенные на него функции, руководитель должен быть лидером коллектива.

Лидерство базируется на личностных качествах руководителя, его властных полномочиях и авторитете среди членов коллектива.

Качества личности руководителя

Качества личности руководителя должны охватывать три уровня.

личность руководителя

Три уровня личностных качеств руководителя

Для осуществления управленческой деятельности руководителю требуется выработать определенную модель поведения и использовать свойства своей личности.

Читайте также: