Культура при александре 2 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Период второй полвины XIX — начале XX вв. по праву считается серебряным веком русской культуры (подробная таблица представлена ниже). Духовная жизнь общества отличается богатством и разнообразием.

Случившиеся после реформ Александра II перемены политического толка были не столь значительны, как перемены социальные и психологические. Получившие большую свободу и пищу для размышлений, учёные, писатели, философы, музыканты и артисты, казалось бы, стремятся наверстать упущенное время. По мнению Н. А. Бердяева, вступив в XX в. Россия пережила эпоху, сравнимую по значимости с Ренессансом, собственно это и есть время Ренессанса русской культуры.

Основные причины быстрого культурного роста

Значительному скачку во всех сферах культурной жизни страны способствовали:

  • новые школы, открывавшиеся в большом количестве;
  • увеличение процента грамотных, а соответственно читающих людей до 54% к 1913 г. среди мужчины и 26% среди женщин;
  • увеличение количества желающих поступить в университет.

Постепенно увеличиваются государственные расходы на образование. Во второй половине XIX в. государственная казна выделяет на образование 40 млн. рублей в год, а в 1914 г. не менее 300 млн. Увеличивается число добровольных образовательных обществ, посещать которые могли самые разные слои населения, количество общественных университетов. Всё это способствует популяризации культуры в таких сферах, как литература, живопись, скульптура, архитектура, развивается наука.

Культура России второй полвины XIX — начале XX вв.

Русская культура во второй половине XIX в.

Русская культура в начале XX в.

Преобладающим направлением в литературе остаётся реализм. Писатели пытаются как можно более правдиво, рассказать о происходящих в обществе изменениях, обличают ложь, борются с несправедливостью. На литературу этого периода значительное влияние оказывает отмена крепостного права, поэтому в большинстве произведений преобладает народный окрас, патриотизм, стремление защитить права угнетённого населения. В этот период трудятся такие литературные корифеи, как Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, И. Гончаров, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин, А. Чехов. В 90-е гг. начинают свой творческий путь А. Блок и М. Горький.

На рубеже веков изменяются литературные пристрастия общества и самих писателей, появляются такие новые направления в литературе, как символизм, акмеизм и футуризм. XX в. – это время Цветаевой, Гумилева, Ахматовой, О. Мандельштама (акмеизм), В. Брюсова (символизм), Маяковского (футуризм), Есенина.

Огромной популярностью начинает пользоваться бульварная литература. Интерес к ней, собственно, как и интерес к творчеству, возрастает.

Театр также приобретает народные черты, писатели, создающие театральные шедевры, пытаются отразить в них присущие этому периоду гуманистические настроения, богатство духа и эмоций. Лучшим

До середины века музыкальное образование и музыка были достоянием исключительно ограниченного круга лиц — салонных гостей, домочадцев, театралов. Но ближе к концу века оформляется русская музыкальная школа. В крупных городах открываются консерватории. Первое такое заведение появилось ещё в 1862 г.

Происходит дальнейшее развитие этого направления в культуре. Популяризации музыки способствовала известная певица Дягилева, гастролировавшая не только по России, но и за рубежом. Русское музыкальное искусство прославили Шаляпин и Нежданова. Творческий путь продолжает Н. А. Римский-Корсаков. Развитие получила симфоническая и камерная музыка. Особый интерес у зрителя по-прежнему вызывают балетные выступления.

Живопись и скульптура

Живопись и скульптура, так же как и литература, не остались чужды веяниям века. В этой сфере преобладает реалистическая направленность. Известными художниками, такими как В. М. Васнецов, П. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, Левитан, Рёриха, Верещагина, созданы красивейшие полотна.

В конце века наблюдается значительный рост отечественных научных достижений. П. Н. Лебедев изучил движение света, Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным заложены основы аэродинамики. Исследования Циолковского, Вернадского, Тимирязева надолго определяют будущее современной науки.

Развиваются социальные науки. Если ранее они ещё не отделимы от философии, то теперь приобретают самостоятельность. Известнейшим социологом своего времени становится П. А. Сорокин.

Дальнейшее развитие получает историческая наука. В этой области трудятся П. Г. Виноградов, Е. В. Тарле, Д. М. Петрушевский. Исследованию подвергается не только Российская, но и зарубежная история.

После отмены крепостного права русская идейная мысль вышла на новый уровень. Вторая половина века – рассвет русской философии, в особенности философии религиозной. На этом поприще трудятся такие известные философы, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, С. Л. Франк.

В пореформенный период в городах начинается строительство банков, магазинов, вокзалов, облик городов меняется. Изменяются также и строительные материалы. В постройках используют стекло, бетон, цемент и метал.

В начале века в архитектуре появляется одновременно 3 направления:

  • модерн;
  • неорусский стиль;
  • неоклассицизм.

В стиле модерн возводят Ярославский вокзал, в неорусском стиле – вокзал Казанский, а неоклассицизм присутствует в формах Киевского вокзала.

Русские учёные, артисты, художники и писатели приобретают известность за рубежом. Достижения русской культуры рассматриваемого периода получают мировое признание. Имена русских путешественников, первооткрывателей украшают карты мира. Зародившиеся в Росси художественные формы оказывают значительное влияние на зарубежную культуру, многие представители которой отныне предпочитают равняться именно на русских писателей, скульпторов, поэтов, учёных и художников.

В учебных пособиях по истории СКД чаще всего недооценивается выдающийся вклад Александра II в создание условий развития СКД и ее организации на проф. основе.

Подписывая указ от 19фев. 1861г. Александр заметил, что суть его составляет идея свободы людей и их права на активность во всех сферах жизнедеятельности. Концепция свободы и активности личности пронизывала земскую реформу, реф. образования. Свобода и активность – изначальный базис СКД, и именно Александр II заложил его своими либеральными реформами.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).




К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым, прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина.

Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.

Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.

С середины 19 века тон в общественной жизни задают уже не дворяне, а разночинцы. Буквально быть разночинцами означало принадлежать к различным сословиям. В России разночинцы находились вне сословий, за счет того, что в их среде сословия перемешались и потеряли свое значение. Они рекрутировались из того же дворянства, духовенства, мещан, военного сословия были в них представлены и выходцы из крестьян.

Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач.

Появления интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д.

МОИ:Реформа освобождения крестьян повлекла за собой ряд других реформ:

1. Реформа местного самоуправления. Выборным орг – земство, зак.вл. – земское собр, исп.вл. – земское управл.

2. Образовательная (дал права университетам: избир.лектров, дисципл.совет).

1. Двор.пыт обуч.грамоте крест.

2. введен оседлый образ жизни (селились вместе с народом).

Но, особенного эффекта не дало.

В учебных пособиях по истории СКД чаще всего недооценивается выдающийся вклад Александра II в создание условий развития СКД и ее организации на проф. основе.

Подписывая указ от 19фев. 1861г. Александр заметил, что суть его составляет идея свободы людей и их права на активность во всех сферах жизнедеятельности. Концепция свободы и активности личности пронизывала земскую реформу, реф. образования. Свобода и активность – изначальный базис СКД, и именно Александр II заложил его своими либеральными реформами.

В период падения силы и могущества русского дворянства рамки сословий стали размываться. Это изменило и коллективные формы дворянского досуга. Начались поиски новых, более камерных форм досуга аристократического сословия (кружки по интересам, спортивные занятия, офицерские клубы). Среднее и мелкое дворянство допускало в свою среду богатых купцов и почетных граждан, представителей интеллигенции. Возросло число людей, посвящавших свой досуг общественной работе (комитеты и общества грамотности).

К середине 19 века русская культура становится все более известной на Западе. Н.И.Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении Вселенной, стал первым, прославившимся за рубежами России ученым. П.Мериме отрыл Европе Пушкина.

Во второй половине 19 века европейская и мировая известность русской литературы усиливается в первую очередь благодаря литературе, произведениям И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского.

Впервые в 19 веке культурный обмен между Россией и Европой приобрел двусторонний характер, русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для запада формах, не утратив своего своеобразия.

С середины 19 века тон в общественной жизни задают уже не дворяне, а разночинцы. Буквально быть разночинцами означало принадлежать к различным сословиям. В России разночинцы находились вне сословий, за счет того, что в их среде сословия перемешались и потеряли свое значение. Они рекрутировались из того же дворянства, духовенства, мещан, военного сословия были в них представлены и выходцы из крестьян.

Революционно-демократическая или разночинно-нигилистическая идеология более всего отразилась на живописи. В результате она приобрела тематическую заданность и поучительность, далеко уводившие ее от собственно живописных задач.

Появления интеллигенции. С конца 19 века интеллигенцией в России стали называть представителей ее образованного слоя: ученых, учителей, врачей, литераторов, инженеров и т.д.

МОИ:Реформа освобождения крестьян повлекла за собой ряд других реформ:

1. Реформа местного самоуправления. Выборным орг – земство, зак.вл. – земское собр, исп.вл. – земское управл.

2. Образовательная (дал права университетам: избир.лектров, дисципл.совет).

Ярким примером в развитии культуры России является эпоха Александра II. В этот период произошли наиболее успешные либеральные реформы. С 1861 по 1870-е годы были проведены такие реформы как аграрная, земская, городская, университетская, судебная, бюджетная, военная, банковская и другие. Не случайно эти года вошли в историю России как период Великих реформ. В это же время была создана культура, которая до сих пор воспринимается в мире как классическая русская культура. Её создателем и носителем была интеллигенция, вовлёкшая в культурное творчество не только европейские идеи и собственный опыт просвещения, но и народную традицию.

ВложениеРазмер
kultura_poreformennoy_rossii.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Груздева Марина Борисовна,

Неверко Алена Евгеньевна,

ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга

КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Формирование гражданской позиции и чувства патриотизма у школьников является приоритетным направлением государственной политики. В.О. Ключевский называл историю великой наставницей жизни. Историческая память формирует мировоззрение человека.

Новое содержание и новая структура образования ставят перед учителем задачи по формированию у обучающихся российской гражданской идентичности – первой среди личностных образовательных результатов, формированию общекультурных компетенций.

ФГОС последнего поколения основного общего образования требуют от учителя такой организации работы ученика, которая будет способствовать его самоизменению и саморазвитию. Важно не просто передавать знания обучающимся, а способствовать формированию потребности самостоятельно определять цели и задачи, строить образовательный маршрут, оценивать свои результаты.

Ярким примером в воспитании патриотизма является эпоха Александра II. В России в этот период произошли наиболее успешные либеральные реформы. С 1861 по 1870-е годы были проведены такие реформы как аграрная, земская, городская, университетская, судебная, бюджетная, военная, банковская и другие. Не случайно эти года вошли в историю России как период Великих реформ. В это же время была создана культура, которая до сих пор воспринимается в мире как классическая русская культура. Её создателем и носителем была интеллигенция, вовлёкшая в культурное творчество не только европейские идеи и собственный опыт просвещения, но и народную традицию.

Реформы способствовали развитию духовной жизни общества за счёт модернизации всей социокультурной среды. Изменялось национальное сознание, а, следовательно, и смена культурной модели.

Лидерство литературы сделало её настоящей кладовой сюжетов и образов для живописи, музыки и других областей творчества. Самое главное влияние она оказывала через комплекс идей, которые выражали новые ценности общества.

Музыка пореформенной России отмечена двумя особенностями: интересом к фольклору и вниманием к теме социального напряжения в обществе в разные исторические эпохи.

Ведущее место среди симфонических жанров во второй половине 19 века занимает симфония. П.И. Чайковский и А.П. Бородин, создатели русской симфонии, в своих произведениях показали конфликт между внешним миром, ставшим враждебным человеку, и внутренним миром человека, стремящегося к счастью. Героический народный эпос выходит на первый план.

Фольклор, наряду с произведениями профессиональных композиторов, также отображает происходящие в обществе изменения. Крестьянский фольклор отреагировал на крестьянскую реформу 1861 год: в новых условиях труда появляется рабочий фольклор. Исконные традиции разных народов многонациональной России представлены в народном творчестве. Фольклор необыкновенно востребован композиторами, которые обращаются к народным мелодиям, инструментам и голосам. Последователи М.И. Глинки включают в свои произведения интонационные цитаты, а нередко – и народные произведения целиком. Сочинения наполнены массовыми народными сценами.

Главная особенность музыкальной жизни России того времени – ее демократизация. Теперь концертные залы и театры стали доступны широкому кругу любителей музыки, музыка вышла из узкого камерного круга, став доступной новому контингенту: чиновникам, рабочим, студентам.

Пореформенная Россия подарила миру целое поколение композиторов, чьи имена вписаны золотыми буквами в мировую музыкальную сокровищницу. Русская классическая школа, начиная с основоположника М.И. Глинки, подняла русскую музыку на небывалую высоту, и она, став одной из ведущих, заняла достойное место среди европейских музыкальных культур.

Подводя итог сказанному, хочется вспомнить слова Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

Примерные вопросы и задания для обучающихся:

1. Назовите главную задачу царствования Александра II.

2. Назовите причины роста общественного движения в 1860-е гг.

3. Как вы думаете, почему период Великих реформ в обществе породил бурный творческий подъем в искусстве?

4. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, на каких из них изображены современные им события, на каких – исторические.

5. Рассмотрите картины художников-передвижников и определите, кто преимущественно является героем произведений.

7. Почему во второй половине XIX века интерес к народному творчеству не только не угас, но и многократно возрос?

10. Подберите ритмический аккомпанемент к любимой народной песне. Исполните ее в новой обработке.

1. Березовская Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. – Москва: Русское слово, 2013. 320 с.

2. Никитина, Л.Д. История русской музыки: популярные лекции / Л.Д. Никитина. - Москва: Академия, 1999. 272 с.

3. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – Москва: Тк Велби, 2003. 520 с.

5. Стрелова О.Ю. Воспитание историей как формирования ценностей личности // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №7. Стр. 66-70.

В 1860 – 1870-х гг. Александр II осуществил Великие реформы: отменил крепостное право в 1861 г., вёл местное земское самоуправление в 1864 г., произвёл ряд преобразований в судах, армии, во флоте, в университетском образовании; подавил Польское восстание 1863 – 1864 гг. Он вёл успешную политику на международной арене, направленную на ликвидацию последствий Крымской войны. При нём Россия выиграла войну с Турцией (1877 – 1878 гг.) и присоединила ряд территорий в Казахстане и Средней Азии. Император был убит народовольцами.

Разгром польского восстания не остановил радикально настроенную молодёжь в попытках организоваться для целей революционной пропаганды в народе. В этой среде начали оформляться идеи террористической деятельности. Один из членов подпольного кружка Н.А.Ишутина Дмитрий Каракозов 4 апреля 1866 г. произвёл неудачное покушение на Александра II. (Террористы позднее произвели ещё два неудачных покушения на царя и его семью – в 1879 и 1880 гг.).

Росту общественного самосознания в 1860-е гг. во многом содействовали разночинцы. Если в прежнее время они не оказывали заметного влияния на жизнь общества, то теперь их роль стала более заметна, из их среды выдвинулись многие учёные, философы, публицисты, педагоги, писатели, оставившие глубокий след в истории русской науки и культуры. В философии разночинцы стали проповедниками материализма в духе Л.Фейербаха. Идеалисту 1840-х, воспринявшему культ эстетически развитой культурной личности, пришедшая эпоха противопоставляла материалиста и атеиста, вдохновлённого гражданскими чувствами.

Однако сторонники радикальной критики постепенно к 1870-м гг. перестали пользоваться безграничным доверием читателей, которые подчёркивали не столько социально-угнетённое положение русского народа, сколько его духовно-нравственный потенциал.

Со второй половины 1850-х гг. значительно увеличилось число журналов и газет. Они отражали самые различные направления и оттенки общественно-литературного движения: от консервативных до либеральных.

Расширяется издательская деятельность. Укрепление, особенно в пореформенное время, хозяйственно-экономических отношений, базирующихся на частнопредпринимательских инициативах, заметно повысило требовательность к уровню образования. Росло количество газет и журналов, расширялся круг читателей. Книгоиздание становилось материально выгодным предприятием, однако для большинства крупных издателей извлечение прибыли не являлось главной целью.

Их больше привлекали возможности просветительской деятельности, желание делом послужить Отечеству.

В качестве приложения к журналу были изданы собрания сочинений почти всех русских классиков. Расцвет книгоиздательской деятельности Маркса пришёлся на конец XIX века.

Для последней трети XIX века характерным явлением стало разделение книгоиздательского дела по специальностям. Так, с 1872 г. А.Ф.Девриен публиковал книги по сельскому хозяйству, К.Р.Ракер и В.С.Эттингер выпускали труды по медицине. Петербургский магазин Н.Т.Мартынова, московская Волковская театральная библиотека (открылась 11 февраля 1871 г. в память актёра Ф.Г.Волкова) выпускали театральную литературу. Театральная библиотеке Е.Н.Рассохиной (основана в 1875 г.) выпускала драматические произведения русских и зарубежных авторов.

Во второй половине 1860-х начались преобразования в цензуре, вновь ослаблявшие её требования.

Основная черта русской периодической печати 1860-х – сильная политизация её содержания и ориентация на определённые слои, группы. Различное отношение к проводящему реформы правительству делило журналистику на радикальную,


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Читайте также: