Экономические гарантии это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Предоставление гарантий и компенсаций регламентируется главой 23 ТК РФ. Это понятия, которые существенно различаются между собой. Но и гарантии, и компенсации направлены на достижение одной цели: обеспечение прав трудящихся.

Как оформляется предоставление компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда?

Основные особенности

Приведенные понятия раскрываются в статье 164 ТК РФ:

  • Гарантии – инструменты для обеспечения трудовых прав. Они могут как выражаться в деньгах, так и не выражаться в них. Первые представляют собой гарантийные доплаты. Их цель – предотвращение уменьшения ЗП сотрудника.
  • Компенсации – возмещение трат, понесенных сотрудником в ходе работы.

Условия предоставления оговорены в статье 165 ТК РФ:

  • Отправка в командировку (в процессе ее у сотрудника возникают расходы, которые должны возмещаться).
  • Перевод в офис, расположенный в другом городе.
  • Выполнение гособязанностей.
  • Расторжение трудового контракта не по вине сотрудника.
  • Прекращение трудового контракта по некоторым основаниям. не выдана уволившемуся сотруднику в нужные сроки.
  • Прекращение действия трудового контракта по некоторым обстоятельствам.

Вопрос: Какие существуют гарантии и компенсации работникам, получающим образование по заочной форме обучения?
Посмотреть ответ

Средства выплачиваются из денег работодателя.

К СВЕДЕНИЮ! Перечень выплат, указанный в статье 165 ТК РФ, не является полным. В рамках трудового законодательства существуют также общие гарантии. В частности, это гарантии при приеме в фирму.

Гарантии

Основная цель гарантий – сохранение ЗП сотрудника при его отсутствии на работе. К примеру, специалист ушел на больничный. При этом ему начисляются выплаты по больничному. Примеры выплат:

  • Оплата прогула, причиной которому стал работодатель или обстоятельства непреодолимой силы (статья 374 ТК РФ).
  • Выходные пособия (статья 178 ТК РФ).
  • Деньги за оплачиваемый отпуск (статья 114 ТК РФ).
  • Выплаты за учебный отпуск (статьи 176 ТК РФ).

Выплаты за время, в которое сотрудник выполнял общественные и государственные обязанности, также именуются гарантийными выплатами.

С какого момента работодатель обязан предоставить гарантии (компенсации) работникам по результатам специальной оценки условий труда?

Пособие по больничному и материнству

ВАЖНО! Образец допсоглашения об установлении гарантий и компенсаций за вредные и/или опасные условия труда от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Если сотрудник заболел, он может выйти на больничный. Работодатель обязан выплачивать ему пособие (статья 183 ТК РФ). Начисляется оно на основании больничного листа. Порядок выплат и их объемы устанавливаются ФЗ №255 от 29 декабря 2006 года.

Нанесение вреда здоровью

Если вследствие производственного несчастного случая нанесен вред здоровью работника, ему выплачивается утраченная ЗП и компенсируются траты на восстановление (посещение клиник и т.д.). Также компенсация выплачивается и тогда, когда человек умер из-за производственной травмы. Деньги в этом случае выплачиваются семье погибшего.

Прохождение обследования

Некоторые работники по роду службы обязаны проходить медицинское обследование. На время обследования работодатель должен сохранить ЗП за сотрудником (статья 185 ТК РФ).

Сотрудник может получить выходной в связи со сдачей крови. Этот день также оплачивается работодателем (статья 186 ТК РФ).

Профессиональное обучение

Сотрудник имеет право на обучение с отрывом от должности. При этом его ЗП сохраняется в усредненном размере. Сотрудник может направляться работодателем на учебу, проходящее в другом городе. В этом случае компания начисляет ему командировочные (статья 187 ТК РФ).

Дополнительные основания для гарантийных выплат

Законом оговорены также эти основания для выплат:

  • Перерывы, входящие в трудовое время (статья 109 ТК РФ).
  • Доп. перерывы, предоставляемые для грудного вскармливания детей до 1,5 лет (статья 258 ТК РФ).
  • Доплаты несовершеннолетним сотрудникам при их сокращенном дне (статья 271 ТК РФ).
  • Доплаты женщинам, трудящимся на Крайнем Севере (статья 320 ТК РФ).

Работодатель может перевести сотрудника на нижеоплачиваемую должность в связи с состоянием здоровья, не позволяющим продолжать прежнюю деятельность. В этом случае также делаются выплаты:

  • До выздоровления сотрудника (статья 182 ТК РФ).
  • За матерями с детьми 1,5 лет сохраняется средняя ЗП (статья 254 ТК РФ).

ВАЖНО! Как правило, гарантийные выплаты – это не надбавка к ЗП. Это просто сохранение среднего заработка.

Компенсационные выплаты

КВ – это возмещение трат сотрудника, понесенных в связи с работой. Главная функция гарантий – сохранение средней ЗП. Главная функций компенсаций – возмещение фактически имеющихся расходов. К примеру, это возмещение этих трат:

  • Расходы, возникшие в ходе служебной командировки.
  • Траты на переезд в другой город в связи с исполнением служебных обязанностей.
  • Сотрудник использует в работе свое личное имущество и несет в связи с этим расходы.

Приведенный перечень не считается исчерпывающим. Рассмотрим подробнее все основания для компенсаций.

Командировки

Компенсация начисляется на основании главы 24 ТК РФ. В статье 166 ТК РФ прописано определение служебной командировки. Это поездка в другой город по поручению работодателя. Максимальная длительность командировки – 40 суток.

В период командировки за сотрудником сохраняется его прежняя ЗП. Но это уже не компенсация, а гарантия (статья 167 ТК РФ). Компенсацией являются выплаты, компенсирующие фактические расходы трудящегося (статья 168 ТК РФ).

В частности, возмещаются эти траты:

  • Проезд в город, где будет проходить командировка.
  • Выезд из города.
  • Аренда квартиры.
  • Суточные.

Работодатель может возмещать другие расходы, если они возникли в связи с производственной необходимостью. Порядок начисления трат определяется коллективным соглашением, внутренними актами. Нормы командировочных определены Постановлением Правительства №729.

Расходы возмещаются на основании документов. К примеру, это могут быть следующие бумаги: документы на аренду квартиры, проездные билеты, чеки из магазинов.

Переезд в другой город

Сотрудника могут перевести на работу в другой город. В этом случае ему должна начисляться компенсация на основании статьи 169 ТК РФ. Затраты возмещаются только тогда, когда есть предварительное соглашение об этом. Оформляется оно в письменном виде. Компенсируются траты на проезд и сотрудника, и его семьи.

Сотрудник обязан вернуть деньги при этих обстоятельствах:

  • Трудящийся не приступил к работе в поставленные сроки без удовлетворительных причин.
  • Если сотрудник до истечения 12 месяцев работы на новом месте уволился или по своей инициативе, или на основании ТК.

Если присутствуют перечисленные обстоятельства, сотрудник должен вернуть деньги за вычетом трат на проезд.

Использование имущества сотрудника

Компенсация за эксплуатацию имущества сотрудника начисляется на базе статьи 188 ТК РФ. Она выплачивается при наличии этих обстоятельств:

  • Имущество используется с согласия трудящегося.
  • Имущество используется в рабочих целях.

В работе может использоваться это имущество сотрудника: авто, инструмент, ПК, средства связи.

Выплаты при сочетании работы с учебой

Сотрудник может совмещать работу и получение образования. В этом случае руководитель фирмы обязан предоставить гарантии. Размер их зависит от формы организации процесса учебы:

  • Доп. отпуск с ЗП.
  • Доп. отпуск без средней ЗП.
  • Оплата проезда до учебного учреждения.
  • Сокращение времени работы.

Гарантии выдаются только при наличии этих обстоятельств: наличие государственной аккредитации и успешная учеба.

Для реализации прав граждан, соблюдения законов, защиты интересов государства необходимы определенные гарантии. В правовом поле их называют гарантии законности.

Термин гарантии законности объединяет в себе ряд мер – политические, экономические, идеологические и другие. Это целый комплекс мероприятий.

Комплексный характер гарантий обусловлен тем, что социальная жизнь многогранна, и только совокупность мер способна принести эффективность. Учитываются объективные и субъективные условия, на обеспечение режима законности направлен ряд юридических и организационных средств. Гарантии законности подразделяются на общие и специальные.

Общие гарантии

Направлены на создание благоприятной среды в обществе, для эффективности регулирования подразделяются на разные направления.

Экономические

Базовые принципы, на основе которых формируются другие виды гарантий. В истоках экономических гарантий – социально-экономический строй, тип системы хозяйствования и собственности, возможность вести частную предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность. Данный вид гарантий определяет стабильность социально-политической среды в государстве, общественный порядок, а также эффективность всего законодательства с точки зрения практической реализации предусмотренных норм.

Важнейшими экономическими гарантиями являются:

  • Равноправие между разными формами собственности;
  • Наличие и защита частной собственности;
  • Наличие свободного предпринимательства;
  • Стабильность денежной системы и налоговой политики;
  • Согласованность работы структурных подразделений хозяйственного механизма;
  • Своевременная оплата труда.

При отсутствии экономических гарантий, то есть в ситуации дестабилизации экономики, уровень производства падает, появляется факт несвоевременной оплаты труда, растет инфляция. Принятые юридические нормы теряют свою эффективность, социальные связи разрываются, при этом резко возрастает уровень преступности во всех жизненных сферах.

Политические

Выражены демократическими устоями общества, они развиваются и улучшаются для формирования правового государства. Политические гарантии выражены в разделении властей и сотрудничестве между собой, наличии плюрализма мнений и разных идеологий, многопартийности и других выражений свободного парламентаризма. Политические гарантии – необходимая мера для обеспечения обеспечение прав и свобод личности, формирования свободного общества.

Идеологические

Без идеологических гарантий невозможно создание правовой культуры в обществе, так как не будет сформировано уважение к закону, понимание ценности правопорядка, не получится достигнуть гражданской общности.

Идеологические гарантии имеют множество воплощений:

  • Распространение информации среди граждан, пропаганда;
  • Доведение сведений о правах и их ценности;
  • Формирование стойкой привычки соблюдать закон;
  • Развитие умения использовать правовые нормы;
  • Выход моральных установок на новый уровень;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Все данные аспекты способствуют закладыванию и укреплению законности в обществе. При отсутствии идеологических ценностей страдает система воспитания и дисциплина, пропадает организованность и общественная сплоченность, вслед за чем повышается уровень преступности.

Помимо перечисленного идеологические ценности включают в себя совершенствование науки о праве, воплощение теоретических исследований из идей в практику, формирование жизненно необходимых концепций – защита прав человека, теория правового государства и гражданского общества. Данные теории и идеи воплощаются в правотворческой и правоприменительной практике.

Социальные

Социальные гарантии наиболее ощутимы на уровне широких масс, они включают в себя уровень жизни граждан, защиту свобод и реализацию прав человека, опеку социально незащищенных категорий. При наличии социальных гарантий люди уверены в завтрашнем дне, при отсутствии ситуация в обществе ухудшается. Не только социальные, но и национальные, и даже бытовые конфликты рождаются на почве нестабильности получения заработной платы и социальных выплат.

В таком случае будет процветать игнорирование принятых норм, преступность с целью обогащения.

Общественные

Выражаются в вовлечении каждого представителя общества в борьбу с правонарушениями. При благоприятных условиях общество бойкотирует лиц, способных нарушить требования закона, это и есть общественная профилактика противоправных действий.

Специальные гарантии

Их также именуют юридическими, значение – в комплексе инструментов для профилактики и пресечения правонарушений, а также в защите прав личности и других субъектов прав, обеспечении свободы обществу. Специальные гарантии включают в себя несколько аспектов.

Регулирование отношений

Использование правовых средств для регулирования отношений, которые требуют юридического регламентирования. Если регулирование будет противоречивым, или информация будет доводиться в искаженном виде, то общественная жизнь станет хаосом, участятся факты произвола в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц.

Совершенствование законов

Для того, чтобы законы работали, они должны соответствовать настоящим условиям в обществе, а также нормам человеческой морали. Законодательство должно быть доступным и отражать свежие общественные тенденции, только тогда оно будет жизнеспособным. Для достижения этих условий необходима постоянная доработка законов с целью совершенствования.

Устаревшие правила исчезают или деформируются, все нормативные акты удобно систематизируются и учитываются при создании новых.

Законность работы госаппарата

Деятельность государственного аппарата должна быть законной, это обеспечивают ряд институтов и процедур. Предусмотрены такие понятия, как независимость суда, презумпция невиновности, обжалование через суд в тех случаях, когда представители власти нарушают права граждан. Для рассмотрения гражданских, уголовных и прочих дел в суде предусмотрен целый комплекс процессуальных норм.

Ответственность

За правонарушения на человека, преступившего закон, накладывается ряд юридических санкций, только таким образом можно установить должную меру ответственности.

Работа правоохранительных органов

К правоохранительным органам относят: прокуратуру, суд, полицию, специализированные инспекции, которые профилактируют и пресекают правонарушения и привлекают нарушителей к ответственности. От эффективности работы этих органов зависят правоотношения в обществе.

Контроль

Для надзора и контроля за правопорядком создан ряд специальных органов – Конституционный Суд, судебные, следственные и прокурорские органы. Государственные органы контролируют те подразделения, которые им подведомственны. Благодаря строгому контролю юридические службы всех учреждений совершенствуются.

Правопорядок

Предполагает противодействие любому нарушению норм права, необходим для восстановления субъективных прав после их нарушения.

Термином правопорядок обозначают особую упорядоченность общественных отношений, а также их регулирование. Правопорядок возникает благодаря поступательному осуществлению законности, когда все права и свободы личности реализуются и защищаются.

Правомерной должна быть деятельность не только отдельного человека, но и коллективных субъектов права. Правовой порядок предполагает взаимоотношения отдельных людей с организациями при условии того, что государственная власть обеспечивает и защищает все права.

Особо необходим правопорядок в организации деятельности государственной власти. Для установления правопорядка, уважения к правам и законам, необходима сильная власть, построенная на непререкаемом соблюдении предписанных норм. Если чиновник будет стремиться обойти закон в свою пользу, то он на личном примере подорвет авторитет права, уменьшит социальную значимость закона и тем самым создаст благоприятные условия для нарушений режима правопорядка.

Важно понимать, что реально существующий правопорядок – это настоящая стадия развития общественных отношений. Также существует идеал правопорядка, достичь который является задачей для каждого правового государства. Для того, чтобы приблизиться к идеалу, каждое государство занимается правотворческой работой и применением этих прав на практике. Идеальный правопорядок – цель регулирования отношений в обществе на правовом уровне.

Для создания стабильного правопорядка необходим ряд условий, в первую очередь:

  • Общественное уважение к праву, авторитет закона;
  • Реальное демократическое устройство;
  • Уверенность граждан в соблюдении их прав;
  • Система наказаний за любое нарушение юридической нормы.

На почве правопорядка зарождается более обширное понятие – общественный порядок. Этим термином обозначают существующие в обществе отношения, когда они упорядочены и построены исключительно на соблюдении всех принятых норм, в том числе норм права, морали, корпоративных и других. Все предписанные нормы выступают в роли регулятора, поэтому каждая из них значима.

Общественный порядок

Правопорядок – это лишь одна из составляющих общественного порядка, это очень обширное понятие. Общественный порядок возник на более ранних стадиях развития, его становление происходило параллельно с обществом, это необходимое для существования условие. Правопорядок появился намного позже, это явление политико-юридического характера, которое не могло сформироваться раньше, чем право, закон, публичная власть.

Правопорядок зарождается на почве права, оно же становится результатом работы правопорядка. С общественным порядком сложнее – для его достижения необходимо соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм. Правопорядок – результат принуждения, общественный порядок строится на доброй воле и силе общественного мнения, он не относится к методам государственного воздействия.

Нарушение правопорядка и общественного порядка караются по-разному. К нарушителю правопорядка применяют юридические санкции, при нарушении общественного порядка грозит еще и общественное моральное давление.

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности.

Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Среди общих условий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие:

1) экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной, отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.

2) политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции - важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности.

К числу идеологических условий относится также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.

5) общественные гарантии - это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.




Специальные юридические гарантии - это совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К такого рода гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способно породить хаос в общественной жизни, факты произвола и их усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;

4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций.

Гарантии законности - это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Они носят комплексный характер, связаны со многими явлениями и процессами социальной жизни и могут быть эффективными лишь в своей совокупности, в тесном переплетении объективных и субъективных условий и предпосылок социальной жизни со специальными юридическими и организационными средствами, направленными на обеспечение режима законности.

Гарантии законности принято делить на общие и специальные (юридические).

Среди общих условий общественной жизни, создающих благоприятную среду эффективного правового регулирования, можно выделить следующие:

1) экономические гарантии. Они коренятся в самом социально-экономическом строе общества, характере собственности, организации системы хозяйствования, возможностях частнопредпринимательской и иной хозяйственной деятельности и являются основной, отправной базой для всех других гарантий. Экономические факторы во многом предопределяют стабильность социально-политической обстановки в стране, эффективность законодательства и деятельности всего аппарата государства по реализации правовых норм. В число экономических гарантий входят обеспечение равноправного существования разных форм собственности, установление и охрана частной собственности, свобода частного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, ритмичная работа всего хозяйственного механизма, полная и своевременная оплата труда и т.д. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции и фактов несвоевременности выплаты зарплаты и пенсий ослабляется режим полноценного действия юридических норм, дезорганизуются социальные связи, повышается уровень преступности, причем не только в хозяйственной сфере.

2) политические гарантии - это развитие и совершенствование демократических устоев общества, формирование правового государства, разделение властей и их сотрудничество между собой, плюрализм мнений и идеологическое многообразие, обеспечение многопартийности и свободного парламентаризма и т.д.

3) идеологические гарантии предполагают создание в обществе высокого уровня правовой культуры, основанной на уважении к закону, на его высоком авторитете, на внутреннем согласии людей с нормативным предписаниями. Это развитие правосознания, широкая пропаганда и распространение среди граждан правовых знаний, создание привычки, внутренней потребности соблюдать закон, навыков и умения использовать правовые нормы в повседневной жизни. Повышение уровня моральных установок личности, их общей культуры, формирование черт законопослушания, преклонения перед законом, активной жизненной позиции - важные идеологические предпосылки укрепления законности. Недостатки системы воспитания, а тем более его разрушение создают благоприятные условия для ослабления дисциплины, организованности, роста преступности.

К числу идеологических условий относится также уровень развития правовой науки, полнота воплощения в теоретических исследованиях демократических, гуманистических идей и концепций (теория правового государства, обеспечение и охрана прав личности, парламентаризм и т.д.), обоснование их внедрения в правотворческую и правоприменительную практику.

4) социальные гарантии (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности, уверенность граждан в завтрашнем дне) также оказывают существенное влияние на уровень законности. Рост безработицы, задержки в выплате зарплаты, пенсий и других социальных выплат, повышение стоимости жизни создают питательную среду для незаконного обогащения, игнорирования юридических норм, социальных, национальных и бытовых конфликтов.

5) общественные гарантии - это активное привлечение общественности к борьбе с нарушениями закона, к профилактике правонарушений, создание атмосферы морального бойкота лиц, переступающих или способных переступить требования закона.

Специальные юридические гарантии - это совокупность установленных законодательством способов и средств, направленных на предупреждение, устранение и пресечение правонарушений, на охрану и обеспечение прав и свобод личности, других субъектов права. К такого рода гарантиям относятся:

1) исчерпывающее и эффективное регулирование правовыми средствами всех отношений, которые нуждаются в юридической регламентации. Пробелы в праве, недостаточно четкое, неполное, противоречивое регулирование способно породить хаос в общественной жизни, факты произвола и их усмотрения в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц;

2) улучшение качества законодательства, его совершенствование. Законы должны соответствовать реальным условиям жизни, нормам общечеловеческой морали, отражать тенденции общественного развития, быть четкими и доступными. Необходимы постоянное обновление законодательства, отмена или изменение устаревших норм, систематизация нормативных актов, их эффективный учет;

3) установление специальных институтов и процедур, направленных на обеспечение законности в деятельности государственного аппарата (судебное обжалование действий администрации, нарушающих права граждан, презумпция невиновности, независимость суда и др.), тщательно разработанных процессуальных норм при рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел;

4) установление эффективных мер ответственности (юридических санкций) за правонарушения;

5) четкая и эффективная деятельность правоохранительных органов: суда, прокуратуры, милиции, специальных инспекций, направленная на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, привлечение виновных к ответственности;

6) контрольно-надзорная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение правовых норм: деятельность Конституционного Суда, иных судебных, а также прокурорских и следственных органов, контроль государственных органов за подведомственными им подразделениями, совершенствование юридической службы государственных и иных учреждений и организаций.

БК РФ Статья 115. Государственные (муниципальные) гарантии

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) наименование бенефициара;

3) наименование принципала;

4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

6) основания выдачи гарантии;

7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

8) срок действия гарантии;

9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

10) основания отзыва гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

13) основания прекращения гарантии;

14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в иных случаях, установленных гарантией.

17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

10) в иных случаях, установленных гарантией.

22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2020 N 120-ФЗ, от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

Читайте также: