Культура нового вавилона кратко

Обновлено: 27.06.2024

Древний город Вавилон существовал очень долго и был центром государств, созданных разными народами. Их мировоззрение, верования, традиции и практические знания переплелись и вместе породили то, что именуют культурным наследием Вавилона. Благодаря многочисленным находкам клинописных табличек и успешной расшифровке клинописи ученым достаточно много известно о вавилонской культуре.

Клинопись и ее культурное значение

Вавилон создавался и управлялся разными народами – шумерами, аккадцами, арамейцами, ассирийцами… Точная дата его основания неизвестна, но письменные и археологические источники доказывают, что в IV тыс. до н.э. город уже существовал. При этом относительно хорошая изученность истории Вавилона во многом объясняется ранним появлением здесь письменности – сохранившиеся письменные документы рассказывают много о древнем государстве.

Вавилонская письменность возникла благодаря развитию письменности пиктографической – по мере усложнения языка и понятийного аппарата. который требовалось отображать в записях. Восходит эта письменность к шумерской древности, но именно вавилоняне сделали ее в середине II тыс. до н.э. своеобразным языком международного общения в Передней Азии. Клинописью пользовались Ассирия, Сирия, Урарту, даже Персия и частично Египет.

Глиняный цилиндр с клинописным текстом

Широкому распространению этого способа записи способствовало наличие в древнем Вавилоне школьного образования. Школы создавались при храмах, писцы считались одновременно и служителями культа, жрецы были грамотны. Школы учили не только грамоте, но и началам основных наук, основам религии, музыке и некоторым другим дисциплинам. Археологами были найдены даже учебные пособия – словари и счетные таблицы для учеников.

Благодаря такой системе подготовки кадров и относительной простоте клинописи она стала первым важным вкладом Вавилона в мировую культуру. Благодаря клинописным записям ученым известно многое о религиозных представлениях вавилонян, их праве и научных знаниях.

Вавилонская религия и мировоззрение

Религия Вавилона формировалась на основе религиозных воззрений всех городов-государств Месопотамии и представлений разных народов. Богов было много, представления об их роли и значении были разными в разные периоды. Наряду с главными богами (покровителями стихий и главных сил мироздания) почитались и местные, считавшиеся покровителями отдельных городов и даже отдельных людей.

Храмы и жрецы играли большую роль в жизни вавилонян. Но роль эта скорее относилась к устройству земной жизни – боги полагались способными вмешиваться в жизнь людей, помогать им или наказывать их, а жрецы выступали в роли посредников. Храмы также были центрами культуры, образования, медицины; жрецов полагали магами, способными творить чудеса. Вопросы же посмертного устройства души вавилонян беспокоили относительно мало, хотя они и верили в то, что после смерти душу ожидает некий божественный суд.

Некоторые из богов Вавилона

Очевидно, что главные вавилонские боги воплощают силы природы. Однако с развитием общества и государства толкование их образов менялось. Подъем Вавилона вызвал рост авторитета Мардука. Он стал считаться основоположником мироздания (через победу над хтоническим чудовищем по имени Тиамат) и правителем мира. Так через религию укреплялся авторитет власти – вавилонский царь признавался воплощением и представителем Мардука на земле.

Для почитания богов в Вавилоне строили зиккураты – башни-храмы в виде усеченной ступенчатой пирамиды на 3 уровня. Верхний уровень считался жилищем бога; остальные два занимали жрецы, там проводились различные обряды.

Жрецы убеждали людей, что боги наделяют их особыми способностями, магическими дарованиями. Это укрепляло авторитет жречества. Нередко за магию выдавали, например, медицинские манипуляции – в этом виде она приносила пользу.

Вавилонский царь перед богом

Развитие науки в Вавилоне

Земледельческое хозяйство Вавилона зависело от разливов Евфрата. Их следовало точно предсказывать, наперед знать их сроки. Раздел земли, строительство храмов и укреплений требовали сложных расчетов. Наконец, совершенствование государства требовало правовой системы и строгого учета.

Соответственно, из наук в Вавилоне наибольшее развитие получили астрономия и математика. Здесь вели подобие исторических хроник, описывая деяния того или иного правителя. Вавилон – родина древнейшего из известных писаных сводов законов – так называемых законов Хаммурапи ( XVIII век до н.э.).

Вавилонским астрономам были известны 5 планет Солнечной системы (что следует из уже упомянутых их ассоциаций с богами). Они также составили достаточно точный календарь (год был поделен на 354 дней, но периодически добавлялись дополнительные дни для корректировки) и установили прохождение Солнца через 12 зодиакальных созвездий (это представление сохраняется и сейчас).

Математика в Вавилоне опиралась на числа 5 и (в большей степени) 6 и производные от него (12, 30, 60…). Отголоски этой системы сохраняются в делении круга на 360 градусов и в некоторых других формулах. В Вавилоне знали теорему Пифагора и ее доказательство, умели рассчитывать объем усеченной пирамиды (это было необходимо для строительства зиккуратов) и приблизительно – длину окружности. Для упрощения расчетов составлялись особые таблицы умножения, сложения и вычитания.

Вавилонская табличка с геометрическими расчетами

Искусство в Вавилоне

Археологические раскопки дали ученым также представление об уровне и особенностях развития вавилонского искусства. Хотя древний кирпич в условиях Месопотамии сохраняется плохо, обнаруженные руины городов (включая и сам Вавилон) позволили понять, что застройка столицы была плановой, в городе имелись четко выделенные улицы, на которые можно было попасть через въездные ворота.

Здания в Вавилоне имели форму параллелепипеда или усеченной пирамиды, строились преимущественно из кирпича, иногда из камня. Характерной особенностью является отделка внешних стен дворцов, храмов и главных городских ворот цветной плиткой, которой даже выкладывали различные изображения.

мозаичные изображения животных в Вавилоне

Вавилонское изобразительное искусство ориентировалось более на такую своеобразную мозаику, а также на рельефные изображения, вырезанные на камне. Скульптура была более примитивной – возможно, особенности местного камня не давали ей становиться более утонченной. Скульптурные изображения людей (царей, богов, жрецов) и животных довольно схематичны. Но вот рельефные изображения (их нельзя назвать барельефами из-за недостаточной фактурности) бывают весьма сложными.

Среди изображений животных преобладают львы, но есть и фантастические создания, соединяющие в себе черты многих видов. Имеются даже рельефы, на которых изображено мифическое чудовище Тиамат.

О вавилонской музыке известно немногое, так как музыкальные инструменты не могли сохраниться до наших дней. Однако известно, что музыка в Вавилоне была – в том числе в храмовом варианте. То же можно сказать о танцах. Сохранившиеся в письменных источниках упоминания говорят о том, что существовали и народные музыка и танцы, в том числе сопровождавшие разные обряды, связанные с хозяйствованием или профессией.

Самое известное произведение вавилонской литературы – поэма о герое Гильгамеше, его борьбе с разными чудищами, дружбе с лесным зверочеловеком Энкиду и поисках рецепта бессмертия. В нескольких списках найдена также история о путешествии богини Иштар в царство мертвых (так в вавилонской мифологии отображается идея природного возрождения и круговорота жизни) и о борьбе Мардука с Тиаматом. Немалую известность получила также история, называемая иногда басней об орле и змее.

Мардук и Тиамат

Вавилонские писцы старательно переписывали литературные произведения. Поскольку клинописные тексты наносили на мягкие глиняные таблички, которые затем обжигались, сохранялись они долго и хорошо. Множество из них уже обнаружены археологами и прочитаны, что и позволяет весьма полно судить о состоянии литературы в Вавилоне.

Значение культуры Вавилона

Вавилон в эпоху своего расцвета был высокоразвитым, сильным государством. Поэтому его культура повлияла даже на те народы, с которыми у вавилонян были не лучшие отношения. Этот факт отображен, например, в библейских преданиях, где Вавилон неизменно выступает в символической роли врага всего, что важно для еврейской религии.

Как уже было сказано, клинописью в течение веков пользовались многие народы – как относительно простой системой ведения записей. Во многих культурных традициях отразилась также вавилонская система счисления (римляне, к примеру, считали дюжинами, то есть 2 по 6, а мы ныне выделяем 12 зодиакальных созвездий, делим сутки на 24 часа, час – на 60 минут, а окружность на 360 градусов). А вот теорему Пифагора Пифагору пришлось формулировать и доказывать заново.

Вавилонская религия тоже отразилась на традициях многих народов. Особой популярностью пользовалась Иштар, которую почитали в Египте, Персии, Мидии – во многих странах.

Ворота Иштар в Вавилоне - реставрировано

Хотя гибель Вавилона в середине VI века до н.э. в результате персидского завоевания ограничила возможности распространения его влияния, все же оно было достаточно велико. И именно отражение силы и могущества этого древнего государства в Библии вызвало интерес к его истории у археологов. В результате история Вавилона на сегодня изучена достаточно хорошо – над этим работало множество историков и лингвистов.

Культура Вавилона

За полторы тысячи лет существования Вавилонского царства культура Вавилона добилась немалых достижений. Некоторые особенности вавилонской религии были позаимствованы другими народами, а значительная часть мифологии легла в основу ряда других религиозных учений.

Древние культуры

Культура и религия Вавилона

Культура Вавилонского царства имеет огромное значение для истории. Это государство дважды приходило к расцвету и дважды утрачивало влияние, пока не утратило независимость окончательно. Большое влияние на вавилонскую культуру оказал тот факт, что Вавилон неоднократно был завоёван разными народами, которые смешивались с коренным населением и привносили что-то своё. Сами вавилоняне многое позаимствовали у шумеров, ранее населявших Месопотамию.

Культура Вавилона кратко

Суть культуры Вавилонского царства

При этом вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Характеристика и особенности культуры Вавилона

Особенности культуры Вавилона

Вавилонская наука оказала значительное влияние на развитие других культур

Другой интересной особенностью являются вавилонские архитектурные традиции. Во-первых, вавилоняне строили массивные и монументальные культовые сооружения, чем-то напоминающие египетские пирамиды. Во-вторых, свои храмы они строили всегда трёхэтажными, так как эти три этажа олицетворяли подземный мир, земной мир и небесный мир соответственно. Вавилонская культура развивалась достаточно хаотично, и множество её элементов было позаимствовано у других народов.
В ней развивались точные науки, в частности, математика и геометрия, но при этом они всё ещё оставались тесно связанными с магией.

В начале 1-го тысячелетия до н. э. в Двуречье господствовали железные орудия. Почва Двуречья позволяла вести мелиоративные и земледельческие работы простейшими орудиями, применялась мотыга, плуг-сажалка, серп; в ирригационном хозяйстве распространено было черд — поперечное бревно, через которое тянулась веревка с переворачивающимся ведром, с 1-го тысячелетия — также водопроводное колесо.

Из ремесленного производства важнейшими были гончарное, ткацкое, кузнечное и деревообделочное. Основным типом жилища был прямоугольный дом из сырцового кирпича с глухими стенами и внутренним двором, послуживший основой также для типа дворца и храма.

Города обносились кирпичной стеной; большую часть их площади занимали центральный храм и дворец.

Военная техника наибольшего развития достигла в 1 тысячелетии до н. э. (сооружение укрепленных лагерей, понтонов, дорог, стенобитные, метательные и зажигательные орудия, панцири и другое защитное оружие, конница).

Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: беленые глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов.

Изобразительное искусство нововавилонского периода было в зависимости от ассирийского. Но тематика прославления царя и побед его войска, которая была так широко распространена в Ассирии, в Вавилоне не разрабатывалась.

В Вавилоне изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются только сцены поклонения различным символам божеств.

В сложении искусства Передней Азии времен персидского господства нововавилонское искусство своей техникой и композиционными приемами сыграло значительную роль.

Наблюдательная астрономия и начатки вычислительной астрономии (предвычисление затмений, гелиакических восходов светил) получили особое развитие в 1-м тысячелетии до н. э. Вавилонская математика и астрономия оказали заметное влияние на греческую и через нее — на западную науку (например, деление круга на 360°, часа на 60 минут и т. п.) Ряд вавилонских астрономов, например, Кидинну (Кицен) был хорошо известен грекам.

Мы можем говорить о культуре нововавилонского царства лишь опираясь на некоторые памятники. Датировка отдельных памятников вавилонской литературы до сих пор представляет собой весьма сложную задачу. Нельзя точно сказать, какие именно ее произведения можно отнести к нововавилонскому периоду.

С уверенностью можно лишь сказать, что примечательной особенностью этого периода стало усердное копирование и переписывание памятников древней письменности.

Глава 3. Культура и искусство

Глава 3. Культура и искусство С начала Великой Отечественной войны оккупанты провозгласили себя спасителями русской культуры. Основной целью, стоящей перед ними, они называли очищение её от скверны коммунизма, большевизма, иудаизма и космополитизма1.В системе «взвода

Религия и культура в эпоху Нового царства

Религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано очень существенными изменениями в представлениях египтян о загробном мире, подготовленными их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства вельможи, строившие себе

Культура. Искусство и архитектура

Культура. Искусство и архитектура В период активного заимствования всего западного изобразительное искусство не осталось в стороне, приняв живое участие во всем, что касалось принятия новой культуры. Частично это было вызвано и меркантильными соображениями:

Искусство раннего царства

Искусство раннего царства К сожалению, от гражданских сооружений Раннего царства почти ничего значительного не сохранилось.Если же судить по знакам-изображениям в письменности, то древнеегипетские храмы, по-видимому, являлись небольшими постройками внутри

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства

Древнеегипетская религия и культура в эпоху Нового царства Начало Нового царства было ознаменовано чрезвычайно существенным скачком в представлениях египтян о загробном мире, что было подготовлено их развитием еще с I Переходного периода. Если в эпоху Древнего царства

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на

7.4. Художественная культура и искусство Византии

7.4. Художественная культура и искусство Византии В истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое и выдающееся место. В течение всего своего тысячелетнего существования Византийская империя — прямая наследница греко-римского мира и

8.5. Художественная культура и искусство

8.5. Художественная культура и искусство Русская культура — это, по выражению Д. С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков — учителей. До принятия христианства в Х в. культура Руси имела многовековую историю. Уникальный памятник —

Культура Московского царства (1480–1700)

Культура Московского царства (1480–1700) В XVI–XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии

Тема 3 Архитектура и изобразительное искусство Египта эпохи Раннего царства, (XXX–XXIX века до н. э.), 1–2 династии Появление единого правителя в результате объединения Севера и Юга (единый, бессмертный, неоспоримый), формирование его культа и сопутствующих ему явлений в

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии

Тема 6 Архитектура и изобразительное искусство Среднего царства (XXI–XVIII вв. до н. э.), 11–12 династии Распад Египта, первый переходный период, расцвет провинциальных художественных центров. Новое объединение Египта под властью фараонов с юга и новой столицей в Фивах,

Тема 7 Архитектура и изобразительное искусство Нового царства при фараонах 18 династии (до Аменхотепа IV), XVI–XV вв. до н. э

Тема 7 Архитектура и изобразительное искусство Нового царства при фараонах 18 династии (до Аменхотепа IV), XVI–XV вв. до н. э Второй переходный период, экономические сложности, завоевание гиксосами северной части Египта. Новое объединение Египта во главе с фараонами из Фив и

Тема 10 Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства, конец XIV– середина XI вв. до н. э. (19 и 20 династии)

Тема 10 Архитектура и изобразительное искусство второй половины Нового царства, конец XIV– середина XI вв. до н. э. (19 и 20 династии) Общая характеристика обстановки в стране в правлении последних представителей 18 династии. Приход к власти 19 династии и возобновление

Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились по-прежнему из сырцового кирпича.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура Нового Вавилона.docx

Культура и искусство Ново-Вавилонского царства

Для нововавилонской архитектуры характерно соблюдение старых традиций зодчества Двуречья: белёные глухие наружные стены храмов и дворцов расчленялись только чередованием ниш и выступов. Все строения возводились по-прежнему из сырцового кирпича.

Величественным памятником культуры Ново-Вавилонского царства является сам город Вавилон, раскопанный ныне археологами. Вокруг Вавилона на некотором расстоянии была возведена стена, внутри которой могло скрываться в случае военных действий окрестное население. Собственно город, имевший несколько сот тысяч жителей, был обнесён двойной кирпичной стеной исключительной высоты и мощности, со рвом и валом перед нею. Город пересекался Евфратом, через который был перекинут мост на каменных быках. Центром городских укреплений была цитадель, представлявшая собой комплекс дворцов и расположенная частично внутри, частично снаружи собственно города. Весь город прорезала прямая “прецессионная дорога”, мощенная посередине плитами белого и розового камня. Эта дорога вступала в пределы города через северные ворота, посвящённые богине Иштар. Ворота эти были покрыты синими изразцами с рельефными цветными рядами изображений быков и мифических чудовищ. Дорога вела далее вдоль стен цитадели к стенам ограды храма Мардука. Посреди этой ограды высилась 90-метровая громада храмовой ступенчатой башни “Этеменанки” (вошедшей в легенду под названием “Вавилонской башни”). Подобные башни (зиккураты) составляли непременную часть храма главного бога любого вавилонского города и строились в три этажа, отражая мифические представления о построении мироздания (небо, земля и подземные воды), или в семь этажей – возможно, в честь семи астральных божеств. Башня “Этеменанки” состояла из семи разноцветных этажей и была увенчана синим храмиком с золочёными рогами по углам; здесь находилась золотая статуя Мардука.

Библейская легенда, согласно которой бог наказал людей за дерзкую попытку построить башню “высотой до неба” тем, что создал различие в языках, содержит осуждение пленёнными иудеями строительных работ в храмах, которые проводились Навуходоносором II. В этой легенде содержится также попытка по-своему объяснить существовавшее уже тогда многоязычие населения этого важнейшего экономического, политического и культурного центра Ближнего Востока.

Изобразительное искусство нововавилонского периода находилось в зависимости от ассирийского; но характерная для последнего тематика прославления царских побед и войска была в Вавилоне исключена; здесь изразцовые рельефы и плоские фризы на башнях ворот и стенах дворцов содержали только сухое орнаментальное воспроизведение фигур священных животных, а в камнерезном искусстве встречаются лишь сцены поклонения различным символам божеств. Своей техникой и композиционными приёмами нововавилонское искусство сыграло большую роль в сложении искусства Передней Азии времён персидского владычества.

Датировка отдельных памятников вавилонской литературы до сих пор представляет очень трудную задачу, и нельзя сказать с уверенностью, какие её произведения можно отнести к нововавилонскому периоду. Во всяком случае, в нововавилонский период усердно копировались и переписывались памятники древней письменности. Самостоятельно развивалась астрономия, оказавшая немалое влияние на греческую науку. Вавилонская культура, наука, литература, искусство надолго пережили падение Вавилонского царства и явились важной составной частью древней культуры человечества.

О Вавилонской башне

Ряд ученых – библеистов прослеживает связь истории о вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен- храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Идеология и культура Вавилона

Вавилонская религия

Вавилонское рабовладельческое общество, будучи наследником древнего Шумера, восприняло и достижения его культуры. В свою очередь вавилонская культура оказывала огромное влияние на культурное развитие современных ей народов Передней Азии и даже далёкого Египта. Немало её достижений вошло впоследствии в состав культуры древних греков и других народов Европы и Азии. Огромное историческое значение вавилонской культуры определяется положительными достижениями науки и искусства. Эти достижения были велики, несмотря на то, что характер вавилонской культуры в значительной мере определялся религиозной идеологией. Вавилонская религия навязывала человеку идею его бессилия перед сверхъестественными силами, которые, по вавилонским верованиям, навеки установили мировой порядок и существовавший общественный строй; она мешала подлинному познанию мира и препятствовала активному воздействию человека на окружающий мир.

Старые боги шумеро-аккадского пантеона сохраняли свое значение и в религии Вавилонии, но религиозные воззрения значительно усложнились.

Унаследованный от глубокой древности культ умирающего и воскресающего бога растительности имел широкое распространение. Олицетворением умирающей и вновь воскресающей растительности был бог Таммуз (Думузи) – возлюбленный богини Иштар.

Немаловажным божеством был бог грозы и дождя – Адад (у шумеров Ишкур) , почитавшийся особенно в более северных районах, где известную роль для земледелия играло орошение дождевыми водами (“воды Адада”).

В Вавилонии почитался ряд местных богов, отождествлённых с небесными светилами. Важную роль играли божества Солнца и Луны – Шамаш и Син . Иштар , соответствующую шумерской Инанне, богине Урука, олицетворяла планета Венера. В кроваво – красной планете Марсе видели Нергала , бога войны, болезней и смерти, главного бога города Куту. Бог мудрости, письма и счёта Набу (что соответствует западно-семитскому наби - “пророк”), почитавшийся в соседней с Вавилоном Борсиппе, сопоставлялся с планетой Меркурием. Наконец, с планетой Сатурном был сопоставлен Нинурта , бог удачной войны. Бог Мардук отождествлялся с самой большой планетой – Юпитером. Семь главных астральных (звёздных) богов вместе с триадой – Ану, Бел (Энлиль), Эа – играли важнейшую роль в религии Вавилона. В честь этих богов храмовые башни строились или в три этажа (небо, земля, подземная вода) или в семь (семь планет). Пережитком почитания вавилонских астральных богов является современная семидневная неделя. В некоторых западноевропейских языках названия дней недели и в настоящее время отражают имена семи божеств.

В Вавилонии получил большое развитие культ умерших царей и обожествление самой царской власти. Цари провозглашались стоящими неизмеримо выше людей, и их власть укреплялась в сознании эксплуатируемых народных масс как священная власть.

Вавилонское жречество воздействовало на народные массы пышностью культа в громадных храмах с их величественными ступенчатыми башнями—зиккуратами. Сохранились сведения о большом количестве храмовой утвари из золота, а также о богатейших жертвах, приносимых ежедневно на алтари храмов. Обожествление царской власти, внушение покорности богам и царю, ставленнику рабовладельческой знати, были основой культа.

В истории Двуречья неоднократно выдвигалось то или другое государство, которое выступало претендентом на господство над своими соседями. Наиболее удачливым претендентом на господство над всей долиной выступил, как выше было показано, Вавилон. Это нашло своё отражение и в той роли, которую стал играть Мардук, бог-покровитель Вавилона, в основном мифе о мироздании.

В вавилонском мифе о сотворении мира (в основу этого мифа был положен аналогичный шумерский миф), написанном на семи глиняных табличках, рассказывается, что сперва был хаос, водная пучина, которая олицетворялась в виде чудовища Тиамту . Родившиеся из недр её боги задумали погубить Тиамту, внеся порядок в хаос. Тиамту, узнав об этих замыслах, решила в свою очередь уничтожить богов. Один лишь Мардук (в более древней версии Энлиль) не убоялся её и выразил готовность вступить с ней в борьбу, но потребовал в случае победы над Тиамту полного подчинения богов его господству, чтобы “непреходящим и беспрекословным был бы приказ его уст”. Когда боги на своём совете приняли требование Мардука, последний вступил в единоборство с Тиамту и, убив её, создал из её тела небо со звёздами, землю с растениями, животными и воду с рыбами. Завершением мироздания являлось сотворение человека, созданного из глины и из крови одного из богов, казнённого за измену богам и помощь Тиамту. Обязанностью человека стало жертвоприношение богам.

Таково краткое содержание очень древнего мифа о сотворении мира, обработанного вавилонским жречеством. Политическая тенденция выступает в этой обработке чётко и определенно. Вавилон победил, и все прочие города подчинились ему как наиболее сильному; надлежало закрепить эту победу указанием на то, что с начала мира самым мощным из богов был Мардук, бог-покровитель Вавилона.

Таким образом, бог Мардук был объявлен царём богов, но вавилонские жрецы в стремлении возвеличить своего бога не довольствовались этим. В дальнейшем они пытались слить в образе Мардука образы всех великих богов Вавилонии. Об этом свидетельствует, в частности, более поздний религиозный текст, объявляющий великих богов теми или иными проявлениями Мардука: бога войны, болезни и смерти Нергала — Мардуком силы, бога письменности Набу — Мардуком мудрости, бога Луны Сина — Мардуком ночного света и т. д. В особенности же стремилось вавилонское жречество включить в образ Мардука популярный образ умирающего и воскресающего бога. Об этом свидетельствует текст из храмовой библиотеки города Ашшура, посвящённый страстям Бела-Мардука, его казни и возвращению к жизни. Согласно этому мифу Бола-Мардука казнят на судилище у подземного царства вместе с каким-то преступником. Окровавленную одежду бога очищает богиня, любовь которой сильное смерти. Уход бога в подземное царство вызывает на земле ожесточённые смуты, жена Бела-Мардука, “владычица Вавилона”, спускается за ним в подземное царство, и бог воскресает к новой жизни.

Этот вкратце изложенный миф, несомненно, косвенно повлиял на оформление евангельского мифа о Христе. Как миф о мироздании, так и миф о страстях Бела-Мардука читались в главном храме Вавилона в новогодний праздник. В этой части ритуала новогоднего праздника имеется зародыш религиозной драмы. Миф об умирании и оживлении природы составляет основу и вавилонского мифа о схождении богини. Иштар в “страну без возврата”, т. е. в царство мёртвых. В этом мифе, также переработанном из шумерского, дошедшем до нас в прекрасном стихотворном изложении, действующей силой выступает женское начало — богиня Иштар , богиня любви и плодородия, а также её жестокая противница богиня Эрешкигаль. В этом нельзя не видеть некоторых пережитков представлений времени господства материнского рода.

Мощным средством воздействия жречества на народные массы была магия. Путём магических формул жрецы-заклинатели “спасали” людей от болезней и несчастий, “вызванных” злыми духами, ведьмами и колдунами. Жрецы – предсказатели якобы предвещали своим искусством человеку грядущую беду и пытались предотвратить её при помощи колдовства. Прорицания давались на основании полёта птиц, восхода и захода небесных светил (астрология), по форме печени овцы и т. д. Вавилонские заклинания и прорицания оказали сильнейшее воздействие на религию соседних стран, а при посредстве хеттов — и на греческую религию. Античный же мир передал многие элементы из вавилонской магии и средневековой Европе.

Все формы и виды изобразительного искусства, утвердившиеся в период государств Шумер и Аккад , были восприняты и получили дальнейшее развитие во время существования Вавилонского и Ассирийского царств .

Это время бурного расцвета всех видов художественного творчества и появления больших городов – царских резиденций: Вавилон, Ашшу́р, Дур-Шарруки́н, Ниневия .

От некогда величественных городов до нашего времени практически ничего не сохранилось, но даже по развалинам дворцов ассирийских царей можно судить о мощи их державы и уровне развития культуры и искусства.

Великолепным был дворец царя Сарго́на II в Дур-Шаррукине , занимавший бо́льшую часть всего города. Он был возведен на высокой платформе, на которую вели пандусы такой ширины, что по ним легко перемещались колесницы. Стены дворца были украшены великолепными цветными изразца́ми. Всех входивших во дворец у ворот встречали скульптурные изваяния мифических животных – шеду – быков с головой человека и крыльями орла. У этих скульптур была одна особенность – если на них глядели в фас (прямо), то возникало ощущение, что они незыблемо стоят у ворот, но если человек видел их в профиль (сбоку), то ему могло показаться, что шеду находятся в движении. Такой эффект создавался при помощи изображения ещё одной (пятой) ноги этого существа на стене, к которой примыкала скульптура.

Внутренние помещения дворца были богато украшены рельефами. Чаще всего они изображали военные сражения, царскую охоту на крупных хищников или шествия данников к могучему ассирийскому владыке.

Изображения людей подчинялись канону – голова и ноги показывались в профиль, а глаза и одно плечо - в фас (второе – в профиль). В этих рельефах отражен идеальный тип ассирийца - человека-воина. Он крепкого телосложения с рельефными мышцами рук, с густой, уложенной колечками бородой, большими глазами и широкими, часто сросшимися бровями. Таковы, например, изображения любимого мифологического и литературного героя Месопотамии - Гильгамеша , найденные на стенах дворца.

Ворота богини Ишта́р являются одним из шедевров искусства Месопотамии. Высота их равнялась 12-ти метрам. Вся поверхность самих ворот и, примыкающих к ним башен сверху до самого низа была облицована изразцами ярко-голубого цвета.

К сожалению, практически всё, что находилось в Вавилоне, было варварски разрушено и разграблено во время захвата города персами в 6 в. до н.э. Какой вклад в культуру внесли новые завоеватели Междуречья, расскажу в следующей статье .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Читайте также: