Медицина в буддизме кратко

Обновлено: 30.06.2024

Еще в начале XIX в. тибетская медицина была для европейцев настоящей экзотикой: лишь спустя столетие ее наследием заинтересовались сначала востоковеды, а затем врачи и фармакогносты. На сегодня выполнен перевод основных медицинских тибетских трактатов; их изучение дало основания считать, что в основе этой древней традиции врачевания лежит огромный эмпирический опыт народа, а знания других культур были заимствованы и ассимилированы тибетцами, монголами и бурятами в соответствии с требованиями времени и применительно к условиям жизни.

Исследователям удалось найти научные эквиваленты практически всем тибетским названиям лекарственного природного сырья, что позволило приступить к изучению химии и фармакологии растений, использовавшихся в медицинской практике бурятских и монгольских лам. Для большого числа этих растений было установлено наличие высокого содержания различных биологически активных веществ и подтверждено именно то лечебное действие, на которое указывали тибетские трактаты. К настоящему времени на основе древней тибетской рецептуре в Институте общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) уже разработаны 45 биологически активных добавок к пище и лекарственных средств, обладающих гепатозащитным, гиполипидемическим, диуретическим, антиоксидантным и иммуномодулирующим

В начале XIX в. тибетская медицина была для европейцев настоящей экзотикой. Ее почтили вниманием лишь отдельные путешественники и естествоиспытатели, в число которых входили известный ученый и врач, один из первых исследователей Сибири Д. Г. Мессершмидт, выдающийся натуралист, петербургский академик И. Г. Гмелин, забайкальский краевед М. А. Зензинов и др. Спустя столетие тибетской медициной заинтересовались востоковеды, а затем врачи и фармакогносты, но лишь во второй половине XX в. она стала объектом комплексных научных исследований

Тибетская медицина – это не только древняя традиция врачевания, но и культурное наследие разных народов, находившихся в тесном контакте на протяжении долгих периодов своей истории и сохранивших в процессе последующей трансформации общие черты. В основе тибетской медицины лежат древние санскритские и китайские тексты, а также многовековой опыт практических знатоков, который передавался из поколения в поколение от Учителя к Ученику.

Приступая к научному изучению наследия тибетской медицины, ученые старались ответить на важнейшие вопросы: какие сведения содержатся в древних медицинских трактатах, какие тяжелые недуги умела лечить тибетская медицина, в чем заключаются принципиальные отличия тибетской системы врачевания от других традиционных систем? И, пожалуй, самый актуальный вопрос: что и как может заимствовать из древнего арсенала современная медицина?

И хотя первое знакомство европейцев с тибетской медициной состоялось более двухсот лет назад, ответы на эти вопросы, притом далеко не полные, удалось получить лишь в последние десятилетия.

Слева – на этой странице из дневника Д. Г. Мессершмидта – известного ученого, совершившего в 1718–1725 гг. путешествие по Сибири и собравшего огромные коллекции местных растений, животных и минералов, даны описания и указаны названия забайкальских лекарственных растений на тибетском, латинском, немецком языках. ПФА РАН, ф. 98, оп. 1, д. 4, д. 22, д. 32. Справа – рисунок лекарственного растения (герани), выполненный Зензиновым (© Забайкальский краевой краеведческий музей им. А. К. Кузнецова)

Все это свидетельствует о том, что у древних тибетцев, как и у всех других народов, в основе эмпирического опыта лежали наблюдения за окружающим их миром природы. И здесь возникает вопрос: имеет ли тибетская система врачевания какие-нибудь принципиальные отличия от других традиционных систем?

Эволюция тибетской системы врачевания

Зачатки врачевания зафиксированы практически для всех народов еще на стадии первобытного общества. Судя по остаткам материальной культуры и сохранившимся письменным источникам, относительно высокий уровень медицины был характерен для развитых цивилизаций Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай) и античного Средиземноморья (Древняя Греция и Древний Рим) (Сорокина, 2008).

Нужно отметить, что оформление эмпирического опыта врачевания, накопленного за многие тысячелетий, в традиционную медицинскую систему происходило в течение длительного времени и требовало осмысления и отбора наиболее рациональных средств и методов лечения. Для этого этапа развития медицины характерно сохранение традиции врачевания и появление письменных источников. И хотя этот процесс протекает у разных народов по-разному, он в то же время имеет черты стадиально-типологического сходства.

Становление и эволюция традиционной тибетской медицины – процесс длительный и сложный. На протяжение столетий тибетская медицина, опираясь на богатый эмпирический опыт монголов и бурят, заимствовала и творчески перерабатывала знания различных традиционных медицин: индийской, китайской, монгольской и персидской с целью использовать как можно больше средств и методов, избавляющих и предохраняющих человека от болезней

При сравнении материалов по истории медицины у разных народов можно отметить ряд обязательных этапов в формировании традиционной системы врачевания. На первом, эмпирическом, этапе идет процесс познания окружающей природы и оценка действия на организм тех или иных объектов (растений, продуктов животного происхождения, минералов). Полученные знания, способствующие успешному выживанию человеческой популяции, сохраняются и закрепляются.

На следующем этапе формируется специальное знание и традиция его устной передачи; появляются носители этого знания (шаманы, знахари и т. п.), ответст­венные за сохранение информации и осуществляющие строгий контроль над ее передачей.

Наконец, происходит фиксация знаний в письменных источниках; появляются медицинские школы, центры обучения; становится возможным свободный обмен информацией; появляются врачи – специально обученные и квалифицированные специалисты.

Ученые-тибетологи ИОЭБ СО РАН доктора фармацевтических наук Т. А. Асеева, Г. Г. Николаева и доктор медицинских наук С. М. Николаев. Фото В. Урбазаева

В теоретической части знаний всех древних медицинских систем можно выделить две основные составляющие: мифологическую и стихийно-материалистическую. Первая обусловлена недостатком знания о природе недуга и вызвана попытками объяснить те или иные реальные факты и события, такие как болезнь и выздоровление. Вторая связана с наличием определенного объема эмпирических наблюдений и обобщений (огонь горячий, вода гасит огонь, ветер приводит все в движение и т. п.).

Что касается практического базиса древнейших медицин, то все они использовали большое число природных лекарственных средств, в том числе многокомпонентные составы, часто применяемые в тибетской медицине. То же самое можно сказать и в отношении диагностики по пульсу и таких терапевтических процедур, как кровопускание, прижигание и т. п. – все они не являются оригинальными элементами, присущими исключительно тибетской медицине. Например, диагностика по пульсу использовалась в Египте со II в. до н. э., в Китае – с IV—V вв. до н. э., наряду с иглотерапией и прижиганием. Это и неудивительно: культуры народов Ближнего и Среднего Востока и Центральной и Юго-Восточной Азии на протяжении длительного периода неоднократно пересекались, поэтому и для медицины этих стран, как одной из культурных составляющих, характерны общие тенденции развития.

Изучение тибетских текстов дает основание считать, что тибетская медицина у бурят представлят собой сочетание опыта народной медицины тибетцев и знания других культур, заимствованные ими в прцессе развития, ассимилированные впоследствии монголами и бурятами в соответствии с требованиями времени и условиями жизни. Один из ярких примеров этому – использование в тибетской медицине сырья животного происхождения.

В разделе по анатомии части тела очень наглядно сравниваются с хорошо известными культовыми и бытовыми предметами.

Даже эти приведенные небольшие фрагменты текстов и иллюстрации к ним являются достаточными свидетельствами того, что тибетские врачи имели высокий для своего времени уровень анатомических знаний. Более того, они предпринимали попытки дать не только качественную, но и количественную характеристику объекту лечения – телу человека.

Тибетские медицинские сочинения свидетельствует, что древние врачи имели достаточно ясное представление об органах пищеварения и сложности пищеварительного процесса – важнейшего из всех физиологических отправлений организма.

1616 болезней

К настоящему времени Э. Г. Базароном расшифрованы тибетские названия патологических состояний печени. Описания клинических признаков тринадцати болезней печени, которым сопутствует жар, соответствуют описаниям ряда известных синдромов, которые можно отнести к разным формам гепатита.

А симптомы следующей болезни очень близки к симптомам отека Квинке:

От редьки до сандала

Во многих медицинских сочинениях на тибетском языке с той или иной степенью полноты описано разнообразное природное сырье, которое использовалось в лечебных целях. Имеются и различные древние изображения лекарственных растений, животных и минералов: настенные росписи, изваяния в камне, настенные гравюры и, наконец, книжные иллюстрации.

К настоящему времени удалось найти научные эквиваленты практически всем тибетским названиям лекарственного природного сырья (Варлаков, 1963; Дудин, 1993; Лекарственное сырье…2006; Тибетская медицина у бурят, 2008; и др.). Публикация таких сводок позволила приступить к изучению химии и фармакологии растений, использовавшихся в медицинской практике бурятских и монгольских лам.

На первых этапах исследований требовалось подтвердить информацию древних трактатов о тех или иных лекарственных свойствах растений. Для большого числа таких объектов было установлено наличие высокого содержания различных биологически активных веществ и подтверждено именно то лечебное действие, на которое указывали тибетские трактаты (Гаммерман, Щупинская, 1937; Гаммерман, 1982, Лекарствоведение…, 1989; Асеева и др., 1997).

Другой важной задачей являлось научное подтверждение правомерности замены индийских и китайских растений видами сибирской флоры, которая в свое время практиковалась бурятскими и монгольскими ламами. Ведь последние подбирали заменители импортного сырья, просто пробуя растения на вкус. В наши дни правомерность некоторых замен подтверждена экспериментально. Так, исследователи из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) доказали, что древесина знаменитого красного сандала может быть с успехом заменена древесиной жестера краснодревесинного, местного кустарника из семейства крушиновых; а древесина тропического индийского кустарника костуса прекрасного – корнями мордовника широколистного или вздутоплодника сибирского (Асеева и др., 2005).

Наши коллеги из Кубанского государственного университета обнаружили, что вместо корней астрагала перепончатого можно с успехом использовать его надземную часть. В экспериментах на животных экстракты из корня и травы астрагала показали практически равное выраженное нейропротекторное действие, что открывает возможности использования их при лечении цереброваскулярных патологий (Шурыгина и др., 2012).

Судя по результатам экспериментальных исследований по химии и фармакологии лекарственного растительного сырья, можно заключить, что изучение тибетской фармакопеи открывает практически неограниченные перспективы для разработки новых лекарственных композиций различной фармакотерапевтической направленности.

К настоящему времени на основе древней тибетской рецептуры в ИОЭБ СО РАН уже разработано 45 биологически активных добавок и лекарст­венных средств, обладающих гепатозащитным, гиполипидемическим, диуретическим, антиоксидантным и иммуномодулирующим действием (Лекарственные средства, 2008).

Однако наследие тибетской медицины – это не только богатейший арсенал лекарственных средств. Прежде всего это оригинальный подход к диагностике и лечению заболеваний. Ведь лечение любого заболевания в рамках этой медицины начиналось с коррекции диеты и образа жизни, и лишь затем подключались лекарства и лечебные процедуры.

На основе принципов и рецептуры тибетской медицины в ИОЭБ СО РАН создано 45 биологически активных пищевых добавок и лекарственных препаратов, предназначенных для лечения широко распространенных заболеваний и поддержания иммунитета. Фото Е. Петрова

Наш интерес к тибетской медицине продиктован тем, что в ее истоках лежит огромный эмпирический опыт кочевых народов, выживавших в экстремальных условиях. Дальнейшее ее развитие было связано с освоением опыта древнейших медицинских систем, находившихся в зоне культурных контактов с Тибетом, и трансформации этого опыта в условиях Центральной Азии и Сибири.

Теперь, когда выполнен перевод основных сочинений по тибетской медицине, исследователи получили разноплановый материал, касающийся самых разных сторон культурной жизни тибетцев с XI по XXI в.: от описания религиозных обрядов и устройства быта до рекомендаций по рациональному и лечебному питанию.

Сегодня наиболее важной задачей исследователей является детальное изучение тибетской нозологии, т. е. схем и средств лечения, с целью выявления оригинальной информации и интеграции полезного опыта в практику современной медицины.

Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций

к тибетскому медицинскому трактату XVII века. Альбом. М.: Галарт, 1994. 592 с.

Грекова Т. И. Тибетская медицина в России: история в судьбах и лицах. СПб.: Антон, 1998. 399 с.

Лекарственные средства на основе растительных ресурсов Байкальского региона / Е. В.Петров, Г. В. Чехирова, Т. А. Асеева, С. М.Николаев; отв. ред. Т. П. Анцупова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. 94 с.

Самтен Г. Учебник тибетской медицины. Новый рассвет или Краткая суть медицины / Пер. с тиб. Кособурова А. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 144 с.

Асеева Т. А., Дашиев Д. Б., Дашиев А. Д. и др.

Тибетская медицина у бурят. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2008. 319 с.

Чжуд-ши: Канон тибетской медицины / Пер. с тиб., комментарий и указатели Д. Б. Дашиева. М.,2001.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-06-12026 (в)

Тибетская медицина - уникальное достояние человеческой цивилизации, уходящая своими корнями в глубокую древность. На формирование тибетской медицины (VII-VIII вв. н.э.) оказали влияние медицинские и философские знания соседних с Тибетом стран - Индия, Китай, Греция, Персия, Иран, Ближний Восток). Синтез теоретических и практических положений Аюрведы, китайской медицины с собственно тибетской медициной с ее оригинальными взглядами и является в настоящее время тибетской или восточной медициной.

Основным трактатом тибетской медицины является "Чжуд-Ши" - четырехтомное руководство по теории и практике, автором которго является выдающийся ученый и врач . (1112-1203 гг). В трактате изложены основные положения тибетской медицины: представления о регулирующих системах - ?? (желчь), рпунг (ветер), ?? (слизь), типаж конституций человека, классификация болезней, принципы лечения, профилактики болезней, рекомендации по питанию, образу жизни в зависимости от сезонов года, возраста, климата, принципы составления лекарственных средств и др.

Так как "Чжду-Ши" написан в стихотворной форме и предполагалось его заучивание, то в к нему появились трактаты - комментарии, например, "Вайдунья-Онбо" - автор Дхрид Санчжэй Чжамцо (1685 г) и комплект "Атласа тибетской медицины" сохранившийся в музее истории Бурятии им. Кангалова в г. Улан-Уде.

Распространение тибетской медицины на территории современной Бурятии в XVII-XVIII вв. шло совместно с рапространением буддизма, являющейся философской, религиозной, научной основой. Представления о восточной медицине в европейской части России формировались усилиями тибетских лекарей Б.А. и А.А. Бадмаевых в XIX - XX вв.

Благодаря огромной работе буддистских монастырей, научных центров, лекарей-эмчи, современных врачей сохранилась оригинальная, эффективная, максимально приближенная к природе человека система медицинский знаний называемая тибетской или восточной медициной.

панорама

Кто это такой

Это божество возглавляет семь других Будд медицины. В это число входит и Сиддхартха Гаутама, таким образом, всего их восемь.

Главу медицинских Будд называют и по-другому, в зависимости от региона почитания или от того, какое качество Просветлённого хотят подчеркнуть:

  • на санскрите – Бхайшаджьягуру,
  • Гуру-целитель,
  • Духовный учитель-врач,
  • на тибетском языке – Манла,
  • монголы – Оточи,
  • японцы – Якуси,
  • Наставник-целитель,
  • Будда исцеления,
  • Вайдурьяпрабхараджа,
  • Бхайшаджьягурувайдурьяпрабхараджа,
  • Владыка сияния берилла,
  • Владыка сияния лазурита,
  • Hаставник Врачевания Лазуритового Сияния.

Минерал, помогающий в лечении

Последние пять его имён связаны с минералом лазуритом, который издревле считался камнем, помогающим излечению душевных и физических недугов.

Лазурит, получивший своё название от сходства с синим небом, восстанавливает зрение, если смотреть на него понемножку каждый день. Бусы из него снижают давление, избавляют от бессонницы и препятствуют кошмарным сновидениям. Беременным женщинам камень помогает сохранить ребёнка, снимает проявления токсикоза.

камень

Раньше из него делали порошок и смешивали с лекарствами, смесь способствовала выведению ядов из тела больного. Сделанной из лазурита особой краской окрашивали одеяния верховных правителей. Что касается действия камня на тонком духовном уровне, то он:

  • помогает установлению связи с богами;
  • преподносимый в подарок, доносит посыл искренности и дружелюбия;
  • очищает накопленный негатив из биополя человека;
  • служит напоминанием о божественном начале всего сущего, тем самым способствуя духовному развитию владельца;
  • развивает милосердие и способность чувствовать чью-то боль и обиды;
  • взращивает мудрость;
  • привлекает благоденствие, счастье, любовь.

Как божество выглядит

Цвет лазурита варьируется от светло-синего до насыщенного, и тело обладателя его – Бхайшаджьягуру – изображается обычно тоже тёмно-синего цвета. Правда, по другой причине: такой цвет олицетворяет Дхармадхату, мудрость. Иногда изображение может быть жёлтым, золотистым или покрытым настоящим золотом (последнее традиционно в Непале).

статуэтка

Лечащий Будда восседает в падмасане (позе лотоса). Трон его или львиный, или представляет собой лотосовый цветок, в котором каждый лепесток является солнцем либо луной. Цветок взращён океаном сансары.

Будда Медицины предстает в монашеских одеждах. Пальцы одной руки сложены в дхьяна мудре, они удерживают патру, куда кладут подаяния. В ней ценнейшее лекарство,излечивающее все ментальные и телесные болезни – растение миробалан, которое на санскрите называется харитаки, на латыни – терминалия хебула.

Растение почитаемо на Востоке как лекарство от всех болезней и числится в золотом списке аюрведы. По легенде оно взошло из капелек амриты, напитка, дающего бессмертие. Эти капли упали на землю с неба, когда Индра восхищённо созерцал танец небесных аспар и так увлёкся, что напиток пролился. Взошедшая из капель терминалия хебула дарит занедужившим людям энергию бога и согревает его страстью.

растение

Миробалан хебула

Чаще всего Будда Медицины соседствуют с другими семью проявлениями, по бокам – его шестеро братьев, которые тоже Будды.

Вверху головы Бхайшаджьягуру, которая, как правило, окружена зелёным нимбом, восседает сам Учитель. У ног же Лечащего Будды часто изображается кто-то из дхармапал – защитников учения. Возможны разные варианты в иконографии, где с Бхайшаджьягуру соседствуют и другие Будды или бодхисаттвы. В тибетском буддизме он сам тоже иногда изображается бодхисаттвой.

Медицина в Тибете

тибетский медицинский трактат

Чжуд-ши

Помещение дворца, где происходило действо, было украшено различными лечебными драгоценными камнями, которыми, как говорят, можно было излечить свыше четырехсот болезней. А сам Будда излучал такое нестерпимое лазуритовое сияние, что все вокруг очищались от болезней, нечисти, грехов и прочей скверны.

Суть учения заключается в понимании того, что три упомянутых выше умственных омрачения – ярость, привязанность и незнание приводят к дисгармонии дош. Вследствие этого возникает болезнь. На доши, соответственно, влияют

  • окружающий мир,
  • еда,
  • жизненные устои
  • и эмоциональный настрой.

Под воздействием всего этого согласовываются или не согласовываются между собой различные части телесной оболочки. Напрашивается вывод, что все телесные болезни есть результат неправильных умственных установок. Чтобы вылечиться, нужно достичь гармонии между этими частями.

Воздействовать на гармонизацию можно изменением рациона, сменой привычек, тибетскими лекарствами, нетрадиционными медицинскими процедурами, воздействующими на особые точки тела. А важнее всего то, что практика Лечащего Будды позволит совершенствовать дух. Ведь тот, кто находится в гармонии с собой и окружающим миром, по определению, не подвластен болезням. Подробнее об основах тибетской медицины можно почитать здесь.

Несмотря на то, что мы выделили три основных омрачения, в уме их существует, с буддийской точки зрения, восемьдесят четыре тысячи; столько же и болезней. Всего они подразделяются на тысячу с небольшим видов, в кратком виде представленные четыреста четырьмя.

И вот это, последнее, число даёт нам четыре основных класса болезней, возникшие:

  • из-за кармы предыдущих воплощений,
  • по причине кармы, накопленной уже в этом рождении,
  • вследствие влияния вредоносных духовных сущностей,
  • лёгкие болезни, от которых можно избавиться, скорректировав питание и привычки.

Практика Высшего Врача из Всех Врачей в традиции Алмазного пути ставит целью избавление от трёх главных причин появления всех недугов:

  • незнания;
  • стремления возвыситься, страсти ко всему собственному;
  • неприязненного отношения и равнодушия к прочему,

и, как следствие, обладание крепким здоровьем.

Бхайшаджьягуру в Бурятии

Буряты именуют данного Будду Отошо. В восхвалении ему они не уступают тибетцам. Не так давно в Агинском округе Бурятии состоялось открытие статуи Будды Медицины в заповедной зоне Алханай. Теперь все буддисты могут приезжать сюда с молитвами и просьбами.

в Бурятии

Будда Отошо

Отметим, что некоторое время назад в Улан-Удэ, в художественном музее, строили мандалу Будды исцеления. Для этого прибыли шесть монахов из Тибета. После завершения мандала, по традиции, была разрушена, а песок, из которого она делалась, раздали верующим. Остаток опустили в реку, чтобы он принёс благо всем живущим на Земле.

В бурятской Маракте построена ступа Отошо, а недалеко от неё – медитационный центр, маленькое строение, где каждый может предаться затворничеству на какое-то время.

Как обращаться за помощью

Будда исцеления имеет свою мантру, которая обладает чудодейственными свойствами:

ТАЯТА OМ БЕКАНЗЕ БЕКАНЗЕ МАХА БЕКАНЗЕ РАДЗА САМУГДАТЕ СОХА

Ламы утверждают, что если даже просто услышишь имя Лечащего Будды, то уже никогда не родишься животным, духом или в аду, настолько велико милосердие обладателя мантры. Конечно, следует не забывать о посвящении, которое необходимо получить перед началом практики.

Заключение

Многие люди по ошибке считают, что Будда медицины нужен только, чтобы вылечиться. Однако, драгоценность практики Лечащего Будды в том, что любая проблема становится решаемой и всякая цель – выполнимой. Можно купить и статуэтку этого Будды, которая, несомненно, подарит долголетие и здоровье своему обладателю.

бронза

На этом, друзья, прощаемся с вами! Не забывайте пользоваться полученными знаниями в своей жизни. Поддержите блог — рекомендуйте статью для прочтения в социальных сетях, если она вам понравилась.

Будда исцеления (тиб. Ргьяс Сман Бла, sangs rgyas sman bla).

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

Мандала Бхайшаджья гуру

До того, как стать буддой, Бхайшаджьягуру был богатым мирянином по имени Звёздный Свет, а Великим Врачевателем, как это ни странно, был его младший брат. Оба они достигли просветления под руководством учителя с именем Солнцеподобный, после чего Звёздный Свет и получил имя Владыка Медицины, тогда как Великий Врачеватель – Пробуждающая Вспышка.

бодхисаттва Солнечное Сияние, Сурьяпрабха (санскp. Suryaprabha bodhisattva; кит.: 日光 遍照 菩薩; Rìguāng Biànzhào púsà, Жи Гуан Бяньчжао пуса),

бодхисаттва Лунное Сияние, Чандрапрабха (санскp. Candraprabha bodhisattva; кит.: 月光 遍照 菩薩, Yuèguāng Biànzhào púsà, Юэ Гуан Бяньчжао пуса).

1. Я клянусь, что мое тело будет сиять как лучи яркого света в этом бесконечном и безграничном мире, омывая все существа, избавляя их от неведения и забот. Пусть все существа будут такими же, как я, с совершенным характером, чистосердечными умом и душой и, наконец, достигнут просветления, как Будда.

2. Я клянусь, что мое кристально-чистое и безупречное тело будет излучать свет, просветляя всех существ мудростью. Благодаря благословениям сострадания, пусть все существа укрепят свою духовную силу и физическую энергию, чтобы могли осуществить свои мечты на правильном пути.

3. Я клянусь, что через безграничную мудрость я дам всем существам неиссякаемые вещи, которые им требуются, и избавлю их от всех болезней и чувства вины, возникающих из-за материальных желаний. Хотя одежда, еда, жилье и транспорт являются предметами первой необходимости, их также следует использовать с умом. Помимо необходимого, остальным следует щедро делиться, чтобы все могли жить вместе в гармонии.

4. Я обещаю привести тех, кто сбился с пути, на путь праведности. Пусть они будут возвращены на путь Будды для просветления.

5. Я клянусь, что позволю всем живым существам соблюдать предписания духовной чистоты и нравственности. В случае нарушения они должны руководствоваться покаянием. При условии, что они искренне сожалеют о своих неправильных поступках и клянутся измениться с постоянными молитвами и твердой верой в Будду, они могут получить лучи прощения, восстановить утраченную мораль и чистоту.

6. Я клянусь, что все физически ограниченные или больные существа, будут благословлены хорошим здоровьем, как физическим, так и психическим. Все, кто верно отдает дань уважения Будде, будут благословлены.

7. Я обещаю облегчить боль и бедность больных и бедных, вылечить больных, помочь беспомощным, помочь бедным.

8. Я обещаю помочь женщинам, которые подвергаются страданиям и пыткам или стремятся к превращению в мужчин. Если они услышат мое имя, и будут воздавать должное и молиться, их желания будут исполнены и в конечном итоге они достигнут состояния Будды.

9. Я обещаю освободить все существа от злых мыслей. Я поведу их на путь света, внушая им праведность, чтобы они шли путем Будды.

10. Я обещаю спасать заключенных, которые искренне раскаялись, и жертв стихийных бедствий. Мои высшие силы благословят тех, кто искренен и избавит их от страданий.

11. Я обещаю спасти тех, кто страдает от голода и тех, кто совершил преступление, чтобы получить еду. Если они услышат мое имя и будут искренне лелеять его, я приведу их к дхарме и поделюсь с ними лучшей едой, чтобы они могли в конечном итоге жить спокойной и счастливой жизнью.

12. Я клянусь спасать тех, кто страдает от нищеты, измучен комарами и осами днем и ночью. Если они встретят мое имя, будут искренне лелеять его и практиковать дхарму, чтобы укрепить свои заслуги, они смогут достичь своих желаний.

Бхайшаджьягуру изображают синего (лазуритового) цвета (иногда – золотистого) на цветке лотоса или львином троне, которые, в свою очередь, стоят на дисках Солнца и Луны.

В правой руке (о на – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи мироблана (санскp. haritaki; лат. terminalia chebula, алыча) или, по другой версии, растения арура, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу (патру) с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами мироблана, устраняющими три корневых яда сознания (неведение, привязанность, гнев) и болезни трёх дхоша (стихий): ветра, слизи и желчи.

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

В правой руке (она – в варада-мудре) Будда медицины держит стебель растения-панацеи, а в левой руке (она – в дхьяна-мудре) – чашу с нектаром бессмертия (амритой) и тремя плодами, устраняющими три яда сознания

Иногда Бхайшаджьягуру изображается вместе с Шакьямуни и Амитабхой, но иногда рядом с ним могут располагаться два бодхисатвы его Чистой страны Лазуритовых небес (Вайдурья нирбхаса) – солнечного и лунного сияний, Сурья прабха (Жи Гуан Бяньчжао пуса) и Чандра прабха (Юэ Гуан Бяньчжао пуса).

Он бывает окружён семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами), каждый из которых может быть владельцем своей Чистой земли: Превосходное имя, Драгоценная Луна, Золотое лекарство, Свободный от страдания, Провозглашающий дхарму, Безграничный океан и Сознающий дхарму. Впрочем, шесть из них могут быть братьями Бхайшаджьягуру, а седьмой, изображаемый над головой – будда Шакьямуни.

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Будда медицины с семью Наставниками врачевания (Исцеляющими буддами)

Дхарани и мантра

Мантра Бхайшаджья гуру

Мантра Бхайшаджья гуру

Мантра Бхайшаджья гуру

Мантра Бхайшаджья гуру

Мантра Бхайшаджья гуру

Мантра Бхайшаджья гуру

namo bhagavate bhaiṣajyaguru vaiḍūryaprabharājāya

tathāgatāya arahate samyaksambuddhāya tadyathā:

oṃ bhaiṣajye bhaiṣajye bhaiṣajya-samudgate svāhā

намо бхагавате бхайанджйагуру вайшурйапрабхараджая

татхагатайа арахате самьякшамбуддхайа тадйата

бхайдаджйе бхайанджайе бхайандаджйа-самудгейт сваха.

Последняя строка дхарани используется как короткая мантра Бхайшаджья гуру:

Тадьята Ом Бекандзе Бекандзе Маха Бекандзе Рандзе Самуд Гате Соха

В китайском буддизме Днём Будды Медицины считают 30-е число 9-го лунного месяца.


ТАНТРИЧЕСКАЯ ПАРАФИЗИОЛОГИЯ

каналов (нади), по которым циркулирует энергия (прана, кундалини),

В буддистской тантре три главных канала:

В медитации чакры визуализируются по-разному, например, цветок лотоса или диск, содержащий определенное божество

В медитации чакры визуализируются по-разному, например, цветок лотоса или диск, содержащий определенное божество

Каналы переплетаются в пупочном центре (левый канал сплетается с центральным под этим центром и несёт в него оранжево-золотую энергию планеты Калагни, а правый – над и несёт сине-чёрную энергию планеты Раху).

Тибетская иллюстрация тела с главными центральным и двумя боковыми каналами, а также пятью чакрами

Тибетская иллюстрация тела с главными центральным и двумя боковыми каналами, а также пятью чакрами

Следует стремиться ввести энергетические потоки боковых каналов в бездействующий центральный канал и получить, таким образом, эликсир пробуждения (бодхичитту).

Этому могут способствовать практики визуализации (каналов, чакр, калачакры, мандал, йидамов и татхагат) в сочетании с дыхательной (пранаяма), двигательной (асаны, мудры), вокальной (мантры, дхарани) практиками, использованием благовоний и минералов.

Тибетская тханка со схемой, демонстрирющей шесть чакр: корневая чакра, чакра половых органов, пупочная, сердечная, горловая и теменная

Тибетская тханка со схемой, демонстрирющей шесть чакр: корневая чакра, чакра половых органов, пупочная, сердечная, горловая и теменная

берут (впускают) энергию своей левой частью (ида),

сохраняют, трансформируют и вырабатывают её в центральной части (сушумна)

отдают – правой частью (пингала).

Выделяют разное количество чакр, в буддийской тантре часто используются три чакры, соотносимые с тремя телами будды, а также с мыслью, речью и телом будд:

тело – верхний центр, нирманакая;

речь – средний, горловой центр, самбхогакая;

мысль – нижний, сердечный центр, дхармакая.

Интересно, что в отличие от индуизма высшее состояние ассоциируется здесь не с головным (сахасрара; ушниша), а с сердечным (анахата; хридая) центром.

Буддийский монах и ученый Барри Керзин

Лучшее лекарство - постоянное ощущение счастья и готовность поделиться им, сделал вывод Сергей Петухов после встречи с личным врачом Далай-ламы.

Дух в буддийской медицине первичен, а физическое здоровье вторично, оно всего лишь производное от состояния души человека. Поэтому основополагающий принцип буддийского здравоохранения очень прост: счастливые люди меньше болеют.

Это была редкая возможность почти из первых рук узнать что-то о Далай-ламе, потому что он сам к нам не приезжает c 2004 года по причинам, с буддизмом никак не связанным. Да и тот визит в Элисту вызвал протесты со стороны Китая, который считает духовного лидера буддистов сепаратистом.

Монах Керзин — личный врач Далай-ламы, и кто, как не он, знает все тонкости здравоохранения по-буддийски.

Как буддисты лечатся

На один из главных вопросов Барри Керзин ответил уже после лекции, когда его спросили: "Что делать с точки зрения буддизма, если человек простудился и у него болит горло?" "Сходить к врачу", — без тени иронии посоветовал личный врач Далай-ламы.

Монах Керзин, имеющий кроме буддийской ученой степени, аналогичной нашей докторской, еще американский диплом врача, ответил чисто по-американски. В США даже обычную микстуру для полоскания горла без рецепта, выписанного врачом, не купишь. Если бы он имел наш медицинский диплом, то просто посоветовал бы прополоскать горло раствором соды и принять таблетку.

Но если в нашей исходно западной медицине таблеткой лечение заканчивается, то в буддийской только начинается. По словам Барри Керзина, главное в ней — настрой больного, когда он принимает лекарство. Буддист при этом думает: "Я-то принял таблетку и теперь вылечусь. Мне будет хорошо, но было бы еще лучше, если бы и все остальные, у кого болит горло, тоже вылечились, и совсем было бы прекрасно, если бы ни у кого в мире вообще не болело горло".

Такой позитивный настрой, не дающий зациклиться на собственных проблемах со здоровьем и не допускающий даже мысли о том, что таблетка не поможет, и есть гарантия выздоровления буддиста.

Иными словами, известный древнеримский принцип "В здоровом теле — здоровый дух", из которого выросла западная медицина, буддисты переворачивают с ног на голову, или, с их точки зрения, с головы на ноги.

Они считают, что лучшее лекарство от любой болезни — постоянное ощущение счастья и готовность поделиться им с окружающими. Но от таблеток, физиотерапии, хирургии и профилактики заболеваний путем вакцинации и укрепления иммунитета не отказываются, наоборот, пользуются всем этим точно так же, как все остальные, а может быть, даже более осмысленно.

Например, личный врач Далай-ламы довольно скептически относится к распространенному стереотипу представлений о целительной силе йоги. Да, она может помочь при некоторых заболеваниях дыхательной системы, но, конечно, не инфекционных, подчеркнул он. Поможет при давлении, при некоторых недугах психологического характера. Но только поможет, не вылечит.

Сам Далай-лама, который в силу своего положения духовного лидера буддистов, много медитирует и обладает высокой степенью просветления, больше полагается на обычные тренировки. По словам его личного врача, Далай-лама не менее получаса в день уделяет занятиям на беговой дорожке.

Буддийское "простирание" (аналог молитвы с земными поклонами и падением ниц в других мировых религиях), Барри Керзин считает полезной физзарядкой по утрам. Если в ней присутствует еще и духовная составляющая, то такая зарядка, разумеется, еще полезнее.

Чем болеют буддисты

Болеют буддисты всеми теми же болезнями, какими болеют адепты остальных религий и атеисты. Главное отличие — в понимании причины заболевания. А причина любой болезни для буддиста — его карма. Карме с позиций нашего мировоззрения трудно подобрать одно слово-синоним. Поэтому Барри Керзин уточнил, что в данном случае "карма" — это отдаленные последствия прошлых поступков человека.

Если поступки были плохие, недобрые, то человек обречен заболеть. Чем именно — не так важно, карма — не диагноз, а расплата за дефицит добра к окружающим, причем не только к людям, а всем живым существам, подчеркивает личный врач Далай-ламы.

Из этого, правда, логически вытекает неудобный для буддизма вопрос. Почему болеют и умирают даже самые последовательные буддисты, включая далай-лам и даже буддийских богов?

Вопрос, с точки зрения буддизма, нелепый. Ведь буддисты проживают не одну жизнь, а непрерывно путешествуют из одной жизни в другую. Вероятно, одной жизни не хватает, поясняет Барри Керзин, чтобы погасить все долги, накопившиеся в предыдущих жизнях.

Как умирают буддисты

Смерть буддиста приходит в восемь этапов. Первые четыре из них, по словам личного врача Далай-ламы, хорошо известны западной медицине. На первом этапе слабеют мышцы и кости. На втором "высыхают" соки — кровь, лимфа, гормоны, другие биологические жидкости. На третьем — слабеет "огонь", организм холодеет. На четвертом, заключительном, останавливается движение — сердца, легких, других органов.

В этот момент западные врачи диагностируют наступление клинической смерти. С точки зрения нашей медицины, возврат к жизни еще возможен в течение нескольких минут, иногда десятков минут. А с точки зрения буддистов, наступают последние четыре этапа умирания.

Пояснять суть каждого Барри Керзин не стал, сославшись на сложность их понимания для непосвященных. Сказал лишь, что на самом последнем восьмом этапе опытный йог может задержаться на дни, недели и даже месяцы. Фактически он труп, но тления не происходит, а вокруг него даже появляется аура, при ощущении которой окружающим становится хорошо.

Но для обычных буддистов, не владеющих этой техникой, на умирание отводится максимум 72 часа, не больше.

Кстати, лично прочувствовать смерть по-буддийски легко. Восьмой финальный ее этап наступает, когда человек зевает или чихает. В организме в этот момент происходят те же процессы, утверждает Барри Керзин, а после этого наступает блаженство. Если вдуматься, то он, пожалуй, прав. От души чихнуть или зевнуть — действительно блаженство.

Научное обоснование буддийской медицины

По словам Барри Керзина, главный принцип буддийской медицины — позитивный настрой больного — западная медицина бессознательно использует давно в разных школах психотерапии. Но особенно интенсивно исследования этого феномена идут только последние полвека.

Сам Барри Керзин в 2011 году был приглашен немецким научным обществом Макса Планка в качестве консультанта таких исследований и лично принимает участие в экспериментах по поиску материального носителя буддийского здоровья.

Поиск идет "методом тыка", как любят выражаться ученые-экспериментаторы. С подопытных пациентов с помощью разных приборов снимают самые различные физико-химические показатели, стараясь определить, на какие из них достоверно влияют человеческие эмоции.

Пока, по словам ученого буддиста Керзина, удалось показать, что положительный настрой человека укрепляет его иммунную систему и, соответственно, сопротивляемость организма болезням. Но это давно известно и без буддизма. От счастья пока никто не умер, а от злости, тоски и прочих отрицательных эмоций люди точно умирают раньше времени.

Некоторые надежды личный врач Далай-ламы возлагает на эпигенетику, науку, изучающую, что происходит не в самих генах, а вокруг них. Якобы настроение человека влияет на скорость синтеза белков генами. Но пока это уровень даже не теории, а лишь гипотезы.

Предметом же особой научной гордости Керзина является открытие периодов необычно большого по амплитуде гамма-ритма на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) буддистов, находящихся в состоянии медитации. Правда, аналогичное явление наблюдается у эпилептиков в момент припадка и очень похожее — у шизофреников в моменты обострения. Но личного врача Далай-ламы это не смущает.

"Эпилептики потом ничего не помнят, а медитирующий помнит все", — возражает Керзин и добавляет, что такие же гамма-всплески фиксировались на ЭЭГ мышей в момент их смерти, ну и что?

Терапия добротой по-буддийски

Можно по-разному относиться к тому, что говорил личный врач Далай-ламы. Но среди прочего он обмолвился, что сам хронически больной легочник, и за несколько часов до лекции ему отсасывали жидкость из легких. "Я не мог не прийти, вы же меня ждали", — просто, без рисовки сказал он.

Операция дренажа легких, если кто знает, довольно неприятная, утомительная и болезненная процедура. Но по виду Барри Керзина этого нельзя было сказать. Выглядел он прекрасно, даже свежее, пожалуй, многих молодых слушателей в аудитории. Одно это заставляет задуматься о терапевтической эффективности буддийского принципа доброты к окружающим.

Но если бы все было так просто. Словно прочитав мысли аудитории, врач Далай-ламы совсем по другому поводу объяснил на примере, что такое настоящая буддийская доброта.

Если кто-то вас оскорбил, вам обидно, вы в ярости. Но если вы подумаете, объяснял Барри Керзин, то поймете, что вас оскорбил не человек, а его слова. То есть виноваты слова, а не человек. Мстить словам глупо. Когда вы это поймете, вам станет смешно. Вы рассмеетесь.

Если вас ударили дубинкой по голове, то разве не смешно, что виновата палка, а не человек, который ее держит, безжалостно продолжал раскрывать суть буддийской доброты Барри Керзин.

Появилось и с каждым его словом крепло ощущение, что такая, казалось, простая и легкая буддийская терапия безвозвратно уплывает в недоступную для нас даль.

"Я знаю, что с первого раза это трудно", — улыбнулся личный врач Далай-ламы.

Очень трудно испытывать доброту к человеку, бьющему вас по голове бейсбольной битой, даже если это ваша карма. Для этого и впрямь надо быть очень просветленным буддистом.

Читайте также: