Культурологические концепции xx в кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основные школы и течения в культурологии XX века. Общественно-историческая школа как образовательное учреждение выпускающее преимущественно историков, философов, и религиозных деятелей. Особенности натуралистической, социологической и символической школы.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.05.2014
Размер файла 33,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра философии и истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Основные культурологические теории XX века

Студентка ЮЗП 1-11к уч. группы

заочной формы обучения

обучения Желязкова А.Ю.

План работы

1. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧСЕКИЕ ТЕОРИИ

1.1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.2 нАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.4 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1.5 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Разнообразие точек зрения на культуру, отражающее многоаспектность и сложность этого понятия, вобравшего, по существу, все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком, конечно, не снимало и не снимает задачи создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки - культуроведения или культурологии, не менее разработанной и престижной чем, скажем, философия, история, политэкономия или лингвистика. Такая задача впервые была поставлена известным американским ученым-культурантропологом Лесли Алвином Уайтом (1900--1975), который в 40-е годы попытался не только обосновать необходимость уже формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Л.А. Уайт пришел в науку после службы в американском военно-морском флоте, изучал психологию и социологию в Луизианском, лумбийском и Чикагском университетах, заинтересовавшись культрологической проблематикой во время полевых исследований жизни индейцев на юго-западе США. Позднее он в течение четырех десятилетий (1930-1970) непрерывно был профессором Мичиганского университета, где приобрел большую популярность как блестящий педагог и лектор. Там же были созданы и его известные теоретические труды.

1. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧСЕКИЕ ТЕОРИИ

Итак, какие же существуют культурологические школы? С некоторой долей схематизма (ибо границы между ними часто размыты, так как одна школа нередко использует взгляды и достижения других) можно выделить четыре направления в культуроведении, хотя при известной детализации их можно выделить и больше: а) общественно-историческое, б) натуралистическое, в) социологическое, г) структурно-символическое. Предлагаемые обозначения достаточно условны и далеко не всегда отражают богатство содержания той или иной школы.

1.1 ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери - преподавателя истории, закончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция). Вначале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда - Энциклопедической панорамы развития мировой культуры.

1.2 НАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

1.3 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

В культурологии получила широкое распространение в ХХ столетии. Виднейшие представители социологии культуры: А. Вебер, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие - внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса. Цель социологии культуры - применение системного подхода при анализе культуры посредством ее сопоставления с другими общественными явлениями. Одна из интереснейших концепций в рамках социологического подхода к культуре была создана американским (выходцем из России) социологом и культурологом Питиримом Александровичем Сорокиным (1899-1969). В методологическом плане концепция П.А. Сорокина перекликается с учением о культурно-исторических типах О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теорий Шпенглера и Тойнби тем, что Сорокин допускал наличие прогресса в развитии общества.

В своих работах он рассматривал историю человечества как последовательную смену неких социокультурных сверхсистем. Каждая такая сверхсистема обладает собственной системой знаний, философией, религией, формами искусства, законами и т.д. Все составные части каждой сверхсистемы пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность, по мнению Сорокина, является основой и фундаментом всякой культуры.

В соответствии с характером доминирующей ценности ученый делит все культурные сверхсистемы на три типа: идеациональный, идеалистический, чувственный. Идеациональный тип культуры характеризует принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности. К этому типу культуры Сорокин относит, прежде всего, средневековую европейскую культуру, а также культуру Брахманской Индии, Буддийскую и Лаоистскую культуры, греческую культуру с VIII по конец VI века до н.э.

Идеалистический тип культуры П. Сорокин рассматривает как промежуточный между идеациональным и чувственным, так как доминирующие ценности этой культуры ориентируются как на Небо, так и на Землю. Это некий синтез идеационального и чувственного типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое (чувственное) восприятие - интуицией. К данному типу культуры П. Сорокин относит западноевропейскую культуру XIII-XIV веков (культуру эпохи Возрождения), а также греческую культуру V-IV веков до н.э.

Современный тип культуры ученый называет чувственной культурой. Она основывается на следующем доминирующем принципе: подлинной реальностью и ценностью является лишь чувственно воспринимаемая действительность. Формирование чувственной культуры начинается в XVI веке и достигает расцвета в ХХ веке. Эта культура стремится освободиться от религии, морали, других ценностей идеациональной культуры.

Своеобразие каждого типа культуры воплощается в науке, философии, религии, искусстве, праве, определенном типе личности. Смена типов культуры обычно сопровождается кризисами, войнами, революциями. Современная культура, лишенная идеалов и устремленная к чувственному наслаждению, потребительству, обречена. Выход из нынешнего кризиса культуры заключается для Сорокина в неизбежном восстановлении идеациональной культуры.

Одним из самых влиятельных в современной культурологии является структуралистский подход, основные идеи которого разработаны в трудах французских ученых К. Леви-Стросса, Ж. Деррида, Ж. Лакана, М. Фуко и др. Структурализм поставил задачу преодолеть описательность в культурологическом анализе и поставить исследование культуры на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию и т.д.

Структурализм делает акцент на исследовании форм, в которых протекает духовная культуротворческая деятельность человека - всеобщих схем и законов деятельности интеллекта. Эти всеобщие формы, обозначенные понятием "структуры", с точки зрения представителей данного течения, действуют как бессознательные механизмы, регулирующие всю духовно-творческую деятельность человека. Таким образом, структуралисты, вслед за К.Г. Юнгом, обращаются к понятию коллективного бессознательного. Но если у Юнга в качестве первичных оснований выступают архетипы, то в структурализме - знаковые системы. С точки зрения структурализма, все культурные системы: язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, традиции и т.д. - могут быть рассмотрены как знаковые системы. Наиболее простой и универсальной знаковой системой является язык.

Цель структурного анализа заключается в поиске системообразующего фактора данной культуры, в выявлении единых структурных закономерностей некоторого множества культурных объектов. Структурный метод анализа культуры по отношению к примитивным обществам с успехом был применен Клодом Леви-Стросом (1908 - 1990). Леви-Строс использовал в свою очередь методы структурной лингвистики и информатики. Важным элементом его концепции является толкование мифа в качестве фундаментального содержания коллективного сознания. Смысл мифа, для Леви-Строса, скрыт во внутренних базисных отношениях между всеми его элементами, что может быть обнаружено только посредством структурального анализа.

Структуралистский подход дает большие положительные результаты при анализе явлений культуры. Но характерная для него абсолютизация формализованных структур оставляет "за скобками" культурологического анализа человека как субъекта культуры.

1.4 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Т. Парсонс (1902 - 1979) - американский социолог, один из создателей так называемого структурно-функционального направления в социологии. Его теория культуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей, которые мы объединяем понятием культура, являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и собственно культурной. В основе первой и более низкой из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Каждый индивид стремится, во-первых, адаптироваться к ней; во - вторых, достигнуть поставленных, а также воспроизводить уже найденные социальные структуры и снимать с себя все возникающие нервные и физические напряжения. По Парсонсу каждой из этих целей в обществе соответствуют исторически сложившиеся социальные институты - экономические, политические, правовые, а также обычаи, система верований, мораль, органы социализации и снятия напряжений - индустрия отдыха.

Для второй, более высокой, культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности и по отношению к социальной является направляющей и регулирующей, характерными являются следующие черты - символичность, т. е. наличие языка и системы других символов; нормативность, т. е. зависимость человека от общепринятых ценностей и норм; и известная иррациональность и независимость действий человека от диктата окружающей среды. Культура, таким образом, предстает перед нами как сложная система символов и норм, которые постоянно изменяются людьми в сторону их совершенствования.

Парсонс претендовал на создание некой всеобъемлющей теории общества. Важнейшим регулятором которой является культура с ее нормативностью и символичностью. Именно это последнее свойство культуры взяли за основу своих теоретических построений ученые, представляющие символическую школу среди других течений культурологии.

1.5 СИМВОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Действительно, если посмотреть на культуру с точки зрения способности людей выражать (в языковых символах и других видах сигналов) и передавать во времени и пространстве разного рода информацию, то перед нами откроется картина неуклонного восхождения человека к своему нынешнему информационному и культурному могуществу. Если первобытный человек мог выразить в языке лишь самые примитивные мысли и передать их в пространстве не более чем на дистанцию голоса, то уже в наскальных рисунках он смог увековечить свои представления об окружающем мире и самом себе как части этого мира. Наскальная живопись заменила первобытному человеку письменность и заключила в себе все богатство визуального мира, который был средой его обитания.

Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки и символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовали и развитие семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология получила прямой выход в мир техники и создания искусственного интеллекта.

Из других представителей символической школы, работающих в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и К. Леви-Стросса.

Важным моментом структурной антропологии Леви-Строса является его толкование мифа в качестве фундаментального содержания коллективного сознания. Специфика мифа, по мнению французского ученого в том, что миф объясняет в равной степени как прошлое, так и настоящее и будущее, и ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели ряд существеннейших подходов и концепций, определивших развитие культурологической мысли. Указанные выше подходы могут переплетаться, дополняя друг друга. В целом, существует разнообразие школ различного типа.

Основные школы и течения в культурологии 20 века сложились на базе всего предшествующего знания. В настоящее время сложилось многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры. Конечно, с некоторой долей схематизма, в обобщенном плане, можно выделить следующие основные концепции в современной культурологии.

Общественно – историческая концепция была представлена такими известными учеными Западной Европы как О. Шпенглер, А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевским, К. Леонтьевым.

Следующая важная концепция – социологическая, которая ориентируется на поиск истоков культуры и ее объяснение через исследование общества, его структуры и социальных институтов. Наиболее видными представителями были П.Сорокин, А. Вебер.




Вопросы и задания:

Какие нежелательные последствия видит А.Тойнби в развитии локальных цивилизаций?

В чем вам видятся недостатки культурологической концепции З. Фрейда?

Несмотря на принадлежность З. Фрейда и К.Юнга к одной концепции, в чем заключается отличие их подходов к изложению тех или иных ключевых культурологических тем?

Попробуйте, привести аргументы, подтверждающие социологическую концепцию П. Сорокина, в которой исторический процесс есть циклические колебания культур, представляющие самостоятельную ценность.

Какие особенности П. Сорокин выделил в идеациональном, идеалистическом и чувственном типах культур? По каким причинам происходит их смена?

1. Натуралистический подход к культуре в работах З.Фрейда. Эволюция психоаналитической концепции культуры в работах К.Юнга и Э.Фромма.

2. Культурологические идеи А.Тойнби.

3. Социологические концепции культуры: П.Сорокин, М.Вебер и др. Структурализм в культурологии.

4. Культурологическая концепция Л.Уайта.

На втором занятии предметом анализа являются наиболее известные и востребованные концепции культуры ХХ века.




Темы докладов и рефератов:

1. Культурологические идеи Дж. Вико.

2. Культурологические идеи И.Г.Гердера.

3. Культурологические идеи эпохи Просвещения.

6. Н.Я.Данилевский о типологии культур.

7. Влияние культурологических идей Н.Я.Данилевского на общественную мысль России и Запада.

8. Культурологические идеи К.Маркса.

10. Культурологические идеи Ф.Ницше.

12. Г.Зиммель о причинах кризиса культуры.

14. О.Шпенглер как основоположник теоретической культурологии.

15. О.Шпенглер о типологии культур.

17. Психоаналитическая концепция культуры З.Фрейда.

19. Культурологические идеи А.Тойнби.

23. Интегральная концепция культуры П.Сорокина.

24. Понимание культуры и культурного менталитета в концепции П.Сорокина.

25. П.Сорокин о типологии культур.

26. Социологическая концепция культуры Г.Маклюэна.

29. Культурологические идеи Л.Уайта.

30. Творчество Л.Уайта и современная культурология.

34. Структурализм в культурологии.

Литература к теме 2.

Основная литература:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: Учебник

для студентов вузов. М., 2007. – гл.2,3,4.

2. Горелова И.Н., Лысенко Н.Н., Мухлынкина Ю.В., Рябова З.А. Культурология. Курс лекций. Часть 1. М., МИИТ. 2010. – Лекция 2.

3. Горелова И.Н., Лысенко Н.Н. Культурология в понятиях. Учебное пособие. М., МИИТ, 2008.

Дополнительная литература:

1. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе

наций. М.- Киев, 1994.

2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории

человечества. М., 1977.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 2005..

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

7. Дианова В.М. Культурология: основные концепции.

8. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001.

9. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры./ Избр.соч.

10. Иконникова С.Н. История культурологических

11. Культура и культурология. Словарь. Сост.

А.И.Кравченко. М., 2003.

12. Культурология. Курс лекций под ред. Радугина А.А.

М., 2004. – раздел 1 гл. 2.

13. Культурология. Под ред. Ю.Н.Солонина,

М.С.Кагана. М., 2003.

14. Культурология ХХ века. Антология. М., 1995.

15. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.

16. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004. – часть 3

17. Мамонтов С.П., Мамонтова А.С. Антология

культурологической мысли. М., 1996.

18. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. М.,

19. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки./ Соч.

в 2 т. Т.1. М., 1993.

20. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную

антропологию. М., 2000.

21. Остоцкий Г.Н. История социальной / культурной/

антропологии. М., 2003.

22. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции

нашего времени. М.; СПб., 1999.

23. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.,

24. Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994.

25. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.,

26. Сорокин П. Социальная и культурная динамика.

27. Тайлор Э. Первобытная культура. М.,1989.

28. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

29. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.

30. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М.,

31. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

32. Философия ХХ века. М., 1997.

33. Философия культуры. Становление, развитие. СПб.,

34. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.,

35. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.,

36. Хрестоматия по культурологии. Отв.ред Г.В.Драч.

37. Хрестоматия по культурологии: В 2 т. /Под ред.

И.Ф.Кефели. СПб., 1999.

38. Хрестоматия по философии. Под ред. А.А.Радугина.

39. Шпенглер О. Закат Европы (Очерки морфологии

мировой культуры). Т.1. М., 2005; Т.2. М., 2006.

40. Шпенглер О. Пессимизм. М., 2003.

41. Энциклопедический словарь по культурологии. Под

ред. А.А.Радугина. М., 1997.

42. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Вопросы для обсуждения:

1. Натуралистический подход к культуре в работах З.Фрейда. Эволюция психоаналитической концепции культуры в работах К.Юнга и Э.Фромма.

2. Культурологические идеи А.Тойнби.

3. Социологические концепции культуры: П.Сорокин, М.Вебер и др. Структурализм в культурологии.

4. Культурологическая концепция Л.Уайта.

На втором занятии предметом анализа являются наиболее известные и востребованные концепции культуры ХХ века.

Темы докладов и рефератов:

1. Культурологические идеи Дж. Вико.

2. Культурологические идеи И.Г.Гердера.

3. Культурологические идеи эпохи Просвещения.

6. Н.Я.Данилевский о типологии культур.

7. Влияние культурологических идей Н.Я.Данилевского на общественную мысль России и Запада.

Разнообразие точек зрения на культуру, отражающее многоаспектность и сложность этого понятия, вобравшего, по существу, все материальное и духовное богатство мира, созданного человеком, конечно, не снимало и не снимает задачи создания некой единой и самоценной теории культуры, самостоятельной науки — культуроведения или культурологии, не менее разработанной и престижной чем, скажем, философия, история, политэкономия или лингвистика. Такая задача впервые была поставлена известным американским ученым-культурантропологом Лесли Алвином Уайтом (1900—1975), который в 40-е годы попытался не только обосновать необходимость уже формировавшейся отрасли знания, но и заложил ее некоторые общетеоретические основы.

Л.А. Уайт пришел в науку после службы в американском военно-морском флоте, изучал психологию и социологию в Луизианском, лумбийском и Чикагском университетах, заинтересовавшись культрологической проблематикой во время полевых исследований жизни индейцев на юго-западе США. Позднее он в течение четырех десятилетий (1930-1970) непрерывно был профессором Мичиганского университета, где приобрел большую популярность как блестящий педагог и лектор. Там же были созданы и его известные теоретические труды.

Культурология Программа курса

. культурологии. Философия культуры, история культуры, социология культуры и теория культуры как структура современного культурологического знания. Интегративность культурологии. Системные образования культуры как предмет культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, . и контркультура религии. Религиозные корни науки, искусства, философии, морали, политического .

Итак, какие же существуют культурологические школы? С некоторой долей схематизма (ибо границы между ними часто размыты, так как одна школа нередко использует взгляды и достижения других) можно выделить четыре направления в культуроведении, хотя при известной детализации их можно выделить и больше: а) общественно-историческое, б) натуралистическое, в) социологическое, г) структурно-символическое. Предлагаемые обозначения достаточно условны и далеко не всегда отражают богатство содержания той или иной школы.

Общественно-историческая школа

Философия истории О. Шпенглера

. обладают несомненным приоритетом перед наукой. "Система категорий" Шпенглера служит ему методологической основой для построения философии истории, что было целью всего его философствования. О.Шпенглер претендовал . исторические особенности тех или иных "культур", оказывается уходящим от точного анализа в понятиях. Шпенглер в своей основной работе "Закат Европы" останавливается на рассмотрении трех .

А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери — преподавателя истории, закончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция).

Вначале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда — Энциклопедической панорамы развития мировой культуры.

Культурологические концепции конца XIX — начала XX веков .

. концепции культуры. Цель работы - исследование культурологических концепций конца 19 - начала 20 века (О. Шпенглер, А. Тойнби, З. . и, прежде всего, типом религии. Глава 3. Концепция культуры Освальда Шпенглера (1880-1936) Выход в свет главной книги немецкого философа . до Шпенглера, и до него говорили о закате Европы, критиковали европейскую цивилизацию, писали о так называемых циклах истории ( .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в . весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить . неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так .

Натуралистическая школа

Психологическая культура человека

. переживаний и отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать, когда о . мы можем более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека. Индивидуальность человека представляет собой сложную структуру, которая есть целостное образование с определённой .

Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд)

. психике человека Фрейд сначала выделял две . и они. Если считать, что животные не наделены таким разумом, . ционировал к сложному психоанализу общества, культуры. Итогом его научных .

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое .

Равнение психики животного с человеческой позволяет выделить .

. как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных. Структура психики Психика . присущего ему потенциала. Гармонично развивающаяся индивидуальность, врастая в культуру, рождает целостного, творчески направленного человека, способного взаимодействовать в сложной социальной и культурной .

Для теории культуры большое значение имели и другие новаторские идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру).

Если понимать культуру как триединую способность живого существа мыслить, переживать и ощущать красоту, то простые наблюдения, по крайней мере, над высшими животными, показывают (и это отражается в фольклоре и сказках), что они достаточно сообразительны и сентиментальны, хотя и не вполне ясно, доступно ли им эстетическое чувство, присущее внутреннему миру человека.

Примеры похожих учебных работ

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

. – тогда психоаналитическая терапия закончена. 2. З. Фрейд: Человек враг культуры и общества. (я хотел бы изменить . аналитик помогает пациенту высказать эмоционально означенную историю его жизни, вскрывая неосознаваемые мотивы, страхи, и воспоминания, .

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

. и психические силы. Из Тонкого Мира черпает человек необходимые ему для жизни энергии. Из Тонкого Мира приносит с собою . и знания для непрерываемой жизни своей в Беспредельности. Для лучшего понимания пытались делить человека на плотного, земного и .

. когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и . эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями .

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

. поколения в поколение, помогает людям реализовывать свою идентификацию с принятой в социуме культурой. Любое празднование в своей . в виде обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни; индивид может по-разному относится к ним, что .

З. Фрейд. Начало психоаналитического подхода в культурологии

. жизни людей. Культура, . Фрейдом система общепсихологических принципов (соотношение сознательного и бессознательного, приоритет сексуального влечения, Эдипов комплекс как теория становления личности в культуре, культурные явления как сублимация либидо) .

Сем 2 д А. Тойнби Иконникова

Читайте также: