Культура назначение отрасли кратко

Обновлено: 04.07.2024

КУЛЬТУ́РА (лат. cultura – об­ра­бот­ка, куль­ти­ва­ция, об­ла­го­ра­жи­ва­ние, вос­пи­та­ние), ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся об­раз жиз­ни лю­дей, вклю­чаю­щий в се­бя цен­но­сти и нор­мы, ве­ро­ва­ния и об­ря­ды, зна­ния и уме­ния, обы­чаи и ус­та­нов­ле­ния, тех­ни­ку и тех­но­ло­гии, спо­со­бы мыш­ле­ния, дея­тель­но­сти, взаи­мо­дей­ст­вия и ком­му­ни­ка­ции и т. д. Это де­ск­рип­тив­ное (опи­са­тель­ное) по­ня­тие К. ис­поль­зу­ет­ся в разл. нау­ках о К. – в куль­тур­ной (со­ци­аль­ной) ан­тро­по­ло­гии (эт­но­ло­гии), се­мио­ти­ке, фи­ло­ло­гии, со­цио­ло­гии, пси­хо­ло­гии, ис­то­рии и в фор­ми­рую­щей­ся на их сты­ке куль­ту­ро­ло­гии . На­ря­ду с этим об­щим по­ня­ти­ем К. как обо­зна­че­ни­ем спе­ци­фи­че­ской для че­ло­ве­че­ст­ва фор­мы бы­тия (в от­ли­чие от по­ня­тия при­ро­ды ) при­ня­то вы­де­лять разл. ти­пы К., со­от­вет­ст­вую­щие мно­го­об­ра­зию че­ло­ве­че­ских со­об­ществ, – ис­то­ри­че­ские (напр., ан­тич­ная К.), гео­гра­фи­че­ские (напр., ев­ро­пей­ская К.), эт­ни­че­ские (напр., рус­ская К.), ре­ли­ги­оз­ные (напр., К. ис­ла­ма), со­слов­ные (напр., дво­рян­ская К.) и др. Вы­де­ля­ют так­же ти­пы К., свя­зан­ные с разл. ви­да­ми дея­тель­но­сти, – К. об­ще­ния, куль­ту­ра по­ли­ти­чес­кая , ху­дож. К., К. тру­да и т. п.

Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, всемерному раскрытию талантов, дарований и способностей.

Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Какую бы сферу культуры мы ни рассматривали - научные открытия или технические изобретения, произведения литературы и искусства, нормы морали и права - их значение определяется в зависимости от того, какое влияние они оказывают на духовный мир личности: способствуют ли они развитию гуманности и благородства или распространяют человеконенавистничество и зло.

В духовной деятельности осуществляется процесс самореализации человека, когда на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования создаются духовные ценности, развиваются способности к труду, познанию, творчеству и общению.

Таким образом, культура - многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности - все это становится всемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существенно зависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества, мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизни людей.

Реалистический анализ состояния культуры в нашем обществе позволяет утверждать, что из множества проблем самой сложной является проблема дефицита культуры. Дефицит этот вызывает особую тревогу и всеобщее беспокойство, ибо свидетельствует о глубоком духовном кризисе, утрате ценностных ориентиров, о моральной разобщенности, о распространении пороков и жестоких межнациональных конфликтов, об эскалации агрессивности и враждебности, пошлости и безнравственности, о духовной деградации человека. Дефицит культуры обнаруживает себя в серости и ограниченности духовных потребностей, примитивности и душевной невоспитанности, утилитаризме и социальной апатии, отсутствии подлинной интеллигентности, в националистических предрассудках и анархической вседозволенности.

Для преодоления психологической инерции, для борьбы с косностью, догматизмом, сталинизмом и идеологическим тоталитаризмом необходим подъем духовных сил, способствующих гуманному оздоровлению общества, изменению духовной атмосферы; поощрение талантов, развитие индивидуальности.

Как справедливо отметил академик Д. С. Лихачев, XXI век - это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культуpa человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: его пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т. д. Без общей культуры зачахнут и точные науки, и сама техника. Только гуманитарная культура может стать фундаментом этики, нравственности.

Низкая культура отрицательно сказывается на всех явлениях общественной жизни, проявляется в политической безответственности, экономической бесхозяйственности, отсутствии душевного такта, в разжигании межнациональных конфликтов, в губительном отношении х природе, в деградации духовного облика личности. Выход из экономического, политического и духовного кризиса состоит в подъеме культуры всего народа и каждого человека, в придании развитию культуры приоритетного значения. Гуманитарная культура опирается на демократизацию общества, гласность и свободу творчества, плюрализм мнений и уважение друг

Отрасль традиционно определяется как совокупность организаций, производящих однородную продукцию из одинакового сырья или ока­зывающих однородные услуги непромышленного характера, и соответ­ствующих органов управления.

Под отраслью "культура и искусство" понимают совокупность ор­ганизаций, основная деятельность которых связана с сохранением, соз­данием, распространением и представлением культурных благ и ценно­стей, а также органов управления культурой.

Отрасль "культура и искусство" имеет внеэкономические, социаль­но-культурные цели, но это не умаляет значения действующих здесь экономических механизмов.

Можно назвать следующие черты, ха­рактерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культура:

– продукция отрасли - культурное благо - предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и на­правлена на эстетическое развитие потребителя;

– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. интел­лектуальной деятельности, обладающей чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;

– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художест­венного восприятия;

– преобладающая экономическая форма продукции - услуга;

– основные факторы, определяющие цену продукции - уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть про­дукции не подвержена моральному старению, наоборот, время ­фактор роста ее цены;

– технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, кол­лективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не пред­полагает систематического характера и не основано на администра­тивном воздействии;

– продукция про изводится либо штучная, либо небольшими партиями, в связи с чем производство имеет характер единичного или мелкосерийного;

– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;

– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависят технологический ритм и финансовые ресурсы производства;

– средства производства (техника, оборудование) играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;

– в организации производства значительна роль подготови­тельных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, ор­ганизации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих боль­шую часть временных и трудовых затрат.

Экономические границы отрасли определяются характером выпол­няемых функций. Совокупность видов деятельности, обладающих этими черта­ми, и образует отрасль культуры,состав которой можно предста­вить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:

Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мас­терские, звукозаписывающие производства, кино копировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино и фотоаппаратуры и материалов и др.), реклам­ные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьюторские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления культуры).

Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на: управленческие; производственные; образовательные; научно-методические; снабженческо-сбытовые.

Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (усло­виями) производства. Сами они входят в состав других отраслей[4], однако технологические связи объединяют их деятельность с орга­низациями культуры. Так, например, киностудии работают по дого­ворам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабрика­ми, продюсерскими компаниями и т.д., включая их услуги в процесс производства и реализации фильма. Библиотеки сотрудничают книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.

Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу культуры - совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий, это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями (отношениями).

Организация культуры - организация, основная деятельность ко­торой направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

К организациям культуры относятся театры, кинотеатры, концерт­ные организации и коллективы, цирки, библиотеки, музеи, клубные (культурно-досуговые) учреждения, парки культуры и отдыха (сады), зоопарки (зоосады) и т.д.

Библиотеки подразделяются на публичные (муниципальные), учеб­ные, научные, специальные (по отраслям знаний) и специализирован­ные, предназначенные для обслуживания определенных категорий на­селения.

Клубные (культурно-досуговые) учреждения подразделяются наДворцы и Дома культуры, городские и сельские клубы, социо­культурные комплексы, центры досуга и т.п.

Среди музеев выделяют краеведческие, историко-архитектурные, исторические и военно-исторические, литературно-мемориальные, есте­ственно-научные, художественные и т.п.

Театры делятся на театры оперы и балета, музыкальной комедии, драматические, юного зрителя, кукол и прочие (пантомимы, теней и т.п.)

В состав концертных организаций входят филармонии, самостоя­тельные концертные залы; концертные объединения, в том числе занимающиеся гастрольной и фестивальной деятельностью и пр.

Самостоятельные концертные коллективы могут быть филармо­ническими и эстрадными. К филармоническим коллективам относят симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Цирки подразделяют на стационарные, передвижные (шапито), зооцирки.

Театры, концертные организации и коллективы, цирки образуют группу организаций исполнительских искусств (в более ранней терминологии - театрально-зрелищные предприятия).

Каждая организация культуры играет свою особую роль и занимает определенное место в отрасли. Значение и функции организаций куль­туры меняются под воздействием общественных отношений.

В 2004 году в Российской Федерации насчитывалось 112 тысяч ор­ганизаций культуры и учебных заведений культуры и искусств.

Организации культуры могут входить в состав профильного ведомства, возглавляемого Минкультуры РФ, а также находиться в составе других ведомств. В то же время в составе ведомства Минкультуры, помимо организаций культуры, находя организации других отраслей.

Общее число организации культуры приближается к 180 тысячам. При этом число работников культуры равняется 1,2 млн. человек, что составляет 2% от занятых в народ­ном хозяйстве.

Обеспеченность населения организациями культуры характе­ризуют следующие цифры: на 1 млн. жителей в России приходится 4 театра (для сравнения: в Австрии - 24, Швеции – 13,6, Франции ­- 9,6, Великобритании – 8,9), 347 библиотек (в Финляндии - 2500,Че­хии - 708), 15 музеев (в Нидерландах - 35, Швеции - 34, Германии ­- 32, Чехии - 33).,

Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о значительности масштабов сети организаций культуры РФ и поло­жительной динамике многих видов и, следовательно о перспективах развития отрасли в целом, а с другой стороны, о необходимости раз­вивать сеть организаций культуры, используя для этого систему ме­тодов организационно-правового, экономического, а также социаль­но-политического характера.

Функции отраслевого управления осуществляют следующие орга­ны исполнительной власти:

- на федеральном уровне – Министерство культуры Российской Федерации;

- на региональном уровне – управления, комитеты, департамен­ты, министерства культуры субъектов РФ;

- на муниципальном уровне – отделы, управления, комитеты, де­партаменты культуры администраций муниципальных образований.

В условиях децентрализации системы управления органы управле­ния культурой на региональном и муниципальном уровне подчиняются соответствующим органам исполнительной власти, проводящим само­стоятельную культурную политику на своей территории. Вместе с тем это не исключает взаимодействия органов управления культурой раз­ных уровней.

Основные тенденции развития отрасли "культура и искус­ство" на современном этапе.

1. Разрушение отраслевой "вертикали" — формирование иерархии органов управления культурой на федеральном, региональном и муни­ципальном уровнях.

2. Структурные сдвиги в отрасли. Сокращение сети массовых уч­реждений культуры (библиотек, клубов), парков культуры и отдыха. Рост сети театров, концертных организаций и коллективов, музеев.

3. Диверсификация и интеграция. Развитие новых типов учрежде­ний культуры, которые одновременно используют многообразные фор­мы деятельности, традиционно относящиеся к различным видам учреж­дений культуры и даже к другим отраслям социальной сферы, — цен­тров досуга, эстетических центров, социально-культурных и культурно-спортивных комплексов и др.

4. Развитие альтернативных государственным организаций культу­ры. Формирование в культуре частного сектора (в основном, в концерт­ном и галерейном деле). Расширение спектра общественных движений и объединений в культуре.

5. Разделение организаций культуры на коммерческие и некоммер­ческие. Развитие коммерческого сектора, рассматривающего культур­ную деятельность как вид бизнеса.

6. Появление нетрадиционных, внебюджетных источников финан­сирования государственных (муниципальных) некоммерческих организаций культуры: доходов от реализации авторских прав, доходов от предпринимательской деятельности,, средств спонсоров, грантов благо­творительных фондов и т.п.

7. Развитие элементов рыночной инфраструктуры культурной дея­тельности — театральных агентств, продюсерских фирм, бирж (ярма­рок), фондов, негосударственных вузов культуры и искусств и др.

8. Переосмысление роли организаций и органов управления куль­турой, внедрение в их деятельность современных информационных и управленческих технологий (социально-культурное проектирование, фандрейзинг, связи с общественностью — PR и т.д.). Новые требования к кадрам культуры.


Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Поэтому для каждого исследователя не может не возникать вопрос об отправной точке исследования в этой связи.

Содержание

Различные определения культуры

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации [1] : Культура понимается как…

История термина

Античность

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.



В латинском языке слово имеет несколько значений:

  • возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);
  • земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
  • воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
  • поклонение, почитание (potentis amici H) [5] .

В Европе в XVII—XVIII веках



Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и света протянется до самых краев земли.

В России в XVIII—XIX веках

Природа — возделанная духом человеческим, есть Культура, соответствующая Натуре так, как понятие сообразно вещи. Предмет Культуры составляют идеальные вещи, а предмет Натуры суть реальные понятия. Деяния в Культуре производятся с сосведением, произведения в Натуре происходят без сосведения. Посему Культура есть идеального свойства, Натура имеет реальное качество. — Обе, по их содержанию, находятся параллельными; и три царства Натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям Культуры, заключающим в себе предметы Искусств, Наук и Нравственного Образования. [10]

Вещественным предметам Натуры соответствуют идеальные понятия Культуры, которые, по содержанию их знаний, суть телесного качества и душевного свойства. Объективные понятия относятся к исследованию физических предметов, а субъективные касаются происшествий духа человеческого и эстетических его произведений. [11]

В России в XIX—XX веках



Сходные идеи развивал и Николай Бердяев:

Культура связана с культом, она из религиозного культа развивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания его содержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание, архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль — все заключено органически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и не дифференцированной. Древнейшая из Культур — Культура Египта началась в храме, и первыми её творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной, духовной действительности. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями. [13]



Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь. [14]

В этой же статье он пишет:

Периодизация истории культуры

В современной культурологии принята следующая периодизация истории европейской культуры:

    (до 4 тыс. до н. э.);
  • Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
  • Культура Средних веков (V—XIV вв.);
  • Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
  • Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);

Главной особенностью периодизации истории культуры является выделение культуры эпохи Возрождения как самостоятельного периода развития культуры, в то время как в исторической науке данная эпоха считается поздним Средневековьем или ранним Новым временем.

Культура и природа

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.

Марк Порций Катон Старший ввёл понятие культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к обработке земли. В таком понимании культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы её материальные составляющие, черпает замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней живущему. Такие действия не могут являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой и является культура.

Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при допущении мысли об отдельности человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни которые не могут быть отнесены к области культуры и даже стать примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха [18] .

Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многочисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.

Современное понимание культуры

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества.

Культура информационно-семиотическая — есть социально значимая информация, передающаяся из поколения в поколение и выражающаяся через ценности, нормы, смыслы и знаки (символы).

Культура и цивилизация

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер

Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.

Культура как мировоззрение

Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации человека к внешнему миру.

За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде работорговли, стали значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

Культура как нормы поведения

Следующее распространённое понимание понятия культуры слагается из трёх составляющих:

  • Жизненные ценности
  • Нормы поведения (материальные произведения)

Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они являются основой культуры.

Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях. Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

Обобщенное определение культуры

Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

Позитивный опыт и знания — это опыт и знания, которые несут выгоду для их носителя и вследствие этого им используются.

Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становится активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

Академик В.С. Степин определил культуру как систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях [19] .

Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становится элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

Понятие субкультуры

Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт, актуальный для одного социального слоя, не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что подешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

Изменения в культуре

Развитие, изменения и прогресс в культуре практически тождественно равны динамике, оно выступает как более общее понятие. Динамика — упорядоченное множество разнонаправленных процессов и трансформаций в культуре, взятых в рамках определённого периода

  • любые изменения в культуре причинно-обусловлены многими факторами
  • зависимость развития любой культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
  • природные ресурсы
  • коммуникационный
  • культурная диффузия (взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном контакте)
  • хозяйственные технологии
  • социальные институты и организации
  • ценностно-смысловой
  • рационально-познавательный

Изучение культуры

Культура выступает предметом изучения и рефлексии в рамках целого ряда академических дисциплин. В числе основных — культурология, культурные исследования, культурная антропология, философия культуры, социология культуры и другие. В России основной наукой о культуре считается культурология, в то время как в западных, преимущественно англоговорящих, странах, термин культурология обычно понимается в более узком смысле как изучение культуры как культурной системы [20] [21] . Общей междисциплинарной областью исследования культурных процессов в этих странах выступают культурные исследования (англ. cultural studies ) [22] . Культурная антропология занимается изучением многообразия человеческой культуры и общества, и одной из основных её задач является объяснение причин существования этого многообразия. Исследованием культуры и её феноменов при помощи методологических средств социологии и установлением зависимостей между культурой и обществом занимается социология культуры [23] . Философия культуры представляет собой специфически-философское исследование сущности, значения и статуса культуры [24] .

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Добавить иллюстрации.

Статью нельзя назвать рекламной, но в ней слабо представлена критика. Пожалуйста, добавьте информацию из публикаций и других источников, позволяющих осветить объект статьи с разных сторон.

Читайте также: