Культура и религия древней индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эта величественная культура Востока всегда считалась самой духовной и оригинальной, она и сегодня полностью не открывается техногенному сознанию цивилизованного человека Запада. Неповторимая индийская культура сочетает в себе глубокую религиозность, слияние с Вселенной и обращенность к человеческой душе, удивительную музыкальность и танцевальность, особое почитание и культ чувственной физической любви, которую индийцы никогда не считали греховной.

Хараппская культура

В долине реки Инд цивилизация зародилась еще в 4 тыс. до н.э. Хараппской (или Индской) культуре долгое время удавалось развиваться спокойно и самобытно, не подвергаясь иноземным вторжениям. Здесь раньше всех в мире научились ткать хлопок, развилось гончарное дело и ювелирное искусство, была построена совершенная система канализации и водоснабжения. Хараппская письменность до сих пор не разгадана.

В Хараппской художественной культуре развивалась мелкая пластика, дошедшая до нас в рельефах на печатях и небольших статуэтках. Торс танцующего мужчины (в 10 см высотой) и бюст (всего 18 см) жреца из Мохенджо-Даро являются яркими образцами хараппской пластики.

Ведическая цивилизация

На смену исчезнувшей Хараппской культуре пришел Ведический период древнеиндийской цивилизации. Название свое он получил от священных книг Вед – источника духовных и культурных знаний, написанного на санскрите. Веды – это сборник религиозных текстов: гимнов, магических формул и песнопений. Всего существует четыре Веды:
Ригведа – веда гимнов;
Яджурведа – жертвенные формулы;
Самаведа – песнопения;
Атхарваведа – заклинания.
К Ведам примыкают комментарии: брахманы, упанишады и араньяки.

Именно в Ведический (или арийский) период формируется кастовая система и происходит деление на ариев и неариев. С одной стороны, кастовая система способствовала самосохранению и выживанию рода, а также закрепляла деление труда на умственный и физический, позволяя части населения создавать высшие духовные ценности. С другой ‒ растворенный в касте человек терял свою индивидуальность и не развивался, что привело к застойным явлениям и в итоге к упадку культуры Древней Индии.

Архитектура Индии и изобразительное искусство

Сохранившиеся архитектурные памятники связаны, в основном, с буддизмом. К памятникам зодчества относятся вырезанные в скалах залы с колоннами и деревянными перекрытиями. Фресковая живопись, ваяние и художественные ремесла в Древней Индии достигли своего совершенства.

Наука
Древнеиндийская наука достигла многого и многое дала миру. Индийцы создали десятичную систему исчисления и современное написание цифр. Астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней, добавляя 13-й месяц через каждые 5 лет. Год у индийцев делился на шесть сезонов. Древнеиндийские астрономы также знали о том, что земля шарообразная, и предполагали, что она вращается вокруг своей оси. Знания в области химии позволяли индийцам изготавливать краски, кислоты, лекарства, цемент, духи и множество других веществ.

Особое место в духовной культуре Древней Индии отводилось философии. Она помогала решать жизненные проблемы, требуя нравственных изменений и жизненной активности от самого человека, и никогда не была прислужницей религии, политики и естествознания, как философии Запада.

Религии
Все разнообразие индийских религий зародилось еще в древности. Первой стал ведизм (религия Вед), потом пришли брахманизм, индуизм, вишнуизм, шиваизм, кришнаизм и, наконец, буддизм. Все религиозные течения Древней Индии мирные и взывают человеческий дух к самосовершенствованию.

Самобытность культуры Индии во многом обуславливается особенностями индийского этноса. В формировании этого суперэтноса участвовали многие племена и народы – от дравидов, издавна проживавших на территории Индии, до пришлых ариев. Все они обогатили культуру Древней Индии лучшим, что имели.

Религии Древней Индии. Буддизм как мировая этическая религия

Индийская культура обращена к Вселенной и погружена в тайны мироздания. При этом, внешне противореча предыдущему постулату, культура Индии обращена и внутрь человеческого микрокосма, призывая к погружению в глубины души человеческой и к самосовершенствованию (примером тому служит распространившаяся по всему миру философская практика йоги).

Книги Вед вместе с сопутствующими им текстами охватывают все сферы жизни древних индийцев и сообщают обществу деление на четыре варны: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников и торговцев) и шудр (военнопленных и рабов). Позже четыре основных варны были дополнены двумя тысячами каст, что и сохранилось до сегодняшних дней.

Характерными чертами религии ведизма были многобожие и антропоморфность. Пантеон ведических божеств составляли: Индра (бог грозы), Варуна (бог космического порядка), Сурья (солнечный бог), Вишну (олицетворение солнечного круговращения), Агни (покровитель огня) и другие божества с самыми разнообразными функциями.

Позднее ведизм преобразовался в брахманизм, где прежнее множество божеств сведено к троице, и учение о мире обретает более четкие очертания. Брахман (Абсолют, некая неопределенная сущность) проявляется в триедином божестве: в Брахме (творце миропорядка), Вишну (охранителе мира) и Шиве (разрушителе мира).

Со средины I тыс. до н.э. религия брахманов превращается в индуизм, который ассимилировал многие индийские верования и на данный момент является в Индии самой распространенной религией, охватившей до 80% верующих. Индуизм культивируется в нескольких направлениях: вишнуизм, шиваизм и кришнаизм. Главной концепцией индуизма является принцип воплощений (аватар) Вишны, который приходит в наш мир, принимая различные образы. Всего таких аватар выделяют десять, из которых в седьмой Вишну принял облик Рамы, в восьмой – Кришны и в девятой – Будды.

Благой путь буддиста включает культуру поведения (благие мысли, слова и поступки), культуру медитации (умение осознавать и сосредотачиваться для достижения умиротворения) и культуру мудрости (корректное мировоззрение).

Согласно этике буддизма, путь к спасению человека от страданий лежит через самосовершенствование, непротивление злу и отказ от соблазнов мира. Нирвана – высшее состояние, которого только может достичь душа человека – и есть спасение. Достигнув состояния Нирваны, человек словно находится между жизнью и смертью, он полностью отрешен от внешнего мира, испытывает внутреннее просветление и совершенную удовлетворенность при отсутствии всяческих желаний. Независимо от кастовой принадлежности, буддизм обещает спасение каждому верующему.

Буддийское учение дает два направления развития: хинаяна (или малая повозка) означает полное единоличное вхождение человека в нирвану; махаяна (или большая повозка) предполагает максимальное приближение верующего к нирване, но при этом отказ от вхождения в блаженное состояние ради спасения душ других.

Приблизительно в одно время с буддизмом в Индии появляется джайнизм. Это учение близко к буддизму, в нем тоже существует понятие нирваны, но главным у джайнистов выступает непричинение зла всему живущему – принцип ахимсы.

Религиозная жизнь индийцев настолько разнообразна, что ей характерно также сохранение самых ранних культовых форм – фетишизма и тотемизма. В Индии до сих пор поклоняются многим животным: здесь считают священными коров и быков зебу, много внимания уделяют обезьянам, которых кормят при храмах, и особым образом поклоняются кобре.

Все эти более примитивные культы ничуть не помешали Индии дать человечеству наиболее древнюю мировую религию, в которой нет идеи Бога как творца и управителя мира. Согласно буддизму, каждый человек может отыскать внутреннюю свободу и освободиться от всех жизненных оков.

Источники и историография Древнего Китая

Источники Древнего Китая
Источники древнекитайской истории, находящиеся в распоряжении у исследователей, довольно разнообразны и многочисленны. Большая часть из них – это письменные памятники с надежной датировкой.

Основную категорию составляют дошедшие до нас в виде книг исторические сочинения, довольно разнообразные по своему содержанию. Древнекитайские летописи имеют большое значение среди письменных источников.

Помимо письменных источников, древнекитайская история оставила археологические и эпиграфические источники. Неолитическая культура Яншао была обнаружена в 1921 году шведским ученым И.Г. Андерсоном в среднем течении Хуанхэ. Также были проведены раскопки города Эрлитоу и столицы Шань-Инь. Гадательные надписи и надписи на деревянных планках и ритуальных бронзовых сосудах, найденные при раскопках, служат источниками эпиграфическими.

Тексты такого рода не только упоминают факты и имена, они отражают политическую и социальную историю эпох. С помощью надписей можно, к примеру, установить подлинность летописных источников, если первые обнаруживают свое сходство со вторыми. А на деревянных планках представлены официальные документы – ведомости, купчие, подворные списки.

Историография Древнего Китая

Более или менее достоверные сведения о далекой Поднебесной начали достигать Европы лишь в 13 веке, когда состоялось знаменитое путешествие Марко Поло. Позже на территории Китая появляются миссионеры и португальские купцы, очень заинтересовавшиеся историй и культурой нового для них государства.

С конца 18 века путешествия и экспедиции в Китай совершаются уже на научной основе, и Франция становится центром китаеведения. Здесь изучают китайский язык и литературу, делают многочисленные переводы китайских сочинений – французская синологическая школа сделала значительный вклад в изучение истории Древнего Китая.

В 1917 году Каулинг попытался создать энциклопедию китаеведения, в которой тщательному исследованию подверглись древние источники. Большая работа была проделана А. Масперо и Крилем, однако оценивали буржуазные историки развитие Древнего Китая с колонизаторской точки зрения, несмотря на собранный ценный материал.

Ценный вклад в изучение китайского языка, литературы и истории был сделан русскими путешественниками. Так, в 1618 году, русский посол Петлин дал интересное описание современного ему Китая. В 1700 году вышел царский указ об обучении в учебных заведениях восточным языкам, и китайскому в том числе. Н. Бичурин, прожив с 1806 по 1821 год при Пекинской миссии, накопил значительные материалы. Среди трудов Бичурина – научные исследования по истории и географии Китая, он также перевел на русский ряд произведений китайской литературы. Потанин, Обручев, Пясецкий, Козлов и Пржевальский – все они собрали богатейшие материалы во время своих путешествий.

Советская историография сначала ограничивалась лишь очерками по китайской истории, постепенно создавая сводные работы и университетские курсы, затем появляются монографии по отдельным периодам истории и по конкретным аспектам экономики, идеологии, социального строя и культуры. Памятники древнекитайской письменности также были переведены на русский, в частности, сделан многотомный перевод труда Сыма Цяня.



Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире появилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.

В культуре Древней Индии принято выделять следующие основные направления:

  • Письменность и литература,
  • Религия,
  • Наука,
  • Искусство.

В древние времена индийцы поклонялись силам природы, от которых напрямую зависела вся их деятельность и производство, а также божествам, покровительствовавшим этим силам.

Среди самых почитаемых божеств был бог Индра, который повелевал дождем и бурями, боролся с духами, насылающими засуху и был вооружен молнией. Еще один из почитаемых богов был Сурия, покровительствующий солнцу. Индийцы полагали, что он каждое утро выезжал на золотой колеснице, в которую были запряжены огненно-рыжие кони. Древние индийцы молились богам и совершали жертвоприношения.

Люди считали, что если верно произнести заклинания при просьбе к богу, а также правильно принести жертву, то бог не сможет отказать в помощи человеку.

Когда общество трансформировалось, появились классы и государство, то изменились и боги – боги природы превратились в богов, покровительствующих государству и царской власти.

Характеристика религиозных верований

Религией Древней Индии был брахманизм, являвшийся особой жреческой религиозной системой. Жрецы-брахманы были единственными знатоками священного знания и их задачей было хранить его. Жрецы видели себя в качестве божеств, принявших облик человека. Благодаря брахманизму укрепилась кастовая система, которая была выгодна рабовладельцам. В связи с этим в Древней Индии развилось протестное движение, направленное против данной системы и, соответственно, против брахманизма, который ее поддерживал.

Протесты отразились в появлении новой религии – буддизма. Поначалу буддизм выступал против того, чтобы делить людей на касты. Приверженцы новой религии проповедовали то, что все люди должны быть равны, вне зависимости от того, к какой касте они принадлежат. Тем не менее, это не была борьба против общественной несправедливости и кастовой системы, т.к. в основе буддизма лежало положение об отказе от всяческой борьбы.

Наиболее широко распространился буддизм в Древней Индии с середины первого тысячелетия до н.э. Затем уже оттуда он пришел в соседние страны, и на сегодняшний день буддизм является одной из самых распространенных восточных религий.

Искусство и наука

Самое крупное культурное достижение древних индийцев – это создание алфавитной письменности. Индийское письмо состояло из 50 знаков и было намного проще, чем иероглифы египетского письма и клинопись.

В V в. до н.э. индийский ученый Панини изложил основные правила письма в написанных им грамматических учебниках.
Самые первые памятники литературы Древней Индии – это гимны богам, которые индийские певцы исполняли уже в XI – X вв. до н.э. Сборники с этими гимнами называются Ведами и в них содержатся древние легенды и сказания, которые позже легли в основу произведений художественной литературы. В литературе Древней Индии было много сказок, в которых народ отразил свое отношение к угнетателям. Обычно героями становились жадные и глупые жрецы, против которых выступали смелые и находчивые простые люди.

Древние индийцы были знакомы с тем, что Земля вращается вокруг своей оси, а также имеет шарообразную форму. Они много путешествовали, что поспособствовало развитию географии.

Также успешной была и медицина – в Древней Индии активно развивалась узкая специализация: хирургия, глазные болезни, внутренние болезни и т.д. Врачи Древней Индии были знакомы со многими болезнями и знали способы их лечения. Они обладали знаниями о проведении сложных операций и могли готовить лекарства из разных трав и солей.

Архитектурное искусство Древней Индии

Древняя Индия славилась великолепными дворцами и храмами, известными благодаря необычайной тщательности их отделки.

К примеру, царский дворец в Паталипутре отличался особым великолепием. Многие полагали, что этот шедевр архитектуры создавали боги, а не люди. Он представляет собой огромное деревянное здание, которое украшено колоннами, увитое позолоченными лозами винограда, в которых прятались отлитые из серебра птицы. Ворота храма богаты резьбой и скульптурой и представляют собой сложное архитектурное сооружение.

Также интерес представляют и древние пещерные монастыри и храмы, которые древние индийцы вырубали в скалах и украшали цветной росписью и резными колоннами.

Древняя Индия

Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

История

Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

Карта древней Индии

Карта древней Индии.

Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

Хараппская цивилизация

Упадок индийской цивилизации

Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

Культура

Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

Руины древнего индийского города

Руины древнего индийского города.

В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

Искусство

Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

Древнеиндийская скульптура

Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

Настенная живопись Аджанты

Настенная живопись Аджанты.

Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

Индийская скульптура

Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

Религия

Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

Суры и асуры

И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

Интересные факты

Видео

И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.

Читайте также: