Элементы группировки сил и средств территориальных органов мвд при чо кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как было уже отмечено, одной из отличительных особенностей действий территориальных органов МВД России дел в особых условиях является создание новой системы управления силами и средствами. Система управления при действиях в особых условиях - это комплекс органов управления, предназначенных для эффективного управления в особых условиях, который составляют: оперативные штабы органов внутренних дел (оперативных зон); штатные штабы воинских частей; а также штабы других органов (подразделений), привлекаемых к действиям в особых условиях.

Объективная необходимость вышеназванной системы обусловлена сложностью выполнения задач при быстром и резком изменении оперативной обстановки, концентрацией сил и средств, принадлежащих различным отраслевым службам, особой группировкой данных сил и средств, что вызывает необходимость координации их действий, а также осуществлением в короткие сроки большого объема управленческих функций. В данной обстановке требуются максимальная централизация управления, быстрые подготовка, принятие и реализация решений.

Наиболее полно отвечают этим требованиям оперативные штабы, которые предназначены для организации и управления привлекаемыми в установленном порядке силами и средствами при выполнении задач в особых условиях. Работа оперативных штабов регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами МВД России, в которых определены: цели, задачи, функции, организационная структура, содержание деятельности в чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, а также при введении правового режима чрезвычайного положения, и в условиях военного времени.

Оперативный штаб - это орган межотраслевого управления силами и средствами органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования МВД России, соединений (воинских частей) внутренних войск МВД России при выполнении задач в особых условиях. В соответствии с нормативными актами МВД России опера­тивные штабы создаются в МВД, МУ ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, оперативных зонах, территориальных органах МВД России.

В необходимых случаях может быть создан объединенный оперативный штаб-межведомственный орган управления, предназначенный для координации действий органов, учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, соединений и воинских частей Министерства внутренних дел России, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны Российской Федерации.

В исключительных случаях может создаваться совместный оперативный штаб - орган оперативного управления силами и средствами МВД России и ФСБ России. Он создается, например, при угрозе жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов при попытке насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, межнациональных конфликтах, блокаде отдельных местностей.

Основные направления работы оперативного штаба зависят от возникновения или наступления особых условий. В связи с этим они решают следующие главные задачи: обеспечение непосредственной подготовки сил и средств к действиям в особых условиях; управление силами и средствами при наступлении данных условий; обеспечение ликвидации последствий особых условий и осуществление мер по стабилизации обстановки. [10]

В развитие этих целей и задач оперативные штабы территориальных органов МВД России осуществляют анализ оперативной обстановки и прогнозирование возникновения возможных негативных явлений, которые могут вызвать особые условия. На основе данных специализированных прогнозов осуществляется разработка и постоянное совершенствование планов действий в особых условиях, организуется выполнение предупредительно-профилактических мероприятий по предотвращению негативных проявлений криминального характера, а также обучение, моральная и психологическая подготовки личного состава. Кроме этого, на штабы возлагаются функции организации всестороннего обеспечения личного состава оружием, специальными средствами, снаряжением, транспортом, средствами связи, бытовым и медицинским оборудованием. Они осуществляют постоянный контроль состояния готовности сил и средств к действиям в особых условиях, организуют проверку состояния готовности нижестоящих территориальных органов МВД России к действиям в особых условиях и оказание им необходимой помощи.

При возникновении же особых условий данные оперативные штабы осуществляют непосредственное управление задействованными силами и средствами. Они вводят в действие соответствующий план, приводят в готовность силы и средства, развертывают пункты управления и связи, осуществляют сбор и анализ информации об обстановке, вырабатывают решения на развертывание и порядок действий сил и средств и организуют их взаимодействие. Обо всех своих действиях оперативные штабы информируют вышестоящие органы управления, а также осуществляют контроль исполнения принятых решений.

В процессе ликвидации последствий особых условий и осуществления мер по стабилизации обстановки оперативные штабы разрабатывают мероприятия по недопущению повторных негативных проявлений, организуют и проводят изучение и расследование причин и условий, вызвавших происшествие, осуществляют анализ проведенных органами внутренних дел и привлеченными силами действий и мероприятий. Штабы готовят также отчеты и информации в инстанции и осуществляют информирование населения о происшедшем и действиях органов внутренних дел.

Центральное место в управлении оперативным штабом в особых условиях занимает его руководитель (начальник). Являясь одновременно руководителем органа внутренних дел и старшим оперативным начальником, он сосредоточивает управление в своих руках, направляя усилия всех соисполнителей на достижение общей цели.

Членами оперативного штаба, ответственными за деятельность его групп, назначаются, как правило, руководители отраслевых служб органов внутренних дел (сотрудниками уголовного розыска, патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД и др.). Число членов оперативного штаба и специальных оперативных групп варьируется в зависимости от обстановки, вида и характера решаемых задач, уровня иерархии в системе оперативных штабов МВД России, имеющихся сил и средств (возможностей). Члены штаба, каждый по своей линии, выполняют обязанности, по подготовке решений руководителя штаба.

Основными обязанностями членов оперативного штаба являются: сбор, обработка и анализ информации об обстановке, разработка предупредительно-профилактических мероприятий и мер по пресечению криминальных проявлений, совершаемых в особых условиях. Рабочий аппарат оперативного штаба формируется на базе структурного штабного подразделения (штаба), которое усиливается за счет представителей всех самостоятельных подразделений и служб и может состоять из групп: организационно-аналитической, связи и автоматизации управления, обеспечения, защиты личного состава.

Большое значение для эффективности работы оперативного штаба имеет деятельностьорганизационно-аналитической группы.Она обобщает информацию всех служб (членов) штаба, разрабатывает схему информационного обеспечения его деятельности, готовит и докладывает руководителю оперативного штаба предложения и проекты решений по урегулированию обстановки; ведет рабочую карту, журнал действий и отданных руководителем распоряжений.

Группа связи и автоматизации управления осуществляет разработку схем связи, устанавливает и поддерживает устойчивую связь между оперативным штабом, группировкой МВД, ГУ МВД. УМВД, ОМВД и приданными силами с учетом тактико-технических данных средств связи и условий несения службы.

Группа обеспечения готовит предложения и организует работу по обеспечению личного состава табельными материально-техническими средствами, средствами защиты, обороны, дозиметрического контроля и приборами разведки, сменным обмундированием, специальным транспортом, горюче-смазочными материалами, продовольствием, жильем и необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.

Особенности содержания работы оперативных штабов в особых условиях обусловлены обстановкой (обстоятельствами), вызвавшими эти условия.

Имеющийся опыт деятельности органов внутренних дел в особых условиях убедительно свидетельствует о том, что решающими факторами, обеспечивающими эффективность данной деятельности, являются: степень готовности органов управления и служб к функционированию в чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях; отработанное взаимодействие между различными формированиями органов внутренних дел, а также между ними и иными органами государственной власти, приданными силами; органами местного самоуправления, психологическая готовность личного состава к работе в особых условиях. Эффективность управления во многом зависит также от профессиональной подготовки кадров и, прежде всего, руководителей.

Подготовка сил и средств к действиям при ЧО является одним из основных условий достижения успеха в выполнении задач и составной частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, оперативной и боевой подготовки военнослужащих внутренних войск.

Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств при ЧО. Ответственность за ее организацию и состояние несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России, горрайлинорганов внутренних дел, командиры воинских частей внутренних войск, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при ЧО.

Подготовка сил и средств включает:

– подготовку органов управления к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах;

– одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям при ЧО;

– подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;

– материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению ЧО.

Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств на всех уровнях должна осуществляться от простейших форм к более сложным.

– органов управления на методических занятиях, групповых упражнениях – ежемесячно; на штабных тренировках – ежеквартально; на командно-штабных учениях – один раз в полугодие;

– элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения) на тренировках – ежемесячно; на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) – ежеквартально;

– совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств – на тактико-специальных (тактических) учениях, по окончании года.

В органах внутренних дел (образовательных учреждениях МВД России) обучение сотрудников, тренировка слаженных действий элементов группировки сил и средств организуется кадровыми подразделениями.

Организация подготовки органов управления возлагается на штабные подразделения.

Все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся на местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Начальник ГУ МВД России по федеральному округу осуществляет в пределах своей компетенции оперативное руководство деятельностью органов, подразделений и учреждений системы МВД России, расположенных на территории округа при подготовке к действиям при возникновении ЧО.

За подготовку и проведение возлагается ответственность:

– совместных командно-штабных, тактико-специальных (тактических) учений – на министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;

– командно-штабных учений, штабных тренировок – на заместителей министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;

– штабных тренировок, тактико-строевых занятий и тренировок элементов группировки сил и средств – на руководителей горрайлинорганов.

Координацию, методическое обеспечение, планирование и контроль за состоянием готовности сил и средств к действиям при ЧО осуществляют Главное организационно-инспекторское управление МВД России, штабные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, учебные отделы образовательных учреждений МВД России.

Оценочные показатели готовности органов внутренних дел
(образовательных учреждений МВД России) к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

Состояние готовности органов и подразделений внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах проверяется в ходе проведения инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов, в полном объеме и по отдельным направлениям.

В ходе проверок готовности проводятся командно-штабные учения (КШУ) или тактико-специальные учения (ТСУ). Кроме того, могут проводиться КШУ с элементами ТСУ. Результаты учений являются объективными показателями состояния готовности.




В результате анализа этих результатов формируется итоговая оценка готовности к действиям при ЧО с использованием оценочной таблицы показателей готовности.

По результатам проверки составляется итоговый документ для органа внутренних дел в целом.

При необходимости по итогам проверки издается приказ руководителя МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана.

Основные направления и разделы готовности органов внутренних дел и учреждений внутренних дел:

– состояние организационно-управленческой работы (планирование и контроль, органы оперативного управления, расчет сил и средств);

– организация подготовки органов управления и подразделений (обучение органов управления и подразделений, занятия, тренировки и учения, воспитательная работа и профессионально-психологическая подготовка);

– тыловое и техническое обеспечение сил, привлекаемых к выполнению задач при ЧО (наличие и состояние стрелкового вооружения, автомобильной, бронетанковой и специальной техники, средств связи, средств защиты, активной обороны, средств РХБ защиты и разведки, вещевого имущества и продовольствия);

– практические действия (оповещение и сбор личного состава, действия должностных лиц, проведение КШУ, ТСУ).

Порядок проверки и оценки готовности к действиям при ЧО:

– состояние готовности проверяется способом всестороннего изучения возможности сил и средств органов и подразделений внутренних дел действовать в условиях ЧО на основании разработанных планов, а также в ходе проведения КШУ (ТСУ) и ШТ;

– для определения состояния готовности по каждому направлению производится оценка всех его разделов, по каждому из которых дается оценка всех его критериев.

Все полученные оценки по направлениям, разделам и общая оценка представляются в оценочной таблице показателей готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям при ЧО.

Оценка органам управления за учение определяется:

Индивидуальная оценка руководителям (сотрудникам) органов внутренних дел за работу на учении выставляется с учетом оценки возглавляемых ими органов управления (личного участия) и определяется по следующему критерию:

Показатели оценки готовности органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах определяются в установленном порядке.

Раздел 2

Подготовка сил и средств к действиям при ЧО является одним из основных условий достижения успеха в выполнении задач и составной частью системы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, оперативной и боевой подготовки военнослужащих внутренних войск.

Целью подготовки является обеспечение слаженных действий органов управления, группировки сил и средств при ЧО. Ответственность за ее организацию и состояние несут руководители МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России, горрайлинорганов внутренних дел, командиры воинских частей внутренних войск, а также соответствующие руководители и начальники по направлениям деятельности, личный состав которых участвует в решении задач при ЧО.

Подготовка сил и средств включает:

– подготовку органов управления к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах;

– одиночную подготовку сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к действиям при ЧО;

– подготовку подразделений и элементов группировки сил и средств к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач при ЧО;

– материально-техническое и морально-психологическое обеспечение действий личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению ЧО.

Подготовка (обучение) органов управления и группировки сил и средств на всех уровнях должна осуществляться от простейших форм к более сложным.

– органов управления на методических занятиях, групповых упражнениях – ежемесячно; на штабных тренировках – ежеквартально; на командно-штабных учениях – один раз в полугодие;

– элементов группировки сил и средств (групп оперативно-служебного, служебно-боевого применения) на тренировках – ежемесячно; на тактико-специальных занятиях (тактико-строевых занятиях) – ежеквартально;

– совместное обучение органов управления и элементов группировки сил и средств – на тактико-специальных (тактических) учениях, по окончании года.

В органах внутренних дел (образовательных учреждениях МВД России) обучение сотрудников, тренировка слаженных действий элементов группировки сил и средств организуется кадровыми подразделениями.

Организация подготовки органов управления возлагается на штабные подразделения.

Все занятия, тренировки и учения, как правило, проводятся на местности. При этом создается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Начальник ГУ МВД России по федеральному округу осуществляет в пределах своей компетенции оперативное руководство деятельностью органов, подразделений и учреждений системы МВД России, расположенных на территории округа при подготовке к действиям при возникновении ЧО.

За подготовку и проведение возлагается ответственность:

– совместных командно-штабных, тактико-специальных (тактических) учений – на министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;

– командно-штабных учений, штабных тренировок – на заместителей министра внутренних дел, начальника ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательных учреждений МВД России;

– штабных тренировок, тактико-строевых занятий и тренировок элементов группировки сил и средств – на руководителей горрайлинорганов.

Координацию, методическое обеспечение, планирование и контроль за состоянием готовности сил и средств к действиям при ЧО осуществляют Главное организационно-инспекторское управление МВД России, штабные подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, учебные отделы образовательных учреждений МВД России.

Оценочные показатели готовности органов внутренних дел
(образовательных учреждений МВД России) к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

Состояние готовности органов и подразделений внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах проверяется в ходе проведения инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых (самостоятельных) выездов, в полном объеме и по отдельным направлениям.

В ходе проверок готовности проводятся командно-штабные учения (КШУ) или тактико-специальные учения (ТСУ). Кроме того, могут проводиться КШУ с элементами ТСУ. Результаты учений являются объективными показателями состояния готовности.

В результате анализа этих результатов формируется итоговая оценка готовности к действиям при ЧО с использованием оценочной таблицы показателей готовности.

По результатам проверки составляется итоговый документ для органа внутренних дел в целом.

При необходимости по итогам проверки издается приказ руководителя МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана.

Основные направления и разделы готовности органов внутренних дел и учреждений внутренних дел:

– состояние организационно-управленческой работы (планирование и контроль, органы оперативного управления, расчет сил и средств);

– организация подготовки органов управления и подразделений (обучение органов управления и подразделений, занятия, тренировки и учения, воспитательная работа и профессионально-психологическая подготовка);

– тыловое и техническое обеспечение сил, привлекаемых к выполнению задач при ЧО (наличие и состояние стрелкового вооружения, автомобильной, бронетанковой и специальной техники, средств связи, средств защиты, активной обороны, средств РХБ защиты и разведки, вещевого имущества и продовольствия);

– практические действия (оповещение и сбор личного состава, действия должностных лиц, проведение КШУ, ТСУ).

Порядок проверки и оценки готовности к действиям при ЧО:

– состояние готовности проверяется способом всестороннего изучения возможности сил и средств органов и подразделений внутренних дел действовать в условиях ЧО на основании разработанных планов, а также в ходе проведения КШУ (ТСУ) и ШТ;

– для определения состояния готовности по каждому направлению производится оценка всех его разделов, по каждому из которых дается оценка всех его критериев.

Все полученные оценки по направлениям, разделам и общая оценка представляются в оценочной таблице показателей готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям при ЧО.

Оценка органам управления за учение определяется:

Индивидуальная оценка руководителям (сотрудникам) органов внутренних дел за работу на учении выставляется с учетом оценки возглавляемых ими органов управления (личного участия) и определяется по следующему критерию:

Показатели оценки готовности органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах определяются в установленном порядке.

I. Общие положения

I.I. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах

5. Задачи органов внутренних дел и внутренних войск при ЧО в соответствии с законодательством Российской Федерации состоят в следующем:
участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований;
ликвидация банд;
освобождение заложников;
участие в предупреждении и пресечении (подавлении) вооруженного мятежа;
пресечение массовых беспорядков;
участие в пресечении захвата важных объектов;
участие в пресечении массовых беспорядков в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы;
участие в пресечении террористических акций на объектах, обслуживаемых органами внутренних дел;
участие в освобождении заложников в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров);
пресечение блокирования транспортных коммуникаций;
участие в предупреждении и пресечении угона транспортных средств;
участие в ликвидации последствий ЧС техногенного и природного (экологического) характера;
оказание содействия органам и войскам ФПС России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации;
пресечение захвата собственных объектов органа внутренних дел (внутренних войск);
6. В целях эффективного и целесообразного использования сил и средств, привлекаемых для выполнения задач при ЧО, территория (в границах административного деления), обслуживаемая органом внутренних дел, по решению его руководителя, может условно разбиваться на оперативные зоны (направления), в которых назначается старший оперативный начальник.
7. Руководители ГУ МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации при выполнении задач при ЧО являются старшими оперативными начальниками для соединений, воинских частей, подразделений внутренних войск, дислоцированных (передислоцированных) на обслуживаемой территории.
Задачи, к которым привлекаются внутренние войска, устанавливаются решением руководителей органов внутренних дел (ОШ МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации) [С учетом основной задачи, выполняемой соединением, воинской частью и подразделением по своему предназначению.] по согласованию со штабами округов [Либо других объединений внутренних войск.] внутренних войск.
Совместные действия органов внутренних дел и внутренних войск по выполняемым задачам согласуются на этапе планирования и уточняются в процессе повседневной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также на учениях (других учебных мероприятиях).

I.II. Система управления

II.II. Мероприятия по обеспечению сбора и приведению в степени готовности сил и средств

I.IV. Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах

21. К действиям при ЧО привлекаются органы внутренних дел, подразделения милиции общественной безопасности и криминальной милиции, соединения и воинские части внутренних войск, образовательные учреждения МВД России.
22. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется исходя из следующих норм:
органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации — до 60 % , за пределами пунктов постоянной дислокации — до 50 % списочной численности личного состава;
образовательные учреждения МВД России с двухлетним сроком обучения — 40 %, с трех — пятилетним сроком обучения — 50 % списочной численности личного состава;
численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск [Задачи при чрезвычайных обстоятельствах, как правило, выполняют в полном составе.] определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел исходя из оперативной обстановки;
из органов и подразделений УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО, ГУВО СОБ МВД России при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов (зоны ответственности) в оперативный штаб территориального органа внутренних дел выделяются оперативные группы для координации действий.
Для обеспечения режима 4П в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации по введению 4П порядке используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы

I.V. Расчеты сил и средств для выполнения задач при чрезвычайных обстоятельствах

23. Расчеты сил и средств производятся с целью создания оптимальной группировки, необходимой для выполнения задач при ЧО.
24. Для выполнения оперативно-розыскных мероприятий и ведения разведки могут создаваться оперативная группа, оперативно-поисковая группа войсковой, воздушной и радиотехнической разведки. Для выполнения предупредительных мероприятий могут создаваться группы ведения переговоров, оцепления, организации дорожного движения, патрулирования, эвакуации, ликвидации угрозы взрыва, охраны, маневренная группа. Для силовых действий могут создаваться группы блокирования, разграждения, специальных средств, захвата, штурмовая группа, групп рассредоточения, изъятия, окружения, прикрытия и огневой поддержки, артиллерийская группа и группа конвоирования. Для осуществления следственных действий создаются группа документирования, следственная группа, группа обеспечения фильтрационного пункта, группы прикрытия и охраны.
При необходимости могут создаваться группы тушения пожаров, проведения неотложных аварийно-спасательных работ, медицинского, тылового (материально-технического), технического обеспечения, взаимодействия со средствами массовой информации.
25. В целях оперативного реагирования на возможные резкие осложнения оперативной обстановки и на случай непредсказуемости развития ситуации (прорыва через рубежи оцепления и блокирования больших групп, резкого увеличения размаха массовых беспорядков и увеличения активности действий участников массовых беспорядков, замедления движения групп блокирования и рассредоточения) создаются (выделяются) тактические, оперативные, региональные (окружные) резервы. Численность резерва определяется в зависимости от наличия сил и средств, которые могут быть высвобождены для этих целей.
26. При передислокации (совершении марша) сил и средств в район выполнения задач в целях организованного выдвижения и своевременного прибытия, а также при расположении на месте может создаваться комендантская служба и организовываться охранение. Их численность определяется на основании соответствующих документов.
27. Одновременно с расчетом численности групп производится расчет средств, необходимых для каждой группы. Расчет производится с учетом характера действий групп, обстановки, в которой им предстоит действовать, и наличия этих средств.
После проведения расчетов определяется от каких служб (подразделений) будут выделяться личный состав и необходимые средства. При этом учитывается предназначение служб (подразделений), уровень их подготовки и наличие необходимых средств (вооружения, специальных средств, автотранспорта, средств связи).
28. При недостатке сил и средств установленным порядком могут привлекаться силы и средства (резервы) по расчетам и решению старшего оперативного начальника (командира).
29. Принципиальные схемы действий группировки сил и средств при ЧО изготавливаются (разрабатываются) на листах бумаги (как правило, формата А- 4 в выбранном масштабе), схемах, планах, картах. На них определяются и наносятся районы сосредоточения, маршруты выдвижения, рубежи развертывания, исходное положение элементов группировки, направления действий, ближайшая и последующая задачи групп, создаваемых для силовых действий, места расположения пунктов управления, резервов, вероятные варианты действий преступников (противника), места проникновения (выхода) на охраняемый (потенциально опасный) объект и деблокирования.

I.VI. Особенности создания группировки сил и средств и ее применения по задачам при чрезвычайных обстоятельствах

I.VII. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта

42. На основе выводов из оценки вероятных районов выполнения задач при ЧО и местных особенностей определяются возможные и наиболее целесообразные способы передислокации, совершения марша (виды транспорта) подразделений.
43. Расчет на перевозку сил и средств различными видами транспорта (комбинированным способом) осуществляется штабным подразделением (штабом) в соответствии с действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Наставлением по перевозке войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом.
Таблицы с данными предварительных расчетов перевозки железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом согласовываются с подразделениями (УВДТ, ОСП) ГУВДТиС СОБ МВД России. При недостатке автомобильного транспорта его потребность может восполняться автотранспортными (производственными) предприятиями и учреждениями на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (глав администраций). Расчеты на автомобильные средства сторонних организаций, порядок выделения и финансирования согласовываются с их руководителями на этапе планирования и систематически уточняются.
Исходные данные для расчета на перевозку:
численность личного состава, объем и состав материально-технических средств;
нормы размещения личного состава в воинском эшелоне (на транспортном средстве);
количество, масса и габариты перевозимой техники; основные характеристики транспортных средств.
44. В случае возникновения ЧО уточняется потребность в транспортных средствах и направляется письменная заявка на перевозку в подразделение специальных перевозок ГУВДТиС СОБ МВД России, в которой указывается наименование перевозимых подразделений и их численность, дата отправления; станция (пристань, порт, аэропорт) и пункт назначения, потребное количество транспортных средств (по типам), фамилия, должность и звание начальника эшелона, наименование органа внутренних дел, который организует перевозку и оплату (включая тариф за проезд, аренду транспортных средств, представление постельных принадлежностей и другие платежи, его платежные реквизиты).

I.VIII. Обеспечение действий сил и средств при чрезвычайных обстоятельствах

I. IX. Организация взаимодействия

53. В ходе разработки Плана организуется взаимодействие с
начальниками органов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, воинских частей (подразделений) внутренних войск, Минобороны России, других войск, воинских формирований и органов — по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы оперативного построения и другим вопросам;
федеральными органами государственной власти и их территориальными подразделениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки личного состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.;
органами прокуратуры — о порядке формирования следственных групп и по другим вопросам, определенным действующим законодательством;
администрацией железных дорог, аэропортов (аэродромов), морских (речных) пароходств — о назначении основных (запасных) станций (аэродромов, пристаней) погрузки личного состава и техники, порядка их перевозки, усиления охраны специальных грузов, важных объектов и выполнения задач при ЧО на объектах транспорта.
54. Вопросы взаимодействия отражаются в Плане в виде раздела и в таблицах взаимодействия.

I.X. Меры безопасности

55. В перечень мероприятий обеспечения безопасности входят оповещение об опасности изменения радиационной и химической обстановки на обслуживаемой территории или объектах, рациональное применение средств защиты от радиоактивных и химических веществ, приборов дозиметрического контроля, проведение специальной обработки личного состава, вооружения и техники, соблюдение безопасных режимов несения службы на постах, маршрутах, контрольно-пропускных пунктах
56. При планировании организации оповещения личного состава о возникновении ЧС разрабатывается схема оповещения с учетом возможностей технических средств дежурных частей органов внутренних дел и внутренних войск. Следует предусматривать использование возможностей соответствующих региональных, местных либо локальных государственных систем центрального оповещения.
57. В целях защиты личного состава предусматривается использование коллективных средств радиационной и химической защиты.
В разделе Плана должны быть указаны защитные сооружения гражданской обороны, стоящие на балансе органов внутренних дел, их вместимость, процент укрываемого личного состава, а также степень его защиты.
Если на территории обслуживания находится предприятие, использующее в своем производстве сильнодействующие и ядовитые вещества, от которых имеющиеся системы воздухоснабжения (вентиляции) не обеспечивают необходимую степень безопасности укрываемых, дополнительно предусматриваются мероприятия по улучшению их защитных свойств.
Кроме защитных сооружений, стоящих на балансе органов внутренних дел, в данном разделе плана отражаются имеющиеся защитные сооружения других ведомств, предприятий, учреждений и организаций, к которым приписан личный состав
58. В Плане отражаются дополнительные меры обеспечения безопасности личного состава органов внутренних дел:
накопление (или определение источников получения) материальных средств для оборудования КПП элементами усиления радиационной защиты;
повышение герметизации помещений;
строительство в непосредственной близости от них противорадиационных укрытий малой вместимости;
использование бронетанковой и специальной автомобильной техники, обеспечивающей достаточную степень защиты при патрулировании на зараженных участках местности
59. Особое внимание уделяется планированию мероприятий, связанных с осуществлением дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки личного состава и медицинских защитных мероприятий
В этом разделе отражается обеспеченность органов внутренних дел приборами химической и радиационной разведки, средствами Дозиметрического контроля, а также содержатся сведения о количестве и составе разведывательных дозоров и наблюдательных химических постов.
К плану прилагается справочная таблица, содержащая виды и характеристики отравляющих ядовитых веществ (биологических средств), Уровень их концентрации, опасный для жизни и здоровья, максимально Допустимое время нахождения на зараженной местности.
60. В целях осуществления контроля за соблюдением безопасного режима деятельности личного состава предусматривается создание соответствующей группы для ведения журналов и иной документации по учету индивидуальных доз облучения (других поражающих факторов).

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России.

Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм:

- органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60% , за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%;

- образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава;

- численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки;

- из органов и подразделений МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств вне объектов транспорта и охраняемых объектов (зоны ответственности) в оперативный штаб территориального органа внутренних дел выделяются оперативные группы для координации действий.

В основе привлечения группировки сил и средств для решения задач при возникновении ЧО лежит принцип функционального предназначения той или иной службы (подразделения). Специфика деятельности подразделений в нормальное (обычное) время позволяет разумно, на профессиональной основе определить их место в проводимых мероприятиях в рамках решения стоящих задач.

К средствам, используемым ОВД, относятся:

Оружие и боеприпасы, специальные средства, оперативная, криминалистическая, специальная техника, средства связи, транспортные средства, боевая и специальная техника, служебно-розыскные собаки, индивидуальные средства защиты, инженерно-технические средства.

Оружием называется устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" выделяют следующие виды:

Боеприпасы – предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряд либо их сочетание: патроны стрелкового оружия, выстрелы к гранатометам и гранаты, патроны к сигнальному оружию, сигнальные и осветительные средства.

Специальные средства – состоящие на вооружении ОВД и применяемые ими в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, основным назначением, которых является обеспечение индивидуальной безопасности сотрудников ОВД при выполнении оперативно-служебных задач, а также оказание прямого принудительного физического воздействия на людей или какие-либо материальные объекты.

Читайте также: