Культура и духовная сфера бсср достижения и противоречия кратко

Обновлено: 01.07.2024

48. Политика белорусизации. Достижения и противоречия культуры в 30-е - 50-е гг. XX в.

Первоочередное внимание в ходе культурной революции было обращено на осуществление всеобщего начального образования и ликвидацию неграмотности взрослого населения, ибо неграмотный человек, как заметил В. Ленин, стоит вне политики. Однако на пути решения и этих минимальных задач стояли огромные трудности. В 1920 г. в Белоруссии 52,6 % населения в возрасте от 9 до 49 лет было неграмотным, тем не менее приходилось экономить даже на школах. Развитие школьного образования, как и культуры в целом, сдерживалось недостатком средств, которые нужно было направлять на неотложные задачи восстановления хозяйства и транспорта. В 1922-1924 гг. в Белоруссии произошло значительное сокращение количества школ. Их осталось немногим более 4 тыс. Они охватывали только 38 % подлежащих обучению детей. Четвертая часть учителей не имела даже среднего образования.

Только с середины 20-х годов началось увеличение средств, выделявшихся государством на школы. Если в 1923-1924 учебном году на эти цели было выделено 5,4 млн. рублей, то в 1925-1926 году уже 14,8 млн.

В 1934 г. XVII съезд ВКП(б) поставил задачу добиться осуществления всеобщего семилетнего образования. На эти цели правительство БССР ежегодно увеличивало выделение бюджетных средств. В 1933 г. было выделено 156 млн., а в 1940 г. 836 млн. рублей.

В целом БССР за годы предвоенных пятилеток добилась серьезных успехов в народном образовании. В 1939-1940 учебном году в восточных областях республики работало 7195 школ, из них 1707 семилетних и 759 средних. Число учащихся достигло 1116 тыс.

С середины 30-х годов был сделан упор на организацию вечерних школ для взрослых. В 1939 г. вечерние семилетние и средние школы для взрослых посещали 40,4 тыс. человек. Всего за 20 довоенных лет около 1 млн. взрослых стали грамотными, а более 800 тыс. перестали быть малограмотными. Полностью же эту проблему в довоенный период решить не удалось. По данным переписи 1939 г., в восточных областях БССР 19,2 % населения оставалось неграмотным.

Культурно-национальное строительство предполагало подготовку кадров для всех сфер жизни общества. Опытных специалистов не хватало, хотя большая часть буржуазных специалистов, как их тогда называли, в середине 20-х годов сотрудничала с советской властью. Поэтому был осуществлен ряд мер по созданию системы высшего и среднего специального образования. Событием большого политического и культурного значения явилось открытие 30 октября 1921 г. Белорусского государственного университета. В 1922 г. в Минске начал работать сельскохозяйственный институт. В 1925 г. он был соединен с Горецким и на их основе создана Белорусская сельскохозяйственная академия. С 1924 г. в Витебске принял первых студентов ветеринарный институт. В разных городах открывались педагогические, индустриальные и другие техникумы. Всего в 1926 г. в БССР было 3 высших учебных заведения, в которых обучалось 4,3 тыс. студентов и 29 техникумов, в которых обучалось 4,9 тыс. учащихся.

В результате бурного роста потребности в высококвалифицированных кадрах в начале 30-х годов на базе некоторых факультетов тогдашних вузов были созданы самостоятельные высшие учебные заведения, в том числе Минские педагогический и медицинский, Могилевский, Гомельский, Витебский учительские институты. В конце 1932 г. в БССР работало уже 31 высшее учебное заведение, где занималось 10,6 тыс. студентов, а также 104 техникума с числом учащихся 19,7 тыс. Помимо этого было создано 50 рабфаков, где ускоренное среднее образование получало 10,9 тыс. человек.

В середине 30-х годов было проведено укрупнение вузов, что привело к сокращению их численности. Всего в 30-е годы в республике было подготовлено около 60 тыс. специалистов высшей и средней специальной квалификации. По состоянию на 1 января 1941 г. в БССР работало 27,7 тыс. специалистов с высшим и около 60 тыс. со средним специальным образованием.

Значительные изменения, происходившие во всех сферах общественной жизни, требовали соответствующего развития науки. Поэтому наряду с вузами открывались научно-исследовательские учреждения. 1 января 1929 г. Институт белорусской культуры был преобразован в Белорусскую академию наук. В 1932 г. в ее составе насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов, в которых работало 22 академика и 150 научных сотрудников. С целью подготовки научных кадров в 1931 г. в Академии наук была открыта аспирантура, которую в 1931-1934 гг. окончило около 100 человек. В.Игнатовский, Д.Жилунович, В.Пичета и др.

В 30-е годы многие научные кадры были репрессированы, что не могло отрицательно не сказаться на общем развитии науки. В 1937-1938 гг. было арестовано 57 ученых АН. Практически была прекращена подготовка научных кадров. Однако уже в конце 30-х годов дело стало исправляться. В апреле 1940 г. было избрано 14 новых академиков и 17 членов-корреспондентов. В начале 1941 г. в АН БССР работало 27 академиков, 23 члена-корреспондента, 46 докторов и 67 кандидатов наук. В это время в республике действовало 51 научное учреждение. Первостепенное внимание уделялось исследованиям прикладного характера. Активно развивались почвоведение, геологические, гидрографические и геоморфологические исследования, изучение проблем органической и неорганической химии. Широко проводились исследования в области сельскохозяйственных наук и лесоводства, флоры и фауны Белоруссии. Сложились научные школы в области медицины, экономики, философии, истории, археологии, языкознания.

Громадное значение в повышении общей и политической культуры населения имели политическое просвещение и культурно-массовая работа. Центрами этой деятельности стали клубы и избы-читальни. С 1928 по 1940 гг. количество клубов увеличилось с 266 до 1776, изб-читален соответственно с 461 до 1387. Такую же роль играли и библиотеки. В 1925 г. в БССР было 326 массовых библиотек с книжным фондом более 1 млн. книг. С 1921 г. стала формироваться библиотека Белгосуниверситета (позже Государственная библиотека БССР). В 1929 г. в БССР работала 631 массовая библиотека с книжным фондом в 3,9 млн. томов. В сельской местности было 1100 передвижных библиотечек.

Эффективным средством культурно-массовой пропаганды являлась периодическая печать. Увеличилось количество республиканских периодических изданий. Газеты стали издаваться в уездах. В середине 20-х годов выходило 20 газет и 15 журналов, в том числе 11 газет и 10 журналов на белорусском языке. В 1938 г. издавалось 199 газет (включая и местные многотиражки), в том числе 149 на белорусском языке. Общий тираж их составлял 976 тыс. экземпляров, то есть практически одна газета приходилась на каждую семью.

Успешно развивалось книгоиздательское дело. В 1928 г. общий тираж изданных книг составлял 2,3 млн., в 1938 г. 14,7 млн. экземпляров, на белорусском языке соответственно 1,8 млн. и 12,3 млн.

Все шире в жизнь населения входили радио и кино. Если в 1929 г. в республике было только 13 радиотрансляционных точек, то в 1937 г. около 200. В 1925 г. в городах Белоруссии работало 20 кинотеатров и 46 киноустановок, а также 25 кинопередвижек в деревне. В 1940 г. одна киноустановка приходилась на 100 тыс. жителей.

В целом в белорусской литературе 30-х годов нашли отражение те большие перемены, которые происходили в исторической судьбе белорусского народа. Общественная жизнь, место человека в ней стали отражаться без излишнего романтического налета, свойственного литературе 20-х годов. Она стала показываться более глубоко, убедительно, психологически достоверно. Строительство новой жизни, коллективный труд, защита Родины, дружба народов стали проблемами, которые находили отражение в произведениях Я. Купалы, Я. Коласа, А. Александровича, В. Дубовки, А. Дудара, Я. Пущи, П. Труса, М. Чарота, П. Бровки, П. Глебки, В. Хадыки, М. Лужанина, А. Кулешова, П. Панченко, А. Жаврука, А. Звонака и др.

Дальнейшее развитие получило сотрудничество белорусских писателей, артистов, художников с деятелями культуры других советских республик, что способствовало взаимному обогащению национальных культур.

Таким образом, в течение 1921-1941 гг. Советская Белоруссия добилась значительных успехов в национально-культурном строительстве. Было полностью осуществлено всеобщее начальное, а в городах семилетнее образование. Общая грамотность населения перед началом Великой Отечественной войны превысила 80 %. За эти годы сформировалась белорусская советская интеллигенция. На основе лучших достижений прошлого и создания новых духовных ценностей развивалась белорусская культура, в том числе литература, театр, кинематография, изобразительное искусство, архитектура. Новое, социалистическое мировоззрение и политическое умонастроение становились основой общественного сознания большинства населения, их психологии и морали, трудовой активности.

Политика белорусизации способствовала быстрому разви­тию национальной системы образования и культуры. В 1927 г. белорусским языком владели 80 % служащих центральных го­сударственных учреждений. К 1928 г. 80 % общеобразователь­ных школ перешли на белорусский язык обучения.

В 1924 г. было создано Государственное издательство БССР

В БССР быстро развивалось профессиональное театральное искусство. В республике действовали 6 профессиональных те­атров: 3 белорусских, русский, еврейский, польский. Наиболь­шую известность получили первый Белорусский государствен­ный театр (1920), второй Белорусский государственный театр (1926), открытый в Витебске, Белорусский государственный пе­редвижной театр В. Голубка (1926).

В 1920-е гг. под воздействием политики белорусизации прохо­дил процесс профессионализации белорусской художественной культуры, формировались кадры национальной интеллигенции.

Сложилась со­ветская общественно-политическая система, основными чер­тами которой были: организация общественного производства в форме государственной собственности; установление кон­троля государства над экономикой, общественной жизнью и культурой; формирование социально однородной структуры общества, состоявшей из трех основных элементов: рабочего класса, колхозного крестьянства и кооперированных кустарей, интеллигенции и служащих; установление однопартийной политической системы; безальтернативный порядок выборов в органы советской власти; существование единой общегосу­дарственной идеологии — марксизма-ленинизма.

В1938 г. в БССР было введено областное административно- территориальное деление. Вместо округов, которые существо­вали с 1924 г., было создано 5 областей: Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская, Полесская.

Активно развивалась театральная жизнь республики. Кро­ме театров, работавших в 1920-е гг., открылись новые - Театр юного зрителя, Театр кукол. В 1933 г. был создан Белорусский театр оперы и балета. В белорусском киноискусстве ведущее место занимала героико-революционная тематика. Высокие достижения белорусской живописи связаны с творчеством В. Белыницкого-Бирули, В. Кудревича, И. Ахремчика, В. Вол­кова, Е. Зайцева и др. В архитектуре Беларуси шел процесс ста­новления оригинального стиля на основе использования идей конструктивизма и традиционализма: Дом Красной армии, здание Государственного театра оперы и балета (архитектор И. Лангбардт), библиотека им. Ленина (архитектор Г. Лавров), здание ЦК КП(б)Б (архитектор А. Воинов).

в БССР государственными являлись четыре языка: белорусский, русский, польский, еврейский.

Политика белорусизации способствовала быстрому разви­тию национальной системы образования и культуры. В 1927 г. белорусским языком владели 80 % служащих центральных го­сударственных учреждений. К 1928 г. 80 % общеобразователь­ных школ перешли на белорусский язык обучения.

В 1924 г. было создано Государственное издательство БССР

В БССР быстро развивалось профессиональное театральное искусство. В республике действовали 6 профессиональных те­атров: 3 белорусских, русский, еврейский, польский. Наиболь­шую известность получили первый Белорусский государствен­ный театр (1920), второй Белорусский государственный театр (1926), открытый в Витебске, Белорусский государственный пе­редвижной театр В. Голубка (1926).

В 1920-е гг. под воздействием политики белорусизации прохо­дил процесс профессионализации белорусской художественной культуры, формировались кадры национальной интеллигенции.

Сложилась со­ветская общественно-политическая система, основными чер­тами которой были: организация общественного производства в форме государственной собственности; установление кон­троля государства над экономикой, общественной жизнью и культурой; формирование социально однородной структуры общества, состоявшей из трех основных элементов: рабочего класса, колхозного крестьянства и кооперированных кустарей, интеллигенции и служащих; установление однопартийной политической системы; безальтернативный порядок выборов в органы советской власти; существование единой общегосу­дарственной идеологии — марксизма-ленинизма.

В1938 г. в БССР было введено областное административно- территориальное деление. Вместо округов, которые существо­вали с 1924 г., было создано 5 областей: Минская, Витебская, Могилевская, Гомельская, Полесская.

Активно развивалась театральная жизнь республики. Кро­ме театров, работавших в 1920-е гг., открылись новые - Театр юного зрителя, Театр кукол. В 1933 г. был создан Белорусский театр оперы и балета. В белорусском киноискусстве ведущее место занимала героико-революционная тематика. Высокие достижения белорусской живописи связаны с творчеством В. Белыницкого-Бирули, В. Кудревича, И. Ахремчика, В. Вол­кова, Е. Зайцева и др. В архитектуре Беларуси шел процесс ста­новления оригинального стиля на основе использования идей конструктивизма и традиционализма: Дом Красной армии, здание Государственного театра оперы и балета (архитектор И. Лангбардт), библиотека им. Ленина (архитектор Г. Лавров), здание ЦК КП(б)Б (архитектор А. Воинов).

Белорусизация – это политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 20-е гг.

Ситуация на территории Беларуси в начале 20-х гг. В этот период Беларусь представляла собой край с относительно низким уровнем экономического развития. Ее территория была разделена на три части: Западная Беларусь находилась в составе Польши; восточные земли были присоединены к Российской Федерации; БССР существовала на территории шести поветов бывшей Минской губернии с населением только 1 353 078 человек (по данным на август 1920 г.). На ее территории проживали люди многих национальностей: белорусы составляли 80 %, евреи и русские – по 8 %, поляки – около 1 %, литовцы, немцы, татары и др. – по 0,2 %. Уже в период гражданской войны начался перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык. Одновременно организуются школы для национальных меньшинств на их родном языке. Государственными языками объявляются белорусский, русский, еврейский и польский.

Курс на проведение государственной политики белорусизации приняла II сессия ЦИК БССР 15 июля 1924 г. Предполагалось решить следующие задачи:

- в течение одного – трех лет перевести делопроизводство всех учреждений и организаций на белорусский язык;

- на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу назначать белорусов;

- преподавание в учебных заведениях перевести на белорусский язык;

- развернуть широкую работу по изучению истории Беларуси;

- расширить финансирование и технические возможности для более широкого издания книг на белорусском языке;

- способствовать развитию белорусских культурно-просветительских учреждений и т. д.

Развитие процесса белорусизации,направленной на завершение территориального самоопределения белорусского народа. В 1924 и в 1926 гг. присоединяются восточные территории, на которых проживало большинство этнических белорусов. В 1924-1925 гг. развернулась работа по издательству на основных национальных языках разнообразной литературы. В партийных, государственных и общественных организациях началось изучение белорусского языка. Об успехах этой работы свидетельствуют следующие данные: если в 1925 г. в центральных учреждениях только 22 % служащих владели белорусским языком, то в 1927 г. – 80 %. В частях Красной Армии, дислоцирующихся на территории Беларуси, вводилось изучение белорусского языка. Целенаправленно проводится политика выдвижения белорусов на руководящие посты. Этот процесс принял характер коренизации. Быстрыми темпами переводятся школы на белорусский язык обучения. К 1928 г. этот процесс затронул 80 % школ. На белорусском языке велись занятия во многих профессионально-технических училищах и четырех педагогических техникумах. Широкое развитие получило краеведение. В 1926 г. действовало 240 краеведческих организаций с охватом около 10 тыс. человек. Краеведы читали научные доклады, проводили экскурсии и экспедиции, собирали фольклорные произведения.

Проводимая политика не была направлена в ущерб интересам других национальностей, проживающих в республике. В местах компактного их проживания создавалась национальные сельские и городские советы. В местечке Койданово (ныне г. Держинск) и на Лепельщине были созданы польские национальные районы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Советов. Открывались школы и классы для национальных меньшинств. Например, в 1927 г. в г. Минске было 145 белорусских школ, 99 еврейских, 70 русских, 22 польские школы. В 1928 г., наряду с четырьмя белорусскими педагогическими техникумами, существовал один еврейский и один польский.

Трудности проведения белорусизации.Поскольку белорусизация проводилась форсированными темпами, то зачастую применялись административные методы, что приводило к нарушению принципа добровольности.

- Низкий образовательный и культурный уровень населения, нехватка квалифицированных педагогических кадров, слабая издательская база – все это негативно отражалась на качестве белорусизации.




Таким образом, достижения белорусского народа в развитии культуры значительны. Однако в культуре продолжал сохраняться остаточный принцип финансирования, и на ее развитии сказывалось вмешательство партийно-государственных структур.

Белорусизация – это политика национально-государственного и национально-культурного строительства в БССР в 20-е гг.

Ситуация на территории Беларуси в начале 20-х гг. В этот период Беларусь представляла собой край с относительно низким уровнем экономического развития. Ее территория была разделена на три части: Западная Беларусь находилась в составе Польши; восточные земли были присоединены к Российской Федерации; БССР существовала на территории шести поветов бывшей Минской губернии с населением только 1 353 078 человек (по данным на август 1920 г.). На ее территории проживали люди многих национальностей: белорусы составляли 80 %, евреи и русские – по 8 %, поляки – около 1 %, литовцы, немцы, татары и др. – по 0,2 %. Уже в период гражданской войны начался перевод обучения в школах преимущественно на белорусский язык. Одновременно организуются школы для национальных меньшинств на их родном языке. Государственными языками объявляются белорусский, русский, еврейский и польский.

Курс на проведение государственной политики белорусизации приняла II сессия ЦИК БССР 15 июля 1924 г. Предполагалось решить следующие задачи:

- в течение одного – трех лет перевести делопроизводство всех учреждений и организаций на белорусский язык;

- на партийную, советскую, профсоюзную и общественную работу назначать белорусов;

- преподавание в учебных заведениях перевести на белорусский язык;

- развернуть широкую работу по изучению истории Беларуси;

- расширить финансирование и технические возможности для более широкого издания книг на белорусском языке;

- способствовать развитию белорусских культурно-просветительских учреждений и т. д.

Развитие процесса белорусизации,направленной на завершение территориального самоопределения белорусского народа. В 1924 и в 1926 гг. присоединяются восточные территории, на которых проживало большинство этнических белорусов. В 1924-1925 гг. развернулась работа по издательству на основных национальных языках разнообразной литературы. В партийных, государственных и общественных организациях началось изучение белорусского языка. Об успехах этой работы свидетельствуют следующие данные: если в 1925 г. в центральных учреждениях только 22 % служащих владели белорусским языком, то в 1927 г. – 80 %. В частях Красной Армии, дислоцирующихся на территории Беларуси, вводилось изучение белорусского языка. Целенаправленно проводится политика выдвижения белорусов на руководящие посты. Этот процесс принял характер коренизации. Быстрыми темпами переводятся школы на белорусский язык обучения. К 1928 г. этот процесс затронул 80 % школ. На белорусском языке велись занятия во многих профессионально-технических училищах и четырех педагогических техникумах. Широкое развитие получило краеведение. В 1926 г. действовало 240 краеведческих организаций с охватом около 10 тыс. человек. Краеведы читали научные доклады, проводили экскурсии и экспедиции, собирали фольклорные произведения.

Проводимая политика не была направлена в ущерб интересам других национальностей, проживающих в республике. В местах компактного их проживания создавалась национальные сельские и городские советы. В местечке Койданово (ныне г. Держинск) и на Лепельщине были созданы польские национальные районы. В 1928 г. насчитывалось 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских и 2 немецких Советов. Открывались школы и классы для национальных меньшинств. Например, в 1927 г. в г. Минске было 145 белорусских школ, 99 еврейских, 70 русских, 22 польские школы. В 1928 г., наряду с четырьмя белорусскими педагогическими техникумами, существовал один еврейский и один польский.

Трудности проведения белорусизации.Поскольку белорусизация проводилась форсированными темпами, то зачастую применялись административные методы, что приводило к нарушению принципа добровольности.

- Низкий образовательный и культурный уровень населения, нехватка квалифицированных педагогических кадров, слабая издательская база – все это негативно отражалась на качестве белорусизации.

Таким образом, достижения белорусского народа в развитии культуры значительны. Однако в культуре продолжал сохраняться остаточный принцип финансирования, и на ее развитии сказывалось вмешательство партийно-государственных структур.

Развитие советской культуры с начала 1930-х до середины 1940-х гг. принято называть культурной революцией.

Было введено всеобщее и обязательное начальное образование. В БССР к 1940 г. насчитывалось 65 академических и вузовских научных учреждений, в которых работало 28 академиков (Н. Прилежаев – химия, А. Жебрак – биология). В 1934 г. в Белорусском государственном университете открывается исторический факультет, на основе отдельных факультетов создаются новые высшие учебные заведения (медицинский, педагогический институты и др.).

В 1929–1934 гг. на площади Ленина в Минске был построен Дом правительства (архитектор И. Лангбард). Под его руководством в столице возвели и Дом Красной Армии (1934–1939), Государственный театр оперы и балета (1934–1938), главный корпус АН БССР (1934–1939), Дом Советов в Могилеве (1937–1940). По проекту Г. Лаврова был построен Белорусский политехнический институт.

Читайте также: