Литература франции 18 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Французская литература в 18 веке

Экономическое положение Франции

Франция в XVIII веке представляла собой аграрную страну с крепостническими формами ведения хозяйства. Земля находилась в руках дворянства и церкви. Крестьянство в подавляющей своей массе юридически было свободным, но в экономическом отношении всецело зависело от своих сеньоров.

За держание земли, так называемой цензивы, французский полукрепостной крестьянин (цензитарий) выплачивал денежную ренту (ценз) феодалу и налог (талью) государству. Но этим дело не ограничивалось. Особенно велики были всякого рода натуральные поборы. Натуральный оброк часто достигал четвертой части урожая. Высоки были дорожные пошлины. Кроме того, крестьяне платили сеньору за помол зерна, за печение хлеба, за пользование кузницей, виноградным прессом и т. д.

Не отставала от дворянства в эксплуатации народа и церковь. Она взимала в свою пользу десятину, причем распространяла десятинную повинность на все отрасли крестьянского хозяйства. Высшие церковные сановники (архиепископы и епископы) вели роскошную жизнь, активно защищали основы феодально-абсолютистского строя. Трудно перечислить все формы феодальной кабалы, от которых страдал французский крестьянин. Он вынужден был по непомерно высокой цене покупать соль, торговля которой была государственной монополией. Его посевы вытаптывались во время псовой охоты. Его обманывали и обирали судьи, унижали и оскорбляли большие и малые начальники.

В XVIII столетии во Франции, хотя и не такими быстрыми темпами, как в Англии, развивается промышленность. Довольно большое распространение получает капиталистическая мануфактура, особенно в хлопчатобумажном производстве. Владельцы ее чаще всего привлекали для чесания и прядения хлопка отдельных кустарей, работавших на дому. Французские крестьяне охотно участвовали в таких заработках. В 1789 году только в районе г. Руана насчитывалось 190 тысяч прядильщиков. Так постепенно в недрах феодального общества формируется будущий пролетариат.

Однако развитию промышленности мешали феодальные отношения. Дворяне и выражавшее их волю правительство далеко не всегда считались с интересами буржуазии. В стране благодаря зависимости крестьянина от сеньора не было свободного рынка рабочей силы. Феодально-крепостнический строй являлся серьезным тормозом экономического прогресса.

Судьбы Франции вершили два привилегированных сословия — дворянство и духовенство. Они были прежде всего крупными земельными собственниками, сосредоточившими в своих руках огромные богатства. Особенно богата была титулованная знать (герцоги, маркизы, графы, виконты), составившая путем самой беззастенчивой Эксплуатации народа огромные состояния, оценивавшиеся в десятки, а иногда и в сотни миллионов ливров.

Революционные движения во Франции

Нескончаемые феодальные поборы, почти непрерывные войны тяжелым бременем ложились на плечи народа. Народные массы в течение XVIII века неоднократно берутся за оружие, чтобы отстоять свое право на жизнь и свободу. В 1702 году на юге Франции вспыхнуло жестоко подавленное восстание камизаров (рубашечников). Во второй половине века освободительное движение приобрело особенно широкий размах, причем в нем принимали участие не только крестьяне, но и рабочие. Лишь в одной Нормандии за период с 1752 по 1768 год отмечено шесть революционных выступлений. Систематически происходили стачки в Лионе. Одна из них (1786) носила массовый и организованный характер и закончилась кровопролитным столкновением с войсками. Стачечники временно даже одержали победу, но затем их руководитель Пьер Соваж был казнен.

Своеобразие французского просвещения

Французское Просвещение — наиболее мощная струя в общем потоке европейской просветительской мысли. Его отличает боевой, наступательный характер. Оно теснейшим образом связано с освободительным движением масс, подтачивавшим устои феодально-монархического режима. Отсюда особая боевитость французских просветителей и их оптимизм, вера в возможность построения нового общества на основах разума, с учетом естественных потребностей человека.

Во Франции просветительство развивалось в наиболее отчетливых, классических формах, а его теоретики были настроены наиболее революционно. Энгельс ценил их необычайно высоко за критику религии и обветшавших взглядов на природу, общество и государство.

Для французских просветителей характерна необычайная широта знаний и интересов. Они активно проявляют себя и как философы, и как публицисты, и как художники слова, и как историки, и как литературные критики. Подобная энциклопедичность совершенно не случайна, она была обусловлена велением времени. Перед Вольтером, Монтескье, Дидро, Руссо и другими деятелями Просвещения стояла задача ниспровержения всей феодально-церковной идеологии, в каких бы формах она не выступала. В своих статьях и художественных произведениях они бичевали сословные и религиозные предрассудки, политический и социальный гнет, просвещая тем самым народ, готовя его сознание к восприятию идей грядущей революции.

Общественно-политическим идеалом Мелье был коммунизм, который ему представлялся как общество, основанное на коллективной собственности и общественном для всех труде. Конечно, положительная программа Мелье утопична, но она имела для своего времени огромную притягательную силу.

Французские материалисты

Наибольшую слабость французские материалисты обнаруживают при объяснении явлений общественной жизни. Тут они стояли на идеалистических позициях. Движущей силой истории они считали разум, с помощью которого надеялись излечить все общественные болезни. Тем самым идея революционного преобразования общества отодвигалась на второй план.

Основные этапы французского Просвещения

В первый период Просвещения просветительская мысль отличается относительной умеренностью. Вождями движения в это время являются Вольтер и Монтескье. Оба они были сторонниками конституционной монархии английского типа, а в решении религиозных вопросов склонялись к деизму, т. е. признавали бога в качестве первопричины и законодателя вселенной. Своей остроумной критикой церкви Вольтер способствовал распространению в Европе вольнодумства, он идеологически подготавливал антифеодальный переворот, но революционные выступления масс его всегда пугали.

Во второй период Просвещения руководящая роль в идеологической борьбе с феодализмом переходит к Дидро и Руссо, хотя и Вольтер еще сохраняет большое влияние на умы и пользуется популярностью, особенно среди фрондирующей, просвещенной аристократии. Дидро и Руссо ориентируются в своем творчестве на вкусы не дворянства, а демократических кругов общества. Политическим их идеалом является не конституционная монархия, а республика. Что касается религии и философии, то тут их убеждения разошлись. *■ Дидро был материалистом и атеистом, Руссо же склонялся к идеализму, верил в бога, но не признавал догматов христианского учения и отрицал всякую церковную обрядность.

Особенно сильные расхождения были между Вольтером и Руссо. Вольтеру претил плебейский демократизм Руссо, его выступления против частной собственности и в защиту социального равенства. Руссо в свою очередь не любил заигрываний Вольтера с титулованной знатью, не разделял его материалистических взглядов, в частности, насмешек над верой в бессмертие души и в божественное предопределение.

Эволюция художественной литературы

В первый период в литературе Просвещения еще сильны классицистские традиции, но они постепенно подвергаются пересмотру. В театре господствует Вольтер. В своих трагедиях на материале античной или восточной истории он обличает политический деспотизм и религиозный фанатизм. Придерживаясь во многом канонов нормативной эстетики, Вольтер в то же время стремится идти своим путем. Он насыщает классицистскую драму новым, просветительским содержанием, вносит новые элементы в ее форму. Вольтер, в частности, проявляет большую заботу об усилении драматического действия, о преодолении риторики. Для него не прошло бесследно знакомство с Локком, с философией сенсуализма. Он борется за то, чтобы драматург воздействовал не только на разум, но и на чувство. Вольтер, не признав Шекспира, тем не менее в какой-то мере учел его художественный опыт, его умение потрясти зрителя, вызвать глубокие эстетические переживания.

Элемент чувствительности еще в большей степени проникает в комедийный жанр. В двадцатые годы с нравоучительными комедиями выступил Детуш. В них почти совершенно вытравлен комический элемент, столь богато проявлявшийся в творчестве Мольера. Детуш в серьезном тоне критикует безнравственность дворянства и защищает моральные устои семейной жизни.

В XVIII столетии во Франции меняются и эстетические вкусы. Возникают новые требования и к литературе, которая становится доступной не только высшим слоям общества, как это было в XVII веке, но и демократическим кругам, играя важную роль в решении актуальных общественных задач. Из всех направлений во французской литературе XVIII века особенно значительными являются три. Это просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Все
они отличаются особым пафосом в обличении всего старого, отжившего, активностью в утверждении новых передовых идей. Вместе с тем каждое из этих направлений представляет собой самостоятельное художественное явление.
Будучи страной, в которой особенно сильными были традиции классицизма, Франция и в XVIII веке в творчестве ряда писателей, и среди них Вольтера, сохраняет его основные эстетические принципы, которые наиболее ярко реализуются в жанре трагедии. Характер построения произведения, способы создания образа, особенности стиля, - все это объединяет трагедию XVIII века с ее предшественницей -
трагедией Корнеля, Расина и др. Вместе с тем традиционная форма классицистической трагедии используется в просветительской литературе с новыми целями. Авторы XVIII века, и прежде всего Вольтер, с помощью художественных приемов, характерных для классицистической трагедии предшествующего столетия, поднимают актуальные и главным образом политические проблемы, пропагандируют наиболее
дорогие для них взгляды и идеи. Что касается сентиментализма, то это направление возникает в просветительской литературе в связи с распространением приблизительно с середины XVIII века критического отношения к рационализму и в целом к разуму как основополагающему началу в жизни человеческой личности. Своим критерием сентименталисты делают человеческое чувство, считая, что именно оно более всего позволяет человеку приблизиться к идеальному состоянию гармонии и добра. Отсюда особая тональность этой литературы. Сентименталисты стараются своими произведениями вызвать сочувствие читателей, они отходят от характерного для предшествующей просветительской литературы рационализма, стремятся предельно приблизить автора к читателю. Свидетельством этому может служить творчество Жан-Жака Руссо.
Вместе с тем самым значительным и ярким явлением во французской литературе XVIII века следует считать просветительский реализм, который утверждается прежде всего в буржуазной драме, в " серьезной или слезной " комедии, достигающей небывалых вершин в творчестве Бомарше, а также в философской прозе. В ранний период французского Просвещения просветительский реализм наиболее полно проявляет себя в нравоописательном романе Лесажа и знаменитом романе аббата Прево "Манон Леско".

Реалистический роман Алена-Рене Лесажа и аббата Прево. Лесаж. "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны".

Литература подготовительного периода Просвещения во Франции (1710е-1720-е гг).

20.3. Литература французского Просвещения (1730-е-1780-е гг) . Вольтер (1694-1778) – первый идеолог Просвещения во Франции.

20.4. Дени Дидро (1713-1784) – глава французских просветителей-энциклопедистов.

20.5. Жан-Жак Руссо (1712-1778) – оригинальный мыслитель и мастер романного жанра зрелого периода французского Просвещения.

Раздел 21. Немецкая литература XVIII века.




Литература подготовительного периода Просвещения во Франции (1710е-1720-е гг).

20.3. Литература французского Просвещения (1730-е-1780-е гг) . Вольтер (1694-1778) – первый идеолог Просвещения во Франции.

20.4. Дени Дидро (1713-1784) – глава французских просветителей-энциклопедистов.

20.5. Жан-Жак Руссо (1712-1778) – оригинальный мыслитель и мастер романного жанра зрелого периода французского Просвещения.

Вольтер

Французская литература 18 века создавалась с 1715 года — времени смерти короля Франции Людовика XIV и по 1798 год — времени переворота Бонапарта, который привел к власти консульство, времени французской революции, с которого началась современная эра в истории Франции. 18 век — век колоссальных экономических, социальных, интеллектуальных и политических преобразований в стране, известный как эпоха Просвещения.

Читайте также: