Культура дагестана в 8 веке кратко

Обновлено: 30.06.2024

Культура и быт народов Дагестана дореформенного периода первая половина XIX века

Первая половина XIX века, несмотря на многолетнюю войну, по сравнению с предыдущим временем была периодом более значительных перемен и в культурной жизни народов Дагестана. Включение Дагестана в состав России обеспечило расширение контактов и взаимный культурный обмен народов Страны гор с другими народами Кавказа и с соседним русским населением. Наряду с ранее существующими городами — Дербент, Кизляр важное значение в дальнейшем развитии культуры сыграли Петровск, Темир-Хан-Шура, административные и культурные центры области.

Материальная культура. Поселение и жилища.

Поселение нагорной части Дагестана было зависимо от рельефа местности и от наличия воды в данной местности. Но при всем том, поселение, как правило, располагалось на склонах и гребнях гор, а нередко и на скальных основаниях, речных террасах долин. Неприступность горских поселений диктовалась не только принципами обороны, но и экономией земельных площадей, крайне необходимых для сельскохозяйственного производства. Немалую роль в выборе поселения играла и солнечная ориентация. Обычно поселение устраивалось на солнечной стороне гор и объяснялось это главным образом стремлением использовать солнечное тепло. Горское поселение по существу не имело строгой планировки, строилось оно террасообразно.

Усиша

Почти в каждом населенном пункте в центре села располагалась главная мечеть и другие общественные здания. Здесь же находились места для общественных сборищ мужчин. Жилища в основном строились из необтесанного бутового камня, с плоской крышей. В равнинной зоне области поселения несколько отличались как своим видом, так и формой жилищ. Дома здесь строились из самана, дворы отгораживались глиняным забором. Жилищем у ногайцев служила войлочная юрта, с решетчатой основой из прутьев. Наверху находилось отверстие для выхода дыма. При перекочевках юрту собирали и увозили на верблюдах или на верблюжьей повозке. На севере в устье Терека встречались турлучные дома, срубные дома с четырехскатными крышами встречались у гребенских казаков. Дворы гребенских казаков не имели заборов. Но в каждом населенном пункте имелась православная церковь.

С прекращением военных действий в горах Дагестана начинается застройка пострадавших во время многолетней борьбы аулов. На месте уничтоженных аулов возникают новые поселения. Усовершенствуется каменная кладка. Мечети, общественные здания и частные дома состоятельных горцев строятся из тёсаного камня, с широким применением арок. Дома строятся более открытые с балконами и лоджиями, с использованием стекол. Но наиболее заметные изменения в это время под влиянием городов и русской оборонительной техники происходили в равнинной зоне Дагестана. Здесь стали строить дома русского типа с коридором, прихожей, навесом. В домах состоятельных жителей появились русская и голландская печи. Постепенно изменялось и внутреннее убранство дома. Опять же у имущих горцев появилась европейского типа мебель: стол, шкаф, кровать и так далее, увеличилась и улучшилась домашняя утварь. Вместо традиционной горской деревянной, гончарной посуды стали появляться изделия русских фабрично-заводских производств: железная, медная, стеклянная, фарфоровая и фаянсовая посуда.

Поселения и жилища казаков

В первой половине XIX века казачьи поселения были укреплены рвами, насыпями с колючим кустарником. В отличие от предыдущего времени вновь основанные станицы отличались улучшенной планировкой, ровными и прямыми улицами. Дома в станицах строились деревянные, четырехугольной формы, длина стены ограничивалась размером бревен. Если же возникала надобность удлинить или увеличить размеры надстройки, сразу же возводили несколько изб срубов. Не все жители станиц могли построить свои дома из толстых и прочных бревен, поэтому основная масса населения использовала менее качественные бревна. Широко были распространены также турлучные постройки, которые здесь называли плетенными или столбняками. В устье Терека распространены были жилища, построенные из саманного кирпича, выделка которых очень схожа с выделкой самана в равнинном Дагестане.

Одежда

Несмотря на этнические многообразия, одежда горцев Дагестана имела очень много схожего. Традиционно одежда производилась в домашних условиях. Однако в первой половине XIX века в Дагестане и особенно в его равнинной зоне стали распространяться привозные фабричные ткани и готовая одежда. Национальные костюмы в Дагестане изготовлялась из сукна, производимого во всех районах области.

Девочка в национальной одежде

Суженная талия опоясывалась кавказским ремнем, на котором впереди навешивался кинжал. В прохладную погоду горцы надевали изготовленные из овечьих шкур шубы, тулупы, которые по своему покрою отличались местными особенностями (тулупы с обычными или ложными рукавами, с большой пелериной). Особое место в верхней одежде горцев занимали бурки. Традиционной принадлежностью верхней одежды был суконный башлык.

Женская одежда горянок отличалась локальными особенностями. Верхнее платье туникообразного покроя подпоясывалось матерчатым либо кожаным поясом с металлическими пластинками. Парадное платье — къабалой. Верхней женской одеждой в нагорном Дагестане являлась овчинная шуба, которая имела несколько разновидностей: накидки с ложными рукавами и без рукавов, с большой до пояса пелериной, которая делалась из меха более высокого качества. Носили женщины самодельную обувь, шерстяные узорчатые носки, мягкие сафьяновые или войлочные сапоги, башмаки. Наибольшим разнообразием отличались женские головные уборы. И среди них самыми оригинальными были головные уборы андийских, ботлихских женщин. Женщины из феодальных сословий носили одежду, сшитую из шёлковой ткани, изготовленную в Закавказье, странах Ближнего Востока и России, шелковые платки и шали, шубы, сшитые из мехов, привезенных из России.

Одежда казаков низовья Терека имела много схожего с горской одеждой. Так же, как и горцы, они носили черкеску с газырями, папаху несколько измененного покроя. И поверх всего этого набрасывали бурку. Мало чем отличалось от горского и украшение костюма. Непременными атрибутами одежды казаков были кавказский пояс и кинжал. С горской одеждой была схожа и женская одежда казачек.

В ряде районов Дагестана видное место в пище занимали свежие и сушеные фрукты, орехи, а также бахчевые культуры. В целом же ежедневная пища основной части горского

Искусство

В первой половине XIX в. получило дальнейшее развитие, существовавшее здесь издревле прикладное искусство ювелирного, оружейного, гончарного производства, ковроткачество, художественное шитье. Художественные изделия в Дагестане изготовлялись повсеместно. Однако были центры, которые специализировались по изготовлению того или иного вида прикладного искусства. И все же в это время широкую известность не только в самом Дагестане, но и за его пределами получили несколько дерево отделочных, керамических, ювелирных, камнерезных и иных центров.

Табасаранский ковер

Разного рода посуда покрывалась полировкой с внутренней и внешней сторон. Особенно выделялись массивные блюда, покрытые струящейся поливой от зелено-коричневого до серо-желтого тонов. Самых разнообразных форм были медные изделия домашнего обихода, водоносные сосуды, кумганы, тазы, котлы на ножках, покрытые чеканным или литым узором.

Подобные сосуды производились в селах Кази-Кумух, Табахлу, Хури и других лакских селениях. Свои изделия аварские мастера сёл Гоцатль, Уздал-Росо, Батлаич покрывали гравировкой, а мастера кумыкского села Каякент чеканили сложным симметричным узором. Кубачинцы изделиям придавали красивые формы, покрывали изумительным орнаментом котлы с орнаментальными ручками, светильники (чирахи), водоносные сосуды, мучалы и многое другое. Повсеместно в Дагестане изготовлялись узорчатые войлоки, арбабаши, аппликации, вышивки, циновки орнаментированные, кошмы, ворсовые и безворсовые ковры. Однако наибольшей славой пользовались прекрасные ковры, паласы, изготовленные мастерицами Южного Дагестана.

Главным украшением мужчин было оружие, а у женщин головные уборы, ожерелья, перстни и многое другое, изготовляемое златокузнецами Дагестана. Горские оружейники и ювелиры были известны в Закавказье, на Северном Кавказе, в Средней Азии, России, в странах Ближнего Востока. Прославленными центрами металлообработки в Аварии были Гоцатль, Согратль, Рутуджа, у лакцев — Кумух, Унчукатль, Хурукра, у даргинцев Кубачи, Харбук, Амузги, у лезгин — Хурюк, Рутул, Шиназ, у кумыков — Казанище, Тарки.

Применялась чернь и в женских украшениях: на головных уборах, височных кольцах, бляхах, браслетах, нагрудных украшениях и так далее. В мужских, женских и иных украшениях применялась гравировка с позолотой. Кубачинские, Кумухские и другие мастера в качестве ручек кинжалов, шашек и других предметов использовали слоновую кость, нанося на неё золотую насечку. Широко была развита в Дагестане художественная обработка рога.


Республика Дагестан является составной частью Российской Федерации. У Дагестана и его народов выверенная временем общая судьба с народами России. Прославленный на весь мир руководитель горцев Дагестана и Чечни имам Шамиль, который в XIX веке более тридцати лет возглавлял борьбу горцев против колониальной политики русского царизма на Кавказе, на закате жизни принес присягу на верность России и завещал дагестанцам жить в дружбе и согласии с ней.

Уникальность Дагестана также в его географическом расположении между Европой и Азией. В историческом прошлом через территорию Дагестана проходила самая короткая сухопутная дорога, соединяющая Европу со странами Передней Азии. Поэтому все завоеватели стремились овладеть территорией Дагестана. По приморской низменности Дагестана также проходил один из Великих шелковых путей из Европы в Китай.

Духовная культура местных народов также развивалась в близком совместном контакте, соответственно происходило их взаимообогащение.

Таковыми являются традиционные нормы культуры поведения и этикет поведения человека в семье и обществе, общие для всех дагестанцев правила гостеприимства и куначества, уважительное отношение к старшему поколению, уважение к женщине, правовая культура и т.д. Эти и другие добрые традиции являются бесценным наследием, которое досталось нам от предшествующих поколений дагестанцев.

Умудренное жизненным опытом старшее поколение в свою очередь старалось вести себя по отношению к молодежи вежливо и корректно, оно было сдержанно, неприхотливо и не требовало к себе излишнего внимания.

О мудрости старцев Страны гор народный поэт Дагестана Расул Гамзатов писал:

В горах старик седоголовый,

Что ходит в шубе круглый год,

Так подковать умеет слово,

Что в мир пословица войдет.

О, горцы старые! Не раз им

Еще народ воздаст хвалу.

Служил советчиком их разум

И полководцу, и послу…

Современный Дагестан

За последние десятилетия в республике сформировалось новое поколение, которое смогло найти себя в формате изменений социально-политической жизни.

Современная молодежь очень мобильна, креативна, она свободно мыслит, лишена консерватизма. И это естественно и сообразно природе. Но в той же степени, насколько хорошо молодежь владеет новейшими техническими возможностями, она должна знать и любить свою историю, чтить свои традиции, уважать старших, постигать опыт прежних поколений. Только в этом случае возможны преемственность в сохранении художественного наследия, этнических и духовных традиций и прогресс личности.

В этом культурно-познавательном процессе велика роль работников учреждений культуры, участников любительских творческих коллективов, фольклорных ансамблей, в том числе и Республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Дагестана. Это единственное учреждение, которое должно бороться за сохранение, развитие традиций, культуры народов. Его деятельность напрямую связана с востребованными реалиями сегодняшнего дня, решением проблем межкультурного диалога.

Сохранение этнокультурной среды и поддержка носителей этого пласта требуют новаций в формах и методах работы.

В республике традиционные фестивали фольклора, праздники всех жанров любительского творчества проводятся ежегодно. Их зрителями могут стать не только жители и гости нашей столицы, но и многих районов и городов.

Сегодня народной культуре очень нужна поддержка. Необходимость не только муниципальных, но и государственных вложений в эту отрасль возрастает в силу многих причин.

Человека, для которого главными стали такие чувства, как патриотизм, уважение к семье, любовь к родине, нельзя принудить к всякого рода асоциальным действиям и поступкам. Поэтому одной из причин роста преступности, нравственной распущенности, духовной деградации в молодежной среде является отход от этнического, культурного опыта прошлых поколений и традиций.

Сегодня одними из хранителей самобытности, фольклора, культурных традиций являются село, сельские клубные учреждения и клубные формирования: фольклорные ансамбли, народные театры, коллективы, представляющие жанры хореографического, хорового, музыкального искусства. Сегодня все наши фольклорные коллективы имеют сельскую прописку. У них давние традиции и опыт выступлений, богатая история. Но, к сожалению, часто сам факт их существования зависит от воли муниципальных властей.

Большинство народных коллективов нуждается в обновлении национальных костюмов и обуви, народных музыкальных инструментов. Фольклор под фонограмму или электронную музыку нельзя представлять зрителю или слушателю. Это выхолащивает саму идею традиционности народной культуры. Ведь она, помимо эстетического, несет познавательное, воспитательное значение, поэтому живой звук, живой голос – обязательное условие функционирования фольклорного наследия, его жизнеспособности.

Изучение фольклора и растущий интерес к нему – общая мировая тенденция, причем растет интерес к познанию не только своего художественного наследия, но и культурного опыта других народов.

Добиться этого можно лишь всем миром. Тем более, что авторитет народной культуры сегодня неоспорим, и надежды на нее возлагаются огромные, поскольку в современных условиях, реалиях поколение новой постиндустриальной формации не только по обязанности, но и по вдумчивому пониманию воспринимает фольклор и народные традиции как золотой фонд культуры своего Отечества.

Обрядовая культура – древнейший вид народного творчества. Это особый способ передачи определенных идей, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к обществу. Народная музыка, песня, танец, определенный ритуал обряда рождались по ситуации.

В каждом времени года свое настроение, свои бытовые занятия, своя тональность. Осенью – одни песни, зимой – другие, с иным настроением народ встречает приход весны и торжествующего лета.

Дагестан – уникальный регион, где до сих пор бытуют обряды и обрядовый фольклор – неотъемлемая часть народной культуры. Созданные народными массами обрядовые песни не только исполняются во время проведения тех или иных обрядов, но и выносятся на клубную сцену художественной самодеятельностью различных сел, районов, городов.

Возникли обряды в глубокой древности вместе со становлением человеческого общества как необходимый элемент его социального бытия и духовной культуры. Обряд – это особый способ передачи новым поколениям свода определенных идей, норм поведения, ценностей и чувств.

Обряд – это коллективное символическое действие, форма проявления коллективных переживаний людей, приобщения личности к коллективу, обществу.

Календарные и семейно-бытовые обряды и обрядовая поэзия в своей основе являются древнейшим видом народного творчества. Они тесно связаны с хозяйственной деятельностью и убедительно показывают, как на самых ранних этапах развития человечества обряды и поэзия порождались трудовой практикой и сопутствовали ей.

Обряды приурочивались к наступлению новых периодов календарного года.

Основным занятием народов Дагестана, наряду с животноводством, было земледелие, и поэтому календарная обрядность носит ярко выраженный аграрный характер. В ней отразились древнейшие взгляды на природу и попытки воздействовать на нее, а также думы и заботы дагестанского крестьянства о хлебе насущном, об урожае, от которого зависело благополучие его семьи.

Обряды, как обычаи и традиции, являются по сути своей массовыми формами организаций духовной жизни. Они осуществляют на протяжении тысячелетий передачу нравственного, социального опыта, моральных и этических качеств предшествующих поколений последующим.

Уникальные по многообразию, красочности и богатству народные обряды составляют сокровищницу и непреходящую ценность народной культуры, неотъемлемую часть народной жизни.

Одними из надежных хранителей народной культуры являются фольклорные коллективы. Очень серьезным направлением являются народные художественные промыслы, переросшие в творчество и наоборот. Они появлялись там, где они могли быть. Возникали и жили ограниченно для тех мест, где они рождались, как заготовки, которые будто созданы для дальнейшей шлифовки.

Мастера учились у природы, пользуясь тем, чем наградила она, талантливо, успешно. Где-то были дерево, рог, камень, глина, металл, многое, из чего делали одежду, вязали, пряли, ткали, вышивали, скорняжничали, сапожничали. И казалось, что каждый творил, чтобы отблагодарить и просто – за шанс сделать полезное, редкое и обязательно красивое. Оригинальностью отличалась так называемая кайтагская вышивка, центрами которой были сс. Маджалис, Баржамат, Джибахни, Карацан. Она выполнялась крупной гладью разноцветными шелковыми нитями. Они служили для обшивки подушек, накидок на люльку и т.д.

Одним из широко распространенных видов народного художественного творчества дагестанцев является декоративно-прикладное искусство и его составная часть – народные художественные промыслы, имеющие многовековые традиции. В Дагестане издавна получили распространение и развитие различные виды ремесла: художественная обработка металла, ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву, обработка кости, изготовление национальной одежды и обуви, узорное вязание и вышивка. Значительное развитие достигло и золотошвейное дело, центром которого являлись села Кубачи, Кумух, Чох, Балхар, Согратль и Кулинские села.

Народные художественные промыслы Дагестана, зародившиеся в глубокой древности, прошли длительный путь становления, развития и совершенствования.

Различные виды художественных промыслов продолжали развиваться и в XVIII-XX вв. Высокой степени совершенствования достигла художественная обработка металла в селениях Кубачи, Кумух, Гоцатль, Гамсутль, Чох, Амузги, Харбук, где изготавливались холодное и огнестрельное оружие, а также ювелирные изделия с изысканной художественной отделкой. В производстве и декоративной отделке кинжалов, шашек, кремневых ружей и пистолетов, а также браслетов, серег, колец, женских поясов, всевозможных подвесок, налобных, височных, нагрудных украшений, мужских поясов, газырей кубачинские мастера использовали многообразные технические и декоративные приемы: литье, чернь, позолоту, зернь, филигрань, выемчатую и перегородчатую эмаль, инкрустацию драгоценными и полудрагоценными камнями, цветными стеклами, резной слоновой костью, золотую и серебряную насечку по железу и стали. Центром косторезного дела являлось и продолжает оставаться с. Кубачи.

Оружейное и ювелирное дело было широко известно за пределами Дагестана. Изделия мастеров, работавших в XIX–XX вв., – М. Гасанова, А. Ибрагимова, С. Шахаева из Кубачи, А. Шахшаева, О. Пашаева, А. Габиева из Кумуха, М. Исмаилова из Гоцатля, Мадиева из Чоха, много раз экспонировались на выставках в Тбилиси, Москве, Петербурге, Лондоне, Стамбуле (Константинополь), Тегеране и удостаивались там наград. В это время многие дагестанские златокузнецы работали в городах Центральной России, Ближнего Востока, Северного Кавказа, Закавказья и т.д.

Большого совершенства достигло в Дагестане ковроткачество, центрами которого являлись селения Рутул, Касумкент, Ахты, Микрах, Хив, Халаг, Хучни, Хурик, Ляхля, Артик, Межгюль, Казанище, Каякент, Эрпели, Хунзах, Тлярата, Карата, Кулецма, г. Дербент и т.д.

Крупными центрами медночеканного, гончарного производства являлись аварские, лакские, даргинские села Гоцатль, Ичичали, Кумух, Кубачи, Балхар, Сулевкент.

Камнерезным искусством славились селения Урари, Уллуая, Кумух, Бакни, Сутбук, Кунки, Ругуджа, Чох, Куяда, Андрейаул, Согратль, г. Дербент и близлежащие к нему лезгинские и табасаранские селения.

Резьбой по дереву занимались в районах, наиболее богатых лесом: в Табасаране, Кайтаге, в селах Южного Дагестана и горной Аварии. Мастера села Унцукуль изготавливали из кизилового, абрикосового, орехового дерева широкий ассортимент изделий с серебряной, медной и латунной насечкой: курительные трубки, мундштуки, табакерки и многие другие оригинальные предметы.

В развитии дагестанских художественных промыслов существенные изменения произошли в советское время. На это положительно повлияли объединение мастеров в кооперативы, создание специализированных промысловых артелей, преобразованных в начале 60-х годов в фабрики и художественные комбинаты, участие мастеров в выставках, выполнение государственных заказов, закупка лучших произведений для пополнения музейных коллекций. Для артелей были построены новые здания и созданы новые цеха.

В последние годы значительно повысилось внимание развитию художественных промыслов. Создаются специализированные промысловые крупные артели. Наши мастера и предприятия участвуют в зарубежных и российских выставках, выполняют государственные заказы. Создают более усовершенствованные станки, мастерские, готовят лучших профессиональных специалистов. Труд народных умельцев высоко оценен государством.

Современное искусство народных художественных промыслов зиждется на богатых традициях прошлых исторических эпох. Народные умельцы в своем творчестве опираются на огромный опыт многих предшествующих поколений талантливых мастеров.

Сегодня сохранение народного художественного творчества, народных промыслов – народного мастерства – это объединяющая сила, важный рычаг сохранения народной памяти и культуры нации.


Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (Ашельское время) около 150-180 тыс.лет назад. С началом бронзового века горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм.
В дальнейшем, как и везде, в Дагестане происходили эволюционные процессы.

Через Дагестан проходил Великий шёлковый путь. Его земля испытала на себе разгул многочисленных кочевых племен, нападения монголов и татар, походы Тамерлана и Александра Македонского, арабские и хазарские войны, иранские и турецкие нашествия, множество других посягательств.

В конце первого тысячелетия до нашей эры территория Дагестана входила в состав Кавказской Албании, затем державы Сасанидов. С 5 века нашей эры на территории Дагестана формировались самостоятельные государственные образования: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик. В 6 веке Дагестан пережил нашествие гуннов. В 7 веке в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан. В 664 году начались нашествия арабов и распространение религии Ислам среди горцев Дагестана. В 11-12 веках на территории Дагестана сложился ряд самостоятельных государств (Дербентский эмират, Аварское ханство, Казикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство). В этот период Ислам в Дагестане стал господствующей религией.
В начале 13 века Дагестан был завоеван монголо-татарами. В 14 веке в страну вторгались татарские войска Узбека, Тохтамыша и Тимура. С 15 века в Дагестан начал экспансию Иран. С 16 века вошел в зону интересов России. В 1722 году войска Петра I вторглись в приморский Дагестан и присоединили его к России. Однако по Гянджинскому трактату (1735) Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступила ему эти территории. Дагестан вновь вошел в состав России по Гюлистанскому договору (1813г.), завершившему русско-иранскую войну 1804-1813 годов.

Горцы Дагестана оказали активное сопротивление русской экспансии на Кавказ. В Кавказской войне 1817-1864 годов приняли участие народы Дагестана, Чечни, Черкесии. Основателем движения за независимость был имам Гази-Магомед. Его дело продолжил Имам Шамиль, который 25 лет руководил борьбой горцев против России. В горах Чечни и Дагестана он создал государство-Имамат. После того, как Шамиль сдался в почетный плен (1859г.), война горцев против русских стала затухать.

В Дагестане сохранилось множество памятников истории и культуры. Самые знаменитые — оборонительная система Дербента с крепостью Нарын-кала (4 в.), высокогорное село-крепость Кала-Корейш (9 в.), Джума-мечеть в селе Кумух (13 в.).

Материал понравился:



Дагестан уникальный уголок России, да что там России – всего мира. Здесь на относительно небольшой территории (50.3 тыс. кв. км) проживает около 30 этносов и этнических групп, говорящих на совершенно разных языках или языковых диалектах.



По переписи 2012 года население республики составило 2 миллиона 950 тыс. человек. Самый большой и самый многочисленный народ это аварцы. Данных по народам за 2012 год у меня нет, однако на момент переписи 1995 г. аварцами посчитали себя 758,4 тыс. человек.
И вот тут опять интересно, ибо в состав аварцев входят также малые народы: арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндалы, цезы (дидойцы), хваршинцы, чималалы, андийцы. За ранее извиняюсь, если кого-то забыл упомянуть или неправильно назвал, а то получится как тогда….
Говорят, что Борис Николаевич, читая подобный список, по ошибке назвал андийцев индейцами, и это стало в Дагестане предметом для шуток. Кстати, пошутить дагестанцы любили во все времена, но у горцев есть свои определённые правила. Так, например, верхом неприличия считается начать первым громко смеяться над своей собственной шуткой. Надеюсь, читатель простит шутника автора и ушедшего в мир иной Бориса Николаевича.
Кстати, андийцы известны в Дагестане тем, что они из войлока различную одежду шили. Вообще, каждый народ создавал что-то своё, кто-то делал оружие, кто-то ювелирные изделия, кто-то был мастером по обработке камней, кто-то прославился резьбой по дереву. Вплоть до наших дней сохранилось ковроткачество.




По религиозному составу большинство дагестанцев мусульмане-сунниты. Шиитами являются азербайджанцы и малая часть лезгин. По данным за 2000 год исповедующих иудаизм татов (или горских евреев) в республике проживало 14, 7 тыс.


Русских в Дагестане на январь 2002 года было 120,9 тыс. человек.
На основании исследований учёные пришли к выводу, что коренные народы Дагестана принадлежат к двум родственным между собой типам – кавказскому и каспийскому. К кавказскому типу антропологи относят: чеченцев, ингушей, аварцев, лакцев и частично даргинцев.
К каспийскому по их мнению принадлежат: опять таки даргинцы, лезгины, кайтагцы и часть кумыков. И что интересно – у каждого народа своя история, свои легенды, свои обычаи.




Геологи, отвечая на подобный вопрос, обычно говорят, что сам Кавказ никак не может быть причислен к Европе – Кавказ это Азия.


Доказывают они свою правоту тем, что на севере Предкавказья существует Кумо-Манычевская впадина, называемая так от озера Маныч и реки Кумы, впадающей в Каспийское море.



По геологическим исследованиям на месте нынешней впадины был пролив, соединявший Чёрное море через Азовское с Каспийским, и упоминаемая впадина не что иное, как бывшее дно пролива. Соответственно коренные народы населяющие Дагестан необходимо относить к Азии.



По своему географическому положению Дагестан считается самой суровой и труднодоступной частью Кавказа,


и это естественным образом отобразилось в характере местных горцев.
Вплоть до начала двадцатого века люди, как правило, из своих аулов никуда не выезжали. Даже браки старались заключать между членами своей общины. Как правило, мужчина имел одну жену, две или три жены мог позволить себе только очень состоятельный человек, а таковых было мало.
Калым принятый обычно у мусульман здесь не практиковался. Жених перед свадьбой выплачивал кебин. Заметим, что калым выплачивался родителям невесты в качестве подарка, тогда как кебин – это некая денежная сумма, которая выдаётся непосредственно невесте в качестве золотого парашюта на тот случай, если муж с ней захочет развестись.

Ещё интересны традиции алатычества, встречающиеся у кумыков и ногайцев. Младенца почти сразу после рождения отдавали в другую семью, которая чаще всего проживала в другом селении. Законные родители не должны были его видеть вплоть до совершеннолетия. Даже при случайной встрече со своим чадом они проходили мимо.
Приёмный родитель назывался алатыком. Смысл этой традиции заключался в том, чтобы сын не вырос избалованным и изнеженным, а познал с самого детства все трудности и горести жизни. Добавим к этому, что таким образом увеличивалось число родственников, ибо породниться могли различные семьи.
Одной из главных традиций в Дагестане является культ старших.


Никто в семье не имел права ослушаться старейшину рода (как сейчас не скажу). Также любопытно, что горский этикет при людях не позволял горцу называть свою жену по имени, или каким-то ласковым словом. Хвалебные речи в адрес жены или мужа считались неуместными.

Непристойным для мужчины считалось заниматься стряпнёй, стиркой, уборкой, хождением за водой, зашиванием и латанием одежды. Мужчина горец пахал, сеял, занимался обмолотом урожая — все остальные полевые работы выполняла женщина. А у равнинных кумыков наоборот большинство полевых работ делали мужчины.
Дагестанская кухня довольно разнообразна, но общей для всех народов пищей является чуду – лепёшка наполненная мясом, сыром, творогом, тыквой, рисом, орехом и курятиной. И пусть никого не смущает название, чуду еда вкусная.


Основным видом оружия горцев был кинжал, который носило всё мужское население, достигшее совершеннолетия. В комплекс вооружения входили шашка, кремневое ружьё, пистолет. В наше время в Махачкале без проблем можно купить кинжал или шашку.


Цены на современные изделия вполне демократичные, а вот старинные кинжалы, которые любят покупать коллекционеры, реально зашкаливают. Так, например, в одном магазине, когда я смотрел кинжал, и мне сказали, что он стоит 280 тысяч, я чуть не выронил его из рук.



Ни один национальный праздник в республике никогда не обходился без вольной борьбы, метания камней или скачек. По итогам Афинской Олимпиады (август 2004 года) по количеству завоеванных в копилку России медалей Дагестан был на третьем месте. Здесь особенно хорошо развиты различные виды единоборства.
Молодые ребята дагестанцы все стройные и подтянутые, толстых людей в Дагестане практически не увидишь. Хорошая физическая подготовка является обязательным атрибутом мужчины.


Я был реально поражён, когда увидел, как простые обычные ребята в Махачкале на городском пляже на турнике акробатические номера показывали.



Если, допустим, взять нынешнего президента Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова – он аварец, и тут мы видим, что его черты лица явно имеют восточный оттенок.

Фото из интернета.

Фото из интернета.


В прежние времена женская национальная одежда у всех народов Дагестана украшалась множеством монет, блях и всевозможными подвесками.


По костюму, по головному убору можно было безошибочно определить, к какому горскому сообществу она относится.


Мужскую принадлежность к какому-либо сообществу чаще всего определяли по обуви.
Однако пусть никого не смущают дорогие и нарядные женские костюмы.



Вплоть до начала двадцатого века многие горцы имели всего один комплект одежды. Поэтому многие горянки за стирку брались ночью, дабы успеть просушить одежду, а утром вновь её надеть.


В наши дни девчонки дагестанки, как правило, длинноволосые шатенки, блондинки практически не встречаются. Они любят носить обувь на высоком каблуке, всегда аккуратно накрашены и весьма миловидны.

Сфотографировать женщин в

Сфотографировать женщин в Дагестане проблематично.

Если в Чечне и в Ингушетии замужние (или религиозные) женщины обязательно носят на голове косынку, то здесь данное правило не действует. Правда в последние годы в Дагестане женщины стали носить хиджабы, или какие-то другие варианты арабской одежды,


но так ходят не все. Хотя, отметим — женщин одетых на арабский манер в чёрную одежду с каждым годом становится всё больше и больше.

В Махачкале проживают люди сто одной национальности. В Дагестане никогда не возникало конфликтов именно на национальной почве. В 1988 году, когда вдруг взорвался Сумгаит, подобные события стали разворачиваться и здесь в Махачкале. Тогда авторитетные дагестанцы объяснили кое-кому, как нужно себя вести, как следствие этого разборки из соседней республики на Дагестан не перекинулись.

— Стоп, автор, вот тут ты нам уже заливаешь! Мы по телевизору постоянно слышим про стрельбу и про спецоперации в Дагестане, — возмутится читатель.

Я собственно не заливаю, но дабы в Махачкале найти какой-либо махач, для этого нужно проявить рьяное желание и особые способности.


Конфликты конечно бывают, в том числе и вооружённые, иногда где-то стреляют, но происходит это не на национальной почве, а на религиозной, но при этом уличная преступность не выше чем в Москве.
Не хотелось мне писать про ваххабитов, но читатель моему сладкоголосому пению просто не поверит. По некоторым оценкам ваххабитов в Дагестане не более 3-4%, но воду они мутят на всю республику, поэтому от данной темы никак не уйдёшь, про них я расскажу потом, ну а пока хочу поведать о некоторых малоизвестных исторических фактах — о первых чаще всего вооружённых контактах России и Дагестана.

Территориальное единство во все времена заставляло и обязывало дагестанцев сообща выступать против неприятеля.


Так было во время арабских завоеваний, во времена нашествия монголов, так было и в 14 веке в период борьбы с Тимуром. В 18 веке дагестанцы дали отпор грозному Надир-шаху, для решающего сражения с которым поднялся весь Дагестан.

В 2013 году отмечалось 200-летие присоединения Дагестана к России.



зато они дружно фиксируют всевозможные конфликты, судя по которым отношения России и Дагестана развивались не просто.
Испокон веков приходили, сюда спускаясь вниз по Волге, честные гости-купцы, также повторяли их маршрут всевозможные ушуйники, промышлявшие разбое, где только можно.
Напомню, что в свою очередь уже кайтаки ограбили судно А.Никитина. Произошло это где-то в районе Тарки (нынешняя Махачкала).



Весной 1594 года из Астрахани в Тарки направилось войско под управлением воеводы Дмитрия Ивановича Хворостина, усиленное терскими и гребенскими казаками. Они переправились через Терек, с него пошли на Сулак, где разграбили тарковцев, кумыков, ногайцев и далее легко взяли Тарки.

Картинка из интернета.

Картинка из интернета.

второй с боярскими детьми и казаками. Ожидалась помощь из Грузи, но грузины не пришли, испугавшись прогневать иранского шаха.

Как и в первый раз, победа далась относительно быстро, правда отметим, что бой за Тарки был кровопролитным и тяжёлым. И тут вновь поднялся весь Дагестан. Горцы уничтожили русские заставы на Сулаке и Акташе, как и в первом случае вновь обложив Тарки. Далее они попробовали выбить русских из крепости, но это им не удалось. Обложенный со всех сторон, лишённый продовольствия и воды, гарнизон слабел.

Правоверные справляли в это время один из своих праздников, и под предлогом военных игр и джигитовок следовали за отступавшим отрядом. Под видом свадебного торжества подтянулись 20 тыс. аварцев, которые всем своим видом создавали ощущение праздника. Во время пира дагестанцы угостили стрельцов и казаков хмельными напитками.
Перейдя речку Озень, где был разгромлен отряд Хворостина, воеводы разбили лагерь. Ночью на беспечно спавших стрельцов и казаков обрушилось всё горское воинство. Побоище вышло ужасное. Оба воеводы были убиты, и их участь разделило ещё 7 тыс. человек. Спастись удалось совсем не многим.


И далее более ста лет вплоть до Петра Великого русские отряды в Дагестане уже не показывались.

Пётр Первый в 1722 г. дошёл до Дербента, жители которого преподнесли ему ключ от главной крепости Дагестана. Последующие правители то выводили войска с Кавказа, то возвращали. Причём повторно приходилось с боем брать ранее оставленные крепости.

Много войн и громких событий случилось далее в отношениях между Россией и Дагестаном.
12 октября 1813 г. в местечке Полистан в Карабахе в результате русско-иранской войны был подписан мирный договор, по которому Иран признавал победу России и присоединение к ней Гянджинского, Карабахского, Шекинского, Ширванского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, а также Восточной Грузии и Дагестана. Иран признавал за Россией исключительное право держать военные суда на Каспийском море. Этот день официально считается днём воссоединения Дагестана и России.


В годы ВОВ Дагестан дал фронту 180 тыс. воинов, из них погибло более 90 тыс. человек, и это при том, что численность Дагестана, по данным переписи 1939 года, составляла 1 023 317 человек.



7 человек стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Трое дагестанцев в годы войны командовали дивизиями.

P.S. При составлении статьи автор использовал открытые информационные источники.
Дагестан. Ч-2. Бархан Сары-кум - самое жаркое место России

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь Трипстер ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Читайте также: