Культура ассирии литература кратко

Обновлено: 04.07.2024

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в VIII в. до н. э. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать всем свою власть.

Изобразительное искусство

Ассирийское искусство I тыс. до н. э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргана II (VII в. до н. э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов — это всегда прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства — беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости и колебаний.

Жестокость нравов ассирийского общества была связана, по-видимому, с его невысокой религиозностью: в городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепно исполненные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Культура Нового Вавилона

В VI в. до н. э. на Вавилон начали наступление персы: город пал и в него торжественно вступил персидский царь Кир II (? — 530 до н. э.). Персы относились с уважением к религиозным праздникам и ритуалам вавилонян, приносили жертвы их богам. Кир формально сохранил Вавилонское царство в составе Персидской державы как особую политическую единицу и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилония по-прежнему активно торговала с Египтом, Сирией, Малой Азией и была одной из богатейших провинций Иранской империи, ежегодно уплачивая в качестве царской подати более 30 т серебра.

С этого времени Вавилония стала легкодоступной для желающих поселиться в ней. Активное переселение людей привело к ускорению процессов этнических смешений и взаимопроникновению культур.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в VIII в. до н. э. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал — образованный и начитанный человек — вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.




Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность, однако, была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать всем свою власть.

Изобразительное искусство

Ассирийское искусство I тыс. до н. э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргана II (VII в. до н. э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов — это всегда прославление царя — могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно поэтому особенность ассирийского искусства — беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости и колебаний.

Жестокость нравов ассирийского общества была связана, по-видимому, с его невысокой религиозностью: в городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и росписях ассирийских дворцов — не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепно исполненные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

Культура Нового Вавилона

В VI в. до н. э. на Вавилон начали наступление персы: город пал и в него торжественно вступил персидский царь Кир II (? — 530 до н. э.). Персы относились с уважением к религиозным праздникам и ритуалам вавилонян, приносили жертвы их богам. Кир формально сохранил Вавилонское царство в составе Персидской державы как особую политическую единицу и ничего не изменил в социальной структуре страны. Вавилония по-прежнему активно торговала с Египтом, Сирией, Малой Азией и была одной из богатейших провинций Иранской империи, ежегодно уплачивая в качестве царской подати более 30 т серебра.

С этого времени Вавилония стала легкодоступной для желающих поселиться в ней. Активное переселение людей привело к ускорению процессов этнических смешений и взаимопроникновению культур.

По утверждению историков и писателей древности культура Вавилона была выше ниневийской. Если вавилоняне создавали свою литературу в значительной мере на шумерских образцах, переводили их на свой язык, пополняли новыми элементами, то ассирийские авторы, в свою очередь, творчески воспроизводили вавилонские образцы. Этому способствовало и то, что ассирийский диалект был очень близок к вавилонскому, и то, что Вавилоном более ста лет владели ассирийцы.

В то же время они достигли большого совершенства в составлении своих анналов. Ассирийские анналы, посвященные описанию военных походов ассирийских царей, — лучшие образцы этого вида литературы. О летописях Саргона II, Синаххериба и Ашшурбанапала можно говорить как о ярких художественных произведениях. Ассирийские авторы используют здесь такие поэтические приемы, как описание диких скал, пропастей, горных ручьев и т. д., а также рисуют литературные портреты ассирийских воинов и их врагов. Эти анналы содержат целый ряд зарисовок отдельных воинов ассирийского войска и его главного военачальника – царя. В них показаны сила и мощь ассирийской армии, которая не знала себе равной во всем тогдашнем мире. Некоторые страницы ассирийских анналов, как, например, описание военного похода Синаххериба в Наири, читаются с большим интересом.

Все эти свидетельства ассирийской культуры стали известны нам главным образом по новоассирийским спискам. В этот литературный жанр можно включить и пословицы, которые играют большую роль при характеристике хозяйственных и общественных отношений в той среде, где они рождались. Иногда пословицы говорят больше, чем целые книги. Достаточно привести следующие примеры:

Аналогичны этим мотивы и более поздних ассирийских и вавилонских пословиц:

Большое влияние на ассирийскую литературу оказали мифы – фантастические сказания о божествах и героях, о потустороннем мире и мироздании, явлениях природы и общественной жизни.

Наряду с религиозными представлениями в мифах первобытного общества получили своеобразное выражение и наивные попытки древнего человека осознать явления окружающего мира и собственный понемногу накапливаемый трудовой и житейский опыт. Под покровом фантастики здесь скрываются сведения древних людей об окружающей действительности. Мифы древнего мира утратили для современного человека свой религиозный смысл и воспринимаются как литературные произведения, нередко отличающиеся большой поэтической силой.

Таков, например, широко распространенный в Вавилоне миф о сотворении мира.

Этим осталась недовольна Тиамат, мать Хаоса, которая и стала готовиться к борьбе с богами. Тогда они избрали своим вождем Бэла-Мардука. Мардук победил Тиамат и разрубил ее на две части, из которых образовались Небо и Земля. После этого боги занялись сотворением тел небесных, суши, растений и животных.

Следует упомянуть и несколько других мифических сюжетов, обнаруженных в Ниневийской библиотеке. Так, весьма интересен миф об Этане, который охватил руками шею орла и вознесся на четырнадцатое небо. Это повествование свидетельствует о том, что уже в древности человек мечтал овладеть воздушной стихией и даже проникнуть на другие планеты. Конечно, эта цель была тогда недостижимой, что сознавали и сами создатели мифа. Этана не достигает своей цели, падает на землю и разбивается.

Другой мифический герой, Адапа, вступает в борьбу с южным ветром, опрокинувшим его ладью, и ломает крылья. После этого бог Энлиль хочет даровать ему бессмертие, но Адапа из чрезмерной осторожности отказывается от его благодеяния. Заподозрив, что божественная еда и небесный напиток, которыми его угощают, смертельны, Адапа отказывается их вкусить и упускает возможность обрести вечную жизнь.

В обоих мифах прослеживается дерзкая мечта древних об овладении стихиями и в то же самое время неверие в успех, признание бессилия человека перед природой, что неизбежно приводит к утверждению религиозной идеологии.

Вопрос 2. Ассирийская держава

Вопрос 2. Ассирийская держава Формирование Ассирии относится так же к началу II тысячелетия до н. э. Она располагалась чуть южнее государства хеттов и к востоку от него, в районе среднего течения Тигра. Здесь издавна проходили важные торговые пути, причем транзитная

Глава III Ассирийская цивилизация

Глава III Ассирийская цивилизация Наблюдая ясное небо во время прекрасных ночей на Востоке, ассирийцы открывают первые законы астрономииБассейны Тигра и Евфрата. — Между двумя пустынями Ирана и Сирии расстилается плодородная равнина, орошаемая двумя реками Тигром и

1. Конницы: скифская и ассирийская[32]

1. Конницы: скифская и ассирийская[32] Совершенно невозможно точно определить время, когда впервые вошла в употребление конница в настоящем значении этого слова. Во время Троянской войны или, по крайней мере, когда Гомер писал об этой войне, она была грекам совершенно

Ассирийская армия

Ассирийская армия Созываемая каждый год в течение многих столетий, перебрасываемая от увенчанных снегами гор Армении и Ирана до болот Персидского залива и горячих песков Египта, неутомимая и почти всегда победоносная армия была главным инструментом для демонстрации

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА

ВАВИЛОНИЯ В XII—VII ВВ. ДО Н. Э. И АССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА В конце XIII в. до н. э. начинается упадок Вавилонии. Столетие спустя эламский царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним врагом и, напав на Вавилонию, разграбил города Эшнунна, Сиппар, Опис и наложил на них

Глава III. Ассирийская армия III-II тысячелетий до н.э. Месопотамское военное наследие

Глава III. Ассирийская армия III-II тысячелетий до н.э. Месопотамское военное наследие Как мы увидели, Ассирии приходилось иметь дело с различными государствами и этносами. Соседние державы и народы, особенно те, кто обладал большим историческим наследием, оказали влияние на

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода

Глава V. Тиглатпаласар III и ассирийская армия классического периода Как отмечено историками, в создании Новоассирийской империи можно проследить две стадии. Первая стадия (ранняя Новоассирийская держава) проходила под руководством уже знакомых нам Ашшур-нацир-апала II и

§ 4.3. Ассирийская держава

§ 4.3. Ассирийская держава Во II–I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов — Ассирия, — ставшее первой в мировой истории наднациональной империей. Имперский строй

Глава 3. Ассирийская держава

Глава 3. Ассирийская держава Господствующий класс Ассирии с X в. до н. э. начинает новую серию завоевательных походов. Эти войны позволили Ассирии в той или иной форме подчинить себе большинство государств Ближнего Востока, впервые за всю историю в пределах одного

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества

2. Ассирийская держава в период наибольшего могущества Ассирийское общество во второй половине VIII в. до н. э В Ассирийском государстве с приходом к власти Тиглатпаласара III (Тукультиапалэшарра, 745–727) начались изменения. Качественно изменились отношения Ассирийского

Скифская и ассирийская конница

Скифская и ассирийская конница Невозможно установить период, когда впервые начали использовать конницу в современном значении этого слова. Однако она не была известна в Греции во время Троянской войны (традиционные даты осады Трои 1194–1184 гг. до н. э.) или когда о ней

Ассирийская военная держава[38]

Ассирийская военная держава[38] Что мы знаем о государстве, столицу которого мы описали? Оно простиралось (в VII в. до н. э.) от гор Малой Азии до долины Нила, от Средиземного моря до Персидского залива и центрального Ирана. Им неограниченно правил царь, живший в Ниневии,

Ассирийская архитектура

Ассирийская архитектура Еще около 2300 г. до н. э. был построен храм Иштар в Ассуре. Он очень прост и связан по происхождению с небольшим жилым домом. Его план до некоторой степени напоминает даже мегарон (см. том II), но расположение входа иное. Начиная со 2-го тысячелетия

Ассирийская цивилизация – одно из наиболее древних государств наряду с Вавилоном и Египтом. Существует убеждение, что Ассирия была воинственной, беспощадной державой, заинтересованной только в завоевании других народов, захвате земли и богатств. Но достаточно вспомнить имя знаменитого царя Ашшурбанапала, создавшего великую библиотеку в городе Ниневия. Там собирались не только труды ученых и летописцев, призванных увековечивать подвиги царей и полководцев. До наших дней сохранились многочисленные письма от ассирийских военачальников, повествующие о военных событиях, судьбе покоренных народов, а также договоры о продаже земли и рабов. Именно в период правления Ашшурбанапала (668 – 629 гг) Ассирия достигла своего расцвета.

Архитектура в Ассирии

Очень многое в культуре Ассирии позаимствовано из Вавилона и Хеттского государства. Но в области архитектуры было много достижений непосредственно ассирийских зодчих. Здания строились в основном из сырцового кирпича. Как правило, стиль большинства ассирийских сооружений подчиняется строгим канонам: прямые линии и прямоугольные углы, глухие стены, окружающие внутренний двор, наличие чередующихся ниш и выступов. Главное здание в городе – дворец – возводился на высокой платформе, имел зубчатые стены и арочные входы. Около входов стояли каменные скульптуры быков с пятью ногами: при приближении ко входу создавалась иллюзия, что неподвижные изваяния шагают навстречу путнику.

Изобразительное искусство в Ассирии

Этот вид искусства в Ассирии в основном сводится к рельефным изображениям, украшавшим внутренние алебастровые стены дворцов. Эти рельефы наглядно демонстрировали военную мощь ассирийского государства, его военные подвиги и грозных полководцев. Такой способ оформления интерьера был позаимствован у хеттов. Ранние ассирийские рельефы имеют четкие линии, подчеркивающие физическую мощь изображаемого. Наиболее совершенными однозначно признаются сцены охоты, созданные при Ашшурбанапале. Следует отметить, что изобразительное искусство в Ассирии сводилось исключительно к прославлению царя и его завоеваний; имели однообразный, трафаретный характер, в нем полностью отсутствовала индивидуальность.

Религия в Ассирии

Религия, как и во всех государствах Междуречья, имела прямое влияние на все сферы жизни ассирийцев. Боги обладали недоступной простому смертному силой, люди обязаны были подносить богам жертвы. Практически весь пантеон богов и обряды ассирийцы позаимствовали у Вавилона. Но верховным божеством они признали своего племенного бога Ашшура. Большим уважением пользовалась также богиня земледелия Иштар, что связано с перестройкой экономической системы – переходом от охоты к возделыванию земли. В целом религиозная система Ассирии была достаточно сложной и запутанной, с огромным количеством верований, обрядов и суеверий.

Наука в Ассирии

Наука Ассирии непосредственно связана с достижениями вавилонских ученых. Трудно отделить достижения этих двух культур, но, несомненно, их синтез оказал сильное влияние на научную деятельность в Древней Греции и Риме. Именно в Ассирии и Вавилоне зародился современный счет времени (семидневная неделя, 12 месяцев в году), были изобретены солнечные и водяные часы. Развита была геометрия и алгебра, военное дело – в том числе создание крепостей, мостов. Считается, что теорема Пифагора была хорошо известна ассирийским ученым.

Ассирийское государство занимало достойное место в древнем мире. И хоть его культура была в основном подчинена прославлению царя и воинских подвигов, она имеет много самобытных, неповторимых черт. Во всех культурных достижениях чувствуется мощь и сила. Заимствования из других государств (в основном из Вавилона) уживались и сливались с самобытной культурой: изделия ремесленников порой трудно отличить от предметов, сделанных в другом государстве, ведь многие умельцы были пригнаны в качестве пленных рабов.

По утверждению историков и писателей древности культура Вавилона была выше ниневийской. Если вавилоняне создавали свою литературу в значительной мере на шумерских образцах, переводили их на свой язык, пополняли новыми элементами, то ассирийские авторы, в свою очередь, творчески воспроизводили вавилонские образцы. Этому способствовало и то, что ассирийский диалект был очень близок к вавилонскому, и то, что Вавилоном более ста лет владели ассирийцы. [183]

В то же время они достигли большого совершенства в составлении своих анналов. Ассирийские анналы, посвященные описанию военных походов ассирийских царей,— лучшие образцы этого вида литературы. О летописях Саргона II, Синаххериба и Ашшурбанапала можно говорить как о ярких художественных произведениях. Ассирийские авторы используют здесь такие поэтические приемы, как описание дшшх скал, пропастей, горных ручьев и т. д., а также рисуют литературные портреты ассирийских воинов и их врагов. Эти анналы содержат целый ряд зарисовок отдельных воинов ассирийского войска и его главного военачальника — царя. В них показаны сила и мощь ассирийской армии, которая не знала себе равной во всем тогдашнем мире. Некоторые страницы ассирийских анналов, как, например, описание военного похода Синаххериба в Наири, читаются с большим интересом.

Большое влияние на ассирийскую литературу оказали мифы — фантастические сказания о божествах и героях, о потустороннем мире и мироздании, явлениях природы и общественной жизни.

Наряду с религиозными представлениями в мифах первобытного общества получили своеобразное выражение и наивные попытки древнего человека осознать явления окружающего мира и собственный понемногу накапливаемый трудовой и житейский опыт. Под покровом фантастики здесь скрываются сведения древних людей об окружающей действительности. Мифы древнего мира утратили для современного человека свой религиозный смысл и воспринимаются как литературные произведения, нередко отличающиеся большой поэтической силой.

Таков, например, широко распространенный в Вавилоне миф о сотворении мира.

Этим осталась недовольна Тиамат, мать Хаоса, которая и стала готовиться к борьбе с богами. Тогда они избрали своим вождем Бэла-Мардука. Мардук победил Тиамат и разрубил ее на две части, из которых образовались Небо и Земля. После этого боги занялись сотворением тел небесных, суши, растений и животпых.

Следует упомянуть и несколько других мифических сюжетов, обнаруженных в Ниневийской библиотеке. Так, весьма интересен миф об Этане, который охватил руками шею орла и вознесся на четырнадцатое небо. Это повествование свидетельствует о том, что уже в древности человек мечтал овладеть воздушной стихией и даже проникнуть на другие планеты. Копечно, эта цель была тогда недостижимой, что сознавали и сами создатели мифа. Этана не достигает своей цели, падает на землю и разбивается.

Другой мифический герой, Адапа, вступает в борьбу с южным ветром, опрокинувшим его ладью, и ломает крылья. После этого бог Энлиль хочет даровать ему бессмертие, но Адапа из чрезмерной осторожности отказывается от его благодеяния. Заподозрив, что божественная еда и небесный напиток, которыми его угощают, смертельны, Адапа отказывается их вкусить и упускает возможность обрести вечную жизнь.[185]

В обоих мифах прослеживается дерзкая мечта древних об овладении стихиями и в то же самое время неверие в успех, признание бессилия человека перед природой, что неизбежно приводит к утверждению религиозной идеологии.


Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия, по-видимому, не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя. Но характерно, что даже эти типично ассирийские произведения почти всегда писались не на родном для ассирийцев диалекте, а на довольно сильно отличавшемся от него к этому времени аккадском литературном языке (вавилонском). Что же касается всех остальных литературных памятников, заботливо собиравшихся в библиотеке ниневийского дворца по приказу царя-грамотея Ашшурбанапала, а также в библиотеках храмов, то они почти все без исключения представляли памятники вавилонской литературы или же подражания им, вроде составленных, по-видимому, самим Ашшурбанапалом гимнов и молитв богам.

Образованный писец в Ассирии должен был знать несколько языков: помимо своего родного диалекта и вавилонского диалекта в двух его формах (живой, применявшийся в деловой переписке с Вавилонией, и старолитературный) ещё и шумерский язык, так как без некоторого знания этого языка невозможно было полное овладение клинописной грамотой. Кроме того, в официальных канцеляриях помимо ассирийского диалекта аккадского языка применялся еще и другой язык - арамейский, как язык, наиболее распространённый среди многоязычного населения разных частей державы. Арамейский язык даже начал вытеснять аккадский в быту населения. В канцелярском штате состояли специальные арамейские писцы, писавшие на коже, папирусе или глиняных черепках. Создавалась и арамейская литература, к сожалению, до нас почти не дошедшая ввиду плохой сохраняемости применявшегося для письма материала. К ассирийскому времени следует, однако, отнести известную арамейскую повесть о премудром Ахикаре, древнейший вариант которой дошёл до нас в копии V в. до н.э. и действие которой происходит при дворе ассирийских царей Синаххериба и Асархаддона. Повесть эта, претерпевшая изменения в течение многих веков, дожила до позднего средневековья, переводилась и в Европе на многие языки, в том числе и на русский.

Наука в Ассирии находилась в общем ещё на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер - это различные перечни, справочники, рецепты. Некоторые из этих справочников, однако, предполагают наличие известных предварительных обобщений. Большинство дошедших до нас из Ассирии научных сочинений - вавилонского происхождения. Нам известны словари и сборники языковых и юридических упражнений, медицинские и химические рецептурные справочники, сводки ботанических и минералогических терминов, астрологическо-астрономические записи и т. и. Научные знания в таких сочинениях перемешаны с колдовством; профессия врача, например, считалась жреческой профессией.

На высоком уровне развития, как уже указывалось, находились военная техника и те отрасли техники, которые связаны с военным делом,- строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

Читайте также: