Культура александра 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общие условия развития русской культуры. К началу ХIХ в. Россия была самым крупным государством в Европе. В первой половине века наблюдается заметный рост промышленности (в 1804 г. насчитывалось 1200 предприятий, а перед реформой 1861 г. – 2800). Продолжают развиваться капиталистические отношения. Основную массу населения России, по-прежнему, составляли крестьяне, из них больше половины крепостных.

Катализатором, усилившим свободолюбивые настроения стала Отечественная война 1812 г. Разгром Наполеона воспринимался как общая национальная победа. По воспоминаниям современников, появилось ощущение независимости и силы. Крестьяне, вынесшие на своих плечах основные тяготы войны, крестьяне – победители, побывавшие за границей, увидевшие совсем иную жизнь, вернулись к тому же бесправному состоянию. Они справедливо ожидали перемен, ждали волю.

Александр I пообещал реформы, но они постоянно откладывались, что стало основной причиной выступления декабристов на Сенатской площади. Иллюзии на скорые перемены начали рассеиваться, но их ожидание остается главным в настроениях российского общества, порождает массу споров о будущем России, раскалывает мыслящую интеллигенцию – одни ей предрекают западный путь развития, другие спасение видят в возрождении национальных традиций. В сконцентрированном виде эти идеи получили воплощение в двух течениях – западников и славянофилов.

Таким образом, в России первой половины Х I Х в. столкнулись две непримиримые тенденции – стремление к реформам, свободе, с одной стороны, и не только не желание, но и паническая боязнь каких либо перемен, с другой. Эта противоречивость нашла отражение во всех областях культурной жизни страны.

Образование и просвещение . В конце XVIII – первой половине XIX в. сложилась замкнутая сословная система образования. Высшее обра ­ зование было доступно фактически только привилегированным сословиям. В 1827 г., по распоряжению Ни­колая I , был категорически закрыт доступ крепостным в средни е и высшие учебные заведе н ия. Студе нт ы на 60–70% являлись дворянами.

Однако, экономические потребности страны вынуждали прави те льство постепенно увеличивать число учебных заведений. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I особо покровительствовал инженерно-техниче­скому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское тех­ническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений, по-прежнему, играли университеты. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи – Царскосельский под Петербургом (здесь учились А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин) и Демидовский в Ярославле.

В 1814 г. в Петербурге начала работать публичная биб­лиотека. В дальнейшем библиотеки появляются во многих про­винциальных городах. Начали открываться общедоступные музеи, в том числе и богатейшие коллекции Эрмитажа. В Петербурге на основе собраний графа Н.П. Румянцева был создан Румянцевский музей, содержавший огромное количество книг, рукописей, монет, этнографических материалов. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне – Российская государственная библиотека). Примечательно, что более быстрыми темпами музейное дело развивалось в провинциальных городах.

Однако этот труд вызвал немало негативных откликов. В эпиграмме, автором которой, возможно, являлся Пушкин, говорилось:

Доказывают нам бе з всякого пристрастья

И прелести кнута.

С критикой идей Карамзина выступили Н. Муравьев и другие декабристы.

Замечательные достижения п р инадлежали России в области естественных наук. Астрономической столицей мира, по отзыву иностранных ученых, становится открытая в 1839 г. Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве . Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Гениальный скачок в будущее математики совершил разработкой неевклидовой геометрии профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.

В области физики важные открытия сделали В.В. Петров (исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов), Б.С. Якоби (провел исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электро­химии, открыл метод гальванопластики) и Э.X. Ленц (изучил превращение тепловой энергии в электрическую).

Среди технических достижений России следует отметить пер­вый в мире электромагнитный телеграф, разработанный с 1832 г. Шиллингом, а также спущенный в 1839 г. на Неву первый в мире электроход, созданный Б.С. Якоби. Чуть раньше появилась и первая русская железная дорога, построенная крепостными механиками отцом и сыном Чере­пановыми в 1834 г. на одном из уральских заводов. В 1837 г. Петербург был соединен с летней резиденцией царя – Царским Ceлoм железнодорожной линией в 25 км.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского.

Очень важно, что в первой половине века формируется русский литературный язык, чему способствовала деятельность Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Создается словесный факультет в Московском университете и Общество любителей российской словесности. Проблема состояла в том, что большинство дворян презирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Ученые выступали против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использования многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Успехи русского балетного театра были связаны во многом с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Среди русских танцовщиц следует назвать Истомину.

Благородную задачу распространения классической музыки взяло на себя столичное Филармоническое общество. Благодаря его инициативе петербургские ценители музыки могли слушать произведения Гайдна, Моцарта, Баха. Впервые прозвучали в Петербурге некоторые партитуры Бетховена. Громадным успехом пользовались в русской столице композиторы Ф. Лист и Г. Берлиоз.





Казанский собор в Петербурге.

А Воронихин. 1801-1811


Памятник К.Минину и Д.Пожарскому в Москве.

Скульптор И.П.Мартос. 1814-1818


Здание Биржи в Петербурге.

Архитектор: Ж.Тома де Томон. 1805-1810


Смольный институт в Петербурге.

Проект Д.Кваренги. 1806-1808


Царскосельский лицей.19 октября 1811г.


Исаакиевский собор . Санкт-Петербург.


Михайловский дворец в Петербурге. Архитектор: К.России.

Сейчас - Государственный русский музей.1819-1825.


Главный штаб в Петербурге.


Большой театр в Москве, построен по проекту архитектора О.Бове.1825


Бронзовая квадрига работы Петра Клодта

О развитии живописи и музыки в данный период готовится отдельная статья. Следите за публикациями.

М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. С.

Грибоедова, Н. М. Карамзина, строительство выдающихся памятников русской архитектуры.

Важнейшей личностью этого периода, сыгравшей большую роль в развитии культуры, я полагаю самого императора Александра I. В 1804 году он лично подписал указ о введении Университетского устава, который предполагал автономию внутренней университетской жизни. Это был первый общий университетский устав, предоставляющий независимость университетов, которые стали не только учебными, но и административными учреждениями. Кроме того, устав провозглашал всесословность университетского образования и его доступность широким слоям общества, так как он предусматривал бесплатность получения образовательных услуг. Следствием этого стала широкая либерализация образования, его значительное развитие, расширились возможности просветительского воздействия на общество, которое в этом нуждалось.

Другой важнейшей личностью того времени, внесшей большой вклад в культуру страны, стал знаменитый русский поэт А.С. Пушкин.


Одним из важнейших событий сферы культуры начала XIX века стало создание университетов в Харькове, Казани, Вильно и Санкт-Петербурге. Причина этого события кроется в том, что социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения, почва для них была подготовлена еще просветительскими реформами Екатерины II и Петра I. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования.


Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Культура эпохи Александра I. Главные исторические события эпохи Александра I. Литературные творения А.С. Пушкина. Классицизм в живописи. Культура эпохи Николая I. Пореформенная эпоха. Начальное образование крестьян. Пик расцвета искусства и литературы.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.10.2008
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Выполнил: Арсеньев Д.

Проверил: Кириченко А.Ф.

Культура эпохи Александра I

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге -- выдающийся памятник русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь Петром I, которому принадлежал основной замысел сооружения. Перестраивалось архитекторами И. К. Коробовым (1727-1738) и А. Д. Захаровым (с 1806, закончено в 1823), создавшим монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции города. В здании с 19 в. размещались центральные учреждения Морского министерства.

Классицизм в живописи получил название академизма, наиболее яркими представителями которого, были К. П. Брюллов и А. А. Иванов.

Эпоха Николая I

Пореформенная эпоха

Подобные документы

Позднейшая культура раннего палеолита. Характеристика и археологические памятники Мустьерской эпохи. Культура ашельского типа. Образ жизни мустьерцев. Увеличение разнообразия орудий труда и освоение новых пространств. Неандертальцы эпохи мустье.

Читайте также: