Культура 1965 1985 кратко
Обновлено: 04.07.2024
В 70-е годы усилилось противостояние между партийно-государственным руководством и представителями науки, литературы и искусства. Углубление консервативных начал в управлении культурой содействовало росту оппозиционных настроений среди части интеллигенции.
Возросла роль цензуры. Запрещались публикации произведений, постановки театральных спектаклей и демонстрации кинофильмов, в которых высказывалось особое, отличающееся от официального мнение о происходящих в стране событиях. За пределами своей страны оказались писатели В. Н. Войнович, В. П. Некрасов и поэт И. А. Бродский, театральный режиссер Ю. П. Любимов.
Образование и наука
В 70-е годы в стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс. Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в учебные программы. Начиная с четвертого года обучения вводилось изучение школьниками основ наук. В годы десятом пятилетки переход к обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Однако, по мнению специалистов, выпускники школ были слабо подготовлены к самостоятельному труду. В связи с этим в 1984 г. был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Слабость материально-технической базы школ не позволила осуществить намеченное полностью. Кроме того, против реформы выступили работники народного образования, опасавшиеся снижения уровня общеобразовательной подготовки учащихся.
Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть вузов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказания помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь создавались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования. В середине 80-х годов в отраслях народного хозяйства трудились 33 млн. специалистов. Но уровень подготовки многих из них не всегда отвечал требованиям времени. В то же время по мере роста численности выпускников вузов возникали сложности с их трудоустройством. Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы перестройки стали входить в практику договорные обязательства между вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенного профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в развитии высшей школы и ее связях с производством.
Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в некоторых ее отраслях наметилось отставание. Именно на это обратила внимание группа советских ученых в письме, направленном Л. И. Брежневу. Одной из причин отставания науки называлось отсутствие необходимых для деятельности ученых свободы творчества и получения информации. Ее развитие сдерживалось также слабой материальной базой, неразвитостью научного приборостроения.
В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позволило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В частности, активно проводились космические исследования. Вошли в практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изысканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности в геологии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.
Широкое признание получили труды советских исследователей в области радиотехники и электроники (В. А. Котельников), термодинамики (В. А. Кириллин), прикладной механики и автоматики (А. Ю. Ишлинский). В 1978 г. за научные открытия в области физики был удостоен Нобелевской премии академик П. Л. Капица.
В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изменили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринимательские и коммерческие организации. Некоторые представители точных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубежных исследовательских центрах.
Литература и искусство
Итоги перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись перестроечные процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства.
Культурная жизнь в России 90-х годов
Становление новых социально-экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.
Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных ассигнований на нужды культурной сферы. Законодательство Российской Федерации закрепило за культурой 2% средств федерального и около 6% местного бюджета. Однако реально для нее выделялось значительно меньше средств.
Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилось частное предпринимательство.
В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы перестройки альтернативная образовательная система. Действовали наряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи. Школы и вузы постепенно отходили от унифицированной системы обучения, от единых учебников по изучаемым дисциплинам. Разрабатывались новые программы, создавались учебные пособия по общественным наукам. Увеличивалась сеть негосударственных высших учебных заведений. К концу 90-х годов в системе высшего образования они составляли свыше 30% общего числа действующих вузов. В них обучалось 5,5% всех студентов.
Новшества в системе высшего и среднего образования имели противоречивые последствия. Нехватка квалифицированных педагогов в негосударственных учебных заведениях приводила к падению образовательной подготовки у части выпускников школ и вузов.
В тяжелом состоянии находилась отечественная наука. Российская АН — преемница бывшей АН СССР — испытывала острую нехватку средств, необходимых для поддержания фундаментальных исследований. Были прерваны контакты с бывшими союзными академиями наук и научными учреждениями бывших соцстран. В такой обстановке российскими учеными были разработаны и начали осуществляться несколько десятков федеральных программ в области науки и культуры.
Особенно широкий размах приобрели работы по реконструкции архитектурно-исторических памятников в Москве, столице РФ. Был реставрирован Гостиный двор — памятник архитектуры конца XIX —- начала XX в., жилые и культовые здания, представляющие историческую ценность. К концу 90-х годов завершились работы по реставрации Большого Кремлевского дворца — резиденции российского президента. Для реставрации памятников прошлого широко привлекались средства частных инвесторов.
Начался перевод на рыночные отношения жилищного строительства. Это привело к появлению в российских городах офисно-деловых, торговых и банковских зданий. По индивидуальным проектам строились малоэтажные жилые дома и коттеджи.
Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов (например, кинофильмы Н. Михалкова и П. Лунгина).
В 1999 г. — начале 2000 г. наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены — певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников; большой интерес у зрителей вызвала, например, выставка графики из собрания Музея современного искусства (Нью-Йоркская школа).
Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала, порой приводили к снижению интереса к занятиям и в конечном итоге к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.
Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики. Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала, порой приводили к снижению интереса к занятиям и в конечном итоге к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили). В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.
Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики. Советский Союз держит лидерство и в освоении космического пространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителей промышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящие достижения научной и инженерной мысли не находили практического применения в народном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.
В 1960—1980-е годы в Ярославской области было построено много объектов культуры, создавались новые музеи и коллективы, развивалось народное творчество. Но в литературе и искусстве был установлен жёсткий партийный контроль и политическая цензура.
1 фото
Музейная работа
В 80-е годы наметилась тенденция открытия нескольких филиалов крупных музеев области или отделение бывших отделов как самостоятельных музеев. Как правило, из музеев выделялись филиалы в качестве мемориальных музеев, связанных с известными личностями — деятелями истории и культуры края: Л. В. Собинова.
Экскурсионно- туристическая работа
К 1965 г. при Ярославском совете по туризму функционировали: собственная сезонная турбаза на 90 мест; три плавучих турбазы на арендованных теплоходах — на 325 мест каждая; два автобусных маршрута: Ярославль—Ленинград—Ярославль и Ярославль—Рига—Таллин—Ярославль; железнодорожный маршрут.
Значительно возросло число экскурсантов. В 1967 г. вступила в строй туристическая база, которая обслуживала туристов четырех всесоюзных маршрутов. Кроме того, здесь велась работа по повышению квалификации туристских кадров.
Довольно активно стал развиваться молодежный туризм. В 1966 г. было принято специальное постановление ЦК ВЛКСМ, по которому начались работы по приспособлению памятников архитектуры Ростовского кремля под базу международного молодежного туристического центра. Первых гостей лагерь принял 30 апреля 1969 года.
На базе лагеря стали работать курсы русского языка для иностранцев, а также проводиться школы молодых ученых, двусторонние лагеря дружбы, международные семинары. За период с 1970 по 1975 год центр принял около 16 тысяч туристов, а к началу 80-х годов эта цифра возросла почти на 70%.
В русле этого постановления развернулась работа и в Ярославской области. 29 декабря 1969 г. исполком областного Совета депутатов совместно с президиумом Облсовпрофа приняли постановление о мерах по дальнейшему развитию туризма в области.
В подчинении Ярославского совета по туризму и экскурсиям в это время находились: два бюро путешествий и экскурсий — Ярославское и Рыбинское; пять экскурсионных бюро — Ростовское, Переславское, Даниловское, Угличское, Гаврилов-Ямское, которые вели большую работу среди населения в районах. В 12 городах и районных центрах были созданы клубы туристов.
В 1970-е годы туризм наряду с другими сферами общественной жизни заметно идеологизируется. Разрабатывается государственная программа Всесоюзных походов и экскурсий студентов и школьников. Она решала задачи военно-патриотического и физического воспитания молодежи. Активно развивается в эти годы социальный туризм, предусматривающий реализацию путевок через профсоюзные организации за треть их стоимости.
В начале 80-х годов институт Ярославгражданпроект разработал перспективную схему развития туризма в Ярославской области, в которой были подведены некоторые итоги и намечены перспективы работы.
Иностранный туризм
Уже в 1970 г. Ярославль посетили 138 иностранных туристов в составе пяти туристических групп. Это были туристы из Чехословакии, США, Швейцарии и Польши. В этом же году состоялся прямой обмен студенческими делегациями ЯГПИ с высшей педагогической школой г. Ополе ( Польша) и пединститутом г. Тырново ( Болгария). Были организованы на основе обмена поезда дружбы школьников Ярославской области и области Геро ( ГДР).
Программа пребывания иностранных туристов всегда утверждалась горкомом КПСС с учетом состава и специализации каждой группы. Как правило, она включала в себя посещение одного из промышленных предприятий, где демонстрировалась работа комсомольской организации, условия труда и быта работающей молодежи. Демонстрировались досуговые учреждения: Дворцы культуры, спортивные комплексы, летние базы Показывались пионерские учреждения, такие как Дворец пионеров, пионерский лагерь, детская железная дорога, детская флотилия.
Что касается приема иностранных туристов, то к концу 70-х годов Ярославский горком комсомола принял постановление, по которому к каждой въезжавшей группе прикреплялись шефы и определялись базовые организации из числа наиболее крупных комсомольских организаций.
Инициативные группы на предприятиях проводили вечера встреч с заранее утвержденными программами, сопровождали иностранные туристические группы. Два раза в месяц на базе ДК нефтяников проводилась учеба членов интерклубов и комсомольского актива базовых организаций, работающих с интуристами.
Деятельность библиотек и клубов
К 70-м годам привлечение читателей в библиотеки области дало зримые результаты. С 1966 по 1976 гг. количество читателей увеличилось на 300 тысяч. Выдача литературы возросла на шесть миллионов экземпляров. В библиотеках области насчитывалось 1,2 млн. читателей. Ежегодно им выдавалось более 25 миллионов книг.
Большую работу вели не только сельские, но и городские профсоюзные библиотеки, среди которых выделялись библиотеки Ярославского моторного завода, Рыбинского судостроительного, Угличского часового. Только специальной и научно-технической литературы в 1975 г. было выдано около 4 миллионов книг. В эти годы начался переход на централизованную систему библиотечного обслуживания читателей. Первыми по этому пути пошли Рыбинский и Гаврилов-Ямский районы.
Формы работы клубов и Дворцов культуры были различными. Они проводили цеховые вечера, как это было, например, во Дворце ярославских моторостроителей. Такие вечера посвящались событиям внутрицеховой жизни, передовикам производства, выполнению социалистических обязательств.
Но в начале 80-х годов все меньше становилось массовых мероприятий в клубных учреждениях — лекций, докладов, политических собраний. Предпочтения отдавались развлекательным мероприятиям. Посетитель клуба все чаще становился не активистом, а потребителем досуговых мероприятий.
Литературная жизнь края
Произведения ярославских писателей и поэтов публиковались в различных альманахах и сборниках.
Особой формой литературной жизни стали встречи писателей с читательской аудиторией, организуемые как библиотеками, так и писательской организацией. Проходили они в учебных заведениях, на предприятиях, в колхозах, на стройках.
Довольно активно велась работа и ярославскими драматургами, которые в середине 60-х годов участвовали во Всероссийском конкурсе на лучшую детскую пьесу, оказывали помощь самодеятельным театральным коллективам.
Первые праздники были немноголюдными с небольшим числом приглашенных. С начала 70-х годов они стали собирать в Карабиху тысячи зрителей. С 1978 г. они получают статус Всесоюзных и проводятся в несколько дней. Обязательным элементом программы становится приглашение известных писателей и поэтов, которые читали свои произведения.
В 1986 г. были организованы первые Некрасовские чтения, посвященные 165-летию поэта и 40-летию музея . С этого времени чтения становятся регулярными.
К середине 80-х годов в ярославской писательской организации состояло более 20 человек. Активно работали поэты-ярославцы — П.П. Голосов, В.В. Рымашевский, И.А. Смирнов. В литературу пришли и новые поэты — В. Сокол, В. Пономаренко, И. Баринова, Л. Новикова и другие. Печатались произведения ярославских прозаиков Ю. Бородкина, В. Замыслова, А. Грачева, Г. Кемоклидзе.
Театральная и музыкальная жизнь
В 1966 г. Волковскому театру было присвоено звание академического. В 1967 завершилась реконструкция здания театра. Коллектив получил дополнительные репетиционные площади, было проведено новое техническое оснащение сцены, обновлен был и зрительный зал.
Но в 70-е годы театр стал терять свои позиции в части репертуара. Все реже ставились исторические пьесы. Стала уходить со сцены классика. Довольно часто ставили спектакли начинающие режиссеры, ощутим был недостаток молодых актеров.
Проблема пополнения труппы новыми актерами возникла еще в конце 50-х годов. Для ее решения при театре была создана учебная студия. В 1962 г. студия получила статус театрального училища, а с 1979 г. училище стало высшим учебным заведением.
В 1975 г. театр отмечал свое 225-летие и был награжден орденом Октябрьской революции. В 1978 г. художественным руководителем Волковского театра был назначен Л. Г. Топчиев, но он отработал всего один сезон. Топчиева сменил , спектакли также ставили , , и другие. В 1983 году главным режиссёром театра был назначен Г. Б. Дроздов.
В 1983 г. в Ярославле было наконец-то сдано ( после почти пятнадцати лет строительства) новое театральное здание, включавшее в себя театр юного зрителя на 800 мест и театр кукол на 300 мест.
Музыкальная жизнь края во многом определялась работой Ярославской областной филармонии. Благодаря ее сотрудничеству с Всероссийским гастрольно-концертным объединением в область приглашались различные музыкальные коллективы и исполнители. В Ярославле в 60-е годы гастролировали Э. Гилельс, Л. Оборин, Д. Ойстрах, И. Дунаевский, Р. Глиэр, М. Ростропович и другие выдающиеся музыканты.
Продолжал свою концертную деятельность Ярославский симфонический оркестр.
В репертуар ансамбля вошла в основном европейская музыка. Из русских композиторов первоначально исполнялись только произведения композитора XVIII в. М. С. Березовского. В 70-е годы репертуар пополнился инструментальными и хоровыми произведениями других русских композиторов. С 80-х годов стала звучать русская балетная и оперная музыка.
Концерты давались не только в зале филармонии, но и в клубах, цехах заводов, воинских частях, на полевых станах. Постоянными стали концерты в залах музеев. В 1974 г. при содействии музыкантов ансамбля в Ярославле был создан Клуб любителей музыки, в который вошли не только представители интеллигенции, но также студенты и рабочие ярославских предприятий.
Еще одним важным событием в музыкальной жизни края стала установка ярославского органа в 1974 году. С 1981 г. в Ярославле проводились Всероссийские фестивали оперной музыки имени Л. В. Собинова.
Музыкальные учебные заведения
Во второй половине 60-х годов продолжает развиваться система музыкального воспитания и образования. Самой известной оставалась Ярославская музыкальная школа № 1. В ней появились струнный оркестр, оркестр народных инструментов, педагогический ансамбль народных инструментов. Выпускниками этой школы пополнялось Собиновское музыкальное училище и другие музыкальные учебные заведения страны.
Еще одной популярной музыкальной школой стала школа № 5 при Дворце пионеров Дзержинского района г. Ярославля, открытая в 1970 году. Получила свое помещение школа № 9, специальное здание было построено в это же время для школы № 7. Большинство музыкальные школ в эти годы имели классы фортепьяно, скрипки, виолончели, народных инструментов. Обязательными стали занятия в оркестре и хоре. Особенностью школы № 6 стало открытие класса гитары, а школы № 5 — классов по хореографии, театру, культуре речи и фольклору.
Музыкальное образование развивалось в этот период не только в Ярославле, имевшем долгие традиции в этой сфере. Довольно активно велась работа и в районных центрах. Одной из самых известных была Рыбинская музыкальная школа им. . Она стала методическим центром для аналогичных школ Углича, Брейтова, Борка, Некоуза, Большого Села.
Возникновение музыкальных школ в небольших городах и поселках стало возможным благодаря деятельности выпускников Собиновского училища, которые приезжали в них по распределению. Так, например, возникла и успешно развивалась музыкальная школа в Большом селе. Несомненно, что влияние таких школ было огромно с точки зрения формирования атмосферы творчества и эстетической направленности воспитательного процесса.
Важную роль в развитии музыкальной жизни продолжало играть Собиновское училище. Наиболее востребованной формой его работы стало создание самодеятельных коллективов и их консультирование. В Даниловском районе был создан оркестр народных инструментов, в Некрасовском — духовой оркестр, оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив. Самодеятельные коллективы в 70—80-е годы организовывались студентами училища и в других учебных заведениях — военных, педагогическом институте, художественном училище.
Выставочная деятельность
При Ярославском отделении Союза художников действовала специальная студия, в которой могли работать молодые художники под руководством опытных членов Союза. Художники-профессионалы оказывали помощь и самодеятельным художникам, проводя для них семинары и консультации.
Градостроительство
Одним из самых важных направлений в изменении архитектурного облика городов области стало жилищное строительство. Началась газификация многих населенных пунктов. В ряде городов появлялись объекты, изменявшие их облик. Так, в Переславле был заложен сад-дендрарий, который стал не только зеленой зоной, но и достопримечательностью города, объектом показа для многочисленных туристов.
В Ярославле в 1966 году был построен автодорожный мост через Волгу, что позволило развивать активное строительство в Заволжском районе.
Расширение строительства, особенно в областном центре, было связано с принятием градостроительного договора, направленного на тесную связь всех строительных организаций. Особенно интенсивно стала застраиваться северная часть города.
В конце 60-х годов стали разрабатываться новые генеральные планы многих городов. Ленинградским институтом проектирования городов такие планы были созданы, например, для Переславля и Углича. Совместно с реставраторами велись исследования и разработки охраняемых зон, памятников истории, культуры и природного ландшафта.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края. 1930-2005 гг. — Ярославль – Рыбинск: Рыбинский Дом печати, 2005. — 280 с.
Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления Пражской весны.
Советская система приобретает еще большую жесткость. В этот период формируется механизм торможения общества. Это – совокупность устаревших консервативных институтов, взглядов, стереотипов практического действия в развитии общества.
Однако в экономике удалось создать впечатление благополучия за счет сырьевого экспорта (отсюда такая тоска по застойным временам). Основной доход давала нефть. Начался хищнический и необратимый процесс истребления природных ресурсов. Замораживаются самые перспективные разработки отечественных технологий, в свою очередь финансируются самые сомнительные проекты. В итоге темпы роста советской экономики упали до уровня экономической стагнации.
Наука и научно-технический прогресс (НТП) в СССР были государственным делом, требовавшим бюджетного финансирования (свыше 95%) и руководства со стороны государственных органов. Наука и вся инфраструктура НТП были одним из выдающихся достижений советской системы. В период застоя отечественная наука сохраняла жизнестойкость и эффективность. В конце 80-х гг. в сфере науки работало 4,4 млн. человек (в том числе 1,52 млн. научных и преподавательских кадров). Ежегодно регистрировалось 85 тыс. изобретений, которые явились важным источником многих перспективных направлений развития производства во многих отраслях (микроструктура материи, физика элементарных частиц, использование энергии атомного ядра, аэрокосмическая и радиоэлектронная промышленность и т.д.).
Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики.
Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, запущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол "Арктика". Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А. П. Александрова . Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых.
Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии.
Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина.
Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий , которые в 70-е гг. являлись главным направлением государственной политики в области науки.
В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим.
Проявлением этого явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, как это произошло с запуском космического "челнока" "Буран" - советского аналога американского "Шаттла".
Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др.
Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).
В тоже время, совершенно очевидно, что в 70-е годы советская наука теряет свои приоритеты. Виднейшие ученые П.Л. Капица, А.Д. Сахаров с тревогой обращаются в правительство, говоря о неэффективной системе образования, некомпетентности руководящих органов. Послушные ученые стали нужнее, чем талантливые.
В упадок приходят такие известные во всем мире центры как Обнинск, Новосибирский Академгородок, где прежде научные открытия следовали одно за другим.
В произведениях деятелей советской литературы 60-х-70-х годов получила дальнейшее развитие тема советского человека. В центре внимания писателей оставалась также тема Великой Отечественной войны. Авторы (А.Чаковский, А.Ананьев, В.Быков, Ю.Бондарев, А.Карпов, Б.Васильев и др.) сами в большинстве участники войны, помимо темы боевых действий поднимали в своих произведениях гуманистические проблемы ценности человеческой жизни, судьбы простого солдата на войне. Они возрождали в своих произведениях достоверность и подлинность фактов и событий.
Авторы больше пишут о неудачах, нежели о победах, размышляют об их причинах, вспоминая и коллективизацию, и 37-й, и 39-й годы. Ставят проблемы нравственных истоков подвига, долга, чести, совести, выбора между жизнью и смертью, исследуют поведение человека в экстремальной ситуации.
Одно из ведущих литературных направлений 60-70-х гг. получило название деревенская проза. В ней был поднят ряд общечеловеческих и социально-исторических вопросов, раскрывались своеобразные черты русского национального характера.
В произведениях В.Овечкина, Ф.Абрамова, Б.Можаева, В.Белова, В.Распутина, В.Астафьева содержался протест против отчуждения человека от земли, раскрестьянивания деревни и разрушения крестьянского быта.
Многие социальные и психологические проблемы (экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах) поднимались в 70-е гг. в городской прозе . Ее связывают в первую очередь с именем писателя Ю.Трифонова . В традициях городской прозы работали также А.Битов, В.Конецкий, А.Ким, В.Токарева, Н.Садур, Ю.Поляков и др. писатели.
Потеря веры в будущее, в возможность социальных преобразований, драматизм внутреннего мира – характерные черты литературы 70-х. Трагический финал становится почти нормой. Тревожно звучат произведения о молодежи, утратившей социальные и моральные ориентиры.
Магнитофонная революция занимает значимое место в истории России. Она положила начало первым проявлениям свободомыслия, несогласия с общепринятыми нормами и ценностями. Эти первые протесты были выражены в музыкальной форме.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений.
Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к формированию определенного художественного вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, который предпочитал реальное отражение действительности.
Глазунов И. С. Иван Грозный
Постоянную борьбу за идеалы подлинного гуманизма, свободу мысли и творчества вел театр. Создатели боролись за жизнь почти каждого спектакля.
В таких условиях многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали.
Юрий Любимов - российский режиссёр, актёр и педагог, создатель московского Театра драмы и комедии на Таганке, заслуженный артист РСФСР (1954), народный артист России (1992), лауреат Сталинской премии второй степени (1952).
Театр на Таганке
6 января 1971 г.
17 июля 1980 года.
Эрнст Неизвестный — советский и американский скульптор.
Скульптурные композиции Неизвестного, выражающие его экспрессию и мощную пластику часто составлялись из частей человеческого тела.
Он предпочитал создавать скульптуры в бронзе, но его монументальные скульптуры создавались из бетона.
Памятник на могиле Н. С.
Михаил Шемякин — российский художник и скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, народный художник Кабардино-Балкарии, почетный доктор Университета Сан-Франциско.
Евгений Вучетич — выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1959), действительный член (1953) и вице-президент (1970) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946—1950), лауреат Ленинской премии (1970).
Общая высота памятника —85-87 метров. Он покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана.
Бесспорно, кинематограф переживал сложную ситуацию. Большое количество однотипных лент заполняло экраны кинотеатров.
Поиски таких талантливых советских режиссеров, как А.Тарковский, А.Герман, не стали достижением широкой киноаудитории.
Экранизируется литературная классика. Снимаются комедии.
Киностудия им. А. Довженко
Леонид Иович Гайдай — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист РСФСР (1974), Народный артист СССР (1989).
Также на экраны вышло несколько новых картин Гайдая.
Эльдар Александрович Рязанов— знаменитый российский и советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, поэт. Народный артист СССР.
В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза. Живёт и работает в Москве.
Андрей Арсеньевич Тарковский — выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист.
Памятник Андрею Тарковскому у входа во ВГИК.
Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару , Валерия Леонтьева и др.
Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.
Читайте также: