Аркадий манджиев биография кратко

Обновлено: 07.07.2024

- Один местный бизнесмен утверждает, что согласен был платить вам за каждый новый шлягер на родном языке немалые деньги, но вы от такой перспективы якобы упорно уклоняетесь…

- Разве мы не шутили? (смеется). Если же серьёзно, я не отношу себя к сочинителям шлягеров. Я композитор-профи и предпочитаю писать серьёзную музыку. Но, бывает, что пишу и шлягеры – для талантливых исполнителей, например. Сейчас, правда, нет времени даже на концертную деятельность. Поэтому всегда подчёркиваю: я не певец, а композитор. В первую очередь. Чаще стал ездить в Монголию и Бурятию, где рождаются многие мои произведения. Вот что меня сейчас больше интересует.

- А что в ваших ближайших планах?

- Фортепьянный концерт. Он для меня даже главнее 50-летия. Увы, работа директора слишком хлопотна. Очень надеюсь, что новогодние каникулы станут плодотворными.

- Зачем вам, профессиональному композитору, нужна эта стройка? Имею в виду реконструкцию ГКЗ…

- Сколько денег дают на реконструкцию ГКЗ и откуда они поступят - из Москвы или бюджета республики?

- Из Москвы, причём деньги будут внебюджетными - 400 миллионов рублей. Как только они поступят, изучу проект и дизайн. Хочу, чтобы ГКЗ стал, в первую очередь, многофункциональным: зал должен быть не просто концертным, а филармонийным. Филармония ведь носитель большой культуры, а не массовой. Хотелось бы иметь отдельно и детскую филармонию, оркестровую, хоровой коллектив с чтецами. Дети должны приобщаться к культуре перманентно, а не разово.

- Когда ваши зрители снимут верхнюю одежду зимой, и не будут мучаться от духоты летом?

- После реконструкции - примерно через полтора года. Я понимаю, о чём вы говорите, и мне самому это не нравится. В силу этого наши концерты идут без антрактов. Недавно вот заработал буфет, но людям его некогда посещать, и он пока убыточен. Невостребованы и два гардероба…

- Я прежде всего композитор. И останусь им в душе, даже если начну трудиться сантехником. Музыку сочиняю в основном ночью, когда тихо и никто не мешает. Бывает, что и во сне (смеется). Где было легче или труднее? (после паузы) Везде приходилось брать уроки жизни. Я ни одного дня не учился на чиновника, но в иные годы, являясь им, старался работать так, чтобы потом не было стыдно. Думаю, что это помогало держаться в кресле руководителя. Даже работая министром, не стремился быть выше всех, спокойно относился к служебной машине и другим привилегиям.

- Даже, говорят, свой кабинет отдали под раздевалку для артистов в ГКЗ?

- Почему более или менее известные лица российской эстрады приезжают к нам по чьей-то частной инициативе? Когда мы увидим настоящих звёзд, кто их должен позвать?

- Считать, что 500 рублей за концерт для нас неподъемны, конечно, проще всего. Может быть, это и так, но рестораны Элисты почти не пустуют, и люди оставляют там за вечер денег и побольше. А всё потому, что нет альтернативы для досуга.

- Нет, не считаю. Калмыцкая культура должна идти своей отдельной дорогой. Но мы слишком нищи, чтобы иметь такое министерство. Духовно отдалены. В результате культуру с кем-то объединяют, что напоминает многоженство.

- Как итог, 400-летний юбилей отпраздновали, мягко говоря, неорганизованно…

- Мне, кстати, предлагали возглавить его оргкомитет, но я отказался. Деньгами ведь можно снабдить кого угодно, но если их некому с умом освоить на местах, то, как говорится, пиши пропало. Очень важно не то, как работает Минкульт, а то, как построена работа в его звеньях. Сейчас меня заботит отопление в ГКЗ, и я занимаюсь им, не дожидаясь миллионов из Москвы. Главное - не потерять совесть и желание работать. Проблемы лучше видны на местах, а не из окон Минкульта. А вот когда почувствую, что нахожусь в здании ГКЗ без пользы, сразу же уйду.

- Почему ваше 50-летие будет отмечаться на сцене ГКЗ целых четыре дня?

- Что нужно делать, чтобы наши дети ходили в музыкальные школы, а затем продолжали свое музыкальное образование? Помнится, вы даже мечтали об открытии в Элисте консерватории…

- Родители не отдают своих детей в музшколы потому, что видят, как нищенствуют работники культуры. Это проблема нашей нации. Калмыки - маленький народ, который еще и бежит от себя. Мы уже не стесняемся своего незнания родного языка и почти не завидуем тем, кто знает его хорошо. Зато выпячиваем своё умение говорить по-русски без акцента. Гордимся познаниями в области мировой культуры, но при этом не знаем главных вех истории своего этноса. Пора разбудить друг друга, нашу совесть. Я повторяюсь, но у нас ведь нет отдельного телерадиоканала, который бы освещал жизнь всей республики. На родном языке, замечу. Глубинка – вот фундамент республики. Элиста же этот фундамент разрушает. Жители районов стремятся сюда, чтобы потерять здесь последние признаки принадлежности к этносу. А потом мигрируют в Москву. Идёт массовое раздробление нашего маленького народа на крупицы, а в Калмыкии жить некому. Самое же досадное: места уехавших занимают люди с другим языком и другой культурой.

- Что же делать?

- Нужно привести в порядок нашу национальную идеологию. Если, конечно, она ещё есть. Мне нравится, что молодежь заговорила и запела на родном языке. Как композитор, обещаю поддержать её. Желаю республике быстрейшего экономического подъема, и тогда наши люди никуда не уедут.

- Для многих ваших коллег уже стало нормой жизни выступать на разного рода ресторанных гулянках. Как вы считаете, это нормально?

- Ваши дети пойдут по стопам отца?

- Дочь учится в консерватории Санкт- Петербурга. Сын хочет стать актёром, и имеет, говорят, для этого данные.

- У вас наверняка есть мечта, к которой тихо стремитесь?

- Мечта - написать оперу или мюзикл. И чтобы исполнили это произведение наши лучшие мастера искусств - в едином творческом порыве, с огоньком, как говорится, в глазах. Пока же это невозможно. Но времени у меня, как видите, в обрез.

А ещё мечтаю о маленьком домике с мансардой, где-нибудь на краю города. Чтобы был личный кабинет, где можно было бы писать музыку. Но пока это несбыточная мечта, и я с этим мирюсь. Хотя одну свою мечту я уже осуществил – купил, наконец, новую машину. За счёт кредита и концертных гонораров.

- Савр Эдняшев в Израиле и видимся с ним нечасто. Вот пообещал приехать на мой юбилей и сыграть на бас-гитаре. Валера Лиджиев в США, ассимилировался там, как и Эдняшев. Когда я был в Штатах (на снимке - с женой и сыном), одна бабушка-калмычка, сказала мне: «Аркадий, ты сюда приезжай почаще, но здесь не оставайся! На родине ты нужнее, помни об этом!

- Вы прожили полвека, считаете себя счастливым?

- (пауза) Да вроде как всё получается по профессии… Но есть жалость, что уже пятьдесят! Хочется дожить до расцвета Калмыкии, но боюсь, что этого не увижу.

- Пессимистичная какая-то концовка…

Манджиев Аркадий Наминович

В культурной жизни республики является ведущим музыкантом, развивающим традиции калмыцкой народной музыки в русле современных композиторских тенденций. Имя А.Н. Манджиева также широко известно за пределами республики. За период с 2010 по 2011гг. произведения композитора исполнялись в Волгограде, Казани, Астрахани, Кабардино-Балкарии, Бурятии, а также в Монголии.

Аркадий Манджиев: Чтобы сохранить себя, нашим народам нужен настоящий лидер

— Подвигло? Желание продемонстрировать миру талант и потенциал современных композиторов наших народов. Звучит несколько громко, но я часто бываю – с концертами или частными визитами, в Бурятии, Тыве и Монголии, где стараюсь обязательно познакомиться с творчеством местных авторов серьезной музыки. И каждый раз, когда встречал талантливых музыкантов, сожалел, что многие из них остаются без должного внимания музыкальной общественности и широкой публики. Потому и пришла идея объединить наши усилия и показать миру, какие мелодии способны создавать потомки великих кочевников.

Аркадий Манджиев-5. Фото Николая Бошева.JPG

"Пентатоника". Фото Николая Бошева

Первый концерт мы провели в 2009 году. Наверное, рисковали, когда решили представить зрителям этот жанр не слишком популярной (смеется) в наше время музыки. Тем более малоизвестных российским и зарубежным зрителям молодых талантов. Но вот уже собираемся на одной сцене в пятый раз.

Да, и возможно именно потому, что проект фестиваля изначально не задумывался как коммерческий, не ставил целью собрать большие кассовые сборы, то он и находит своего зрителя. Духовно богатые люди, как вы знаете, зачастую не имеют толстых кошельков.

Интерес к творчеству наших современников и соплеменников есть. Но популяризация современной монгольской музыки – не единственная цель нашего фестиваля. Теперь он включен в список мероприятий, проводимых министерством культуры Российской Федерации. Так что у молодых талантов появилась возможность быть замеченными специалистами, а также продолжить свое музыкальное образование у лучших преподавателей наших стран.

— А Вы считаете, музыкант обязательно должен иметь образование? Разве не достаточно таланта и усердия? Ведь Бах и другие гениальные композиторы не учились в консерваториях.

– Без знания основ, теории музыки хорошим композитором не станешь. Те же Бах, Моцарт, Бетховен родились в семьях музыкантов, с младенчества воспитывались в музыкальной атмосфере. У Гайдена отец хоть и был каретником, но хорошо пел и играл на арфе, все члены семьи Шуберта играли на разных музыкальных инструментах, часто устраивали домашние концерты.

В прежние времена обучение музыке входило в систему домашнего воспитания детей, кроме того, огромную роль в системе европейского музыкального образования играла церковь. Сегодня эти традиции утеряны.

Но если во многих западных странах в программу общеобразовательных школ включена довольно приличная музыкальная подготовка, а частные уроки музыки стоят очень дорого и считаются престижными, то в России сейчас закрывают музыкальные школы и училища. При этом ничего взамен не предлагают.

Конечно, не так много людей мечтают стать музыкантами, но наши граждане лишены возможности получить какое-то другое эстетическое образование. Поэтому в нашей стране так мало людей, разбирающихся в музыке, живописи, других видах искусства. Почему серьезная музыка не востребована в нашем обществе? Потому, что её нужно понимать, в ней нужно уметь разбираться, а этому надо учиться. Надеюсь, наш фестиваль хоть в какой-то мере восполнит этот пробел.

Кстати, в нашей стране музыкант учится дольше всех: в музыкальной школе (причем параллельно с общеобразовательной) – в среднем семь лет, в училище – четыре года, в консерватории - пять. А потом еще и долгий путь к успеху, который приходит далеко не к каждому. Поэтому склоняю голову перед теми, кто выбрал эту профессию.

— Советское государство воспитало нас иждивенцами. Мы, выходцы из СССР, привыкли к тому, что кто-то другой все решает за нас – сколько концертов давать в год, где и когда, на какие расходы рассчитывать, порой даже репертуар составляли чиновники. И в других сферах жизни мы во всем полагались на советскую власть. Об этом рассказываем своим детям и внукам, которые в свою очередь стали считать, что государство обязано их содержать. Страна изменилась, а мы никак не можем до конца осознать, что назад пути нет.

Надо менять наше сознание, давно пора думать и работать самостоятельно. Не ждать, что кто-то поможет, а самим предпринимать какие-то шаги. Постоянно развиваться, совершенствоваться, а не использовать на протяжении десятилетий устаревшие методы работы.

На Западе у министерства культуры нет таких функций как у нашего ведомства. Там чиновники лишь способствуют, к примеру, развитию международных связей между учреждениями культуры, организации крупных международных мероприятий. А у нас в этой сфере за прошедшие два десятилетия мало что изменилось.

— В России многие люди сейчас ностальгируют по СССР. А как Вы относитесь к советскому прошлому?

Но прошлое есть прошлое, его не вернуть и изменить нельзя. Что толку сожалеть, надо взять оттуда все лучшее и идти дальше.

— В списке Ваших сочинений огромное количество работ: симфонии, концерты, музыкальные циклы, пьесы, мюзиклы, музыка к песням, спектаклям и другое. Откуда Вы черпаете вдохновение?

— От людей. Попадешь в новый круг общения, встретишь интересных собеседников, пообщаешься с друзьями, близкими, и тебя обязательно переполняют какие-то чувства, эмоции, которые уж очень хочется выразить. И тогда рождается музыка.

— Вы являетесь и автором Государственного гимна Калмыкии.

— Интересная вышла история. О том, что в республике объявлен конкурс на его создание, я не знал, так как в то время находился за пределами Калмыкии. Мне позвонила народный поэт Калмыкии Вера Шуграева и предложила принять в нем участие. И так получилось, что каждый из нас работал в отрыве друг от друга. Я не знал, что пишет она, а она понятия не имела, что сочиняю я. Когда вернулся домой, мы встретились. И оказалось, что стихи прекрасно ложатся на музыку. Нам и менять-то ничего не пришлось.

Аркадий Манджиев. Фото Николая Бошева.

Аркадий Манджиев. Фото Николая Бошева

И сегодня когда слышу его исполнение, каждый раз думаю, что все правильно сделал, в соответствии с музыкальными канонами и национальными традициями. Хотя сочинил за короткое время. Вот что значит азарт и вдохновение (смеется)!

— Вы бываете в Монголии, Бурятии, Тыве. Знакомы и дружны со многими талантливыми людьми. А кого из современных молодых музыкантов – исполнителей, композиторов, Вы бы отметили?

– Не стану перечислять имена, вдруг в спешке забуду упомянуть кого-то и тем самым обижу человека. Скажу лишь, что в последнее время стараюсь больше общаться именно с молодыми музыкантами. У них есть чему поучиться. Они совсем другие, не такие зашоренные, какими были и остаемся мы, более смелые в своих стремлениях, мыслят по-другому.

— В последние годы наши народы все больше тянутся друг к другу, налаживаются и расширяются культурные и деловые связи. Как Вы думаете, сможем ли мы преодолеть границы и расстояния и сохранить свой этнос?

— Я часто шучу, что калмыки не откололись, не ушли, а остались на охране северо-западных границ ханства. А если серьезно, то нас, конечно, мало, поэтому мы и тянемся друг к другу. Чтобы выжить, сохранить себя, одного желания мало. История разбросала наши народы по разным государствам и частям света. Нужно, чтобы появился настоящий лидер, великий человек, который сможет преодолеть эти границы и сплотить наши народы.

У нас есть общее прошлое, традиции, религия. Наверное, именно культурные, а в дальнейшем и экономические связи смогут нас объединить и помочь сохранить себя. Да и Интернет нам поможет (смеется).

Я заметил, что среди молодежи наших народов появляется все больше девушек и ребят, стремящихся изучить свою историю, язык, традиции. Они впитывают эти знания, и многие из них знают уже больше, чем мы. Это меня радует и вселяет надежду.

Вы заметили интересную тенденцию: чем больше мир глобализируется, тем чаще люди обращаются к своим истокам. Наверное, это происходит потому, что в толпе легко потеряться, раствориться. А каждый народ хочет сохранить себя, каждый человек – выделиться из массы. Чем можно выделится среди 7 миллиардов людей? Показать то, чем ты будешь интересен другим народам, чем можешь обогатить другую культуру – знаниями, накопленными своим народом.

— И музыкой?
— Будет ли востребована в ближайшем будущем музыка, которую Вы так упорно продвигаете?
— А Вы богатый человек?

К юбилею Аркадия Манджиева

Сегодня невозможно представить музыкальную жизнь Калмыкии без творчества композитора Аркадия Манджиева. Его вклад в музыкальное развитие Калмыкии трудно переоценить. Уже сейчас можно утверждать, что многие его произведения являются достоянием национальной культуры нашей республики.

Сегодня Заслуженный деятель искусств Калмыкии, член Союза композиторов России Аркадий Манджиев отмечает 60-летие. Концертный зал заполнили земляки и любители музыки композитора А. Манджиева, которые с нетерпением ждали встречи с удивительно харизматичным, открытым, искренним автором и исполнителем…

Манджиев Аркадий Наминович

Манджиев Аркадий Наминович

Герой Республики Калмыкия!

Советский, калмыцкий и российский композитор
Знаменитый певец

Министр культуры Республики Калмыкия (2003-2005 г.г.)

Президент Международной Ассоциации монгольских композиторов

Заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия

Директор концертного зала

Исполнитель песен,
член Союза композиторов Российской Федерации,
Председатель художественного совета Союза композиторов и композиторов — мелодистов Республики Калмыкия

Читайте также: