Культ святости в русском православии кратко

Обновлено: 05.07.2024

От редакции. Этот текст нашего постоянного автора аналитика Владимира Александровича Сурина наверняка вызовет полемику и критику в адрес автора, что, впрочем, характерно почти для всех текстов Сурина, которые публиковались на нашем сайте. Этой публикации предшествовали наши беседы и споры. Я и теперь не уверен, что осмысление реально существующей проблемы - если наш идеал Святая Русь, то откуда берется замызганная, заброшенная, неухоженная Россия - лежит на путях отрицая Святой Руси. Впрочем, мы всегда мыслили РНЛ свободной площадкой для дискуссий русских православных людей, думающих, болеющих о судьбе нашего Отечества. Гл. редактор РНЛ Анатолий Степанов.

«Даже если русский народ в ХХ веке отпал от Христа,

(постоянно повторяемая ересь)

(откровенная и честная ложь)

«Святоросс - он дважды православный? И кто есть святоросс?

Если Святая Русь - особое духовное внешнее пространство,

то где оно расположено? Между Царствием Небесным -

В.Сурин

«Может ли такое быть, что Святой Руси просто нет?

(беда и грех русской ментальности)

Господь Иисус Христос неоднократно говорит о Царствии Небесном и Царствии Божьем. Неужели нам, русским, первым из грешников (или из праведников?) удалось создать новое, дополнительное духовное внешнее пространство? Неужели сумели мы созиждить между Царствием Божьим, которое внутрь нас есть, и Царствием Небесным, - Царствие Русской Святости, Святую Русь?

В Православной России нет аналога Ватикана; наши храмы и монастыри от Государства Российского отделены - но в состав государства Святая Русь, по очевидным причинам, не входят. Так что судить о святороссах приходится по русским гражданам секулярной страны, занимающей ныне 1/7 часть суши и именуемой Россия.

Чтобы не судимы быть, - молча просмотрим собственный короткий список деяний наших:

- практически все бездомные и брошенные дети в Отечестве нашем - русские дети;

- практически все брошенные под забором или помещённые в дома престарелых родители - это наши русские родители;

- мы, русские, впереди планеты всей: по мату, абортам, взяткам, пьянству, бытовым убийствам.

И при этом что обнаруживается: ни один святоросс в этом не замечен и не повинен. Согрешают, творят эти мерзости всё сплошь русские исключительно. И как сказать: мы? А вдруг этот текст как раз читает святоросс? Он ведь - свят. Хотя по гражданскому паспорту и родословию - просто русский.

Святая Русь есть Святость в Себе; это Русская Православная Нирвана. И, если в буддистской нирване - нет ничего, - в Нирване Святая Русь есть только Свет и Святость. Ни лицемерия, ни фарисейства, ни покаяния, - только Святость.

- Что, четыре миллиона абортов в год? Это - где?

Поистине, все мы осолились и освятились магической святостью Святой Руси. Она-то, эта наша коллективно-пространственная святость, нирваническая святость в виде святорусского астрала и выпаривает без остатка из Грешной Земли Русской всю впитанную кровь 4.000.000 крохотных мальчиков и девочек, ежегодно нами убиваемых.

Аборты? Массовое детоубийство? А при чём тут Святая Русь? Нет, нет! Во Святой Руси детоубийства нет и быть не может.

Некогда, до времени нынешней фобии посторонних предметов, 2 недели кряду журналисты оставляли на автобусных остановках Рейкьявика дорогие кожаные чемоданы. Оказалось: свято чтут исландцы заповедь не укради. Дня через 3-4 сами журналисты свои приманки и убирали. Единственный случай пропажи всё-таки имел место - чемодан сдали в бюро находок.

Можно не повторять этот опыт; достаточно честно представить перед мысленным взором своим, что проводится он в России.

Есть рассказ Вертинского о том, как он после долгой эмиграции вернулся в Россию. Ступив на родную Русскую Землю, он, став на колени, поцеловал её как святыню. И когда встал с колен, оказалось, что оба поставленных рядом чемодана украдены.

Образец Святости, Абсолют Святости, Источник Святости, Святость - есть Бог. Аминь.

Наша современная фарисейско-православная полемика с Западом с нашей стороны почти всегда в конечном итоге сводится к плоской фигуре речи: Сам грешник! Сам дурак! Сам еретик!

И здесь, конечно, стяг с золототканой вязью Святая Русь приобретает вид хоругви церковной.

Небольшой это труд - самонаречение и самопровозглашение святости. О, если бы имя Святая Русь дано было бы нашему земному Отечеству, и дано было бы извне!

Святая Земля - это именно ЗЕМЛЯ. Реальная местность, реальная твердь земная. И по этой реальной тверди земной ступала нога Спасителя; тем она и свята. И: все без исключения христиане есть также и истинные святоземцы. И что из этого?

Вот она-то, торгующая своим телом грешница, у которой язык не поворачивается назвать себя, крещённую русскую женщину, православной - она-то и есть христианка. Наверняка, её ответом на вопрос о Святой Руси было бы молчание.

Да не будет этого с нами! Да возгорится в душах наших жар и пламень Истинной Веры нашей! Аминь.

В середине ХХ века возникло и некоторое время просуществовало государство Объединенная Арабская Республика (ОАР). Это одно новое Союзное Государство, которое и было образовано путем союзного единения Египта и Ливии. И даже если бы это было союзное государство 1001 арабского государства, итоговый результат был бы тот же самый: Объединенная Арабская Республика.

Определенно, что-то неладное творится с пространственным планом нашей ментальности. Надо честно признаться самим себе в некоей предрасположенности русской ментальности к особой пространственной ереси. Быть может это следствие или побочное влияние на нас колоссального физического пространства нашей Русской Вселенной.

Эти слова Спасителя имеют прямое отношение к вопросу об устроении русского самосознания.

Согласимся: русское ментальное тесто еще не перебродило, еще не все вскисло. Потому-то мы до сих пор самоопределяемся: кто такой русский и что такое русскость?

И есть объективные основания не соглашаться с Л.Гумилевым по поводу его оценки национального русского характера и русского менталитета.

Думается, это большой вопрос: а действительно ли так однозначно, как описывает Гумилев, поведет себя русский человек, - в известной ситуации в трамвае.

В том то и соль, что мы, русские, в ментальном, и, далее, в поведенческом плане, еще очень и очень разные.

Русскость, русский менталитет - это то, что нужно создавать и обретать. Здесь - и везде; сейчас - и непрерывно. Создавать и обретать сообща и соборно. Причем: соборно - означает православное вертикальное совокупнослитное двуединство: сообща + индивидуально.

Вместо симбиоза русскости и святости в Человеке - во главу угла мы поставили не Человека, а. Пространство (!). Причем, Пространство - нами самими четко не определенное, не знаемое и нам самим как бы и недоступное, по недостоинству нашему. Про себя я могу сказать точно: недостоин я, грешный, местожительством своим иметь Святую Русь. И живу я и радуюсь в Грешной Кающейся Руси. И - довольно с меня.

И, совсем вкратце, еще об одном аспекте феномена русскости. Одной нацией, одним русским народом нас соделало Православие. Это истинно так. Но помимо этой крепчайшей закваски духовной - потребовались дрожжи и другого рода. Духовно-телесному человеку нужны еще и плотские дрожжи.

Нам уже не понять и не узнать, что такое истинное КАЗАЧЕСТВО и кто такие настоящие КАЗАКИ.

Но именно казаки стали той активной плотской ассимилирующей закваской, которая и непассионарное народонаселение Московии, и главное, множество нерусских народов и народностей колоссально прирастающей территориально России, переквасило в Русскую Имперскую Нацию.

Русское Пространство, Русскую Державу и Русский Мир мы, русские, с помощью Божией создали. И учитывая циклопические размеры Руси - создали опережающими темпами.

Но в ментальном плане, в плане выработки истинной русской ментальности в ее полноте и кондиции - мы еще дети. В медицине этот феномен неравномерного роста давно известен и изучен. Так ведь это замечательно! В плане духовном, в плане ментальном нам еще расти и расти!

Если дать себе труд чётко определить и затем скрупулёзно высчитать варианты наших толкований, что есть Святая Русь - ситуация станет ясной, упорядоченной и понятной. Как после сокращения громоздкой арифметической дроби.

- Самодержавная Российская Империя

Как оказывается, самих вариантов воззрений с полдесятка. Но вот что поразительно; вот что губительно для здравой и цельной ментальности. Мы, оказывается, внутри себя пытаемся соединять (и соединили уже!) несоединимое, причём в самых причудливых, невозможных сочетаниях. Сводная таблица типовых вариантов устроения персональной русской ментальности, применительно к вопросу о Святой Руси, приобретает вид:

Тип 1. (только) рыба

Тип 2. (только) мясо

Тип 3. (одновременно) и рыба, и мясо.

Тип 4. (попеременно) то рыба, то мясо.

Тип 5. (путано неопределённо) ни рыба, ни мясо.

Вот оно, русское ментальное брожение, во всей его наглядности. Во-первых, нет русской ментальной общности, ментальной соборности. Кто-то мыслит и чувствует - так, другой - эдак, третий - и так и эдак, и т.д. НЕТ ЕДИНОЙ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ. И спасение наше, как Нации, в том, чтобы немедленно спохватиться и преобразовать ситуацию в имеющую вид: ПОКА ЕЩЁ НЕТ. НО МЫ ЕЁ СОЗИЖДЕМ. Единую и неделимую, соборную русскую ментальность. ВОТ ЧТО НА БЛИЖАЙШЕЕ СТОЛЕТИЕ ДОЛЖНО СТАТЬ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЬЮ. И вторая наша беда: у абсолютного большинства из нас нет цельнокованого ментального стержня. Вместо вертикального СТЕРЖНЯ ПРАВОСЛАВИЯ в душах наших ныне лежит плоский БЕЛЫЙ КВАДРАТ. И мы тешим себя мыслью: ведь он - белый. И потому в нём: вся радуга, все цвета, все краски, и. и. и все сущности и смыслы. Наконец, и Православие, и вся Святость - тоже в нём. Не прямым образом в душах наших, - но в них лежащем Святом БЕЛОМ КВАДРАТЕ. На котором, если приглядеться, проступает надпись: Святая Русь.

Богом положенная ограниченность нашего языка позволяет назвать нашу ситуацию лишь как впадение в пространственную ересь. Не нужно это нам - всё пропускать через искусственно имплантированный в души наши магический кристалл Святой Руси. Ибо искажает он Божественный Свет, Свет Православия.

ОТ БОГА СВЯТОЙ РУСИ НЕ ИЩУТ. Ибо - не ищут добра от добра. Мы создали культ Святой Руси. Создали давно, и потому к нему привыкли. Но не даром говорится, что привычка - вторая натура. Мы настолько привыкли верить в магию святости Святой Руси, что вопиющая моральная и нравственная нечистота и деградация современной России воспринимается нами, как параллельная реальность. И что по поводу её беспокоиться и сокрушаться русскому человеку, мнящему себя святороссом? Россия - ничто; Святая Русь - это наше всё.

В России: там и власть продажная; и народ электоральное быдло; там коррупция, пьянство, воровство; загаженные лифты и подъезды, и т.д., и т.п. И что с того? Ведь чем больше греха, непотребства и неустройства копится в России - тем чище, светлее и святее становится во Святой Руси. Здесь, напротив, всё возрастающие тишь да гладь, да Божья благодать.

Налицо необъяснимый (необъяснимый рационально) поведенческий парадокс. Мы, Православный народ Божий, знаем истинные масштаб и иерархию Бытия. Мы знаем: Человек больше страны, больше Государства, больше общества. Человек больше Вселенной. Знаем - и созиждем нашу ментальность и нашу земную жизнь вопреки этому знанию.

Для большей рельефности этого парадокса обратимся сначала к Западу. Там, но уже вопреки своему незнанию бытийных масштабов и иерархии, парадоксальным образом также поступают от противного. Вопреки своему ложному мировоззрению, в плане организации обыденной жизни - Запад верстает устройство жизни от Человека; верстает верно. То есть сначала воспитывается, воспитывается заданно, Человек. Индивидуум. Запад сначала воспитал Человека Потребляющего. Общество Потребления вслед за тем создалось буквально само собой.

Относительность, несамоценность всякого знания, назначенного к упразднению в Вечности - более чем очевидна. Знание этого - и есть Знание. Столь же очевидно, что временно пребывающим во Времени человеком бунтующим фактология творения, так называемое знание, возведено в абсолют и обладание им поставлено себе в величайшую заслугу. Это так называемое научное знание, всё без остатка, как в футляр, входит в дарованное нам Богом предзнание. Однозначно дающее нам понять факт существования Абсолютной Личности и связанных с Ней феноменов, -которых мы не можем понять. Эта Личность - Бог. Эти феномены - Добро и Зло. Через божественное предзнание мы понимаем, что нам невозможно понять, почему ЕСМЬ ТО, ЧТО ЕСМЬ. И, по промыслу Божию, - именно это непонимание - оно самоценно для человека. Ибо всё то, что именуется рациональным знанием - суть фактологическая тавтология. Самоценно это зенитное непонимание: почему Человек, от сотворения его Богом изначально призванный к Добру и Благу - богоданную богоравную свободу свою (свою - именно в силу дарованной Богом равности с Собой в Свободе) - использует не к Добру и не во Благо. Не к добру и не во благо самому себе!

Человек свободен, - в силу своей свободы двояко относиться к свободе как к таковой: либо как к Бого- данной мне Свободе, - либо как к Свободе Бого- данной Мне. Таким образом, Свобода совсем не есть предтеча, или условие греха. Свобода есть предтеча, Богоданное условие Благодарности. В свою очередь, Благодарность Богу есть исток и первопричина Веры. Веры Богу.

Божественное предзнание открывает нам, что первый (не первородный!) грех Человека есть личностный грех неблагодарности в Свободе. И этот самый первый ГРЕХ НЕБЛАГОДАРНОСТИ первой совершила именно Ева. И за это первенство во грехе должно быть принесено доныне не бывшее вселенское женское покаяние.

ПЕРВЫЙ грех уникален. Ибо это совершенно особенный грех не словом и не делом. Это грех самостного личного мнения. Мнения, что свобода свободна и от Бога. И, поскольку этого греха грехов на мужчине нет, допустимо и возможно только мужское священство.

Смиряясь, беру на себя смелость утверждать: Святой Руси нет - Святая Русь пребудет вовек, до дня Второго пришествия Христа. Ибо Святая Русь - это реальное земное местопребывание и местонахождение внутрь России Русской Православной Церкви. Нашей Русской поместной земной Церкви. Которая, судя по всему, скоро станет одной и единственной среди всех земных Церквей, сохранившей мужское священство. И в этом Миссия России, Историческая миссия земной Русской Священной Державы.

Будем помнить, что родное земному человеку земное Отечество, или Государство, родных ему земных людей, его Родина - Священна! Но не свята! Увы, не свята Россия.

Тройственным протогрехом Евы была искажена и нарушена Иерархия Свободы. Результатом греха Адама стало искажение и нарушение Бытийной Иерархии Любви. Так нашими прародителями был дан волевой импульс к возникновению феномена несовместимого с Жизнью; греховного феномена эгоизма твари. Таким образом, в онтологическом плане по своему смыслу первичный грех Адама и Евы есть грех бытийного самоубийства. И далее в Бытие и затем в Мир вошло наказание. Как прямое следствие этого греха. Должной высшей мерой наказания за грех самоубийства является сам этот грех. Так в Бытие, а затем в Мир вошла Смерть, вошла в виде иррациональной тавтологии греха. И разрушить эту греховную тавтологию Смерти мог и смог только Христос, смертию смерть поправ. Тем не менее продолжает существовать гендерная драматургия греха; мужчина и женщина обрекли себя через извращение бытийно-статусного понятия пола на постоянное соперничество и вражду, рождающее отчуждение и далее - крушение семьи, как института. Ибо безиерархичное греховное сожительство мужчины и женщины делает души их аморфными и безжизненными; семейная жизнь становится недоступной и невозможной.

Удивительным образом, нами рождённая духовная аллегория - Святая Русь - открывает нам самим глубины нашего самосознания. Идут размышления: всё то доброе (а оно, конечно же, по нашему собственному мнению - есть!), оно, это доброе, аккумулируется там, в Святой Руси. Более того. Судя по тому, что есть наша страна тяжёлого здоровья сегодня - мы и творим то добрые дела свои не в России, а вне России! Всё доброе созиждется нами там, в Святой Руси, и там и оставляется? Получается так. В итоге оказывается, что мы русские - на два дома, на два Отечества живём?

Так духовная аллегория, ставшая ересью, искажает нашу ментальность, вызывает духовно-пространственную шизофрению

Нам, русским, не заслуженно, но по Благодати, дана Истинная Святая Вера, Истинная Святая Церковь и Святое причастие. И при этом все мы живём в замызганной России. Полное правильное православное русское название которой: Грешная Кающаяся Русь. И всякий русский, всякий живущий в России православный, кто со страхом Божиим и верою приступает к Святой Чаше, - вот он и есть святоросс. И потому: не русский - для Святой Руси, но грешная Россия - для святоросса. Аминь.

В русской православной церкви культ святых получил свое дальнейшее развитие, а состав святых основательно пополнился.

Первыми, кто на Руси был причислен к лику святых, были сыновья киевского князя Владимира — братья Борис и Глеб.

В связи с феодальной раздробленностью Руси до XVI в. из 68 новоявленных православных святых только 5 были общерусскими. Все остальные причислены были к лику святых местными удельными, духовными и гражданскими властями и почитались лишь в какой-то данной местности. Процесс образования централизованного русского государства привел и к созданию общерусского пантеона святых.

Если в начале XVI в. таких святых насчитывалось всего 22, то уже в середине этого столетия, при Иване Грозном, по его настойчивым и неоднократным требованиям к общерусским святым на двух церковных соборах было причислено 39 угодников, а после этих соборов митрополит Макарий и его преемники причислили к лику святых еще 31 угодника.

За период от смерти Ивана Грозного и до образования святейшего синода в 1721 г., т. е. примерно за 137 лет, в православный месяцеслов было включено еще 132 святых, а с 1721 г. и до конца XIX в. — 130 святых.

Процесс фабрикации святых продолжался до самой Великой Октябрьской социалистической революции. Всего русская православная церковь причислила к лику святых 462 угодника.

Известны многочисленные случаи причисления клику святых совершенно не по религиозным мотивам. Так, по указанию Петра I к лику святых были причислены два монаха Пертолинского монастыря, Вассиан и Ионн, только потому, что царь Петр I во время плавания по Белому морю укрылся от бури в гавани этого монастыря.

Профессор Московской духовной академии Голубинский, изучавший канонизацию святых в русской православной церкви, вынужден был признать, что из 250 угодников, причисленных к лику святых в период Московского государства, о 119, т. е. почти о половине, не имелось решительно никаких сведений о том, кем и когда они были превращены в святых.

Изучив состав Верного месяцеслова, в который были занесены 383 святых, профессор Голубинский установил такую же картину. Здесь оказалось, что два угодника занесены в месяцеслов дважды, 84 вообще никогда и никем не были канонизированы, а у 12 неизвестны даже имена!

Многочисленные факты достаточно ярко свидетель-ствуют о том, что канонизация святых проводилась исключительно в интересах церкви, правящей верхушки государства и их политики.

Убедительным примером этого может служить проведенное при участии Николая II открытие мощей и причисление к лику святых Серафима Саровского в 1903 г. Напуганное ростом революционных настроений и с целью отвлечения масс от революционной борьбы, царское правительство прибегло к этому испытанному средству подогревания религиозно-монархических настроений.

Ярко раскрывает политическую направленность причисления к святым и самого культа святых социальный их состав. Из 462 святых 286 принадлежало к духовенству. Среди святых было 20 царей, 49 князей, 3 боярина, 8 купцов, 19 юродивых и только 3 крестьянина.

Праздников, посвященных святым, в русской право славной церкви огромное количество.

Мы остановимся на происхождении и характере наиболее популярных среди православных верующих праздниках культа святых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Град грядущий: башня Церкви и ее строители

ГЛАВА II. ОСТРОВ СВЯТЫХ

ГЛАВА II. ОСТРОВ СВЯТЫХ Быстрый разумом сэр Томас Мор путешествовал в области чистых противоречий, так как он видел, что большинство стран испорчено дурными обычаями и что княжества являются ничем иным, как большими царствами пиратов, создавших их путем насилия и

КУЛЬТ ТРОИЦЫ

КУЛЬТ ТРОИЦЫ Обиженный Саваоф По воззрениям христианской церкви, бог есть основа основ мира. Он творец вселенной, всемогущее существо, создавшее солнце, планеты, землю, жизнь на земле, человека. Бог — всевышняя сила, направляющая существование вселенной, определяющая

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА СВЯТЫХ И ПРАЗДНИКОВ В ИХ ЧЕСТЬ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА СВЯТЫХ И ПРАЗДНИКОВ В ИХ ЧЕСТЬ В основе христианского вероучения лежит догмат единобожия. Церковь использовала его как главное орудие в борьбе с языческими религиями, сторонники которых почитали многочисленных духов и богов.Христианство, и

Праздники святых Бориса и Глеба 2(15) мая

Праздники святых Бориса и Глеба 2(15) мая Сыновья Киевского князя Владимира Борис и Глеб в отличие от многих других святых — реальные личности. Они первыми были причислены к лику русских святых. В этом отношении они опередили даже своего отца — князя Владимира, который

День святых апостолов Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла В середине лета православная церковь отмечает свой крупный праздник — день святых Петра и Павла, апостолов из числа двенадцати наиболее приближенных к Иисусу Христу. Оба эти апостола считаются лучшими учениками Христа, и все же

1) снизу – почитание святых, локализованное территорией прихода или небольшой округи какого-либо монастыря;

2. сверху – культивирование святых, предписанных Русской Православной церковью.

Некоторые святые были канонизированы дважды. Так, Александр Невский, канонизированный как местный, епархиальный святой князь ещё в XIII в., в 1547 г. был канонизирован уже в качестве общерусского святого.




Суть учения И. Волоцкого (теория теократического абсолютизма) заключалась в идее тесной связи церкви с государственной властью. С одной стороны государство должно было укреплять положение церкви в обществе, а, с другой стороны, – церковь должна была оказывать духовную, моральную и идеологическую поддержку государству. Полемика Н. Сорского и И. Волоцкого и их последователей в значительной степени предвосхитила будущий религиозный раскол XVII в.

1) снизу – почитание святых, локализованное территорией прихода или небольшой округи какого-либо монастыря;

2. сверху – культивирование святых, предписанных Русской Православной церковью.

Некоторые святые были канонизированы дважды. Так, Александр Невский, канонизированный как местный, епархиальный святой князь ещё в XIII в., в 1547 г. был канонизирован уже в качестве общерусского святого.

Суть учения И. Волоцкого (теория теократического абсолютизма) заключалась в идее тесной связи церкви с государственной властью. С одной стороны государство должно было укреплять положение церкви в обществе, а, с другой стороны, – церковь должна была оказывать духовную, моральную и идеологическую поддержку государству. Полемика Н. Сорского и И. Волоцкого и их последователей в значительной степени предвосхитила будущий религиозный раскол XVII в.

Святость в христианстве – это одно из свойств Бога, а также высокая степень близости к Нему. По своей природе свят только Бог. Но человек может быть свят через сопричастность Божьей святости. К этому призваны все христиане. Святость является даром Божьим, но для его получения человеку нужно приложить усилия. В стойкой борьбе с грехом человек стяжает Божественную благодать, которая преображает его и соединяет с Духом Господним. Так и появляются православные святые.

православные святые

Православная икона всех святых

Происхождение понятия “святость”

Кто такие святые в христианстве

Таким образом, святые люди в Православии – не просто добрые и благочестивые, а те, кто открыли свои очистившиеся сердца Богу в стремлении соединиться с Ним. И чем больше человек озаряется благодатью, тем лучше он видит своё несовершенство и искаженность грехом. Настоящий святой для окружающих будет праведником, но себя он будет воспринимать как последнего грешника.

Митрополит Сурожский Антоний в одной из бесед назвал святых людьми, через которых действует и сияет Бог. Через них Дух Господний может являть чудеса. Многие православные святые при жизни стяжали дар прозорливости, исцеления больных, а после смерти они помогают тем, кто молится им. Часто останки святых остаются нетленными. На основании этих чудес и народного почитания Церковь канонизирует Божьих угодников, то есть прославляет их в лике святых.

Такая процедура сама по себе не делает человека святым, она лишь констатирует то, что уже давно свершилось на небесах. Канонизация праведника не подразумевает одобрения всех его высказываний или поступков. Святые Православной Церкви были людьми своей эпохи, часто со своими ошибками и немощами, которые не помешали им приблизиться к Богу.

История святости в христианстве

В Ветхом Завете можно найти примеры первых молитвенных призываний святых. Например, царь Давид в своих обращениях к Богу упоминал праотцов Авраама, Исаака и Израиля.

Уже в первые века христианства были установлены особые дни для почитания угодивших Богу людей. Прежде всего, апостолов и первых мучеников за Христа. Мученическая кончина воспринималась как бесспорное свидетельство богоизбранности, высшая форма служения Богу. Поэтому ещё в эпоху гонений на первых христиан мученики — особо почитаемые православные святые. Дни их смерти рассматривались как дни рождения в Новую жизнь. Проводились богослужебные поминовения мучеников, которые сплачивали христианские общины. Мощи мучеников присутствовали в каждом храме, а их гробницы становились объектом паломничеств. Память о мучениках благоговейно сохранялась и передавалась новым поколениям христиан. В честь этих святых сочинялись молитвословия и церковные службы.

Именно мученичество как торжество благодати над смертью стало первой формой святости, признанной Церковью. Появилась процедура формального прославления мучеников, то есть торжественного общецерковного признания их подвига и святости. На основе почитания мучеников впоследствии развилось почитание и других святых. Для того, чтобы отметить особенности жизни и подвигов различных святых, были сформированы новые лики святости. Развивалось и вероучение о почитании святых как ответ ересям (ложным учениям).

Православные святые и лики святости

Приведём наиболее известные лики святости.

Апостолы – ученики Иисуса Христа (Пётр и Павел).

Бессребреники – православные святые, которые прославились бескорыстием, отказом от богатства ради спасения души (Косма и Дамиан).

Благоверные – благочестивые правители. Как правило, монархи и князья (Александр Невский, Ярослав Мудрый).

Мученики – христиане, которые приняли насильственную смерть за свою веру (Киприан и Иустина). Великомучениками называют тех, кто подвергся особо жестоким мучениям (Пантелеймон, Георгий Победоносец). Священномученики – мученики, которые имели священный сан: епископы, священники, диаконы (Макарий Киевский, патриарх Гермоген). Преподобномученики – мученики-монахи (Евгения Римская, Григорий Печерский).

Исповедники – христиане, которые открыто исповедовали веру и были мучимы за неё, но выжили и умерли своей смертью (Иоанн Русский, Максим Исповедник).

Праведные – почитаемые за праведную жизнь миряне или представители белого духовенства (Иоанн Кронштадтский, Симеон Богоприимец).

Преподобные – монахи-подвижники (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).

Пророки – упомянутые в Библии лица, которые проповедовали и возвещали народу Божью волю (Илия, Иоанн Креститель).

Равноапостольные – святые, которые подобно апостолам проповедовали Евангелие и обращали народы в христианство (царица Елена, княгиня Ольга).

Святители – это прославленные в лике святых архиереи (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник).

Страстотерпцы – христианские святые, которые смиренно и беззлобно понесли страдания за исполнение Заповедей Божьих (князья Борис и Глеб, царь Николай II с семьёй).

Чудотворцы – те святые, которые прославились даром чудотворения (Николай Угодник, Спиридон Тримифунтский).

Юродивые (блаженные) – подвижники, которые во имя Бога приняли на себя образ безумных (Василий Блаженный, Андрей Юродивый).

Молитва Всем святым, от века Богу благоугодившим

Тропарь, глас 4

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва 1-я

К вам, о святи́и вси, я́ко путево́дным свети́льникам, дея́ньми свои́ми освети́вшим путь Небе́снаго восхо́да, аз многогре́шный смире́нно коле́на се́рдца моего́ преклоня́ю и из глубины́ души́ взыва́ю: умоли́те о мне Человеколю́бца Бо́га, да не попу́стит ми еще́ блужда́ти по распу́тиям греха́, но да просвети́т мои́ ум и се́рдце све́том благода́ти Своея́, я́ко да то́ю озаря́ем и подкрепля́ем, возмогу́ про́чее вре́мя земна́го жития́ пра́вою стезе́ю непреткнове́нно преити́ и хода́тайством ва́шим к Преблаго́му Го́споду сподо́блюся, поне́ вма́ле прича́стник бы́ти духо́вныя ва́шея трапе́зы в Небе́сном черто́зе Царя́ сла́вы. Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Ду́хом бу́ди сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читайте также: