Кризис самодержавия на рубеже 1870 1880 х гг кратко

Обновлено: 02.07.2024

Крестьянство примирилось с практической стороной реформы, но следы недовольства остались в сознании, сыграв важнейшую роль в начале XX в.

34 Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг. М.. 1964. С. 10.

Обоснованным было недовольство помещиков. Они получили деньги за землю (для многих, плохо хозяйничавших, обедневших, это было внезапное богатство), но потеряли власть, положение единственного свободного сословия в России.

Русские консерваторы отражали интересы дворянства, класса который пытался вернуть утраченные привилегии. Они стремились не поддерживать необходимые для страны изменения, а провести их реализацию.

Консерваторы не имели широкой социальной поддержки.

Из речи К. П. Победоносцева. 8 марта 1881 г.

А что такое Конституция? Ответ на этот вопрос даёт нам Западная Европа. Конституции, там существующие, суть орудие всякой неправды, орудие всяких интриг.

… И эту фальшь, по иноземному образцу, для нас непригодную, хотят, к нашему несчастью, к нашей погибели, ввести у нас. Россия была сильна благодаря самодержавию, благодаря неограниченному взаимному доверию и тесной связи между народом и его царём. Такая связь русского царя с народом есть неоценённое благо. Народ наш есть хранитель всех наших доблестей и добрых наших качеств; многому у него можно научиться.

А вместо того предлагают устроить нам говорильню, …..Мы и без того страдаем от говорилен…. Благодаря пустым болтунам, что сделалось с высокими предначертаниями покойного незабвенного государя, принявшего под конец своего царствования мученический венец? К чему привела великая святая мысль освобождения крестьян. К тому, что дана им свобода, но не устроено над ними надлежащей власти, без которой не может обойтись масса тёмных людей. Мало того, открыты повсюду кабаки; бедный народ, предоставленный самому себе и оставшийся без всякого о нём попечения, стал пить и лениться к работе, а потому стал несчастною жертвою целовальников, кулаков, жидов и всяких ростовщиков.

Либеральное течение о реформах

5 Записка, найденная в бумагах Н.Х. Бунге. С. 31

27 Никитенко А.В. Дневник: В 3 т. М., 1955. Т. 1. С. 465-466

Из письма А. И. Кошелева А. И. Герцену. 30 августа 1859 г.

Мы за самодержавие. Представительство теперь у нас невозможно, ибо в нем будет играть роль дворянства, самое гнилое у нас сословие, и всякая вымышленная конституция есть для государства величайшее зло. Дайте времени: самодержавие возможно, пока нет другой силы, могущей его ограничить. Этой силы нет, ей надобно возникнуть, развиться и окрепнуть. Освобождение крестьян должно быть к этому первым шагом.

Для довершения всех преобразований нынешнего царствования собиранию рассыпанной храмины приспела пора. Но при настоящем состоянии русского общества мы не думаем, чтобы этот (выборный орган следовало) возводить в самостоятельное учреждение. Общественное мнение слишком у нас шатко и лишено внутреннего содержания, чтобы пуститься в новый путь на своих собственных ногах. Только при тесном единении с правительством оно ожжет выработаться в прочную политическую силу, сознающую государственные потребности и умеющую их удовлетворять. Единственной желательной в настоящее время мерой представляется приобщение выборных от губернских земских собраний к Государственному совету. Таким учреждением существующее политическое здание не будет поколеблено. Власть государя останется самодержавной, Государственный совет останется тот же, ведомство и право его не расширится прибавлением к нему новых членов. А между тем пробудившимся стремлениям русского общества будет дано удовлетворение, в его деятельности откроет новый горизонт

Революционное народничество о реформах

"Отечественные записки" № 68 2005 г.

Земская реформа и городская реформа

Судебная реформа (1864)

Реформу готовили профессиональные юристы – Н.А.Будковский, С.И.Зарудный, К.П.Победоносцев, Д.А.Ровинский, Н.И.Стояновский. Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 – 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации. Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых). Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.2.3. Военная реформа

Военные реформы (1862 – 1874). Были проведены под руководством Д.А.Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:§ изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);§ перевооружение армии;§ пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);§ изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);§ отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;§ сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 — 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);§ реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

Революционная ситуация конца 70 - начала 80-х гг. 19 в. в России Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80-х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной народнической интеллигенции. Высокие выкупные платежи, малоземелье, рост всевозможных повинностей приводили к разорению деревни. Неурожаи 1879 и 1880 вызвали голод в ряде местностей России. Последствия русско-турецкой войны 1877‒-78 (см. Русско-турецкие войны 17‒19 вв .) усугубили тяжёлое положение крестьян. Ввиду напряжённой обстановки в деревне и повсеместно распространявшихся слухов о близком переделе земли правительство опасалось массовых крестьянских восстаний, которых с нетерпением ждали революционные народники.

Р. с. имела широкие международные отклики. Деятельность народовольцев, политические процессы над участниками российского революционного движения, стачечная борьба петербургского пролетариата привлекали внимание зарубежной прессы и показывали потенциальные возможности революционной России, вступившей в единоборство с самодержавием.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 59. Россия во второй половине XIX – начале XX вв. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в.

Класс – 8: _____________________________________________________________

Дата: _________________________________________________________________

Цель: выявление причин и последствия кризиса самодержавия в 70-80 гг. 19 века

Выяснить, какие действия императора, правительства способствовали назреванию кризиса, в чем заключался кризис, как на действия властей реагировало общество.

развивать навыки работы с документами, умение определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

показать опасность и нецелесообразность террора – как метода борьбы с властью

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Организационный момент . – 1 мин.

Проверка домашнего задания – 6 мин.

Изучение нового материала. –27 мин.

(групповая работа)

4.Закрепление. – 2 мин.

5.Рефлексия. – 2 мин.

6. Домашнее задание. – 1 мин.

7.Итог урока . – 1 мин.

Организационный момент (приветствие, дежурный подает рапортичку со списком отсутствующих)

Проверка домашнего задания.

В качестве проверки домашнего задания будет проведен тест.

1. В 1876 году в войну с Османской империей вступила Сербия. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севастополя

2. Освободил древнюю столицу Болгарии Тырново русский генерал

3. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул. Русским отрядом командовал генерал

4. Одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 годов стало

а) восстание в Болгарии;

б) оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины;

в) объявление нейтрализации Черного моря;

г) закрытие черноморских проливов для торговых кораблей.

5. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул

После этого происходит взаимная проверка.

Ответы на тест появятся на слайде

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

Что устраивало крестьян в новой реформе?

Чем были недовольны крестьяне?

Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?

Учащиеся кладут листки на край стола. Переходим к изучению темы.

3. Изучение нового материала.

Общим результатом реформ была демократизация общественной жизни в России. Благодаря крестьянской реформе свободными стали 20 млн. крепостных крестьян.

(Предполагаемые ответы: Основные положения крестьянской реформы

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество , высшей (административной) единицей - волость .

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались;

Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами).

По факту учащиеся должны прийти к выводу, что реформа в глазах крестьян была половинчатой, грабительской.

- Именно. Само правительство, выпуская из комитетов реформу, понимало грабительский характер реформы, но по славам графа Орлова, он скорее бы дал отрубить себе руку, чем подписал бы освобождение крестьян с землей. Этим все сказано.

- К чему привел грабительский характер реформы? Что началось в деревнях в 1861 г? Вспомним Антона Петрова, село Кандеевку, например (восстания крестьян). И сколько бы не подавляли восстания, они разгорались снова.

- К какому выводу можно прийти? Самодержавие вступило в полосу чего? (кризиса).

- Итак, тема сегодняшнего урока чему будет посвящена? (если сами не назовут, наводящими вопросами помогаю).

- формулирование темы

-целеполагание

- Какую цель мы поставим перед собой? (ответ: изучение процесса нарастания кризиса, действий общества в ответ на несправедливость реформы).

Формирование народничества.

Идеология народничества.

ишутинцы и нечаевцы.

Формирование народничества.

- Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в современное, правовое государство с развитой экономикой. Однако политическое устройство государства оставалось неизменным. Любые посягательства на самодержавную власть государя беспощадно пресекались. Несмотря на вынужденное осуществление ряда реформ в аграрной области, судо-производстве и местном управлении, Александр II болезненно воспринимал даже малейшие намеки на необходимость ограничения абсолютной власти монарха. И в правительстве, и среди мелкого и среднего чиновничества находилось немало людей, которые хотели сохранения жесткого административного контроля над всеми областями человеческой деятельности. Они нередко трактовали интересы государства в свою пользу.

- Жесткая административная власть устраивала и значительную часть дворянства, поскольку по мере экономического развития страны оно теряло свои привилегии, раньше законодательно строго защищенные. Представители этих социальных групп тормозили проведение дальнейших преобразований. Архаичность, отсталость политической системы в России оставались мощным препятствием на пути ее дальнейшего развития. Народ и власть по-прежнему были далеки друг от друга.

- С другой стороны, крестьянство выражало неудовлетворенность реформой 1861 года, и в первую очередь небольшим размером полученных земельных наделов. Недовольство крестьян разделялось народниками — революционно настроенными представителями общества, считавшими Великие реформы половинчатыми, мало учитывающими интересы народа.

- Большинство народников происходило из разночинцев, т.е. это были выходцы из малообеспеченных семей священников, чиновников, мелких дворян, зарождающейся городской интеллигенции. Тайные союзы народников стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существовавшим общественным строем.

- Для изучения разновидности идеологии народничества разделимся с вами на группы. Весь первый ряд будет изучать трех идеологов народничества – Бакунина, Лаврова, Ткачева. Второму ряду поручим изучение конкретных действий народников – хождение в народ. Третий ряд займется изучением двух организаций – Ишутинцев, Нечаевцев, Чайковцев.

- Выбранный период определен не случайно. Поскольку данные организации приходятся на 60-е гг. 19 века, а именно в 1866 году произошло первое покушение на императора Александра 2 террориста Дмитрия Каракозова.

Раздаю задания по группам – перечень вопросов, необходимых к освещению.

После истечения времени заслушиваем выступления учащихся с обязательной фиксацией тезисов в тетради.

Идеология народничества.

Представители революционного народничества?

Способы поднятия революции?

В чем отличия трех идейных течений?

3 учащихся представляют идеологию народничества. По окончании выступления тезисно фиксируем в тетради основные положения теории народников.

В обязательном порядке должны зафиксировать:

Бакунин - сторонник бунта. Интеллигенция должна идти в народ лля поднятия его на бунт.

Лавров – сторонник пропаганды. Признавал народ бунтарем, однако, не готовым еще к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы путем пропаганды пробудить в народе дух бунтарства.

Ткачев – сторонник заговора. Для революции необходима группа заговорщиков, которая начнет революцию, а народ к ней уже в процессе присоединится.

- Скажите ребята, в чем принципиальная разница в мнениях данных идеологов? (должны ответить, что разница в способах борьбы, механизмах (если более научно)).

Приложение 2. Работа с текстом.

Когда была организована группа?

Кто в нее входил (социальные группы)?

С какой целью она была создана?

Какова была ее деятельность?

Учащиеся второго ряда выступают.

Цель – преобразование страны с помощью революции.

Ишутинцы, нечаевцы, чайковцы.

История возникновения групп.

Состав участников.

Цели. Способы борьбы.

Учащиеся должны назвать:

Организация Н.А. Ишутина – И.А. Худякова (существовала в 1863–1866 гг.), ставила в качестве своей первоочередной задачи подготовку переворота в экономике и общественной жизни на основе применения коллективной собственности и коллективного труда. Часть ишутинцев придерживалась террористической тактики в борьбе с царизмом. В результате член организации Д.В. Каракозов совершил в апреле 1866 г. покушение на Александра II. Организация была разгромлена, а Каракозов казнен.

Делаю акцент на покушении.

- Скажите, ребята, о чем может говорить отчаянный шаг народника? О каком состоянии? (о состоянии безысходности, невозможности мирным способом повлиять на курс правительства). Соответственно, что переживает власть? (должны назвать кризис).

Организация под руководством С.Г. Нечаева, ставившая своей целью осуществление политического переворота. Проповедуя принцип вседозволенности ради достижения главной цели, он настоял в конце 1869 г. на убийстве члена организации студента И.И. Иванова, ложно обвиненного им в предательстве. После раскрытия убийства правительство организовало шумный процесс над членами нечаевской организации.

(небольшое отступление. интересный факт). Посаженный в Петропавловскую крепость Нечаев пытался сбежать из самого страшного его отделения – Алексеевского равелина, откуда никто живым не уходил, распропагандировал всю стражу. случайно об этом узнало руководство крепостью).

Учащиеся занимают свои места.

- Переходим к заключению. Давайте ответим на вопрос: Почему все же на Александра II совершались покушения? (учащиеся должны будут сказать, что покушения – были результатом грабежа народа, другого способа заставить изменить намеченный курс не было).

4.Заключение.

- Что нового узнали?

- Что вызвало трудности?

7. Итог урока. Выставление оценок.

Приложение 1.

1. В 1876 году в войну с Османской империей вступила Сербия. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севастополя

2. Освободил древнюю столицу Болгарии Тырново русский генерал

3. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул. Русским отрядом командовал генерал

4. Одной из причин русско-турецкой войны 1877-1878 годов стало

а) восстание в Болгарии;

б) оккупация Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины;

в) объявление нейтрализации Черного моря;

г) закрытие черноморских проливов для торговых кораблей.

5. 5 июля 1877 года был захвачен перевал, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул

После этого происходит взаимная проверка.

Ответы на тест появятся на слайде

Приложение 2.

Задание для группы: Прочитайте документ и сформулируйте письменно ответы на вопросы:

Что устраивало крестьян в новой реформе?

Чем были недовольны крестьяне?

Какие изменения можно было бы внести в положение крестьянской реформы?

Представители революционного народничества?

Способы поднятия революции?

В чем отличия трех идейных течений?

Когда была организована группа?

Кто в нее входил (социальные группы)?

С какой целью она была создана?

Какова была ее деятельность?

Ишутинцы, нечаевцы, чайковцы.

История возникновения групп.

Цели. Способы борьбы.

Приложение 3.

Народнические организации, особенно на первом этапе, не строились по принципу единства идейной платформы. Они объединили представителей различных течений. В тех случаях, когда верх брало то или иное направление, его представители довольно свободно отклонялись от исходных принципов. Поэтому в чистом виде ни одно из названных направлений народничества не встречалось.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Правительственный кризис рубежа 1870-1880-х годов. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущения представителей общества к решению государственных вопросов Свою важнейшую задачу Лорис-Меликов видел в усилении репрессий по отношению к революционерам, для чего он считал необходимым объединить жандармо-полицейские и судебные органы; ускорить производство дел по политическим преступления

22.01.1881 г. Лорис-Меликов сделал доклад царю, подвел итоги деятельности Комиссии Предложил проект реформ: Губернское управление Земское и городское управление Финансовые реформы Предложил привлечь 10-15 членов земского и городского управления к участия в разработке законопроектов в Государственном совете

Читайте также: