Философские идеи русских просветителей кратко

Обновлено: 30.06.2024

Начало XVIII века стало завершающим периодом в истории русской средневековой философии и временем зарождения предпосылок ее секуляризации и профессионализации, освобождения от церковного влияния и становления светской философии. Их зарождению способствовали:

§ интенсивное воздействие западных идей. Началось интенсивное усвоение потенциала западноевропейской философии благодаря открытию Московского университета, преподаватели которого проявляли глубокий интерес к французскому и немецкому Просвещению, немецкой рационалистической философии. Многие увлекались идеализмом И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля;

§ преобразования Петра Первого, которые придали развитию российского общества особый динамизм (начало развиваться промышленное производство, наука, образование, кардинально изменился государственный аппарат, церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее идейная монополия).

Эпоха русского Просвещения создала светскую философскую культуру, которая добилась существенного прогресса в XVIII века. В этот период философия освобождается от богословия, опираясь на деистические представления о том, что Бог творит мир, но не вмешивается в ход развития. Принципиальным положением философских взглядов Феофана Прокоповича (1681 – 1736) явилось утверждение о двойственном характере источников активности мира: как результат проявления в мире Бога и следствие саморазвития природы. Иными словами, традиционно находящаяся вне всяческих законов творческая энергия, которая в богословии сохранялась за Божеством, в системе Ф. Прокоповича присуща и природе. Он также обосновал идею приоритета государства над церковью, инициировав процесс секуляризации общественного сознания.

Творчество А.Н. Радищева явилось связующим звеном дворянского просветительства с эпохой политического радикализма в русской философии, носителями которого выступали революционный демократизм, народничество и русский марксизм.

Таким образом, эпоха русского Просвещения не только способствовала становлению светской философии, проникнутой наукоцентризмом, но и отразила направленность общества к реформации, обновлению, что обеспечило быстрый взлет ее в XIX – ХХ веках.

Период русского Просвещения длился с середины XVII в. до 1825 г. Это время отмечено активным развитием светской философии. Происходит постепенная секуляризация под воздействием западнорусского влияния. Кроме того, "петровское западничество" создаёт несвойственный национально духовный мир "Российская Европия". Этот период также отмечен просветительской деятельностью Екатерины II, ориентиром которой было французское Просвещение.

Представители российского Просвещения

Среди просветителей были замечены Феофан Прокопович (1681–1736) и Василий Татищев(1686–1750), которые являлись идеологами "Учёной дружины" Петра I. Ф. Прокопович являлся сторонником абсолютизма, веровал в Бога как двигателя Вселенной. В. Татищев обосновывал европеизм и аргументировал миропонимание западничества, осознанно принимал западничество как некую форму философии, которая связана с антропологической интерпретацией просветительской философии. Он полагал, что мера развития наук заключается в их полезности, подразумевая, что Просвещение и самодержавие неразрывно связаны между собой.

Интеграция в европейскую культуру обязало русского человека стать мыслящей личностью, надеяться на собственный разум и доверять ему. В России началось время, когда стали читать произведения Вольтера, Расина, Мольера. Но, несмотря на это, основное философское учение, которое проповедовалось, принадлежало авторству Христиана Вольфа, которого М. Ломоносов возвышал даже выше Аристотеля. Его теолого-христианская позиция подразумевала развитие христианской онтологии, кроме того он совершал попытки совместить её с натурфилософией посредством предустановленной гармонии. Метафизика учёного заключалась в идеи, что сущность имеет основание, отличаются лишь мысли о "вещах вне нас" и "в нас", при условии, что всё, что "вне нас" – это безусловная действительность. Основой русской европеизированной мысли XVIII в. были воззрения Вольфа, его натурфилософия, антропология, этическая и практическая философская идея.

Перемены, которые внёс Пётр I в общественную жизнь, стали ключевым фактором, повлиявшим на формирование новой эпохи русской философии. Философское сознание, наконец, вырвалось из оков религии и идеологии. Это повлияло и на появление университетов, школ и училищ. Молодые люди теперь могут получить образование не только в России, но и за границей. Любовь к мудрости и философская мысль покидают кельи монастырей и оказываются на поверхности нового мира. С этих пор проблемы веры не самое интересное для людей, мир вокруг, природа и её познание вызывают непреодолимое желание к познанию.

Одним из наиболее известных представителей русского Просвещения является Михаил Ломоносов. Его личность – это яркий пример носителя новоевропейского духа, в котором переплелись веяния рационализма и эмпиризма. Неоспоримое достижение его в том, что по его проекту был основан Московский университет в 1755 г. Научная деятельность Михаила Ломоносова состояла из естественнонаучных и философских исследований, что способствовало его работе по объяснению принципов механистической картины мира.

Преодолеть гносеологизм европейских учёных помогли основы научных воззрений именно Ломоносова, основная мысль которых, заключалась в том, что духовность – это целостное единство веры, истины и красоты. Просвещённый патриотизм – характерная особенность мировоззрений учёного и мыслителя, которая не подразумевала противопоставлений России и Европы. Ломоносов отлично понимал, что российская наука находится в зачаточном состоянии, но её, непременно, ждут успехи, при этом не отрицал и того, что западноевропейская является уже развитой. Согласно историческим исследованиям, Ломоносов полагает, что все народы равноценны. "Грамматика" и "Риторика" – труды учёного, в которых он помогает осознать огромное значение общения народов, а также распространения просвещения, науки и культуры. Устремляя все знания к истине, но одновременно верил в гуманитарное, человеческое её значение. Творчество М. Ломоносова – это синтез науки и искусства, в некоторых работах можно даже заметить элементы поэтизации науки.

В своих исследованиях учёным использовал системный подход: синтезировал знания теории и практики. В большинстве своём в работах Ломоносова ставилась цель – отыскать практических выход. Работы по физической химии, географии, экономике, литературоведению и риторики были устремлены именно на это. Огромное значение в этом контексте представляет работа учёного о российской демографической обстановке. Ломоносов считал эту проблему наиболее значимой в социальном плане. Её решение он видел в укреплении светского государства и росте промышленного комплекса.

М. Ломоносов вёл переписку с И. Шуваловым. В одном из таких писем М. Ломоносов рассказал ему, что намерен написать большую работу по экономической политике.

Работы Ломоносова содержали некоторые предпосылки для формирования экономической географии как науки. Наиболее значимыми трудами Ломоносова по географии России середины XVIII в. являются "О слоях земных", "О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану", "Рассуждение о большей точности морского пути" и некоторые другие. К тому же учёный занимался вопросами физической географии.

В 1759 г. Сенат, по предложению Ломоносова разослал по органам местных властей письма, в которых говорилось о просьбе регулярно присылать в Петербург сведения о народонаселении, ремеслах, строениях, полезных ископаемых и т.п.

Стоит отметить и тот факт, что М. Ломоносов является первым в России социологом-демографом. Это следует из его письма графу И. Шувалову "О сохранении и размножении российского народа". Именно в этом письме учёный говорит о ключевых направлениях относительно государственно-политических начинаниях. Здесь речь идёт о научном просвещении всех сословий, реформах в отрасли сельского хозяйства, промышленной сфере и ремесленничестве. Кроме того учёный видит благоприятными перемены во внутренней и внешней политике, финансовой сфере и даже военном деле.

Позднее российское Просвещение

Позднее российское Просвещение было отмечено работами по человеколюбию и социальному развитию. Основные концепции этих воззрений были представлены Д. Аничковым, С. Десницким, Я. Козельским, Д, Фонвизиным, М. Щербатовым и др.

Д. Аничков занимался развитием гносеологического направления философской антропологии. В рамках этой темы он разрабатывал вопросы соотношения души и тела, не проводя проекции с богословием и его концепциями греха и благодати. Кроме того, отождествлял душу с познавательными способностями человека. Он говорил, что познание – это то же самое, что и установление причин бытия вещей. В качестве движущей силы познания он признаёт страсть, а рефлексия – это проявление душевной жизни, иным словами способность человека понять самого себя и свои желания, и даже более того, внешний мир.

А. Радищев обращается к экзистенциально-эстетическим проблемам человека. Его личность является наиболее значимой среди иных деятелей русского Просвещения. Два ярчайших произведения Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и ода "Вольность отражают радикально-демократическую позицию и направленность русской философской мысли. Глядя на Запад, Радищев активно продвигал в России основные положения Французского Просвещения. Учёный и мыслитель говорил о том, что естественный принцип равенства всех людей должен быть поддержан на уровне законной власти. Основные идеи философии А. Радищева:

  • Острая критика государственной системы – монархии.
  • Продвижение просветительских идей философии общественного договора.
  • Ярое отстаивание гражданских прав человека и полное искоренение рабства.

Радищев синтезирует в своих воззрениях рационализм и материализм, пантеизм и гуманизм. Отечественная антропология пополнилась благодаря Радищеву своеобразной работой. Учёный предложил теорию сродства мира, животных и человека. Кроме того, он говорит о том, что душа бессмертна и после того, как тело умирает, душа становится свободной и продолжает совершенствоваться.

Ключевое понятия в понимании философии, представленной А. Радищевым – правда. В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" автор постоянно его использует в контексте российского законодательства и деятельности властных структур. Правда для него, это нечто из разряда любви к человеку, соболезнование и сопереживание. Правда – это полное противопоставление рабству. Она отождествляется с духом вольности. Неправда – это отражение эгоизма, чёрствости души, жадность, любовь к власти. Согласно воззрениям А. Радищева, гражданское общество и деспотичная система управления в корне определены противопоставлением свободы и рабства, единства людей и их конфликта.

В западноевропейской философии Кант определяет понятие "правда" как нечто рациональное, способствующее формализации нравственно-правовой сферы социальных отношений и юридизации морали.

Русская философская мысль так тесно не связывает правду и рациональную оценку. Тем самым она и отличается от европейской. В русской философии социальным отношениям даётся субъективная оценка. А. Радищев видит своей целью доказательство того, что положение в обществе давно пора менять. Именно поэтому он даёт такое определение правды. С её же помощью критикует российские законы, которые не соответствуют правде, а наоборот, способствуют сохранению рабства. На основе его работ, можно сделать вывод, что для учёного правда имела гораздо большее значение, нежели законы и юридические права. Он жёстко критиковал ложь и обман, никогда не боялся говорить правду даже своему начальству и не поступался в своих убеждениях. Его принципиальность не единожды помогала простым людям, он отстаивал права невинных людей перед руководством. Еще одной положительной чертой характера А. Радищева было полное отсутствие корыстолюбия. Даже несмотря на то, что он занимал высокий пост начальника таможни в Петербурге.

Правда означала для мыслителя бесконечную борьбу за справедливость и свободу, войну против рабства и зла.

Касательно философии русского Просвещения, то линия развития, предложенная ещё в XVII в. сформировала некоторые тенденции, которые повлияли на зарождение профессиональной философии в XVIII в. Главной особенностью такого проявления стало полной отделение философской мысли от богословия и религии.

Пётр Лавров – ключевая фигура российского Просвещения. Он устремил свои исследования в сторону славян и их роли в истории мысли. Русский народ – это представитель славянства и именно эти люди должны заняться переустройством социальной системы посредством сознательной гармонической корпорации. При этом, не учитывая прошлые политико-экономические и семейные традиции.

Победа над Наполеоном всё равно заставила русских задуматься над собственным предназначением через призму прошлого. Следствием этих обстоятельств оказывается появление контрпросвещения, основная идея заключалась в возвышении национальных идеалов. Основоположниками этого направления стали Владимир Одоевский и Дмитрий Веневитинов. Своего апогея это движение достигает в славянофильстве.

Пётр Чадаев стал идейным символом теоретических воззрений славянофилов. Его знакомство с Кювье, Гумбольдтом, Шеллингом играло важную роль в становлении его мировоззрения. "Философические письма" посвящены проблеме реализации воли нации. В этом произведении он не высказывается отрицательно о России, его заботит нежелание самодержавия двигаться в сторону прогресса. П. Чадаев активно критикует идеи Аристотеля и Гегеля, говоря о том, что это всего лишь готовая философия, а стремиться нужно к трудным размышлениям посредством христианской логики понятий. Согласно его воззрениям, нужно заняться синтезом духовного и материального, рациональности и свободы, при этом нельзя жертвовать ни единым фактором в сторону другого.

Славянофильство

К. и И. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков самобытные философы-славянофилы. Сами себя они называли "московские мыслители", порывались высказываться об общечеловеческих правах, не взирая на мнения мыслителей Западной Европы.

Россия столь же самобытна, как и Запад, и этот факт не должен служить ни изоляции, ни обособлению ее от других цивилизованных стран.

Хомяков обосновал это положение принципом соборности, целостности духа, который превращается в охватывающий всё вокруг организм "свободного единодушия". Западники, в числе которых были Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв подверглись острой критике славянофилов из-за своего мнения о том, что Россия отстаёт от Западной Европы по всем фронтам. Прогрессивные страны Европы выступают для западников идеалом, к которому должна быть устремлена славянская цивилизация. Представители западников были уверены, что отсталость России заключается в том, что в стране господствует православие, крепостное право и монархизм.

Идолом философской мысли западники считают Гегеля, при этом совершенно точно они отдают предпочтение материализму, индивидуализму и безбожию. Логично говорить о том, что западники совершенно справедливо критично относились к негативной стороне российской действительности, яро выступая за прогресс и демократические перемены. При этом они не видели откровенных достоинств русской культуры и не осознавали на Западе индивидуализма и материализма, который был не характерен, в первую очередь, русскому менталитету.

Однако стоит заметить, что диспуты западников и славянофилов были отражением проблемных сторон российской действительности, подчёркивали недостатки российской культуры, науки и общества. И тех, и другие выдвинули свои идеи по их разрешению. Славянофилы говорили о преодолении пиетета перед западной наукой, обращая своё внимание на аксиологические основы научного познания, т.к. без них не представлялось возможным адекватно понять историю и культуры страны. Кроме того, славянофилы предложили весьма логичное разрешение проблем формирование гуманитарных наук. Вместе с тем, западники опирались на универсальность научного познания. Чичерин предлагал заполнять пробелы русской науки посредством познания достижений других народов и приобщения к мировой науке.

Философия славянофилов получила своё развитие во второй половине XIX в. в новой философии "неославянофильство". Её основоположниками считаются Н. Данилевский, К. Леонтьев и Н. Страхов. Объединило этих философов проблема судеб и перспектив развития России в современном мире. Кроме того, подходя к исследованию, они использовали один методологический подход. Все они стремились понять особенности культурно-исторического развития и самобытность данной цивилизации. Они использовали синтетический подход к философии, посредством которого объединялась наука, искусство и религия.

Николай Данилевский своей книгой "Россия и Европа" посодействовал расширению горизонтов славянофильства. Его идеи серьёзно повлияли на его современника Леонтьева, который вместо философии славянофилов предлагает своё воззрение – "русский византизм". Особенность его идей в том, что православие он представляет как "страх Божий". Благодаря Европе мы получили любовь без страха и упрёка, она опосредована верой в "земного человека", что и стало причиной кризисных явлений европейской культуры. Демократический лжепрогресс не подразумевает и намёка на христианство. Земной человек не имеет способности быть основой познания, религии, права или государства. Эта идея связывает Леонтьева с философскими воззрениями Ницше и Хайдеггера. Леонтьев называет опорой существования – Бога, Ницше – сверхчеловека, Хайдеггер – судьба бытия. Леонтьев предрекает обрушение западной цивилизации ввиду того, что она продолжает укрепление и развитие материального и морального благополучия человека и общества. Говорит о том, что Россия не должна идти тем же самым путём. Леонтьев вместе с тем считает, что восхваление славян излишне, необходимо понимание их не похожего положения по отношению к западному.

Русский радикализм и приход к идеям социализма

Атмосфера, царившая в российском государстве, способствовала формированию и развитию не только славянофильства, но и русского радикализма. Цель этого направления заключалась в стремлении преобразовать Россию в общины поземельной собственности. Такие идеи преследовали абсолютно все: декабристы, разночинцы, народники. Среди них такие имена Пестель, Фонвизин, Герцен, Чернышевский, Бакунин, Ткачёв. Русский радикализм сменяется в конце XIX в. пролетарским или научным социализмом Плеханова и Ленина. Однако и здесь движения разделились на тех, кто желал построить конституционную монархию, и тех, кто видел будущее России в республиканской демократии. Революционные демократы активно продвигали идеи национального духа. А. Герцен даже попытался усмотреть в крестьянской поземельной общине прообраз социализма и дать ему философское толкование. Социализм он видел как моральную альтернативу справедливости и человеколюбия насилию и рабству.

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль­тет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В.Ломоносов—- ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При­родные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойства­ми. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо­лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел. Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вьвод ученый распространил и на движение. " Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого. сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого . тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.




Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев, — пи­сатель, философ и просветитель. В1790 году он опубликовал книгу "Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяевокрестил его "первым интеллигентом"в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним—такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении.

Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда.

Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях —наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIIIстолетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д.С.Аничков, С.Е.Деснщкий, Н.И.­Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль­тет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н.Татищев, Феофан Прокопович, А.Д.Кантемир, И. Т.Посошков, которых называли "ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В.Ломоносов—- ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто "протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение, покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействием неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При­родные тела занимают определенное место в пространстве и обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойства­ми. К числу же "вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо­лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел. Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вьвод ученый распространил и на движение. " Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого. сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого . тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А.Н.Радищев, — пи­сатель, философ и просветитель. В1790 году он опубликовал книгу "Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяевокрестил его "первым интеллигентом"в России. Радищев называл крепостные порядки "наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним—такова основная мысль автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении.

Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола. Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта "совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда.

Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях —наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIIIстолетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д.С.Аничков, С.Е.Деснщкий, Н.И.­Новиков и др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода. Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.

Эпоха Просвещения в России характеризовалась, прежде всего, общим процессом секуляризации русской культуры, основными особенностями которого являлись формирование этико-философского сознания, определение субъекта этики как философской науки, концептуальное структурирование нравственного сознания.
Внимание мыслителей XVIII века привлекают проблемы определения, структурирования философского знания и конкретизации предмета философии нравственности, в то время как этическая мысль освобождается от влияния богословия и все больше обращается к изучению человека, растет интерес к человеку как к естественному и историческому существу.
В целом, философия Русского Просвещения была сфокусирована на концептуальном структурировании знания.

Философия русского просвещения - Особенности русской философии

Особенности русской философии

M. Ломоносов и А. Радищев внесли большой вклад в решение философских проблем. М.Ломоносов экспериментально, а не интеллектуально доказал, что материя имеет атомно-молекулярную структуру и что тела (молекулы) находятся в непрерывном вращательном, вибрационном и трансляционном движении. А. Радищев дополнил эти выводы сравнением природы с лестницей веществ, на вершине которой находится мыслящий человек, мозг и нервная система которого составляют материальную основу сознания.

Социально-философские взгляды обоих мыслителей были общими в том, что они имели характер Просвещения-гуманизма. Взгляды Радищева, однако, были более радикальными. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природные, политические и правовые, а также человеческие (индивидуальная человеческая деятельность) факторы. Он резко критиковал крепостничество и абсолютизм, выход из которых он увидел в народной революции.

По мнению многих авторов, только во второй половине XVIII века русская философия начала свое собственное творчество в области философии. — Свердловск, 1990 г. Это не значит, что русский народ до этого времени не был философским вопросом. Нет, конечно, но они нашли свое решение в религиозном мировоззрении. Русская философская мысль никогда по-настоящему не разрывала эту связь, вернее, зависимость от религиозных взглядов. Мы имеем в виду, уточняем, его идеалистическое направление. Она имела свое материалистическое течение, атеистическое по сути и по определению (Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.).
Важно отметить следующий факт: Русская философия встала на ноги, когда Запад уже имел мощную философскую традицию. И это было каким-то деспотичным, запутанным ученичеством. С другой стороны, она помогла присоединиться к уже разработанной философии, и давайте использовать все ее достижения.

Специфика Русского Просвещения

Философия Русского Просвещения

XVIII век установил важные вехи во всех сферах общественной жизни. Согласно законам о преемственности, они будут долго служить в качестве ориентира для последующих начинаний.

В экономике, несмотря на постоянное торможение крепостного права, российский рынок формировался на новых основаниях, что имело далеко идущие последствия для страны.

Улучшилась религиозная жизнь. Этому способствовали жесткие меры Петра по ликвидации раскола, учреждение Священного Синода и упразднение патриархата в 1721 году, которые положили конец двойному правлению, подчинив религиозную власть государству. В то же время влияние западной идеологии Просвещения не могло не сказаться на внутренней религиозной жизни. Элементы Просвещения намеренно или непреднамеренно проникли в богословие и философию религии.

Просветительская философия в это время проявилась в учениях русских философов совершенно разных, порой противоположных направлений.

Новые научные и философские идеи петровского времени наиболее ярко проявились в кругу Феофана Прокоповича, в который входили В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, И.Я. Трубецкой и другие. На встречах кружка оправдывалось примат светской власти над духовной, обсуждалась необходимость отделения науки от религии, обсуждалась идея светской философии, свободной от влияния богословия.

Разграничение философских направлений

Вторая половина века характеризуется более четким разграничением философских направлений. Этому способствовал демократизм Екатерины II в начале ее правления и обострение проблемы крепостничества. Можно указать на собственно Просветительское движение (Д.С. Аничков, М.Т. Болотов, С.Е. Десницкий, Ю.П. Козельский, Н.И. Новиков, А.Я. Поленов, И.А. Третьяков) — аристократически-либеральную оппозицию, основанную на антиреволюционной идеологии; патриархально-консервативное движение (наиболее яркий представитель М.М. Щербатова), с его враждебностью к Западу и жалобами на ущерб морали и отказ от традиций; радикально-демократический, представленный революционным гуманизмом А.Н. Радищева; материалистический, основанный на естественнонаучных находках М.В. Ломоносова; религиозно-образовательный (А. Байбаков, П. Величковский, Тихон Задонский, митрополит Платон). Конечно, такая классификация очень произвольна. И не только потому, что все эти философы мыслят по-разному и не образуют философских партий, или потому, что тенденция иногда представлена одной фигурой.

Основоположники русской философии Просвещения

И.В. Киреевский первым дал название русской философии — духовной философии, эта философия отделена и удалена от западной философии своей целью понять духовность человека и человека.

Хомяков и Киреевский присвоили тайны немецкой философии, ее развитые категории, в том числе разум и интеллект, как категории, которые по существу противопоставляются.

И Хомяков, и Киреевский называют разрушительную рациональность разлагающим действием абстрактного разума, отсутствует взаимообмен категорий разума и интеллекта.

I. А. Аксаков, Т. Н. Грановский, Я. Ф. Самарин, Н. Г. Чернышевский ответили на статью Киреевского о просвещении. Одни отвечали с восхищением, другие — скептически, но только работа Хомякова по интенсивности своих размышлений и их доказательству находится на одном уровне со статьей Киреевского. Отдельное рассмотрение невозможно и ошибочно.

Совпадает ли просветление человека с божественным замыслом судьбы человека со своим исторически выверенным путем, или же просветление деформирует собственную национальную традицию.

Анализ исторических эпизодов

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: