Кризис европейского рационализма кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос 19.

К. Маркс: диалектико-материалистическое понимание общества и его истории.

1. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исторического материализма.

2. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории:

- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, не зависящие от их воли производственные отношения(продажа собственного труда);

- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисомдля институтов государства и общества, общественных отношений;

- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройкипо отношению к экономическому базису;

- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации:

- первобытнообщинный строй (зачатки общества);

- рабовладельческое общество(экономика основана на рабстве);

- азиатский способ производства - основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей;

- феодализм(крупная земельная собственность и труд зависимых крестьян);

- капитализм(производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

- социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства;

- уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

3. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства, отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация человека человеком.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью,часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений,при которых будет ликвидирована: частная собственность на средства производства; эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

4. В основу диалектического материализмаМаркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических принципах:

- основной вопрос философиирешается (бытие определяет сознание);

- сознание не самостоятельная сущность, а свойство материи отражать себя;

- материя находится в постоянном движении и развитии;

- Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству;

- Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

- материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

- важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и самого человека;

- развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество.

Вопрос 20.

Примерно с середины XIX в. западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились со- циально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени.

Во-первых, предполагалось, что природа и общество устроены разумно и управляются не слепыми, но разумными законами (божественными, природными, духовными и т.д.).

Во-вторых, преобладало убеждение, что эти законы познаваемы человеком (гносеологический оптимизм) с помощью разума или чувственного опыта, результаты которого все же осмысливает опять разум.

В-третьих, философы не сомневались, что, используя полученные знания, возможно заставить природу служить человеку, а общество и человека разумно усовершенствовать. Научный разум, полагали просветители, способен разрешить все проблемы. При этом следует заметить, что наука к тому времени уже практически отказалась от ряда фундаментальных идей2 эзотерической и религиозной философии, с которой она решительно разрывала свои

Парадигма — общая модель, система принципов и образцов постановки, решения или понимания какой-либо проблемы.

Это: многомерность бытия, многомерность сущности человека, его духовная эволюция и Духовные Существа, превышающие человека по уровню своего развития.

связи. Распространялся механистический материализм. Научное и общественное сознание продолжало дистанцироваться от универсальных этических принципов. Несмотря па это, человек поверил в свои силы и прогресс.

Но действительность — научная и социально-историческая, — как того и следовало ожидать, оказалась намного сложнее и неоднозначнее. Например, широко распространившиеся в Старом и Новом Свете спиритические, медиумические и иные феномены подрывали наивный материализм устоявшихся научных и философских теорий.

Все это подмывало устои классической философской парадигмы.

Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности усовершенствования общества и исторического прогресса. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира (начало XX в.) интерпретировались в духе отказа от принципа детерминизма — важнейшего основания пауки.

В философии усиливалось брожение. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период (середина XIX в.) появляются ростки новых философских направлений, которые прорастут и обильно зацветут уже в XX в. А некоторые из них продолжат свое развитие и в XXI веке.

В целом в западной философии XIX XX вв. можно выделить три линии развития:

критика и отказ от классического рационализма (см. схему 25);

защита и возрождение классического рационализма;

синтез классической рациональной философии, иррациональной метафизики, научных и религиозных теорий на базе эзотерической философии.

Первая (критическая) линия проявилась в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше и А. Бергсона, у которых наметился отказ от принципов классической философии. От них получат начало три новых философских течения: философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Кьерке- гор), интуитивизм (Бергсон).

В марксизме (Маркс, Энгельс и последователи) и позитивизме (Копт, Спепсер, Милль и последователи) также наблюдалось критическое отношение к классической философии. Но в этих течениях философский рационализм не отвергается, а лишь подвергается пересмотру. Маркс делает ставку па материализм, диалектику и практическую деятельность человека. Копт — па отказ от умозрительной метафизики и развитие строго научного (позитивного) знания.

Вторая (консервативно-традиционалистическая) линия развития западной философии связана прежде всего со следующими влиятельными течениями.

— Неокантианство — философское движение за возрож-дение учения И. Канта. Возникает в 60-е годы XIX в. Разви- вал ось па базе двух философских школ: марбургской (Ко ген, Натори, Кассирер) и фрейбургской (бадепской) (Випдельбаид, Риккерт).

Неотомизм — переосмысленная философия Фомы Аквип- ского. Возникает в 70-е годы XIX в. Видные представители: Ма- ритеп, Жильсоп, Марсель, Тейяр де Шардеп.

И, наконец, третья (синтетическая) линия развития западной (да и восточной) философии была связана с такими идейно-фи- лософскими течениями, как:

теософия (Блаватская), возникает в последней четверти XIX в.;

Учение Храма (Ла Дыо), возникает в первой четверти XX в.;

Учение Живой Этики (Агпи-Йога) (семья Рерихов), возникает в первой половине XX в.

Далее будут рассмотрены наиболее значительные течения, школы и мыслители постклассической западной философии XIX— первой половины XX века.

Кризис классического рационализма

Статья очень интересная, познавательная. Скажу одну свою мысль: современным миром правит уже не рационализм, ибо почти ни у кого нет потребности откапывать "высшие научные истины" или создавать "идеальное общество". Главный рулевой нынешнего времени - дебильный сынок рационализма, именуемый прагматизмом, у которого на лбу выколото "истина = полезность". И если современные ученые еще чего-то ищут, то скорее руководствуются не рационалистическим принципом стремления к познанию, а стремлением получить грант, что вполне соответствует духу прагматизма. У грантодателей тоже свои интересы, часто далекие от науки, и, чаще всего, вписывающиеся в ту же самую формулу. И вообще держу пари, что при сохранении нынешнего мироустройства в ближайшие 50 лет не произойдет ни одного серьезного научного открытия, зато будет найдено еще 150 доказательств происхождения человека от обезьяны (надо же чем-то потешиться), и изобретено 1500 новых сортов жевательной резинки. Вот и вся гносеология современного мира!

Артур Шопенгауэр (22 февраля 1788, Данциг (ныне Гданьск) – 21 сентября 1860, Франкфурт-на-Майне).

Теоретические источники идей Шопенгауэра: философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток европейской культуры слияния с западной и восточной культурой. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления – рационален, а восточный – иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть основан на вере в существование сверхъестественных, не подчиняющихся разуму, сил, управляющих жизнью. Эти теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью. Что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь (Брахма, мир идей, вещь в себе).

Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.

Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.

Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.

Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека.

Критиковал общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли – музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры. Музыка есть посредник между миром воли и миром представления.

Антрополгия Шопенгауэра – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность.

Читайте также: