Эволюция идеи двойничества в романе преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

В восприятии Раскольникова Лужин – торжествующее зло. Именно против лужиных и направлен бунт Раскольникова. Петр Петрович – делец. Он щегольски одевается, следит за своим внешним видом, наедине любуется своим лицом в зеркале и вообще доволен собой и уверен в себе. Всё хорошо, но что-то неуловимое делает лицо этого героя неприятным и отталкивающим. Самодовольство, самоуверенность и пошлость – вот преобладающие краски в описании Лужина.

С Раскольниковым их сближает неограниченное своеволие, крайний индивидуализм, необузданность эгоистических желаний и цинизм. Свидригайлов не заметил, как переступил нравственный закон. Свидригайлова убивает то, что спасет Раскольникова, - любовь. В нем проснулась совесть. На его примере Достоевский показывает один из возможных путей Раскольникова. Перед уходом из жизни Свидригайлов помогает Сонечке, сиротам Мармеладовым.

Сочинение 2

Образ мрачного Раскольникова является центром произведения. Неслучайно у героя столь говорящая фамилия – молодой человек весьма противоречив, его личностные качества словно разрозненные кусочки мозаики. Каждый персонаж в романе олицетворяет какой-то из этих кусочков. Кого можно назвать двойниками главного героя?

Дмитрий Разумихин – активный, жизнерадостный, стойко сносящий любые испытания, единственный друг главного героя. Родион же – полная противоположность. Он апатичен и не умеет справляться с проблемами. Оптимизм Разумихина остро контрастирует с мрачностью Раскольникова. У друзей есть и сходства. Молодые и благородные, они мечтают о светлом будущем. Но у героев разные пути достижения цели. Разумихин трудится, пытаясь выбраться из нищеты, а Раскольников ради идеи совершает убийство.

Петр Петрович Лужин – подлый лицемер под маской благородства. Сходство его с главным героем в том, что на пути к цели оба не брезгуют ничем. Образ Лужина оттеняет эгоистичность Раскольникова.

Свидригайлов – человек, лишенный нравственности, способный на все, на любые ужасные поступки, вплоть до убийства. Родион совершает преступление и нисколько не раскаивается. Оба героя полны противоречий, каждый из них способен на благородные поступки, но это не умаляет их вины за совершенные деяния.

Лебезятников Андрей Семёнович – глупый, но добрый безобидный человек, не выносит подлостей и словно становится карикатурой на Раскольникова, который одержим своей теорией.

Следователь Порфирий Петрович – в какой-то мере относится к двойникам Раскольникова. Он тоже был молод и одержим модными тогда теориями, но вовремя остановился, и теперь понимает студента, сошедшего с пути, сочувствует ему и старается помочь.

Среди женских образов романа тоже есть двойники Раскольникова. Например, его сестра, внешне похожа на него, родственная душа главного героя. Автор в описании Авдотьи Романовны обращает внимание на ее ум, гордость и независимость. Но, в отличие от Раскольникова, девушка становится на правильный путь и не совершает ужасных ошибок.

И, конечно, Соня Мармеладова. Она добрая, верующая, но, как и Раскольников, она является преступницей, отверженной. Но, в отличие от Родиона, Соня раскаивается и жаждет искупить вину. Образ Сони развенчивает ужасную теорию Раскольникова.

Двойники позволяют раскрыть сложную личность Родиона Раскольникова, каждая черта характера раскрывается в ком-то из героев. Благодаря такому приему приходит понимание совершенных поступков и неизбежного наказания за совершенное преступление.

Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание

Одним из выразительных и очень сильно похожим на Раскольникова является Лужин. Он влюблен в сестру главного героя Дуню. Он показывает к чему может привести жизнь. За все время своего существования он ни разу не признал того что человек может быть бескорыстным или благородным. Он просто в это не верил. Но зато на сто процентов он был уверен в том, что каждый человек может и готов сделать все для того чтобы получить выгоду и как можно больше. Он старается заботиться и любить только себя, а до окружающих ему дела вовсе нет.

Еще одним двойником Раскольникова является Свидригайлов. Он является дворянином. Он может быть спокойным и добрым, но вместе с тем еще он может быть злым и циничным. И хотя автор его описывает таким, но тем не менее, когда Катерине и Сонечке нужны были деньги, он делает все для того чтобы им помочь. Кроме этого немного погодя он стал задумываться над тем, действительно ли он может быть таким злым, как кажется.

Еще одним двойником нашего главного героя является Порфирий Петрович. Именно ему удается вывести и доказать вину главного героя. Он делает все для того чтобы Раскольников признался во всем, а также и покаялся во всех своих грехах, которые успел сотворить. И когда Порфирий это делал с Раскольниковым, то сам стал вспоминать о своих грехах, и ему также захотелось в них признаться.

После прочтения произведения можно увидеть, что двойников Раскольникова здесь имеется очень много. Они имеются практически в каждом из героев романа. Автору удалось подчеркнуть в своем романе все ценности человеческой жизни и доказать людям, что их ни в коем случае не нужно терять или менять на что-либо другое. Также он заставляет каждого человека взглянуть на тех людей, которые находятся рядом с ним и оценить кто действительно нужен ему, а без кого ему будет жить намного лучше.

Вариант 4

Явными двойниками Родиона Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. А следователь Порфирий Петрович признаётся, что идеей сверхчеловека, которому всё дозволено, переболел и он в юности, но отрёкся от неё и встал на путь прямо противоположный – борьбы с преступниками.

Ведь за каждым преступлением стоит человек, решивший, что он имеет право поступать как ему заблагорассудится и не ограничивать себя рамками выработанных человечеством законов и нравственных устоев.

Лужин представляет, образно говоря, выпуклое зеркало. Он как человек во сто крат хуже главного героя и является законченным подлецом и нравственным уродом.

Те выводы, к которым Родион Раскольников пришёл ценой изматывающих душу размышлений о судьбах человечества и его вождей, сочинив при этом целую теорию о крови по совести, Лужин имел готовыми, как паук, не сомневающийся в том, что имеет право заполучить жертву в хитро сплетённую паутину.

Как он распорядится ею – всё зависит от ближайших задач. Например, Дуню, сестру Родиона, он рассчитывал использовать как средство для вхождения в общество. Такая жена из бедного сословия ничего не будет ему стоить, но её красота и образованность принесут дивиденды. А ещё слаще Лужину было представлять, как безраздельно он будет владычествовать над беззащитной женщиной.

Соню Мармеладову он планировал сделать средством для мщения Раскольникову за несостоявшееся сватовство. Цинично подбросив ей деньги и объявив воровкой, он готов был походя растоптать человеческое достоинство невинной девушки.

Ни на секунду в душе Петра Лужина не возникло сомнений, сожалений по поводу личного права выбирать жертвы для своих целей. Это ли не теория Раскольникова в действии?

В Аркадия Свидригайлова главный герой может смотреться как в своё отражение в зеркале с вогнутой, уходящей вглубь перспективой. На его дне отражено то, что уже состоялось.

Его надежда на спасение – соединить жизнь с чистым существом, у которого душа не затуманена греховными помыслами. Такую душу он нашёл в Дуне Раскольниковой. Но ответить на его чувство девушка не может. Глубина нравственного падения так безнадёжна, что возврата в мир нормальных человеческих отношений у Свидригайлова нет. Остаётся только пустить пулю в лоб.

Таким образом, Раскольников и его двойники убеждают, что к жизни нужно относиться очень ответственно. Стремление вложить её в рамки какой-то теории несостоятельны и неразумны. За заблуждения и ошибки человек несёт ответственность и получает уроки ценой не только личных испытаний и наказаний, но страданий близких ему людей.

Сочинение на тему Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова

У каждого из этих героев существуют собственные теории, которые раскрываются в ходе нарастания сюжета. В их теориях есть множество сходств. Например, теория о том, что идеальных людей не существует.

Далее подробно рассмотрим теорию Раскольникова о людях. Теория заключается в том, что люди готовы на все, при этом им не важны жертвы, на которые необходимо пойти для того чтобы добиться успеха в жизни. Именно благодаря этой теории Родиону пришлось решиться на страшное преступление в своей жизни. Далее рассмотрим теорию Лужина. Ее можно назвать экономической. Суть теории состоит в пропаганде индивидуализма, ее можно считать безобидной, так как она несет за собой различных преступлений. В ходе развития сюжета, читатель начинает понимать, что данная теория не очень хороша, как кажется вначале. Герой оправдывает страшные последствия, говоря, что это проявление индивидуализма.

Теория второго героя не менее интересная, чем теория Раскольникова и Лужина. Она также как и предыдущая оправдывает страшные поступки, но в данном случае это не проявление индивидуализма. Теория полностью оправдывает тех, кто совершал страшные поступки во имя своей цели. Три теории действительно имеют множество общего, но они все также имеют различные отличия, которые не оправдывают главных героев литературного произведения. Наверное, именно отсюда вывод о том, что Родион Раскольников не виновен. Но он по своим личным побуждениям совершил убийство, и теперь должен ответить за свой поступок.

Также этих героев литературного произведения называют дойниками, потому что они совершают подобные преступления и пытаются оправдать себя и свои поступки. Именно Раскольникова, Лужина и Свидригайлова называют главными подлецами всего произведения. Потому что один наклеветал на бедную девушку Соню. Девушка не брала 100 рублей, но герой обвинил ее. А вот Свидигайлова подозревают в жесточайшем преступлении. Ест большая вероятность, что он отравил свою же жену. Эти все поступки объединяют этих героев.

Двойники Раскольникова

Двойники Раскольникова

Популярные сочинения

Я горжусь, что родился в Древней Элладе! Только в нашей стране в 776-м году до Рождества Христова впервые начались Олимпийские игры. На всю Грецию глашатаи разносят известие о начале состязаний.

Нецензурную лексику мы слышим повсюду: дома, на улице, в дружеских разговорах и переписках, в транспорте и в общественных местах. Нецензурная брань, на мой взгляд – тяжёлая и страшная болезнь современности

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Почтенный жених

Мрачный Свидригайлов

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Роль двойников в романе

В ужасе, пережив минуты смертельного волнения, когда ему только чудом удалось ускользнуть из рук дворников, Раскольников убегает со своей добычей. Если бы он был алчным человеком, он не в силах был бы расстаться с украденным. Но деньги для него были только звеном в логической цепи. Убийство Лизаветы порвало эту цепь, и Раскольников спешит освободиться от награбленного добра, чтобы потом уже к нему не возвращаться.

Весь роман - сплошные символы. Соня Мармеладова — символ жертвы во имя любви, символ надежды, веры, сочувствия. София есть душа и совесть человечества.
Символические детали.

Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное
страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели "Сонин
образок", "Лизаветин медный крест и крестик из кипариса".
Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

Религиозный символизм заметен также в именах собственных : Соня
(София) , Раскольников (раскол) , Капернаумов (город, в котором Христос
творил чудеса) ; Марфа Петровна (притча о Марфе и Марии) , в числах : "тридцать целковых", "тридцать копеек", Число 7 . Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, ведь он разрывает этот союз. Число 4 “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”. Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т. е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Двойники Раскольникова в романе "Преступление и наказание" (тема "двойничества")

По мнению литераторов, в романе "Преступление и наказание" есть три главных двойника Родиона Раскольникова — Свидригайлов, Лужин и Лебезятников. Вот что об этом пишет культуролог М. М. Бахтин:

". у Достоевского, — почти каждый из ведущих героев его романов имеет по нескольку двойников, по-разному его пародирующих: для Раскольникова — Свидригайлов, Лужин, Лебезятников

В каждом из них (то есть из двойников) герой умирает (то есть отрицается), чтобы обновиться (то есть очиститься и подняться над сами собою). " (М. М. Бахтин, книга "Проблемы поэтики Достоевского", 1963 г.)

Если присмотреться, у Раскольникова имеется больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками главного героя.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

Аркадий Иванович Свидригайлов является одним из ярких двойников Раскольникова. Развратный Свидригайлов подозревается в совершении нескольких страшных преступлений. В этом смысле его можно считать двойником Раскольникова. Также Свидригайлов имеет свою теорию, по которой человеку якобы можно совершить злодейство ради "хорошей главной цели". Этим он тоже похож на Раскольникова, у которого есть своя теория, оправдывающая преступления:

"Тут, как бы вам это выразить, своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!" (Свидригайлов о теории Раскольникова и своей теории, часть 6 глава V)

Господин Петр Петрович Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана.

Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, "право имеющих":

"А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать. " (Раскольников о теории Лужина о "целом кафтане", часть 2 глава V)

Господин Лебезятников — еще один двойник Раскольникова. По словам самого Достоевского, Лебезятников слепо верит и "лебезит" перед разными модными идеями, как например, социализм, коммуна, гражданский брак и т.д. В этом он похож на Раскольникова, который тоже одержим своей теорией. Оба героя совершают аморальные поступки, руководствуясь своими теориями. Так, Раскольников совершает yбийcтво, а Лебезятников избивает и без того больную Катерину Ивановну и т.д.:

"Он было попробовал ему излагать систему Фурье и теорию Дарвина, но Петр Петрович, особенно в последнее время, начал слушать как-то уж слишком саркастически. " (Лебезятников излагает свои теории Лужину, часть 5 глава I)

"Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить всё, чему они же иногда самым искренним образом служат." (о Лебезятникове, часть 5 глава I)

Соня Мармеладова является двойником Раскольникова, потому что она, как и он, переступает через себя — решает заняться "непристойной работой". Раскольников психологически убивает самого себя, когда совершает убийство старухи и ее сестры. Соня тоже психологически убивает себя, когда начинает заниматься "неприличным ремеслом". Соня губит себя ради спасения семьи. Раскольников же губит свою и чужую жизнь, чтобы проверить свою безумную теорию:

"Потом поймешь. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной. " (РаскольниковСоне, часть 4 глава IV)

"Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки. А старушонку эту черт убил, а не я. " (Раскольников о себе, часть 5 глава IV)

Старуха-процентщица — еще один двойник Раскольникова. Сам Раскольников пренебрежительно называет старуху-процентщицу "вошью". В то же время Раскольников и сам себя в итоге называет "вошью", а значит, ставит в один ряд со старухой:

"Потому, потому я окончательно вошь, — прибавил он, скрежеща зубами, — потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал , что скажу себе это уже после того, как убью!" (часть 3 глава VI)

"Я хотел тебе только одно доказать: что черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все!" (Раскольников — Соне об убийстве, часть 5 глава IV)

Чиновник Мармеладов является двойником Раскольникова, потому оба героя своими поступками губят как свою жизнь, так и жизнь близких людей. Пьянство Мармеладова доводит его семью до нищеты и в итоге — до трагедии. Раскольников своим преступлением губит свою жизнь, жизнь старухи и ее сестры Лизаветы, а также губит жизнь своей матери, которая не может пережить происходящее. Мармеладов называет себя подлецом и "скотом", Раскольников называет себя низким человеком:

"Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена." .(Мармеладов о себе и о жене, часть 1 глава II)

Следователь Порфирий Петрович является двойником Раскольникова, во-первых, потому что он тоже является образованным, умным, проницательным человеком, как и главный герой. Во-вторых, Порфирий признается, что в молодости был похож на Раскольникова и поэтому ему понятны его переживания. Кроме того, Порфирий похож на главного героя и тем, что у него возникает своя теория — теория о преступлении Раскольникова и его причинах:

"— Эх, Родион Романыч, не совсем словам верьте; может, и не совсем будет на покой! Ведь это только теория, да еще моя-с, а я вам что за авторитет? Я, может быть, и сам от вас кой-что даже и теперь скрываю-с. Не всё же мне вам так взять да и выложить, хе-хе! Второе дело: как какая выгода? Да известно ли вам, какая вам за это воспоследует сбавка?" (Порфирий о явке с повинной, часть 6 глава II)

Катерина Ивановна

Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру. Дуня же готова "переступить" черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

Кроме того, Дуня и Раскольников могут считаться двойниками и потому, что они очень похожи не только внешне, но и по характеру:

"А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! — брякнул он вдруг. " (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Достоевского, анализ темы "двойничества" в произведении.

Читайте также: