Линейная типология культур к ясперса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Он полагает, что история культуры имеет линейный характер.В развитии человечества выделяет 4 периода, которым соответствуют 4 вполне определенных типа культуры. Они следующие:

1. Доисторический первобытный период - прометеевский тип культуры (5000 лет до н.э.). Культура прометеевской эпохи представляет собой превращение доисторического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: использованием огня и орудий труда, появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля (табу), образованием групповых форм общежития, мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта.

2. Эпоха великих культур древности(на Западе - шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура, доарийская в Индии, архаическая культура Китая - 4000-2000 до н.э.). Основными чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; появление изобретательской деятельности; локальность и автономность культур.

Возможность единого универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалась. Культура, вступив в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернулась в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая. Тем самым она отступила от генеральной линии единения культуры человечества.

Рассмотренные выше концепции типологии культур относятся к наиболее известным в истории современного гуманитарного знания. Эти концепции оказали значительное влияние на развитие культурологической мысли в 20-м столетии.

Тема 7. Культура в современном мире.

Массовая и элитарная культуры в современном обществе: сущность, характеристики и задачи.

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве. Но такой критерий не дает возможности выйти на закономерности, не позволяет вскрыть законы истории и существования культуры. Кроме того, по мнению Ясперса, Шпенглер неправомерно абсолютизировал биологические аналоги живых систем и это придало шпенглеровской классификации истории и культуры фаталистический характер.

Вместе с тем, К. Ясперс считал неоправданной и материалистическую (в том числе марксовскую) концепцию культуры, в которой определяющей основой развития истории и культуры признаются экономические факторы. По убеждению К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры, Ясперс не полностью отвергает, в ряде случаев соглашается со многими идеями концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан “истоками” и “целью” человеческого существования[37]. Структурируя историческое развитие культуры Ясперс ищет “ось” мировой истории и культуры. “Осевое время” культуры, по Ясперсу — это своего рода “центр” истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества.

В соответствии с этим, обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

I. Доисторический первобытный период — прометеевский тип культуры;

II. Эпоха “великих” культур древности;

III. Эпоха основы человеческого бытия — собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс:

IV. Послеосевая “имперская эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы[38].

Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу началась около 5000 г. до н.э. и представляет собой становление “основных свойств человеческого бытия”, формирование человека “как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами”[39] и выкристаллизовывание его сущностной основы и главное — превращение доситорического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: “использованием огня и орудий труда”, появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе, в виде форм насилия над собой (например — табу); образованием групповых форм общежития — различного рода сообществ; мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта. Именно эти социокультурные обретения человечества и являются началом культурно-исторического развития, ее первым историческим типом культуры.

Второй исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, это “великие исторические культуры древности”. Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и на Западе (к которому Ясперс относил не только греко-римские поселения, но и ближний Восток). На Западе — это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4000 г. до н.э. В Индии — доарийская культура, связанная с Шумером приблизительно с 3 тысячелетия до н.э. и архаическая культура Китая с 2000 г. до н.э. Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.




Являясь, по мнению Ясперса, значительной вехой в историко-культурном процессе, история “великих культур древности” еще не превратилась в мировую культурную историю, а характеризовалась локализмом и автономией, осталась в русле локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии и Китая. Эпоха Великих культур древности заканчивается оформлением поляризации и возникновением дихотомии Восточной и Западной культур (приблизительно 500 г. до н.э.), в основе которых лежат различия в духовных основоположениях культур, несмотря на параллелизм и однопорядковость ступеней их развития. Несмотря на свою величественность этим великим культурам суждено было погибнуть, но заложить в своих недрах, в орбите своего влияния как нечто дремлющее и не пробудившееся, культуру будущего осевого времени.

Третий исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — культура “осевого времени” (первого, по мысли Ясперса осевого времени, но не последнего в историко-культурном процессе). Хронологически — это приблизительно между VIII и II веками до н.э.

Для всех культур этого типа типологически характерным (общим для каждой культуры и специфическим для всего этого типа) является формирование самосознания человека, когда, как писал Ясперс, человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы (возможности и пределы) и задумывается об освобождении и спасении. В этот момент он ставит перед собой высшие цели (вспомните: история — это процесс между истоками и целью), познает абсолютность в глубинах самосознания. И именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества. На Западе, Греции и Риме — Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др; На Востоке, Китае — Конфуций, Лао Цзы, В Индии — Будда, на Ближнем Востоке Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеримия и др. — все они в своем творчестве одержимы общей идей: осознать бытие в целом и отдельного человека. В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того, что сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по сей день. Так, в этой культуре был разработаны элементы категориально-логического аппарата, которым мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершается переход к универсальности, всеобщности. Именно рефлексия универсальности и лежит в основе духовного родства всего человечества.

Эта мысль приводит Ясперса к признанию того, что противоположность, полярность Востока и Запада (восточный и западной культуры) не абсолютна, а их общие духовные корни позволяют найти способы коммуникации, разрешения конфликтов, создания единого культурного пространства. Но возможность единого универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалось. Благодаря бурному развитию науки и техники, культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, как бы утратила и отступила от генеральной линии единения культуры человечества, что привело человечество в ХХ веке, по мнению немецкого философа, на край гибели. Как спасти и можно ли спасти человечество? Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго “осевого времени”, подлинного становления человека[40].

Важно осознать, что осевое время как бы “призывает нас к безграничной коммуникации”, к преодолению узости отдельной “замкнутой в себе историчности”. Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, ибо оно помогает уяснить себе самого себя, и тем самым выступает в роли своеобразного масштаба мировой истории, и именно оно способно обеспечить “конкретное единство человечества”[41] и именно оно лежит в основе возникновения мировой культуры.

Подводя итоги нашего рассмотрения проблемы типологии культуры, отметим, что мы отобрали те типологические модели, с которыми оперирует именно культурологическое знание, и потому за пределами нашего рассмотрения остались такие направления, как, например, историческая типология культур, или известная дихотомия “Восток-Запад”. Восполнить эти знания можно, обратившись к другой научной и учебной литературе1 .

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Почему возникла проблема типологизации культур?

3. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

4. Какова цель типологизации культуры?

5. Какие модели культуры были созданы в антропологии и культурологии?

6. В чем суть лингвистических классификаций культур?

8. Какова типология культуры в концепции О. Шпенглера?

9. Какова типология культуры в концепции Н.Я. Данилевского?

10. Какова типология культуры в концепции К. Ясперса?

11. Сравните концепции О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского и К. Ясперса.

Немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс в отличие от Данилевского и Шпенглера ориентируется на идею общечеловеческой истории и культуры. Он дал критику типологической концепции культуры О. Шпенглера и создал свою, альтернативную шпенглеровской, концепцию типологизации культуры. Ясперс утверждал, что шпенглеровская концепция неповторимой коллективной души позволяет интерпретировать лишь явления духовной, точнее психологической, душевной жизни народов, а также стиля в искусстве. Но такой критерий не дает возможности выйти на закономерности, не позволяет вскрыть законы истории и существования культуры. Кроме того, по мнению Ясперса, Шпенглер неправомерно абсолютизировал биологические аналоги живых систем и это придало шпенглеровской классификации истории и культуры фаталистический характер.

Вместе с тем, К. Ясперс считал неоправданной и материалистическую (в том числе марксовскую) концепцию культуры, в которой определяющей основой развития истории и культуры признаются экономические факторы. По убеждению К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры, Ясперс не полностью отвергает, в ряде случаев соглашается со многими идеями концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан “истоками” и “целью” человеческого существования[37]. Структурируя историческое развитие культуры Ясперс ищет “ось” мировой истории и культуры. “Осевое время” культуры, по Ясперсу — это своего рода “центр” истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом. После него открылась возможность универсального, единого культурно-исторического развития человечества.

В соответствии с этим, обозначая схему мировой истории, Ясперс выделяет 4 исторических культурных типа, соответствующих четырем гетерогенным периодам истории:

I. Доисторический первобытный период — прометеевский тип культуры;

II. Эпоха “великих” культур древности;

III. Эпоха основы человеческого бытия — собственное осевое время и созданная им универсалистская и гуманистическая культура, заложившая основу превращения локальной истории в единый мировой историко-культурный процесс:

IV. Послеосевая “имперская эпоха, основанная на развитии науки и техники и частично вернувшая человечество и его культуру в русло локально-исторического существования цивилизаций. По мнению Ясперса, человек четыре раза как бы отправляется от новой основы[38].

Культура прометеевской эпохи, составляющая доисторическую эпоху, согласно Ясперсу началась около 5000 г. до н.э. и представляет собой становление “основных свойств человеческого бытия”, формирование человека “как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами”[39] и выкристаллизовывание его сущностной основы и главное — превращение доситорического человека в человека культуры. Собственно культурное поле этой эпохи характеризуется: “использованием огня и орудий труда”, появлением речи, формированием первых способов регуляции и контроля, в том числе, в виде форм насилия над собой (например — табу); образованием групповых форм общежития — различного рода сообществ; мифологическим сознанием, возникновением форм коммуникации и трансляции опыта. Именно эти социокультурные обретения человечества и являются началом культурно-исторического развития, ее первым историческим типом культуры.

Второй исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, это “великие исторические культуры древности”. Они возникли почти одновременно во всех трех мировых культурных центрах земного шара: в Китае, Индии и на Западе (к которому Ясперс относил не только греко-римские поселения, но и ближний Восток). На Западе — это шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культура с 4000 г. до н.э. В Индии — доарийская культура, связанная с Шумером приблизительно с 3 тысячелетия до н.э. и архаическая культура Китая с 2000 г. до н.э. Основными типологическими чертами культуры этого типа выступают: возникновение, наличие письменности; оформление специфической технико-изобретательской рационализации, приведшей ко многим величайшим изобретениям.

Являясь, по мнению Ясперса, значительной вехой в историко-культурном процессе, история “великих культур древности” еще не превратилась в мировую культурную историю, а характеризовалась локализмом и автономией, осталась в русле локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии и Китая. Эпоха Великих культур древности заканчивается оформлением поляризации и возникновением дихотомии Восточной и Западной культур (приблизительно 500 г. до н.э.), в основе которых лежат различия в духовных основоположениях культур, несмотря на параллелизм и однопорядковость ступеней их развития. Несмотря на свою величественность этим великим культурам суждено было погибнуть, но заложить в своих недрах, в орбите своего влияния как нечто дремлющее и не пробудившееся, культуру будущего осевого времени.

Третий исторический тип культуры, выделяемый Ясперсом, — культура “осевого времени” (первого, по мысли Ясперса осевого времени, но не последнего в историко-культурном процессе). Хронологически — это приблизительно между VIII и II веками до н.э.

Для всех культур этого типа типологически характерным (общим для каждой культуры и специфическим для всего этого типа) является формирование самосознания человека, когда, как писал Ясперс, человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы (возможности и пределы) и задумывается об освобождении и спасении. В этот момент он ставит перед собой высшие цели (вспомните: история — это процесс между истоками и целью), познает абсолютность в глубинах самосознания. И именно потому, что это происходит во всех культурах, формируются общие духовные основы человечества. На Западе, Греции и Риме — Парменид, Гераклит, Платон, Гомер, Фукидид, Архимед и др; На Востоке, Китае — Конфуций, Лао Цзы, В Индии — Будда, на Ближнем Востоке Заратустра, пророки Илия, Исайя, Иеримия и др. — все они в своем творчестве одержимы общей идей: осознать бытие в целом и отдельного человека. В эпоху осевого времени в культурах формируется многое из того, что сохраняется и составляет духовную основу жизни человека и по сей день. Так, в этой культуре был разработаны элементы категориально-логического аппарата, которым мы пользуемся и поныне, заложены основы мировых религий, во всех направлениях совершается переход к универсальности, всеобщности. Именно рефлексия универсальности и лежит в основе духовного родства всего человечества.

Эта мысль приводит Ясперса к признанию того, что противоположность, полярность Востока и Запада (восточный и западной культуры) не абсолютна, а их общие духовные корни позволяют найти способы коммуникации, разрешения конфликтов, создания единого культурного пространства. Но возможность единого универсального развития человечества, по Ясперсу, до сих пор не реализовалось. Благодаря бурному развитию науки и техники, культура вступила в этап послеосевой имперской эпохи, частично вернувшись в русло локально-исторического существования цивилизаций Запада, Индии, Китая, как бы утратила и отступила от генеральной линии единения культуры человечества, что привело человечество в ХХ веке, по мнению немецкого философа, на край гибели. Как спасти и можно ли спасти человечество? Для этого, по мнению Ясперса, надо обновить связь с осевым временем, возвратиться к его изначальности, новые грядущие великие культуры должны заложить основы для второго “осевого времени”, подлинного становления человека[40].

Важно осознать, что осевое время как бы “призывает нас к безграничной коммуникации”, к преодолению узости отдельной “замкнутой в себе историчности”. Оно дает возможность видеть и понимать другие культуры, ибо оно помогает уяснить себе самого себя, и тем самым выступает в роли своеобразного масштаба мировой истории, и именно оно способно обеспечить “конкретное единство человечества”[41] и именно оно лежит в основе возникновения мировой культуры.

Подводя итоги нашего рассмотрения проблемы типологии культуры, отметим, что мы отобрали те типологические модели, с которыми оперирует именно культурологическое знание, и потому за пределами нашего рассмотрения остались такие направления, как, например, историческая типология культур, или известная дихотомия “Восток-Запад”. Восполнить эти знания можно, обратившись к другой научной и учебной литературе1 .

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Почему возникла проблема типологизации культур?

3. Какие основания и критерии могут быть использованы при типологизации культуры?

4. Какова цель типологизации культуры?

5. Какие модели культуры были созданы в антропологии и культурологии?

6. В чем суть лингвистических классификаций культур?

Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин

"Культурология. Учебник"

Глава 1. Культурология в системе гуманитарных наук 5

Становление культурологии как науки 6

Междисциплинарные связи культурологии 8

Предмет и задачи культурологии 11

Структура культурологии как науки 15

Глава 2. Возникновение и развитие культурологической мысли 22

Доклассический период развития культурологии 23

Классический период развития культурологии 27

Просветительские и идеалистические концепции культуры 35

Глава 3. Неклассический период развития культурологии 45

Культурологическая концепция эволюционизма. Г. Спенсер, Э. Тайлор 45

Теория локальных цивилизаций. Н.Я. Данилевский 48

Философия жизни о культуре. Ф. Ницше 56

Глава 4. Культурологические теории современности 63

Морфологическая концепция истории О. Шпенглера 63

Концепция цивилизаций А. Тойнби 67

Концепция циклического развития культуры П. Сорокина 73

Психоаналитическая концепция культуры 3. Фрейда 81

Концепция коллективного бессознательного К. Юнга 84

Функциональная теория культуры Б. Малиновского 87

Игровая концепция культуры И. Хейзинги 90

Пассионарная теория культуры Л. Гумилева 94

Глава 5. Культура как предмет изучения 98

Основные теории культурогенеза 102

Культура и цивилизация 106

Глава 6. Структура и функции культуры 114

Артефакт, культурная форма и культурная система 114

Материальная и духовная формы культуры 116

Мировая культура и национальная (этническая) культура 122

Массовая культура и элитарная культура 125

Контр культура и субкультуры 131

Функции культуры 134

Глава 7. Динамика культуры 145

Модели (формы) динамики культуры 146

Типы динамики культуры 157

Источники (механизмы) культурной динамики 160

Факторы культурной динамики 165

Модернизация традиционных культур 172

Глобализация культуры современного мира 175

Глава 8. Бытие культуры 179

Культура и природа 180

Культура и язык 185

Культурная идентичность личности 188

Глава 9. Типология культур 199

Историческая типология культур 200

Формационная типология культур 201

Цивилизационная типология культур 202

Линейная типология культур К. Ясперса 204

Современные концепции типологии культур 206

Глава 10. Культура первобытного общество 211

Периодизация и характерные черты первобытной культуры 211

Становление культуры первобытного общества 214

Духовная первобытная культура 217

Художественная культура первобытного общества 224

Глава 11. Культура древних цивилизаций Двуречья 231

Культура древних цивилизаций Месопотамии 232

Духовная культура Месопотамии 238

Искусство месопотамских цивилизаций 242

Глава 12. Культура цивилизации Древнего Египта 248

Истоки культуры Древнего Египта 248

Культура Древнего царства 250

Культура Среднего царства 254

Культура Нового царства 256

Религия и искусство Древнего Египта 260

Глава 13. Единство и многообразие индийской культуры 266

Культура хараппской цивилизации и культура ариев 267

Культура в эпоху Маурьев 274

Культура в эпоху Гуптов 281

Культура Индии в период Средневековья и Нового времени 286

Глава 14. Традиционная культура Китая 294

Основные этапы развития культуры Древнего Китая 295

Духовная культура и религия Китая 297

Искусство Древнего Китая 303

Китайская культура эпохи Средневековья 305

Глава 15. Древнееврейская культура 317

Истоки и начало древнееврейской культуры 317

История религии древних евреев 319

Памятники древнееврейской культуры 325

Глава 16. Античная культура Древней Греции 328

Периодизация культуры Древней Греции 328

Крито-микенская культура 330

Культура гомеровского периода 333

Культура периода архаики 335

Культура классического периода 341

Культура эпохи эллинизма 350

Глава 17. Античная культура Древнего Рима 356

Культура эпохи Республики 357

Культура эпохи Империи 363

Культура поздней Империи 369

Глава 18. Культура Византийской цивилизации 373

Эволюция византийской культуры 374

Ранний период византийской культуры 375

Глава 19. Культура цивилизаций доколумбовой Америки 391

Культура ольмекской цивилизации 391

Культура цивилизации майя 393

Культура цивилизации ацтеков 397

Культура цивилизации инков 400

Глава 20. Европейская культура Средних веков 405

Особенности культуры Средневековья 406

Три типа культуры Средневековья 412

Художественные стили Средневековья 422

Глава 21. Арабо-мусульманский тип культуры 429

Истоки и основы арабской культуры 430

Арабо-мусульманская культура Средних веков 434

Глава 22. Традиционная культура Японии 445

Духовно-религиозные основы культуры Японии 445

Художественная культура средневековой Японии 449

Глава 23. Культура эпохи Возрождения 457

Предпосылки и особенности культуры Возрождения 457

Культура Итальянского Возрождения: интеллект, гармония и мощь 464

Северное Возрождение 478

Глава 24. Европейская культура Нового времени 486

Характерные особенности эпохи 487

Культура и искусство XVII в. Классицизм и барокко 491

Культура и искусство XVIII в. Рококо и сентиментализм 502

Глава 25. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 507

Социально-исторические особенности эпохи 508

Критический реализм и принцип типического 513

Импрессионизм и постимпрессионизм 518

Символизм и декаденство: художественное сознание и творческий метод 522

История русской культуры 528

Глава 26. Русская культура эпохи Киевской Руси 529

Истоки и условия зарождения русской культуры 529

Древнерусская языческая культура 532

Культура Киевской Руси, Древнего Новгорода и Пскова 536

Типологические особенности древнерусской культуры 550

Глава 27. Средневековая культура Московской Руси 553

27.1. Русская культура эпохи монголо-татарского нашествия 554

27.2 Начало культуры Московской Руси 558

Русская культура XVI в. 563

Обмирщение русской культуры XVII века. 570

Глава 28. Два лика русской культуры Нового времени 582

Культура эпохи Петровских реформ 583

Культура России 30—50-х годов XVIII в. 590

Формирование общенациональной русской культуры 596

Русская культура первой половины XIX в.: развитие самобытности и самосознания 609

Русская культура второй половины XIX в.: гражданственность, нравственность и демократическая направленность 620

Глава 30. Культура Серебряного века: личность и ее духовный мир 631

Новые художественные течения в русской литературе 632

Изобразительное искусство Серебряного века 639

Глава 31. Мировая культура Новейшего времени (вместо заключения) 643

Основные особенности и тенденции современной мировой культуры 644

Современный модернизм 647

Модернизм в изобразительном искусстве 654

Постмодернизм и его особенности 663

Краткий словарь специальных терминов 669

Основная задача высшей школы — подготовка не просто специалиста в какой-то узкой сфере производства и управления, а формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по всем жизненно важным для нее вопросам.

Исследования рынка труда однозначно показывают, что современному обществу не нужны специалисты, способные решать узкоутилитарные задачи только в пределах усвоенного за время обучения комплекса знаний и навыков. Сегодня недостаточно овладеть специальностью, записанной в дипломе, необходимо быть в курсе последних достижений в своей профессиональной области, уметь творчески применять их на своем рабочем месте. А это доступно только всесторонне образованному человеку, с высоким уровнем общей культуры, который может найти новые нетрадиционные решения стоящих перед ним проблем. Быстрота и нестандартность мышления специалистов определяются не только объемом узкопрофессиональных знаний, но и их эрудицией, широтой кругозора.

Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии. Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго осевого времени.

Карл Теодор Ясперс (1883–1969) - известный философ из Германии, а также психолог, психиатр, представитель направления экзистенциализма (рисунок 1).

Биографические данные

Рис.1 - Карл Теодор Ясперс (1883–1969)

Ясперс с раннего детства интересовался изучением философии, однако, из-за влияния отца сделал свой выбор в пользу юридического направления и поступил на юридические факультеты Гейдельбергского и Мюнхенского университетов.

С 1902 года убедившись в том, что сделал неверный выбор, Ясперс решает поступить заново на факультет медицины, который успешно окончил в 1908 году на базе Гейдельбергского университета и получил степень доктора медицины, а затем и место в психиатрической больнице Гейдельберга.

Культурологическая концепция

На общем фоне преобладания теории культурных циклов Ясперс выступил с предложением своеобразной концепции общечеловеческого единого истока и цели. В своей концепции философ решил уйти от методологического анализа культур по Шпенглеру, так как его учения не предоставляют возможность отследить закономерное развитие культур, вместе с тем и единое происхождение, и план становления культуры. Кроме того, Ясперс придерживался мнения, что не правомерно применять биологические аналоги, повсеместно используемые Шпенглером в своем культурологическом учении, из-за которого культура становится полна фаталистического смысла.

В то же время Ясперс отрицал понимание истории со стороны марксизма, не признавая наличие объективных канонов исторического развития, так как верил в то, что на оформление культур влияют не экономические, а духовные процессы.

Читайте также: