Кризис 90 х годов в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Дефолт — отказ от исполнения обязательств, связанных с выплатой процентов, основного долга. Понятие может применяться к физическим лицам, компаниям, государствам, утратившим способность выполнять кредитные обязательства. Дефолт в России был объявлен правительством 17 августа 1998 года.

Заключение

Кризис отражается на экономике страны и по сей день.

Неизгладимыми последствиями стали:

  • испорченная репутация страны как заёмщика;
  • недоверие к политике правительства;
  • уменьшение доходов от инвестирования.

Поэтому дефолт должен рассматриваться как крайняя мера вывода из кризиса.

Предыстория

Россия столкнулась с дефолтом в 1998 году. К формированию данной финансовой ситуации привели множественные кредитные обязательства, взятые в долг страной с 1990 года.

На момент первого удара дефолта, государственный долг превышал отметку в 100 миллиардов рублей, когда казна имела всего 50 миллиардов на их погашение. Падение цены нефти окончательно подорвало финансовую политику, что отразилось на стоимости российского рубля.

Особенности экономической политики 1995 — 1998 годов

Во избежание наступления кризиса, страна уменьшала расходы следующими способами:

  1. Приостановление выплат зарплат, пенсий и пособий.
  2. Искусственное завышение рубля.
  3. Наращивание долга для финансирования госбюджета.
  4. Высокие налоговые ставки.

Ухудшение финансовой ситуации

Ухудшение экономики государства было спровоцировано:

  1. Азиатским кризисом в 1997 году.
  2. Падением цен на нефть.
  3. Ростом ставок по кредитам государства.


Причины кризиса с позиций международной экономики

Причинами дефолта являются долговые обязательства, перегрузившие экономику, а также соотношение спроса и потребления на ресурсы страны. Россия плотно зависела от стабильности мировой экономики в целом, которая тоже терпела массу переломных моментов.

Хроника кризиса


Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Экономический кризис стал неожиданным как для страны, так и для иностранных инвесторов. Накануне дефолта, Валютный Фонд международного класса выделил России бессрочный кредит в 22 миллиарда, но этого не хватило даже на погашения процентов.

Уникальность кризиса в том, что в странах ещё ни разу не был объявлен дефолт по внутреннему долгу, исчисляемому в государственной валюте. Россия потерпела финансовые потери по государственным краткосрочным облигациям, доход с которых накануне кризиса составлял не менее 140% в год.

Последствия

Главными итогами дефолта в стране стали:

  1. Падение курса рубля привело к ухудшению положения импорта и улучшению экспорта.
  2. Предприятия, потерпевшие затраты в национальной валюте, стали конкурентоспособными.
  3. Реальный курс рубля устанавливался с 1998 по 2005 год.
  4. По мнению некоторых экономических политиков, девальвация валюты, несмотря на упадок благосостояния населения, сыграла положительную роль в развитии дальнейшей экономической дисциплины в России.


Виталий Николаевич


ТАСС-ДОСЬЕ. 20 лет назад, 17 августа 1998 года, в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств, что привело к серьезному финансовому кризису.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о причинах и последствиях дефолта.

Финансовая ситуация в стране в 1995-1997 годах

Прошедшие после распада СССР рыночные реформы в России привели к гиперинфляции и падению экономики. В 1997 году начали проявляться внешние признаки стабилизации. Инфляция снизилась до 10% (лучший показатель с 1991 года), курс доллара стабилизировался в коридоре 5-6 тыс. неденоминированных рублей. В 1997 году экономика впервые показала рост - 1,4%. Несмотря на это, экономика оставалась в тяжелом кризисе, промышленность не развивалась, собираемость налогов была низкой. Выполняя задачу по снижению инфляции, Банк России искусственно поддерживал завышенный курс рубля и отказывался от эмиссии (из-за этого, в частности, возникали перебои с выплатой пенсий и зарплат).

Для финансирования дефицита бюджета правительство брало займы. Главным кредитным механизмом при этом стали облигации федерального займа (ОФЗ), в особенности государственные краткосрочные облигации (ГКО). Последние были введены в 1993 году, в феврале 1996 года их разрешили покупать иностранцам. Эти бумаги были очень рискованным финансовым инструментом, поэтому доходность по ним часто превышала 100%, что привлекало инвесторов. Покупка ГКО, при удачной конъюнктуре, позволяла за несколько месяцев полностью окупить их приобретение.

Объем краткосрочных обязательств вырос с 76,6 трлн руб. в 1995 году до 436 трлн руб. в 1997 году. При этом основная часть средств, вырученных за счет продажи новых облигаций шли в первую очередь для погашения старых. Как признавали впоследствии премьер-министр Евгений Примаков и глава ЦБ Виктор Геращенко, вступившие в свои должности в сентябре 1998 года, система ГКО фактически работала по схеме финансовой пирамиды. При этом инвесторы вырученные деньги от ГКО вкладывали не в российскую экономику, а выводили их за рубеж.

К началу 1998 года внешний долг России достиг $182 млрд (40% ВВП), из которых $167 млрд приходились на долю государства. На обслуживание госдолга уходило 30% расходов федерального бюджета.

"Девальвации не будет"

Резкому ухудшению финансовой ситуации в России способствовал кризис в странах Юго-Восточной Азии, произошедший в середине 1997 года. Он привел к снижению иностранных инвестиций в рынки развивающихся стран и падению спроса на российские ГКО. Также в начале 1998 года произошел обвал цен на энергоносители: баррель нефти марки Brent, торговавшийся ранее на уровне $20, подешевел в два раза. Из-за прекращения притока новых вкладчиков властям РФ труднее стало выплачивать проценты по уже выпущенным облигациям.

В этой ситуации ряд российских и международных экономистов начали высказываться о неизбежности девальвации рубля как одной из мер по борьбе с кризисом. Например, британский финансист Джордж Сорос предлагал ослабить рубль на 15-20% и призвал МВФ и Большую семерку выделить России $32 млрд помощи.

Новый премьер-министр РФ Сергей Кириенко (был утвержден на посту 24 апреля 1998 года) заявил о намерении снизить государственные заимствования. Вместе с тем он категорически отказывался от девальвации, так как, по его словам, твердый рубль - "это лицо страны". Той же позиции придерживался глава ЦБ Сергей Дубинин.

Президент РФ Борис Ельцин на протяжении 1998 года трижды обещал, что девальвации не будет: 28 мая на встрече с руководителями телеканалов, 9 июля на пресс-конференции в Кремле и 14 августа в аэропорту Великого Новгорода, выступая перед журналистами.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования государственного долга и удержания курса рубля. Совокупный госдолг к этому времени достиг почти $200 млрд (44% от ВВП). На рынке началась паника, доходность по ГКО подскочила до 140-190%. Доллар на тот момент стоил 6,2 руб.

Меры правительства

Для стабилизации ситуации правительство и ЦБ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года Кириенко объявил о реформах, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики, которые фактически означали дефолт по основным видам государственных долговых обязательств и девальвацию.

Было объявлено о приостановлении на 90 дней выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Правительство приняло решение о реструктуризации (пересмотре условий обслуживания) госдолга по ГКО, составлявшего на тот момент $72,7 млрд. Операции купли-продажи ГКО были прекращены.

Одновременно правительство отказалось от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, допустив его девальвацию. Было объявлено о переходе к плавающему курсу национальной валюты в рамках нового "валютного коридора", границы которого были резко расширены (до 6 - 9,5 рублей за доллар).

Политические последствия

23 августа 1998 года Ельцин подписал указ об отставке Кириенко с поста главы правительства. Исполнение обязанностей главы кабинета министров президент возложил на бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина. Однако возвращение Черномырдина отказалась поддержать Госдума. 11 сентября 1998 года председателем правительства стал Евгений Примаков. Одновременно сменился глава Центробанка: 11 сентября ушел в отставку Дубинин, главой финансового регулятора стал Виктор Геращенко.

Краткосрочные экономические последствия

17 августа, сразу после публикации постановления правительства, обменные пункты перестали продавать валюту. Курс рубля на бирже начал падать, обесценившись в три раза. 8 сентября Банк России опустил курс до 20 руб. за доллар. В результате коррекции национальная валюта укрепилась до 8 руб. (15 сентября), но затем вновь обвалилась - до 20 руб. в декабре 1998 года и 25 руб. в апреле 1999 года.

17 августа 1998 года в 9 часов утра по Москве вся Россия узнала два новых иностранных слова: дефолт и девальвация.

Черный август

Очередь к продуктовому магазину.

Передумали

Еще несколько дней назад правительство и ЦБ клеймили тех, кто осмеливался высказать сомнения в твердости рубля. Не менее уверенно власти заявляли о готовности следовать своим обязательствам на рынке госдолга. Вчера ситуация изменилась кардинальным образом.

Заморожены все выплаты по ГКО/ОФЗ до конца года — правительство собирается переоформить их в новые ценные бумаги. Иными словами, заплатить сегодня Минфин не в состоянии. Как это будет происходить после Нового года, объявят в среду.

Одновременно правительство и ЦБ ввели 90-дневный мораторий на исполнение банками своих обязательств перед иностранцами. Сюда относятся и кредиты, и срочные валютные контракты, и обязательства по залоговым операциям — так называемый margine call.

При этом нельзя сказать, что принятые на этот раз правительством меры неверны. Напротив, часть из них давно назрела. Корректировка валютной политики стояла в повестке дня по меньшей мере восемь месяцев. Все лето было очевидно, что правительству будет непросто за счет собственных средств расплатиться по всем госбумагам в этом году. Но применение этих мер после стольких заявлений о том, как они вредны, выглядит как потеря лица правительства и ЦБ.

Тем не менее, если отвлечься от формы, в которой было произведено объявление о новой политике правительства, то нельзя не отметить ее благотворность. В самом деле, довнесение залога по операциям репо с западными банками (margine call) оказалось последним ударом для ряда российских банков. И теперь, избавленные от неприятной обязанности выполнять не только эти, но и многие другие обязательства перед иностранными партнерами, российские банки смогут вздохнуть чуть свободнее.

Государство, избавленное от тягостной обязанности платить по ГКО/ОФЗ, сможет выполнить другие свои обязательства: например, перед бюджетниками. А возможность не тратиться на поддержку курса даст и вовсе двойную выгоду: и резервы будут сэкономлены, и экспортеры смогут увеличить выплату налогов.

Есть, однако, и отрицательные последствия. Раньше в России были хоть какие-то, пусть умирающие, рынки (для банков были, к примеру, жизненно важны рынки МБК и ГКО). Теперь их смерть узаконена. Одним из главных источников финансирования для банков стали кредиты overnight ЦБ, ставка по которым вчера составила 250% годовых. Вообще же, неофициальное мнение большинства опрошенных нами банкиров сводилось к тому, что вчерашние меры явно запоздали.

Встреча Ельцина и Кириенко.

Двенадцатибанкирщина

Естественно, что всех волнует вопрос о том, выживут ли банки. По сведениям Ъ, в пятницу поздно вечером руководители Альфа-банка, МЕНАТЕПа, Банка Москвы, Мост-банка, Национального резервного банка и ОНЭКСИМбанка провели встречу с председателем Центробанка Сергеем Дубининым. Они предложили помочь ему в организации санации системообразующих банков — на деньги ЦБ. Банк России отказался.

Население же без восторга отнеслось к экспромту правительства и инициативам крупнейших банков и продолжило скупать валюту. Курс продажи вчера в некоторых обменных пунктах достиг 10 руб./$, в то время как курс покупки изменился незначительно и находился на уровне 6,20 — 6,50 руб./$. Три четверти обменных пунктов банков не работали: у кого-то вообще не было валюты, кто-то ее просто придерживал.

Торговля воздухом

В полной растерянности сегодня находятся негосударственные пенсионные фонды. Отказ государства от погашения ГКО уже в сентябре может привести к нехватке денег на выплату дополнительных пенсий. А ее получают уже 183 тыс. российских граждан.

Дело в том, что по нормам, установленным инспекцией НПФ, 30% пенсионных резервов должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги. А поскольку НПФ весьма консервативны, то в действительности доля средств, вложенных в ГКО, значительно выше — по меньшей мере 40%.

Очередь к пункту обмена валюты.

Не меньшие неприятности ожидают систему обязательного медицинского страхования, часть резервов которой также размещена в гособлигациях. Поэтому и НПФ, и страховщики, занятые в сфере обязательного медстрахования, рассчитывают на то, что им установят отдельный режим погашения ГКО/ОФЗ.

Ъ будет следить за развитием событий.

Читайте также: