Духовная жизнь населения ворошиловградщины в период оккупации кратко

Обновлено: 03.07.2024

JavaScript is disabled for your browser. Some features of this site may not work without it.

Аннотации:

Данная статья посвящена исследованию повседневной жизни местного населения Ворошиловградщины в условиях нацистской оккупации в период с июля 1942 г. по февраль 1943 г. Основные аспекты повседневной жизни жителей региона были проанализированы на основании школьных сочинений, которые школьники писали в ноябре 1943 г. В результате исследования автор делает выводы, какие события, с точки зрения, школьников, повлияли на повседневную жизнь населения Ворошиловградщины в условиях нацистской оккупации, определено отношение детей к оккупантам и их политике на Ворошиловградщине. Определено, что в контексте деидеологизация войны у современного молодого поколения, необходимым является привлечение методов устно-исторических исследований. = This article is devoted to the study of the everyday life of the local population of Voroshilovgrad region under the Nazi occupation from July 1942 to February 1943. The main aspects of the daily life of the inhabitants of the region were analyzed on the basis of school essays that schoolchildren wrote in November 1943. As a result of the research, the author draws conclusions, what events, from the point of view of schoolchildren, influenced the daily life of the population of Voroshilovgrad region under the Nazi occupation, determined the attitude of children towards the invaders and their policies in the Voroshilovgrad region. It is determined that in the context of the de-ideologization of war among the modern young generation, it is necessary to involve methods of oral-historical research.

С самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви.

22 июня 1941 г.- это не только печальная дата в истории народов СССР, но и серьезный повод для ретроспективного анализа прошлого и размышления о настоящем и будущем, так как уроки предыстории Второй мировой войны, трагического начала Великой Отечественной войны для нынешних поколений далеко не уяснены и не осознаны.

Современная историческая наука еще до конца не освободилась от нагромождения мифов и государственно-партийной ура-патриотической фальши в историографии СССР предвоенного, военного и послевоенного периодов. Это сегодня мешает объективно разобраться в недавней истории общества — истории, которая должна вызывать у молодежи и боль, и сострадание, и радость за своих дедов-победителей, и потребность в понимании причин и последствий недавнего трагического прошлого для нынешнего цивилизованного мироустройства и достойного участия в судьбе граждан государств, которые входили в состав Советского Союза.


Однако гитлеровцы не стремились быстро воплощать эту идею в жизнь, напротив, они старались максимально использовать церковь в своих интересах. Для контроля и наблюдения за деятельностью религиозных организаций был создан специальный отдел в системе главного управления имперской безопасности (СД). Основным его заданием, кроме контроля, являлось изучение настроений в среде духовенства и верующих всех конфессий как на территории Германии, так и за ее пределами. Этот отдел имел информаторов практически во всех религиозных структурах на территории Европы.

Одним словом, нацисты имели богатый опыт в решении религиозного вопроса. Как и руководители советской тоталитарной системы, они тоже не собирались делить с Церковью идеологическое влияние на население, но их отличием был отказ от открытого уничтожения религии. Стремлением нацистов являлось наиболее выгодное использование религиозного фактора в своих интересах. Основным направлением решения религиозного вопроса была ориентация на нивелирование устоявшихся традиционных религиозных структур и дробление конфессий. Эти принципы религиозной политики нацисты воплощали и на оккупированных территориях, в частности, в Украине. Перед вероломным вторжением на территорию нашей державы немецкие спецслужбы тщательно изучали религиозную ситуацию в Украине. Имея свидетельства о недовольстве верующего населения политикой советской власти в отношении Православной Церкви, оккупанты решили сыграть на чувствах людей, лишенных права свободно исповедовать свою религию. Это был беспроигрышный ход с точки зрения приобретения идеологического влияния на верующее население. Доказательством тому служат многочисленные публикации в полностью контролируемой оккупантами украинской прессе того времени — все они строились на противопоставлении немецкой религиозной политики советской. Это целиком совпадaло с распоряжениями Гитлера, который говорил, что в начале оккупации нацисты не должны показывать своих истинных намерений, а всеми способами подчеркивать свою освободительную миссию.

Надо сказать, что с самого начала оккупации разработанные нацистами меры в отношении религии имели успех: значительная часть духовенства и мирян поверила пропаганде. Приход немцев рассматривался некоторыми как спасение веры и Церкви. Понятно, что причиной таких настроений были преступления сталинского режима в 30-е годы, вследствие которых к 1939 г. на территории собственно России осталось менее 100 храмов (в Украине, в частности, сохранилось лишь 3% дореволюционных приходов; во всей Киевской епархии на 1940 г. осталось всего 2 прихода). Конечно, захватчики и не собирались давать Православной Церкви полной религиозной свободы. За деятельностью Церкви был установлен строгий контроль. Уже в декабре 1941 г. имперская канцелярия издала специальную инструкцию по обращению с украинским населением: она предусматривала запрет религиозного паломничества, создание религиозных центров на месте украинских святынь, запрет на создание духовных учебных заведений. Еще одним проявлением оккупационной политики стала всяческая поддержка и поощрение раскола в Православии. Своим вмешательством в межцерковные отношения немецкие власти обостряли и без того непростую ситуацию в украинском Православии, которая сложилась к началу 1942 г. К тому времени возникли и были документально оформлены две конкурирующие Церкви:

1. Автономная, которая основывала свое каноническое положение на решении Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. о создании Украинской автономной Церкви в рамках РПЦ; предстоятель — митрополит Алексий (Громадский); в ее состав входило не менее 55% населения Украины.

Влияние автокефалистов и автономистов распределял ось неравномерно в разных частях Украины, но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской Лавре. Опорой автокефалистов являлись северо-западные районы. На Украине Левобережной везде, за исключением Харьковской епархии, преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский).

Многие православные канонические священники погибали по вине как оккупантов, так и красных партизан, но настоящий террор против них развязали именно украинские националисты в интересах автокефальной группировки. Бандеровцы развернули массовую кампанию террора против прорусски настроенных священнослужителей. 8 мая1943 г. украинскими националистами был убит митрополит Алексий (Громадский). Затем они захватили и повесили в лесу епископа Владимиро-Волынского Мануила (Тарновского), в 1942 г. перешедшего из автокефальной Церкви в автономную. Историк Ф. Гейер приводит имена 27 священников, убитых бендеровцами только на Волыни в течение лета 1943 г. В некоторых случаях убивали и членов их семей.

Открывшиеся храмы превратились в центры национального самосознания и проявления патриотических чувств. Вокруг них сплотилась значительная часть населения. Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей. Существуют разные цифры относительно открытых на оккупированной территории СССР православных храмов. Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчет Совета по делам РПЦ о состоянии церкви на 1 января 1948 г. Однако следует учесть, что к тому времени, в связи с нехваткой духовенства, зданий, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий было уже закрыто не менее 850 храмов в РСФСР, 600 — в Украине, 300 — в Белоруссии и 100 — в Восточной Молдавии (Приднестровье). В другом отчете Совета по делам РПЦ указывалось, что на 1 января 1947 г. в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации. Таким образом, общее количество равнялось, как минимум, 9400. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тыс. храмов. Кроме того, было воссоздано около 40 монастырей (из них 36 — на Украине).

Анализ религиозной ситуации на оккупированной немецко-фашистскими войсками территории Украины свидетельствует, что партизанское движение здесь было бы намного мощнее, если бы советский большевистский режим хотя бы в конце 30-х годов опомнился и отказался от насильной атеизации, борьбы с Церковью, преследования и уничтожения духовенства, монашества и активных мирян, разрушения храмов и других святынь. По справедливости, ответственность и наказание за предательство и переход на сторону врага, сотрудничество с оккупационными властями (власовцы, полицаи, немецкие шпионы, вредители, последователи антисоветского эсхатологизма) должны были бы вместе с виновниками разделить и те, кто спровоцировал часть законопослушных граждан на тяжкий грех коллаборационизма: как представители богоборческой власти, так и большевистский режим в целом.
Похожая история сегодня повторяется в Ираке, там я был дважды: в 1998 г. и в январе 2005 г. Известно, что во время правления Саддама Хусейна шииты, в отличие от суннитов, были притесняемы. Поэтому американцы, готовясь к войне с Ираком, сделали ставку на шиитов, и в своих надеждах, что шииты будут их поддерживать, не ошиблись. Но как неестественно и даже дико выглядит, особенно со стороны, когда, вопреки учению и духу ислама, выражаясь мусульманской терминологией, правоверные становятся союзниками неверных в их борьбе с единоверцами!

Наверное, никто не станет возражать, что раньше во время войны (скажем, в 1812 г., в 1914-1917 гг.) при оккупации процент предателей, изменников и сочувствующих врагам Отечества в Российском государстве был гораздо ниже. Даже в мусульманской среде! Вот вам и иллюстрация последствий противоположного отношения к религиозным чувствам сограждан…

В связи с угрозой фашистской оккупации в сентябре—декабре 1941 года из области в глубь страны было эвакуировано свыше 150 предприятий, отправлено около 8 тыс. вагонов оборудования и материалов, сотни колхозов, совхозов, учебных заведений и учреждений, а также около 270 тыс. советских людей.

В глубоком советском тылу ворошиловградские паровозостроители выпускали танки Т-34 и боеприпасы, краснолучские машиностроители изготовляли минометы и боеприпасы, ворошиловградские металлурги плавили в Магнитке металл, шахтеры добывали уголь в Караганде и Кузбассе.

Эвакуировав основное оборудование промышленных предприятий, материальные ценности колхозов и совхозов, трудящиеся области продолжали нести военную трудовую вахту в прифронтовой полосе. Вместе с воинами Красной Армии они отстаивали каждую пядь советской земли, возводили оборонительные рубежи и сооружения. На этих работах в августе — декабре 1941 года, в январе — июне 1942 года было занято около 400 тыс. человек. За успешное строительство оборонительных сооружений около двух тысяч человек были награждены орденами и медалями Советского Союза. На предприятиях, в советских учреждениях и учебных заведениях создавались отряды народного ополчения, истребительные батальоны, в которых насчитывалось более 200 тыс. человек. Полки народного ополчения и истребительные батальоны являлись боевым резервом Красной Армии.

Чтобы не допустить дальнейшего продвижения противника в глубь страны и удержать Донбасс, Ставка Верховного Главнокомандования в сентябре 1941 года поставила перед Юго-Западным и Южным фронтами задачу перейти к устойчивой обороне. В это суровое время партийные организации области оказали огромную помощь советскому командованию в создании новых воинских формирований из числа рабочих Донбасса. В Ворошиловграде из шахтеров была сформирована 395-я стрелковая дивизия. Не было шахты, завода, шахтерской семьи, которые не послали бы своих сыновей на фронт.

В боях за Донецкий бассейн воины шахтерской дивизии стояли на смерть. Так, забойщик шахты им. Войкова Свердловского района М. С. Брыксин в первые месяцы обороны бассейна истребил более 90 гитлеровцев. Дочери горняка разведчице Н. Т. Гнилицкой за мужество и героизм было присвоено звание Героя Советского Союза.

Героически защищали Всесоюзную кочегарку представители многих народов Советского Союза. На защите Донбасса непоколебимо стоял отважный сын Адыгеи поэт-коммунист младший политрук Хусен Андрухаев, героически погибший в бою с фашистами возле села Дьяково Антрацитовского района. В марте 1942 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Партийные, советские, комсомольские организации области поддерживали тесную связь с воинскими частями, сражавшимися за Донецкий бассейн. Каждый район шефствовал над одной из воинских частей. В октябре 1941 года воинам Южного и Юго-Западного фронтов было направлено свыше 100 тыс. посылок и подарков.

Трудящиеся области проявляли большую заботу о раненых бойцах и командирах. Над госпиталями шефствовали 352 предприятия, колхоза и совхоза.

Двести шестьдесят четыре дня и ночи сражались советские воины на р. Миусе, преграждая гитлеровским войскам дорогу на юг. Это был большой подвиг патриотов Социалистической Отчизны.

Ценой больших потерь в живой силе и технике фашистским войскам в июле 1942 года удалось захватить значительную территорию на юго-востоке Европейской части страны, в т. ч. Ворошиловградскую область. Как и на других оккупированных территориях, фашисты установили здесь режим террора, бесправия и насилия. За время оккупации области фашисты замучили, расстреляли, повесили и заживо сбросили в шурфы шахт около 100 тыс. человек, более 70 тыс. человек — насильно угнали на каторжные работы в Германию. Однако Донецкий край остался непокоренным. С первых же дней фашистской оккупации в тылу врага разгорелось пламя всенародной войны против оккупантов. Организатором и вдохновителем борьбы против ненавистного врага была Коммунистическая партия. Для руководства работой подпольных организаций и партизанским движением был создан подпольный обком партии во главе с С. Е. Стеценко и И. М. Яковенко. Действовал также подпольный обком комсомола во главе с Н. Т. Фесенко. Всего на временно оккупированной территории области действовали подпольный обком, три горкома, три райкома партии и более двадцати подпольных партийно-комсомольских организаций и групп. Они вдохновляли и организовывали трудящихся области на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Подпольщики воодушевляли трудящихся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками, разоблачали ложь гитлеровской пропаганды, разъясняли действительное положение на фронтах Великой Отечественной войны, вселяли уверенность в неизбежность разгрома немецко-фашистских оккупантов. Патриоты распространяли среди населения газеты и листовки. Только в 1942 году через линию фронта было доставлено около миллиона экземпляров газет и листовок.

На территории области действовали 16 партизанских отрядов и групп 2. Среди них — отряды под командованием И. М. Яковенко, Н. П. Михайличенко, В. И. Быкадорова, И. Е. Воропаева, Я. И. Сиворонова и других. На боевом счету партизан и подпольщиков около 5 тыс. убитых и раненых гитлеровцев и изменников Родины, восемь пущенных под откос вражеских поездов с живой силой и техникой, 15 взорванных железнодорожных мостов и сотни уничтоженных автомашин.

Массовой формой борьбы в тылу врага был саботаж мероприятий оккупационных властей, в результате чего гитлеровцам не удалось поставить на службу себе промышленность и природные богатства Донбасса. Во время оккупации ни одно крупное промышленное предприятие области не работало.

В борьбе за Советскую Украину мужественно сражались сыновья и дочери всех народов многонациональной Страны Советов. На первых метрах украинской земли, в боях за Меловое, беспримерные подвиги совершили русские — танкист, гвардии капитан Ф. Н. Вечеров, командир роты автоматчиков лейтенант Федоров, татарин сержант Хамаят Шамсиев и другие. Экипаж самолета в составе белоруса Утюскина, русского Рябикова, украинца Козаченко повторил подвиг Николая Гастелло.

Благодарные ворошиловградцы глубоко чтут память сыновей и дочерей всех братских народов, ценой своей жизни освободивших их от фашистского рабства. Освободителям Ворошиловграда у подножья Острой Могилы установлен памятник Славы. Величественный мемориальный комплекс воздвигнут вблизи Красного Луча тем, кто героически сражался с врагом на реке Миусе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ДОКУМЕНТЫ С ЧАСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ

12 января 1943 года С.Е.Стеценко, один из пяти секретарей Ворошиловградского подпольного обкома КП(б) Украины, на имя председателя СНК УССР написал обстоятельный отчет о своей деятельности на временно оккупированной территории. В документе интересные факты, признания, выводы. В апреле 1943-го по горячим следам оккупации было заведено 376 уголовных дел об измене Родине и пособничестве врагу. Справедливости ради - количество осужденных по 54-1 статье УК УССР, кого удалось выявить и задержать на тот момент, составило по Ворошиловградской области всего 450 человек (из них полицаи - 163). Приговоры Военного трибунала были строги – от 10 лет лишения свободы до высшей меры наказания.

А вот – правда эвакуации июля 1942 года. В протоколах одного из заседаний послевоенного бюро Ворошиловградского горкома КП(б)Украины об этом сухо. Сестра-хозяйка госпиталя №3419 не смогла передислоцироваться вместе с медицинским учреждением. Работников с детьми в возрасте 5-7 лет не брали. Член партии с 1926 года, заведующий салотопкой заготпункта, 13 июля 1942 года эвакуировался из города. В серьезном отдалении от Ворошиловграда во время сна на него наехала машина. Еще один член ВКП(б), слесарь завода Осоавиахима был мобилизован на завод ОР, С 5 июля 1942 г . был на больничном листе по уходу за смертельно больной женой.

В партийных и военных кругах считали, что отступать больше не придется. Недальновидность и благодушие сыграли злую шутку. Разговоры о подполье стихли. Радистов, разведчиков, командиров перебросили на другие участки работы. В феврале 1942 года началась даже реэвакуация завода ОР. Представьте, в условиях войны, загруженности дорог, дефицита транспорта, с погрузкой и разгрузкой, путь в оба конца длиной в 2500 км ! Валентина Платоновна, верная обещанию вернуться в город лишь бы быть рядом с мужем, разделить с ним тяготы, приехала вместе с заводчанами,

О двойных стандартах в школах не учили. Домашние радиоприемники, согласно Постановлению СНК СССР от 25 июня 1941 года, в течение 24 часов давно сдали на хранение. Люди старались казаться ниже ростом, незаметными, быть как все - одетыми в старую одежду, лица мужчин зарастали щетиной. Дезинформация – страшное оружие. И на этом фронте летом 1942-го немцы преуспели.

СЕРГЕЙ ОСТАПЕНКО, ЕЛЕНА ЕРОШКИНА

Оккупация 1942-43 гг. Взгляд изнутри // Жизнь Луганска, 2010. - №6(1024). – С.6

Читайте также: