Крито микенское искусство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Критская архитектура не знает здания как некоего законченного, пластического тела, как самостоятельного тектонического организма. Не знает она и принципиального различия между внутренним и наружным пространством. В архитектуре главным было сквозное пространство, а не стены, движение, но не укрытие.

Неповторимое крито-микенское искусство создано народами Восточного Средиземноморья, населявшими острова Эгейского моря, остров Крит (Crete), и близлежащие города материковой Греции – Тиринф (Tiryns) и Микены (Mykenai) в эпоху бронзового века (III-II тыс. до н. э. ).

  • раннеминойский (раннеэлладский; 3000-2200 гг. до н. э. );
  • среднеминойский (среднеэлладский; 2200-1600 гг. до н. э. );
  • позднеминойский (позднеэлладский; 1600-1100 гг. до н. э. ).

Крито микенский период

История

События прошлого позволяют узнать не только культуру и быт древних цивилизаций, но и не допустить повторения их ошибок. В разные времена существовали государства, для которых характерны свои особенности правления и происходившие события. Например, даже если рассмотреть кратко крито-микенский период, полученной информации будет достаточно для общего понимания обычаев того времени.

Минойская цивилизация

Несмотря на общее название, микенские и критские очаги культуры и государственности нельзя назвать полностью идентичными, хотя они тесно переплетаются между собой.

На Крите к концу III тыс. до н. э. сформировалась могучая держава, доминирующая в регионе. На господствующую роль острова указывает греческая мифология, в частности, миф о Тесее — убийце кровожадного людоеда Минотавра, полубыка-получеловека, обитавшего в знаменитом критском Лабиринте. Согласно легенде, жители Афин должны были платить Криту кровавую дань — периодически отправлять молодых юношей и девушек на растерзание зверю.

На Крите остатки Кносского дворца

Долгое время мифы о Лабиринте воспринимались скептически, но в конце XVIII века благодаря археологическим раскопкам ученые обнаружили на Крите остатки Кносского дворца. По мнению известного британского исследователя Артура Эванса, это была резиденция легендарного царя Миноса. В его честь критскую цивилизацию и назвали минойской.

Здание действительно сильно напоминало собой лабиринт. Оно насчитывало около 300 хаотично расположенных помещений на трех этажах с необычным освещением через отверстия в потолке. Очень быстро Кносский дворец стал местной достопримечательностью и ярким примером минойской архитектуры. Это был даже мини-город с комнатами для различных нужд.

Роскошные фрески, керамические и бронзовые изделия и другие артефакты, найденные среди развалин, говорили о достаточно высоком уровне развития древних жителей острова.

Дворцы похожей архитектурной планировки были обнаружены в Маллии, Фесте, Като-Закросе. В крито-микенскую эпоху они служили административными центрами, зернохранилищами и мастерскими.

Например, в Кносском дворце, кроме тронного зала, были:

  • площадки для игр и театральных действий;
  • галереи;
  • помещения для хранения припасов;
  • лестницы;
  • древнейшая в мире система канализации.

Также среди руин Кносского дворца и на территории Крита нашли много документов, свидетельствовавших о наличии на острове письменности. Причем как иероглифической, так и линейной. К сожалению, ее до сих пор не удалось расшифровать.

Общие тенденции в культуре

Тронный зал Кносского дворца демонстрирует лучшее достижения минойского искусства. Светлые стены и темно-красные, сужающиеся внизу колонны создают интересный контраст. Поверхность стен украшают яркие фрески с изображениями растений, животных и людей, выполненные в яркой и светлой палитре. Самые известные:

Большую часть фресок пришлось реставрировать. Теперь они экспонируются в музее Ираклиона.

В живописи минойцев сильно ощущается морская тематика, представленная рисунками дельфинов, осьминогов и других морских обитателей. Часто мелькают изображения быка и тавромахии, которые связывают с древним культом быка. Двуручная священная секира лабрис — одно из украшений тронного зала.

Предметы мелкой пластики — кувшины, статуэтки, ритоны — демонстрируют хорошее чувство формы у древних критян. На золотых печатях XV в. до н. э. часто можно заметить ритуальные картины. Мужской образ обычно подчинен женскому, что позволяет предположить высокую социальную роль слабого пола. На это же намекают фигурки женщин со змеями в руках: 2 статуэтки, найденные в тайниках Кносского дворца, одеты в характерные для того времени наряды.

Религия минойцев мало изучена. Храмов в привычном значении слова археологи не нашли. Предполагается, что жители Крита поклонялись своим богам на природе или в обособленных помещениях дворца.

Интересное отличие Крита — отсутствие оборонительных линий. Видимо, будучи прекрасными мореплавателями, критяне были так уверены в своем военном флоте, что не посчитали нужным позаботиться о стенах и крепостях. Их быстроходные длинные суда бороздили просторы средиземноморья и в случае необходимости могли легко отразить атаки врага.

Упадок и забвение

Извержение вулкана на Санторини

Упадок минойской цивилизации связан с извержением вулкана на Санторини в середине ХV века до н. э. Возможно, отсюда смог возникнуть миф об Атлантиде. Прекрасные дворцовые комплексы и дома были разрушены, а участившиеся в дальнейшем набеги враждебных народов и неурожайные годы окончательно разрушили экономическую систему когда-то могущественного Крита.

Если кратко, минойская цивилизация, точнее, ее центр, после этих событий сместился в сторону материковой Греции, где зарождались первые ахейские государства во главе с Микенами.

Микенский период (XVI-XI век до н. э.)

Связан с древнегреческим городом Микены (90 км от Афин). Цивилизация формировалась под значительным влиянием критской культуры, но с некоторыми особенностями.

В отличие от беспечных критян, микенские дворцы окружали мощные оборонительные стены с циклопической кладкой. Это были первые акрополи — дворцы-крепости, где жили их правители вместе с чиновниками, слугами, ремесленниками и торговыми людьми.

Достопримечательности и ценности

Самые известные акрополи находились в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Наиболее грандиозным из них был Микенский, толщина его каменной стены достигала 7 метров. Знаменитые ворота были пробиты прямо в стене. Своим названием они обязаны барельефу двух вставших на задние лапы львов — символов рода Атридов, правителей города. Прямоугольные дворцы в середине имели большой внутренний зал с колоннадой, называемый мегароном: в нем царь Микен занимался государственными делами.

Микенский акрополь

Сохранившиеся глиняные таблички рассказывают об устройстве государстве, а фрески и керамические изделия — об особенностях живописи и технологии изготовления глиняных предметов. Например, фигуры на фресках было принято очерчивать черным контуром, стенки микенских сосудов оказались тоньше, чем у минойцев, а краски держались лучше, рисунок больше тяготел к геометрическому орнаменту.

У критян микейцы позаимствовали технику судостроительства, водопровод и канализацию, виды оружия, мужскую и женскую одежду, фресковую живопись и несколько видоизмененное линейное слоговое письмо, которое, в отличие от предшественников, удалось расшифровать.

Главные памятки микейского периода (ювелирные украшения, золотые погребальные маски, ножи и кинжалы) найдены в некрополях — гробницах ахейских царей. Наибольшего расцвета Микены достигли в XV—XIII вв. до н. э., когда началась активная колонизаторская экспансия. Известная эпическая страница истории Микен — война с Троей, подлинность которой доказывал знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман. Он же обнаружил также руины древних Микен и золотую погребальную маску Агамемнона.

Основные достижения

Но в 1125 г. до. н. э. Микены пали перед племенами дорийцев, обладающих более совершенным железным оружием. Так закончилась эпоха бронзы и крито-микенской культуры.

К главным достижениям мекенской цивилизации относится:

Крито-микенское ремесло

  • возникновение технологий изготовления золотых, медных и бронзовых изделий;
  • появление гончарного круга и керамических изделий с собственным стилем росписи;
  • освоение навигации, строительство вытянутых гребных судов;
  • возведение дворцовых комплексов Кносса и Феста, строительство акрополей городов-государств;
  • развитие живописи и скульптуры;
  • появление письменности

Если вкратце подвести итоги, самый ранний и загадочный период Древний Греции связан именно с Микенами и Критом. Здесь на рубеже III-II тыс. до н. э сформировалась крито-микенская цивилизация. Ее еще называют эгейской. Она просуществовала вплоть до XIII века до н. э и погибла под натиском дорийцев — греческого племени, вторгнувшегося со стороны северных Балкан.

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации, переживая упадок, уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в средиземноморском регионе. Но еще в III-II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая эгейская культура. Известный русский историк античности Р.Ю.Виппер писал в начале нынешнего века: "До открытия археологического материала последних 40 лет быт гомеровских греков считался обыкновенно началом культуры на почве Греции и момент этот относили приблизительно к 1000 году до Р.Х. Мы должны допустить, что на почве Греции произошло два культурных процесса, что здесь была своя особая древняя история, более продолжительная, чем та собственно греческая история, которую мы до сих пор знали главным образом по литературным данным и которая является новой по отношению к первой. Очень похоже, что она окончилась катастрофой: после нее не осталось ни следов, ни традиции: в конце V в., например, Фукидид не подозревал о ее существовании и считал культуру своего времени первой и единственной на почве Греции". А между тем эгейская культура была гораздо более древней. В ее состав входили следующие культурные общности: критская, или минойская, с центром на острове Крит в Эгейском море; кикладская, островная культура, названная так по имени Кикладских островов, кругообразно расположенных в Эгейском море вокруг острова Делос (по-гречески кюклос - круг); и культура Эллады - Балканской Греции.

Во II тыс. до н.э. в материковой Греции возникла близкая критской микенская (с центром в Микенах - городе в Пелопоннесе, в южной Греции), или ахейская культура.
Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Просуществовала она примерно до 1200 г. до н.э. Это была самобытная, развитая культура, ее присутствие чувствуется в "самом архистаринном Египте" (Р.Виппер). Это так называемая дворцовая культура: вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг дворцовых комплексов критских правителей. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А.Эванса в Кноссе, в центральной части острова был открыт первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. По-видимому, это и был знаменитый Лабиринт (от слова "лабрис"- двусторонний топор, излюбленный символ древних критян, которым они украсили стены этого дворца), описанный в греческом мифе о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка их отличалась беспорядочностью. Но это все же были единые архитектурные ансамбли. В городах Кносс, Маллия, Фест, Закро и др. они украшены колоннадами и фресками (в современной Криту кикладской и элладской культурах архитектура носила куда более примитивный характер). Центральной частью дворца был большой прямоугольный световой двор, с которым связывались все остальные помещения. Кносский дворец обладал всеми признаками восточной пышности, с моря он выглядел особенно живописно: ряды колоннад карабкаются вверх, создавая впечатление обширного архитектурного пространства.
Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. Минойские художники в совершенстве владели техникой живописи. Мастерство этой техники, тонкость и живость красок поразительны. В орнаментах преобладают растения - лилии, крокусы, пальмы, обитатели подводного мира - дельфины, рыбы, осьминоги, моллюски и др. На сюжетных фресках изображались сцены из жизни придворных, в частности "игры с быками" (тавромахии) - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Здесь же мы видим элегантных мужчин и сверкающих драгоценностями, декольтированных дам. Женщины вообще имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями: хорошо известно ее изображение, датирующееся XVII в. до н.э. и хранящееся сейчас в Гераклионе, в критском историческом музее. Это маленькая фаянсовая фигурка, одетая в тюрбан с изображением льва, короткий жилет, обнажающий грудь, длинную юбку, подчеркивающую "осиную талию" и короткий украшенный фартук (типичная одежда для минойской культуры). Замечателен фрагмент росписи, изображающий танцовщицу: элегантность и очарование ее фигуры, откровенный грим, напоминающий макияж современной городской девушки, заставили археологов назвать ее "парижанкой" (II тыс. до н.э.). Часто встречаются и изображения жриц в корсетах и длинных расклешенных юбках. Женщина же - Великая Богиня (Владычица) - основная фигура минойского пантеона.
На Крите сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец поэтому и выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Кстати, критские дворцы не имели укреплений, что объясняется безусловным преобладанием Крита на море.
Величайшим достижением минойской культуры было создание письменности (XVIII-XVII вв.до н.э.) - так называемого линейного письма А. Оно до сих пор не расшифровано, поэтому мы не знаем языка древних критян.
Расцвет минойской культуры приходится на XVI - первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены во время сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (Санторин), а также вторжения из материковой Греции воинственных ахейских племен. В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации переместился на материк, где в это время расцветает микенская (ахейская) культура, сформировавшаяся ок. 1700 г. до н.э.
Первоначально микенская культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, фасоны одежды, фресковая живопись, принципы устройства водопровода и канализации и др. Но, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно оригинальной. Ахейцы, например, строили мощные оборонительные сооружения: в отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Символами могущества местных царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные прочными стенами. Греки сами считали, что эти стены воздвигли циклопы - одноглазые великаны, - настолько огромными были громоздящиеся один на другой каменные блоки. Достопримечательностью Микен были знаменитые "львиные ворота", украшенные рельефом с изображением двух львиц. Микенские цари сооружали для себя величественные купольные гробницы - "толосы", которые пришли на смену шахтным погребениям, являющимся более ранними памятниками микенской культуры. К наиболее пышным усыпальницам относится "гробница Агамемнона", поражающая своей монументальностью: ее купол выложен из 33 каменных колец. В отличие от критских дворцов, построенных вокруг светового открытого дворика, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Сцены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением батальных сцен.
Микенская письменность (т.н. "линейное письмо Б") была дешифрована в 1953 г. английским ученым М.Вентрисом. Создатели ахейской культуры говорили на греческом языке, правда более архаичном, чем язык позднейшего классического периода.
Преобладанию ахейцев в Греции и высокоразвитой микенской культуре положило конец передвижение на рубеже XII-XI вв. до н.э. новой волны греческих племен - дорийцев, называвших себя потомками Геракла. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами - более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. С приходом дорийских племен в Греции начинается железный век. Тесня ахейцев с севера и передвигаясь на юг Балканского полуострова, дорийцы дали начало могущественным государствам в Пелопоннесе, в частности основали Спарту. Особенно важным для последующего развития греческой культуры было то, что дорическая волна, положившая конец крито-микенской цивилизации, миновала Аттику, издавна населенную ионийскими племенами. Их культуре суждено было в будущем возвеличить и прославить всю Элладу.
Что же касается места крито-микенской культуры в истории человечества, и ее типа, то она вполне типична для мифологической культуры, но одновременно и своеобразна. Крито-микенскую культуру можно назвать мифологическим "модерном": натурализм верований, буйство красок в искусстве, обилие деталей и украшений в одежде (микенская мода кем-то остроумно названа модой первых кринолинов), эксцентричность - все это придавало ей "модернистское" своеобразие и очарование. Пожалуй, именно эта культура самим своим существованием подчеркнула великое общее значение мифологических культур человечества, будь то страны Древнего Востока, культура индийского субконтинента или во многом еще загадочные древнеамериканские цивилизации. В них впервые с огромной силой раскрываются возможности искусства. Здесь творческая деятельность человека создает художественную культуру как сложную совокупность видов искусства. В частности, возникает зодчество - основа больших синтетических стилевых систем пространственных искусств, в пределах которых расцветают монументальная скульптура и живопись. В этих же культурах из фольклорной стихии словесного народного творчества выделяются поэтические эпические циклы. Им на смену приходит сложный мир раздумий и чувствований поэзии лирической, затем возникают первые зачаточные формы художественной прозы. Из культовых празднеств, магических колдовских действ создается великий мир зрелищных искусств, зарождаются и достигают своего первого расцвета драма, трагедия и комедия. Художественные ремесла утрачивают то почти монопольное место, которое они занимали в конце первобытного периода в области пластической.
Однако все сказанное не противоречит мифологической нерасчлененности различных областей духовности. Художественная практика в целом, а также жизнь отдельных произведений искусства воспринималась (и была таковой) как некая часть культовой, шире - социальной реальности. С этим явлением и связана особая способность искусства древности к воплощению универсальных свойств отношения человека к миру - к внесению меры, строя, порядка в сознание и жизнь человека. Данные качества, активно проявляющиеся в канонических культурах Древнего Востока, в пластике греческой античности приобретут доминирующее значение.

В художественной культуре древности крито-микенскому искусству принадлежит одно из самых почетных мест. Два его виднейших центра — город Микены на полуострове Пелопоннес и остров Крит — дали название этому искусству, однако оно было распространено на значительно большей территории — от Балканской Греции и островов Эгейского моря до побережья Малой Азии.
Творцами критской цивилизации были народы неустановленного происхождения. Их культура зародилась приблизительно в начале II тыс. до н. э. Основными ее центрами были остров Крит и острова Эгейского моря. Историки называют эту цивилизацию минойской — по имени мифического критского царя Миноса.
Из северной Европы в Грецию пришли микенцы, которые стали прямыми предками будущих эллинов (греков). Около середины II тыс. до н. э. власть их распространилась на весь Эгейский мир, они проникли на многие острова, захватили они также и Кносс — столицу минойского царства.
Микенцы жили бок о бок с минойцами вплоть до XII в. до н. э. Микенские правители широко пользовались услугами одаренных минойских мастеров, так что в конечном итоге микенское и минойское искусства образовали некий сложный сплав. На протяжении нескольких столетий крито-микенское искусство играло роль образцовой художественной мастерской для огромного региона. В этот период были созданы прекрасные памятники архитектуры: грандиозные дворцы со священными садами, украшенные настенными росписями и рельефами; изящные расписные вазы; искусно выполненные атрибуты религиозного культа. Своеобразие крито-микенского искусства — в особом понимании жизни природы и места в ней человека, а также в пристальном внимании к его внутреннему миру.
Достижения эгейских мастеров в I тыс. до н. э. стали наследием эллинов. Можно с уверенностью сказать, что без крито-микенского искусства не были бы созданы классические памятники древнегреческого искусства, которые приобрели мировую славу.

el-politismos.gr

Археологические раскопки последних лет подтверждают, что развитие разных видов искусства на территории Греции зародилось еще за много столетий до появления высокоразвитых полисов. А во время комплексного изучения самого раннего периода греческой истории – крито-минойского, или эгейского (ІІІ-ІІ тыс. до н. э.) выяснилось, что античная культура, мировоззрение критян и политическое устройство оказывали сильное влияние на зарождение и процветание архитектуры, скульптуры, прозы, поэзии, декоративно-прикладного и других видов искусства.

Формирование особой культуры и искусства Крита и Микен эгейского периода

Из известных греческих мифов и поэтических произведений мы со школьной скамьи узнаем, что формирование мировоззрения жителей греческого острова Крит происходило в условиях рабовладельческого общества и под воздействием соседних поселений (Трои, Анатолии). К тому же, эпоха расцвета критской (или минойской) и микенской цивилизаций знаменуется возникновением первых государственных образований, а также развитием ремесел и торговли.

Так, уже в раннеминойский период (который длился до 33 в. до н. э.) начали осваиваться возможности металлов, возникать первые мастерские и формироваться морские связи. А в эпоху расцвета Минойской цивилизации и развития экономики Микен (в 17-12 вв. до н. э.) торговые и деловые отношения Крита с другими поселениями бассейна Эгейского моря обрели широкий размах. Вследствие этого жители острова и материковой Греции переняли определенные черты культуры и традиции этих стран.

Однако взгляды критян на природу, место человека в мире, его роль значительно отличались от тех, которые существовали у других античных народов. Примечательно, что для греков было характерно неосознанное стремление овладеть миром. Поэтому и в красивых строках писателей, и в абстрактных сюжетах картин художников Крита и Микен порой стираются четкие границы между вещами и окружающим пространством.

Плюс ко всему, замечательные произведения греческого искусства также свидетельствуют о том, что мир воспринимался критянами в постоянном динамическом движении. Оригинальные шедевры этого периода имеют яркий, оптимистический и смелый характер.

Однако произведения микенских живописцев лишены легкости и изящества и больше напоминают схематические изображения объектов и событий. Хотя в оригинальных деталях росписи стен прослеживается динамический греческий характер.

Развитие архитектуры и строительства

Ярким памятником минойской архитектуры стал Кносский дворец, который представлял собой огромный трехъярусный лабиринт с неповторимыми деталями. Колонны этого здания имели уникальную архитектурную форму с четко продуманными пропорциями.

В отличие от критских, микенские дворцы напоминали громоздкие крепости правильной формы, окруженные мощными каменными стенами с большими воротами. Каждая деталь таких зданий имела внушительный вид и продуманную конструкцию, благодаря которой дворец можно было использовать как укрытие в случае нападения врагов.

Отличительными декоративными и защитными элементами этих мегаронов царей служили внушительные ворота. Об их внешних особенностях можно судить на примере мощных золотисто-желтых Львиных ворот (с изваяниями львиц), которые находились при входе в Микенский акрополь.

Существенное различие между светскими постройками Крита и Микен объясняется географическим фактором. Микены считались более уязвимой территорией, и вопрос безопасности в любой сфере был на первом месте для жителей этого уголка Греции.

Настенная живопись и другие виды изобразительного искусства

При исследовании величественных дворцов перед археологами также открываются великолепные образцы произведений живописи и декоративно-прикладного искусства античных мастеров. В них удивительным образом отображаются чувства и жизненный уклад островитян. Так, стены критских замков были расписаны яркими сюжетами и рельефными узорами с религиозными обрядами, культовыми церемониями и театральными представлениями, реалистичными портретами придворных дам, а также природными мотивами.

Кстати, обожествляя растительный и животный мир, критяне часто изображали пейзажи и жителей морских глубин. Рыбы, дельфины и волны были на стенах тронных залов, царских палат и различных предметах обихода, найденных при раскопках критских поселений. Из этих сюжетов четко видно, что море стало для греков не только источником благ. Красота и изящество приловов и отливов, цветовые переливы текущей воды вдохновляли талантливых художников Греции на создание неповторимых шедевров.

Фрески на стенах микенских замков отличаются четкостью и выразительностью. На картинах сцен сражений или охоты четко прослеживаются строгие линии и сложные художественные идеи.

Важной чертой большинства микенских шедевров является жесткость, суровость и отображение физической силы. Особенно это касается декоративных кинжалов и других видов холодного оружия, на которых в рельефной форме нередко отображался ход боевых действий.

В характере других археологических находок (например, золотых бляшках, масках) прослеживается еще одна важная закономерность микенской живописи и декоративно-прикладного искусства – строгая симметрия и схематичность изображений.

Гончарное ремесло и вазопись

Вместе с тем, на острове активно развивалось дворцовое хозяйство и семейные ремесла. Так, в частности, после появления в ІІІ тыс. до н. э. гончарного круга начало распространяться искусство керамики. Позднее стали появляться первые гончарные мастерские. При этом греческие мастера создавали и объемные сосуды для хранения жидкостей и круп, и маленькие декоративные вазы, чаши и кубки.

К тому же, стоит отметить, что при раскопках на территории Крита археологи находят вазы с удивительно тонки стенками и восхитительными динамичными орнаментами. Характерные изображения осьминогов или таинственные схематические спирали изысканно подчеркивают мягкую шаровидную форму этих изделий и, в комплексе с другими критскими шедеврами, отображают мягкий и миролюбивый характер этого народа.

Микенские вазы и кубки более строгие, четкие и лаконичные. Сюжетные рисунки, которые символизируют моменты истории поселений того времени, выглядят менее элегантно. Кроме этого, на сосудах этой части Древней Греции также встречаются схематические изображения морских мотивов и жителей глубин. При этом, как и в случае с настенной росписью, используется принцип строгой симметрии.

При лабораторном анализе и сравнении характеристик находок разных частей острова также было установлено, что микенская керамика более практична, поскольку при ее изготовлении применялись высокопрочные материалы и стойкие краски.

Параллельно с развитием гончарства совершенствовались ремесла изготовления статуэток и предметов домашнего обихода из камня, глины, фаянса и слоновой кости, а также ювелирное искусство. Многие из таких изделий выглядели довольно роскошно и неповторимо. Вероятнее всего, это было связано с развитием светской культуры и появлением в среднеэлладском периоде разных классов. Так, для прослоек знати искусные шедевры служили определенным символом престижа.

Читайте также: