Критический идеализм канта кратко

Обновлено: 30.06.2024

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Творчество Канта можно разделить на два больших периода: докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.); критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта: "Критика чистого разума"; "Критика практического разума"; "Критика способности суждения".

Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, кот., рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи: Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, кот-ое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц; природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; природа находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны; все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания. В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, кот содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно кот причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (т.е. разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостериорное знание; априорное знание; "вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, кот получает человек в ре-те опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, т.е. то, кот-ое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, кот никогда не будет познана разумом.

Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, кот-ая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к кот-ым можно свести все сущее. (Т.е. нет таких вещей или явлений окр мира, кот не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются: количество; качество; отношение; модальность. (Т.е. все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

Сами категории: количества — единство, множество, цельность; качества — реальность, отрицание, ограничение; отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие; модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под кот-ым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "Критики практического разума": Какой должна быть мораль? Чт.е. моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам: чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, кот отдельный индивид воспринимает как свое собственное; м/у чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие; мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кот имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности: целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кот должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры); целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии); целесообразности духа (наличие Бога).

Социально-политические взгляды И. Канта: человек наделен изначально злой природой; видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву); был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях м/у го-вами и народами; осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества; считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Иммануил Кант – это знаменитый немецкий мыслитель, внесший огромный вклад в развитие классической философии. Его труды актуальны и по сей день. Особенно важной считается критическая философия Канта. Рассмотрим ее основные характеристики и идеи. Революционность трудов мыслителя заключается в том, что он предложил принципиально новый философский подход. Вместо того, чтобы размышлять о многочисленных проблемах бытия, Кант двинулся к самым истокам. Философ задался вопросом о границах познания человеческим разумом окружающей действительности. Именно поэтому идеи мыслителя называются критическими. Иммануил опровергнул тезис о том, что способность к познанию у человека безгранична.

Шотландское происхождение Канта (по отцу) сближает его по крови с философом, наиболее родственным ему по духу – Юмом. Походил на мать (немецкого происхождения) характером и телосложением: от неё он унаследовал впалую слабую грудь. Был хилым ребёнком, отличался слабым здоровьем, малым ростом и природной робостью и застенчивостью. В школе плохо успевал и отзывался о ней в неодобрительных выражениях. Немногим лучше было в коллегии, где он проучился семь лет. Его ум, как и ум Ньютона, развился сравнительно поздно. В нём не было признаков ранней гениальности, которой отличались, например, Лейбниц и Паскаль.

В 1746 г. умер его отец. Положение Канта стало почти отчаянным. Его опять выручил дядя, башмачник Рихтер, который на свой страх и риск издал первое произведение (брошюру) будущего величайшего философа. В нем Кант уже наметил вопрос о необходимых границах познания, сама постановка которого была чужда и богословскому догматизму, и метафизическому рационализму. Для богослова границею разума была Вера; метафизик считал область познания Безграничной. Возникает вопрос, не может ли разум исследовать свои собственные границы? В постановке и решении этого вопроса состоит главная заслуга критической философии Канта.

В 1755 г. Канту, наконец, удалось получить кафедру при Кёнигсбергском университете. Он читал лекции по математике и физике. В течение 15 лет он оставался всего лишь приват-доцентом, хотя его лекции имели значительный успех.
Только в 1770 г. (в 46 лет) Кант получил профессорскую кафедру Логики метафизики.

Достигнув 75 лет, Кант стал быстро слабеть. Физические, а затем и умственные силы оставляли его. За несколько лет до смерти он впал в маразм и катастрофически терял вес. 12 февраля 1804 г. он тихо скончался.
В творчестве Канта выделяют два периода: докритический (до 1770 г.) и критический (с 1770 г.).

В первом периоде он занимался в основном проблемами естествознания: дал правильное объяснение морских приливов и отливов под воздействием притяжения Луны, разработал оригинальную гипотезу происхождения Солнечной системы и т. д.

В рамках чистого разума Кант выступает как дуалист, а поскольку исходной реальностью и основным объектом рассмотрения является при этом человеческое сознание, то Канта можно назвать субъективным идеалистом. Его идеализм гораздо более родственен с философским реализмом, чем с идеалистическими системами вроде Картезианства, не говоря уже об учении Беркли.

Философские обобщения Канта основывались на его энциклопедических познаниях. В университете он читал курсы лекций по физике, математике, минералогии, антропологии. Одним из первых ввёл преподавание физической географии.

Кант сформулировал три Главных вопроса философии:
1) Что я могу знать? (Метафизика);
2) Что я должен делать? (Мораль);
3) На что смею надеяться? (Религия).

Основные произведения Канта:

1754/Общая естественная история и теория неба/На основе идей античных материалистов Лукреция, Эпикура и Демокрита

1759/Об оптимизме/Последняя дань догматической литературе

1763/Об отрицательных величинах и о реальном основании/Среднее положение между эмпиризмом и рационализмом

1766/Сновидения духовидца/Сближение со скептицизмом Юма

1768/О первом основании различия областей в пространстве/Переход от эмпиризма к критицизму

1781/Критика чистого разума/Главный труд – относится к Великим книгам

1786/Метафизические начала естествознания/-

1788/Критика практического разума/-

1790/Критика способности суждения/-

1793/Религия в границах чистого разума/-

1795/Трактат о вечном мире/-

1798/Спор между факультетами/-

Предметом философии отныне, согласно Канту, становится область Чистого разума (т. е. независимого от опыта). Канта интересует вопрос: как возможны в принципе такие науки, как Математика, Естествознание и Философия. Но как философ он ставит вопрос ещё шире: откуда берётся всякое знание, содержащее истины, и как оно формируется на основе первичных и ненадёжных чувственных данных. Логически безупречно Кант подводит к парадоксальному выводу: любые законы, в том числе и природы, находятся в нас самих. Пытаясь осмыслить сущность окружающего мира, мы неизбежно впадаем в неразрешимые противоречия – антиномии:

1) мир конечен – мир бесконечен;
2) всё в мире просто и делимо – всё в мире сложно и не делимо;
3) в мире есть свобода – в мире нет свободы;
4) необходимая сущность принадлежит миру – необходимой сущности нет в мире.

Существование Бога – это проблема веры, а не разума.
Кант признавал Бога в качестве создателя мира, но вся его концепция говорила о том, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы. Эта концепция впоследствии была названа гипотезой Канта-Лапласа. Также Кант высказывался о независимости нравственности от религии, вследствие ее автономности.

Согласно Канту, философия о мыслящей сущности, или о душе, может быть построена либо на основе опыта, либо на основе априорных основоположений. В первом случае это связано с эмпирической психологией, во втором – с рациональной.

Но, даже следуя категорическому императиву в своём поведении, человек может делать это по двум причинам:
1) в силу эмпирической склонности вести себя нравственно (вы уступили место старому человеку, пожалев его);
2) в силу осознания нравственного долга (вы уступаете место не из-за желания помочь, а потому что осознаёте необходимость вести себя именно так: ведь правила вашего личного поведения должны быть такими, чтобы могли стать Всеобщим законом).

Поступки первого типа Кант считает всего лишь легальными, и только поступки второго типа он квалифицирует как моральные;
Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях. Все суждения можно разделить, с одной стороны, на аналитические и синтетические, а с другой – на априорные и апостериорные.

Виды суждений и их характеристика:

Априорные/Эти суждения – доопытные и не зависящие от него (все аналитические суждения).

Апостериорные/Эти суждения – послеопытные, т. е. высказанные после того, как получена новая информация, и описывающие это опытное знание.

Согласно Канту, противоречия бывают двух видов: аналитические (логические) и диалектические. Из логических, противоречащих друг другу суждений, одно должно быть ложным. Для диалектических противоречий может случиться так, что оба утверждения окажутся ложными. Все антиномии Канта относятся к диалектическим противоречиям (см. Главу VI).

Кант различает у человека познавательные способности трёх типов – Чувственность, Рассудок и Разум, считая их основными в соответствующих сферах знания.

Вид познавательной способности/Характеристика/Сфера знания

Чувственность/Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям/Математика (арифметика и геометрия)

Рассудок/Способность к понятиям и суждениям/Теоретическое естествознание

Кант опирался на всё предыдущее развитие философии: у Аристотеля он заимствовал учение о категориях или основных понятиях рассудка, подвергнув их соответствующим преобразованиям, у Платона и других идеалистов – основные начала теории идей разума, также совершенно переработав их.

Учение Канта состоит из трех основных частей:

1) критики теоретического разума – метафизики, понимая её как отрицание старой метафизики;

2) критики практического разума (или учения о нравственности) – этики;

3) критики эстетического суждения – эстетики.

Кант определил понятие прекрасного: «Прекрасно то, что всем нравится без посредства понятий. Эстетическое удовольствие отличается от простого приятного.

Если о каком-либо философе можно сказать, что для него религия была моралью и, наоборот, мораль – религией, то это Кант. Он имел полное право сказать, что его учение есть Религия Чистого Разума.

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Читайте также: