Суды субъектов рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Субъектом государства является республика, край, область, город, автономная область, округ.

В статье 5 Конституции РФ указано, что все субъекты равноправны. Суды субъектов РФ образованы и функционируют во всех субъектах. Их название происходит от вида субъекта РФ, где он действует (верховный, областной, краевой). Необходимо отметить, что на функции судов разных по наименованию субъектов РФ не влияет вид субъекта, количество проживающих на данной территории людей, число судей и прочие факторы.

У Брянского областного суда те же самые организационно-правовые полномочия, что и у Верховного суда Татарстана.

Суды субъектов РФ – это федеральные суды общей юрисдикции, функционирующие на территории определенного государственного субъекта, а также вышестоящие судебные инстанции по отношению к судам районов, действующих на территории конкретного административного образования.

Но подобные взаимоотношения не похожи на отношения начальства и подчиненных. Районный суд, осуществляя правосудие, действует самостоятельно. При этом у суда субъекта РФ нет права вмешиваться в процесс, раздавать указания, предлагать те или иные решения и еще каким-либо образом влиять на судейство. Под инстанционностью процесса понимается возможность суда субъекта РФ отменять/изменять решения районного суда, обжалованные сторонами, их представителями или те, по которым внес представления прокурор. Решения суд субъекта РФ выносит от собственного имени и несет за это ответственность.

Полномочия суда субъекта РФ реализуются посредством подразделений. Этот суд функционирует в составе президиума суда, судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам. Помимо этого, с целью приближения правосудия к месту расположения либо месту жительства участников дела, которые находятся или живут в отдаленных краях, в состав суда субъекта РФ может быть включено постоянное судебное присутствие (по статусу оно выступает обособленным подразделением суда и осуществляет его функции).

Главой суда субъекта РФ является председатель соответствующего суда. Кроме того, в состав судебного органа входят заместители председателя суда. Судебная коллегия содержит в своем составе должности председателей конкретных коллегий. У всех перечисленных должностных лиц есть общий статус федерального судейства.

Деятельность суда субъекта РФ выполняется посредством аппарата соответствующего суда (помощник председателя суда, помощники заместителей председателя суда, помощники судей, сотрудники отделов). В структуру аппарата суда государственного субъекта входят следующие отделы:

  • кодификации и систематизирования законодательства, обобщения судебной практики;
  • судебной статистики и правовой информатизации;
  • делопроизводства;
  • обеспечения судопроизводства гражданских дел;
  • обеспечения судопроизводства уголовных дел;
  • обеспечения деятельности президиума суда.

Порядок работы аппарата суда регламентируется в Инструкции по судебному делопроизводству в республиканских Верховных Судах, краевых, областных, судах автономных округов и областей.

Полномочия суда субъектов РФ

В компетенцию суда государственного субъекта входит:

  • рассмотрение согласно подсудности дел в виде суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • обращение в российский Конституционный Суд с запросом о конституционности закона, который подлежит использованию в определённом деле;
  • исследование и обобщение судебной практики, анализирование судебной статистики;
  • выполнение прочих полномочий в соответствии с федеральным законодательством.

Обозначенные функции суд государственного субъекта выполняет посредством собственных структурных подразделений.

Коллегия судей субъекта РФ по гражданским делам и коллегия по уголовным делам составляется из количества судей этого суда. В каждую из них входит председатель и его члены.

Коллегии судей субъекта РФ в пределах собственной компетенции рассматривают:

  • в виде суда 1-й инстанции дела, относящиеся федеральным законодательством к подсудности этого суда;
  • в виде суда апелляционной инстанции дела с жалобами, представлениями на решения районных судов, принятые ими судом 1-й инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные постановления суда государственного субъекта, принятые при производстве по делу в качестве суда 1-й инстанции;
  • в виде суда кассационной инстанции с жалобами, представлениями на промежуточные судебные решения суда государственного субъекта, вынесенные при производстве по уголовным делам в качестве суда 1-й инстанции;
  • дела по новым либо только что возникшим обстоятельствам по отношению к вступившим в законную силу решений.

На специфику полномочий судебных коллегий влияет то, какие именно дела (гражданские/правовые) они рассматривают. В особенности эти различия заметны, когда судебная коллегия действует, как суд 1-й инстанции.

По гражданским отношениям судебная коллегия рассматривает дела о(об) :

  • государственной тайне;
  • приостановлении работы либо ликвидации регионального отделения, иного структурного подразделения политпартии, межрегиональных и региональных общественных организаций;
  • ликвидации местных религиозных компаний, централизованных религиозных объединений, состоящих из местных религиозных организаций, которые находятся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • запрете работы не являющихся юридическими компаниями межрегиональных и региональных сообществ и местных религиозных организаций, централизованных религиозных объединений, включающих местные религиозные организации, находящиеся в пределах 1-го государственного субъекта;
  • приостановке либо прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых в основном на территории 1-го государственного субъекта;
  • оспаривании решений избирательных комиссий государственных субъектов, избирательных комиссий округа;
  • присуждении компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки либо права на выполнение судебного акта в разумные сроки по делам, подсудным мировым и районным судам;
  • оспаривании решений экзаменационных комиссий государственных субъектов по приёму квалификационного экзамена на судейскую должность и об оспаривании действий/бездействия экзаменационных комиссий, вследствие чего кандидата на должность судьи не допустили к сдаче квалификационного экзамена.

Как апелляционная инстанция, коллегия судей по гражданским делам выступает, когда апелляционные жалобы заинтересованных личностей либо апелляционное прокурорское представление поданы на решения районных судов по гражданским вопросам, не ставших законными.

Коллегии суда по уголовным вопросам суда согласно УПК РФ подсудны следующие уголовные дела:

  • о самых тяжких преступлениях и дела о некоторых правонарушениях против правосудия;
  • переданные в суд государственного субъекта согласно с правилам о подсудности;
  • в материалах которых имеются информация, составляющая государственную тайну.

Помимо этого, в Судебную коллегию по уголовным вопросам суда государственного субъекта РФ передаются дела, по общему правилу рассматриваемые судебным органом с участием присяжных заседателей. Причем председательствующим выступает 1 из судей, входящий в состав этого суда.

Институт присяжных заседателей

Впервые такой институт ввели в процессе судебной реформы 60-х годов XIX века. По Уставу уголовного судопроизводства присяжные заседатели принимали участие в рассмотрении только уголовных дел, когда законодательством за совершение преступлений полагалось наказание, связанное с ограничением/лишением нравственного состояния.

Учреждением судебных установлений 1864 года предусматривалось избрание присяжных заседателей для участия в разбирательстве дел. Особенные временные комиссии, которые каждый год назначали уездные земские собрания, формировали по каждому уезду отдельно общие и очередные списки. В городах-столицах общие списки составляли соединенные заседания общих городских дум, а также местных уездных земских собраний.

Условия для кандидата, который стремился попасть в списки присяжных заседателей:

  • наличие российского подданства;
  • возраст – 25-70 лет;
  • проживание в уезде, в котором происходило избрание;
  • наличие определённого имущественного ценза (например, владение землёй площадью не менее ста десятин либо иным недвижимым имуществом ценой: в городах-столицах – от 2 000 руб., в губернских городах и градоначальствах – от 1 000 руб., в прочих местах –- не меньше 500 руб., либо выплата жалованья или дохода от собственного капитала, занятия, ремесла, промысла: в столицах – не меньше 500 руб., в других местах – не меньше 200 руб. ежегодно).

Многие дела рассматривали при участии присяжных заседателей в окружных судах. В определённых случаях законом предусматривалось участие присяжных заседателей в работе судебных палат и сената (при изучении материалов о должностных преступлениях чиновников выше 13 класса по Табелю о рангах, городских голов, членов городских земских и городских управ и пр.).

По Уставу уголовного судопроизводства за 3 недели до начала работы судебных заседаний из очередного списка назначали путем жеребьевки 30 заседателей для исполнения собственных обязанностей на протяжении целого периода заседаний. Параллельно из запасного списка назначали 6 запасных заседателей. Избранных заседателей извещали об этом в повестках.

В судебном заседании перечень предоставляли сторонам, чтобы они могли заявить отводы. Из количества неотведенных присяжных заседателей выбирали 12 главных (комплектных) и 2-х запасных заседателей. Все заседатели принимали присягу согласно их вероисповеданию. После присяги заседатели выбирали из окружающей среды старшину.

Потом велось судебное следствие. После того как прокурор произносил обвинительную речь старшине присяжных вручали вопросный лист, в котором указывалось обвинение подсудимого, и спрашивалось, виновен он или нет. Прежде чем присяжные заседатели отправлялись в совещательную комнату, председательствующий озвучивал напутственные слова.

Решение присяжных заседателей выносилось большинством голосов (в случае равенства решение принимали в пользу подсудимого). Старшина присяжных заседателей собственное мнение говорил последним, подсчитывал голоса и после каждого вопроса записывал решение.

Если по вердикту присяжных заседателей подсудимый оказывался невиновным, то его тут же освобождали от суда и содержания под стражей. В случае признания виновности подсудимого прокурор выносил заключение о наказании, а суд озвучивал приговор.

Институт присяжных заседателей в советские времена ликвидировали, и стал он возрождаться только в конце 80-х годов XX века.

В основах законодательства СССР о судоустройстве (от 1989 года) упоминалось: по делам о преступлениях, за совершение коих законодательством предусматривалась смертная казнь или лишение свободы на более 10 лет, виновность подсудимого может решать суд при участии присяжных заседателей. Но конкретные законодательные меры по воплощению этого положения не были предприняты.

Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года была принята Концепция судебной реформы, где указывалось: важнейшим направлением судебной реформы в РФ рассматривается признание права любого лица на разбирательство его дела судебным органом присяжных по установленному законодательству.

Законом РФ от 16.07.1993 года был возобновлен в России суд с участием присяжных заседателей. При творении закона достигнут компромисс: рассмотрение уголовных материалов судами при участии присяжных заседателей проводилось только для областных судов, к подсудности которых по 1-й инстанции относились материалы о самых тяжких преступлениях, и только в краях, выражающих согласие на введение новой формы судопроизводства. В областях, в которых суд присяжных не был введен, судебные органы рассматривали уголовные материалы о тяжких и особо тяжких преступлениях в прежнем составе.

На сегодняшний день суд с участием присяжных заседателей рассматривает уголовные материалы о преступлениях, которые в общем порядке разбирает суд субъекта РФ. В частности, рассматриваются наиболее тяжкие преступления, действия против правосудия и те, что связаны со сведениями, составляющими гостайну.

Главная разница между судом с участием присяжных заседателей и обычным судом состоит в том, что судебное рассмотрение уголовных дел разделяется на 2 этапа. На 1-м этапе ведущую роль играют присяжные заседатели, активно участвующие в изучении доказательств.

Присяжные заседатели после опроса вызванных лиц сторонами имеют право через председателя обращаться к ним с вопросами. Кроме того, присяжные заседатели изучают прочие доказательства (те которые содержатся в материалах уголовного дела и те, которые непосредственно представлены в суд сторонами).

После завершения судебного следствия присяжные заседатели задаются вопросами, подлежащими выяснению в случае постановления вердикта. Для каждого из преступлений, в совершении которого обвиняют подсудимого, ставят 3 ключевых вопроса:

  • есть ли доказательство, что деяние имело место;
  • есть ли доказательство, что данное деяние совершено подсудимым;
  • есть ли вина подсудимого в совершении преступления.

После формулировки вопросов председатель обращается к присяжным с напутственной речью.

Присяжные заседатели все обсуждения ведут в совещательной комнате и принимают решения посредством голосования. В ходе обсуждения поставленных вопросов присяжные должны стремиться принимать единодушные решения. Если мнения разделились, тогда решение принимается в ходе голосования. Обвинительный вердикт принимается в случае, когда за утвердительные ответы проголосовала большая часть присяжных заседателей. Оправдательный вердикт принимается также, если за отрицательный ответ на какой-либо вопрос проголосовало не менее 6 присяжных.

При вынесении вердикта о невиновности подсудимого председатель объявляет его оправданным. В случае вынесения обвинительного вердиктам председатель изучает информацию о личности подсудимого, после этого ставит обвинительный приговор и определяет вид и степень наказания.

Коллегия по уголовным вопросам суда субъекта России рассматривает уголовные материалы, по которым на приговор либо другое решение районного суда, не имеющие законную силу, была подана апелляционная жалоба либо представление. Еще к апелляционному рассмотрению допускаются промежуточные решения суда, выносимые при разбирательстве уголовных дел.

По новым либо только что возникшим обстоятельствам судебные коллегии рассматривают материалы в тех случаях, когда раньше они разбирали их в качестве суда 1-й инстанции, а в дальнейшем решения отменил вышестоящий суд.

Президиум суда субъекта РФ

В президиум суда субъекта РФ входит председатель суда, заместитель председателя суда, а также другие судьи. Состав утверждает Президент России по представлению Председателя Верховного Суда и в случае наличия положительного заключения квалификационной судейской коллегии.

Президиумом суда государственного субъекта рассматриваются гражданские и уголовные дела (при равных полномочиях). Кроме того, в его ведении находятся иные вопросы.

Президиум суда субъекта РФ:

  • рассматривает вопросы по кассационным жалобам на законные решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения суда государственного субъекта и вопросам по новым либо только что возникшим обстоятельствам;
  • утверждает составы судебной коллегии по уголовным/гражданским вопросам из количества судей данного суда;
  • изучает материалы по судебной практике и статистике;
  • заслушивает отчёты председателей коллегий суда об их деятельности, разбирает вопросы деятельности аппарата суда;
  • выполняет другие полномочия согласно федеральному законодательству.

Заседания президиума происходят не реже 2-х раз за месяц. Постановления президиума принимаются в виде открытого голосования его членами, участвовавшими в голосовании, затем они идут на подпись председателю.

Определенные полномочия имеют должностные лица суда государственного субъекта.

Председатель суда субъекта России обладает всеми компетенциями этого судебного органа. Вместе с тем он:

  • выполняет деятельность по организации суда и работе коллегий;
  • утверждает правила внутреннего распорядка судебного органа;
  • собирает президиум суда и выполняет роль председателя на заседаниях;
  • распределяет функции между заместителями и судьями;
  • организует деятельность по повышению квалификации членов судейства и сотрудников аппарата суда;
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления об аттестации судей и о приостановлении/прекращении их полномочий;
  • дает в квалификационную судейскую коллегию государственного субъекта представления о дисциплинарном взыскании с судей;
  • организует деятельность судебного органа по приёму граждан и разбору предложений, заявлений, жалоб;
  • руководит работой аппарата суда;
  • выполняет другие функции по организации работы судебного органа.

Заместители председателя суда государственного субъекта параллельно с реализацией полномочий судей:

  • руководят деятельностью судебных коллегий и аппарата суда согласно распределению обязанностей;
  • могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда;
  • при отсутствии председателей коллегий суда по гражданским/уголовным вопросам выполняют ряд их функций.

При отсутствии председателя суда субъекта РФ один из заместителей осуществляет его полномочия.

Председатели судебных коллегий суда субъекта РФ наряду с осуществлением полномочий судьи реализуют следующие функции:

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ.

Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Состав и структура суда субъекта РФ.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения:

2) судебную коллегию по гражданским делам;

3) судебную коллегию по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа наделен следующими полномочиями:

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

– заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

– рассматривает вопросы работы аппарата суда;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

– руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

– созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

– распределяет обязанности между заместителями председателя;

– организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.




Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

– образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

– представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Компетенция судов субъектов РФ.

Суды субъектов РФ обладают следующими полномочиями:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Состав и структура суда субъекта РФ.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения:

2) судебную коллегию по гражданским делам;

3) судебную коллегию по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа наделен следующими полномочиями:

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

– заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

– рассматривает вопросы работы аппарата суда;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании, и подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

– руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

– созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

– распределяет обязанности между заместителями председателя;

– организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

– организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

– ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

– осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

– председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

– осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

– образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

– представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

– осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

С 01.01.2023 в ч. 2 ст. 4 вносятся изменения (ФКЗ от 08.12.2020 N 7-ФКЗ).

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

(в ред. Федерального конституционного закона от 29.07.2018 N 1-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 4-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 ч. 4 ст. 4 излагается в новой редакции (ФКЗ от 08.12.2020 N 7-ФКЗ).

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Одобрен
Государственной Думой
28 января 2011 года

Одобрен
Советом Федерации
2 февраля 2011 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Система судов общей юрисдикции

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) кассационные суды общей юрисдикции;

2) апелляционные суды общей юрисдикции;

3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

5) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

6) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Порядок создания и упразднения судов общей юрисдикции

1. Федеральные суды общей юрисдикции создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Общая численность мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Статья 4. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

1. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Суды общей юрисдикции рассматривают:

1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;

2) все уголовные дела;

3) иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

3. Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 6. Финансовое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

1. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие.

3. Материально-техническое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Читайте также: