Свод гражданского права юстиниана кратко

Обновлено: 05.07.2024

Создание свода законов стало возможным благодаря чрезвычайно благоприятным условиям: в Восточной Римской империи процветала промышленность и торговля, наука римского частного права вновь достигла высокого уровня, а честолюбивый император Юстиниан стремился возродить Римскую империю в полном блеске и раз и навсегда установить прочный правопорядок.

Юстиниан стремился сохранить для будущего все богатство классического права, но в то же время модернизировать его и приспособить для использования в Восточной Римской империи. Юстиниан поручил эту задачу Трибониану, доверив ему как председателю комиссии компиляторов самому определить ее состав. Ее членами стали профессоры и адвокаты при суде. Комиссия работала чрезвычайно быстро, закончила свою работу за три года.

Комиссия была создана в 530 г. из семнадцати членов под руководством Трибониана, при активном участии константинопольского преподавателя Теофила и беритского Дорофея.

Задачей комиссии было отобрать из классического наследия то, что еще сохранило силу и могло быть использовано в качестве основы. Комиссия проделала огромную работу, исследовала две тысячи книг, три миллиона строк. В результате был создан монументальный труд в пятидесяти книгах — Дигесты.

Первая книга посвящена общим вопросам права; вторая — сорок шестая книги — частному праву; сорок седьмая — сорок восьмая — уголовному праву; сорок девятая — апелляциям[11]; пятидесятая — адмиии- стративному праву, юридическим дефинициям и правилам. За исключением тридцатой — тридцать второй книг каждая книга подразделялась на титулы, титулы — на фрагменты; в средние века крупные фрагменты были разбиты на параграфы. Всего в Дигестах были собраны работы 39 юристов.

Таким образом, в Дигестах искусно была представлена в разрезе наиболее значительная эпоха римской науки права.

Юстиниан узаконил этот труд, ввел его в действие с 30 декабря 533 г. и строго запретил любые комментарии к нему, имеющие полемический или критический характер.

Дигесты представляли компромисс между теоретиками и практиками.

Также одновременно были составлены Институции Гая в четырех книгах.

Этим сборникам была придана сила закона.

Свод законов Юстиниана содержал все то, что компиляторы сочли наиболее важным из произведений классических юристов, а также ценные приобретения постклассического права и юстиниановой реформы. В принципе, компиляторы стремились продолжить римские традиции, но преследовали практические цели. Юстинианов свод законов должен был надежно служить тогдашнему и будущему обществу. Поэтому они без колебаний отбрасывали все изжившее себя, упрощали чрезмерно сложные установления и вводили необходимые новшества. Так они создали сравнительно простое, неформальное и технически зрелое право, которое легло в основу ряда юридических систем европейского континента.

Необходимо отметить, что вся кодификация до XII в. называлась по отдельным своим частям, затем именовалась Сводом Юстиниана.

В Своде гражданского права Юстиниана сочетались римские правовые традиции и нововведения, диктовавшиеся практическими потребностями. Были исключены устаревшие и упрощены слишком сложные нормы. Свод гражданского права Юстиниана отличался сравнительной простотой, отсутствием излишнего формализма, высокой юридической техникой. Его нормы стали базой для последующих нормативно-правовых сборников.

Первая половина VI в. н. э. Важным являются: Дигесты

То, что собрано воедино. Включали 50 книг, каждая представляет высказывания, фрагменты работ юристов, всего 9800 фрагментов.

В Дигестах заключено все частное и публичное право, т. е. все римское право.

  • были обязательны;
  • более просты;
  • более жизнеспособны;
  • это пособие по основам римского права, содержащее изложение его базовых положений и призванное служить введением в изучение действующего права.

В их основе лежат Институции Гая, II—VI вв. Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов.

Эти Институции получили официальный характер, приобрели силу закона.

  • лица;
  • вещи;
  • обязательства;
  • иски.

Институции Гая отличались четкой систематизацией и ясностью изложения, поэтому они и пользовались чрезвычайной популярностью и многократно переписывались. В то же время они не отличались глубиной изложения выдающихся современников Гая. Однако для истории правоведения они бесценны, так как являются единственным произведением классического права, сохранившимся почти полностью — в виде рукописи V в. Хотя оригинальный текст подвергнут переработке, это не влияет на общую историческую ценность произведения — практически единственного источника сведений о древнеримском и классическом судопроизводстве.

Свод законов (Кодекс) Юстиниан представляет собой свод римских законов, собранных, отсортированных и обновленных по приказу византийского императора Юстиниана I в первой половине века VI н.э.

Характеристика кодекса

Этот сборник, написанный на латыни, включал 4700 статей, разделенных на двенадцать книг, и охватывал все аспекты римского законодательства. Имперские конституции перечислены под каждым заголовком в хронологическом порядке. Самая старая из них датируется императором Адрианом (117–138), самые последние – 534 годом.

  • книга I - церковное право,
  • книга II – судебная процедура,
  • книги III-VIII – частное право,
  • книга IX - уголовное право,
  • книга X – налоговое право,
  • книги XI и XII – административное право.

Кодекс устанавливал, что отныне только император был источником закона, а магистраты лишь применяли этот закон.

  • слабые были защищены,
  • освобожденные рабы немедленно становились гражданами,
  • все граждане равны, независимо от происхождения и продолжительности их гражданства.

В семейном праве Юстиниан снизил отцовскую власть, запретив nox datio, позволявшую отцу семейства передать своего ребенка в качестве компенсации за причиненный им ущерб. Имущество детей не являлось собственностью отца, которому принадлежал только узуфрукт (вещное право пользования чужим имуществом).

Юстиниан также снижает супружескую власть, санкционируя развод без уважительной причины и повторные браки. Он смягчает наказание за прелюбодеяние женщин и признает за бедными женщинами, вышедшими замуж без приданого, право наследования имущества их мужей, при этом, женщины, вступающие в брак с приданым, сохраняют за собой право собственности на него.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается наследства, наследники имели право инвентаризации, ограничивая свой вклад в обязательства по наследству суммой активов (это правило до сих пор встречается во французском наследственном праве). Наследники могли добровольно принимать наследство или отказаться от него. Дети, рожденные вне брака, имели право на часть наследства своих родителей.

В уголовном праве Юстиниан снижает степень тяжести нанесения увечий, таким образом запрещая обрезание обеих рук и обеих ног для преступников и запрещая нанесение увечий ворам.

Причины разработки нового свода законов и его значение

Юстиниана считают величайшим императором в истории Византийской империи или последним великим римским императором до того, как Восточная Римская империя начала отделилась от Римской империи, прямым преемником которой он являлся. Юстиниан I последний император, который стремится восстановить единство и универсальность Римской империи. В V веке немцы захватили римские территории Западной Европы и Северной Африки. Военными завоеваниями Юстиниану удалось вернуть:

  • большую часть Италии,
  • часть Северной Африки,
  • юг Испании.

Чтобы объединить свою империю, он хотел дать ей полноценный свод законов. Поклонник римлян, Юстиниан хотел обновить существующее римское право и адаптировать его к новой политической и религиозной ситуации. Его стремление воссоздать универсальную Римскую империю сливалось с его стремлением к единой и универсальной христианской вере. Христианство стало официальной религией империи, но было множество ересей, которые разделяли христиан, и император объявил им бой, потому что они угрожали единство империи.

Кодекс Юстиниана был составлен комиссией имперских чиновников и профессоров юридических школ под председательством юриста Трибониена. Для работы комиссия использовала существующие кодексы, которые уже пытались использовать в римском праве, восходящем к Закону Двенадцати таблиц середины V века до н.э.

Юристы исключали тексты, которые казались им беспредметными, и вносили необходимые изменения в тексты, которые они решили использовать в новом кодексе. Несмотря на их усилия, между разными статьями есть повторы или противоречия. В основе Кодекса Юстиниана лежали такие работы как:

  • Дайджест (сборник цитат правоведов Римской республики и Римской империи),
  • Кодекс Григориана,
  • Кодекс Гермогена,
  • Кодекс Феодосия.

Кодекс стал собранием имперских конституций (законодательных актов), опубликованных со времен Адриана. По сути, это всего лишь обновление Кодекса Феодосия 438 года.

Первое издание вышло в 529 году. Второе издание появилось в 534 году, оно было дополнено 200 новыми законами Юстиниана и 50 решениями по спорным вопросам.

После того, как Кодекс был отредактирован, Юстиниан отменил все старые законы и запретил любое изменение текста Кодекса. В отличие от римских времен, магистраты больше не предлагали законы, а только применяли их.

Кодекс Юстиниана использовался по-разному. В Византийской империи, где использовался греческий язык, Кодекс, написанный на латыни, столкнулся с трудностями при применении юристами. Кроме того, он противостоял многим местным обычаям.

В Западной Европе юристы не использовали его и применяли кодекс Феодосия (один из источников кодекса Юстиниана). Только Институты, собрание цитат на латыни, были введены в Италии. В Галлии и Испании было использование Бревиария Алариха (Аларих был вестготским королем), который является кратким изложением Феодосийского кодекса.

Кодекс Юстиниана был заново открыт в XII веке благодаря Болонскому университету в Италии. С XII века Кодекс Юстиниана стал применяться в Западной Европе, он стал источником преподавания римского права, которое легло в основу гражданского права многих европейских стран.


Первоначально свод состоял из 3 частей:

    (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).
  • Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).
  • Кодекса Юстиниана.

Содержание

Содержание

Кодекс Юстиниана

Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani ) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.

Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.

Кодекс состоит из 12 книг, книги из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones ), а они, в свою очередь, на параграфы.

Кодекс Юстиниана сохранился лишь в изданиях Corpus juris civilis, то есть не в полном оригинальном виде. Веронский палимпсест начала VII века, содержавший в себе полный текст Кодекса, сохранился не целиком. Остальные древнейшие рукописи Кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг Кодекса. Они начинают пополняться с XI века. В конце XII века появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием tres libri.

Греческие конституции, содержащиеся в Кодексе, которые всегда выпускались западными рукописями (лат. Graeca non leguntur ), были прибавлены только к печатному изданию XVI века по источникам церковного и светского права Византийской империи.

Дигесты

Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе

Институции

Новеллы

Corpus juris civilis и рецепция римского права

Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права.

Создание К. Ю.

Уже в самом начале своего правления имп. Юстиниан поставил задачу систематизации правоустановительных актов. Конституция Haec quae necessario (вводные конституции Юстинианова Свода принято называть по их первым словам), содержавшая программу создания нового кодекса имп. постановлений, была принята 13 февр. 528 г. Поскольку с момента издания Кодекса Феодосия прошло уже почти 100 лет и за это время было принято множество имп. постановлений, Юстиниан счел необходимым составить новый кодекс конституций рим. императоров.

Похожие распоряжения содержатся в программных конституциях относительно порядка расположения имп. постановлений в кодексах: конституции должны быть распределены по титулам и расположены в хронологическом порядке, более ранние по времени принятия - в начале титулов, более поздние - вслед за ними (CTh. I 1. 6; Haec. 2).

Вместе с тем составители нового К. Ю. получили более широкие по сравнению с составителями Кодекса Феодосия полномочия по редактированию текстов имп. конституций. Они имели право составлять из неск. имп. конституций одну, если элементы одной и той же правовой нормы выражены в различных конституциях (Haec. 2). Это право наряду с правом добавлять, устранять или изменять слова имп. конституций (Haec. 2) открывало перед юстиниановскими компиляторами самые широкие возможности по внесению изменений в нормативно-правовой материал (см.: Липшиц. 1976. С. 80).

Юридическая доктрина

Введение в действие нового К. Ю. 50 решений

В этой конституции утверждается определенная система иерархии имп. конституций и юридической доктрины как основных форм позитивации права. Император устанавливает, что для разрешения всех судебных споров достаточно цитировать в суде те имп. конституции, к-рые включены в новый К. Ю., присоединив также труды древних толкователей права (Summa. 3). Действует та редакция имп. конституции, к-рая принята в К. Ю.; в суде запрещается ссылаться на иную редакцию постановления императора, приводимую в сочинениях древних юристов. Далее, суждение представителя юридической доктрины имеет законную силу только в том случае, если оно не противоречит правовым нормам, содержащимся в имп. конституциях нового К. Ю. (Summa. 3).

Юридическая доктрина получает, т. о., значение субсидиарного (дополнительного) источника права. Вместе с тем признается правовое значение отдельных доктринальных правоположений в качестве толкований норм, устанавливаемых в имп. конституциях, или же для восполнения пробелов в имп. законодательстве ( Falchi. 1989. P. 100).

В число 50 решений можно включить имп. постановления о ведении чужих дел без поручения (CJ. II 18. 24), об узуфрукте (СJ. III 33. 12-16), об уплате недолжного (СJ. IV 5. 10-11), о правовых последствиях стипуляции общего раба (СJ. IV 27. 2) ( Falchi. 1984. P. 124-126. N 13).

К. Ю. 2-го издания. Конституция Cordi

Комиссию по изданию нового кодекса имп. конституций вновь возглавил Трибониан; в состав комиссии вошел Дорофей, ученый-юрист из Бейрута, а также адвокаты суда префекта К-поля Мены Константин и Иоанн. Во 2-ю редакцию К. Ю. не вошли утратившие юридическую силу имп. постановления; кроме того, нормативно-правовой материал кодекса был очищен от повторений и противоречий.

Составители К. Ю. получили широкие правомочия по редактированию имп. конституций: они могли удалять, дополнять и изменять их тексты. Имп. постановления, изданные до момента обнародования К. Ю. и не включенные в него, утрачивали юридическую силу. Инструкции по обнародованию кодекса совпадают с инструкциями по обнародованию Институций и Дигест.

Состав К. Ю. Источники

В своем издании Кодекса Феодосия Моммзен утверждал, что часть конституций без даты издания, принятых императорами Феодосием II и Валентинианом III и включенных в К. Ю., может происходить не из Кодекса Феодосия, а из иного источника ( Mommsen Th. Prolegomena in Theodosianum // Theodosiani libri XVI. 1905. P. CCCV-CCCVI). Предполагается, что не из Кодекса Феодосия происходит конституция CJ. V 4. 19 от 405 г. ( Gaudenzi A. L'opera di Cassiodoro a Ravenna // Atti e memorie della R. Deputazione di storia patria per le provincie di Romagna. Ser. 3. Bologna, 1885/1886. Vol. 4. P. 458), однако нельзя исключить и возможность того, что ее отсутствие в Кодексе Феодосия обусловлено плохой сохранностью этого памятника.

Сомнения в общепринятой гипотезе выражают и совр. исследователи. Так, существует мнение, что не могли быть заимствованы ни из Кодекса Феодосия, ни из Диоклетиановых кодексов вошедшие в К. Ю. постановления, изданные императорами Константином и Лицинием (CJ. III 1. 8; VI 1. 3; VII 22. 3; 16. 41 - Cuneo. 2003; ср.: Corcoran. 1993).

Структура К. Ю.

Кодекс 2-го издания состоит из 12 книг. Книги разделены на титулы. Титулы имеют наименования и включают фрагменты имп. постановлений, расположенные в хронологическом порядке.

Вопрос о рескриптах рассматривается только в 23-м титуле 1-й кн. На том основании что титул о рескриптах помещен отдельно от титулов, в которых рассматриваются имп. конституции как источник права, Ф. Де Виссер пришел к выводу: при имп. Юстиниане рескрипты утратили всякую юридическую силу ( Visscher. 1949. P. 353-370). Однако император признает правовое значение рескриптов, которое заключается в том, что они становятся актами офиц. толкования норм права ( Bassanelli Sommariva. 1983). Далее в 1-й кн. К. Ю. рассматриваются обязанности чиновников различного ранга (титулы 24-57).

Книги 2-8 посвящены частноправовым институтам, при этом материал организован в целом в соответствии с системой Вечного Эдикта. В 9-ю кн. включены положения уголовного материального и уголовного процессуального права. В книгах 10-12 рассматриваются вопросы, касающиеся права фиска, налогов и сборов, а также чиновничьей иерархии.

Структура К. Ю. во многом совпадает с системой Кодекса Феодосия в отношении частного и публичного права ( Rotondi. 1914. P. 209-210; Mommsen Th. Prolegomena in Theodosianum // Theodosiani libri XVI. 1905. P. XIII-XXX). Впрочем, в нек-рых случаях юстиниановские компиляторы воспроизводили название титула Кодекса Феодосия, но не включали ни одной конституции из него. Причиной этого можно считать в первую очередь плохую сохранность соответствующих титулов кодексов (и прежде всего Кодекса Феодосия). Кроме того, можно предположить, что составители К. Ю. первоначально воспользовались структурой Кодекса Феодосия, заимствовав его деление на рубрики и наименования титулов, а затем стали распределять по этим титулам соответствующие фрагменты конституций. Не исключена вероятность того, что в части, касающейся частного права, юстиниановские юристы ориентировались на рубрикацию не Кодекса Феодосия, а Диоклетиановых кодексов, как и составители Кодекса Феодосия. В этом случае из-за общности прототипа наименования и порядок расположения титулов Кодекса Феодосия и К. Ю. совпадают, а их нормативно-правовое содержание различается ( Rotondi. 1918. P. 104-106).

Нормативно-правовой материал организован в К. Ю. более последовательно и логично, на более высоком уровне юридической техники, чем в Кодексе Феодосия ( Giomaro. 2003). Наиболее существенное отличие структуры К. Ю. заключается в перенесении титулов по церковно-правовой проблематике в самое начало кодекса.

Публикация

Имп. Юстиниан разрешил частным писцам изготавливать и продавать копии изданных им кодексов, в т. ч. и К. Ю. 2-го издания (Tanta. 22; ср.: Wallinga. 1989. P. 93), установив при этом строгие правила изготовления копий. Копии К. Ю., подписанные императором, должны были быть сначала разосланы в провинции империи (Summa. 5), а затем уже могли копироваться писцами.

Сохранность текста

Рукописи

Сложность реконструкции текста К. Ю. состоит прежде всего в неоднозначности и неравнозначности 2 традиций его передачи - западной и восточной. Если в зап. традиции не воспроизводились греч. конституции, то в восточной лат. часть К. Ю. была переведена на греч. язык и поэтому доступна только в переводе и пересказе. Перед совр. издателями К. Ю. стояла сложная задача соединения этих 2 традиций.

Древнейшей рукописью К. Ю. 2-го издания является Веронский палимпсест VI в. (CLA IV 513 = Verona. Bibl. Capit., LXII (LX); возможно, нач. VII в.), к-рый воспроизводит текст кодекса со значительными пропусками: в нем нет фрагментов книг 4-8 и 11-12; отсутствуют или неверно указаны инскрипции имп. постановлений (Krüger. 1874).

Текст К. Ю. в западной традиции

Рукописей полного текста кодекса периода раннего средневековья, за исключением Веронского палимпсеста, не сохранилось. Существуют эпитомы (сокращенные редакции текста) К. Ю. достаточно позднего происхождения (XI в.), к-рые, по-видимому, были созданы для нужд практикующих юристов. В них нередко нет и надписей и подписей к имп. постановлениям. Еще одна их особенность - отсутствие 3 последних книг К. Ю., однако нельзя установить, сознательно ли они исключались из рукописей или просто утрачены.

С кон. XI в. появляются рукописи, включающие неэпитомированный текст К. Ю. Уже эпитомы содержат схолии, в которых воспроизводятся имп. постановления, исключенные из основного текста. Рукописи XII в. представляют собой восстановленный текст К. Ю.: по-видимому, к эпитомированным текстам прибавлялись исключенные из них постановления. Можно предположить, что у переписчиков (не обязательно профессиональных: в ряде случаев переписывать рукопись могли юристы для собственных нужд) были древние экземпляры полного текста кодекса, по которым они и дополняли эпитомы, не переписывая их полностью. В данном случае проблему составлял порядок расположения имп. постановлений. К числу таких эпитом К. Ю. относится рукопись Pistoia ms. C 106, рукопись из Парижской национальной б-ки Paris. lat. 4516 и рукопись из Дармштадта Ms. 2000. Первая рукопись воспроизводит только нек-рые лат. конституции из книг 1-8; сохранилась почти треть текста этих книг К. Ю. (Krüger. 1877. P. V).

Самыми ранними рукописями, содержащими восстановленный текст К. Ю., в наст. время считаются берлинские рукописи (Berolin. Preuss. lat. Fol. 272 и 273), а также рукопись из Монпелье (Biblioth. Universitaire. Sect. de Médicine. Montispessulanus H. 82).

В эпоху глоссаторов многочисленные рукописи (т. н. болонские кодексы - Codices Bononienses, к к-рым относятся в т. ч. рукописи Berolin. lat. Fol. 273 и Montispessulanus H. 82) содержали 2 части текста К. Ю.- книги 1-9 (сохр. не менее 200 рукописей) и книги 10-12 (сохр. ок. 100 рукописей, в т. ч. Paris. lat. 4537; Bodl. Selden. B 15; Vindob. lat. 2130). Недостатком этих рукописей является то, что в них имеются многочисленные исправления и дополнения, которые вносили произвольно сами переписчики.

Источником сведений о К. Ю. являются также западные канонические сборники, в к-рые были включены его фрагменты. К их числу следует отнести Excerpta Bobiensia, Lex Romana canonice compta, Collectio Anselmo dedicata.

Lex Romana canonice compta (Capitulae legis Romanae) Крюгер датировал IX в. (Corpus iuris civilis. Vol. 2: Codex Iustinianus. P. III). В это собрание вошли фрагменты книг 2-8 К. Ю. Collectio Anselmo dedicata содержит фрагменты К. Ю., включенные в Lex Romana. Между этими 2 источниками, по-видимому, нет зависимости - скорее речь идет об общем прототипе, причем, по-видимому, это не было оригинальное издание К. Ю. Excerpta Bobiensia (Regulae ecclesiasticae), датируемые IX в., содержат помимо новелл Юстиниана 18 конституций из 1-й и 3-й книг К. Ю.

Текст К. Ю. в восточной традиции

Издания и переводы

Первые издания К. Ю. связаны с деятельностью гуманистов. Сведения о том, какими именно рукописями они пользовались, отсутствуют: возможно, эти рукописи были впосл. утрачены. Так, Крюгер полагал ( Kr ü ger. 1877. P. XI), что рукопись, использованная Г. Галоандером при издании К. Ю.,- т. н. ms Egnatianum - утеряна (эта рукопись была получена Галоандером от венецианского гуманиста Дж. Б. Чипелли (псевдоним Эгнациус). Однако Г. Долезалек идентифицирует данную рукопись как сохранившийся Berolin. MS lat. Fol. 272 ( Dolezalek. 1985. Bd. I. 1. S. 148).

Впервые К. Ю. был издан в 1475 г. в Нюрнберге и в Майнце; в оба эти издания включена глосса Аккурсия. Все 12 книг К. Ю. издал Галоандер ( Haloander. 1530).

В 1583 г. К. Ю. впервые был опубликован вместе с др. текстами имп. Юстиниана в составе Corpus iuris civilis Д. Годфруа (Дионисием Готофредом). Это издание содержит не только все 12 книг К. Ю., но и греч. конституции ( Kr ü ger. 1867; Tort-Martorell. 1989).

Стандартным остается снабженное полным критическим аппаратом издание К. Ю., подготовленное Крюгером (editio maior - Kr ü ger. 1877). Текст с сокращенным критическим аппаратом вошел в Corpus iuris civilis (editio stereotypa) Моммзена.

Издание Крюгера, несмотря на то что оно по-прежнему остается основным инструментом работы исследователей, неоднократно становилось объектом обоснованной критики. Прежде всего нарекания вызывает сама концепция ученого, лежащая в основе издания. Крюгер полагал на основании анализа рукописей Pistoia. 106, Paris. lat. 4516 и Darmstadt. 2000, что т. н. сокращенные (epitomati) рукописи К. Ю. имеют один общий архетип, Epitome Codicis; т. о., он ставил перед собой задачу реконструировать эту древнюю эпитому К. Ю. ( Kr ü ger P. Über die Epitome und die Subskriptionen in vierten Buch des justinianischen Codex // ZRG. 1869. Bd. S. 1-25; Idem. 1877. P. XVI). Однако совр. исследования выявили несколько групп рукописей К. Ю., которые не могут быть сведены к единому прототипу (см.: Tort-Martorel. 1989, в особенности P. 14-19). В частности, датируемые XI в. Fragmenta Vallicelliana (Vallic. Carte XII 3) и рукопись из б-ки Вюрцбурга (Würzburg Universitatsbibliothek. M.p.j.f.m.2) представляют собой самостоятельную, отличную от реконструированной Крюгером традицию передачи текста К. Ю. (см.: Corcoran S. New Subscripts for Old Rescripts: The Vallicelliana Fragments of Justinian Code Book VII // ZSRG.R. 2009. Bd. 126. S. 401-422).

Церковно-правовая проблематика

Существенные изменения коснулись содержания титулов. Так, 1-й, вводный титул значительно расширен по сравнению с введением в 16-ю кн. Кодекса Феодосия и содержит подробное изложение догматов. В первые титулы К. Ю. включено множество постановлений, принятых именно Юстинианом, а не его предшественниками ( Giomaro. 2003. P. 166. N 25).

Большое внимание в К. Ю. помимо догматов веры уделяется канонам. Они получают силу закона, принятого императором (CJ. III 44. 1). Противоречащие канонам прагматические санкции лишаются юридической силы (CJ. II 12; III 41. 19; III 46. 12; 4. 29 pr.). Помимо раздела, посвященного собственно церковному праву, в К. Ю. в ряде др. титулов содержатся церковно-правовые нормы. Так, 12-й титул 3-й кн. посвящен религ. праздникам; 44-й титул той же книги - процедуре похорон и местам захоронений. В 5-й кн. содержатся нормы, регулирующие брачно-семейные отношения: 4-й титул посвящен общим вопросам признаваемого правом брака; титулы 5-7 - незаконным союзам; 9-й титул - повторным бракам и их правовым последствиям; в 17-м титуле рассматриваются основания для развода, процедура развода и его последствия. В 13-м титуле 9-й кн. устанавливается наказание за похищение посвятивших себя Богу дев и вдов.

Изд.: Haloander Gregorius. Codicis DN Iustiniani Sacratiss. Principis ex repetita praelectione Libri XII. ex fide antiq. Exemplarium, quoad fieri potuit / a Greg. Haloandro diligentissime purgati recognitique. Nuremberg, 1530; Codex Iustinianus / Excudebat Nicolaus Edoardus, Campanus. Lugduni, 1558; Corpus iuris civilis / Ed. D. Gothofredus. Lyon, 1590. Vol. 4; Kr ü ger P., ed. Codicis Iustiniani Fragmenta Veronensia. B., 1874; idem, ed. Codex Iustinianus. B., 1877; Corpus iuris civilis / Ed. P. Krüger. B., 19152. Bd. 2; Corpus iuris civilis / Ed. A., M. Kriegel, E. Herman, E. Osenbruggen. 1-17 Aufl. Lpz., 1833-1887. Vol. 2; Corpus iuris civilis / Ed. J. L. G. Beck. Lpz., 1829-1837. Vol. 2.

Читайте также: