Крестовые походы и византия кратко

Обновлено: 30.06.2024

Источники:
Ф.И. Успенский (1845-1927). История крестовых походов.
Руа. История рыцарства.

Спасибо, очень познавательно!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.

Крестовые походы были вызваны:

  • Стремлением освободить Святую землю;
  • Желанием распространить влияние католической Церкви на восток.
  • Бедственным положением, сложившимся в Европе в результате экономического кризиса и демографической ситуации.

До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.

Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)

Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.

  • Из северной Франции выступило войско под предводительством Гуго Великого (Гуго Вермандуа).
  • Из центральной Франции выдвинулось войско, которое вел Готфрид Бульонский.
  • Боэмунд Тарентский командовал выходцами из Италии. Крестоносцев южной Франции вел Раймунд IV.
  • Роберт Нормандский был предводителем войска из северо-западной Франции.

Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.

В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:

  • Графство Триполи;
  • Княжество Антиохия;
  • Графство Эдесское.

История походов крестоносцев

Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.

Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)

Второй Крестовый поход возглавили:

  1. Французский король Людовик VII;
  2. Германский император Конрад III Гогенштауфен.

Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:

  • Некачественное продовольствие;
  • Болезни.

Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.

В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.

Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)

В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.

Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.

Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.

Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.

Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)

Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.

Итоги Крестовых походов

Другие Крестовые походы

Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.

Последствия Крестовых походов

Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:

  • Крестоносцы принесли с собой секрет изготовления бумаги;
  • Европейцы узнали о шахматах;
  • Научились выращивать рис, арбузы, лимоны и другие культуры;
  • В Европе стали строить бани и ветряные мельницы.

В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Великая пятилетняя война 1187–1192 гг. в Палестине не оправдала тех ожиданий и средств, что вкладывал в неё Запад. Хотя, удалось остановить продвижение Саладина, восстановить, по большей части, береговую линию Леванта, создать крепкую оперативную и тыловую базу на Кипре — это было совсем не то, чего желала католическая Европа. Главный святой город христианства — Иерусалим оставался в руках неверных, несмотря на громкие имена королей, что приняли крест, чтобы отвоевать Гроб Господень. В поисках ответа о причинах неудач доходили до крайностей, рассуждая о невинной душе, попирающей дьявола: это вылилось в итоге в печально знаменитый детский крестовый поход 1212 года. Более трезвомыслящие видели корень зла в отсутствии единого руководства и стратегии, что распыляло силы и сводило на нет все усилия. Предлагалось вести дело под чётким руководством Рима и Папы. Во всей этой широкой дискуссии проглядывалось одно общее желание – продолжить крестоносную миссию, несмотря на неудачи, и продолжить как можно скорее.

Рождение нового похода

Если между первым и вторым крестовыми походами прошло полвека, между вторым и третьим – сорок лет, то промежуток между третьим и четвертым составил только двенадцать и, по сути, был делом одного поколения. Зарождение нового крестового похода проходило на фоне стремительного усиления немецкой империи Гогенштауфенов и такого же стремительного ослабления византийской империи Ангелов. После обретения путем брака короны сицилийско-норманнского королевства германский император Генрих VI наследовал претензии нормандцев к Византии. Угрожая вторжением, он вынудил последнюю платить ему ежегодную дань (1195 г.). 31 мая 1195 г. император принял крест. Генрих VI действительно готовился к крестовому походу, дабы завершить дело своего отца Фридриха Барбароссы.

Поход был назначен на 1197 г. Были проведены большие приготовления, собраны флоты из нижненемецких земель и южной Италии, комплектовалась большая армия. В Палестину крестоносное войско во главе с герцогом Генрихом Брабантским и рейхсканцлером Конрадом отправилось в сентябре 1197 г. Император должен идти следом, но задержался по неотложным делам и внезапно умер в Мессине 28 сентября от малярии. Немецкая армия, успев занять разрушенный Сидон и полуразрушенный Бейрут, получила горькие вести о кончине монарха и заторопилась на родину. Злой рок опять не дал немцам показать свою силу.

В августе 1198 г. папа Иннокентий III, один из самых выдающихся понтификов в истории, провозгласил новый крестовый поход. Королей папа к походу не призывал, полагая, что именно свара между ними стала причиной неудач предыдущего похода. Ставку, как в 1096-99 гг., решено было сделать на крупных феодалов в надежде, что они будут более послушны Святому Престолу чем могущественные правители Запада.

​Папа Иннокентий III - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Папа Иннокентий III

Ядро армии составили отряды северофранцузских баронов – графов Тибо Шампанского, Людовика Блуасского, Балдуина Фландрского и Симона де Монфора (ноябрь 1199 г.). Постепенно к ним присоединилось несколько крупных феодалов из Германии и Италии, в первую очередь, маркиз Бонифаций Монферратский, брат ветерана Третьего похода Конрада. Общим планом кампании было нападение на Египет, как того хотел Ричард Львиное Сердце. Прибыть к Египту намечалось на венецианских кораблях.

Крестоносцы и Венеция

Участники тех событий сохранили любопытные подробности договора 1201 г. между крестоносцами и Венецией. Так за 85 тыс. кельнских марок серебра (ок. 20 тонн) Венеция обязывалась предоставить транспортные средства и продовольствие на год для 33,5 тыс. крестоносной армии (4,5 тыс. рыцарей, 9 тыс. сержантов, 20 тыс. пехотинцев и 4,5 тыс. лошадей) плюс к этому 50 своих галер. Деньги должны быть выплачены в четыре приема, а будущая добыча поделена пополам. Датой отправки экспедиции указывалось 28 июня 1202 г.

​Венецианская галера XIII-XIV вв. - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Венецианская галера XIII-XIV вв.

Штурм Задара

​Задар. Хорватия. Современное состояние - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Задар. Хорватия. Современное состояние

Святая Земля или Земная Выгода


Предложение было чрезвычайно соблазнительным, сразу решавшим все проблемы с деньгами, нехваткой войск и снабжения, но оно вновь означало нападение на христианский город и в корне меняло весь план похода. Среди крестоносцев шли бурные совещания. Симон де Монфор отказался идти на Константинополь, также как и фламандская эскадра, зимовавшая в Марселе. Но в итоге победила земная выгода, прикрытая изощренной юридической аргументацией. 7 апреля 1203 г. флот крестоносцев вышел из Задара, двигаясь вдоль побережья в направлении острова Корфу. 25 апреля к крестоносцам присоединился претендент на византийский престол Алексей Ангел и в 24 мая армия двинулась в путь держа курс на Константинополь.

Византия накануне падения

Переворот 8 апреля 1195 г. мало изменил положение вещей. Новый властитель, брат предыдущего, Алексей III показал абсолютную беспомощность в своих отношениях с германским императором Генрихом VI, пытаясь того задобрить. Он согласился платить большую дань, для уплаты которой пришлось вводить особый налог и снимать украшения с саркофагов своих предшественников. В 1201 г. болгарский царь Калоян разбил византийское войско, империя была вынуждена заключить тягостный мир. Подобное, конечно, не способствовало популярности правительства и государя. Внутреннее управление было ничуть не лучше. Учитывая вышеизложенное, неудивительно, что к 1203 г. Алексея III презирали и ненавидели все, от немцев, болгар, сербов и франков, до самих греков.

Крестоносцы у стен Константинополя

Вид и величина города произвели на армию огромное впечатление. Несмотря на все кризисы он оставался крупнейшим городом Европы. Его население все еще превышало 250 тыс., тогда как население могущественной Венеции едва достигало 80. Только пять городов тогдашней Европы, помимо Константинополя (Палермо, Севилья, Париж, Милан и Салоники) могли похвастать численностью свыше 100 тыс. и не один свыше 200. Расположение Константинополя вызывало не меньшую зависть: на перекрестке Европы и Азии (восток – запад), в преддверии Черного моря, а значит, Древней Руси, Кавказа и всей Восточной Европы, в преддверии моря Эгейского, а значит, всего Восточного Средиземноморья.

​Стены Константинополя. Современное состояние - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Стены Константинополя. Современное состояние

Топографическое положение и фортификационные сооружения были таковы, что город, казалось, мог выдержать любую осаду. История подтверждала эти впечатления: великая аваро-персидская осада 626 г., две грандиозные осады арабов, попытки болгар, русских и печенегов кончились крахом. Архитектура Константинополя вызывала не меньшее восхищение: Святая София, Буколеон, Влахернский дворец. Только глубокий старик (80-ти(?), 90-та(?) лет), слепой дож Венецианской республики Энрико Дандоло не мог наслаждаться вышеописанной красотой, но он лучше всех знал что делать.

Первый штурм

​Прибытие крестоносцев к Константинополю в 1203 г. - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Прибытие крестоносцев к Константинополю в 1203 г.

План крестоносцев заключался в максимальном использовании своей силы и вражеской слабости, а именно военного флота. Поэтому, было решено атаковать морем, через бухту Золотого Рога. Таким образом, получалось задействовать максимальное количество войск. Армия была разбита на семь отрядов:

  1. Фламандский авангард графа Балдуина Фландрского, чьей задачей было обеспечить высадку армии с помощью большого количества находящихся в его рядах арбалетчиков и лучников;
  2. отряд Генриха Фламандского, брата Балдуина;
  3. отряд Гуго Сен-Польского;
  4. отряд Людовика Блуасского;
  5. отряд шампанцев во главе с Мэтью Монморанси;
  6. отряд бургундцев во главе с Одо де Шамплитом;
  7. арьергард (ломбардцы, тосканцы, немцы, провансальцы) под командованием Бонифация Монферратского;
  8. Флотом руководил дож Дандоло.

Это была очень смелая и даже дерзкая операция, так как атаковать город предполагалось перед лицом численно превосходящей армии. 5 июля Балдуин Фландрский, встречая на удивление слабое сопротивление высадился около Галатской башни, охранявшей вход в бухту. 6 июля башня пала и флот вошел в гавань. Греки укрылись за стенами не предпринимая активных действий. Венецианцы тем временем устанавливали на своих кораблях многочисленные баллисты и катапульты, а франки делали тоже самое на суше. 17 июля начался комбинированный штурм с земли и воды, которым руководил Балдуин Фландрский.

​Штурм Константинополя - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Штурм Константинополя

Второй штурм

1 августа царевич Алексей был коронован как соправитель вернувшегося на трон Исаака II. Крестоносцы расположились в окрестностях города, ожидая обещанного вознаграждения. Осенью, выплатив половину, Алексей принялся хитрить и увиливать. Он оказался между молотом и наковальней.

​Константинополь перед решающим штурмом - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Константинополь перед решающим штурмом

В марте на совете крестоносных вождей было принято решение взять Константинополь силой и посадить там своего императора. 9 апреля 1204 г. начался штурм со стороны Золотого Рога, но он был отбит с большими потерями. Второй штурм 12 апреля продолжался несколько часов. Двум венецианским кораблям удалось подойти вплотную к стене и перекинуть на нее штурмовые лестницы.

​Штурм Константинополя 9 – 13 апреля 1204 г. План - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Штурм Константинополя 9 – 13 апреля 1204 г. План

Одновременно отряду рыцаря Петра Амьенского удалось разломать старые замурованные ворота и ворваться в город. Но отчаянное сражение продолжалось в самом городе. Крестоносцы, пытаясь сломить дух сопротивления, поджигали дома, вызвав грандиозный пожар. Ночью император Алексей Дука бежал и все было кончено.

Разграбление города

Утром 13 апреля было объявлено, что Константинополь на три дня отдается на разграбление. Многие знатные греки в панике покидали город, едва прихватив самое необходимое. Повальный грабеж, естественно, сопровождался убийствами (до 2 тыс.), насилиями и пьянством (опустошение огромных винных погребов). Масштабы награбленного можно было считать преувеличениями потрясенных случившимся хронистов, если бы не документальные и материальные свидетельства, рассыпанные по все Европе. Главными предметами охоты стали драгоценные металлы и мощи святых, ценившиеся в то время не меньше. Общую сумму добычи исчисляют в 800–900 тыс. марок серебром (в 10 раз больше, чем первоначальный контракт 1201 г.), из которой более половины была утаена, а другая разделена согласно договора – четверть будущему императору, 3/8 крестоносцам и 3/8 венецианцам.

​Венеция. Кони Святого Марка — часть венецианской добычи 1204 года - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Венеция. Кони Святого Марка — часть венецианской добычи 1204 года

Разрушенный гигантским пожаром Константинополь, по большей части, не был восстановлен вплоть до завоевания его турецким султаном Мехмедом в 1453 году. Внутри города появились обширные пустыри, а население сократилось на три четверти.

Рождение Латинской Романии

Папский легат Петр Сен-Марсельский без ведома папы освободил крестоносцев от обета похода в Святую Землю. Было не до того. Крестоносцы собирались завоевать всю Византию, основать свою империю. Под руководящей волей дожа Дандоло возникла Латинская империя. Он отклонил фигуру Бонифация Монферратского как будущего императора и поддержал фигуру менее значительную. 16 мая 1204 г. в соборе Св. Софии был венчан на царство граф Балдуин Фландрский, один из вдохновителей Четвертого крестового похода. Патриархом Константинопольским стал венецианец Томазо Морозини. Согласно договора 1201 г. была поделена и остальная территория, которую удалось завоевать. Бонифаций получил Салоники и основал там свое королевство. Другие большие бароны заняли Пелопоннес, Фессалию, Македонию.

​Земли, завоёванные крестоносцами в результате Четвертого крестового похода - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Земли, завоёванные крестоносцами в результате Четвертого крестового похода

Наибольший выигрыш получила Венеция, на чью долю пришлись важнейшие гавани и острова Эгейского региона, исключительное положение в Константинополе и освобождение от принесения вассальной присяги новому императору. С этого времени можно говорить о Венецианской колониальной империи.

Сирийский фронт

В начале XIII века в Палестине держалось перемирие, омрачаемое стычками и инцидентами. Крестоносцы были слишком слабы, чтобы атаковать египетского султана Аль-Адила. Султан боялся спровоцировать боевыми действиями новый крестовый поход. Превосходство мусульман на суше уравновешивалось превосходством христиан на море. И на территорию этого шаткого равновесия с конца 1202 г. начали пребывать партии крестоносцев из Фландрии, Венеции и Марселя. Общее их число едва достигало тысячи, но всех их переполняло желание совершить ратный подвиг во имя Господа.

​Театр военных действий в Сирии 1201–1204 гг. - Крестоносцы против христиан | Warspot.ru

Театр военных действий в Сирии 1201–1204 гг.

Отказавшийся поддержать их энтузиазм иерусалимский король Амальрих был в лицо назван трусом. Отряд Ренара де Дампьера двинулся в Антиохию, но угодил в горную засаду и почти полностью погиб. В ноябре 1203 г. у границ франков появился султан со своей армией, опасавшийся слухов о большом флоте крестоносцев, идущем из Европы. Но флот застрял под Константинополем и поэтому в бой султан не вступил. А в сентябре 1204 г. Амальрих и Аль-Адил заключили 6-летнее перемирие по которому крестоносцам окончательно возвращался Сидон, а также передавались Яффа и Рамла. Так, не столько военные действия, сколько угроза новых крестовых походов заставила пойти Египет на некоторые уступки.

Итоги Четвертого крестового похода

Влияние падения Константинополя на политический ландшафт христианского мира было огромным. Оно затронуло папство, несмотря на внешнее возмущение случившимся, осенившего своим знамением действия крестоносцев; итальянские морские республики, сошедшихся вскоре в жестокой схватке за монополию в Средиземноморье; обретшие независимость балканские государства; греков, поднявшихся на борьбу после катастрофы; Левант и даже Киевскую Русь. Идея крестовых походов, серьёзно опороченная, нуждалась в очищении.

С самого начала Византия играла важнейшую роль в крестоносном движении: как мы помним, именно ради помощи ей была предпринята первая военно-религиозная экспедиция на мусульманский Восток. Но по сути крестоносная идея не вызывала никакого сочувствия у византийцев, так как походы западных рыцарей были в целом не в интересах Византийской империи и даже наносили ей урон. Византия вовсе не собиралась примкнуть к крестовому походу — греки только желали обратить его к своей пользе и стремились к тому, чтобы с помощью крестоносцев вернуть под власть императора захваченные турками земли. В первых трех походах Византия является и союзницей, и препятствием на пути крестоносцев, и это ее двойственное положение приводит к тому, что в 1202–1204 гг. она становится мишенью западных рыцарей. В XIV в., в период поздних крестовых походов, когда Запад начинает осознавать турецкую опасность и стремится защитить христианский мир, Византия снова становится активным партнером западных христиан, но к этому времени она уже превратилась в слабеющую державу, которая неумолимо утрачивает свои позиции.

Дальнейшие факты только подтверждали правомерность опасений византийской принцессы: после возвращения из Святой Земли вождь норманнов Боэмунд Антиохийский в 1106 г. активно пропагандирует новый крестовый поход — против Византии, а во время крестового похода 1147–1149 гг. норманнский правитель Сицилии Рожер II, пользуясь трудностями Византии, наблюдающей за передвижением крестоносных войск, осаждает империю с моря. Влияние прогибеллинских и про-норманнских сил в армии крестоносцев сыграло определенную роль и в трагической девиации крестового похода 1202–1204 гг. А в начавшемся в 1270 г. крестовом походе Людовика Святого норманнские амбиции в отношении Византии разделял и один из самых значительных предводителей экспедиции — Карл Анжуйский. Примеры можно продолжить.

Вечное соперничество и вражда между греками и латинянами находят свое разрешение в крестоносной экспедиции 1202–1204 гг., завершившейся взятием и разграблением Константинополя. Так поразительным образом крестовый поход, изначальная идея которого заключалась в освобождении и защите восточных христиан, в начале XIII в. приводит к военному конфликту между латинянами и Византией. Западные рыцари обвиняют греков-схизматиков в предательстве крестоносного дела, в противоправных действиях и узурпации власти законного правителя и так оправдывают войну против Византии. Греки же окончательно убеждаются в разбойничьем характере крестового похода, в котором венецианцы в своих целях используют алчность крестоносцев, жаждущих заполучить византийские богатства. Сам факт разграбления величайшей столицы мира произвел неизгладимое впечатление на греческий мир и способствовал дальнейшему отчуждению. Именно в 1204 г. политические факторы, наложившись на церковные, в совокупности привели к подлинному расколу христианской Церкви на западную и восточную.

К тому же помимо воинов-крестоносцев византийцы имели дело и с другими латинянами — итальянскими купцами. Венеция, Генуя и Пиза — большие торговые города — вскоре после Первого крестового похода интенсивно осваивают Восточное Средиземноморье и почти во всех византийских городах создают свои коммерческие учреждения. Венеция господствует на островах греческого Архипелага, Генуя — в Черном море, и обе стремятся к главенствующему положению в Константинополе, где византийские императоры предоставляют целые кварталы городам-республикам и одаривают их щедрыми привилегиями. Все это, конечно, способствует своеобразному смешению цивилизаций, но проникновение латинской культуры затрагивает лишь верхушку греческого общества. В целом же соперничество греков и латинян в экономической области, засилье чужеземцев в сфере торговли и ничем не ограниченный произвол итальянских торговцев вызывают протест византийцев. Это недовольство, помноженное на религиозные контроверзы, время от времени приводит к вспышкам гнева, как, например, 2 мая 1182 г., когда византийская чернь устроила в латинском квартале Константинополя жестокий погром, разрушив не только дома богатых латинян, но и церкви, больницы и богадельни. Похоже, это была небольшая прелюдия к тому народному мятежу, который охватит греческую столицу в начале 1204 г., когда простые византийцы восстанут против власти западных рыцарей и их ставленников — восстановленных западными рыцарями на престоле Исаака II Ангела и его сына Алексея III, и все в конечном итоге завершится полным разгромом Константинополя крестоносцами.

С этих пор отношения между Византией и крестоносцами становятся еще более сложными и противоречивыми и в общем безнадежными. После крестового похода 1202–1204 гг., в принципе осужденного Иннокентием III, папы постепенно укрепляются в мысли о том, что греки не только схизматики, но и еретики и враги Церкви, а стало быть, крестовый поход против них вполне правомерен, тем более в целях защиты Латинской империи — этого слабого государства крестоносцев, возникшего на обломках Византии. Однако, как мы видели, походы против византийцев не были очень популярны, да и войны с германским императором и гибеллинами существенно отвлекали внимание Святого Престола; и со временем папы оставили идею крестового похода в Романию ради нового проекта — заключить унию с греческой Церковью. Греки же тем временем не оставляют надежду вернуть Константинополь и восстановить разрушенную крестоносцами Византийскую империю, что в 1261 г. удается никейскому императору Михаилу VIII Палеологу — тем самым Латинская империя прекращает свое существование. Такой поворот событий заставляет папство, желавшее подчинить город латинскому влиянию, изменить свою политику, и вот в 1274 г. римский понтифик Григорий X созывает в Лионе церковный собор, на котором пытается объединить восточное и западное христианство. Собор провозглашает формальную унию, которую, однако, не поддерживают греческие прелаты: ведь Запад предлагал лишь незначительную помощь в обмен на полное подчинение римским догмам, а это не устраивает восточную Церковь. Надо признать, что византийцы вообще были противниками соединения Церквей, считая, что за внешне бескорыстной помощью латинян скрываются сугубо политические интересы. В самом деле, в это время многие правители христианского Запада — от представителей Гогенштауфенов до французского принца и в то время сицилийского короля Карла Анжуйского — лелеяли честолюбивые мечты любыми средствами восстановить Латинскую империю и отвоевать византийские территории. А духовные вожди крестоносцев — папы — думали о том, чтобы, воспользовавшись затруднениями греков, побудить их к союзу с Римом и подчинению византийской Церкви Риму. После Лионского собора папы еще возлагали надежды в этом смысле на Михаила VIII и пытались вести гибкую политику в отношении Византии. Но следующий за Григорием X римский папа Мартин IV, весьма слабый, оказался креатурой Карла Анжуйского, желавшего осуществить прежние антивизантийские проекты норманнов и силой подчинить Византию своему господству. Король Сицилии даже заключил с изгнанным латинским императором Бодуэном II де Куртенэ договор, по которому последний передавал ему право на верховную власть над всеми владениями крестоносцев в прежней Латинской империи, выговорив себе лишь Константинополь и несколько островов в греческом архипелаге. Однако Мартину IV так и не удалось организовать новый крестовый поход, а Карлу Анжуйскому — использовать индульгенции для завоевания Византии: помешала Сицилийская вечерня 1282 г. Тем не менее антивизантийские тенденции в европейской политике продолжают существовать и в XIV в. — ведь, несмотря на падение Латинской империи, титул ее правителя сохранялся, и его примеривали на себя западные государи.

После падения Византии память о ней становится также важной частью культурного и политического воображения Запада. Однако если эпоха Ренессанса еще многое почерпнула у Византии — прямой преемницы Греции и Рима, если в XVII в. династия Бурбонов во Франции проявляла интерес к византийскому церемониалу и многое заимствовала из него для ритуалов придворной жизни, то в XVIII в. образ Византии в глазах европейцев, казалось, окончательно померк. Философы Просвещения стали изображать Восточную империю как олицетворение вероломства в политике и оплот мракобесия и деспотизма, и только через столетие в Европе пробудился интерес к одной из самых блестящих мировых цивилизаций, и тогда европейцы вновь открыли для себя великую культуру. И все же некоторые из созданных еще в эпоху крестовых походов стереотипных представлений о Византии дожили до современности.

Читайте также: