Религиозные конфликты в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

МЕЖРЕЛИГИОЗНЫЙ ДИАЛОГ

Межрелигиозный диалог в России: современное состояние и перспективы

Джаннат Сергей Маркус,
журналист, искусствовед, культуролог

Что такое межрелигиозный диалог (МД) вообще? И в чем его специфика в современной России, каковы перспективы? Эти вопросы лишь кажутся отвлеченно-теоретическими, но на самом деле имеют практический смысл, более того, от их решения (или забвения) зависят судьбы миллионов людей, мир или война с ближайшими соседями.

Парадокс заключается в том, что каждая из религий претендует на тотальное объяснение мира и всецелое овладение всеми сторонами жизни человека, но при этом человечество тысячелетиями остается неоднородным, с разными верованиями. И в итоге различие религий, призванных дать мир душам и объединить людей, сталкивает людей друг с другом, как минимум – в идейных спорах, как максимум – в межрелигиозных войнах. Цель этой статьи – не поиск богословского или философского объяснения этого парадокса, а по возможности объективное историко-социологическое описание МД в России сегодня.

Но сначала стоит уточнить уникальность современного исторического момента: если в Древнем мире, в Средние века и даже в Новое время идейные и военные конфликты на почве веры были локальными, как правило, в масштабах одной страны и между двумя народами или двумя конфессиями, то теперь – при стремительном развитии глобализации – все процессы (как позитивные, так и негативные) резко наращивают темпы и действуют в масштабах планеты. Россия на рубеже XX–XXI веков переживает одновременно два революционных обновления: переход от брежневской модели социализма к постсоветскому капитализму и интеграцию в глобалистские потоки.

Какова же была предыстория МД в нашей стране с эпохи зарождения государственности до новейших перемен?

Религиозные войны в России: мифы и реальность

Однако достаточно заглянуть даже в школьные учебники истории, чтобы убедиться в обратном. Перечислим основные этапы конфликтов, где применялись вооруженные силы, были жертвы и депортации, устанавливалось государственное давление.

Третья межрелигиозная война, точнее даже, серия войн, была духовным сопровождением и идейным обоснованием имперско-колониальных захватов. Это борьба московского, а затем и петербургского самодержавия и Православия против Ислама и всех неправославных верований на территориях, которые с XVI по XX век завоевывала московская Русь – Российская империя в своем продвижении на Восток и Юг: от Казанского ханства и Крыма до Кавказа, Сибири и Аляски.

Пятая война между религиями сопровождала имперское расширение России на запад и север: Польша и Западная Украина, Молдова как провинция Румынии, страны Прибалтики и Финляндия были присоединены к империи, где официально главенствующей верой было Православие. Однако при определенных притеснениях Католичества и разных форм Протестантизма, массовых ссылках духовенства, участвовавшего в сопротивлении, закрытии монастырей и духовных учебных заведений антиправославные гонения и русификация на западном направлении велись несравненно мягче, чем на востоке.

Однако в целом, как только представлялась политическая возможность, народы, соседствующие с запада, быстро восстанавливали свою религиозную идентичность и переходили в контратаку на Православие, воспринимаемое ими как духовную координату российского самодержавия.

Отголоски той войны дают себя знать и сейчас. К началу XXI века все названные западные страны независимы от России и стремятся переориентировать находящиеся на их землях православные общины от подчинения Московскому патриархату – Румынскому или Константинопольскому, создать автономные, автокефальные церкви. А внутри России РПЦ МП крайне болезненно отнеслась к восстановлению бывших до 1917 года структур Католической церкви, заморозила контакты с Ватиканом и даже повлияла на развитие дипломатии МИД РФ с Ватиканом как государством, добилась вытеснения с ведущих позиций священников польского и белорусского происхождения, дабы утвердить имидж Католичества в России как сугубо западноевропейского религиозного меньшинства. МД российского Православия с Католичеством в России сведен к минимуму, пережил в конце 1990-х – начале 2000-х годов почти полную паузу и частично разморожен лишь в последние годы. Главы этих церквей, враждующие с 1054 года, не желают даже формальной личной встречи до сих пор.

Подобно современной умме России, у иудеев страны также закрепился раскол на несколько направлений и ныне действуют два верховных раввина страны. В то время как РПЦ МП пытается публично и законодательно провести свой вариант оцерковления, в частности путем введения курсов ОПК или ДНК в светских школах, иудеи с 1990-х годов закрепили свое присутствие в высшей школе, учредив кафедры библеистики и иудаики в вузах (например, в РГГУ, Москва).

Открытого, многостороннего, на богословском уровне МД с Иудаизмом не ведет ни одна из конфессий России. При этом различные формы еврейского-сионистского-израильского лоббирования оказывают значительное влияние на решение руководством РФ внешнеполитических и экономических вопросов глобального характера и особенно в развитии отношений с США, с арабским миром, Ираном и другими Исламскими странами.

Межконфессиональная картина России в начале XXI века

Подведем в тезисах итог этого неизбежно краткого обзора.

– В XXI век Россия вступила с тяжелейшим грузом нерешенных и накопившихся за столетия межконфессиональных проблем.

– У государства нет собственного органа по регулированию государственно-общественно-конфессиональных отношений (типа министерства или Совета); не сформулирована конфессиональная (и близкая ей национальная) политика; также нет и министерства по делам национальностей (в стране со 140 нациями).

– МД, который вели официальные религиозные деятели в советское время под началом КПСС, переформатирован и резко снизился. Каждая конфессия в условиях демократических свобод выбирает свою линию. Но в последние годы вновь появился государственный заказ: в канун саммита G8 в Петербурге в 2006 году был проведен в Москве первый международный Межрелигиозный саммит, участники которого выразили свои позиции относительно глобальных проблем, намеченных петербургским саммитом.

– Наиболее действенных электронных СМИ (ТВ и радиоканалов) нет ни у одной конфессии России, кроме РПЦ МП.

– Во всех конфессиях отсутствуют специалисты, полностью посвятившие себя изучению, проведению и подготовке кадров для МД.

– Нередко начавшиеся в Средневековье межрелигиозные и тесно с ними переплетенные национальные конфликты повторяются, к примеру, с особым трагизмом и тяжелыми последствиями на Северном Кавказе.

– Нередко нерешенные в МД проблемы мешают развитию дипломатии и бизнеса, например, в финансовых взаимоотношениях с католическим и Исламским секторами мировой экономики.

– Новым дестабилизирующим фактором становится в последние годы резонанс 60-летней интифады в Палестине. Арабо-израильский конфликт, который не является межрелигиозным, но в который все более вовлекается и религиозный фактор и в который изначально включены США, Евросоюз, партнеры РФ на Востоке, раскалывает подспудно и российское общество.

– Глобализация и демографический кризис в России вызывают потребность в миллионных мигрантских потоках. Среди гастарбайтеров лидируют выходцы из стран исламской и китайской культур. Конфессиональный аспект смены пропорций в демографии в сторону неславянских и неправославных народов осознан экспертами, но реальной работы по МД с этой растущей группой не ведется.

– МД в масштабах СНГ представители России ведут нерегулярно, по редким запросам от правительств, только на высшем дипломатическом уровне и декларативно. На практике жизнь граждан СНГ тесно переплетена, но сфера МД, по сути, пущена на самотек – в структурах СНГ, ЕврАзЭС, ШОС нет соответствующих гуманитарных подразделений и программ.

Одно из направлений МД: Православие и Ислам

Ситуация с МД между православными и мусульманами в России – одна из самых непрозрачных и неразработанных, ведь конфликт между Православием и Исламом в России не только обременен неразрешенными историческими травмами, но он, по сути, глубинный, богословский.

В России первым опытом такой работы стала речь президента Путина на праздновании тысячелетия Казани, произнесенная им в течение пяти минут на татарском языке. Это была сенсация, показавшая, что впервые в истории глава Российского государства говорит не по-русски, а на втором языке народов России. Одновременно бывший в Казани глава РПЦ МП не сделал никакого подобного жеста и даже не упомянул жертв 1552 года…

Единственные оазисы вдумчивого поиска МД с Исламом внутри РПЦ МП – в работах митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима), близко знающего мусульманские реалии своей епархии, и священника Олега Стеняева в Москве, серьезно изучающего источники.

Причина вопиющего противоречия между декларациями и практикой лежит в богословии, определяющем готовность (или неготовность) сторон к МД. Налицо теоретическая готовность Ислама при явной неготовности Православия.

Если вернуться к оценке исламо-пра-вославного диалога в России, то нужно отметить, что среди всех деноминаций Православия попытки МД с мусульманами ведут только деятели РПЦ МП, в то время как старообрядцы, сторонники автокефальных, истинно православных и прочих ветвей эту тему избегают вообще. Со стороны мусульман также вступают в МД только структуры суннитских СМР (Совета муфтиев России), ЦДУМ (Центрального духовного управления мусульман), КЦ МСК (Координационного центра мусульман Северного Кавказа), но в нем не участвуют шииты России.

Есть ли у МД в России перспективы?

Говоря кратко, пора преодолеть феодальную психологию, отказаться от протокольной имитации МД советского периода и найти сугубо российские решения сугубо российских проблем на основе изучения мирового опыта МД и межнационального примирения, реабилитации воевавших друг против друга народов. Надо найти современные технологии этой тонкой духовной работы. Иначе тени непреодоленного прошлого будут мстить нашему будущему.

А чтобы не было того, нужна воля. Государства, каждой из конфессий, каждого верующего гражданина.

В современном мире экстремизм превратился в широко практикуемый различного рода религиозными, политическими, националистическими движениями способ силового разрешения целого ряда острых проблем. Проявляющийся время от времени в открытой форме, он представляет угрозу для стабильности всего мирового сообщества, так как глобализация превратила региональные угрозы во всеобщие. На этом фоне четко проявляется актуальность в изучении экстремизма.

Целью работы является рассмотрение экстремизма как религиозного конфликта.

В соответствии с поставленной целью, предполагается решение следующих задач:

1. рассмотреть сущность понятия "религия";

2. охарактеризовать понятие "религиозный конфликт";

3. выявить религиозные черты экстремизма;

4. охарактеризовать религиозно-политический экстремизм.

Перечисленные выше задачи и цель обусловили выбор объекта и предмета исследования.

Объект исследования - религиозный экстремизм.

Предмет - религия, религиозный конфликт, понятие и признаки экстремизма, религиозно-политический экстремизм.

Глава 1. Религиозные конфликты

Сущность религии

Под религией, относящейся к сфере духовной культуры, понимают взгляды и представления людей, а также соответствующую деятельность, которые основаны на вере в сверхъестественные, неприродные силы.

Для религиозного мировоззрения характерны деление жизни на земную и небесную, потустороннюю, и признание бессмертия души, наличия связи между человеком и Богом, поклонение божественным силам.

В структуру религии обычно включают религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание как совокупность представлений, взглядов, идей, настроений, эмоций выражает отношение человека и общества к реальному существованию сверхъестественного, потустороннего.

Религиозный культ - это система утвердившихся ритуалов, обрядов внешняя форма проявления веры. К культу относят, например, крестное знамение, поклоны, крестный ход, крещение, молитвы, богослужение, религиозные праздники и т.д.

Организационными формами религии являются церковь и секты.

Церковь представляет собой религиозную организацию духовенства и верующих, основанных на общности верования и религиозного культа. Секты - это отколовшиеся от церкви религиозные общины, сохранившие основы верования, которые присущи той или иной церкви, но отличающиеся от нее некоторыми особенностями религиозного учения и культа.

Возникновение религии относят к периоду относительно высокой ступени развития первобытного общества (40-50 тыс. лет назад). В настоящее время существует множество различного рода религиозных верований и церковных организаций. Это связано с тем, что хотя вера в сверхъестественное является признаком всех религий, понимание этого сверхъестественного и формы поклонения ему у разных людей в ряде мест ранних религиозных форм исповедаются национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) и мировые религии. Особое место занимают мировые религии, имеющие своих приверженцев по всему свету, независимо от государственных границ и политических режимов. К ним относят буддизм, христианство и ислам с их многочисленными ответвлениями, церквями и сектами.

Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

Важнейшей функцией религии является удовлетворение мистической потребности — успокоение тайных душевных сил, приведение в порядок чувств и мыслей человека.

Регулятивная функция заключается в создании и обосновании норм общественного поведения, которые регулируют поведение человека во всех, даже в самых интимных отношениях, таких как питание и сексуальная сфера.

Коммуникативная функция проявляется в том, что люди вступают в отношения между собой, общаются по поводу отправления религиозных обрядов; религия объединяет людей одной конфессии, даст им определенные мировоззренческие ориентиры.

Воспитательная функция заключается в том, что религия способствует социализации индивида, прививая определенные правила и навыки поведения в обществе, формируя систему ценностей, включающую и общечеловеческие.

Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства.

Религиозный конфликт и религиозная ситуация в современной России

"Печально, но это факт человеческой истории - религия была главным источником конфликтов"[1].

Под религиозным конфликтом понимается "противостояние представителей различны вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию, с одной стороны, борьба под религиозными лозунгами за власть сферы влияния, привилегии - с другой"[2]. Религиозная нетерпимость выражается в самых различных формах. В их числе:

· обвинение представителей другой религии в социальных бедах;

· разжигание конфликтов и войн под религиозными знаменами;

· переплетение религиозных различий с классовым и этническим неравенством и справедливостью.

Стремление представителей разных религий изменить несправедливый, по их мнению, общественный порядок, добиться перераспределения материальных ресурсов, власти выливается в открытое противостояние и борьбу. В этих случаях религиозные движения придают особую остроту социальным противоречиям и конфликтам. В результате религиозный фанатизм становится одной из движущих сил конфликта.

Вместе с тем конфликт с властью, с обществом может служить источником единения внутри религиозной группы. Поэтому некоторые религиозные лидеры культивируют конфликт с внешним миром, так как, чем он сильнее, тем прочнее внутреннее единение групп. вражда между "своими" и "чужими" создает чувство общности, внутренней сплоченности, побуждает искать опору только у "своих". Растущая интеграция "гонимой" религиозной группы может стимулировать увеличение числа сторонников данной религии.

Неудивительно, что многие сомневаются относительно того, какое место занимает религия в человеческом обществе. Но, если вдуматься в это, мы увидим, что конфликты во имя религии возникают из двух основных источников. Часть споров происходит просто в результате религиозных отличий - догматического, культурного и практического несовпадения двух религий. Но есть и конфликты, причина которых лежит в политике, экономике и прочих факторах, в основном на институциональном уровне.

Россия исторически является многоконфессиональной страной, где представлены все мировые религии и имеются течения сектантской направленности. Поэтому и существуют возможности возникновения конфликтных ситуаций, причиной которых может стать религия.

К конфликтогенным факторам современной религиозной ситуации в России могут быть отнесены:

1. опасность активного вторжения в политическую жизнь страны. Начавшийся в годы перестройки процесс возрождения религиозного сознания стал активно использоваться определенными силами в стране в качестве орудия политической борьбы;

2. быстрые темпы религиозного возрождения создают почву для развития амбициозных настроений среди духовенства различных конфессий. Например, появилась прослойка исламских лидеров, которые выступают за признание ислама в качестве государственной религии в той или иной республике России;

3. стимулирование межнациональных противоречий и конфликтов на религиозной почве. В ситуации, когда коммунистическая идеология утратила свое влияние, а новая не сформирована, происходит подъем национального самосознания. Религиозные ритуалы все чаще предстают в качестве символов национальной культуры, языка и традиций[3].

По существу происходит формирование национально-конфессионального признака, когда религия и национальная культура, национальное самосознание выступают как единое целое и воспринимаются значительной частью населения не только в контексте мировоззрения, норм поведения и поступков каждого человека, но и в качестве основы общественной жизни и деятельности государства.

4. усиление позиций исламского экстремизма, оказывающего огромное воздействие на ситуацию в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах. Сложившаяся ситуация на Северном Кавказе политическая и социально-экономическая обстановка способствует распространению идей панисламизма, провоцирует дальнейшее усиление самых агрессивных форм фундаментализма.

Источником опасности нарушения межрелигиозного конфликта и согласия в России выступают религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм, с одной стороны, множество нетрадиционных религий и религиозных течений деструктивного толока - с другой. Мощные возможности религии воздействовать на многочисленные слои населения, на их сознание и поведение, в том числе и на противоправное, определяют необходимость постоянного анализа процессов, определяют необходимость постоянного анализа процессов, происходящих в религиозной среде и способствующих возникновению религиозных конфликтов.

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.

У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей - Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг "революционных аятолл", который сделал возможным победу фракции "обновителей".

Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас - 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.

Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово "имам", которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР

В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в "страдательной", так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на "белой" территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.

Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной - независимой - церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы - отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.

6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.

По мнению "теологов освобождения", жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического "джихада" - революционной религиозной войны против капитала.

В принципе, появление "теологии освобождения" есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.

Надо отметить, что феномен "теологии освобождения" нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для "теологов освобождения", да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера - Че Геваре.


Айла
HoroWolf


Эта тема крайне животрепещущая для многих людей, относящих себя к моему народу, этой истории уже много веков, но она и по сей день имеет отголоски в обществе наших дней. Думаю, есть необходимость в выводе этой темы на большой диалог с миром.

Для начала, давайте вспомним основы, и возьмём общепринятую модель истории.


Дьяковская культура существует с VII (7) века до нашей эры. В пятом веке рассвет ДК заканчивается, и к VIII (8) веку исчезают её следы, к IX−X (9−10) векам земли начинают активно заселять славяне, условно названные Вятичами и Кривичами, но Славян по началу было мало, о чё свидетельствует то, что топонимы сохраняли финно-угорские названия, и могли бы переняты славянами у всё ещё остававшегося коренного населения.


Карта компактного проживая финно-угров и приблизительные ареалы средневековых племен, наложенные на карту современной России

…и муромский князь Георгий Давидович вошёл в землю мордовскую Пургасову волость, пожёг и потравил посевы, и перебил скот, пленных послал назад, а мордва убегала в леса свои, а кто не убежал, тех перебили наехавшие Георгиевы молодцы.

…Пришла мордва с Пургасом к (Нижнему) Новгороду, и отбили их новгородцы. И зажгли монастырь святой Богородицы и церковь, которые были вне города. В тот же день и уехали прочь, взяв своих убитых. В том же году победил Пургаса Пурешев сын с половцами и перебил мордву всю и русь Пургасову, а Пургас едва успел утечь.

Современный мордовский язык подразделяется на два основных диалекта: эрзянский и мокшанский. Как основной выберем эрзянский, как наиболее распространенный и общеупотребляемый.

Красивое (красное) место: МАЗый КУВА => МАС КУВА => МАСКВА => МОСКВА

Примеры топонимов с эрзянским словом КУВА = место. КУСКОВО. ЩЕЛКОВО. СЕРПУХОВ…

Есть ли в Подмосковье топонимы с элементом КУВА? Оказывается, есть и не один. Вот некоторые из самых известных.

КУЧКОВО, по утверждению ОИ так называлось в древности селение, на месте которого была построена Москва.

Вельяминов-Зернов В. В. Исследование о касимовских царях и царевичах. — СПб., 1863. −4.1. — С.558



Из открытых источников.

Тут ссылаются на Словарь Фасмера; точки зрения А. И. Соболевского, А. И. Преображенского и др.

Тут ссылаются на Расовский Д.А. Половцы, торки, печенеги, берендеи. — 2016. — С. 13.

Изображение половцев в Радзивилловской летописи.


Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Фреска, с изображением Венгерского Короля Ладислава (Ласло) I, и Куманского воина справа.


Фреска в укрепленной церкви из Дарджиу (Румыния)

Не буду вдаваться в рассуждении, выводы Вы можете сделать сами.

Однако, вернёмся к основной теме, о становлении России и её методах ведения национально-религиозной политики. Сказать по-честному нападением в те времена подвергались не только представители моего народа. Небольшая цитатка о миролюбивом и самом православном из Русских царей Иване Грозном.

И если бы всё закончилось тогда, это было бы ещё пол беды, но притеснения по вере происходили всю историю Российской Империи, и только после 1917 года это прекратилось, сейчас, церковь снова подминает всё под себя, и это ничем хорошим кончиться не может. Ведь самое главное, чему нас научила Советская Эпоха, так это то, что все люди равны, и все имеют право на хорошую жизнь, а сейчас про это начали усердно забывать.

Люди, очнитесь, нам нужно жить в мире и дружбе!
Не надо провоцировать конфликты, ведь все мы люди!

Помните, конфликты не ведут ни к чему хорошему, надо договариваться!

Читайте также: